Исторический журнал: научные исследования - рубрика Этнография и этнология
по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Исторический журнал: научные исследования" > Рубрика "Этнография и этнология"
Этнография и этнология
БАКШЕЕВ Е. . - Двустадийная погребальная обрядность в традиционных обществах как историко-культурологическая проблема (на примере Японии, Окинавы, Китая и других культур Азиатско-Тихоокеанского региона)
Аннотация: В статье обосновывается понятие «двустадийная погребальная обрядность»; на примере Японии, Окинавы, Китая и других культур Азиатско-Тихоокеанского региона феномен такой обрядности в традиционных обществах рассмотрен как историко-культурологическая проблема. Показано, что в этих обществах тело и останки, которыми манипулируют в процессе двустадийной погребальной обрядности, выступают символами их культурных систем.
Кулагин А.А. - ЭТНИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДРУЗСКОЙ ОБЩИНЫ
Аннотация: Данная статья посвящена краткому культурно-этнографическому анализу друзского этноса. В первой части статьи автор рассказывает о современном демографическом распределению друзов на территории стран Ближнего Востока. Во второй части статьи рассказывается о культурных и религиозных основаниях этнической идентичности друзов, а так же уделяется внимание обоснованию социальной сплоченности членов общины.
Е. С. Бакшеев - Двустадийная погребальная обрядность в традиционных обществах как историко-культурологическая проблема (на примере Японии, Окинавы, Китая и других культур Азиатско- Тихоокеанского региона) c. 0-0
Аннотация: в статье обосновывается понятие «двустадийная погребальная обрядность»; на примере Японии, Окинавы, Китая и других культур Азиатско-Тихоокеанского региона феномен такой обрядности в традиционных обществах рассмотрен как историко-культурологическая проблема. Показано, что в этих обществах тело и останки, которыми манипулируют в процессе двустадийной погребальной обрядности, выступают символами их культурных систем.
Зиннатуллина Г.И. - Гадания в традиционной культуре сибирских татар c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0609.2024.1.69421

EDN: CCULQN

Аннотация: Целью настоящей статьи является описание, изучение и анализ традиционных способов гадания в культуре татар Западной Сибири. Подобные практики занимают важное место в духовном наследии народа. Они представляют собой ценный материал по изучению традиционной культуры народа, его мировоззрения. Позволяют выделить трансформацию мировоззрения народа под влиянием тех или иных культур. Данные способы гадания имели широкое применение в народе в прошлом, а некоторые сохранились и применяются по сей день. Базой для исследования послужили этнографические источники, и полевые материалы, собранные автором в 2002-2023 гг. Методологической основой для статьи послужили труды отечественных исследователей в области истории и традиционной культуры тюркских и мусульманских народов. В работе дан историко-сравнительный анализ традиционных обрядов гадания, распространённых среди татар Западной Сибири. Новизна данного исследования заключается в том, что в статье впервые зафиксирован и описан способ гадания у сибирских татар под названием «тастар тарту», который, по имеющимся сведениям, на данный момент, был распространён только среди татар Западной Сибири. Кроме того, в статье приводится историко-сравнительный анализ таких способов гадания как «ногыт булу», «китап ацу», с другими тюркскими и монгольскими народами. Исследование показало, что некоторые описанные способы гадания в среде сибирских татар возникнув на основе общеалтайской, тюркской традиции в ранний период, трансформировались под влиянием мусульманского мировоззрения в поздний период. Также через исламскую культуру у сибирских татар начинают распространятся способы гаданий других мусульманских народов.
Воронцова О.В., Плоцкая О.А. - Формирование обычно-правовых механизмов общественного экологического контроля: опыт пермских народов

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.1.14586

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является институт общественного экологического контроля на примере опыта пермских финно-угорских народов России, ведущих традиционный образ жизни, связанный с рыболовством, охотой, собирательством, оленеводством. К таким народам относятся: особый коми (зырянский) социокультурный этно-тип, включающий в себя восемь этнографических групп (удорцы, ижемцы, вымичи, верхнепечорцы, сысольцы, прилузцы, нижневычегодцы, верхневычегодцы), сознающих единство своего происхождения, закреплённое в самосознании, имеющих общую территорию, язык, психологический склад и особую соционормативную этническую культуру, а также близко родственные к зырянскому социокультурному этно-типу удмурты и коми (пермяки). Предмет исследования – отдельные исторические источники и данные, приведенные из современных средств массовой информации, раскрывающие отдельные вопросы становления участия общественности в разрешении экологических проблем. Авторами отдельно рассмотрены примеры участия в реализации механизма общественного экологического контроля Межрегионального общественного движения коми-ижемцев «Изьватас», Комитета защиты среды обитания населения Ижемского района и др. Методологическую основу составили философские методы (диалектический, метафизический, феноменологический), общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом (наблюдение, измерение и др.), так и на теоретическом уровне познания (идеализация, формализация, моделирование). В работе также использованы частнонаучные методы познания (сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие), применяемые в таких науках, как история, экология, социология, экологическое право, и т.д.), и методы междисциплинарного исследования, как совокупность ряда интегративных способов, существующих на стыке различных научных дисциплин. Данное исследование представляет собой первую комплексную попытку изучения исторического опыта участия общественности в разрешении экологических проблем на примере опыта пермских финно-угорских народов России, ведущих традиционный образ жизни, связанный с рыболовством, охотой, собирательством, оленеводством, в том числе особый коми (зырянский) социокультурный этно-тип, включающий в себя восемь этнографических групп. В качестве выводов предложены конкретные примеры участия коми-ижемцев и других субъектов общественного экологического контроля в охране окружающей среды.
Воронцова О.В., Плоцкая О.А. - Формирование обычно-правовых механизмов общественного экологического контроля: опыт пермских народов c. 17-23

