Филология: научные исследования - рубрика В потоке книг
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "В потоке книг"
В потоке книг
Левит С.Я. - С.И. Великовский. Свобода неприкаянных

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.1.7833

Аннотация: Публикуется раздел "Свобода неприкаянных" из книги Великовского С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции / С.И. Великовский. СПб.: Центр гуманитарных исследований, 2012. 271 с. С. 119-161. Великовский Самарий Израилевич (1931-1990) – доктор философских наук, отечественный литературовед, исследователь французской литературы и общественной мысли XIX-ХХ веков, член Союза писателей СССР.
Гуревич П.С. - КЛАДЕЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. Обзор исторических исследований
Аннотация: В обзоре анализируются книги, посвященные историческому знанию. В книге известного отечественного ученого А.Я. Гуревича обсуждаются судьбы советской исторической науки второй половины минувшего столетия. Драма идей, которая воссоздается в книге, была одновременно и драмой людей. В книге выдающихся философов Р.А. Гальцевой и И.Б. Роднянской собраны труды по изучению русской мысли XIX и XX веков, писавшиеся в течение нескольких десятилетий.
Гуревич П.С. - СИГНАЛ, РАССЫПАННЫЙ ИЗ ТЫСЯЧИ РОЖКОВ…, «РАЗУМ, ВОПЛОЩЕННЫЙ В ПРЕКРАСНЫХ ЗВУКАХ», ПЕРЕПИСКА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.1.8707

Аннотация: Рецензии на книги: Стравинский Игорь. Хроника. Поэтика. М., Санкт-Петербург, 2012. 368 с. (тираж 100 экз.); Лобанова Мария. Теософ. Теург. Мистик. Маг: Александр Скрябин и его врем. М.: Петроглиф, 2012. 368 с. (тираж 2000 экз.); Сафонов Василий. Избранное. «Давайте переписываться с американской быстротою…». Переписка 1880-1905 годов. СПб: Петроглиф, 2011. 760 с. (тираж 1000 экз.).
П.С. Гуревич - Впечатление и смысл c. 0-0
Аннотация: Михайлов Александр. Избранное: Феноменология австрийской культуры / А. Михайлов. – М.-Санкт- Петербург, 2009. – 392 с. – Тираж 1000 экз.
П.С. Гуревич - Задачи литературы как науки c. 0-0
Аннотация: Веселовский Александр. Избранное: На пути к исторической поэтике / А. Веселовский. – М., 2010. – 668 с. – Тираж 2000 экз.
Гуревич П.С. - КРАСОТА КАК ПОЛНОТА БЫТИЯ (Рецензии на книги издательства «Канон+»)

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.2.9030

Аннотация: В статье речь идет о двух книгах, посвященных теории искусства и эстетическим проблемам: Очерки эстетики и теории искусства / отв. ред. Н.А. Хренов и А.С. Мигунов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 446 с. (тираж 1000 экз.) и Шустерман Ричард. Прагматическая эстетика. Живая красота, переосмысление искусства. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. 408 с. (тираж 3000 экз.). В «Очерках эстетики и теории искусства» содержится анализ самых различных концепций. Это по существу попытка энциклопедического изучения разных философских направлений, рассматривающих науку о прекрасном и безобразном. Отмечается также, что в сферу изучения вовлекаются и столь необычные для эстетики сферы, как гештальт-психология и алгоритмическая эстетика. Во второй книге - Р. Шустермана «Прагматическая эстетика» рассматриваются традиции Д. Дьюи, осмысливаются прагматические аспекты художественного творчества.
Федотова Н.М. - Организация контентной политики на сайтах библиотек вузов: стратегии продвижения издательских проектов c. 45-55

DOI:
10.7256/2454-0749.2023.2.38914

EDN: HFJDDT

Аннотация: В эпоху цифровой трансформации меняются формы предоставления информации и работы с пользователями. Как известно, библиотеки учебных заведений представляют собой не только место хранения и распространения образовательных ресурсов в среде читателей, но и осуществляют работу по популяризации ресурсов и их продвижения в образовательной среде. Библиотеки вуза, выполняя информационную, образовательную и культурную функции, используют инструменты веб-сайтов для решения поставленных задач. От грамотной и удобной контентной политики зависит успех всей образовательной организации. Статья посвящена контентному анализу разделов веб-сайтов библиотек педагогических вузов. Цель исследования: изучение структуры контента на сайтах библиотек педагогических вузов. В ходе работы были использованы статистический и компаративный методы, проведен контент-анализ 38 страниц, выявлены основные задачи и определены проблемы для дальнейших исследований. Основные выводы: актуальность контента, отражение связей с внешними партнерам и издателями, удобство навигации, современный дизайн – важные условия взаимодействия между библиотекой и читателем и как следствие повышения интереса к издательским проектам и деятельности библиотек. Разные виды и разнообразие контента повышают вовлеченность аудитории, сокращают время взаимодействия между участниками образовательного процесса. Основные задачи, стоящие перед библиотеками: наращивание внешних и внутренних связей по продвижению издательских проектов, работа по популяризации разработок авторов вуза во внешнем информационном пространстве, использование современных исследований по влиянию дизайна веб-ресурсов на читателей. Результаты могут быть использованы при разработке курсов и проведении обучающих мероприятий для специалистов отрасли.
П.С. Гуревич - Феноменология скрытого смысла. Тематический обзор книг издательства «Канон+» c. 80-88
Аннотация: Миф и художественное сознание XX века / Отв. редактор Н.А. Хренов. М.: Государственный институт искусствознания; Канон+, 2011. 687 с. (тираж 800 экз.); Маликов Е.В. Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики. Зачем люди танцуют? Научная моно- графия / Под ред. М.С. Кухта. М.: Канон+, 2012. 304 с. (тираж 1000 экз.)
П.С. Гуревич - Сигнал, рассыпанный из тысячи рожков… Разум, воплощеный в прекрасных звуках. Переписка как исторический документ c. 81-89

