Филология: научные исследования - рубрика Автор и поэзия
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "Автор и поэзия"
Автор и поэзия
Перевалов В.П. - И месяц с правой стороны
Аннотация: Реконструкция динамики заполнения Пушкиным Ушаковского альбома позволяет предположить, что составление им осенью Дон-Жуанских списков – продолжение его весенних разговоров с сёстрами о любовных увлечениях Поэта. Скорее всего, они связаны со 2 переизданием первой главы «Евгения Онегина» и выходом в свет поэмы «Полтавы» в конце марта 1829г. Графическим свидетельством этого в альбоме являются автопортрет Пушкина в виде романтического Поэта и женская Троица, помещённая на соседних листах. Следовательно, ларцом, хранящим тайну любви Пушкина, является роман в стихах, особенно его первые главы, созданные в Одессе. В отличие от «Бахчисарайского фонтана» «Евгений Онегин» как целое не рассматривался в пушкинистике как ключевое произведение в решении проблемы «утаённой любви» А.С. Пушкина.
Розин В.М. - Личность и трагедия Марины Цветаевой
Аннотация: Автор отталкивается от полемики в Интернете, одни участники которой обвиняют Марину Цветаеву в том, что она преступно относилась к своим дочерям, а другие оправдывают её, поскольку она великий поэт. Обсуждаются аргументы "за" и "против" основных точек зрения. Автор высказывает гипотезу, в соответствие с которой Цветаева была множественной личностью. Одна её личность - "поэта-эзотерика", а другая - обычная, но маргинальная. В свете этой гипотезы он объясняет странное поведение Цветаевой, а также выглядящее маниакальным ведение ею дневников. В конце статьи рассматривается вопрос о понимании художественного произведения в ситуации, когда создаются различные реконструкции жизни и личности их автора.
Королев С.А. - Поэзия власти: стихосложение как социокультурный код
Аннотация: В статье рассматривается своеобразный феномен «поэзии власти» в России/СССР/России, иными словами, причины, формы и следствия странной приверженности людей власти к поэзии, к ремеслу стихосложения. Автор касается стихотворного творчества Сталина, тяги к поэтическому творчеству Троцкого, роли стихосложения в интеллектуальном сегменте партийной элиты, в среде консультантов и спичрайтеров первых лиц КПСС и советского государства. В поле зрения оказывается творчество ряда крупных государственных деятелей советского времени, от Евгения Примакова и Евгения Сабурова до Анатолия Лукьянова. «Кейсу Лукьянова», который был вполне состоявшимся и профессиональным поэтом, в статье уделяется особое внимание. В работе также рассматривается эволюция стихосложения как социокультурного кода от Пушкина и декабристов до позднего СССР и нынешних времен так называемого гламура, гламуризации культуры. В заключение автор констатирует, что в современной России сложился тип власти, который в состоянии обойтись и обходится без поэзии.
М.А. Хасиева - Социокуль турный контекст творчества Вирджинии Вульф c. 17-21
Аннотация: В статье рассматриваются основные социокультурные факторы, повлиявшие на становление творческого метода В. Вульф. Проблематика исследования весьма актуальна и перспективна в контексте культурологического осмысления процесса идейного взаимодействия в различных сферах культуры. В ходе исследования проводится анализ как критической, так и художественной прозы В. Вульф, на основании чего делается вывод о том, что используемые ей способы повествования (техника потока сознания, внутренний монолог, интертекстуальность) формировались под влиянием целого комплекса социокультурных тенденций и художественных направлений, распространившихся в Европе начала XX в. Среди наиболее значимых факторов формирования творческой концепции Вульф выделяется литературный спор эдвардианцев и георгианцев, увлечение русской культурой в Европе, идеи феминизма первой волны, теория психоанализа, некоторые установки философии жизни. Сделанные в ходе работы выводы концентрируют внимание на преемственной связи идей в культуре и предполагают перспективу исследования влияния творчества В. Вульф на литературу эпохи постмодернизма.
Павлова Т.Л., Устиновская А.А., Дроздова Е.А., Белоусова О.Г. - «Я какой-то анти-Браунинг»: контрапункт английского претекста и подтекста в «Поэме без героя» А. Ахматовой c. 21-31