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.1.67649

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является институт общественного экологического контроля на примере опыта пермских финно-угорских народов России, ведущих традиционный образ жизни, связанный с рыболовством, охотой, собирательством, оленеводством. К таким народам относятся: особый коми (зырянский) социокультурный этно-тип, включающий в себя восемь этнографических групп (удорцы, ижемцы, вымичи, верхнепечорцы, сысольцы, прилузцы, нижневычегодцы, верхневычегодцы), сознающих единство своего происхождения, закреплённое в самосознании, имеющих общую территорию, язык, психологический склад и особую соционормативную этническую культуру, а также близко родственные к зырянскому социокультурному этно-типу удмурты и коми (пермяки). Предмет исследования – отдельные исторические источники и данные, приведенные из современных средств массовой информации, раскрывающие отдельные вопросы становления участия общественности в разрешении экологических проблем. Авторами отдельно рассмотрены примеры участия в реализации механизма общественного экологического контроля Межрегионального общественного движения коми-ижемцев «Изьватас», Комитета защиты среды обитания населения Ижемского района и др. Методологическую основу составили философские методы (диалектический, метафизический, феноменологический), общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом (наблюдение, измерение и др.), так и на теоретическом уровне познания (идеализация, формализация, моделирование). В работе также использованы частнонаучные методы познания (сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие), применяемые в таких науках, как история, экология, социология, экологическое право, и т.д.), и методы междисциплинарного исследования, как совокупность ряда интегративных способов, существующих на стыке различных научных дисциплин. Данное исследование представляет собой первую комплексную попытку изучения исторического опыта участия общественности в разрешении экологических проблем на примере опыта пермских финно-угорских народов России, ведущих традиционный образ жизни, связанный с рыболовством, охотой, собирательством, оленеводством, в том числе особый коми (зырянский) социокультурный этно-тип, включающий в себя восемь этнографических групп. В качестве выводов предложены конкретные примеры участия коми-ижемцев и других субъектов общественного экологического контроля в охране окружающей среды.
Гоголев А.И., Яковлева К.М., Михайлова С.М., Михайлова С.А. - Национальный праздник якутов – Ысыах: традиции и современность c. 19-34

DOI:
10.7256/2454-0609.2024.1.69289

EDN: MALATM

Аннотация: Предметом исследования является трансформация обрядов и ритуалов в структурной части традиционного праздника Ысыах у якутов. В традиционном понимании якутов ысыах являлся календарно-обрядовым праздником после которого начинался хозяйственный скотоводческий год. Кроме этого традиционный праздник ярко отображал религиозные представления якутов – получение благословения от светлых божеств Айыы. В данном празднестве отображался южный этнокультурный компонент – культ неба и небесных светил, в особенности – культ солнца (вера в Үрүн Аар тойона). В ходе генезиса и трансформации данного праздника через призму исторических периодов происходит трансформация облика праздника, религиозных представлений, однако в рамках обрядов и ритуалов сохраняется использование ритуальной посуды, пищи. В работе главным образом предмет исследования раскрывается через призму традиций и современности. Работа поделена на структуру и обряды традиционного праздника в первой части, во второй половине представлены материалы авторов по современному празднованию Ысыах в 2022 году на территории Вилюйской группы улусов РС(Я). Основными методами в статье выступают диахронный, метод включенного наблюдения, а также интервьюирование. Новизна исследования заключается в том, что национальный праздник Ысыах рассмотрен в рамках его генезиса, от традиций к современности. Сегодня праздник является важным этнокультурным и региональным событием на территории РС(Я), в работе приводятся актуальные материалы Ысыахов Олонхо и местного городского на территории вилюйской группы улусов за 2022 год. В работе приводятся материалы традиционного Ысыаха, делящегося на три важных структурных элемента, сохранившихся по сей день. По итогу работы авторы приходят к выводу, что несмотря на исторические условия через которые прошел данный праздник, он сохранил в себе первоначальную задумку: начало нового хозяйственного цикла (т. н. Новый Год), рождение природы, поклонение светлым божествам Айыы, сохранение сакральности пищи в обрядах и ритуалах.
Рязанова Э.Ф. - Факторы принятия немцами ислама: опыт этноконфессионального исследования c. 21-28