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.1.62529

Аннотация: A Signal Spilled Out of a Thousand of Horns: This is the review of Igor Stavinsky’s book ‘Chronics. Poetics’ published in St. Petersburg in 2012. The book contains the two works by Igor Stavinsky, ‘Chronics of my Life’ written in 1935 and ‘Musical Poetics’ written in 1939. A Mind Materialized in Beautiful Sounds: This is the review of Maria Lobanova’s book ‘Theosophist. Theurgist. Mystic. Magician: Alexander Skryabin and his Time’ published in Moscow in 2012.
П.С. Гуревич - Волшебная сила искусства (Книжный обзор) c. 83-90
Аннотация: This is the review of a few books devoted to art. The books which have been reviewed are of different orientation and genre. But all of them actually prove that there should be more researches to be undertaken in the sphere of art and culture.
Гуревич П.С. - Святость и духовность словесности

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14313

Аннотация: Культурный процесс, как известно, не развивается линейно, открыто, с неизменным признанием всех достижений данного процесса. В этом потоке возможны вычерки, утраты, цензорские директивы казённого сознания. Порой продуктивное творчество исследователя обрывает тюрьма. Иных поэтов незаслуженно преследует забвение. Однако великие достижения духовной культуры не исчезают бесследно. Как говорится, «приходит день, приходит час», и бесстрастие духа побеждает. Было бы наивно полагать, что всё это происходит само по себе, в силу логики культурного процесса. Нет, для восстановления истории требуется ещё подвижничество, духовная воля, которая устраняет несправедливость. Названные книги изданы благодаря неустанной просветительской деятельности Светланы Яковлевны Левит. Уже много лет она занята поиском забытых имён, трудов, традиций. После каждого издания общее представление о культурно-историческом процессе радикально преображается. Книга Г.М. Померанца – не только исследование, это демонстрация гениального ума нашего современника, настоящая энциклопедия поэтики духовности. Рассказывая в наши дни о духовном споре цивилизации, мы почти не учитываем латиноамериканский ареал. И вот изданная книга В.Б. Земского раскрывает нам тайны этой цивилизации. Методы исследования связаны с историзмом. Он толкуется как идейная основа, культурная память искусства, залог духовности, связующая нить поколений. Историзм есть свойство человеческой души, "всеобщая отзывчивость" (по Ф.М. Достоевскому). В материале используются также приёмы герменевтического анализа. Новизна статьи обусловлена стремлением донести до читателей огромный духовный опыт литературного творчества, заключённый в названных книгах. Поиск духовности всегда одушевлён страстью. В этом смысле он может страдать односторонностью. Эту индивидуальную увлеченность уравнивает, гармонизирует бесстрастие духа. Книги, о которых идёт речь, посвящены литературе России, Европы, Латинской Америки. Объединяет их поэтика духовности. Она сближает разные темы, континенты, эпохи. А взятые вместе эти издания неизмеримо расширяют горизонт исследовательской деятельности.
Гуревич П.С. - Святость и духовность словесности c. 85-93

