по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 04, 2013
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 1-4.8-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2013
Литературоведение
Кротовская Н.Г. - С.Зонтаг. Натали Саррот и роман (перевод)

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.7477

Аннотация: Анализируя художественные и публицистические произведения Натали Саррот, автор проводит мысль о необходимости прогресса в искусстве. В отличие от других видов и форм искусства - поэзии, музыки, скульптуры и живописи - роман задержался в своем развитии, оставшись на позициях Х1Х века. В качестве примеров рассматриваются романы Пруста, Джойса, Вирджинии Вулф и других писателей, а также представителей французского "нового романа".
С. Зонтаг - Натали Саррот и роман (Перевод Н. Г. Кротовской) c. 304-310

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63724

Аннотация: Анализируя художественные и публицистические произведения Натали Саррот, автор проводит мысль о необходимости прогресса в искусстве. В отличие от других видов и форм искусства - поэзии, музыки, скульптуры и живописи - роман задержался в своем развитии, оставшись на позициях Х1Х века. В качестве примеров рассматриваются романы Пруста, Джойса, Вирджинии Вулф и других писателей, а также представителей французского "нового романа".
Автор и поэзия
Перельштейн Р.М. - Вестничество Зинаиды Миркиной

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.10378

Аннотация: Статья посвящена творчеству уникального российского поэта и переводчика З.А. Миркиной. Автор исследует поэтику, а так же различные ипостаси творчества Миркиной, неизменно связанные с метафизической проблематикой. В поле зрения исследователя попадает эссеистика, проза, публицистика, общественное служение З.А. Миркиной. Однако основной акцент делается на поэтическом слове духовного поэта, которое приумножает как достояние широко трактуемой религиозной культуры, так и культуры светской, тяготеющей к обнаружению сакрального плана бытия. Изучая поэтическое наследие Миркиной, выходящее за границы традиционного понимания литературного творчества, мы прибегли к синтезу таких методов как «импрессионистская критика» и литературоведческий, философский, богословский анализ. Нами предпринята попытка целостного анализа творчества Миркиной на материале довольно обширного корпуса поэтических и прозаических текстов автора. Философская эссеистика Г.С. Померанца, супруга и единомышленника З.А. Миркиной, была пронизана токами ее поэзии и мирочувствия. Опираясь на оставленное Померанцем наследие, мы углубляем русло импонирующей им обоим духовной традиции. З.А. Миркина относится к разряду тех духовных поэтов, которых Д.Л. Андреев назвал «вестниками», то есть глашатаями горнего мира, каким он предстает не только в христианской традиции, но и в мистической парадигме реальности всех великих религий мира.
Перельштейн Р.М. - Вестничество Зинаиды Миркиной c. 311-323

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63725

Аннотация: Статья посвящена творчеству уникального российского поэта и переводчика З.А. Миркиной. Автор исследует поэтику, а так же различные ипостаси творчества Миркиной, неизменно связанные с метафизической проблематикой. В поле зрения исследователя попадает эссеистика, проза, публицистика, общественное служение З.А. Миркиной. Однако основной акцент делается на поэтическом слове духовного поэта, которое приумножает как достояние широко трактуемой религиозной культуры, так и культуры светской, тяготеющей к обнаружению сакрального плана бытия. Изучая поэтическое наследие Миркиной, выходящее за границы традиционного понимания литературного творчества, мы прибегли к синтезу таких методов как «импрессионистская критика» и литературоведческий, философский, богословский анализ. Нами предпринята попытка целостного анализа творчества Миркиной на материале довольно обширного корпуса поэтических и прозаических текстов автора. Философская эссеистика Г.С. Померанца, супруга и единомышленника З.А. Миркиной, была пронизана токами ее поэзии и мирочувствия. Опираясь на оставленное Померанцем наследие, мы углубляем русло импонирующей им обоим духовной традиции. З.А. Миркина относится к разряду тех духовных поэтов, которых Д.Л. Андреев назвал «вестниками», то есть глашатаями горнего мира, каким он предстает не только в христианской традиции, но и в мистической парадигме реальности всех великих религий мира.
Автор и его позиция
Прохоров М.М. - Социальность мышления и ее негация

