Филология: научные исследования - рубрика Эстетика
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "Эстетика"
Эстетика
Долгов К.М. - МИРОСОЗЕРЦАНИЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
Аннотация: В статье дается анализ философско-эстетических, политических, нравственных воззрений Александра Блока и его отношения к русской и европейской культурно-поэтической традиции. Дается анализ новаторского характера его миросозерцания и его поэтического творчества.
Панаиотиди Э.Г. - Кризис поэсиса и проблемы праксеологической эстетики
Аннотация: Сторонники праксеологической эстетики, определяя музыкальное искусство как вид интенциональной, контекстно детерминированной деятельности, противопоставляют свой подход принятому в классической эстетике представлению о нем как эстетическом феномене, с одной стороны, и его трактовке с точки зрения понятия музыкального произведения – с другой. В статье подвергнуты критическому анализу аргументы, с помощью которых обосновываются модальная и онтологическая оппозиции. Автор, во-первых, приходит к выводу о надуманности оппозиции эстетическое versus праксеологическое. Во-вторых, в заключительном разделе показана некорректность трактовки аристотелевской дистинкции практика-поэсис как строгой оппозиции и предложена альтернативная интерпретация.
Скворцова Е.Л. - от традиции к философии
Аннотация: В статье рассматриваются процессы, происходившие в духовной жизни Японии в эпоху 1870-1930-е гг., т.е. в период интенсивного усвоения философских идей Запада. Такое усвоение подразумевало не только знакомство с большим количеством произведений на иностранных языках; оно положило начало возникновению научной и философской терминологии на родном языке. За этот период было создано два крупных учебных и исследовательских центра – Институты эстетики в Токийском и Киотоском университетах, что сделало возможным рассмотрение имплицитной эстетики традиционной Японии как неотъемлемой части «пёстрой мозаики» мировой эстетической мысли.
Скворцова Е.Л. - Формирование японской эстетической традиции
Аннотация: в статье прослеживается история эстетических взглядов в традиционной Японии. Рассказывается об этапах формирования эстетических категорий в рамках развития японского традиционного искусства. В первую очередь подчёркивается влияние буддизма на японскую художественную традицию. Рассказывается о сильном впечатлении и влиянии на творчество парижских импрессионистов и постимпрессионистов японского искусства. Художественная яркость первого впечатления от соприкосновения с новым ликом красоты - японским - еще долгое время определяла процесс взаимопостижения восточной и западной культур.
Акопян К.З. - Э.Верхарн. Три статьи
Аннотация: Три небольшие работы, принадлежащие перу Эмиля Верхарна и объединенные темой искусства, существенным образом отличаются друг от друга. Если первая из них («Художественная чувствование») является высокохудожественным и оригинальным описанием тех переживаний и ощущений, которые испытывает любитель искусства перед захватившими его внимание художественными произведениями и может быть названо стихотворением в прозе, а вторая «Академический дух» представляет собой эссе, автор которого предостерегает читателя от «заражения» этим духом, то третья это критически-публицистическая статья, правдиво и художественно описывающая состояние музейного дела во французской провинции конца XIX в. Можно предположить, что она будет интересна и для отечественных музеологов. Three small pieces of writing by Emil Verhaeren, although united by a common topic of art, significantly differ from each other. If the first one (“Artistic Feeling”) is a highly artistic and original description of the sentiments and perceptions experienced by an art lover before works of art that captured his attention and can be compared to a poem in prose, and the second one “Academic Spirit” is an essay whose author warns his readers against being “contaminated” by this spirit, then the third one is a critical journalistic article that truthfully and artistically describes the state of the museum business in the French province at the end of the 19th century. Perhaps it can also be of interest to museologists within our own country.
Скворцова Е.Л. - КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И КОНЦЕПЦИИ ”БЕСФОРМЕННОГО” И “ФОРМЫ” В ЯПОНСКОЙ ЭСТЕТИКЕ

