по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 08, 2021
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 29-08-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2021
Фольклор
Шаронова Е.А., Шаронов А.М. - О специфике мировоззрения эрзянских и мокшанских семейно-брачных мифов c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.8.36164

Аннотация: Мифология есть форма сознания первобытнообщинного и раннеклассового общества, воспроизводящая взгляды человека на космос, Бога, общество. Объектом исследования являются эрзянские и мокшанские мифы о семейно-брачных отношениях. Предметом исследования выступает специфика мировоззрения эрзянских и мокшанских мифов, в основе сюжетов которых лежат семейно-брачные отношения. Авторы подробно рассматривают в эрзянских и мокшанских семейно-брачных мифах специфику звучания философских и социологических мотивов, возникших в период формирования патриархальной семьи, когда закладывались её социальные, моральные и юридические нормы существования, анализируют отраженное в мифах своеобразие брачных связей между богами и людьми, что позволяет получить концептуальное представление о типе и характере национальной семьи и о роли семьи в жизни человека. Основные выводы проведенного исследования констатируют, что создание семьи богами и людьми является продолжением творения мира в сфере семейно-бытовой и общественной жизни. Особым вкладом авторов в исследование темы является доказательство, что присутствие в мифе обозначенного аспекта есть выражение наивно-идеалистических и стихийно-материалистических воззрений, обоснование высокого гуманитарного статуса женщины в семейной жизни, обозначение как основополагающих присущих ей по праву рождения героических черт, осмысление в аспекте со-творчества отношений богов и людей в семейно-брачной сфере. Новизна исследования заключается в том, что впервые анализируются особенности мировоззрения семейно-брачных мифов, что вводит эту проблему в научный контекст. В процессе работы использовались культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, историко-типологический, описательный методы.
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Мурзина О.В. - Особенности структуры заголовочного комплекса в молодежных спортивных средствах массовой информации c. 14-21

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.8.36216

Аннотация: В статье рассматривается структура заголовка на новостных интернет-порталах, посвященных событиям в области спорта. Объектом исследования является типичная модель заголовочного комплекса, предметом – специфика стратегии озаглавливания текста в период проведения значимого спортивного события – Олимпийских игр в Токио. В качестве методов исследования используется сплошная выборка заголовков, классификация и интерпретация полученного материала, сравнительный и сопоставительный метод, а также метод анкетирования молодых журналистов – студентов факультета журналистики. Анализируемые информационные порталы, в соответствии с ответами студентов, стали местом прохождения практики для большей части студентов, намеревающихся в дальнейшем реализовать себя в спортивной журналистике.    Новизна проведенного исследования определяется следующими факторами. Выделена наиболее распространенная структура заголовка на спортивных информационных порталах – двухчастный заголовок, состоящий из двух простых предложений. Определены четыре типа взаимоотношений между частями такого заголовка. Выявлена причина доминирования двухчастного заголовочного комплекса: с одной стороны, это объясняется общей эволюцией заголовков в интернет-СМИ от привлекающего внимание заголовка до сугубо информативного, который практически заменяет собою прочтение озаглавленного материала. Непосредственно на анализируемых интернет-порталах это дополняется тенденцией к копированию структуры поста в социальных сетях: фотография и краткое пояснение к ней, по желанию читателя развертываемое в более полный текст. Следует предположить, что именно превалирование в данных СМИ молодых журналистов – студентов, практикантов, стажеров – и ориентация на молодую аудиторию, следящую за спортивными событиями, приводит к повышению концентрации заголовков указанного типа.
Актуальный вопрос
Концевая Н.А. - Влияние пандемии на отношение аудитории к коммуникатору c. 22-34