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.5.37960

Аннотация: Предметом исследования является межтекстовый диалог «Поэмы без героя» А. Ахматовой с текстами Роберта Браунинга – стихотворным диптихом «Любовник Порфирии» (“Porphyria’s Lover”) и «Моя последняя герцогиня» (“My last duchess”). Объектом исследования является контрапункт претекста и подтекста английской литературы в многослойном и полисемантическом тексте «Поэмы без героя», которому сама Ахматова приписывала «тройное дно». Авторы подробно рассматривают переклички мотивов стихотворений Браунинга с текстом «Поэмы без героя» и демонстрируют системную «зеркальность» отражения ситуаций: комплексы мотивов браунинговского диптиха у Ахматовой перевернуты. Особое внимание уделяется вопросам разнообразных толкований текста стихотворения «Любовник Порфирии» и связанных с ними вариантов интерпретации отдельных сцен и фрагментов в тексте «Поэмы без героя».   Основными выводами проведенного исследования является установление однозначной смысловой связи «Поэмы без героя» с двумя стихотворениями Браунинга. К методам исследования относятся сравнительно-исторический и интертекстуальный. Особым вкладом авторов в исследование темы является обоснование следа диптиха Роберта Браунинги в тексте «Поэмы без героя»: традиционно в числе источников поэмы указывается другое произведение Браунинга. Новизна исследования определяется привлечением нового материала и предложением нового прочтения самоидентификации Ахматовой как «анти-Браунинга». Эти слова следует расшифровывать не только через проецирование взаимоотношений пары «Браунинг – Барретт» на пару «Гумилев – Ахматова», но и как отсылку к зеркальному переворачиванию ситуаций, описываемых Браунингом в драматических монологах диптиха.
Звонова Е.Е. - Чижевский-поэт о «земных детях Космоса» (философско-антропологические аспекты стихотворений ученого)

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.10846

Аннотация: Предметом исследования статьи являются философско-антропологические аспекты поэтического творчества Александра Леонидовича Чижевского. На основании анализа стихотворений мыслителя утверждается, что в целом метафизические идеи о человеке, которыми насыщена его лирика, типичны для русского космизма. Соответственно, философско-антропологические сюжеты, пронизывающие поэзию Чижевского, рассматриваются преимущественно (но не исключительно) в контексте названного течения. Особое внимание уделено идеям теснейшей взаимосвязи микро- и макрокосма, разумно-преобразовательного призвания людей, долженствующих объединиться во имя «общего дела» (выражение Федорова) управления миром, величия человеческой мысли, ограниченности сознания имманентно присущими ему факторами, определяемыми нашей сущностью. При проведении данного исследования использованы методы анализа литературы, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, аналогии, а также герменевтический метод. Научную новизну статьи составляет само обращение к философско-антропологическим аспектам поэзии Чижевского, сопровождающееся попыткой вписать их в определенный культурный контекст, а также четкая формулировка главных философских идей о человеке, содержащихся в стихотворениях космиста, являющаяся основным итогом работы. Главным вывод исследования заключается в том, что обращение к поэзии Александра Леонидовича предоставляет порой оригинальные способы решения (или снятия) ряда экзистенциальных проблем, а потому весьма актуально.
Звонова Е.Е. - Чижевский-поэт о «земных детях Космоса» (философско-антропологические аспекты стихотворений ученого) c. 32-42

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63987

Аннотация: Предметом исследования статьи являются философско-антропологические аспекты поэтического творчества Александра Леонидовича Чижевского. На основании анализа стихотворений мыслителя утверждается, что в целом метафизические идеи о человеке, которыми насыщена его лирика, типичны для русского космизма. Соответственно, философско-антропологические сюжеты, пронизывающие поэзию Чижевского, рассматриваются преимущественно (но не исключительно) в контексте названного течения. Особое внимание уделено идеям теснейшей взаимосвязи микро- и макрокосма, разумно-преобразовательного призвания людей, долженствующих объединиться во имя «общего дела» (выражение Федорова) управления миром, величия человеческой мысли, ограниченности сознания имманентно присущими ему факторами, определяемыми нашей сущностью. При проведении данного исследования использованы методы анализа литературы, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, аналогии, а также герменевтический метод. Научную новизну статьи составляет само обращение к философско-антропологическим аспектам поэзии Чижевского, сопровождающееся попыткой вписать их в определенный культурный контекст, а также четкая формулировка главных философских идей о человеке, содержащихся в стихотворениях космиста, являющаяся основным итогом работы. Главным вывод исследования заключается в том, что обращение к поэзии Александра Леонидовича предоставляет порой оригинальные способы решения (или снятия) ряда экзистенциальных проблем, а потому весьма актуально.
Патолятов Д.А. - Ритмическое членение в верлибре на примере стихотворения Игоря Холина «Я приветствую всех» c. 53-60