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.2.29045

Аннотация: Статья посвящена немцам (так называемым конвертитам), принявшим ислам, которые родились и проживают на территории земли Мекленбург-Передняя Померания ФРГ. Предметом исследования является определение факторов религиозной конверсии. Основной задачей было выяснить, какие мотивы повлияли на принятие немцами ислама. Автор анализирует связь между решением о принятии ислама с местом проживания новообращенных мусульман, влиянием политических настроений внутри немецкого общества по отношению к мусульманам-иммигрантам, семейными обстоятельствами и культурными предпочтениями. Статья написана на полевом материале автора. Использовались методы полевого этнографического наблюдения, неформализованного интервьюирования, а также анализ литературы по теме. Научная новизна исследования заключается в том, что это первое в отечественной историографии исследование причин обращения немцев в ислам, проведенное на полевом материале. Автор приходит к выводам, что на решение немцев принять ислам не оказывают заметного влияния политический и территориальный факторы. Не препятствует конверсии и оторванность от мусульманского мира. Негативные настроения по отношению к мусульманам также не играют весомой роли в осознанном выборе о переходе в религию. Главными мотивами принятия ислама оказались личностный и семейный.
А. А. Кулагин - Этническая и религиозная идентификация друзской общины c. 21-25
Аннотация: в статье производится культурно-этнографический анализ друзского этноса. В ней освещается современное распределение друзов на территории стран Ближнего Востока, показываются культурные и религиозные основания этнической идентичности друзов, выявляется социальная сплоченность членов общины.
Кузьмин С.Б., Данько Л.В. - Палеоэкологические модели этногенеза

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.1.16598

Аннотация: Предметом исследований являются взаимодействия между этническими сообществами и окружающей природной средой в процессе этногенеза. Объектами исследований выступают палеоэкологические модели этногенеза на модельной территории Прибайкалья - Приольхонье. Автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как адаптивное традиционное природопользование, связь хозяйственных технологий и культуры с изменениями природной среды и климата, пассионарное энергетическое наполнение этноса. Особое внимание уделено синергетическому моделированию этноприродных систем для выявления тех их особенностей, которые не могут быть определены стандартными методами этнологии, географии, истории, антропологии, экологии. Использован методический аппарат общей теории систем, синергетического моделирования, системно-статистический, историко-генетический, этносоциокультурный, сравнительно-географический и некоторые другие методы Научная новизна работы заключается в использования общей теории систем для палеоэкологического моделирования этноприродных взаимодействий, в результате чего получены оригинальные данные. Также на эснове этого моделирования подробно изложена история освоения Приольхонья. Моделирование этноприродных систем опирается на теорию конструирования моделей прошлого, на исследование социумов и культур разных исторических эпох в их динамике, пространственном и временном сопряжении, в выявлении их связи с природными условиями, эволюцией и динамикой окружающей природной среды. Поставленные вопросы и полученные данные помогут стимулировать региональные исследования исторического опыта взаимодействий человека и природы. Исторический опыт этноприродных взаимодействий и их палеоэкологические модели позволяют нам определить наиболее существенные моменты для экономического территориального и ландшафтного планирования в регионе сегодня. Их последовательная реализация позволит выделить и обосновать механизмы функционирования устойчивых этноприродных систем, которые послужат основой для разработки и апробации перспективных стратегий природопользования в административных единицах Российской Федерации, обеспечит сплоченность, упорядоченность и соподчиненность всех административно-территориальных, социально-экономических и политических структур общества.
Кузьмин С.Б., Данько Л.В. - Палеоэкологические модели этногенеза c. 24-39

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.1.67650

Аннотация: Предметом исследований являются взаимодействия между этническими сообществами и окружающей природной средой в процессе этногенеза. Объектами исследований выступают палеоэкологические модели этногенеза на модельной территории Прибайкалья - Приольхонье. Автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как адаптивное традиционное природопользование, связь хозяйственных технологий и культуры с изменениями природной среды и климата, пассионарное энергетическое наполнение этноса. Особое внимание уделено синергетическому моделированию этноприродных систем для выявления тех их особенностей, которые не могут быть определены стандартными методами этнологии, географии, истории, антропологии, экологии. Использован методический аппарат общей теории систем, синергетического моделирования, системно-статистический, историко-генетический, этносоциокультурный, сравнительно-географический и некоторые другие методы Научная новизна работы заключается в использования общей теории систем для палеоэкологического моделирования этноприродных взаимодействий, в результате чего получены оригинальные данные. Также на эснове этого моделирования подробно изложена история освоения Приольхонья. Моделирование этноприродных систем опирается на теорию конструирования моделей прошлого, на исследование социумов и культур разных исторических эпох в их динамике, пространственном и временном сопряжении, в выявлении их связи с природными условиями, эволюцией и динамикой окружающей природной среды. Поставленные вопросы и полученные данные помогут стимулировать региональные исследования исторического опыта взаимодействий человека и природы. Исторический опыт этноприродных взаимодействий и их палеоэкологические модели позволяют нам определить наиболее существенные моменты для экономического территориального и ландшафтного планирования в регионе сегодня. Их последовательная реализация позволит выделить и обосновать механизмы функционирования устойчивых этноприродных систем, которые послужат основой для разработки и апробации перспективных стратегий природопользования в административных единицах Российской Федерации, обеспечит сплоченность, упорядоченность и соподчиненность всех административно-территориальных, социально-экономических и политических структур общества.
Иликаев А.С., Шарипов Р.Г. - Параллели в лунарных мифах тюрков, монгольских народов и восточных финно-угров c. 26-41