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.8.36166

Аннотация: PR-кампания нуждается в эффективном коммуникационном процессе между коммуникатором и аудиторией. С развитием социальных сетей и все возрастающей важностью аудитории и ее позитивной обратной связи для продвижения бренда, в качестве коммуникаторов стали привлекаться популярные блогеры-лидеры мнения. Это люди, имеющие авторитет в глазах своих подписчиков, те, кому подписчики доверяют. Блогеры делятся со своими подписчиками не только событиями своей жизни, но и мнением по разным вопросам: от политики до отношения к защите окружающей среды, в том числе они дают рекомендации по покупке тех или иных товаров и услуг. В данной статье мы исследуем, изменилось ли отношение к блогерам-лидерам мнения после возникновения пандемии коронавируса с использованием данных двух закрытых опросов, проведенных автором в 2019 и 2021 года среди аудитории интернет-сайта. Сравнивания результаты опросов автор фиксирует тенденции: падение уровня доверия к популярным блогерам, усиление доверия к врачам и нишевым блогерам. В статье автор предпринимает попытки объяснить данные тенденции, выдвигая гипотезы, связанные с эмоциональной составляющей понятия «доверие», а именно: контент, использующийся популярными блогерами в рамках своей деятельности, в период пандемии мог вызывать отрицательные эмоции у аудитории. Вместе с тем нишевые блогеры лучше чувствовали связь со своей аудиторией и использовали релевантный контент. Что касается укрепления доверия врачам, то автор отмечает возможную связь между этим процессом и возросшим количеством врачей в качестве основных спикеров в материалах СМИ.
Литературоведение
Сеферова Ф. - Место фольклора в системе мировидения и творческой индивидуальности крымскотатарских детских писателей c. 35-47

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.8.36119

Аннотация: Исследование взаимосвязи фольклора и литературы является одним из наиболее актуальных направлений литературоведения. Народнопоэтические символы как генетическая память народа входят в сознание не только как художественный материал, но и как комплекс впечатлений, возбуждающих воображение писателя, рождающих многообразные ассоциации. Предметом исследования послужила проблема творчеcкой активности фольклора в произведениях крымскотатарских детских писателей. Исследование фольклорно-мифологического контекста, установление особенностей трансформации фольклорных мотивов в художественном тексте позволяет проникнуть в творческую лабораторию, определить особенности индивидуально-личностной рефлексии писателя, проследить психологические закономерности процесса творчества, а также эволюцию художественного мышления в целом. Научная новизна публикации объясняется отсутствием на сегодняшний день в отечеcтвенном литературоведении монографических и значительных критических работ по выявлению фольклорно-мифологического контекста, трансформации, функционировании и интерпретации фольклорных элементов в творчестве писателей. Вывод Фольклор, как часть культуры народа, является органической составляющей художественного мира крымскотатарских писателей Э.Амита и Т.Халилова. В романе Э.Амита мы обнаруживаем новое осмысление мифов, притч, легенд. Образцом взаимодействия мифологических воззрений с современным взглядом в романе «Последний шанс» можно считать народную легенду о «счастливых и несчастливых звёздах». Здесь же мы находим такие древние формы фольклора, как проклятье – «каргыш» и благопожелание –«алгыш», а также элементы восходящие к древним табу, к периоду тотемизма. В психологической прозе Т.Халилова важное место занимает символика птиц и растений. Древняя легенда о крылатом коне Дюль-дюле, не теряя своей специфичности, органически сплетается с художественной идеей автора.
Актуальный вопрос
Неренц Д.В. - Новые подходы к созданию журналистского контента в американских СМИ c. 48-57

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.8.36115

Аннотация: Медиаконвергенция и цифровая революция стали причиной важных трансформационных процессов, которым подверглись редакции всех СМИ. Непрерывный поток информации, открытый доступ к зарубежным медиаресурсам способствовал небывалой до этого борьбе за аудиторию. В то же время постоянное развитие новых техник и программного обеспечения заставляет журналистов все чаще обращать внимание на открывающиеся благодаря этому новые возможности и перспективы. Предмет исследования - современные подходы взаимодействия журналистов между собой и со своей аудиторией, а также способы использования технологических возможностей в рамках создания журналистских материалов в американских массмедиа. Новизна научного исследования заключается в попытке исследовать и систематизировать новые подходы к созданию медиаконтента, которые появились в США в первой половине XXI века благодаря информационно-коммуникационным технологиям и глобализации информационного пространства, и которые в России только начинают появляться. Подобное исследование позволит не только подробно раскрыть особенности использования новых техник и методологии в американской журналистике, но и увидеть тенденции развития российской, поскольку опыт зарубежных коллег у нас применяется на протяжении уже не одного десятилетия. В качестве основных выводов исследования стоит выделить смену приоритетов журналистов, когда вместо конкуренции они предпочитают сотрудничество для создания масштабных резонансных проектов. Кроме того, активизация аудитории позволяет журналистам также привлекать своих читателей к созданию медиаконтента, а искусственный интеллект способен значительно сократить временные и финансовые затраты на производство журналистских историй.
Языкознание
Князева Н.В., Куркова Н.В. - Языковая игра в публицистике В. В. Набокова: трансформация значений и особенности словоупотребления c. 58-66

