Филология: научные исследования - рубрика Ирония
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "Ирония"
Ирония
Быстров П.И. - Планета, лишенная смеха
Аннотация: Когда я был еще студентом на кафедре логики Ленинградского университета (1977 г.), я впервые познакомился с работами Рэймонда М. Смаллиана – ведь он тогда уже был известным во всем мире специалистом по математической логике и теории множеств. Позже оказалось, что я познакомился не с одним автором, а с «множеством в одном». Кстати, Мартин Гарднер, который в свое время был главным редактором знаменитого журнала Scientific American, охарактеризовал Смаллиана как «уникальное множество личностей, включающее в себя философа, логика, математика, музыканта, писателя и создателя чудесных загадок». Если к этому добавить, что он в свое время работал профессиональным фокусником и успешно торговал пылесосами, то портрет получается, действительно, впечатляющий. У читающего только по-русски любителя логических загадок есть возможность познакомиться с уже изданными на русском языке книгами Смаллиана «Как же называется эта книга?», «Принцесса или тигр?» и «Алиса в Стране Головоломок». Данный фрагмент, имеющий форму законченного эссе, отражает еще один аспект творчества Смаллиана, которое я могу сравнить только с творчеством Льюиса Кэрролла. Помимо всего прочего, в нем затронута тема юмора и смеха. Она не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ведь до сих пор продолжаются споры о том, смеялся Христос хоть раз в своей земной жизни или нет. Друзья и коллеги Смаллиана не даром назвали посвященную его 90-летию международную конференцию так: «Эта конференция не нуждается в названии!». Аналогично, по моему мнению, предлагаемое вниманию читателя эссе не нуждается в комментариях! Поэтому я (не удержался-таки!) поместил свои краткие замечания в сноски. Эти сноски лучше не читать, пока не закончено чтение основного текста, или можно не читать вообще. «Фокусы» Смаллина полезнее обдумывать самостоятельно. Надеюсь, что этот фрагмент будет интересен не только философу, психологу и знатоку психоанализа, но и, как говорится, «широкому кругу».
Рэймонд Смаллиан - Планета, лишенная смеха. Перевод П.И. Быстрова c. 41-54
Аннотация: [Фрагмент книги Рэймонда Смаллиана «Эта книга не нуждается в названии: куча интересных парадоксов» — This Book Needs No Title: A Budget of Living Paradoxes, Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1980]
П.С. Гуревич - Литература глазами психиатров c. 48-59
Аннотация: длительное изучение невротических и психопатических состояний человека во многом обусловило нынешнее представление об Адамовом потомке как о заведомо болезненном, ущербном субъекте. Особенно странно, когда психиатрические признаки используются для оценки поведения человека, весьма далекого от психопатии.
Дубровская С.А. - Переакцентуация смехового слова в прозе О. И. Сенковского 1830-х годов c. 120-129

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.2.26205

Аннотация: Объектом исследования является творчество О. И. Сенковского. Предметом — пути трансформации смехового слова в литературном сознании 1830-х годов. Цель исследования – проанализировать специфику повествовательной стратегии Сенковского, его стремление к созданию пародийно-игрового мира. Особое внимание уделено анализу смехового слова в произведениях, появившихся под псевдонимом барон Брамбеус. В статье показывается, что творческая практика Брамбеуса связана как с полемическими выпадами писателя против уже сложившегося смехового слова в творчестве современников (А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя), так и с его ориентацией на пародийно-комические открытия европейской литературы (от французского просвещения и Лоренса Стерна до позднего немецкого романтизма). Методологической основой исследования является концепция смехового слова М. М. Бахтина. В своих трудах М.М. Бахтин фактически создает теорию смехового слова, которая становится важнейшим инструментом для исследования комического дискурса русской и зарубежной литературы. Смеховое слово Сенковского-Брамбеуса имеет фельетонный, эпиграмматический характер и, с одной стороны, служит средством полемики, сатиры или пародии, с другой же — нацелено на развлечение читателя. Исследование позволяет увидеть, как происходит перестановка акцентов в комическом произведении, как возникает развлекательно-смеховой регистр дискурса и какими путями идет процесс трансформации смехового слова в литературном сознании этого периода.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.