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.1.6951

Аннотация: Аннотация: в статье даётся философский анализ оппозиции “форма бесформенное” в дальневосточной эстетической традиции, противопоставленной оппозиции “форма-содержание” на Западе. Рассматриваются категории классической японской эстетики, описывающие «опыт тела», т.е. опыт целостного, непосредственно-практического неутилитарного знания воплощённого индивида о внутреннем порядке мирового континуума. Делается вывод об эстетической составляющей как главной в культурной идентичности японцев.
Кудаев А.Е. - Метафизика творчества Николая Бердяева в контексте его философии трагического
Аннотация: В статье анализируется важнейшая проблема всего наследия философа – проблема творчества, раскрывается ее специфика и вписанность в контекст проблематики трагического. Реконструируется бердяевская мифологема о человеке, анализируются ее базовые положения, повлиявшие на осмысление автором творческой природы и творческого призвания человека, выявляется центральная роль «первофеномена» трагического, определившего всю содержательную сторону философско-эстетической теории Бердяева и оказавшего влияние на формирование как его концепции творчества в целом, так и трагедии творчества в частности.
Е.Л. Скворцова - Японская эстетика: от традиции к философии c. 5-19
Аннотация: в статье рассматриваются процессы, происходившие в духовной жизни Японии в эпоху 1870- 1930-е гг., т.е. в период интенсивного усвоения философских идей Запада. Такое усвоение подразумевало не только знакомство с большим количеством произведений на иностранных языках; оно положило начало возникновению научной и философской терминологии на родном языке. За этот период было создано два крупных учебных и исследовательских центра — Институты эстетики в Токийском и Киотоском университетах, что сделало возможным рассмотрение имплицитной эстетики традиционной Японии как неотъемлемой части «пёстрой мозаики» мировой эстетической мысли.
Е.Л. Скворцова - Культурная идентичность и концепции «бесформеного» и «формы» в японской эстетике c. 12-24

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.1.62523

Аннотация: В статье даётся философский анализ оппозиции “форма бесформенное” в дальневосточной эстетической традиции, противопоставленной оппозиции “форма-содержание” на Западе. Рассматриваются категории классической японской эстетики, описывающие «опыт тела», т.е. опыт целостного, непосредственно-практического неутилитарного знания воплощённого индивида о внутреннем порядке мирового континуума. Делается вывод об эстетической составляющей как главной в культурной идентичности японцев.
А.Е. Кудаев - Метафизика творчества Николая Бердяева в контексте его философии трагического c. 28-50
Аннотация: В статье анализируется важнейшая проблема всего наследия философа – проблема творчества, раскрывается ее специфика и вписанность в контекст проблематики трагического. Реконструируется бердяевская мифологема о человеке, анализируются ее базовые положения, повлиявшие на осмысление автором творческой природы и творческого призвания человека, выявляется центральная роль «первофеномена» трагического, определившего всю содержательную сторону философско-эстетической теории Бердяева и оказавшего влияние на формирование как его концепции творчества в целом, так и трагедии творчества в частности.
Е.Л. Скворцова - Формирование японской эстетической традиции c. 57-66
Аннотация: В статье прослеживается история эстетических взглядов в традиционной Японии. Рассказывается об этапах формирования эстетических категорий в рамках развития японского традиционного искусства. В первую очередь подчёркивается влияние буддизма на японскую художественную традицию. Рассказывается о сильном впечатлении и влиянии на творчество парижских импрессионистов и постимпрессионистов японского искусства. Художественная яркость первого впечатления от соприкосновения с новым ликом красоты — японским — еще долгое время определяла процесс взаимопостижения восточной и западной культур.
Э.Г. Панаиотиди - Кризис поэсиса и проблемы праксеологической эстетики c. 59-74
Аннотация: сторонники праксеологической эстетики, определяя музыкальное искусство как вид интенциональной, контекстно детерминированной деятельности, противопоставляют свой подход принятому в классической эстетике представлению о нем как эстетическом феномене, с одной стороны, и его трактовке с точки зрения понятия музыкального произведения — с другой. В статье подвергнуты критическому анализу аргументы, с помощью которых обосновываются модальная и онтологическая оппозиции. Автор, во-первых, приходит к выводу о надуманности оппозиции эстетическое versus праксеологическое. Во-вторых, в заключительном разделе показана некорректность трактовки аристотелевской дистинкции практика-поэсис как строгой оппозиции и предложена альтернативная интерпретация.
Е.Л. Скворцова - К вопросу об особенностях дальневостночной эстетики (на примере анализа взглядов Имамити Томонобу) c. 67-82
Аннотация: статья посвящена анализу взглядов крупнейшего японского эстетика Имамити Томонобу. В ней аназалируются протоэстетические взгляды древних японцев,дается переодизация развития японской эстетической мысли, говорится о взглядах видных представителей японской культуры. Уделено внимание проблеме «неличностности» японской духовной традиции. От материковой культуры японцы унаследовали понимание истинного знания не как дискурсивной системы словесно оформленных текстов,а как некоего «сердечного отклика» на неуловимые образы, которым еще только предстоит воплотиться в формы вещественного мира. Древние мастера обучали своих учеников не столько искусству воспроизведения отчеканенных форм, сколько постижению того, что «над», «до», «вне», «сверх» границ формы. В статье подчеркивается непреходящая ценность эстетического опыта Дальнего Востока. В настоящее время, когда в эстетической теории возникает настоятельная потребность не только дискурсивного, но и чувственного, так называемого «телесного» мышления, изучение традиционной японской эстетики с ее приоритетом «разума тела» может оказаться весьма полезным.
Скворцова Е.Л. - Эстетика и позитивизм в воззрениях японского философа Ниси Аманэ c. 96-107

