Статья 'Характер и особенности использования архивных документов в изучении истории предприятий советской промышленности (на примере Севастопольского завода судовой светотехники «Маяк»).' - журнал 'Исторический журнал: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Характер и особенности использования архивных документов в изучении истории предприятий советской промышленности (на примере Севастопольского завода судовой светотехники «Маяк»)

Кузьмина Анна Васильевна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра История международных отношений, Филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в Севастополе

99000, Россия, г. Севастополь, ул. Героев, 7

Kuz'mina Anna Vasil'evna

PhD in History

Docent,  the department of History and International Relations, Sevastopol branch of  M. V. Lomonosov Moscow State University 

99000, Russia, Sevastopol', g. Sevastopol', ul. Ul. Geroev, 7

sevastopol.anna@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Комогаев Вадим Сергеевич

магистр, кафедра Истории, Севастопольский Государственный Университет

299053, Россия, город федерального значения, г. Севастополь, ул. Университетская, 33

Komogaev Vadim Sergeevich

Master's Degree, the department of History, Sevastopol State University

299053, Russia, gorod federal'nogo znacheniya, g. Sevastopol', ul. Universitetskaya, 33

vkomogaev@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0609.2021.4.36135

Дата направления статьи в редакцию:

20-07-2021


Дата публикации:

29-07-2021


Аннотация: Статья посвящена особенностям использования архивных документов в изучении истории предприятий советской промышленности. В качестве примера авторы выбирают крупное, градообразующее предприятие традиционной для города отрасли - Севастопольский завод судовой светотехники «Маяк». Авторы подробно рассматривают различные виды архивных документов и их информационный потенциал для изучения функционирования предприятия, в поле зрения исследователей оказываются акты приема-передачи, годовые отчеты по капитальным вложениям, годовые финансовые отчеты, отчеты о выполнении плана по продукции и отчеты по труду, заработной плате и нормированию, а также материалы профсоюзного комитета и другие документы. Статья полностью основана на ранее неопубликованных и не введенных в научный оборот архивных документах по истории севастопольской промышленности. Анализируя архивные материалы, авторы подробно рассматривают отдельные эпизоды истории завода периода его зарождения и становления, а также основные результаты его деятельности. Основными выводами данного исследования являются выявленные типы архивных документов, которые оказались наиболее информативны при изучении истории предприятия, авторы констатируют хорошую сохранность архивных фондов, в частности демонстрируют возможность изучения большинства показателей деятельности предприятия в динамике благодаря наличию годовых отчетов. Кроме того, благодаря архивному комплексу документов мы убеждаемся, что Севастопольский завод судовой светотехники «Маяк», пришедший в полное запустение после распада Советского Союза, на момент 1960-1970-х годов действительно являлся одним из значимых и динамично развивавшихся промышленных предприятий города. Следует отметить, что в настоящий момент рассматриваются проекты по возрождению промышленного потенциала Севастополя, одним из которых является технопарк на территории бившего завода «Маяк».


Ключевые слова:

История, Севастополь, промышленность, завод, источниковедение, XX век, приборостроение, история промышленных предприятий, архивоведение, социально-экономическая история

при поддержке РФФИ, в рамках проекта "Отражение социально-экономической истории Севастополя в становлении, развитии и постсоветской трансформации радиоэлектронной промышленности, приборостроения и информационных технологий в 1960-2014 годах" 20-49-925003 р_Наставник ЦИТиС: AAAA-A20-120021090071-1Правильная ссылка на статью: Кузьмина А.В., Комогаев В.С. — Роль крупных промышленных предприятий в повседневной жизни г. Севастополя в 1980-е годы (на примере севастопольского приборостроительного завода «Парус») // Genesis: исторические исследования. – 2021. – № 5. – С. 64 - 70. DOI: 10.25136/2409-868X.2021.5.35786 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35786