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.3.28483

Аннотация: Предметом исследования является ритмическое членение верлибра в стихотворении «Я приветствую всех» яркого представителя второй волны русского поэтического авангарда Игоря Холина (1920–1999). Объектом исследования являются основные компоненты членения и ритмические единицы текста – строки. Автор подробно рассматривает первичный, вторичный и вертикальный ритм строк, возможную степень влияния силлабо-тонического метра на ритм текста. Особое внимание автор уделяет ритмическим структурам речи, обеспечивающим свободное членение и интонационное разнообразие верлибра. В исследовании использовались общепринятые в лингвистике стиха методы научного наблюдения и описания, а также статистический и экспериментальный методы. Впервые анализируется ритмическая структура верлибра Игоря Холина. Исследование показало, что увеличенное число членимых позиций в тексте связано с установкой поэта на выделение отдельных слов или словосочетаний. Особым вкладом автора в исследование темы является совмещение стиховедческих методик и лингвистического анализа текста.
А.Н. Фатенков - Смысл и границы реализма c. 57-62
Аннотация: в статье речь идёт о смысле «смысла», небессмысленности абсурда и о реализме как приоритетной стратегии осмысления бытия, которая рассматривается в соотнесении с конструктивизмом и теорией отражения.
П.С. Гуревич - Муки диалога (о творчестве М.М. Бахтина) c. 63-71
Аннотация: автор анализирует американские литературно-критические работы, посвященные трудам русского философа М.М. Бахтина. Он отмечает, что американское литературоведение дает высокую оценку идеям мыслителя. Вместе с тем подчеркивает неадекватность и неполноту ряда выводов, которые содержатся в сравнительно-историческом литературоведении США.
Дишкант Е.В., Попова М.П., Чиркоева Д.И., Тобуроков Н.Н., Башарина З.К. - Особенности филологического анализа лирического стихотворения "Прощай" П.А. Ойунского c. 106-118

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.6.31826

Аннотация: В статье предпринята попытка филологического анализа стихотворения “Прощай” П. Ойунского. Системный анализ стихотворения на звуковом, стилистическом и идейно-образном уровнях позволил определить черты новаторства П. Ойунского в использовании силлабической системы стихосложения в якутской поэзии, выявить употребление наиболее частотных в стихотворении глаголов и глагольных форм, придающих произведению медитативность и философичность. Выявлены и исследованы тематические поля: человек и природа, время и пространство, человек и общество, смерть, поэт и бессмертие. Методологические основы филологического анализа поэтического текста в разное время были изложены в ряде научных работ М.М. Гиршмана, М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, Хализева В.Е., Шанского Н.М., Д.М. Магомедовой и др. В художественном произведении значим любой элемент текста, так как он несет в себе определенную идейную нагрузку, и соответственно должен быть учтен при разработке комплексного филологического анализа. Впервые в якутском литературоведении представлен целостный филологический анализ программного стихотворения П.А. Ойунского. На основе проведенного филологического анализа стихотворения «Бырастыы»-«Прощай» мы еще раз убедились в новаторстве и поэтическом мастерстве П. Ойунского. Он впервые в якутской поэзии использовал силлабическую систему, обогатил ее строфику. Поэт в стихотворении отдает предпочтение именам существительным с аффиксом принадлежности, в основном, 1-го лица, что позволяет ему выразить свои сокровенные чувства. В глагольных формах преобладают образные и звукоподражательные слова, благодаря чему стихотворение становится не только лирическим, но и торжественным, драматическим.
Гуревич П.С. - До гроба страсти не избуду… (О поэзии Бориса Чичибабина)