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66425

Аннотация: Культурный процесс, как известно, не развивается линейно, открыто, с неизменным признанием всех достижений данного процесса. В этом потоке возможны вычерки, утраты, цензорские директивы казённого сознания. Порой продуктивное творчество исследователя обрывает тюрьма. Иных поэтов незаслуженно преследует забвение. Однако великие достижения духовной культуры не исчезают бесследно. Как говорится, «приходит день, приходит час», и бесстрастие духа побеждает. Было бы наивно полагать, что всё это происходит само по себе, в силу логики культурного процесса. Нет, для восстановления истории требуется ещё подвижничество, духовная воля, которая устраняет несправедливость. Названные книги изданы благодаря неустанной просветительской деятельности Светланы Яковлевны Левит. Уже много лет она занята поиском забытых имён, трудов, традиций. После каждого издания общее представление о культурно-историческом процессе радикально преображается. Книга Г.М. Померанца – не только исследование, это демонстрация гениального ума нашего современника, настоящая энциклопедия поэтики духовности. Рассказывая в наши дни о духовном споре цивилизации, мы почти не учитываем латиноамериканский ареал. И вот изданная книга В.Б. Земского раскрывает нам тайны этой цивилизации. Методы исследования связаны с историзмом. Он толкуется как идейная основа, культурная память искусства, залог духовности, связующая нить поколений. Историзм есть свойство человеческой души, "всеобщая отзывчивость" (по Ф.М. Достоевскому). В материале используются также приёмы герменевтического анализа. Новизна статьи обусловлена стремлением донести до читателей огромный духовный опыт литературного творчества, заключённый в названных книгах. Поиск духовности всегда одушевлён страстью. В этом смысле он может страдать односторонностью. Эту индивидуальную увлеченность уравнивает, гармонизирует бесстрастие духа. Книги, о которых идёт речь, посвящены литературе России, Европы, Латинской Америки. Объединяет их поэтика духовности. Она сближает разные темы, континенты, эпохи. А взятые вместе эти издания неизмеримо расширяют горизонт исследовательской деятельности.
П.С. Гуревич - Кладезь исторического знания. Обзор исторических исследований c. 88-96
Аннотация: В обзоре анализируются книги, посвященные историческому знанию. В книге известного отечественного ученого А.Я. Гуревича обсуждаются судьбы советской исторической науки второй половины минувшего столетия. Драма идей, которая воссоздается в книге, была одновременно и драмой людей. В книге выдающихся философов Р.А. Гальцевой и И.Б. Роднянской собраны труды по изучению русской мысли XIX и XX веков, писавшиеся в течение нескольких десятилетий.
П.С. Гуревич - Философский дискурс о человеке c. 89-96
Аннотация: Фонарь Диогена. Проект синергийской антропологии в современном мире / Составление, общая и научная редакция С.С. Хоружего. М., 2010. 928 с. с илл. (тираж 1000 экз.)
П.С. Гуревич - Отклики на стихотворения: А. Торопов Из цикла «библейские мотивы», С. Исаев «да царство пасеки построй...», В. коробов «эпитафия арбузу» c. 90-91

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.1.62530

Аннотация: This is the parody of the three poems: A. Toropov from his Selected Poems ‘Biblical Tunes’, S. Isaev’s ‘Build the Apiary Before the Kingdom Comes…’ and V. Korobkov’s ‘Epitaph of the Water Melon’.
П.С. Гуревич - Да ведают потомки c. 91-92
Аннотация: This is the review of two books devoted to family chronicles – ‘Simple life’ by S. M. Gurevich and Lia Evseeva ‘Sometime in Xinjiang’. As Erich Fromm says, it is our deep need to keep the memory of our family and our past. These two books are a great example of it.
А.Г. Мысливченко - первый опыт издания энциклопедии о Чехове c. 93-96
Аннотация: This is a review of an encyclopedia devoted to a great Russian author A. P. Chekhov. As the author of the review notes, this encyclopedia is an important contribution to the world ‘Chekhoviana’ (studies of life and works by Chekhov).
Гуревич П.С. - Блеск истины в пророческом глаголе

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.1.18193

Аннотация: Статья посвящена творчеству выдающегося отечественного философа Наталии Сергеевны Автономовой. В связи с её юбилеем вышла книга «Топосы философии Наталии Автономовой. К юбилею» (М., 2015), в которой, кроме её собственных статей, опубликованы материалы других авторов, связанных с нею общей тематикой и подходами к философским проблемам. В результате становится очевидным масштаб научной деятельности Н.С. Автономовой. Прежде всего, ощутим её вклад в теорию познания, в разработку проблем рациональности и субъекта. Кроме того, Наталия Сергеевна выступила посредником между отечественной и французской философией, она является безоговорочным авторитетом в изучении французского структурализма и постструктурализма. В материалах использованы методы историко-философского исследования, приёмы компаративистики, психоанализа и структурализма. В ряде случаев Н.С. Автономова опирается на герменевтику. Новизна в постановке и решении ряда философских проблем касается значительного круга вопросов. Н.С. Автономова показала огромное значение работ М.М. Бахтина, М.Л. Гаспарова, Ю.М. Лотмана, Р.О. Якобсона. Сделанные ею переводы трудов Ж. Деррида, М. Фуко – это, прежде всего, огромный исследовательский труд, вклад в мировую философию. Значительную лепту она внесла в теорию перевода. Н.С. Автономова выступает в отечественной науке как философ и филолог, публицист и переводчик.
Гуревич П.С. - Блеск истины в пророческом глаголе c. 107-117

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.1.67592

Аннотация: Статья посвящена творчеству выдающегося отечественного философа Наталии Сергеевны Автономовой. В связи с её юбилеем вышла книга «Топосы философии Наталии Автономовой. К юбилею» (М., 2015), в которой, кроме её собственных статей, опубликованы материалы других авторов, связанных с нею общей тематикой и подходами к философским проблемам. В результате становится очевидным масштаб научной деятельности Н.С. Автономовой. Прежде всего, ощутим её вклад в теорию познания, в разработку проблем рациональности и субъекта. Кроме того, Наталия Сергеевна выступила посредником между отечественной и французской философией, она является безоговорочным авторитетом в изучении французского структурализма и постструктурализма. В материалах использованы методы историко-философского исследования, приёмы компаративистики, психоанализа и структурализма. В ряде случаев Н.С. Автономова опирается на герменевтику. Новизна в постановке и решении ряда философских проблем касается значительного круга вопросов. Н.С. Автономова показала огромное значение работ М.М. Бахтина, М.Л. Гаспарова, Ю.М. Лотмана, Р.О. Якобсона. Сделанные ею переводы трудов Ж. Деррида, М. Фуко – это, прежде всего, огромный исследовательский труд, вклад в мировую философию. Значительную лепту она внесла в теорию перевода. Н.С. Автономова выступает в отечественной науке как философ и филолог, публицист и переводчик.
Гуревич П.С. - Энциклопедист и аналитик c. 113-123