Abstract: This article is dedicated to the peculiarities of the use of archival documents in studying the history of Soviet industrial enterprises based on the large, city-planning enterprise of the local traditional industry – Sevastopol plant of shipboard lighting engineering “Mayak”. The authors meticulously examine different types of archival documents and their informational potential for studying operation of the enterprise. The focus of attention is the acts of acceptance and transfer report, annual reports on the workforce, salaries and regulation, as well as the materials of the trade union, and other documents. The article is based on previously unpublished archival documents on the history of Sevastopol industry that have not been previously introduced into the scientific discourse. The author explore separate episodes of the history of the plant, its establishment, evolution, and key results. The main conclusions lies in determination of the types of archival documents, which were most informative in studying the history of the enterprise. The authors indicate that archival funds, and annual reports in particular, are well preserved and contribute to examination of operation of the enterprise. It is underlined that Sevastopol plant of shipboard lighting engineering “Mayak”, which virtually ceased to operate after the dissolution of the Soviet Union, was one of the most significant and dynamically developing industrial enterprises of the city in the 1960s – 1970s. It is worth noting that currently there are projects aimed at the revival of industrial potential of Sevastopol, one of which is the technology part on the territory of the former plant “Mayak”.


Keywords:

History, Sevastopol, industry, factory, source research, XX century, instrumentation, history of industrial enterprises, archival science, socio-economic history

Архивные источники, и в частности, сохранившаяся в фондах предприятий делопроизводственная документация, традиционно, служат основой для исследователя, изучающего историю промышленности. Однако на пути выявления источников и их анализа, историк неизбежно сталкивается с рядом проблем и задач, связанных с особенностями формирования фондов предприятий, с характером сохранившихся документов, степенью их доступности (что особенно характерно для предприятий, выпускавших продукцию для военно-промышленного комплекса). В связи с чем представляется интересным рассмотреть, какие документы по истории советской промышленности Севастополя можно найти в архивных фондах заводов и оценить степень их информативности для изучения различных сфер деятельности предприятия. В качестве примера целесообразно выбрать крупное, градообразующее предприятие традиционной для города отрасли, каковым являлся Севастопольский завод судовой светотехники «Маяк».

Следует также отметить, что хотя завод «Маяк» и занимал видное место в промышленности города, научные работы, посвященные данному предприятию, на сегодняшний день фактически отсутствуют, впрочем, как и обобщающие труды по истории советской промышленности Севастополя в целом (несмотря на тот факт, что в городе было сосредоточено множество уникальных предприятий всесоюзного значения). С одной стороны, это осложняет работу исследователя, с другой стороны – делает её более интересной, позволяя ему стать первопроходцем, опираясь в своих изысканиях на ранее не введенные в научный оборот и неопубликованные архивные документы.

Несмотря на то, что завод «Маяк» начал свою деятельность 01 января 1965 года, целый ряд документов 1964 года представляют особую ценность и дают значительное количество важной информации, которая помогает более детально и комплексно увидеть работу предприятия в момент его зарождения и начала производственной деятельности.

Одним из таких документов является приказ Председателя Государственного комитета по судостроению СССР № 467 от 24 декабря 1964 года «Об утверждении и введении в действие положения о филиале предприятия п/я 1157 заводе «Маяк»» [1, л. 1-2]. Согласно данному документу видно, что несмотря на то, что как филиал завод «Маяк» являлся самостоятельной хозяйственной организацией, он все же находился в подчинении опытного предприятия п/я 1157 6-го Управления Госкомитета по судостроению СССР. Если говорить о предприятии п/я 1157, которому был подчинен «Маяк», то из «Справки о подчиненности завода» мы узнаем, что данное предприятие располагалось в городе Москва [2, л. 2], а на сайте «Оборонпром» благодаря номеру почтового ящика (п/я) и названию города можно увидеть, что предприятие п/я 1157 это завод № 517 Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР [3]. Показательным моментом является и то, что обследование деятельности филиала завод «Маяк» могло осуществляться только предприятием п/я 1157 или 6-м Управлением и Госкомитетом по судостроению СССР, а обследование другими организациями могло проводиться только с письменного разрешения вышестоящих организаций [1, л. 6]. Все вышеперечисленное указывает на то, что завод «Маяк» уже с момента создания предприятия являлся важным объектом судостроительной промышленности СССР и, вероятнее всего, играл заметную роль для оборонной промышленности страны.

Несомненно, что такое предприятие не могло возникнуть на пустом месте и что для его создания потребовались значительные ресурсы, а потому важную роль в процессе изучения истории создания и деятельности предприятия играет такой документ как Акт приема-передачи при создании завода «Маяк» от 04.12.1964 года. Согласно данному документу, завод получал от предприятия п/я 4 (Крымское электромонтажное предприятие № 5 (г. Севастополь) [3]) следующее имущество:

1. Производственные здания и сооружения по улице Киевская № 9 (стоимостью 503,1 тысяч рублей)

2. Технологическое оборудование (стоимостью 303,7 тысяч рублей)

3. Дорогостоящий инструмент и инвентарь (стоимостью 11,1 тысяч рублей)

4. Малоценный инструмент и инвентарь (стоимостью 26,9 тысяч рублей)

5. Сырье и материалы на сумму 104,3 тысячи рублей

6. Незавершенное производство на сумму 134,7 тысячи рублей

7. Готовая продукция на складе сбыта на сумму 95,8 тысяч рублей [4, л. 1-86].

