по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 12, 2022
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2022
Фольклор
Яковлева М.П. - Особенности мотива имянаречения в эпосе эвенков c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.12.39324

EDN: UDGSYB

Аннотация: Эпос эвенков – нимнгакама нимнгакан по своему многообразию, образности и объему не уступает самым известным образцам эпического жанра других народов. Повествовательные части состоят из типизированных описаний природы, действий героя, портретной характеристики, представляющих собой в основном мотивы и традиционные эпические формулы. Одним из ключевых мотивов в эпосе является имянаречения героя, т.к. в зависимости от имени складывается и судьба эпического героя. Эпос каждого народа уникален, неповторим, своеобразен. Однако многие мотивы, сюжеты, образы, формулы сходны. Предметом исследования являются особенности мотива имянаречения в героических сказаниях эвенков. Научная новизна работы состоит в том, что впервые подробно анализируется мотив имянаречения в нимнгаканах эвенков. Актуальность работы обусловлено, тем что исследования, направленные на изучение мотивов, сюжетов помогут устанавливать общие закономерности складывания мировой эпической традиции, вместе с тем, и выявляя специфику каждого эпоса. Основными методами исследования являются сравнительно-исторический и типологический. На основе материалов эпоса автор приходит к выводу, что значение имени влияет на сюжет героических сказаний, поэтому указанный мотив в эпосе является важным звеном повествования. В эпосе эвенков ранние черты индивидуализации героя-персонажа сконцентрированы и отражаются в его полном имени собственном, поэтому имеет обязательный определительный эпитет.
Языкознание
Латыпова Ю.А., Сподарец О.О., Воробьева О.В. - Концепт в когнитивно-синергетическом аспекте c. 11-20

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.12.39507

EDN: SPOGIJ

Аннотация: В статье рассматривается концепт с когнитивно-синергетических позиций. Концепт открытая, диссипативная, нелинейная, фрактальная структура, в основе развития которого лежит закон спиральной фрактальности и самоподобия. Концепт эволюционирует по рекурсивному принципу, идет по кругу, возвращаясь к начальной точке на новом витке эволюции. В основе возникновения концепта лежит как внешняя необходимость, так и внутренняя потребность. Под становлением концепта понимаем его переход из ментальной области, в языковую область, а затем в речевую область. Концепт возникает в сознание в виде виртуального образа в результате перцептивного восприятия действительности, и актуализируется, сохраняется в языке и воплощается в речи. Концепт стремится к совершенству, но никогда его не достигает, достигая своей вершины, он запускает снова процесс эволюции в новых условиях. Актуальность данного исследования обусловлена синергетическим подходом, поскольку когнитивная лингвистика заинтересована в расширении своего взгляда на эволюцию концепта. Цель исследования – доказать, что концепт имеет синергетическую природу и может рассматриваться с синергетической точки зрения. Научная новизна работы заключается в объединении когнитивного и синергетического методов анализа концепта. Выявление синергетических свойств концепта освежает взгляд на природу его эволюции. Методы исследования Основным методом исследования послужил теоретический анализ трудов по лингвистики, лингвистики, синергетики, философии, теории информации; также применялось описательные, сопоставительные методы, наблюдение; метод моделирования. Материалы исследования Исследования проводились с опорой на труды Бронник Л.В., Мамоновой Н. В. Олизько Н. С., Казаковой А. В., Переволочанской С.Н., Баранов К.С., Машевский Б. М.
Литературоведение
Власова Ю.Е. - Эволюция трикстера в романе Ахмеда Саадави «Франкенштейн в Багдаде» c. 21-28