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.10086

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает социальность мышления, ее связь с бытийностью универсума, соразмерным которому является человек как универсальное существо в сравнении с животными обитателями той или иной природной ниши. Раскрыт смысл отрицания социальности мышления. При этом автор опирается на методологию единства исторического и логического. Вот почему автор обращается не только к современному обстоянию дел в обществе, но и к истории проблемы на примере мировоззренческой метаморфозы Н.В. Гоголя. Это позволило раскрыть сквозные, скрытые проблемы, характерные для истории и современности. В ходе исследования эксплицирована альтернативность религиозной позиции с признанием и принятием положения о социальном характере мышления, укорененного в самом бытии и его развитии как способе существования бытия и общества. Новым является не только фиксация наличия такой альтернативы в современности, но и ее обнаружение в мировоззренческой эволюции Н.В. Гоголя.
Прохоров М.М. - Социальность мышления и ее негация c. 324-334

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63726

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает социальность мышления, ее связь с бытийностью универсума, соразмерным которому является человек как универсальное существо в сравнении с животными обитателями той или иной природной ниши. Раскрыт смысл отрицания социальности мышления. При этом автор опирается на методологию единства исторического и логического. Вот почему автор обращается не только к современному обстоянию дел в обществе, но и к истории проблемы на примере мировоззренческой метаморфозы Н.В. Гоголя. Это позволило раскрыть сквозные, скрытые проблемы, характерные для истории и современности. В ходе исследования эксплицирована альтернативность религиозной позиции с признанием и принятием положения о социальном характере мышления, укорененного в самом бытии и его развитии как способе существования бытия и общества. Новым является не только фиксация наличия такой альтернативы в современности, но и ее обнаружение в мировоззренческой эволюции Н.В. Гоголя.
Вечные образы
Гуревич П.С. - Первообразы культуры

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.10480

Аннотация: Автор анализирует феномен культуры через сокровищницу образов, накопленных человечеством. Он показывает, что традиционное рассмотрение культуры связано с теми ее феноменами, которые имеют рациональное происхождение и являются продуктом сознательной деятельности людей. Однако огромный пласт культуры вообще не имеет прямого отношения к рационалистической традиции. Многие процессы культуры складываются в результате коллективной бессознательной деятельности людей. Обычно эти явления анонимны, не имеют адреса, но тем не менее существуют в пространстве культуры. Здесь можно назвать мифы, устное народное творчество, традиции. Еще один аспект культурфилософии – вечное возвращение образов, которые можно назвать архетипными. Эти первообразы обнаруживаются в разные эпохи. Поэтому автор использует метод исторического анализа культурных процессов, но прибегает также и к феноменологической экспертизе. Новизна подхода состоит в том, что в статье исследуются бессознательные ресурсы культуры, а также отмечаются те первообразы, которые носят характер вечного возвращения и поэтому присутствуют во многих культурах. Показано, что первобытная мудрость содержала в себе все религии и все науки. Культура творится не по аналитическому расчету, не в результате орудийной хитрости человека. Она есть органопроекция человеческой души, человеческого жара. Это многое объясняет в метафизике культуры.
Гуревич П.С. - Первообразы культуры c. 335-343

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63727

Аннотация: Автор анализирует феномен культуры через сокровищницу образов, накопленных человечеством. Он показывает, что традиционное рассмотрение культуры связано с теми ее феноменами, которые имеют рациональное происхождение и являются продуктом сознательной деятельности людей. Однако огромный пласт культуры вообще не имеет прямого отношения к рационалистической традиции. Многие процессы культуры складываются в результате коллективной бессознательной деятельности людей. Обычно эти явления анонимны, не имеют адреса, но тем не менее существуют в пространстве культуры. Здесь можно назвать мифы, устное народное творчество, традиции. Еще один аспект культурфилософии – вечное возвращение образов, которые можно назвать архетипными. Эти первообразы обнаруживаются в разные эпохи. Поэтому автор использует метод исторического анализа культурных процессов, но прибегает также и к феноменологической экспертизе. Новизна подхода состоит в том, что в статье исследуются бессознательные ресурсы культуры, а также отмечаются те первообразы, которые носят характер вечного возвращения и поэтому присутствуют во многих культурах. Показано, что первобытная мудрость содержала в себе все религии и все науки. Культура творится не по аналитическому расчету, не в результате орудийной хитрости человека. Она есть органопроекция человеческой души, человеческого жара. Это многое объясняет в метафизике культуры.
Воображение и его плоды
Асоян А.А. - Александр Веселовский, Данте и современность