Если говорить более подробно о производственных зданиях и сооружениях, которые включал завод «Маяк», то следует отметить, что данное предприятие в 1965 году уже включало:

1. Корпус № 1

2. Корпус № 2 (энергетика)

3. Корпус № 3 (склад химикатов)

4. Мазутохозяйство

5. Навес

6. Временные здания и сооружения

7. Внешние сети водопровода и канализации

8. Отдельностоящие ТП [5, л.7].

Таким образом, можно констатировать, что с самого начала завод «Маяк» располагал значительным имуществом на сумму более чем один миллион рублей, что еще раз показывает его масштаб и значимость для Севастополя, а также позволяет сделать вывод о том, что предприятие с первых дней создания имело подготовленную материальную базу для успешной деятельности и выполнения поставленных перед ним задач.

Как уже отмечалось ранее, завод «Маяк» начал свою деятельность с января 1965 года. Уже в этот период можно отметить некоторые достижения, а именно: установленный заводу план капитальных работ на 1965 год составлял 1435 тысяч рублей и был выполнен коллективом завода в сумме 1472 тысяч рублей (что составляет 102,5 %) [5, л.2]. В план капитальных работ входило производственное и жилищное строительство.

Однако, если производственное строительство было выполнено на 110 % (план – 1335 тысяч рублей, факт – 1472 тысяч рублей), то с жилищным ситуация была в корне иной: план – 100 тысяч рублей, факт – 0. Впрочем, следует заметить, что, не смотря на наличие пункта о жилищном строительстве в плане на 1965 год, ввод в эксплуатацию жилых домов и культурнобытовых объектов в 1965 году не планировался. Это объясняется тем фактом, что трестом «Севастопольстрой», указанные работы не были включены в гос. План [5, л. 4]. Также в 1965 году было приобретено 489 единиц оборудования и 38 приборов [5, л.3].

Помимо вышеперечисленных успехов, были также выполнены мероприятия по обеспечению плана на 1966 год, о чем мы узнаем из соответствующего отчета [5, л.4-5]. В частности:

1. Заказано все недостающее оборудование и материалы, поставляемые на строительство завода;

2. Составлены и согласованы с генеральным подрядчиком СУ-46 треста «Севастопольстрой» графики на окончание строительно-монтажных работ

3. На заводе организован монтажный участок по монтажу оборудования, производимого силами основной деятельности;

4. План проектно-изыскательских работ по промышленному строительству выполнен на 100 % в сумме 40 тысяч рублей, что позволит полностью обеспечить проектной документацией строительство завода и жилого дома в 1966 году [5, л.4-5].

Помимо капитальных работ, следует отдельно отметить работу с кадрами в 1965 году, о которой мы также можем получить исчерпывающую информацию из сохранившихся в фонде завода документов. Учитывая тот факт, что предприятие только начинало свою работу, обеспечение завода квалифицированными кадрами являлось одной из ключевых задач. Исходя из данных, полученных из материалов о работе с кадрами за 1965 год, можно сделать вывод, что в целом все необходимые работы были выполнены: так, всего персонала на предприятии на момент 01.01.1965 года было 272 человека, а уже к концу года эта цифра выросла до 357 человек [6, л.1-15].

Было увеличено количество руководящих и инженерно-технических работников, что наглядно продемонстрировано в таблице [7, л.1]:

01.01.1965

01.01.1966

Инженеры

8 (20%)

19 (27,5%)

Техники

20 (50%)

31 (45%)

ИТР практики

12 (30%)

19 (27,5%)

Всего

40

69

Также особое внимание в 1965 году было уделено укреплению коллектива предприятия дипломированными специалистами. В итоге за 1965 год было привлечено 22 дипломированных специалиста [7, л.1]. Помимо этого, три инженера направлены на учебу на 4 курс Севастопольского приборостроительного института для получения квалификации нужной для завода, а пять человек прошли аттестацию [7, л.5].