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.12.39511

EDN: UHYMOB

Аннотация: Предметом исследования является образ Хади Барышника, созданный пером современного иракского писателя Ахмеда Саадави в романе «Франкенштейн в Багдаде». Автора интересует, как выживают жители столицы Ирака условиях американской оккупации. На примере судеб багдадцев художник рисует картину нулевых годов. Описываются многочисленные взрывы на улицах и площадях Багдада и последствия, к которым они привели. Сравниваются условия жизни простых людей квартала Батавин и высокопоставленных чиновников правительственных ведомств. Людей из разных конфессий и социальных слоев объединяет фигура старьевщика Хади аль-Атака, который ходит по городу в поисках антиквариата, а по вечерам рассказывает занимательные истории в кофейне своего квартала. Являясь по своей сути трикстером, то есть вралем, пройдохой, шутом, старик Хади создает чудовище, которое борется с несправедливостью и мстит за смерти невинных, погибших в терактах. Используемые методы исторического и системного анализа, позволяют доказать, что в эпоху смены формаций роль трикстера усиливается и видоизменяется. Курсируя между добром и злом, Барышник помогает сглаживать конфликты и решать споры мирным путем. Несгибаемый оптимизм, способность выжить в любых условиях делают образ старьевщика ярким и незабываемым. Делается вывод, что из-за слома жизненных парадигм у трикстера появляется особая функция: он становится ведущим героем и спасает человечество от зла, выполняя христологическую роль. Следовательно, христологическая миссия трикстера-ведущего и составляет новизну исследования этого феномена. Беря на себя вину за преступления своего детища Безымяна (арабского Франкенштейна), жертвуя своей жизнью, Хади Барышник приносит в Багдад мир и стабильность уставшим от потрясений людям. Представляется важным открытие для читателей современных проблем и чаяний народа Месопотамии сквозь призму восприятия иракского писателя Ахмеда Саадави.
Лингвистика
Муталов Р.О. - О месте гапшиминской речи в системе даргинских языков и диалектов: морфологические данные c. 29-36

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.12.39482

EDN: UIQTOC

Аннотация: Гапшиминский диалект относится к даргинской языковой группе восточнокавказских языков и является одним из малоизученных, вследствие чего остается неопределенным и его место в системе даргинских языков и диалектов. Между тем, данный диалект обладает множеством своеобразных языковых явлений, проявляющихся как в фонетике, так и в грамматике и лексике. В статье рассматриваются морфологические особенности гапшиминского диалекта. Исследованию подвергнуты как именные части речи, так и глагол, наречие и служебные части речи. В работе используются метод синхронного описания языковых явлений и методы полевой лингвистики.   В ходе работы исследованы грамматические категории падежа, лица, времени и наклонения, а также различные формы глагола. С целью выявления специфических особенностей диалекта, а также определения его места в лингвистической классификации, весь приводимый материал сравнивается с материалом других даргинских диалектов – акушинского, цудахарского, сирхинского. В результате проведенной работы установлено, что по своим грамматическим характеристикам гапшиминская речь близка к диалектам акушинского типа. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей работе по разработке классификации языковых единиц даргинского ареала, а также в преподавании курсов даргинской морфологии и диалектологии в учебных заведениях.
Интерпретация
Abakumova O.V., Velichkova L.V. - Emotionality in Verbal Intercultural Communication c. 37-45

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.12.39335

EDN: SJVQNL

Abstract: The article is devoted to intercultural communication at the level of sounding speech, the parameters of which actively influence the communication situation. When carrying out intercultural communication, it is necessary to be informed about the parameters of sounding foreign language speech in the emotional aspect. Speech parameters can give additional shades or meanings to an utterance, including those opposed to the meaning of the linguistic units that make it up. To express emotional states, each language has a set of national-specific means capable of coloring an utterance regardless of its lexical content. National – specific features of a neutral style of speech determine its emotional perception by native speakers of another language. Differential signs of communicative types of utterances carry important information about the completed or progressive nature of the utterance, which may require the inclusion of lexical means during interpretation. The analysis is carried out at the level of rhythmic parameters and melodic signs (characteristics of the main stressed syllables) on the material of three languages: Russian, German, Spanish. Comparative studies in the communicative aspect are becoming relevant. However, in setting goals, the ignoring of the regularities of the sounding reality continues, which is largely facilitated by the insufficiently developed mechanism for studying this phenomenon. In the situation of intercultural oral communication, the parameters of the sounding speech actively influence the communication situation. This area is little described from the point of view of intercultural dialogue. Experimental data confirm the propositions put forward about the emotional nature of the perception of foreign language speech. At the same time, two aspects can be distinguished: 1. the signs of emotionally colored foreign language speech can be perceived with different, sometimes opposite emotional meanings; 2. violations of the systemic linguistic signs of foreign-sounding speech, primarily the differential signs of intonations responsible for characterizing the communicative types of utterance (completeness, interrogativeness, progrediency), are perceived in an emotional way.
Психолингвистика
Захарова Н.Е., Захарова А.Е. - Содержание концепта "родной язык" в языковой картине мира современных долган Хатанго-Анабарского региона (социопсихолингвистический аспект) c. 46-55

