Филология: научные исследования - рубрика Автор и его позиция
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "Автор и его позиция"
Автор и его позиция
Пырков И.В. - Формы коммуникативных звеньев в рассказе А. П. Чехова "Дом с мезонином". c. 8-18

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.3.23191

Аннотация: Статья посвящена исследованию коммуникативного плана чеховского произведения, в работе делается попытка "раскрыть" "диалоговые окна" рассказа А. П. Чехова "Дом с мезонином". Феномен мезонина, обретающий в творчестве А. П. Чехова статус развёрнутой метафоры, сопрягается с мировоззренческой эволюцией автора, движущегося от газетных юморесок и фельетонов к масштабным художественным обобщениям, но при этом не упускающего возможности высказаться почти напрямую по поводу злободневных вопросов своего времени, в числе которых на первый план выходит вопрос о преодолении социальных перегородок между людьми. В статье образ мезонина рассматривается как развёрнутая метафорическая реплика отживающей русской усадьбы. В исследовании используется методика "медленного чтения", в процессе которого постигаются находящиеся на втором плане чеховского повествования, за декоративно-иллюзорной канвой рассказа, концептуально значимые для диалога автора с читателями гуманистические идеи. "Точечный" речеведческий анализ позволяет верифицировать предположение об особой художественной роли коммуникативных скреп в прозе А. П. Чехова. Новую трактовку в исследовании получает фигура главной героини "Дома с мезонином" Мисюсь, которая интерпретируется как натура, неизбежно уходящая с авансцены русской истории и литературы, размыкающая коммуникативную цепочку времени. По-новому оценивается и образ матери сестёр Волчаниновых, исчерпавшей свою роль в общении с веком.
Крыгин Р.В. - Крымские реалии в травелоге Ф. Реми «Крым в этнографическом, географическом и историческом отношении» (1872) c. 17-26

DOI:
10.7256/2454-0749.2024.1.69645

EDN: MSSAWA

Аннотация: Статья посвящена выявлению и структурированию реалий в травелоге немецкоязычного путешественника Франца Реми, который посетил Крымский полуостров в XIX веке. Рассматриваются особенности реалий, упомянутых в труде путешественника. Цель работы – выявить, охарактеризовать, а также установить особенности реалий Крыма на основе травелога Ф. Реми. Актуальность работы обусловлена как повышенным интересом к травелогу как жанру, так и к лингвокультурологическому аспекту изучения немецкоязычных травелогов. Особый интерес вызывает и то, как именно немецкоязычный путешественник видел Крым в XIX веке. В статье уточняются понятия «реалия» и «травелог» на основе критического анализа теоретических источников. Представлена классификация реалий. Практическое исследование было основано на материале травелога Франца Реми «Die Krim in ethnographischer, landschaftlicher und hygienischer Beziehung», изданного в XIX веке. Теоретической базой для анализа термина «реалия» послужили в первую очередь работы отечественных филологов Л.Н. Соболева, С.П. Влахова, С. И. Флорина, а также А. А. Кретова и Н.А. Фененко. Практическая часть исследования базируется на данных записок и дневников немецких путешественников, полученных путем выборки из фондов библиотек Крыма. Актуальность данной работы объясняется недостаточной исследовательностью темы, увеличивает актуальность и то, что исследуемая работа не была переведена на русский язык. Объектом исследования является реалия как лингвистическая единица, а предметом – географические и культурные особенности, демонстрируемые реалиями. Выбор темы определяется, с одной стороны, малоизученностью предмета, с другой стороны - повышенным интересом к репрезентации Крыма как туристического и поликультурного объекта в различных лингвокультурах. В травелоге Ф. Реми мы наблюдаем 7 классов слов-реалий. Это прежде всего ойконимы, гидронимы, оронимы, урбанонимы, хоронимы, персоналии и этнографические реалии. Наиболее обширную группу занимают топонимы (58 ед). Общее количество выявленных реалий – 85 ед. Довольно часто в названиях мы наблюдаем упоминание нескольких названий города, что свойственно Крымскому полуострову.
Беляева Т.Н., Гусева Н.В. - Идейно-тематическое своеобразие романа М. Павлова «Пÿрымаш» («Судьба») c. 20-27