На заводе «Маяк» активно шла работа с молодежью (до 30-летнего возраста). Так, в 1965 году на предприятии работало 204 человека из числа молодежи до 30 лет [7, л.7].

Из этих же материалов мы узнаем и о росте фонда заработной платы, который в 1964 году составлял 305073 рублей, а в 1965 году - уже 426650 рублей [7, л.7].

Однако, несмотря на очевидные успехи завода в работе с кадрами, в документах отмечается и ряд проблем. Одной из таких проблем являлось состояние трудовой дисциплины, которое в 1965 году оценивалось как «удовлетворительное». Основным пунктом нарушения дисциплины были прогулы, число которых доходило до 13, что в переводе на человекодни составило потерю в 65 единиц [7, л. 9]. Об этом мы узнаем также из документов отдела кадров. О значимости данной проблемы говорит то, что директором завода «Маяк» М. Князевым, даже был издан приказ о регистрации работников, уходящих с территории завода (из-за участившихся случаев ухода работников с территории завода без отметки в журнале регистрации) [8, л.4]. Данное распоряжение также доступно исследователю в фонде завода в севастопольском архиве.

Еще одной важнейшей проблемой в 1965 году при работе с кадрами являлась их «текучесть». В качестве основных причин на основании анализа архивных материалов можно выделить следующие:

1. Дальность места жительства от работы. Это объясняется тем, что завод располагался во 2-й промзоне за пределами города, в связи, с чем уволилось 16 человек [7, л. 9-11].

2. Переезд на новое место жительство (8 человек) [7, л.11-13]. Это вызвано тем, что большое количество рабочих составляли женщины - учитывая специфику Севастополя, в их числе часто были жены офицеров и военнослужащих, вынужденные переезжать вслед за мужьями при изменении места службы.

3. Неудовлетворенность уровнем заработной платы. 8 человек уволилось, так как на штамповочном и токарном участке заработок был ниже, чем на других родственных предприятиях [7, л.13-15].

Однако, в качестве достижений завода «Маяк» в 1965 году можно выделить такие пункты как:

1. Выполнение годового плана по валовой продукции на 104,1 процента, а по товарной продукции – на 106 процентов;

2. План по производительности труда был выполнен на 103,2 процента;

3. Снижение себестоимости за 1965 год составило 1,4 процента;

4. План по внедрению рационализаторских предложений был выполнен с экономическим эффектом по плану 6 тысяч рублей, а по факту – 14889 рублей [9, л.1-3].

Интересно также заметить, что из 121 рационализаторского предложения, которые поступили в 1965 году, 64 было принято, 47 отклонено, а 10 осталось на рассмотрении на конец года [10, л.1-2].

Отдельно следует отметить эффективную работу по охране труда на предприятии, которая также зафиксирована в архивных документах: за весь год произошло всего 4 несчастных случая на производстве [11, л.1-2].

В Материалах социалистического соревнования за 1965 год, хранящихся в фондах предприятия, находим информацию об ассортименте продукции завода. Так, на «Маяке» уже в первый год функционирования производился целый ряд изделий: светильник подпалубный 328, светильник подпалубный 383-У, светильник настольный 855, плафон одноламповый 838, ключ клотиковый КК-2, ключ прожекторный КП-2, коробка соединительная БЗ-20, лампа настольная 845, а также различное нестандартное оборудование (скорее всего изделия, предназначавшиеся для оборонного комплекса) [12, л.13]. Следует отметить, что все производство было рентабельно. О значимости и высоком качестве выпускаемой продукции говорит тот факт, что изделия «Маяка» поставлялись в целый ряд стран, включавший Данию, Японию, Румынию, Болгарию, Финляндию, Голландию, а также поставлялся внутри страны [13, л.9].

Впрочем, из архивных материалов, можно узнать и о неудачах предприятия. Так, за 1965 год на заводе «Маяк» можно выделить следующие недостатки в работе: не было проведено благоустройство территории завода (посадка 200 деревьев и 1000 кустов согласно взятым коллективом завода обязательствам); не был введен в строй и освоен корпус № 2 [14, л.1-2]. Из-за недостатков в планировании и диспетчерской работе имели место простои и «штурмовщина» на участках [9, л.1-3].