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.5.43977

EDN: XMZINY

Аннотация: Предметом данного исследования выступают параллели в лунарных мифах тюрков (древних тюрков), монгольских народов и восточных финно-угров (мордвы, марийцев, коми, удмуртов). До сих пор лунарные мотивы в верованиях указанных этносов специально между собой не сопоставлялись. В статье авторами сделала попытка на основании сравнительного анализа мифологических образов и сюжетов, а конкретно – лунарных мифов, являющихся по сути универсальными для практически всех народов мира, привести дополнительные аргументы в пользу подтверждения гипотезы В.В. Напольских о существовании особой северноазиатской общности мифологий народов Северной Евразии. На базе проведенного обзорного анализа, авторы пришли к следующим выводам. Во-первых, у тюрков, монгольских народов и восточных финно-угров божество луны оказывается, прежде всего, мужским божеством, тесно связанным с подземным миром и образом бога смерти. Во-вторых, другим специфическим урало-алтайским элементом выступает мифологема о происхождении месяца из воды. В-третьих, в мифологии тюрков, монгольских народов и восточных финно-угров божества луны, скорее всего, восходят к тотемам в виде птиц (прежде всего водоплавающих), быка, вероятно имеющего большее отношение к водной стихии. В-четвертых, для урало-атайских народов также характерен мотив пастуха-луны и божества дикой природы, что не исключает универсального происхождения сюжета. При этом характерной особенностью тюркских, монгольских и финно-угорских мифов выступает связь луны с водными драконами. Таким образом, предположение В.В. Напольских о существовании северноазиатского мифологического союза получает дополнительную поддержку. В качестве побочного вывода, полученного в результате работы над статьей, можно говорить о возможном общем источнике мифологемы о связи волка и луны у тюрков, восточных финно-угров и некоторых индоевропейских этносов (осетинов, скандинавов).
Дорджиева Е.В. - А. Ф. Воейков и «Описание калмыцкого народа» c. 38-54

DOI:
10.7256/2454-0609.2024.2.69728

EDN: GBHNDB

Аннотация: Объектом исследования является восприятие «внутренним» путешественником кочевого народа Российской империи на примере калмыков. Материалом исследования стало «Описание калмыцкого народа» поэта, переводчика и издателя А. Ф. Воейкова (1779-1839), основу которого составили дневники путешествия по югу России в 1813 году. В путевых записках литератор уделяет особое внимание осмыслению нравов и традиций калмыков. Исследование авторского нарратива проведено с целью выявления мотивов обращения к истории калмыков, изучения их образа, созданного путешественником с помощью лингвистических средств, особенностей репрезентации «чужого» пространства, способов «ментального присоединения» провинции. Актуальность обращения к работе Воейкова обусловлена малой степенью использования данного произведения в калмыковедении. Содержание образа калмыков исследуется в контексте традиции отношения к кочевникам, сложившейся в литературе путешествий первой половины XIX века. Историко-биографический метод позволил выявить, как личность А. Ф. Воейкова проявилась в его произведении. В качестве теоретической базы привлечены труды исследователей его биографии и литературного творчества. С помощью историко-системного метода изучен политический и идеологический контекст обращения литератора к истории калмыков. Научная новизна состоит в обращении к малоизученному историко-этнографическому очерку, в выявлении возможности его использования в научном обороте. Анализ «Описания» позволил выявить его историко-этнографический характер. Цели литератора заключались в просвещении читателей журнала «Сын Отечества», донесении до них информации об истории, образе жизни, хозяйстве, повседневности, религии, культуре кочевников, сравнение с которыми укрепляло собственную идентичность. Вместе с тем, травелог Воейкова использует традиции колонизирующего путешествия. Описание Калмыцкой степи осмысляется как имперское пересоздание диких земель, созидание цивилизации и утверждение российской государственности. Литературный опыт позволил Воейкову интерпретировать подмеченные особенности образа жизни и ведения хозяйства калмыков, умело использовать труды своих предшественников и устные сведения компетентных лиц. Возможность использовать представленные в статье результаты как для дальнейшего изучения наследия А. Ф. Воейкова, так и для исследования истории калмыцкого народа определяют практическую значимость работы.
Федоров С.И., Семенов А.А. - Традиции почитания медведя в праздновании «курум» у якутов c. 42-49

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.5.44012

EDN: YMPIRM

Аннотация: В данной статье приведены результаты исследования медвежьего образа в охотничьей культуре якутов и медвежьего праздника у якутов «курум». Целью является выявление у якутов медвежьего праздника. Культ почитания медведя прослеживается у многих народов Сибири, но до позднего времени считалось, что у якутов нет медвежьего праздника, лишь в XIX в веке Р. К. Маак зафиксировал в Вилюйском округе Якутии медвежий праздник среди якутов и тунгусского населения. Медвежий праздник прослеживается и у тунгусского населения в Вилюйском округе, где они тесно проживали с местными якутами и вступали в различные связи, что скорее всего вызвало принятием якутами некоторых тунгусских традиций. Источниковой базой работы служат этнографические материалы исследователей XIX-XX вв., а также ранее не опубликованные полевые материалы, собранные в Сунтарском районе Республики Саха (Якутия). Основным выводом проведенного исследования является то, что в формировании медвежьего ритуала «курум» у Вилюйских якутов приняло активное участие тунгусское население Вилюйского округа, у которого был довольно сильно развитый культ медведя. В центральных и Северных районах Якутии праздник «курум» как медвежий ритуал не упоминается, иными словами, не получил широкого распространения, хотя сам термин встречается в лексиконе якутов и означает свадебное пиршество.
Тхамокова И.Х. - Традиционное хозяйство и культурные ландшафты Шапсугии в первой половине XIX в. c. 51-60