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.1.24061

Аннотация: В статье предлагается краткий анализ эстетических и философских взглядов Ниси Аманэ (1829-1897), видного японского просветителя эпохи Мэйдзи. Предметом исследования являются философские труды Ниси Аманэ, а также выраженные в них эстетические и общемировоззренческие взгляды этого учёного-бюрократа, который предпринял первую в Японии попытку перевода смысла философских терминов Запада на японский язык. Ниси сыграл главную роль в деле трансляции западных научных мировоззренческих представлений для японцев и создал множество абсолютно новых слов в японском языке для обозначения ранее не употреблявшихся понятий. Фактически, научная система Ниси была призвана усовершенствовать классическую неоконфуцианскую метафизику с помощью привлечения опыта западного позитивизма и, отчасти, утилитаризма. Автор статьи использовал эмпирико-герменевтический метод, т. е. метод корректного описания и толкования конкретных источников, а также диалектический метод в сочетании с принципом комплементарности. Научная новизна заключается в том, что в работе впервые в рамках отечественной эстетической и историко-философской науки переведены и проанализированы оригинальные труды Ниси Аманэ по эстетике. Сделан вывод, что этот японский учёный попытался приспособить европейскую науку к национальным традиционным ценностям своей страны и вместе со своими соратниками заложил фундамент современной японской эстетической и общефилософской мысли.
Московская А.С. - Понятие банальности зла Ханны Арендт в пространстве современного искусства c. 99-105

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.21336

Аннотация: Статья посвящена исследованию вопроса о том, как складывается судьба одного из самых обсуждаемых понятий в творчестве Ханны Арендт - понятия банальности зла. Для рассмотрения изменений, которые происходят с данным понятием предлагается обратиться к области современного искусства. На примере работ трех современных художников (Марлен Дюма, Бэнкси и Мегг Йео), которые вступают в диалог с понятием банальности зля, выявляются основные трансформации, которые случаются, как с самим понятием, так и с его восприятием. Методология исследования была определена целями и задачами статьи. В основе методологии находится сопоставительный анализ, понятие банальности зла верифицируется в помощью художественных работ. В статье показано, как в работах художников происходит расширение и углубление проблематики банальности зла, делается вывод о том, что несмотря на критику в адрес данного понятия, оно не теряет своей важности, а, наоборот, в контексте современности обретает дополнительные смыслы.
Маньковская Н.Б. - Трансформации вербальных и визуальных экзистенциалистских портретов в искусстве XX-XXI веков c. 108-121