DOI:
10.7256/2454-0749.2023.12.69197

EDN: WQNBQP

Аннотация: В данной статье представлен анализ романа «Пÿрымаш» («Судьба») одного из талантливых прозаиков марийской литературы начала XXI века Михаила Прокопьевича Павлова. В 1999 году за его издание он стал лауреатом республиканского периодического журнала «Ончыко». А в 2011 году Совет Программы родственных народов Эстонии совместно с Ассоциацией финно-угорских литератур присудил Михаилу Прокопьевичу Павлову Литературную премию в категории художественные прозаические произведения за сборник «Четлык ÿжака» («Силуэт решетки»), куда вошел и данный роман. Несмотря на высокую оценку творчество национального прозаика остается малоизученным. Писатель раскрывает драматические события указанного периода: репрессии 1937-х гг. и тяжкая доля членов семей репрессированных, жизнь «за решеткой», трагические события Великой Отечественной войны, нелегкие послевоенные годы и перестроечное время (1970-1990-е гг.). Использование культурно-исторического метода исследования позволило проанализировать историю марийского народа XX века через призму судеб его героев. Убедительно показана внешняя и внутренняя борьба персонажей за свободную и счастливую жизнь, хорошо раскрыты характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией, показан менталитет народа. Прозаику удалось раскрыть внутренние переживания политзаключенных, суть самой правоохранительной системы страны советов, объяснить причину тяжелой жизни «врагов народа» и их семей. В центре внимания писателя – идейно-нравственный поиск героем истины, добра, справедливости, личного счастья и благополучия. Поэтому повествование весьма психологично. Писатель приводит к мысли, что главными мерилами человеческой жизни и устоев общества остаются такие качества как чувство справедливости, доброта, трудолюбие, взаимовыручка и взаимопонимание, умение любить и жертвовать собой во имя этого чувства.
П.С. Гуревич - Антропологические и эстетические идеи Федора Гиренка c. 31-40
Аннотация: в статье анализируется философское творчество Ф.И. Гиренка. Обозначаются основные идеи, которые содержатся в его книгах. Отмечается оригинальность присущей ему философской рефлексии.
С.А. Королев - Поэзия власти: стихосложение как социокультурный код c. 31-42
Аннотация: в статье рассматривается своеобразный феномен «поэзии власти» в России/СССР/России, иными словами, причины, формы и следствия странной приверженности людей власти к поэзии, к ремеслу стихосложения. Автор касается стихотворного творчества Сталина, тяги к поэтическому творчеству Троцкого, роли стихосложения в интеллектуальном сегменте партийной элиты, в среде консультантов и спичрайтеров первых лиц КПСС и советского государства. В поле зрения оказывается творчество ряда крупных государственных деятелей советского времени, от Евгения Примакова и Евгения Сабурова до Анатолия Лукьянова. «Кейсу Лукьянова», который был вполне состоявшимся и профессиональным поэтом, в статье уделяется особое внимание. В работе также рассматривается эволюция стихосложения как социокультурного кода от Пушкина и декабристов до позднего СССР и нынешних времен так называемого гламура, гламуризации культуры. В заключение автор констатирует, что в современной России сложился тип власти, который в состоянии обойтись и обходится без поэзии.
Маслобоева О.Д. - Феномен Даниила Андреева: проблема отечественного самосознания

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.11025

Аннотация: Концептуальное содержание произведений Даниила Андреева раскрывается в контексте соборного сотворчества российских органицистов и космистов - философского направления, в котором наиболее глубоко и системно отрефлексированы особенности отечественного самосознания; при этом выявляется, что историческая молодость русской культуры по сравнению с «дряхлыми» Востоком и Западом обусловила ключевое своеобразие нашей ментальности, реализуемое в общинности русского духа, его соборности, софийности и гражданственности, непосредственно сопряжённой с нравственными императивами. Исследование системного содержания духовидения Д.Андреева показывает, что его творчество – это качественно новый уровень развития русского космизма в трагических условиях отечественной истории 2-ой половины XX в., причём в единстве художественно-эстетического, религиозного и научного содержания. Проведённое исследование основано, прежде всего, на методологии герменевтического анализа текстов Даниила Андреева, а также произведений российских органицистов и космистов, начиная с рубежа XVIII-XIX вв. и включая первую половину XX в. Плодотворными инструментами анализа являются принципы диалектической методологии: саморазвития, внутренней противоречивости, всеобщей связи, детерминизма и единства мира. Автором раскрывается генезис русского космизма, проистекающий из органицизма и особенностей отечественной ментальности; обосновывается наличие системы принципов: всеобщности жизни, целостности, деятельностного подхода к единому природно-социальному организму, естественности, гармонии и антиномичности бытия и мышления, - составляющих теоретико-методологический и мировоззренческий фундамент проекта разрешения апокалипсической альтернативы современности между самоуничтожением или самовозрождением человечества на качественно новом уровне. Проведённое исследование позволило выявить необходимое и достаточное условия созидательной реализации указанной альтернативы, по-своему выраженных в религиозно-философской и научной ветвях русского космизма и на новом уровне развитое Д.Андреевым.
Маслобоева О.Д. - Феномен Даниила Андреева: проблема отечественного самосознания c. 43-57