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.12.39556

EDN: OYJJEL

Аннотация: Предмет исследования: содержание образов языкового сознания долган Хатангского района Красноярского края и Анабарского района Якутии. Цель: выявление особенностей языкового сознания современных долган двух смежных регионов Российской Федерации. Задачи: 1) рассмотреть экстралингвистическую ситуацию в местах компактного проживания долган в отдельности и в целом по региону; 2) рассмотреть языковую ситуацию в регионе; 3) рассмотреть содержание концепта "родной язык". Методы: 1) направленный ассоциативный эксперимент проводился среди населения сс. Попигай, Сындасско Хатанского района Красноярского края и сс. Юрюнг Хая, Саскылах Анабарского района Якутии. 2) социолингвистическое исследование мест компактного проживания долган России (анкетный опрос, интервью, наблюдение, косвенное наблюдение (изучение документации). Новизна исследования: языковое сознание долган еще не было предметом специальных исследований и концепт "родной язык" в концептосфере долган ранее не рассматривался. Полученные результаты также интересны с точки зрения социолингвистики, так как Хатанго-Анабарский регион является полиязычным и поликультурным регионом, соответственно активно развивается дву- и многоязычие. Нам важно было выяснить, что вкладывает современный носитель долганского языка в понятие "родной язык". Испытуемым предлагалось ответить на вопрос: "Что такое родной язык?". В основном, содержание концепта выстроилось вокруг значения первого слова стимула "родной", поэтому преобладает образный компонент.
Литературоведение
Демина О.Ф. - Трагедия героя-квакера как отражение кризиса духовной жизни в романе Теодора Драйзера «Оплот» c. 56-62

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.12.39356

EDN: QHWWVY

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются особенности освещения проблемы религиозного кризиса с США на рубеже XIX-XX вв. в творчестве одного из самых известных писателей-реалистов Теодора Драйзера. Он детально изобразил в своих произведениях разнообразные стороны жизни американцев указанного периода, в том числе и религиозный аспект. Религиозный кризис в американском социуме тесно связан с разрушением мировоззренческих идеалов прошлого. В художественном наследии Теодора Драйзера можно выделить целую систему образов, с помощью которых показал кризис религиозно-нравственной составляющей духовной жизни американского общества означенного периода.    Научная новизна исследования определяется необходимостью рассмотрения в творческом наследии писателя религиозного аспекта, который по различным причинам часто выпадал из поля зрения более ранних критических работ. Целью представленной работы является исследование художественных образов в романе Теодора Драйзера «Оплот» в религиозно-нравственном ключе как проявление общего для американцев того времени духовного кризиса. В ходе исследования были представлены следующие выводы: 1) Теодор Драйзер является свидетелем кризиса в духовно-нравственной жизни США рубежа XIX-XX вв., который является одной из основных тем творческого наследия писателя. 2) Данный кризис связан с разрушением основополагающих мировоззренческих категорий американского общества («великая американская мечта»). 3) В романе «Оплот» Т. Драйзер рассматривает нравственно-религиозную картину американского общества на примере семьи квакеров – Барнсов. Он изображает крах религиозных представлений в восприятии как старшего поколения, так и младшего. 4) Начало XX века стало переходным периодом. Когда насильственное насаждение религиозных норм стало трагедией для многих молодых людей. 5) Новое время требует новых форм взаимодействия человека и религии. Данная статья может быть использована при исследовании различных аспектов творческого наследия Теодора Драйзера. .
Интерпретация
Магомедова П.А., Гасанова М.А. - Репрезентация концепта ВЕРА/ИМАН в русскоязычном религиозном (исламском) дискурсе c. 63-77