Еще одним важным и информативным источником являются документы профсоюза, которые фиксируют не только производственный процесс, но и взаимодействие с коллективом, например, в них отмечается, что недостаточное внимание было уделено вопросам воспитательной работы (было проведено мало лекций и докладов за 1965 год); имелись недостатки в руководстве социалистическим соревнованием (недостаточно внимания гласности результатов); слабо работало ПДПС (постоянно действующее производственное совещание) - за год было проведено всего 4 заседания [9, л.1-2].

Таким образом, можем сделать вывод, что архивные фонды предприятия сохранились хорошо, и дают исследователю возможность детально изучить в динамике различные сферы деятельности завода: период становления нового предприятия отражен в Акте приема-передачи от 04.12.1964 года, его дальнейшая деятельность - в годовых отчетах по капитальным вложениям, а также годовых финансовых отчетах, отчетах о выполнении плана по продукции и отчетах по труду, заработной плате и нормированию. Представляют немалый интерес для исследователя и материалы профсоюза, а также распоряжения директора предприятия.

Следует отметить, что некогда процветающее производство всесоюзного значения разделило печальную судьбу большинства севастопольских предприятий в период дезинтеграции Советского Союза, когда значительный промышленный потенциал города был во многом безвозвратно утрачен – завод «Маяк» также пришел в упадок [15]. Впрочем, на настоящем этапе намечаются и позитивные тенденции, направленные на восстановление и развитие промышленности Севастополя, благодаря чему на месте некогда пришедших в запустение заводов снова возрождается производство, в частности, территория завода «Маяк» стала основой для технопарка, который объединяет около 30 субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с выпуском промышленной продукции и оказывающих услуги сфере высоких технологий [16]. Все это делает тему изучения истории промышленных предприятий и сохранения производственной традиции особенно актуальной.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Когда в Советском Союзе во второй половине 1980-х гг. начался процесс Перестройки, достаточно доброжелательно встреченный населением, вряд ли кто мог предположить какие огромные перемены, в том числе и отрицательные, произойдут в нашей стране. И действительно, демократизация и гласность привели к тем необратимым процессам, которые вызвали распад СССР и череду социальных конфликтов. А свобода дискуссий в гуманитарных науках на волне коммерциализации обусловила появление псевдонаучной литературы, в том числе исторической. Все это вызывает необходимость в изучении прошлого с опорой на архивные источники, многие из которых все ещё ждут своего часа.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является завод судовой техники «Маяк» в Севастополе. Автор ставит своими задачами показать предысторию завода, рассмотреть первый этап его деятельности, проанализировать имеющиеся архивные фонды предприятия.
Работа основана на принципах историзма, анализа и синтеза, достоверности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор отмечает, что в настоящее время практически отсутствуют как работы, посвящённые заводу «Маяк», так и севастопольской промышленности в целом. Научная новизна определяется также привлечением архивных материалов.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность: всего список литературы включает в себя 16 различных источников. Прежде всего, это архивные материалы из фондов Государственного архива города Севастополя, которые раскрывают предысторию и раннюю историю завода «Маяк». Автор также обращается к интернет-источникам, в которых показано современное положение на заводе. В качестве недостатка отметим отсутствие в библиографии исследовательской литературы, что объясняется в принципе слабой научной разработанностью темы. В целом, библиография способствовала решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как историей Севастополя, в целом, так и его промышленностью, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «завод «Маяк» уже с момента создания предприятия являлся важным объектом судостроительной промышленности СССР и, вероятнее всего, играл заметную роль для оборонной промышленности страны». Это наглядно видно по приводимой автором цифре: 1 миллион рублей - вот такое внушительное первоначальное имущество завода. Автор на основе впервые вводимых в оборот архивных документов показывает, как успехи, так и просчёты в деятельности предприятия. В свою очередь, документы профсоюза, как показано в рецензируемой статье, раскрывают отношения в коллективе. Примечательно, что автор не обходит стороной и современное положение завода, который пришёл в запустение в результате дезинтеграции СССР.
Главным выводом статьи является то, что « архивные фонды предприятия сохранились хорошо, и дают исследователю возможность детально изучить в динамике различные сферы деятельности завода».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, снабжена таблицей, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
К статье есть замечания: стоило бы показать хотя бы общие работы по истории Севастополя и Крыма в библиографии, можно дополнить название хронологическими рамками, так как автор ограничивает своё исследование предысторией и ранним этапом истории завода «Маяк».
Однако, в целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Исторический журнал: научные исследования».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.