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63988

Аннотация: Концептуальное содержание произведений Даниила Андреева раскрывается в контексте соборного сотворчества российских органицистов и космистов - философского направления, в котором наиболее глубоко и системно отрефлексированы особенности отечественного самосознания; при этом выявляется, что историческая молодость русской культуры по сравнению с «дряхлыми» Востоком и Западом обусловила ключевое своеобразие нашей ментальности, реализуемое в общинности русского духа, его соборности, софийности и гражданственности, непосредственно сопряжённой с нравственными императивами. Исследование системного содержания духовидения Д.Андреева показывает, что его творчество – это качественно новый уровень развития русского космизма в трагических условиях отечественной истории 2-ой половины XX в., причём в единстве художественно-эстетического, религиозного и научного содержания. Проведённое исследование основано, прежде всего, на методологии герменевтического анализа текстов Даниила Андреева, а также произведений российских органицистов и космистов, начиная с рубежа XVIII-XIX вв. и включая первую половину XX в. Плодотворными инструментами анализа являются принципы диалектической методологии: саморазвития, внутренней противоречивости, всеобщей связи, детерминизма и единства мира. Автором раскрывается генезис русского космизма, проистекающий из органицизма и особенностей отечественной ментальности; обосновывается наличие системы принципов: всеобщности жизни, целостности, деятельностного подхода к единому природно-социальному организму, естественности, гармонии и антиномичности бытия и мышления, - составляющих теоретико-методологический и мировоззренческий фундамент проекта разрешения апокалипсической альтернативы современности между самоуничтожением или самовозрождением человечества на качественно новом уровне. Проведённое исследование позволило выявить необходимое и достаточное условия созидательной реализации указанной альтернативы, по-своему выраженных в религиозно-философской и научной ветвях русского космизма и на новом уровне развитое Д.Андреевым.
Кашкарева А.П. - «Это не чудо, это горе…»: представления Сергея Козлова о сотериологической миссии женщины (на материале рассказа «Мама-Маша») c. 46-52

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.10.36504

Аннотация: В статье анализируются взгляды современного югорского писателя Сергея Козлова о миссии женщины в переломный для страны период 1990-2000-х годов. На материале рассказа художника «Мама-Маша» доказывается, что именно женщина становится в текстовом пространстве символом справедливости христианских основ жизни, и это находит свое выражение в искреннем стремлении главной героини к установлению в мире добра и справедливости. В работе предпринята попытка осмыслить идейно-художественные воззрения С. С. Козлова на роль женщины в эпоху крупнейших трансформаций в российской истории. Обращение к различным видам высказывания автора (художественная проза, дневники, интервью) позволяет выявить особенности аксиологической позиции писателя в контексте русской философии женственности. Научная новизна исследования обусловлена потребностью в разработке проблемы, связанной с изучением специфики женских образов в творческом наследии сибирского писателя С. С. Козлова. В работе впервые осуществлен комплексный анализ рассказа писателя «Мама-Маша», вошедшего в книгу автора «Дежурный ангел» (2011). В научный оборот активно вводятся источники, которые ранее практически не привлекались к исследованию творчества С. С. Козлова, – дневниковые записи писателя, материалы интервью. Анализ рассказа позволяет заключить, что сотериологическая миссия возложена на маму-Машу – женщину, которая несет свет Божественных заповедей в мир, ассоциируемую с символом национального спасения.
Любимов Н.И. - Образ ветра в социально-философской лирике Альберта Васильева c. 47-58

DOI:
10.7256/2454-0749.2023.6.40980

EDN: RTVUOW

Аннотация: В статье в рамках изучения типологических разновидностей современной марийской философской лирики рассмотрен образ ветра в лирике поэта Альберта Васильева. На материале поэтических произведений, вошедших в его сборник «Ош лумышто чевер полан» («Красная калина на белом снегу», 2017), выявлена роль данного природного образа в художественно-эстетической репрезентации социально-философских взглядов автора и особенностей личности его лирического героя. В данном аспекте лирика А. Васильева исследуется впервые. Методологическую базу исследования составляет структурно-семантический анализ поэтических текстов, позволяющий выявить и описать содержательно-формальные уровни природных образов, раскрывающих авторскую концепцию мира и человека, а также особенности характера лирического героя. В статье доказано, что ветер в лирике марийского поэта Альберта Васильева занимает особое место. Во-первых, он предельно антропоморфизирован, во-вторых, почти всегда вставлен в контекст социально-философских размышлений автора, истоки которых кроются в современном социуме, в системе социальных и индивидуально-человеческих отношений современного мира. Авторские оценки и рефлексии по поводу современного состояния общества (уровень жизни народа, состояние деревенского мира мари, этика и др.), выраженные через образ ветра, не только раскрывают социальные аспекты человеческой деятельности, но и формируют аксиологическую концепцию лирики Альберта Васильева.
Ляшенко Т.М. - Первый этап литературного творчества С.Ф. Шарапова