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.1.25363

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная философско-эстетическая проблема экзистенциалистских концепций человека в искусстве XX-XXI веков и их вербальное и визуальное выражение. Особое внимание уделяется их трансформациям в экзистенциализме, театре абсурда, театре жестокости, боди-арте, кинетическом искусстве, авторском кинематографе, театральных перформансах, хэппенингах, арт-практиках. Специфика экзистенциалистских портретов анализируется на материале отечественной и зарубежной литературы, драматургии, живописи, кино, театра, актуального искусства. Для анализа избраны наиболее репрезентативные для XX-XXI веков художественные течения, персоналии и произведения. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что на протяжении последнего столетия модификации экзистенциалистского портрета воплощались в соответствующих его философско-эстетической наполненности художественных формах: от мифа, символа, художественного образа в модернизме – к постмодернистским симулякрам, и далее – к неомифологемам, перформативным абрисам арт-арактик. Проблематика экзистенциалистского портрета сегодня по-прежнему актуальна. Она далека от завершения в связи с возможностью создания экзистенциалистского портрета и автопортрета-аватара в виртуальной реальности Интернета. Особый вклад автора в исследование темы заключается в том, что оно выполнено на оригинальном материале. В статье проведен сравнительный анализ словесных и визуальных экзистенциалистских портретов в различных видах и жанрах искусства. Такое исследование в отечественной науке предпринято впервые.
Вишленкова С.Г. - О специфике презентации понятийного аппарата М. М. Бахтина в начале 2000-х гг. (терминоведческий аспект) c. 112-119

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.2.26095

Аннотация: Статья посвящена анализу специфических особенностей восприятия и презентации терминологического аппарата выдающегося русского мыслителя М. М. Бахтина (1895–1975) в отечественном научном пространстве начала 2000-х гг. Предметом исследования является терминологическое описание основных терминов и понятий научного языка М. М. Бахтина, представленное на страницах «Литературной энциклопедии терминов и понятий» (2001). Автор статьи в ходе анализа ключевых для данной проблематики работ акцентирует внимание на способах осмысления и представления понятийного аппарата ученого. Исследование, результаты которого представлены в данной статье, проводилось с опорой на методы и традиции российской исторической и социологической поэтики и современного академического литературоведения. Новизна исследования состоит в выявлении нескольких уровней интерпретации элементов понятийного аппарата М. М. Бахтина авторами «Литературной энциклопедии терминов и понятий». Подходы, предложенные в статье, могут быть использованы современной отечественной филологией при исследовании конкретных бахтинских терминов и его терминологической системы в целом.
Маньковская Н.Б. - Мистико-символическая метафизика искусства Жозефена Пеладана

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.2.19026

Аннотация: Предметом исследования является метафизика искусства Жозефена Пеладана как видного представителя мистической ветви французского объективного символизма, его неоплатонико-христианской линии. Особое внимание уделяется его полемике со Львом Толстым, его анализу творчества Данте, античной и современной драматургии и театра. Рассматривается пеладановская концепции соотношения искусства и религии, художественного творчества, эстетического созерцания и наслаждения, прекрасного, возвышенного, трагического, комического, эстетического идеала, эстетического наслаждения, художественности, сущности художественного образа, символизации в искусстве, его анагогической миссии. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: искусствоведческий анализ, философско-эстетический подход, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что три ипостаси Пеладана – символиста, неоклассика и эзотерика – образуют парадоксальное, но достаточно органическое единство. Его размышления о сущности эстетического, специфике разных видов и жанров искусства объединены пафосом отстаивания вечно прекрасного, абсолютного идеала, нетленных идей, духовной наполненности, художественности искусства. Особым вкладом автора в исследование темы заключается в том, что оно выполнено на полностью оригинальном материале. Автор вводит в отечественный научный оборот ранее не исследовавшиеся аспекты французского символизма. Метафизика искусства Ж. Пеладана в отечественной науке исследуется впервые.
Маньковская Н.Б. - Мистико-символическая метафизика искусства Жозефена Пеладана c. 182-190