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.6.34564

Аннотация: Шапсуги в первой половине XIX в. были самой крупной группой адыгов и расселялись в нескольких природных зонах северо-западного Кавказа – на равнине, в предгорьях, в горах, на Черноморском побережье Кавказа. В статье исследуется взаимовлияние традиционного хозяйства и культурных ландшафтов Шапсугии, т.е. зависимость земледелия и скотоводства того периода от ландшафта и других природных условий, и преобразование ландшафтов в ходе хозяйственной деятельности людей. В статье реализован этноэкологический подход, и применяется сравнительный метод, позволяющий выявить особенности хозяйственной деятельности и культурных ландшафтов в различных частях Шапсугии, а также основные варианты адаптации шапсугов к природной среде. Такое сравнительное исследование проведено впервые. Ранее этот вопрос не вызывал достаточного интереса у ученых. Сделан вывод о том, что у шапсугов существовали различные способы адаптации к природной среде. Это выражалось в различном соотношении земледелия, скотоводства и садоводства на равнине и в горах, в использовании различных агротехнических приемов, в выращивании различных видов сельскохозяйственных культур и в разведении различных видов и пород скота. Отмечено также, что культурные ландшафты равнинной Шапсугии имели большое сходство с другими равнинными районами северо-западного Кавказа, населенными адыгами, а черноморское побережье – с более южными землями, где жили убыхи, садзы, абхазы.
Соловей Т.Д. - Между интуицией и рацио. Исследовательские стратегии в этнологической науке

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.1.15624

Аннотация: Хотя структура и содержание «этнографического поля» радикально трансформировались, а сама этнологическая наука, очевидно, переориентируется с этнической на культурно-антропологическую орбиту, миф об этнографии как преимущественно полевой дисциплине сохраняет свое инерционное влияние в профессиональной среде. Однако научные практики – в прошлом и настоящем – свидетельствуют, скорее, о множественности исследовательских стратегий (в том числе, различных их комбинаций), чем о доминировании единственной. Эффективность той или иной стратегии определяется ее научной результативностью. В авторской гипотезе эмпирика и теоретическое обобщение – это не различные этапы, а качественно различные формы научной деятельности. Факты не предшествуют теории, а ровно наоборот – теория, задавая угол зрения и структурируя наше восприятие действительности, формирует предметное поле науки. Фактов вне теории не существует. Но и сама теория имеет отправной точкой индивидуальный дотеоретический опыт исследователя. Наши идейно-политические убеждения, наш культурный багаж и даже наш индивидуальный психологический профиль и личностный темперамент если не предопределяют жестко, то предрасполагают к выбору определенной исследовательской позиции. Таким образом, избранная исследователем стратегия есть проекция не столько рациональных калькуляций, сколько интуитивного (бессознательного) тяготения. Объективные обстоятельства – идейно-политический и культурно-ценностный контексты, уровень развития научной дисциплины, тип социализации – неизбежно проходят цепь опосредований через человеческую психику. Лишь в этом случае они способны оказать влияние на научные приоритеты исследователя.
Соловей Т.Д. - Между интуицией и рацио. Исследовательские стратегии в этнологической науке c. 53-61

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.1.66603

Аннотация: Хотя структура и содержание «этнографического поля» радикально трансформировались, а сама этнологическая наука, очевидно, переориентируется с этнической на культурно-антропологическую орбиту, миф об этнографии как преимущественно полевой дисциплине сохраняет свое инерционное влияние в профессиональной среде. Однако научные практики – в прошлом и настоящем – свидетельствуют, скорее, о множественности исследовательских стратегий (в том числе, различных их комбинаций), чем о доминировании единственной. Эффективность той или иной стратегии определяется ее научной результативностью. В авторской гипотезе эмпирика и теоретическое обобщение – это не различные этапы, а качественно различные формы научной деятельности. Факты не предшествуют теории, а ровно наоборот – теория, задавая угол зрения и структурируя наше восприятие действительности, формирует предметное поле науки. Фактов вне теории не существует. Но и сама теория имеет отправной точкой индивидуальный дотеоретический опыт исследователя. Наши идейно-политические убеждения, наш культурный багаж и даже наш индивидуальный психологический профиль и личностный темперамент если не предопределяют жестко, то предрасполагают к выбору определенной исследовательской позиции. Таким образом, избранная исследователем стратегия есть проекция не столько рациональных калькуляций, сколько интуитивного (бессознательного) тяготения. Объективные обстоятельства – идейно-политический и культурно-ценностный контексты, уровень развития научной дисциплины, тип социализации – неизбежно проходят цепь опосредований через человеческую психику. Лишь в этом случае они способны оказать влияние на научные приоритеты исследователя.
Надыршин Т.М. - Актуальность поля образования для этнографии, этнологии и антропологии c. 72-78