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.12.39474

EDN: MUEWAX

Аннотация: В статье рассматривается концепт ВЕРА/ИМАН как ключевой компонент религиозной картины мира дагестанцев. Определяются ценностная составляющая анализируемого концепта, его специфика вербализации и роль в русскоязычном исламском дискурсе. Актуальность предложенной темы определяется повышением интереса ученых последних десятилетий к проблемам взаимоотношения языка и религии (о чем свидетельствует появление молодой науки теолингвистики); с одной стороны, перспективностью и актуальностью исследований в русле когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Материалом для анализа послужили паремиологические единицы арабского и дагестанского языков (в русском переводе), коранические высказывания, хадисы, религиозные тексты богословов и др.   В работе применен в качестве основного лингвокультурологический (концептуальный) анализ. Поскольку предмет исследования отличается особой сложностью и многоплановостью, в исследовании используется целый ряд междисциплинарных методов и приемов, в том числе герменевтический и частично феноменологический методы при анализе содержания религиозных текстов. Лингвокультурологический анализ религиозного концепта ВЕРА/ИМАН в дагестанском лингвокультурном пространстве выявил ключевые доминанты, вобравшие в себя представления о качествах истинно верующего человека, которые в целом соответствуют общечеловеческим нравственным идеалам. Специфика дагестанского религиозного дискурса заключается в его синкретическом характере, в котором каноны и морально-этические нормы ислама синтезировались с домонотеистическими верованиями.
Язык
Киева З.Х. - Проблемы дифференциации компонентов фразеологической синонимии в ингушском языке c. 78-85

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.12.39472

EDN: MSOCBZ

Аннотация: В данной статье исследуется синонимия фразеологических единиц ингушского языка как один из видов системных отношений. Выбор избранной проблемы продиктован недостаточной изученностью идиом, связанных с синонимическими категориальными отношениями в этой области знания. На основе компонентного анализа единиц синонимического ряда анализируются фразеологизмы, вступающие в отношения синонимии. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в ингушской фразеологии недостаточно изучены именно фразеологические синонимические отношения, не освещены типы фразеологической синонимии по семантическим и стилистическим принципам. Автор подробно рассматривает один из видов системных отношений – синонимии фразеологических единиц ингушского языка, которые не были предметом специального изучения в работах по фразеологии. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что фразеологические синонимы объединяются общим значением и, в то же время, отличаются смысловыми оттенками и образами, принадлежат к одному грамматическому классу, сочетают в себе структурные, семантические, стилистические характеристики в процессе функционирования. Для нас интерес представляет интерпретация синонимических отношений между фразеологическими единицами различного типа в ингушском языке. В статье предпринята попытка определить объем понятия фразеологического синонима в ингушском языке и выявить характерные особенности функционирования идиом в составе синонимического ряда; систематизировать типы фразеологической синонимии по семантическим и стилистическим основаниям; рассмотреть характерные особенности функционирования идиом в составе синонимического ряда.
Поэтика
Костоева А.М. - Жанровая специфика и художественно-стилевые особенности ингушских колыбельных песен c. 86-93

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.12.39490

EDN: MTSDDE

Аннотация: В статье рассматриваются колыбельные песни ингушского народа с целью определения их жанровой специфики и художественно-стилевых особенностей. Автором подробно анализируются тексты песен с точки зрения использования в них изобразительно-выразительных средств – эпитетов, сравнений, метафор и т. п. Особое внимание уделяется значимости данного жанра в воспитании детей. Ингуши издревле с особой заботой и бережностью относились к детям и старикам. Они считались более незащищенными, уязвимыми и слабыми людьми. Задачей взрослых было всячески оберегать их. С самого рождения ребенка, мать проявляет заботу о нем, воспитывает, переживает за его судьбу. Бережное отношение к ребенку, любовь, забота, тревога за будущее, душевное состояние матери, ее духовный мир, мысли, чувства – все очень ярко отражается в колыбельных песнях.    Основные выводы проведенного исследования заключены в том, что нравственное воспитание подрастающего поколения, которое в определенной степени зависит и от колыбельных песен, имеет большую значимость для будущего народа. Главная задача колыбельных песен, главное их назначение – усыпить, успокоить, убаюкать ребенка. Новизна исследования заключается в том, что колыбельные песни представлены как жанр, в котором выражено стремление народа создать нравственно – эстетического идеала человека. Также даётся характеристика колыбельным песням как лирическому жанру фольклора, определить их жанровые особенности и выявить художественно – стилевые средства. Особым вкладом автора в исследование темы является его попытка определить древность происхождения жанра и его значимость в воспитании детей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.