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.1.17945

Аннотация: Статья представляет собой краткий обзор литературного творчества Сергея Фёдоровича Шарапова – писателя, публициста, экономиста, общественного деятеля. Как писателя его знают мало: в многочисленных статьях о Шарапове, появившихся в последние десятилетия, его литературное творчество, как правило, упоминается лишь вскользь. В данной статье особое внимание уделяется первому этапу литературного творчества Шарапова, завершившемуся публикацией романа «Кружным путем» - центрального произведения писателя, вершины его творчества. Этот этап любопытен с точки зрения творческой эволюции Шарапова как писателя и мыслителя. Автор статьи использует сравнительно-исторический метод, рассматривая литературные произведения Шарапова во взаимодействии с культурным фоном того времени. Представленный в статье материал даёт возможность расширить представления о литературном процессе конца XIX – начала XX века. В основе статьи лежат архивные материалы. Автор статьи раскрывает самобытность творчества С.Ф. Шарапова, подчёркивает актуальность мировоззренческих установок писателя, которые базируются на традиционных общественных ценностях русского народа.
Ляшенко Т.М. - Первый этап литературного творчества С.Ф. Шарапова c. 49-57

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.1.67586

Аннотация: Статья представляет собой краткий обзор литературного творчества Сергея Фёдоровича Шарапова – писателя, публициста, экономиста, общественного деятеля. Как писателя его знают мало: в многочисленных статьях о Шарапове, появившихся в последние десятилетия, его литературное творчество, как правило, упоминается лишь вскользь. В данной статье особое внимание уделяется первому этапу литературного творчества Шарапова, завершившемуся публикацией романа «Кружным путем» - центрального произведения писателя, вершины его творчества. Этот этап любопытен с точки зрения творческой эволюции Шарапова как писателя и мыслителя. Автор статьи использует сравнительно-исторический метод, рассматривая литературные произведения Шарапова во взаимодействии с культурным фоном того времени. Представленный в статье материал даёт возможность расширить представления о литературном процессе конца XIX – начала XX века. В основе статьи лежат архивные материалы. Автор статьи раскрывает самобытность творчества С.Ф. Шарапова, подчёркивает актуальность мировоззренческих установок писателя, которые базируются на традиционных общественных ценностях русского народа.
Кузьмич С.В. - Принципы журналисткой этики в публикациях испанских газет (на примере «ABC», «El Pais», «El Mundo», «La Vanguardia») c. 61-68

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.7.38459

EDN: MJTCLO

Аннотация: Предметом данного исследования является реализация принципов журналисткой этики в современных испанских газетах. Цель исследования заключается в выявлении уровня соблюдения журналисткой этики в публикациях газет «ABC», «El Pais», «El Mundo», «La Vanguardia». Автором отмечено, что наибольшее соответствие принципам профессиональной этики отмечается читателями у газеты «ABC». Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя следующие методы: анализ научной литературы по теме исследования; контент-анализ публикаций «ABC», «El Pais», «El Mundo», «La Vanguardia»; метод социологического анкетирования (мини-опрос); метод статистического анализа; метод сопоставительного анализа полученных результатов.   По итогу данного исследования нами были получены следующие результаты: выявлен уровень соблюдения принципов журналисткой этики каждой газеты на основе полученных данных мини-опроса среди испаноязычных читателей. Областями применения результатов могут быть такие сферы, как «этика профессиональной деятельности», «политическая журналистика», «международная журналистика». Новизна настоящего исследования заключается в предложенной автором методике анализа уровня соблюдения принципов журналисткой этики. Автор статьи пришел к следующим выводам: для современных испанских газет характерен высокий уровень соблюдения журналисткой этики, кроме газеты «La Vanguardia» (средний уровень по оценке читателей).
Огурцова В.С. - Маленький человек в гоголевской традиции Даля c. 62-70

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.6.38237

Аннотация: Образ маленького человека как сближающий фактор творческих биографий двух писателей-современников Н. В. Гоголя и В. И. Даля стал предметом изучения в данной статье. Особое внимание уделяется ключевому образу для натуральной школы русской литературы, который обладает своими определенными качествами и характеристиками, представленными в произведениях многих авторов того времени. Объектом исследования служат два произведения писателей: «Шинель» Гоголя и «Жизнь человека, или Прогулка по Невскому проспекту» Даля. Автор подробно изучает, как в текстах Гоголя и Даля «маленький человек» получает вместе с типичными характеристиками, особенные детали, подчеркивающие взаимовлияние авторов.    Особым вкладом автора в исследование темы является то, что в статье акцент делается, прежде всего, на тексте В. И. Даля, в его детальном сопоставлении с гоголевской «Шинелью». Компаративный метод позволяет сопоставить оба произведения, найти пересечения в сюжете, образах героев. Основными выводами проведенного исследования являются утверждение закономерности общелитературных тенденций в создании образа маленького человека, а также обозначение отличительных особенностях типичного для 30-40ых годов XIX века образе главного героя, отразившиеся в текстах двух писателей-современников . Научная новизна исследования заключается в наиболее детальном исследовании одной из важных творческих параллелей творчества двух писателей.
Черкун Е.Ю., Нимаева Э.З. - Отражение особенностей этнокультурной идентичности О. Руге в романе «In Zeiten des abnehmenden Lichts: объективно-психологический уровень. c. 77-87

