по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 11, 2021
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
Содержание № 11, 2021
История идей и учений
Карелова Л.Б. - Проблемы времени и пространства в философии Куки Сюдзо (1888-1941) c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36898

Аннотация: Предметом исследования является философия Куки Сюдзо, которая обычно ассоциируется с его оригинальной концепцией, выстроенной вокруг понятия ики, обозначающего одновременно шик, утонченность, чувственность, достоинство, сдержанность и спонтанность и воплощавшего эстетический идеал, сформировавшийся в городской культуре периода Эдо (1603-1868). Вместе с тем этому японскому философу принадлежит и целый ряд других интеллектуальных прозрений. Поэтому для достижения целостного представления о философских взглядах Куки Сюдзо представляется целесообразным ввести в научный оборот более широкий спектр его работ, значительная часть которых не переводилась ни на русский, ни на другие иностранные языки.В данной статье рассматриваются проблемы времени и пространства, которые являются сквозными в творчестве Куки Сюдзо, на примерах целого ряда его сочинений, таких как «Теория времени», «Что такое антропология?», «Проблемы времени. Бергсон и Хайдеггер», «Метафизическое время», «Проблемы случайности». Основными методами предпринятого исследования являются метод историко-философской реконструкции и последовательного текстуального анализа источников. Первостепенное внимание уделяется проблемам циклического времени, соотношению бесконечного и конечного и его отражению в литературно-художественном творчестве, экзистенциально-антропологической перспективе пространства и времени, пространственно-временному аспекту случайности и необходимости.     В заключении делаются выводы касающиеся вклада Куки Сюдзо в разработку проблем пространства и времени. В частности отмечается его межкультурный подход, позволяющий рассматривать общефилософские проблемы с позиций как западной, так и восточной мысли, а также своеобразный «междисциплинарный» подход к анализу феноменов времени и пространства, которые, как он показывает, раскрываются с разных сторон и приобретают различные характеристики в зависимости от угла зрения и аспекта реальности, в контексте которого они рассматриваются. Таким образом допускается многообразие концепций времени, которые не исключают, а дополняют друг друга.
Политическая философия
Ерохов И.А. - Главенство теоретической мысли над практической в политической философии Платона c. 13-36

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36924

Аннотация: В статье на примере политической философии Платона исследуется феномен главенства теоретической мысли над практической, который является общим признаком классических древнегреческих философских систем. В первой части работы показывается концептуальная схожесть двухуровневых систем знания Платона и Аристотеля в роли, которую играет теория по отношению к практической мысли. Во второй части воспроизводится концепция философии политики Платона, выделяются основные политические стратегии, с которыми он работал, и приводится аналитическая реконструкция демократической теории политики, олигархической и гражданско-политической, последняя является отражением собственных политических взглядов Платона. Заключительная часть посвящена проблеме метода политической философии Платона. Используя анализ контекста употребления Платоном понятия «теория», в статье реконструированы основные методологические черты платоновской модели теоретической философии. Также приведена типология практического знания и обоснованы причины, по которым политической философии, как одному из видов практического знания, надлежало строго следовать теоретическим предписаниям, всецело определявшим содержание политической рефлексии. В работе раскрыта главная практическая задача философской теории, которая, по замыслу Платона, должна была с помощью истинного знания положить конец политическим распрям в Афинах. Т. е. обоснован тезис о том, что Платон с помощью теории стремился завершить историю практической политики и в дальнейшем перейти к построению «идеального государства» на основе неоспоримых законов, обязательных для всех граждан полиса. Также в работе раскрыты принципы сложной взаимосвязи трех сократических методов: иронии, диалектики и майевтики, которые в политической философии Платона выступили как единый комплексный метод. В работе показано, что метод выполняет функцию связующего моста между теорией и практикой, по которому осуществляется перенос теоретической истины в сферу практических проблем политики.
Философия языка и общения
Гусева А.А. - Вопрос о праязыке в контексте исторического сознания. Философские аспекты c. 37-65

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.11.36940

Аннотация: В статье ставится вопрос о возможностях рассмотрения праязыка как объекта философии. Предметом исследования является праязык, который может быть исследован в различных ракурсах: как идеальный конструкт, ретротопический сюжет, ключ к золотому веку и пр. В рамках философии языка праязык во многом коррелирует с lingua adamica, который может рассматриваться как утерянный навсегда или как хранящийся подспудно в одном из национальных языков. Для поиска праязыка в средние века (и позже) применялся метод философской этимологии, с помощью которого доказывалась близость выбранного языка историческому первоистоку - точке начала истории; контекст праязыка пересекается не только с лингвофилософской проблематикой, но и с проблемой исторического сознания.   Праязык можно воспринимать как своего рода внутренний язык - или как внутреннюю форму языка, поэтому тема внутренней формы становится сюжетообразующей для поисков языка, который сочетает в себе древность как критерий истины в сочетании с идеальным пониманием, при котором язык, исчезая, остается в молчании, указывая на сами вещи. В статье высказывается мысль о том, что генеалогическая классификация языков, включающая один язык-предок в основание языковой семьи, может иметь существования такая классификация, которая основана не только на сравнительно-историческом методе, но и на особенностях исторического сознания, которое предполагает, например, что для грекофильской культуры таким языком-предком будет мыслиться греческий язык. Вопрос о праязыке относится не только к сфере сравнительно-исторического языкознания, но, являясь, по сути, вопросом о начале истории и самого человека, лежит в области философии истории, онтологии, гносеологии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"