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.2.68045

Аннотация: Предметом исследования является метафизика искусства Жозефена Пеладана как видного представителя мистической ветви французского объективного символизма, его неоплатонико-христианской линии. Особое внимание уделяется его полемике со Львом Толстым, его анализу творчества Данте, античной и современной драматургии и театра. Рассматривается пеладановская концепции соотношения искусства и религии, художественного творчества, эстетического созерцания и наслаждения, прекрасного, возвышенного, трагического, комического, эстетического идеала, эстетического наслаждения, художественности, сущности художественного образа, символизации в искусстве, его анагогической миссии. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: искусствоведческий анализ, философско-эстетический подход, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что три ипостаси Пеладана – символиста, неоклассика и эзотерика – образуют парадоксальное, но достаточно органическое единство. Его размышления о сущности эстетического, специфике разных видов и жанров искусства объединены пафосом отстаивания вечно прекрасного, абсолютного идеала, нетленных идей, духовной наполненности, художественности искусства. Особым вкладом автора в исследование темы заключается в том, что оно выполнено на полностью оригинальном материале. Автор вводит в отечественный научный оборот ранее не исследовавшиеся аспекты французского символизма. Метафизика искусства Ж. Пеладана в отечественной науке исследуется впервые.
Скворцова Е.Л. - Японская духовная традиция в свете проблемы “разума тела”

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.3.12378

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является одна из характерных черт японского менталитета: актуальное, в режиме «здесь и теперь», целостное знание о мире рассматривалось как не менее, а зачастую – более значимое и истинное, чем текстовое знание. Особенно часто мы встречаемся с такого рода знанием в художественной традиции: в понимании творческого акта (как встраивания в динамику мирового континуума) и в способе обучения (как непосредственную, от учителя к ученику, передачу знания не только о профессии, но и о праведной жизни). Понимание истинного знания японцы унаследовали из Древнего Китая, где уже в IV в. до н.э. Чжуан-цзы обозначил две «ступени» непосредственного, телесно-укоренённого, знания о мире: ступень младенца, не выделяющего себя из своего окружения и ступень наделённого самосознанием профессионала, прошедшего длительную выучку. В обоих случаях человек действует спонтанно, «как природа», опираясь на внутреннюю убеждённость в правильности своего действия. Данный аспект знания становился предметом исследовательского интереса и на Западе. В частности, в России поэт В.А. Жуковский и писатель Л.Н. Толстой обратили своё внимание на такое, не выразимое в словах, актуальное, в режиме «здесь и теперь» знание о мире. Германский философ Е. Херригель посвятил несколько лет жизни совершенствованию холистического, телесно-ментального аспекта разума на пути кюдо – искусства стрельбы из лука. Об этом он написал две книги. Философ М. Полани посвятил данной теме монографию «Личностное знание». В нашей стране проблема «разума тела» наиболее полно рассматривается в работах Л.Г. Пугачёвой и В.А. Подороги. При проведении исследования применялся компаративистский метод, один из главных методов, используемых в гуманитарном знании. Сравниваются традиции западной эпистемологии, полагающей безличностное текстовое знание, безразличное к соматической природе человека – основополагающим для понимания мира и характерное для дальневосточной ментальности целостное, неутилитарное (по сути эстетическое) знание о мире и человеке первичным и потому наиболее истинным. Целостный, телесно воплощённый, эстетический аспект знания исторически предшествовал текстовому знанию. Дальневосточная традиция вплоть до XX века подчёркивала его первичность и истинность. Тем не менее, следует учитывать, что текстовое знание, дающее статическое и схематизированное описание мира, всё же логически первично: чтобы хотя бы выделить динамический аспект знания, надо встать по отношению к нему в позицию наблюдателя. Научная новизна состоит в применении разработок западных и российских учёных в области эпистемологии к менталитету стран дальневосточного культурного ареала.
Скворцова Е.Л. - Японская духовная традиция в свете проблемы “разума тела” c. 258-270