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.1.34963

Аннотация: Предметом исследования является стиль произведения О. Руге «In Zeiten des abnehmenden Lichts», социокультурная идентичность автора анализируемого произведения на обьективно-психологическом уровне. Объектом исследования послужил роман О. Руге „In Zeiten des abnehmenden Lichts“. Основное внимание в статье акцентируется на выявлении связи между особенностями стиля художественного произведения и этнокультурной идентичностью его автора путем проведения лингвостилистического анализа. Материалом для исследования послужило художественное произведение О. Руге „In Zeiten des abnehmenden Lichts“. Теоретически обоснована связь этнокультурной идентичности автора художественного произведения с особенностями стиля произведения. Проведен анализ особенностей этнокультурной идентичности писателя О. Руге и лингвостилистический анализ романа «In Zeiten des abnehmenden Lichts» на обьективно-психологическом уровне. Основными выводами проведенного исследования является выявление множественности этнокультурной идентичности писателя, характеризующаяся принадлежностью личности к двум этническим группам, что отражается в особенностях стиля его произведения на обьективно-психологическом уровне. Новизна исследования обоснована тем, что роман О. Руге «In Zeiten des abnehmenden Lichts» анализируется как продукт творческой речемыслительной деятельности современного немецкого писателя русского происхождения, что представляет собой уникальный опыт исследования проблемы роли этнокультурной идентичности автора в процессе создания текста художественного произведения. Результаты исследования вносят практический вклад в изучение теории текста, лингвокультурологии и лингвостилистики, этнокультурологии.
Найденова Р.Р. - Нарративная стратегия жизнеописания в творчестве Маргарет Этвуд c. 114-121

DOI:
10.7256/2454-0749.2024.3.70174

EDN: MEFNGL

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является нарративная стратегия жизнеописания в творчестве Маргарет Этвуд. Маргарет Этвуд (р. 1939) – известная современная канадская писательница, поэтесса, литературовед и критик. Как правило, творчество М. Этвуд принято рассматривать по трем магистральным направлениям: поиск Канадской идентичности в произведениях М. Этвуд; женский вопрос и теории феминизма в творчестве М. Этвуд и спекулятивная (концептуальная) фантастика в творчестве М. Этвуд. Именно этим трем направлениям посвящено наибольшее количество научных работ о канадской писательнице. Исходя из жизненного и творческого пути М. Этвуд, эти три магистрали вполне оправданы. Но за ними теряется основа творчества писательницы – нарратив, нарративная структура, исследованию которой М. Этвуд посвятила многие свои литературоведческие работы. Основываясь на наработках зарубежных и отечественных исследователей нарратива, а также на изысканиях самой М. Этвуд, в данной статье мы описываем то, как в художественной прозе писательницы разворачивается многоуровневый нарратив жизнеописания, подразумевающий под собой деление на повествовательные пласты. Каждый повествовательный пласт отвечает за определенное время: прошлое, настоящее и безвременье. Актуальность и новизна данной статьи заключается в попытке дать описание нарративов М. Этвуд в отрыве от трех магистральных путей и осветить особенности нарратива жизнеописания, который является ключевым для произведений автора. Благодаря стратегии жизнеописания канадская писательница исследует природу человеческой памяти, мышления, фантазии. Поставив главного героя-рассказчика в центр нарратива, М. Этвуд позволяет своим персонажам самостоятельно анализировать собственные поступки, свое прошлое, что приближает ее героев к реальным людям. Герои писательницы, как и реальные люди, имеют общие представления о том, как должна строиться история, рассказ и пользуются литературными приемами в разговоре о себе. Но, постепенно раскрываясь, герои-рассказчики М. Этвуд переходят на откровенный разговор, отбрасывая литературные украшения. Подход к творчеству М. Этвуд с точки зрения нарратива, нарратологии помогает открыть новые грани в творчестве известного автора, подчеркнуть и актуализировать многие художественные особенности книг М. Этвуд, которые остаются в тени при культурно-идеологическом подходе.
Фарафонова О.А. - Заглавия русских мемуаров XVIII - начала XIX в. как метатекстовый элемент повествования c. 122-136