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.8.36123

Аннотация: В свете пристального внимания современной лингвистической науки и целого ряда социальных дисциплин к проблеме личности и языка нерешенный вопрос о характере языковой игры в текстах разной стилистической направленности остается актуальным и полемически острым. Для всестороннего охвата специфики рассматриваемого феномена представляется необходимым исследование языкового материала, который бы отразил специфический характер языковой игры, представляющей органичный синтез жанрово-стилистической принадлежности и творческой неповторимости языковой личности. В связи с чем представляет особый интерес исследование языковой игры в авторской публицистике, в частности публикациях В. В. Набокова. Предметом данного исследования явились различные проявления языковой игры на лексико-семантическом уровне, которая предполагает окказиональное совмещение смысловых планов, изменение узуального значения языковой единицы. В результате исследования установлено, что публицистическое наследие В. В. Набокова отличает нетипичная для данных жанров художественность, которая в наибольшей степени проявляется в выборе лексических средств, их последующем взаимодействии и трансформации. Узуальные языковые единицы приобретают новый план содержания, во многом определяющий функционально-прагматическую направленность публикаций и авторскую позицию, отражающую тенденциозные суггестивные интенции, характерные для авторской публицистики: обличительные, критические и т.п. Изменение узуального плана восприятия достигается различными способами, наиболее типичным является обращение к семантическому инварианту, который в авторском контексте нарушает известные пресуппозиции. Наблюдения показали, что языковая игра, основанная на частичном или полном изменении узуального значения слова, имеет синкретичный характер: как правило, новый метафорический уровень не ограничивается модификацией одной лексемы, а распространяется на всю структуру и компонентный состав предложения.
Семантика
Варуха И.В., Шамсутдинова Ю.Х. - Методы исследования эмотивной лексики c. 67-74

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.8.36278

Аннотация: Статья затрагивает вопрос изучения лексического состава языка, в частности лексических единиц, которые обозначают эмоции. Выбор темы обусловлен определенными трудностями в создании методологии при работе с лексикой, в силу аморфного характера данной языковой составляющей, а также важностью изучения той части лексики, которая является выражением эмоциональной сферы существования человека. Предметом исследования является языковое содержание эмотивных лексических единиц. Эмотивная лексика анализируется при помощи нескольких методов лингвистического анализа, а именно метода семантического поля, метода компонентного анализа, метода переноса значения, метода анализа значимостей, словообразовательного метода и метода внутренней формы. Новизна исследования заключается в том, что применяется комплексный подход к изучению языкового содержания лексических единиц, которые используются для обозначения эмоций. Наряду с этим авторы подробно излагают методологию изучения эмотивной лексики, а также большое внимание уделяется описанию практической составляющей применяемых методов на материале наименований эмоций в английском, русском, немецком и французском языках. Основные выводы проведенного исследования заключаются в необходимости разработки конкретной методологии изучения лексического материала и совокупного применения этих методов для наиболее полного изучения языкового содержания слов, обозначающих эмоции в разных языках.
Дискурс
Романова Н.Г. - Проблема текстопорождения при обучении филологическим основам профессиональной деятельности c. 75-86

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.8.36129

Аннотация: Предмет исследования – проблема текстопорождения при обучении студентов базовым филологическим основам профессиональной деятельности. Практика создания медиатекстов и коммуникационных продуктов предполагает не только набор представлений о медиатрендах, процессе медиатизации и прагмалингвистических характеристиках текстов массмедиа, но и устойчивые филологические знания, конкретные условия и стратегии медиаобразования, способствующие успешному продуцированию необходимого контента. В основе методологической базы работы общенаучный метод сравнительно-сопоставительного анализа и методы филологии – композиционный и семантико-стилистический анализ, позволившие выявить типичные трудности студентов в процессе текстопорождения: непонимание жанровых границ и содержательных ориентиров, проблему выбора нужной модальности текста, недостаточность фактуальной информации по избранной теме, ее неоправданное дублирование.   В статье дана оценка качества и специфики креативных речевых произведений студентов (анонсов, рецензий, текстов интервью), проанализировано их восприятие обучающимися для уточнения проблемного поля текстопорождения и поиска эффективных решений в рамках учебной коммуникации. По результатам исследования обозначены основные и дополнительные условия совершенствования текстопорождающего навыка будущих специалистов сферы массовых коммуникаций, этапы решения проблемы текстопорождения и их содержание. Определяющим при формировании текстопорождающего навыка у студентов стал подход к медиатексту как к многоуровневому сообщению, основные параметры которого определяются предполагаемым каналом передачи, формой восприятия, особенностями создания, категорией авторства и тематической ориентацией.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.