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.3.65668

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является одна из характерных черт японского менталитета: актуальное, в режиме «здесь и теперь», целостное знание о мире рассматривалось как не менее, а зачастую – более значимое и истинное, чем текстовое знание. Особенно часто мы встречаемся с такого рода знанием в художественной традиции: в понимании творческого акта (как встраивания в динамику мирового континуума) и в способе обучения (как непосредственную, от учителя к ученику, передачу знания не только о профессии, но и о праведной жизни). Понимание истинного знания японцы унаследовали из Древнего Китая, где уже в IV в. до н.э. Чжуан-цзы обозначил две «ступени» непосредственного, телесно-укоренённого, знания о мире: ступень младенца, не выделяющего себя из своего окружения и ступень наделённого самосознанием профессионала, прошедшего длительную выучку. В обоих случаях человек действует спонтанно, «как природа», опираясь на внутреннюю убеждённость в правильности своего действия. Данный аспект знания становился предметом исследовательского интереса и на Западе. В частности, в России поэт В.А. Жуковский и писатель Л.Н. Толстой обратили своё внимание на такое, не выразимое в словах, актуальное, в режиме «здесь и теперь» знание о мире. Германский философ Е. Херригель посвятил несколько лет жизни совершенствованию холистического, телесно-ментального аспекта разума на пути кюдо – искусства стрельбы из лука. Об этом он написал две книги. Философ М. Полани посвятил данной теме монографию «Личностное знание». В нашей стране проблема «разума тела» наиболее полно рассматривается в работах Л.Г. Пугачёвой и В.А. Подороги. При проведении исследования применялся компаративистский метод, один из главных методов, используемых в гуманитарном знании. Сравниваются традиции западной эпистемологии, полагающей безличностное текстовое знание, безразличное к соматической природе человека – основополагающим для понимания мира и характерное для дальневосточной ментальности целостное, неутилитарное (по сути эстетическое) знание о мире и человеке первичным и потому наиболее истинным. Целостный, телесно воплощённый, эстетический аспект знания исторически предшествовал текстовому знанию. Дальневосточная традиция вплоть до XX века подчёркивала его первичность и истинность. Тем не менее, следует учитывать, что текстовое знание, дающее статическое и схематизированное описание мира, всё же логически первично: чтобы хотя бы выделить динамический аспект знания, надо встать по отношению к нему в позицию наблюдателя. Научная новизна состоит в применении разработок западных и российских учёных в области эпистемологии к менталитету стран дальневосточного культурного ареала.
Маньковская Н.Б. - Поэзия соответствий. Философия искусства Шарля Бодлера c. 260-275

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.2.28827

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная эстетическая проблематика в философии искусства Шарля Бодлера. Рассматриваются такие магистральных темы, как символистская концепция соответствий, категории прекрасного, возвышенного, безобразного, проблемы символизации в искусстве, воображения и фантазии, образности и аллегоричности, художественной условности, синтеза искусств и синестезии, соотношения искусства и природы. В своей художественной критике живописи, скульптуры, музыки, литературы, драматургии Бодлер выступает приверженцем идеалов романтизма, противопоставляемых позитивизму и натурализму, резко критикует дух буржуазности в искусстве. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о парадоксальности эстетических взглядов Бодлера, резко контрастирующих своей идеально-возвышенной устремленностью к Богу в его философии искусства и художественной критике с его поэтическим творчеством, «цветами зла», их демоническим началом. Показано, какие из системообразующих идей философии искусства Бодлера не утрачивают своей актуальности и сегодня. Особый вклад автора в исследование темы заключается в том, что оно выполнено на оригинальном материале как теоретических высказываний Бодлера, так и анализа им различных видов и жанров искусства. Автор вводит в отечественный научный оборот ранее не изучавшиеся аспекты раннего французского символизма.
Скворцова Е.Л., Луцкий А.Л. - Экзистенциализм в Японии и его влияние на творчество писателя Сиина Риндзо