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.6.24796

Аннотация: Целью теоретической статьи является актуализация поля образования для предметной области специальности "Этнография, этнология и антропология." Содержанием специальности «Этнография, этнология и антропология» является изучение истории и современного состояния человечества в форме его специфических групп – этносов. Направления, указанные в паспорте специальности не могут быть ограничены лишь изучением этноса. Область применения этнографии и этнографического метода может быть связана и с изучением такой сферы культуры как образование. Выводы исследования основаны на анализе отечественной и зарубежной научной антропологической теоретической литературы по вопросам образования. Изучение области образования для специальности "Этнография, этнология и антропология" связаны со следующими причинами: образования является частью культуры; образование - важный элемент повседневной жизни; образование как государственный институт может влиять и нивелировать отдельные элементы этнической культуры; взаимодействие разных этнических групп со сферой образования отлично друг от друга; образование является калькой с этнических процессов в обществе; государство предоставляет вариативность форм отдельных элементов внутри содержания образования ввиду этнического фактора; образование - важная часть изучения внутри прикладной этнологии.
Волгина Н.Д. - Обзор этнографических источников для изучения сельского хозяйства средневекового Новгорода c. 81-90

DOI:
10.7256/2454-0609.2024.2.69761

EDN: HGAQUH

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является комплекс этнографических источников, связанных с сельскохозяйственной деятельностью. В этот комплекс вошли предметы из экспозиций этнографических музеев, фотографии из коллекций отечественных краеведов и Сети интернет, а также народный фольклор и автобиография крестьянина И.С. Карпова. Использование этнографических источников для исследования сельскохозяйственной деятельности в эпоху средних веков представляется крайне важным ввиду того, что археологический материал не всегда доходит до наших дней в полной сохранности. Например, такие сложные устройства как пахотные орудия представлены в археологических коллекциях лишь железными наконечниками их рабочих частей, поэтому для восстановления их внешнего облика необходимо обращаться к этнографическим материалам. То же можно сказать и о технологии возделывания земли. Для отбора необходимого материала для данного исследования было проведено изучение работ отечественных этнографов и археологов, посвященных истории сельского хозяйства и народному фольклору. Также была проведена выборка фотоматериала из коллекций отечественных краеведов и общедоступных фотографий из сети Интернет. Статья представляет собой обзор разного вида этнографических материалов и опыт их применения для реконструкции сельскохозяйственной деятельности жителей средневекового Новгорода по археологическим данным. Основным вкладом автора в исследование темы является расширение круга этнографических источников, которые чаще всего привлекаются для подобного рода исследований. В данной работе был продемонстрирован опыт использования не только вещественного материала и фотографий из коллекций этнографических музеев, но и народного фольклора для реконструкции сельскохозяйственных процессов, которые не могут быть интерпретированы по археологическим данным. Традиционные виды хозяйственной деятельности такие как земледелие, охота или различные промыслы уходят корнями в глубокое прошлое и сохраняют свои особенности на долгое время. Эта особенность позволяет исследователям в полном объеме реконструировать те или иные процессы, о которых сохранились лишь археологические свидетельства, которые не всегда доходят до наших дней в полном виде.
Суходольская Е.С. - Роль княжеского рода Багратуни в сохранении этнической идентичности армян в конце IV – VI веках c. 86-95

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.3.32956

Аннотация: В предложенной статье на примере деятельности представителей княжеского рода Багратуни автор подробно рассматривает такие аспекты темы как становление и поддержание этнического сознания армян в условиях персидского и византийского владычества. Предметом статьи выступает деятельность армянского княжеского рода Багратуни, выступавшего наравне с другими армянскими родами (Мамиконян, Сюни, Арцруни, Аматуни) важным участником политического процесса в регионе в условиях ирано-византийского владычества. Объектом исследования выступают нахарары (главы родов) Багратуни, игравшие значительную роль в вопросе восстановления Армянского царства в конце IV – VI веках. Особое внимание автор уделяет проблеме этнического самосознания армянского народа в период потери государственности, стремлению армянских князей восстановить национальное государство и избавиться от влияния соседствующих держав. Методологической основой работы станут методы, способствующие фиксации тех или иных особенностей складывания этнической идентичности. При анализе географических условий, влияющих на мировоззрение и самоопределение человека, полезно будет применение пространственного анализа. Выявлению исключительных особенностей этноса в сравнении с особенностями других этносов будет способствовать применение компаративного метода анализа. Безусловно, важными методами для анализа этнического аспекта станут качественный контент-анализ и количественный контент-анализ. Для более полного объяснения особенностей эволюции идентичности будет полезен сравнительно-исторический метод, а историко-типологическое сравнение будет способствовать выявлению общих черт разнородных этнических элементов. Новизна исследования заключается в комплексном анализе деятельности нахараров династии Багратуни с точки зрения этнического самосознания в условиях ирано-византийского владычества. Использованный комплекс источников позволил оценить характер деятельности князей Багратуни на службе как у византийского императора, так и при персидском дворе. Такой анализ даёт возможность говорить о степени вовлечённости армян в социальную структуру Византии и Сасанидского Ирана. Основными выводами проведенного исследования являются стремление армянской политической элиты сохранить этническую идентичность народа, восстановив независимость Армянского царства в условиях ирано-византийского владычества, князья Багратуни выступают наиболее подходящей кандидатурой на армянский престол. К концу IX века в условиях арабского владычества именно благодаря князьям Багратуни будет восстановлено Армянское царство.
Геворкян Г.Н. - Феномен гетерогенности армянской диаспоры Москвы (конец XX – начало XXI вв.): к постановке проблемы c. 102-114