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.3.15868

Аннотация: Статья посвящена разбору творчества известного русского и советского поэта Бориса Чичибабина. Судьба поэта оказалась не лучезарной. Ему пришлось перенести и осознать опыт лагерного сидельца. Он познал зависть и недоброжелательство собратьев по перу. Слишком жизнь поэта не укладывалась в литераторский трафарет. Его назвали «гениальным графоманом». Можно ли это трактовать как оксюморон? Графоман – антипод гения. Но отказать Б. Чичибабину в неиссякаемом таланте просто невозможно. В статье отмечаются основные темы поэтического творчества Б. Чичибабина: любовь, страдания, духовность, смерть, литературное призвание. Отмечается, что в поэзии стихотворца нет негативных, чёрных состояний. Злоба и мстительность не свойственны ему. В статье используются герменевтические приёмы погружения в текст, разгадки его скрытого содержания, потаённых смыслов, шифров и символики. Автор опирается также на методы философского постижения человека, его страстей. В отечественной литературе не так уж много публикаций, посвящённых творчеству Б. Чичибабина. Можно назвать, к примеру, очерк Г.С. Померанца «Одинокая школа любви. Поэзия Бориса Чичибабина». Известный культуролог стремится восстановить подлинную ценность поэзии этого человека, его роль в истории отечественной культуры. Очерк связывает стихи с обстоятельствами жизни поэта. Однако творчество Б. Чичибабина заслуживает обстоятельного критического анализа, рассмотрения его художественной эволюции, присущих ему стилевых и жанровых особенностей. Разумеется, для раскрытия такого замысла одной или даже нескольких статей недостаточно. Наша публикация – скорее приглашение к более развёрнутому и тщательному анализу творчества знаменитого поэта.
Гуревич П.С. - До гроба страсти не избуду… (О поэзии Бориса Чичибабина) c. 229-234

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.3.67175

Аннотация: Статья посвящена разбору творчества известного русского и советского поэта Бориса Чичибабина. Судьба поэта оказалась не лучезарной. Ему пришлось перенести и осознать опыт лагерного сидельца. Он познал зависть и недоброжелательство собратьев по перу. Слишком жизнь поэта не укладывалась в литераторский трафарет. Его назвали «гениальным графоманом». Можно ли это трактовать как оксюморон? Графоман – антипод гения. Но отказать Б. Чичибабину в неиссякаемом таланте просто невозможно. В статье отмечаются основные темы поэтического творчества Б. Чичибабина: любовь, страдания, духовность, смерть, литературное призвание. Отмечается, что в поэзии стихотворца нет негативных, чёрных состояний. Злоба и мстительность не свойственны ему. В статье используются герменевтические приёмы погружения в текст, разгадки его скрытого содержания, потаённых смыслов, шифров и символики. Автор опирается также на методы философского постижения человека, его страстей. В отечественной литературе не так уж много публикаций, посвящённых творчеству Б. Чичибабина. Можно назвать, к примеру, очерк Г.С. Померанца «Одинокая школа любви. Поэзия Бориса Чичибабина». Известный культуролог стремится восстановить подлинную ценность поэзии этого человека, его роль в истории отечественной культуры. Очерк связывает стихи с обстоятельствами жизни поэта. Однако творчество Б. Чичибабина заслуживает обстоятельного критического анализа, рассмотрения его художественной эволюции, присущих ему стилевых и жанровых особенностей. Разумеется, для раскрытия такого замысла одной или даже нескольких статей недостаточно. Наша публикация – скорее приглашение к более развёрнутому и тщательному анализу творчества знаменитого поэта.
Гришин В.В. - Философия поэзии: историчность и предвидение

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.17745

Аннотация: В статье рассматривается поэзия как одна из возможностей раскрытия историчности-временности бытия посредством метафоры, акцентируются гносеологические преимущества поэтической метафоры. Поэзия предстает как отражение духа народа, его истории и восприятия бытия в целом и природы в частности. Раскрываются особенности западного, восточного и русского типа поэтического мировосприятия, поднимается прогностический аспект поэзии. Провидческая сторона поэзии выступает в единстве с ее онтологической составляющей: поэзия есть раскрытие самого бытия, переживание истории бытия. Выявляется взаимосвязь между переломными, кризисными моментами истории и бытия и прогностическими возможностями поэзии и отрицается мистицизм поэзии. Прогностическая сторона поэзии неотделима от ее гражданственности и гуманизма. . В качестве методов исследования, помогающих раскрыть историчность поэзии, ее онтологическую и прогностическую стороны, используются диалектический и феноменологический. Делается вывод, что поэзия не просто передает ощущение времени, но и личностную позицию поэта, его оценку времени и истории. Отмечается, что в годы стабильности поэзия находится как бы в тени литературы, на первое место выходит проза, но во времена перемен поэзия заполняет многочисленные аудитории от кафе до стадионов, ее ритм созвучен ритму слушателей и времени.
Гришин В.В. - Философия поэзии: историчность и предвидение c. 254-263