DOI:
10.7256/2454-0749.2024.3.70225

EDN: MJIUQU

Аннотация: Предметом представленного в статье системного исследования является метатекстовая функция заглавий русских мемуаров XVIII – начала XIX вв. Объектом исследования выступают все известные и опубликованные тексты русских мемуаров указанного исторического периода. Автор подробно анализирует в указанном аспекте мемуары В. В. Головина, И. О. Острожского-Лохвицкого, И. Г. Андреева, Я. П. Шаховского, И. И. Неплюева, И. В. Лопухина, М. В. Данилова, Т. П. Калашникова, Г. И. Добрынина, П. С. Батурина и др. авторов. Особое внимание уделяется анализу мемуарного заглавия как результата авторской рефлексии и адресованного читателю авторского знака, отражающего тенденцию к индивидуализации повествования о себе и стремление авторов-мемуаристов к целостному осмыслению и литературной оформленности текста воспоминаний. Методология исследования базируется на принципах компаративистики и сравнительно-исторического анализа. Корпус исследуемых мемуаров помещается в общекультурный контекст эпохи, что позволяет говорить о принципах формирования и развития русской мемуаристики в XVIII в. Мемуарные заглавия отражают на какую эстетическую и ценностную парадигму был ориентирован мемуарист. Новизна исследования заключается в том, что мемуарное заглавие впервые рассматривается как основной элемент метатекстового ансамбля «заглавие – предисловие – эпиграф – послесловие». Обязательно присутствующая в мемуарном заглавии жанровая номинация (записки, летопись, повесть, житие, жизнь) понимается как ориентированный на потенциального читателя знак культурно-литературной самоидентификации мемуариста. В статье обозначаются следующие тенденции: ориентация на древнерусскую культурную и жанровую традицию, влияние просветительско-классицистической парадигмы и установки, продиктованные влиянием сентиментализма и жанра романа. Системный анализ более пятидесяти произведений русской мемуаристики позволяет сделать вывод об определяющей роли жанровой номинации в составе мемуарного заглавия для выбора автором модели повествования, ракурса изображения событий и характеров, лейтмотивов и принципов организации сюжета. Составление и анализ репертуара заглавий мемуарных произведений XVIII – начала XIX вв. позволяют сделать вывод о принципах формирования и развития русской мемуаристики в целом.
Камил Ф. - Роман И.С. Тургенева «отцы и дети» в сравнительно-исторических исследованиях (XIX–XX вв.)

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.2.19276

Аннотация: Объектом исследования является Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и литературные критические статьи, высказывания, исследовательские труды. Предметом исследования являются основные тенденции в истории изучения романа Тургенева «Отцы и дети» в сравнительно-исторических исследованиях (XIX–XX вв.) Роман «Отцы и дети», считающийся вершиной творчества И.С. Тургенева, стал предметом бурной критики: как с положительной стороны, так и с отрицательной. Хотя, несмотря на то, что масштабы критики превалируют само произведение по объему, роман отождествляется со многими другими отечественными и зарубежными произведениями. Анализируя данные сравнения, отмечается, что роман И.С. Тургенева явился плодом впечатлений, полученных от других произведений, оставивших неизгладимый отпечаток в сознании писателя. Если рассмотреть многие из этих сравнений, можно понять, что роману «Отцы и дети» присуща популярность, превосходящая все временные границы. В данном научном исследовании для анализа сравнений романа «Отцы и дети» с другими произведениями, проведенных до настоящего времени, был применен историко-функциональный метод. Роман Тургенева «Отцы и дети» был проанализирован при помощи метода историко-функционального изучения и после сопоставления различных мнений критиков, писавших о романе, были определены отличия в их взглядах. Кроме этого, было установлено, какой вклад роман «Отцы и дети» сделал в русскую и мировую литературу.
Камил Ф. - Роман И.С. Тургенева «отцы и дети» в сравнительно-исторических исследованиях (XIX–XX вв.) c. 160-166

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.2.68043

Аннотация: Объектом исследования является Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и литературные критические статьи, высказывания, исследовательские труды. Предметом исследования являются основные тенденции в истории изучения романа Тургенева «Отцы и дети» в сравнительно-исторических исследованиях (XIX–XX вв.) Роман «Отцы и дети», считающийся вершиной творчества И.С. Тургенева, стал предметом бурной критики: как с положительной стороны, так и с отрицательной. Хотя, несмотря на то, что масштабы критики превалируют само произведение по объему, роман отождествляется со многими другими отечественными и зарубежными произведениями. Анализируя данные сравнения, отмечается, что роман И.С. Тургенева явился плодом впечатлений, полученных от других произведений, оставивших неизгладимый отпечаток в сознании писателя. Если рассмотреть многие из этих сравнений, можно понять, что роману «Отцы и дети» присуща популярность, превосходящая все временные границы. В данном научном исследовании для анализа сравнений романа «Отцы и дети» с другими произведениями, проведенных до настоящего времени, был применен историко-функциональный метод. Роман Тургенева «Отцы и дети» был проанализирован при помощи метода историко-функционального изучения и после сопоставления различных мнений критиков, писавших о романе, были определены отличия в их взглядах. Кроме этого, было установлено, какой вклад роман «Отцы и дети» сделал в русскую и мировую литературу.
Назаренко Д.А. - Роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» в контексте феминистского движения в США второй половины XX в.