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.22477

Аннотация: Статья посвящена выдающемуся русскому учёному Александру Николаевичу Веселовскому. Невозможно оспорить огромную исследовательскую ценность трудов этого человека. Не подлежит сомнению его энциклопедичность и научная скрупулёзность. Однако далеко не всегда крупнейшие достижения культуры получают своевременную и объективную оценку. Разломы истории, «разрывы времён» разрушают академически последовательную экспертизу. Имя А.Н. Веселовского долго находилось в полосе замалчивания и неведения. Издание трудов А.Н. Веселовского – результат подвижнической деятельности Светланы Яковлевны Левит и специалистов в области данной области науки. В статье использован принцип историзма, который позволил не только сохранить процесс рождения исследовательской мысли А.Н. Веселовского, но раскрыть также ценность такого подхода к анализу бесценного наследия данного учёного. Впервые в отечественной литературе дана общая оценка научных достижений А.Н. Веселовского, представленных в изданиях его трудов с 2006 по 2016 гг. в рамках проекта «Российские Пропилеи». Автор отмечает ценность и безупречность структурирования всего издания, распределения работ по томам, строгий учёт тематических критериев и научная выверенность частных и общих оценок. Публикаторы стремились сохранить точность деталей, частных суждений, которые характеризуют неопровержимость выводов А.Н. Веселовского. Издание содержит в себе и ряд комментаторских усилий, позволяющих обратиться к более развёрнутому изучению богатейшего наследия крупнейшего русского учёного.
Гуревич П.С. - Гротеск человеческого бытия (Книги, выпущенные издательством «Канон+»)

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.2.15249

Аннотация: В рецензии анализируются различные гротескные обнаружения человеческого бытия, отражённые в искусстве. Основное внимание уделено книге Н. Нольде-Лурье, посвящённой творчеству крупного современного скульптора и художника Вадима Сидура. Как известно, в ваянии различаются чисто символическая пластика, круглая скульптура и рельеф. В. Сидур тяготеет к символике, с помощью которой он стремится выразить гротескность человеческого бытия. В его причудливой творческой фантазии человек и вселенское страдание соединены с инструментом, механизмом. Так воплощаются угрозы машинного мира. Даже эротика в его творчества несёт черты гротеска. Изданный «Каноном+» сборник статей З. Фрейда «Психоанализ. Религия. Культура» также представляет собой анализ определённых «скошенных» аспектов человеческого бытия. Фрейд, в частности, оценивает религию как особую форму коллективного невроза. В работе Ю.П. Мелентьевой «О чтении. Размышления о теоретических аспектах чтения» показана огромная роль книги в развитии цивилизации. Герман Гессе писал, что без книги нет истории. Падение книжной культуры, несомненно, негативно сказывается на человеческой ментальности, на человеческом существовании. В рецензии использованы принципы эстетического анализа, позволяющие оценивать достижения художественной практики. Автор опирается также на методологию философской антропологии, дающую представление о сложности и противоречивости человеческой природы. Новизна статьи обусловлена стремлением раскрыть гротескность человеческого существования на материале трёх книг, выбранных для обзора. Согласно психоанализу, ребёнок чуть ли ни с момента рождения попадает в мир абсурда, который предлагает ему культура. В ней репрессируются инстинктивные желания человека, подавляются естественные стремления, что и порождает недовольство культурой. Человеческое бытие абсурдно, поскольку реальная историческая практика не соотносится с принципами рациональности. Кроме того, и сам человек оказывается жертвой внутренних конфликтов сознательного и бессознательного, инстинктивного и культурного. Одним из проявлений «недовольства культурой» можно считать всё нарастающее устранение книги. Между тем изобретение Гуттенберга почти полтысячелетия формировало современную культуру, которая утрачивает навыки чтения и его теоретические аспекты.
Гуревич П.С. - Гротеск человеческого бытия (Книги, выпущенные издательством «Канон+») c. 183-190