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.1.31883

Аннотация: Предметом исследования является феномен гетерогенности старейшей мировой армянской диаспоры. Объект исследования – современные армяне Москвы. Автором подробно рассматривается понятие "гетерогенности", его сущность и необходимость применения данного термина для осмысления базовых составляющих национально-культурной идентичности армян и ее скрепляющих основ. Для описания многослойности армянской диаспоры, сформировавшийся в результате многовековых миграций, автором были рассмотрены особенности и процесс формирования армянской диаспоры в России и, главным образом, в столице. Эмпирическая база исследования – полевые материалы 2018 года, собранные в рамках реализации проекта «Особенности формирования и развития армянской диаспоры Москвы в конце XX – начале XXI века», поддержанного грантом РФФИ №18-59-0500718. Опрос информаторов, представителей армянской диаспоры разного пола, возраста, места рождения, статуса, проводился в форме анкетирования с элементами формализованного интервью. На основе опроса была дана классификация спюрка на национально-культурные подгруппы, а также представлен актуальный анализ специфики функционирования армянской диаспоры в Москве. В результате был сделан ряд предварительных выводов о наиболее актуальных ассимиляционных и интеграционных тенденциях среди представителей московских армян.
Иликаев А.С., Шарипов Р.Г. - Параллели в солярных мифах тюрков, монгольских народов и восточных финно-угров c. 112-134

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.6.69212

EDN: RTGGPU

Аннотация: Предметом данного исследования выступают параллели в солярных мифах тюрков, монгольских народов и восточных финно-угров. Данная статья является продолжением ранее опубликованной статьи, посвященной обзору и анализу лунарных мотивов в верованиях указанных этносов. Как и в предыдущей работе авторы предприняли попытку на основании сравнительного анализа мифологических образов и сюжетов, а конкретно – солярных мифов, привести дополнительные аргументы в пользу подтверждения гипотезы В.В. Напольских о существовании особой северноазиатской общности мифологий народов Северной Евразии. Дополнительно авторы ставили целью выявить отличие солярных мифов от лунарных, показать на примере первых постепенную и последовательную эволюцию архаических представлений первобытного матриархального общества в представления патриархального земледельческо-скотоводческого общества. В процессе написания статьи были использованы сравнительно-исторический (сравнительно-мифологический) метод, анализ существующей этнографической литературы по вопросу, некоторые полевые материалы авторов. На базе проведенного обзорного анализа, опираясь на исследования В.В. Напольских, В.Г Котова, У. Харвы и других ученых, авторы пришли к следующим, в том числе оригинальным, выводам. Во-первых, у тюрков, монгольских народов и восточных финно-угров солярные мифы сохраняют ряд общих архаических черт: незначительная роль солнца по сравнению с ролью луны в некоторых верованиях и обрядах, представление о древних, нескольких солнцах. Во-вторых, как уже на это указывалось в предыдущей статье, характерным урало-алтайским элементом выступает мифологема о возникновении солнца из воды. К разряду древних черт в солярных мифах указанных народов также следует отнести образы солнца в виде человека, животного, ока, чудовища, преимущественно женского персонажа. В-третьих, у тюрков, монгольских народов и восточных финно-угров уже заметно прослеживается возвышение роли солнца, культ «царя-солнца», что связано со сменой матриархата патриархатом, переходом к земледелию и скотоводству.
Туторский А.В., Винецкая А.А. - Берег Маклая 140 лет спустя (Фигура ученого и трансформация культуры папуасов)

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.4.14025

Аннотация: В статье дается обзор трансформации языка и мифологических представлений папуасов Берега Маклая после отъезда ученого. Краткая характеристика этнического состава региона позволяет несколько иначе взглянуть на культурные процессы, происходившие с 1890-х по 2010-е гг. Приводится несколько преданий, связанных с пребыванием в заливе Астролябии русского ученого, а также советских экспедиций «по следам Н. Н. Миклухо-Маклая» в 1971 и 1977 гг. Анализируются русские заимствования в языках Берега Маклая, исключаются ложные факты заимствований. Образ ученого в мифологических преданиях значительно изменился на протяжении XX в.: в 1900–1930-е гг. он выступает как культурный герой, в 1940–1970-е – как отправитель карго-богатств, в 1980–2010-х гг. обретает черты реального человека, кооперируется с папуасами Бонгу. Образ Н. Н. Миклухо-Маклая сравнивается с образом немецкого миссионера Августа Ханке, в течение 30 лет жившего в Бонгу. Автор приходит к выводу, что все виды преданий содержат мало исторических фактов и подчинены законам развития мифологических текстов. Научная новизна исследования заключается во введении в научный оборот и сравнении материалов из архивов Германии (Вупперталь), отечественных полевых исследований 1970-х годов и собственных полевых материалов автора 2010 года. В статье обосновывается необходимость дальнейшего изучения наследия русского ученого в культуре папуасов Берега Маклая.
Туторский А.В., Винецкая А.А. - Берег Маклая 140 лет спустя (Фигура ученого и трансформация культуры папуасов) c. 381-390