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.2.20459

Аннотация: Объектом научного исследования в данной статье является образная структура романа американской писательницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Предмет исследования – репрезентация в структуре центральных женских образов романа точки зрения Айн Рэнд касательно женского вопроса. Также автор уделяет большое внимание тому, какие отклики творчество Рэнд находило в среде представителей феминистского направления американской литературной критики XX в. Главная цель исследования состоит в том, чтобы определить тип взаимосвязи между мировоззрением Айн Рэнд и феминизмом. Исследование, результаты которого представлены в данной статье, проводилось с использованием таких методов, как культурно-исторический, биографический, социологический и сравнительно-сопоставительный. Научная новизна работы заключается в том, что взгляды Айн Рэнд на вопрос положения женщины в обществе принято считать антифеминистскими (на такой трактовке всегда настаивала и сама писательница). Однако в данной статье доказывается тезис о том, что у философии рационального индивидуализма, которую проповедовала Рэнд в своих художественных произведениях, и базовых идей феминистского движения есть общее основание. В статье получает обоснование точка зрения, согласно которой взгляды Айн Рэнд по ряду признаков сближаются с идеями американского феминизма третьей волны. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно вносит вклад в решение до сих пор открытого вопроса: стоит ли причислять Айн Рэнд к сторонникам феминизма или к его противникам.
Назаренко Д.А. - Роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» в контексте феминистского движения в США второй половины XX в. c. 210-214

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68110

Аннотация: Объектом научного исследования в данной статье является образная структура романа американской писательницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Предмет исследования – репрезентация в структуре центральных женских образов романа точки зрения Айн Рэнд касательно женского вопроса. Также автор уделяет большое внимание тому, какие отклики творчество Рэнд находило в среде представителей феминистского направления американской литературной критики XX в. Главная цель исследования состоит в том, чтобы определить тип взаимосвязи между мировоззрением Айн Рэнд и феминизмом. Исследование, результаты которого представлены в данной статье, проводилось с использованием таких методов, как культурно-исторический, биографический, социологический и сравнительно-сопоставительный. Научная новизна работы заключается в том, что взгляды Айн Рэнд на вопрос положения женщины в обществе принято считать антифеминистскими (на такой трактовке всегда настаивала и сама писательница). Однако в данной статье доказывается тезис о том, что у философии рационального индивидуализма, которую проповедовала Рэнд в своих художественных произведениях, и базовых идей феминистского движения есть общее основание. В статье получает обоснование точка зрения, согласно которой взгляды Айн Рэнд по ряду признаков сближаются с идеями американского феминизма третьей волны. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно вносит вклад в решение до сих пор открытого вопроса: стоит ли причислять Айн Рэнд к сторонникам феминизма или к его противникам.
Фетисова Е.Э. - «Третий цех поэтов»: традиции и новаторство

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.4.17260

Аннотация: В статье рассматривается один из важнейших неисследованных в литературоведении феноменов – «Третий Цех» поэтов – влияющий на развитие жанров, литературных школ и литературы ХХ века в целом. На основе анализа различных научных источников даются понятия концепции, реконструируются история формирования «Третьего Цеха», его эстетическая платформа и соотношение с традиционным акмеизмом; исследуется своеобразие творческих путей поэтов, в него входящих, и его место в литературном процессе ХХ века. Внутри традиционного акмеизма дифференцируются парнасски ориентированный акмеизм Н. Гумилева и адамизм В. Нарбута. Описывается история организаций, принадлежащих, с одной стороны, к акмеистическому и неоклассическому руслу развития поэзии, а с другой – к нетрадиционным, альтернативным направлениям в литературном контексте Х века; рассматриваются отношения указанного явления с другими феноменами, с Первым и Вторым Цехом поэтов, литературоведческими и онтологическими категориями. Выявляются черты традиционного акмеизма в эстетической программе «Третьего Цеха». Через впервые предпринятый в работе детальный анализ альманахов и других периодических изданий «Третьего Цеха» очерчиваются основные этапы их формирования, круг авторов, тираж, эстетическая позиция и общественная реакция, а также их предыстория и художественная специфика. Для раскрытия содержания акмеизма как художественного направления ХХ века привлечены особенности его функционирования во внешней коммуникации с символизмом, перешедшим в 1934 году в свою латентную фазу, и неоклассицизмом. Сопоставительный анализ и метод семиотической реконструкции поэтического текста служат ключом к пониманию внутренних структур акмеистической культурной парадигмы. Делается вывод о том, что акмеизм в эмиграции («младоакмеизм») продолжил миссию символизма: «двоемирие», концепт мира как «эстетического феномена» он преобразует в принцип мистического энергетизма, постигая мир ноуменальный через «мистическое озарение». Эмигрантский акмеизм раскрывается как синтез элементов модернизма и реализма: в его поэзии соединяются мистические миры, дихотомия «реального-ирреального», символистская «теория соответствий», - и ясность, историческая конкретика, память «ненапрасного прошлого», унаследованные от реализма. Данный путь рассмотрения акмеизма как непрерывной парадигмы постсимволистского, традиционалистского творчества, как одной из значимых линий литературного (и шире - духовного) развития, соединяющей в себе опыт России (метрополии) и зарубежья, способствует выявлению внутренней целостности русской литературы, развивающейся в диалоге и взаимодействии различных художественных систем (в частности, символизма, акмеизма, неоклассицизма). Это разнообразие исканий, художественно-стилевых тенденций и течений обусловливает перспективу новых открытий на путях отечественной и мировой литературы.
Фетисова Е.Э. - «Третий цех поэтов»: традиции и новаторство c. 320-330