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.2.66778

Аннотация: В рецензии анализируются различные гротескные обнаружения человеческого бытия, отражённые в искусстве. Основное внимание уделено книге Н. Нольде-Лурье, посвящённой творчеству крупного современного скульптора и художника Вадима Сидура. Как известно, в ваянии различаются чисто символическая пластика, круглая скульптура и рельеф. В. Сидур тяготеет к символике, с помощью которой он стремится выразить гротескность человеческого бытия. В его причудливой творческой фантазии человек и вселенское страдание соединены с инструментом, механизмом. Так воплощаются угрозы машинного мира. Даже эротика в его творчества несёт черты гротеска. Изданный «Каноном+» сборник статей З. Фрейда «Психоанализ. Религия. Культура» также представляет собой анализ определённых «скошенных» аспектов человеческого бытия. Фрейд, в частности, оценивает религию как особую форму коллективного невроза. В работе Ю.П. Мелентьевой «О чтении. Размышления о теоретических аспектах чтения» показана огромная роль книги в развитии цивилизации. Герман Гессе писал, что без книги нет истории. Падение книжной культуры, несомненно, негативно сказывается на человеческой ментальности, на человеческом существовании. В рецензии использованы принципы эстетического анализа, позволяющие оценивать достижения художественной практики. Автор опирается также на методологию философской антропологии, дающую представление о сложности и противоречивости человеческой природы. Новизна статьи обусловлена стремлением раскрыть гротескность человеческого существования на материале трёх книг, выбранных для обзора. Согласно психоанализу, ребёнок чуть ли ни с момента рождения попадает в мир абсурда, который предлагает ему культура. В ней репрессируются инстинктивные желания человека, подавляются естественные стремления, что и порождает недовольство культурой. Человеческое бытие абсурдно, поскольку реальная историческая практика не соотносится с принципами рациональности. Кроме того, и сам человек оказывается жертвой внутренних конфликтов сознательного и бессознательного, инстинктивного и культурного. Одним из проявлений «недовольства культурой» можно считать всё нарастающее устранение книги. Между тем изобретение Гуттенберга почти полтысячелетия формировало современную культуру, которая утрачивает навыки чтения и его теоретические аспекты.
П.С. Гуревич - Красота как полнота бытия (Рецензии на книги издательства «Канон+») c. 191-201

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.2.62901

Аннотация: В статье речь идет о двух книгах, посвященных теории искусства и эстетическим проблемам: Очерки эстетики и теории искусства / отв. ред. Н.А. Хренов и А.С. Мигунов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 446 с. (тираж 1000 экз.) и Шустерман Ричард. Прагматическая эстетика. Живая красота, переосмысление искусства. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. 408 с. (тираж 3000 экз.). В «Очерках эстетики и теории искусства» содержится анализ самых различных концепций. Это по существу попытка энциклопедического изучения разных философских направлений, рассматривающих науку о прекрасном и безобразном. Отмечается, что в сферу изучения вовлекаются и столь необычные для эстетики сферы, как гештальт-психология и алгоритмическая эстетика. В книге Р. Шустермана «Прагматическая эстетика» рассматриваются традиции Д. Дьюи, осмысливаются прагматические аспекты художественного творчества.
Гуревич П.С. - Трагические судьбы личности

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.2.12204

Аннотация: Обращаясь к литературе XIX-XX веков, известный исследователь Г.Р. Консон привлекает значительный художественный материал, чтобы раскрыть феномен разрушительности в человеке. Образы персонажей различных произведений свидетельствуют о том, что у некоторых людей не только нет ни совести, ни сострадания. Они вообще обладают мощной деструктивной природой. В связи с этим в рецензии анализируется феномен катастрофизма в сознании личности. Возникает вопрос о том, почему между нормой и патологией ощущается столь зыбкая перегородка. Автор рецензии обращается к трудам известного публициста начала прошлого века Макса Нордау, который едва ли не первым в гуманитарном сознании эпохи заговорил о вырождении человечества, которое оказало влияние на умы и чувства людей. В рецензии используется исторический метод, позволяющий вслед за автором монографии проследить истоки и развитие губительных антигуманных тенденций в современной культуре. Автор также обращается к феноменологическому методу, чтобы на материале книги Г.Р. Консона дать развернутую характеристику феномена вырождения. Новизна представленного здесь материала в том, что монография Г.Р. Консона представляет собой едва ли не первое в отечественной литературе разностороннее исследование феномена интеллектуала-убийцы. Особый интерес в этой связи представляет анализ синдрома раздвоенного сознания. Отмечается особая роль нравственного сопротивления, которое противостоит массовому психопатическому соблазну.
Гуревич П.С. - Трагические судьбы личности c. 197-199

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.2.65041

Аннотация: Обращаясь к литературе XIX-XX веков, известный исследователь Г.Р. Консон привлекает значительный художественный материал, чтобы раскрыть феномен разрушительности в человеке. Образы персонажей различных произведений свидетельствуют о том, что у некоторых людей не только нет ни совести, ни сострадания. Они вообще обладают мощной деструктивной природой. В связи с этим в рецензии анализируется феномен катастрофизма в сознании личности. Возникает вопрос о том, почему между нормой и патологией ощущается столь зыбкая перегородка. Автор рецензии обращается к трудам известного публициста начала прошлого века Макса Нордау, который едва ли не первым в гуманитарном сознании эпохи заговорил о вырождении человечества, которое оказало влияние на умы и чувства людей. В рецензии используется исторический метод, позволяющий вслед за автором монографии проследить истоки и развитие губительных антигуманных тенденций в современной культуре. Автор также обращается к феноменологическому методу, чтобы на материале книги Г.Р. Консона дать развернутую характеристику феномена вырождения. Новизна представленного здесь материала в том, что монография Г.Р. Консона представляет собой едва ли не первое в отечественной литературе разностороннее исследование феномена интеллектуала-убийцы. Особый интерес в этой связи представляет анализ синдрома раздвоенного сознания. Отмечается особая роль нравственного сопротивления, которое противостоит массовому психопатическому соблазну.
Миркина З.А. - Кинематограф потаённой сердечной глубины (рецензия)