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.4.66120

Аннотация: В статье дается обзор трансформации языка и мифологических представлений папуасов Берега Маклая после отъезда ученого. Краткая характеристика этнического состава региона позволяет несколько иначе взглянуть на культурные процессы, происходившие с 1890-х по 2010-е гг. Приводится несколько преданий, связанных с пребыванием в заливе Астролябии русского ученого, а также советских экспедиций «по следам Н. Н. Миклухо-Маклая» в 1971 и 1977 гг. Анализируются русские заимствования в языках Берега Маклая, исключаются ложные факты заимствований. Образ ученого в мифологических преданиях значительно изменился на протяжении XX в.: в 1900–1930-е гг. он выступает как культурный герой, в 1940–1970-е – как отправитель карго-богатств, в 1980–2010-х гг. обретает черты реального человека, кооперируется с папуасами Бонгу. Образ Н. Н. Миклухо-Маклая сравнивается с образом немецкого миссионера Августа Ханке, в течение 30 лет жившего в Бонгу. Автор приходит к выводу, что все виды преданий содержат мало исторических фактов и подчинены законам развития мифологических текстов. Научная новизна исследования заключается во введении в научный оборот и сравнении материалов из архивов Германии (Вупперталь), отечественных полевых исследований 1970-х годов и собственных полевых материалов автора 2010 года. В статье обосновывается необходимость дальнейшего изучения наследия русского ученого в культуре папуасов Берега Маклая.
Трынкина Д.А. - Готицизм как национальный миф Шотландии XVIII - нач. XIX вв.

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.4.17715

Аннотация: Объектом данного исследования является готицизм – исторический миф, согласно которому народы стран севера Европы являются потомками готов. Он появился в XV веке в странах Скандинавии, был заимствован двумя столетиями позже англичанами, а от них в XVIII веке шотландцами. В качестве предмета изучения была выбрана концепция готицизма в Шотландии, в рамках которой предками шотландцев признавались пикты – народ, об этногенезе которого до сих пор ведутся споры. Им было приписано германское происхождение, а через них – и всей шотландской нации. Целью данной статьи было расширить трактовку концепции готицизма в отечественной науке, которая в основном работала с материалом Германии и Скандинавии, а также со знаменитой норманнской теорией. В настоящей работе было прослежено развитие концепции готицизма в Шотландии. В силу специфики данного исследования была использована методология историцизма, что в данном случае означало познание роли и места этой теории в её историческом контексте. Тем не менее, также было выявлено значение шотландского готицизма для современной науки – в качестве идеи о германском происхождении пиктов. В рамках данной работы было установлено, что концепция готицизма продемонстрировала последствия разделения страны на лоулендеров и горцев-гэлов, когда представители шотландских интеллектуальных кругов, дабы избежать ассоциации с ирландцами и «дикими кельтами» (образ которых пользовался большим успехом у англичан), создают себе новую идентичность, заимствуя у тех же англичан концепцию готицизма. В статье также обосновывается вывод, что готицизм как вариант национального мифа Шотландии существовал на протяжении целого столетия, а на смену ему пришла концепция тевтонизма, в рамках которой и стала рассматриваться гипотеза о германском происхождении шотландцев.
Трынкина Д.А. - Готицизм как национальный миф Шотландии XVIII - нач. XIX вв. c. 405-413

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.4.68150

Аннотация: Объектом данного исследования является готицизм – исторический миф, согласно которому народы стран севера Европы являются потомками готов. Он появился в XV веке в странах Скандинавии, был заимствован двумя столетиями позже англичанами, а от них в XVIII веке шотландцами. В качестве предмета изучения была выбрана концепция готицизма в Шотландии, в рамках которой предками шотландцев признавались пикты – народ, об этногенезе которого до сих пор ведутся споры. Им было приписано германское происхождение, а через них – и всей шотландской нации. Целью данной статьи было расширить трактовку концепции готицизма в отечественной науке, которая в основном работала с материалом Германии и Скандинавии, а также со знаменитой норманнской теорией. В настоящей работе было прослежено развитие концепции готицизма в Шотландии. В силу специфики данного исследования была использована методология историцизма, что в данном случае означало познание роли и места этой теории в её историческом контексте. Тем не менее, также было выявлено значение шотландского готицизма для современной науки – в качестве идеи о германском происхождении пиктов. В рамках данной работы было установлено, что концепция готицизма продемонстрировала последствия разделения страны на лоулендеров и горцев-гэлов, когда представители шотландских интеллектуальных кругов, дабы избежать ассоциации с ирландцами и «дикими кельтами» (образ которых пользовался большим успехом у англичан), создают себе новую идентичность, заимствуя у тех же англичан концепцию готицизма. В статье также обосновывается вывод, что готицизм как вариант национального мифа Шотландии существовал на протяжении целого столетия, а на смену ему пришла концепция тевтонизма, в рамках которой и стала рассматриваться гипотеза о германском происхождении шотландцев.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.