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.4.67370

Аннотация: В статье рассматривается один из важнейших неисследованных в литературоведении феноменов – «Третий Цех» поэтов – влияющий на развитие жанров, литературных школ и литературы ХХ века в целом. На основе анализа различных научных источников даются понятия концепции, реконструируются история формирования «Третьего Цеха», его эстетическая платформа и соотношение с традиционным акмеизмом; исследуется своеобразие творческих путей поэтов, в него входящих, и его место в литературном процессе ХХ века. Внутри традиционного акмеизма дифференцируются парнасски ориентированный акмеизм Н. Гумилева и адамизм В. Нарбута. Описывается история организаций, принадлежащих, с одной стороны, к акмеистическому и неоклассическому руслу развития поэзии, а с другой – к нетрадиционным, альтернативным направлениям в литературном контексте Х века; рассматриваются отношения указанного явления с другими феноменами, с Первым и Вторым Цехом поэтов, литературоведческими и онтологическими категориями. Выявляются черты традиционного акмеизма в эстетической программе «Третьего Цеха». Через впервые предпринятый в работе детальный анализ альманахов и других периодических изданий «Третьего Цеха» очерчиваются основные этапы их формирования, круг авторов, тираж, эстетическая позиция и общественная реакция, а также их предыстория и художественная специфика. Для раскрытия содержания акмеизма как художественного направления ХХ века привлечены особенности его функционирования во внешней коммуникации с символизмом, перешедшим в 1934 году в свою латентную фазу, и неоклассицизмом. Сопоставительный анализ и метод семиотической реконструкции поэтического текста служат ключом к пониманию внутренних структур акмеистической культурной парадигмы. Делается вывод о том, что акмеизм в эмиграции («младоакмеизм») продолжил миссию символизма: «двоемирие», концепт мира как «эстетического феномена» он преобразует в принцип мистического энергетизма, постигая мир ноуменальный через «мистическое озарение». Эмигрантский акмеизм раскрывается как синтез элементов модернизма и реализма: в его поэзии соединяются мистические миры, дихотомия «реального-ирреального», символистская «теория соответствий», - и ясность, историческая конкретика, память «ненапрасного прошлого», унаследованные от реализма. Данный путь рассмотрения акмеизма как непрерывной парадигмы постсимволистского, традиционалистского творчества, как одной из значимых линий литературного (и шире - духовного) развития, соединяющей в себе опыт России (метрополии) и зарубежья, способствует выявлению внутренней целостности русской литературы, развивающейся в диалоге и взаимодействии различных художественных систем (в частности, символизма, акмеизма, неоклассицизма). Это разнообразие исканий, художественно-стилевых тенденций и течений обусловливает перспективу новых открытий на путях отечественной и мировой литературы.
Прохоров М.М. - Социальность мышления и ее негация

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.10086

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает социальность мышления, ее связь с бытийностью универсума, соразмерным которому является человек как универсальное существо в сравнении с животными обитателями той или иной природной ниши. Раскрыт смысл отрицания социальности мышления. При этом автор опирается на методологию единства исторического и логического. Вот почему автор обращается не только к современному обстоянию дел в обществе, но и к истории проблемы на примере мировоззренческой метаморфозы Н.В. Гоголя. Это позволило раскрыть сквозные, скрытые проблемы, характерные для истории и современности. В ходе исследования эксплицирована альтернативность религиозной позиции с признанием и принятием положения о социальном характере мышления, укорененного в самом бытии и его развитии как способе существования бытия и общества. Новым является не только фиксация наличия такой альтернативы в современности, но и ее обнаружение в мировоззренческой эволюции Н.В. Гоголя.
Прохоров М.М. - Социальность мышления и ее негация c. 324-334

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63726

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает социальность мышления, ее связь с бытийностью универсума, соразмерным которому является человек как универсальное существо в сравнении с животными обитателями той или иной природной ниши. Раскрыт смысл отрицания социальности мышления. При этом автор опирается на методологию единства исторического и логического. Вот почему автор обращается не только к современному обстоянию дел в обществе, но и к истории проблемы на примере мировоззренческой метаморфозы Н.В. Гоголя. Это позволило раскрыть сквозные, скрытые проблемы, характерные для истории и современности. В ходе исследования эксплицирована альтернативность религиозной позиции с признанием и принятием положения о социальном характере мышления, укорененного в самом бытии и его развитии как способе существования бытия и общества. Новым является не только фиксация наличия такой альтернативы в современности, но и ее обнаружение в мировоззренческой эволюции Н.В. Гоголя.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.