Статья 'Философские смыслы поэзии М.Ю. Лермонтова' - журнал 'Филология: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Сиземская И.Н. Философские смыслы поэзии М.Ю. Лермонтова

Аннотация: В статье поэзия Лермонтова рассматривается под углом зрения стоящих за поэтическими образами философских смыслов, многие из которых остаются загадкой и сегодня. Обращая внимание на факт, что споры о последних продолжаются и сегодня, автор показывает многоплановость поэтического наследия поэта, выявляя его уникальную особенность – неотвратимую силу влияния метафизических идей о жизни и смерти, о свободе и необходимости, о духовном и телесном, о возвышенном и низменном, о божественном и человеческом. Исходная установка авторского анализа – вся поэзия Лермонтова окрашена романтическим восприятием мира, давшим отечественной культуре свой вариант романтического персонализма. Автор прослеживает, как в творчестве поэта через поэтические образы воспроизводятся состояния мечущейся человеческой души между совершенным и порочным, между добром и злом в поисках согласия не только с самим собой, но и с Небом. Сквозной проблемой поэтического наследия Лермонтова, считает автор, является антитеза земли и неба как двух полярных стихий человеческого бытия. В статье показано, что с Лермонтова в отечественной духовной культуре утверждается новое понимание божественного, в котором полюса Бога и человека сближаются в сфере богочеловеческого, что признанием этого нового измерения мира поэт ликвидирует фатальность раскола между Демоном и Богом как между ересью и истиной, вводя поэзию в новое смысловое пространство. Лермонтовым, считает автор, впервые в отечественной духовной культуре была сделана попытка для перевода божественного из «потустороннего» в «посюстороннее». Через образ Демона, определившего эмоциональный настрой и вектор смысловых поисков всей поэзии Лермонтова, решается вопрос, возможна ли гармония, согласие во взаимоотношениях небесного и земного. Глубинный смысл демоновских исканий, приходит к выводу автор, метафизичен: он направлен не против конкретных коллизий, а против «коренной неправды земного бытия», которую поэт и его герой связали с оправданным Богом ограничением свободы для личностного самовыражения. В основе этих исканий мятеж индивидуальности, требующей права на личный выбор способа и образа жизни, на счастье и любовь.


Ключевые слова:

философская поэзия, Лермонтов, лирический персонализм, свобода, рок, Бог, Демон, потустороннее, посюстороннее, богочеловеческое

Abstract: In this article poetry of Lermontov is considered from the view point behind imaginative philosophical meanings, many of which remain a mystery to this day. Drawing attention to the fact that the debate on the past and continuing today, the author shows the diversity of the poetic heritage of the poet, identifying its unique feature – the inexorable force of the impact of metaphysical ideas about life and death, freedom and necessity, the spiritual and the corporeal, the sublime and the low-lying, the divine and the human. The default setting is the author’s analysis – all the poetry of Lermontov’s romanticized perception of the world, who gave his own version of the national culture romantic personalism. The author traces how in the poet’s poetic images are reproduced through the state of the human soul tossing between perfect and evil, between good and evil in search of agreement not only with yourself but also with Heaven. Sizemskaya believes the antithesis of the earth and the sky as the two polar elements of human existence to be the cross-cutting issue of poetic heritage Lermontov . The article shows that Lermontov in native spiritual culture according to a new understanding of the divine in which the poles of God and man come together in divinely that the recognition of this new dimension of the world poet eliminates fatality split between the Demon and God as between heresy and truth, introducing poetry in new semantic space. Lermontov, the author believes, the nation’s first spiritual culture was an attempt to translate the sacred from the «beyond» in the «worldly.» Through the image of the Demon, who determined the emotional and vector semantic searches across Lermontov’s poetry, the question whether it is possible harmony, harmony in relations between heaven and earth. The author concludes that the deeper meaning of Demon’s searches is metaphysical: it is not directed against specific conflicts, and against the «fundamental untruth of life on earth,» which the poet and his hero is associated with God justified restriction of freedom for personal expression. At the heart of these quests rebellion personality requiring the right to personal choice of the method and way of life, happiness and love.


Keywords:

philosophical poetry, Lermontov, lyric personalism, freedom, fate, God, Demon, the antithesis of «heaven and earth», other-worldly, worldly, good, evil, divine-human.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.