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68243

Аннотация: В статье рассматривается поэзия как одна из возможностей раскрытия историчности-временности бытия посредством метафоры, акцентируются гносеологические преимущества поэтической метафоры. Поэзия предстает как отражение духа народа, его истории и восприятия бытия в целом и природы в частности. Раскрываются особенности западного, восточного и русского типа поэтического мировосприятия, поднимается прогностический аспект поэзии. Провидческая сторона поэзии выступает в единстве с ее онтологической составляющей: поэзия есть раскрытие самого бытия, переживание истории бытия. Выявляется взаимосвязь между переломными, кризисными моментами истории и бытия и прогностическими возможностями поэзии и отрицается мистицизм поэзии. Прогностическая сторона поэзии неотделима от ее гражданственности и гуманизма. . В качестве методов исследования, помогающих раскрыть историчность поэзии, ее онтологическую и прогностическую стороны, используются диалектический и феноменологический. Делается вывод, что поэзия не просто передает ощущение времени, но и личностную позицию поэта, его оценку времени и истории. Отмечается, что в годы стабильности поэзия находится как бы в тени литературы, на первое место выходит проза, но во времена перемен поэзия заполняет многочисленные аудитории от кафе до стадионов, ее ритм созвучен ритму слушателей и времени.
Перельштейн Р.М. - Вестничество Зинаиды Миркиной

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.10378

Аннотация: Статья посвящена творчеству уникального российского поэта и переводчика З.А. Миркиной. Автор исследует поэтику, а так же различные ипостаси творчества Миркиной, неизменно связанные с метафизической проблематикой. В поле зрения исследователя попадает эссеистика, проза, публицистика, общественное служение З.А. Миркиной. Однако основной акцент делается на поэтическом слове духовного поэта, которое приумножает как достояние широко трактуемой религиозной культуры, так и культуры светской, тяготеющей к обнаружению сакрального плана бытия. Изучая поэтическое наследие Миркиной, выходящее за границы традиционного понимания литературного творчества, мы прибегли к синтезу таких методов как «импрессионистская критика» и литературоведческий, философский, богословский анализ. Нами предпринята попытка целостного анализа творчества Миркиной на материале довольно обширного корпуса поэтических и прозаических текстов автора. Философская эссеистика Г.С. Померанца, супруга и единомышленника З.А. Миркиной, была пронизана токами ее поэзии и мирочувствия. Опираясь на оставленное Померанцем наследие, мы углубляем русло импонирующей им обоим духовной традиции. З.А. Миркина относится к разряду тех духовных поэтов, которых Д.Л. Андреев назвал «вестниками», то есть глашатаями горнего мира, каким он предстает не только в христианской традиции, но и в мистической парадигме реальности всех великих религий мира.
Перельштейн Р.М. - Вестничество Зинаиды Миркиной c. 311-323

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63725

Аннотация: Статья посвящена творчеству уникального российского поэта и переводчика З.А. Миркиной. Автор исследует поэтику, а так же различные ипостаси творчества Миркиной, неизменно связанные с метафизической проблематикой. В поле зрения исследователя попадает эссеистика, проза, публицистика, общественное служение З.А. Миркиной. Однако основной акцент делается на поэтическом слове духовного поэта, которое приумножает как достояние широко трактуемой религиозной культуры, так и культуры светской, тяготеющей к обнаружению сакрального плана бытия. Изучая поэтическое наследие Миркиной, выходящее за границы традиционного понимания литературного творчества, мы прибегли к синтезу таких методов как «импрессионистская критика» и литературоведческий, философский, богословский анализ. Нами предпринята попытка целостного анализа творчества Миркиной на материале довольно обширного корпуса поэтических и прозаических текстов автора. Философская эссеистика Г.С. Померанца, супруга и единомышленника З.А. Миркиной, была пронизана токами ее поэзии и мирочувствия. Опираясь на оставленное Померанцем наследие, мы углубляем русло импонирующей им обоим духовной традиции. З.А. Миркина относится к разряду тех духовных поэтов, которых Д.Л. Андреев назвал «вестниками», то есть глашатаями горнего мира, каким он предстает не только в христианской традиции, но и в мистической парадигме реальности всех великих религий мира.
Сиземская И.Н. - Философские смыслы поэзии М.Ю. Лермонтова