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.3.16984

Аннотация: В работах известного исследователя Р.М. Перельштейна рассматриваются архетипические темы киноискусства. Он неизменно исследует эти топики как своеобразный код, позволяющий войти в мир идей авторов того или иного художественного фильма. Так автору книги "Видимый и невидимый мир в киноискусстве" Р.М. Перельштейну удаётся раскрыть драматургические замыслы ряда значительных достижений киноискусства XX века. В своё время Ференц Лист назвал свои 12 этюдов «трансцендентными». О чём же трансцендентальный кинематограф, который анализирует Р.М. Перельштейн? Автор использует мировые духовные традиции, позволяющие кинематографу «потаённой сердечной глубины» прикоснуться к внутреннему миру человека. В рецензии показано, что книга Р.М. Перельштейна посвящена неразрывной связи невидимого и видимого, внутреннего и внешнего. Автор рассказывает о фильмах, в которых есть благодатное созерцание. Обозначено, что большинство современных фильмов о «внешнем». Тем ценнее опыт анализа роптаний души, вершинных состояний духа, о которых идёт речь в книге Р.М. Перельштейна.
Миркина З.А. - Кинематограф потаённой сердечной глубины (рецензия) c. 275-278

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.3.67180

Аннотация: В работах известного исследователя Р.М. Перельштейна рассматриваются архетипические темы киноискусства. Он неизменно исследует эти топики как своеобразный код, позволяющий войти в мир идей авторов того или иного художественного фильма. Так автору книги "Видимый и невидимый мир в киноискусстве" Р.М. Перельштейну удаётся раскрыть драматургические замыслы ряда значительных достижений киноискусства XX века. В своё время Ференц Лист назвал свои 12 этюдов «трансцендентными». О чём же трансцендентальный кинематограф, который анализирует Р.М. Перельштейн? Автор использует мировые духовные традиции, позволяющие кинематографу «потаённой сердечной глубины» прикоснуться к внутреннему миру человека. В рецензии показано, что книга Р.М. Перельштейна посвящена неразрывной связи невидимого и видимого, внутреннего и внешнего. Автор рассказывает о фильмах, в которых есть благодатное созерцание. Обозначено, что большинство современных фильмов о «внешнем». Тем ценнее опыт анализа роптаний души, вершинных состояний духа, о которых идёт речь в книге Р.М. Перельштейна.
Гуревич П.С. - Музыка надзвездная

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.3.9607

Аннотация: В статье содержатся комментарии к сборнику стихов Светланы Яковлевны Левит. Читателям нашего журнала она известна как философ и культуролог. В течение долгих десятилетий С.Я. Левит готовила к изданию труды философской классики, лучшие сочинения отечественных философов. Разумеется, эта работа требует не только исследовательских усилий. С.Я. Левит приходится искать бреши в официальной идеологии, которая вовсе не в восторге от потенциальной образованности народа. Напротив, добиваясь отставки престарелых академиков, чиновники не отдают себе отчета в том, что так шла в Китае в свое время «культурная революция». С.Я. Левит причастна культурной революции без кавычек. Она настоящий энтузиаст духовного просвещения. И вот неожиданно оказалось, что С.Я. Левит пишет стихи. Она выпустила в свет свой первый поэтический сборник. В нем собраны произведения, которые были написаны в течение долгих десятилетий. Поистине, талантливый человек талантлив во всем. Анализу достоинств и просчетов первого поэтического сборника посвящена данная рецензия. В ней приведены и сами произведения поэтессы.
Гуревич П.С. - Музыка надзвездная c. 283-288

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.3.63575

Аннотация: В статье содержатся комментарии к сборнику стихов Светланы Яковлевны Левит. Читателям нашего журнала она известна как философ и культуролог. В течение долгих десятилетий С.Я. Левит готовила к изданию труды философской классики, лучшие сочинения отечественных философов. Разумеется, эта работа требует не только исследовательских усилий. С.Я. Левит приходится искать бреши в официальной идеологии, которая вовсе не в восторге от потенциальной образованности народа. Напротив, добиваясь отставки престарелых академиков, чиновники не отдают себе отчета в том, что так шла в Китае в свое время «культурная революция». С.Я. Левит причастна культурной революции без кавычек. Она настоящий энтузиаст духовного просвещения. И вот неожиданно оказалось, что С.Я. Левит пишет стихи. Она выпустила в свет свой первый поэтический сборник. В нем собраны произведения, которые были написаны в течение долгих десятилетий. Поистине, талантливый человек талантлив во всем. Анализу достоинств и просчетов первого поэтического сборника посвящена данная рецензия. В ней приведены и сами произведения поэтессы.
Гуревич П.С. - «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых…»

