Genesis: исторические исследования - рубрика Традиции, новации, заимствования
по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Традиции, новации, заимствования"
Традиции, новации, заимствования
Богданов А.П. - Проблема высшего образования в России второй половины XVII века c. 26-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.1.32041

Аннотация: В статье дан общий обзор установленных фактов о работе и замыслах русских училищ 1650–1700-х гг. Проанализирована начавшаяся в XVII в. и идущая до сих пор полемика вокруг высшего образования в России от школы Ртищева до Заиконоспасских греческих школ учеников Лихудов. Тем более в Москве не возникло автономного всесословного университета, задуманного царем Федором Алексеевичем и получившим от него привилегии в царской Жалованной грамоте 1682 г. Автор вскрывает мотивы сопротивления введению регулярного обучения и признанию правил рациональной науки. Показано, что ломка традиционных русских церковных обрядов Никоном на ложной основе греческой учености вызвала сомнения общества в пользе иноземной регулярной науки. А стремление поборников греческой учености доказать, будто латинское образование, в отличие от греческого, опасно для веры, свело на нет попытку царя Федора Алексеевича создать в Москве университет для подготовки светских и духовных кадров. Борьба за задуманную царем Академию привела к столкновению рационализма просветителей с авторитетом церковной власти, в котором первые были уничтожены и подавлены, а духовная власть дискредитирована. Высших учебных заведений в России XVII в. не появилось, московские ученые кадры были уничтожены. В XVIII в., в контексте реформ Петра I, гуманитарное образование внедряли в России малороссийские, а естественнонаучное – западные ученые.
Фугина О.А. - Проявление черт американской культуры в творчестве Дж. Баланчина c. 170-180

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.11.31262

Аннотация: Объектом исследования является творчество русско-американского балетмейстера Дж. Баланчина, рассматриваемое через призму доминантных черт американской культуры, которые, в свою очередь, были выделены и сформулированы автором (дуальность, перманентная трансформация, стремление к инновации, американское коммуникативное поведение, «особое» отношение к женщине, массовая культура). В ходе исследования были проанализированы культурные явления и процессы, характерные для американского общества, оценен уровень интеграции в американскую культуру Баланчина, как творческой единицы и генератора идей. Теоретико-методологическую базу исследования составила концепция культурогенеза. Кроме того, были применены такие методы как: анализ, герменевтический, компаративный, биографический. Новизна исследования заключается в том, что творчество Баланчина впервые подвергается культурологическому анализу, прежде его наследие рассматривалось с искусствоведческой или балетоведческой позиций. Основным результатом исследования является заключение, что несмотря на пятидесятилетнее пребывание Баланчина в США природа его творческой мысли осталась русской, а способы реализации исходили из условий американской действительности. Таким образом, именно данная культурная диффузия породила новую балетную эстетику – неоклассическую, ставшую традиционной для американского балетного театра. Проведенный анализ может поспособствовать более глубокому пониманию балетного наследия Баланчина теоретиками и практиками балета.
Верченко А.Л. - Синьхайская революция в Китае: новые подходы к старым традициям c. 191-235
Аннотация: После Синьхайской революции 1911 г. в Китае развернулась борьба за искоренение тех обычаев и традиций, которые стали препятствием на пути развития страны. Одни были просто предрассудками, закрепившимися в сознании народа: «лотосовые ножки», свадьбы по сговору родителей и совету гадателя, невозможность развода. Другие рассматривались как ущемление национального достоинства: ношение кос в знак покорности императору чужеземной династии Цин. Третьи ставили под угрозу само существование нации: курение опиума. Борьбе прогрессивных сил со старым мешали необразованность народа, его приверженность старине и установленным предками ритуалам, с одной стороны, и нежелание правящих классов лишиться такого рода рычагов для удержания власти. Видную роль в борьбе с пережитками прошлого сыграл первый президент Китайской Республики Сунь Ятсен, который за короткий срок пребывания у власти сумел ввести новый западный календарь, принять указы об искоренении употребление опиума, бинтования ног, ношения мужчинами кос и т.д Борьба проходила с трудом, вызывала сопротивление традиционалистов и растянулась на многие годы, продемонстрировав, что любые преобразования должны проходить постепенно, с учетом национальных особенностей психологии народа, только тогда они будут носить необратимый характер.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"