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.4.13415

Аннотация: В статье поэзия Лермонтова рассматривается под углом зрения стоящих за поэтическими образами философских смыслов, многие из которых остаются загадкой и сегодня. Обращая внимание на факт, что споры о последних продолжаются и сегодня, автор показывает многоплановость поэтического наследия поэта, выявляя его уникальную особенность – неотвратимую силу влияния метафизических идей о жизни и смерти, о свободе и необходимости, о духовном и телесном, о возвышенном и низменном, о божественном и человеческом. Исходная установка авторского анализа – вся поэзия Лермонтова окрашена романтическим восприятием мира, давшим отечественной культуре свой вариант романтического персонализма. Автор прослеживает, как в творчестве поэта через поэтические образы воспроизводятся состояния мечущейся человеческой души между совершенным и порочным, между добром и злом в поисках согласия не только с самим собой, но и с Небом. Сквозной проблемой поэтического наследия Лермонтова, считает автор, является антитеза земли и неба как двух полярных стихий человеческого бытия. В статье показано, что с Лермонтова в отечественной духовной культуре утверждается новое понимание божественного, в котором полюса Бога и человека сближаются в сфере богочеловеческого, что признанием этого нового измерения мира поэт ликвидирует фатальность раскола между Демоном и Богом как между ересью и истиной, вводя поэзию в новое смысловое пространство. Лермонтовым, считает автор, впервые в отечественной духовной культуре была сделана попытка для перевода божественного из «потустороннего» в «посюстороннее». Через образ Демона, определившего эмоциональный настрой и вектор смысловых поисков всей поэзии Лермонтова, решается вопрос, возможна ли гармония, согласие во взаимоотношениях небесного и земного. Глубинный смысл демоновских исканий, приходит к выводу автор, метафизичен: он направлен не против конкретных коллизий, а против «коренной неправды земного бытия», которую поэт и его герой связали с оправданным Богом ограничением свободы для личностного самовыражения. В основе этих исканий мятеж индивидуальности, требующей права на личный выбор способа и образа жизни, на счастье и любовь.
Сиземская И.Н. - Философские смыслы поэзии М.Ю. Лермонтова c. 346-353

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.4.65774

Аннотация: В статье поэзия Лермонтова рассматривается под углом зрения стоящих за поэтическими образами философских смыслов, многие из которых остаются загадкой и сегодня. Обращая внимание на факт, что споры о последних продолжаются и сегодня, автор показывает многоплановость поэтического наследия поэта, выявляя его уникальную особенность – неотвратимую силу влияния метафизических идей о жизни и смерти, о свободе и необходимости, о духовном и телесном, о возвышенном и низменном, о божественном и человеческом. Исходная установка авторского анализа – вся поэзия Лермонтова окрашена романтическим восприятием мира, давшим отечественной культуре свой вариант романтического персонализма. Автор прослеживает, как в творчестве поэта через поэтические образы воспроизводятся состояния мечущейся человеческой души между совершенным и порочным, между добром и злом в поисках согласия не только с самим собой, но и с Небом. Сквозной проблемой поэтического наследия Лермонтова, считает автор, является антитеза земли и неба как двух полярных стихий человеческого бытия. В статье показано, что с Лермонтова в отечественной духовной культуре утверждается новое понимание божественного, в котором полюса Бога и человека сближаются в сфере богочеловеческого, что признанием этого нового измерения мира поэт ликвидирует фатальность раскола между Демоном и Богом как между ересью и истиной, вводя поэзию в новое смысловое пространство. Лермонтовым, считает автор, впервые в отечественной духовной культуре была сделана попытка для перевода божественного из «потустороннего» в «посюстороннее». Через образ Демона, определившего эмоциональный настрой и вектор смысловых поисков всей поэзии Лермонтова, решается вопрос, возможна ли гармония, согласие во взаимоотношениях небесного и земного. Глубинный смысл демоновских исканий, приходит к выводу автор, метафизичен: он направлен не против конкретных коллизий, а против «коренной неправды земного бытия», которую поэт и его герой связали с оправданным Богом ограничением свободы для личностного самовыражения. В основе этих исканий мятеж индивидуальности, требующей права на личный выбор способа и образа жизни, на счастье и любовь.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.