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.3.13005

Аннотация: В критическом обзоре автор останавливается на двух монографиях, написанных отечественными исследователями – И.Л. Галинской и В.И. Мильдоном. За последние годы в рамках серии «Humanitas» Светлана Яковлевна Левит издала немало ценных книг. Её внимание к художественной литературе заслуживает признания и поддержки. В стране есть крупные учёные, которые способны в силу своей научной эрудированности и яркости теоретического анализа, дать основательную экспертизу серьёзным явлениям художественной литературы. Рецензируемые авторы следуют принципу – глубокому анализу подлежат не только выдающиеся произведения искусства. Порой можно обратиться и к литературной продукции, которая востребована массовым читателем, но не обладает бесспорными художественными достижениями. Однако и в этом случае исследователь может погрузиться в мир сложных архетипных образований, магических символов и шифров. Эта тенденция обнаруживается в двух рецензируемых монографиях. В научном труде В.И. Мильдона можно обнаружить виртуозную перекличку идей, эмоциональных состояний, философских прозрений и фольклорных мотивов. Метод рассмотрения двух монографий – компаративистский, позволяющий обнаружить за множеством разнородных сюжетов благодатную силу «в созвучьи слов живых». Применены также методы философского постижения человека, принципы философской антропологии. В статье впервые представлен подробный анализ работ И. Галинской «Документальная проза Нормана Мейлера и магический мир романов Джоан Роулинг» и В. Мильдона «Вся Россия – наш сад. Русская литература как одна книга». Новизна рецензий обусловлена потребностью выявить наиболее значимые явления литературного процесса, показать родство многих писательских усилий в философском и художественном осмыслении многообразных жизненных ситуаций, мировоззренческих исканий и художественных достижений.
Гуревич П.С. - «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых…» c. 284-291

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.3.65670

Аннотация: В критическом обзоре автор останавливается на двух монографиях, написанных отечественными исследователями – И.Л. Галинской и В.И. Мильдоном. За последние годы в рамках серии «Humanitas» Светлана Яковлевна Левит издала немало ценных книг. Её внимание к художественной литературе заслуживает признания и поддержки. В стране есть крупные учёные, которые способны в силу своей научной эрудированности и яркости теоретического анализа, дать основательную экспертизу серьёзным явлениям художественной литературы. Рецензируемые авторы следуют принципу – глубокому анализу подлежат не только выдающиеся произведения искусства. Порой можно обратиться и к литературной продукции, которая востребована массовым читателем, но не обладает бесспорными художественными достижениями. Однако и в этом случае исследователь может погрузиться в мир сложных архетипных образований, магических символов и шифров. Эта тенденция обнаруживается в двух рецензируемых монографиях. В научном труде В.И. Мильдона можно обнаружить виртуозную перекличку идей, эмоциональных состояний, философских прозрений и фольклорных мотивов. Метод рассмотрения двух монографий – компаративистский, позволяющий обнаружить за множеством разнородных сюжетов благодатную силу «в созвучьи слов живых». Применены также методы философского постижения человека, принципы философской антропологии. В статье впервые представлен подробный анализ работ И. Галинской «Документальная проза Нормана Мейлера и магический мир романов Джоан Роулинг» и В. Мильдона «Вся Россия – наш сад. Русская литература как одна книга». Новизна рецензий обусловлена потребностью выявить наиболее значимые явления литературного процесса, показать родство многих писательских усилий в философском и художественном осмыслении многообразных жизненных ситуаций, мировоззренческих исканий и художественных достижений.
Гуревич П.С. - Романтизм европейский и русский

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.4.13432

Аннотация: В статье анализируются две книги, посвященные романтизму. Европейские романтики представлены в книге, в которой собраны эстетические работы немецких деятелей искусства. Русский романтизм характеризуется рассмотрением творчества М.Ю. Лермонтова. Автор отмечает схожесть идейных и художественных позиций представителей европейского и русского романтизма. Вместе с тем он показывает, что в европейском романтизме нет столь абсолютного изобличения власти, как в поэзии Лермонтова. Романтическое отрицание в России, по мнению автора, не подражательное явление. Оно имеет собственные идейные истоки и особый градус неприятия окружающей реальности. По своим методологическим предпочтениям автор тяготеет к культурно-историческому методу. Опираясь на исследовательские работы, он использует также компаративистский метод, который позволяет выделить особенности двух вариантов романтической рефлексии. Автор пытается положения, которые в двух исследованиях можно и нужно подвергнуть критической рефлексии. Новизна статьи сводится к характеристике романтического героя и значимости эстетических идей немецких романтиков. Он показывает, что романтический герой Европы вбирает в себя опыт истории, которая испытала революционные, бунтарские потрясения. Мышление немецких романтиков, как и русского поэта, выходит за пределы семьи, дворянского поместья, аристократического круга или монастырской обители. Романтики не просто возвышаются над собственным социальным окружением. Они пытаются восчувствовать опыт всего человечества, выразить вестничество, вектор социального развития.
Гуревич П.С. - Романтизм европейский и русский c. 369-377