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.4.19502

Аннотация: В статье рассматриваются особенности восприятия философии экзистенциализма в Японии и анализируется влияние экзистенциалистских идей на творчество писателя Сиина Риндзо. Констатируется, что традиционное японское восприятие человека как причастного миру во многом противоположно западному эгоцентирическому экзистенциальному мировосприятию индивидуума как замкнутого на своём “Я”. Однако существует определённая близость экзистенциалистских и буддийских мировоззренческих установок, что способствовало распространению экзистенциализма в Японии. По мере развития капиталистических отношений в этой стране в японском общественном сознании получили распространение индивидуалистические настроения. Для японских экзистенциалистов главной проблемой стало определение и утверждение собственного “Я”. В статье использован эмпирико-герменевтический метод, т.е. метод корректного описания и толкования конкретных источников, а также диалектический метод в сочетании с принципом комплементарности. В статье впервые в истории отечественного литературоведения рассмотрены работы японского прозаика Сиина Риндзо в свете распространения идей экзистенциализма в Японии; впервые сделан перевод с японского языка текстов Сиина Риндзо и литературно-критических работ, посвящённых его творчеству; впервые предложен культурологический анализ текстов Сиина Риндзо; впервые для подобного анализа привлечены оригинальные японские культурологические и философские источники. Авторами статьи делаются выводы о том, что экзистенциалистские мотивы произведений Сиина Риндзо близки экзистенциализму Достоевского, а в образах героев этого японского писателя нашли отражение его этические искания, созвучные идеям представителя католического экзистенциализма Габриэля Марселя.
Скворцова Е.Л., Луцкий А.Л. - Экзистенциализм в Японии и его влияние на творчество писателя Сиина Риндзо c. 351-360

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.4.68546

Аннотация: В статье рассматриваются особенности восприятия философии экзистенциализма в Японии и анализируется влияние экзистенциалистских идей на творчество писателя Сиина Риндзо. Констатируется, что традиционное японское восприятие человека как причастного миру во многом противоположно западному эгоцентирическому экзистенциальному мировосприятию индивидуума как замкнутого на своём “Я”. Однако существует определённая близость экзистенциалистских и буддийских мировоззренческих установок, что способствовало распространению экзистенциализма в Японии. По мере развития капиталистических отношений в этой стране в японском общественном сознании получили распространение индивидуалистические настроения. Для японских экзистенциалистов главной проблемой стало определение и утверждение собственного “Я”. В статье использован эмпирико-герменевтический метод, т.е. метод корректного описания и толкования конкретных источников, а также диалектический метод в сочетании с принципом комплементарности. В статье впервые в истории отечественного литературоведения рассмотрены работы японского прозаика Сиина Риндзо в свете распространения идей экзистенциализма в Японии; впервые сделан перевод с японского языка текстов Сиина Риндзо и литературно-критических работ, посвящённых его творчеству; впервые предложен культурологический анализ текстов Сиина Риндзо; впервые для подобного анализа привлечены оригинальные японские культурологические и философские источники. Авторами статьи делаются выводы о том, что экзистенциалистские мотивы произведений Сиина Риндзо близки экзистенциализму Достоевского, а в образах героев этого японского писателя нашли отражение его этические искания, созвучные идеям представителя католического экзистенциализма Габриэля Марселя.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.