|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Филология: научные исследования"
> Содержание № 04, 2020
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 15-05-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 04, 2020
Килинг Т.В. - К вопросу о циклизации в лирике Г. Р. Державина на примере "календарного" цикла |
|
c. 1-12
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.4.32806
Аннотация: Рассматривается «несобранный» цикл «времен года» Г.Р. Державина, который состоит из посланий «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень». Уточняются существующие в научной литературе основания для рецептивного объединения данных текстов в «несобранный» цикл. Помимо тематики и жанровой принадлежности ключевыми признаками циклизации следует считать точку зрения лирического субъекта. Последовательно рассматриваются особенности образа времен года, давшие наименование рецептивному циклу, и выявляется несоответствие их функционирования канонам, сложившимся в русской поэзии XVIII века. Методология исследования опирается на работы цикловедов М. Н. Дарвина, И. В. Фоменко, Л. Е. Ляпиной, О. В. Мирошниковой. В результате выявлены парные внутренние связи текстов в рамках данного рецептивного цикла, основанные на темах диалогов и образах адресатов. В процессе коммуникации автобиографический лирический субъект осмысляет свои взгляды на природу поэтического дара и формулирует собственные аксиологические установки, заключающиеся в эпикурейском восприятии действительности, умении довольствоваться только самыми важными благами (здоровье, честность), смирении с Божественной волей, принятии нового времени и произошедших жизненных изменений. Новизна исследования заключается в том, что циклизующая тенденция на данном материале до сих пор не становилась предметом специального анализа.
Логинов А.В., Трофимов А.А. - Поэзия Солона в свете сравнительно-исторического языкознания |
|
c. 13-30
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.4.32783
Аннотация: Предметом исследования было наследие индоевропейской поэтики в творчестве древнегреческого поэта эпохи архаики Солона. Объектом исследования стали элегии Солона и фрагменты его гекзаметрических произведений. Авторы рассмотрели такие аспекты темы, как: 1) сохранение в поэзии Солона структур, похожих на экспозиции гимнов в древнегреческой и древнеиндийской традициях, 2) сохранение стилистических фигур, широко представленных в поэзии древних индоевропейских народов, 3) сохранение поэтических выражений и мифологических представлений, которые могут восходить к индоевропейским временам. Для достижения целей исследования авторы статьи использовали методы герменевтики текста, семантического анализа и сравнительно-исторический метод языкознания. Основными выводами исследования являются: 1) в корпусе текстов Солона сохранились фрагменты, очень похожие на экспозиции гимнов в древнегреческой и ведийской традициях, 2) в поэзии Солона встречаются стилистические приёмы, которые могут быть реконструированы на уровень индоевропейской поэтики, 3) у Солона сохранились поэтические выражения и мифологические представления, восходящие к индоевропейским временам.
Телкова В.А. - Идеи всеобщей грамматики в области синтаксиса и их отражение в отечественной учебной литературе нач. XIX века |
|
c. 31-39
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.4.30410
Аннотация: Предметом исследования является анализ идей всеобщей грамматики в области синтаксиса и их отражение в отечественной учебной литературе нач. XIX века. Актуальность данного исследования определяется тем фактом, что в трудах авторов универсальных грамматик содержатся идеи, применяемые сегодня при описании фактов языка в рамках генеративной грамматики. Грамматические взгляды А.С. Никольского, Ф.Ф. Розанова, Л.Г. Якоба, И.Ф. Тимковского, И. Орнатовского неоднократно являлись предметом анализа, однако в свете новейших достижений теории языкознания прежние оценки их работ требуют пересмотра. Методология исследования ориентирована на теории, основанные на принципе историзма в языкознании, позволяющего установить собственные закономерности в изменении исследуемого предмета и четко осознать внутреннюю логику развития науки. С появлением трудов всемирно известного американского лингвиста Н. Хомского, который указал, что в основе его генеративной грамматики лежат основные постулаты всеобщей грамматики, авторы универсальных грамматик снова привлекли к себе внимание. Научная новизна исследования заключается в том, что наша статья в определенной мере дает возможность более объективно оценить вклад А.С. Никольского, Ф.Ф. Розанова, Л.Г. Якоба, И.Ф. Тимковского, И. Орнатовского в развитие грамматической науки, а именно синтаксиса.
Турко У.И. - Метафоризация как способ осмысления действительности |
|
c. 40-47
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.4.30606
Аннотация: Объектом нашего исследования является метафорическая составляющая текста, рассмотрение которой помогает понять глубинные смыслы информационного кода и выявить установки адресанта; предметом исследования – концептуальные метафоры, выступающие как средство категоризации, осмысления окружающего мира, доступа к ментальным процессам и механизмам. Устанавливая ассоциативные связи между явлениями познаваемого мира, метафоры репрезентируют понимание индивидом фрагмента действительности и формируют новое знание о мире. Материалом для анализа послужил текст статьи М. Киселевой «Кому выгодно повышение пенсионного возраста». При описании языкового материала был использован семантико-когнитивный метод анализа, позволяющий через описание семантики языковых единиц исследовать типы ментальных репрезентаций в сознании носителей языка. Научная новизна работы заключается в выявлении и описании типов метафор, языковые средства которых могут быть рассмотрены как метафорические номинации, репрезентирующие концепты «жизнь», «пенсия», «государство», «человек» и др. Материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что в тексте массовой коммуникации в качестве средств речевого воздействия используются зооморфная, фитоморфная, предметная, артефактная и социоморфная метафоры. В метафорических номинациях, представленных концептуальными метафорами, на примере индивидуального сознания носителя языка отражен один из способов категоризации окружающей действительности. Результаты работы могут послужить материалом для лингвокогнитивных исследований концептов.
Пирожкова А.О. - Концепт «одиночество» в романе Янна Мартела «Высокие горы Португалии» |
|
c. 48-59
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.4.30226
Аннотация: Когнитивная лингвистика – активно разрабатываемая отрасль филологии в связи с доказанными связями развития языка и сознания человека. В работе анализируется концепт «одиночество» на примере романа канадского писателя Янна Мартела, создателя книги «Жизнь Пи», автора не менее увлекательного романа «Высокие горы Португалии». Объектом исследования является концепт «одиночество». Предмет исследования – языковая экспликация концепта «одиночество», реализующаяся на лексическом и текстовом уровне в рассматриваемом романе. Делается акцент на характерных чертах романа, подтверждающих, что он относится к литературе постмодернизма. Перечисляются отличительные характеристики концепта по сравнению с понятием, анализируются понятия «фрейм» с многообразием его подтипов и «семантическое поле» как наиболее крупная смысловая парадигма, возникающая по ассоциации с тем или иным явлением. Рассматривается понятие «одиночество» с точки зрения философии, педагогики, психологии. Применены элементы парадигматического анализа слова, дистрибутивный и контекстуальный анализ текста, авторская интерпретация полученных результатов исследования. Новизна исследования заключается в анализе малоисследованного произведения постмодернизма, написанном в 2016 году, с позиции когнитивной лингвистики. . Понятие «концепт» приводится в многообразии его характеристик и подходов, приведены дефиниции, данные учеными различных эпох и школ. Делается вывод о понятийной и эмоционально-оценочной составляющих изучаемого концепта, установлены его лексические и понятийные фреймы в конкретном романе.
|
|