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.4.65776

Аннотация: В статье анализируются две книги, посвященные романтизму. Европейские романтики представлены в книге, в которой собраны эстетические работы немецких деятелей искусства. Русский романтизм характеризуется рассмотрением творчества М.Ю. Лермонтова. Автор отмечает схожесть идейных и художественных позиций представителей европейского и русского романтизма. Вместе с тем он показывает, что в европейском романтизме нет столь абсолютного изобличения власти, как в поэзии Лермонтова. Романтическое отрицание в России, по мнению автора, не подражательное явление. Оно имеет собственные идейные истоки и особый градус неприятия окружающей реальности. По своим методологическим предпочтениям автор тяготеет к культурно-историческому методу. Опираясь на исследовательские работы, он использует также компаративистский метод, который позволяет выделить особенности двух вариантов романтической рефлексии. Автор пытается положения, которые в двух исследованиях можно и нужно подвергнуть критической рефлексии. Новизна статьи сводится к характеристике романтического героя и значимости эстетических идей немецких романтиков. Он показывает, что романтический герой Европы вбирает в себя опыт истории, которая испытала революционные, бунтарские потрясения. Мышление немецких романтиков, как и русского поэта, выходит за пределы семьи, дворянского поместья, аристократического круга или монастырской обители. Романтики не просто возвышаются над собственным социальным окружением. Они пытаются восчувствовать опыт всего человечества, выразить вестничество, вектор социального развития.
Гуревич П.С. - «Услышу ваш волшебный глас» (О творчестве русского философа и писателя М.О. Герзензона)

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.4.20817

Аннотация: Статья посвящена оценке трёх сборников, в которых собраны труды выдающегося философа и писателя Михаила Осиповича Гершензона, – «Избранное. Тройственный образ совершенства», «Избранное. Исторические записки» и «Избранное. Образы прошлого». Этот человек сыграл неоценимую роль в развитии русской культуры. Огромная эрудиция, несомненный литературный талант, философская одарённость позволили ему стать видной фигурой российской культуры. Воображение М.О. Гершензона привлекала новейшая история российского общества последних трёх-четырёх поколений. Этот мыслитель, несомненно, был мастером индивидуального анализа. В известном смысле М.О. Гершензона можно причислить в русской психоистории, ибо он – не только историк, но и гениальный психолог. Это позволило ему сравнивать эпохи, находить общие черты и традиции в различных периодах российской истории. Работы, помещённые в трёх названных книгах, свидетельствуют о том, что М.О. Гершензона можно отнести и к плеяде русских философов. В материале использован принцип историзма, свойственный наследию М.О. Гершензона. Он позволил сравнивать исторические эпохи, выявлять социальные закономерности общественного развития. Впервые за долгие годы мы получили возможность анализировать огромный вклад в русскую культуру, который принадлежит М.О. Гершензону. Столь масштабное издание трудов этого мыслителя, безусловно, ценнейшая акция, осуществленная известным исследователем и издателем Светланой Яковлевной Левит. Размещение значительного по объёму текста по трём сборникам потребовало немалых усилий. В результате предъявлен обширный материал, который позволяет дать адекватную оценку многообразной активности М.О. Гершензона. Свершилось, наконец, то, о чём писал в некрологе П.С. Коган: «Быть может, работа над его архивом, над оставленными им рукописями прольёт свет на одну из интереснейших проблем общественно-психологической истории». Многие его произведения давно стали библиографической редкостью. В сборниках представлены статьи о М.О. Гершензоне, написанные русскими мыслителями, а также современными исследователями В.Ю. Проскуриной и Ю.В. Синеокой.
Гуревич П.С. - «Услышу ваш волшебный глас» (О творчестве русского философа и писателя М.О. Герзензона) c. 381-388

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.4.68550

Аннотация: Статья посвящена оценке трёх сборников, в которых собраны труды выдающегося философа и писателя Михаила Осиповича Гершензона, – «Избранное. Тройственный образ совершенства», «Избранное. Исторические записки» и «Избранное. Образы прошлого». Этот человек сыграл неоценимую роль в развитии русской культуры. Огромная эрудиция, несомненный литературный талант, философская одарённость позволили ему стать видной фигурой российской культуры. Воображение М.О. Гершензона привлекала новейшая история российского общества последних трёх-четырёх поколений. Этот мыслитель, несомненно, был мастером индивидуального анализа. В известном смысле М.О. Гершензона можно причислить в русской психоистории, ибо он – не только историк, но и гениальный психолог. Это позволило ему сравнивать эпохи, находить общие черты и традиции в различных периодах российской истории. Работы, помещённые в трёх названных книгах, свидетельствуют о том, что М.О. Гершензона можно отнести и к плеяде русских философов. В материале использован принцип историзма, свойственный наследию М.О. Гершензона. Он позволил сравнивать исторические эпохи, выявлять социальные закономерности общественного развития. Впервые за долгие годы мы получили возможность анализировать огромный вклад в русскую культуру, который принадлежит М.О. Гершензону. Столь масштабное издание трудов этого мыслителя, безусловно, ценнейшая акция, осуществленная известным исследователем и издателем Светланой Яковлевной Левит. Размещение значительного по объёму текста по трём сборникам потребовало немалых усилий. В результате предъявлен обширный материал, который позволяет дать адекватную оценку многообразной активности М.О. Гершензона. Свершилось, наконец, то, о чём писал в некрологе П.С. Коган: «Быть может, работа над его архивом, над оставленными им рукописями прольёт свет на одну из интереснейших проблем общественно-психологической истории». Многие его произведения давно стали библиографической редкостью. В сборниках представлены статьи о М.О. Гершензоне, написанные русскими мыслителями, а также современными исследователями В.Ю. Проскуриной и Ю.В. Синеокой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.