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.10426

Аннотация: Автор рассматривает дантологические воззрения А.Н. Веселовского, их методологическое значение для современной науки – литературоведения и культурологии, их влияния на современные дантологические концепции, предвосхищение в его работах «нового историзма». Асоян анализирует содержание трудов Веселовского, в частности, обстоятельной статьи «Данте и католическая философия его времени», статью рецензию на работу Г. Флото «Dante Alighieri, sein Leben und seine Werke» и комментирует тезис русского ученого: «История литературы есть именно история культуры». Дантологические труды Веселовского и его исследования итальянского Ренессанса рассматриваются в ракурсе проблем современного зарубежного и отечественного дантоведения. В результате автор приходит к выводу, что в своих трудах А.Н. Веселовский предвосхищает «поэтику культуры» в настоящей гуманитарной науке и многие открытия исследователей Данте нашего времени. Перечитывая статьи Веселовского о Данте, обнаруживаешь в них идеи, которые в иной стилистической форме, на ином уровне обобщения и с иной глубиной проникновения в текст определяют пульсацию мысли современных дантологических концепций.
Асоян А.А. - Александр Веселовский, Данте и современность c. 344-358

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63728

Аннотация: Автор рассматривает дантологические воззрения А.Н. Веселовского, их методологическое значение для современной науки – литературоведения и культурологии, их влияния на современные дантологические концепции, предвосхищение в его работах «нового историзма». Асоян анализирует содержание трудов Веселовского, в частности, обстоятельной статьи «Данте и католическая философия его времени», статью рецензию на работу Г. Флото «Dante Alighieri, sein Leben und seine Werke» и комментирует тезис русского ученого: «История литературы есть именно история культуры». Дантологические труды Веселовского и его исследования итальянского Ренессанса рассматриваются в ракурсе проблем современного зарубежного и отечественного дантоведения. В результате автор приходит к выводу, что в своих трудах А.Н. Веселовский предвосхищает «поэтику культуры» в настоящей гуманитарной науке и многие открытия исследователей Данте нашего времени. Перечитывая статьи Веселовского о Данте, обнаруживаешь в них идеи, которые в иной стилистической форме, на ином уровне обобщения и с иной глубиной проникновения в текст определяют пульсацию мысли современных дантологических концепций.
Язык
Руднева Е.Г. - Засилье новых слов

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.10559

Аннотация: Предмет статьи – судьба русского языка в наши дни. Бывают эпохи, когда люди говорят на языке, который сохраняет свои традиционные особенности – лексику, грамматику, синтаксис. Но в иные времена язык подвергается значительному преображению. В его словарном запасе оказываются слова, которые пришли из другой языковой среды. Нередко начинается и словотворчество, вызванное социальными событиями. Появились летательные аппараты, возникло и слово «самолет», которое стало признанным и обиходным. Сегодня в русском языке засилье иностранной лексики. Английские слова употребляются без надобности. Иногда это создает комический эффект. Автор статьи размышляет о проблемах коммуникации и понимания. Он ратует за возрождение устного слова и риторической техники. В статье использован метод лингвистического анализа, а также компаративистский подход к новым явлениям в языке. На вооружение взят и герменевтический метод, позволяющий проникнуть в процесс словотворчества. Тема статьи не новая. За последние годы к ней обращаются многие исследователи, педагоги, психологи. В то же время быстрая смена окружающей среды обязывает к тому, чтобы эта тема не ушла в забвение. Новизна подхода в данной статье – попытка подойти к проблеме не только лингвистически, но также в аспекте коммуникативных технологий. Можно ли добиться эффективности в общении, если язык засорен, перегружен, утратил свою первозданность, стал вычурным, лишенным коммуникативного потенциала.
Руднева Е.Г. - Засилье новых слов c. 359-366

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63729

Аннотация: Предмет статьи – судьба русского языка в наши дни. Бывают эпохи, когда люди говорят на языке, который сохраняет свои традиционные особенности – лексику, грамматику, синтаксис. Но в иные времена язык подвергается значительному преображению. В его словарном запасе оказываются слова, которые пришли из другой языковой среды. Нередко начинается и словотворчество, вызванное социальными событиями. Появились летательные аппараты, возникло и слово «самолет», которое стало признанным и обиходным. Сегодня в русском языке засилье иностранной лексики. Английские слова употребляются без надобности. Иногда это создает комический эффект. Автор статьи размышляет о проблемах коммуникации и понимания. Он ратует за возрождение устного слова и риторической техники. В статье использован метод лингвистического анализа, а также компаративистский подход к новым явлениям в языке. На вооружение взят и герменевтический метод, позволяющий проникнуть в процесс словотворчества. Тема статьи не новая. За последние годы к ней обращаются многие исследователи, педагоги, психологи. В то же время быстрая смена окружающей среды обязывает к тому, чтобы эта тема не ушла в забвение. Новизна подхода в данной статье – попытка подойти к проблеме не только лингвистически, но также в аспекте коммуникативных технологий. Можно ли добиться эффективности в общении, если язык засорен, перегружен, утратил свою первозданность, стал вычурным, лишенным коммуникативного потенциала.
Историзм
Елисеева Н.В. - Странники войны

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.9848

Аннотация: Статья - отзыв на книгу Натальи Александровны Громовой «Странники войны: воспоминания детей писателей. 1941-1944», изданной в 2012 г. Это сборник воспоминаний детей советских писателей, живших в эвакуации в Чистополе, в интернате Литфонда. В первой части книги приведен рассказ о судьбах трёх погибших юношей: сына Марины Цветаевой – Георгия Эфрона, Всеволода Багрицкого и Никиты Шкловского. Вторая часть посвящена подробным воспоминаниям военного детства и быта довоенной жизни, описаны взаимоотношения писательских семей в эвакуации, работа местного радио, школьные будни и игры детей, характеры Тимура Гайдара, Станислава Нейгауза, Алексея Суркова. Переданы впечатления о педагогах интерната, которыми были Борис Пастернак, Фаина Коган, Анна Стонова, Николай Сычев, Флора Лейтес, Елизавета Лойтер, Ангелина Степанова. Борис Пастернак читал детям свои переводы "Ромео и Джульетты" Шекспира. В Чистополе прошло первое исполнение «Василия Тёркина» Твардовского, описывается рождение «Землянки» Алексея Суркова.
Елисеева Н.В. - Странники войны c. 367-375

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63730

Аннотация: Статья - отзыв на книгу Натальи Александровны Громовой «Странники войны: воспоминания детей писателей. 1941-1944», изданной в 2012 г. Это сборник воспоминаний детей советских писателей, живших в эвакуации в Чистополе, в интернате Литфонда. В первой части книги приведен рассказ о судьбах трёх погибших юношей: сына Марины Цветаевой – Георгия Эфрона, Всеволода Багрицкого и Никиты Шкловского. Вторая часть посвящена подробным воспоминаниям военного детства и быта довоенной жизни, описаны взаимоотношения писательских семей в эвакуации, работа местного радио, школьные будни и игры детей, характеры Тимура Гайдара, Станислава Нейгауза, Алексея Суркова. Переданы впечатления о педагогах интерната, которыми были Борис Пастернак, Фаина Коган, Анна Стонова, Николай Сычев, Флора Лейтес, Елизавета Лойтер, Ангелина Степанова. Борис Пастернак читал детям свои переводы "Ромео и Джульетты" Шекспира. В Чистополе прошло первое исполнение «Василия Тёркина» Твардовского, описывается рождение «Землянки» Алексея Суркова.
Из архива
Болотова Е.А. - Формирование жанра документальной драмы в отечественном радиотеатре (1928-1932 гг.)

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.10389

Аннотация: Автор обращается к истории отечественного радиотеатра, к первым опытам создания оригинальных радиопьес, основанных на документальном материале. В статье исследуются отечественные документальные радиодрамы, созданные в 1928-32 гг. Особое внимание уделено жанрово-тематическим особенностям документальных радиоспектаклей, реализованных в условиях прямого эфира. Речь идет прежде всего об обращении к актуальным проблемам, о включении документальных текстов в структуру радиопьесы. При этом автор рассматривает эволюцию радиотеатра в общем контексте культурного развития страны, в частности, в контексте изменений, происходивших в драматическом театре в указанный период. В статье использован исторический метод, в частности, исследуется начальный период в истории документального радиотеатра. Также в работе присутствует анализ оригинальных драматических произведений, созданных для радиотеатра и основанных на актуальном документальном материале. Автор обобщает результаты исследования, выявляя специфические особенности первых документальных радиодрам. Документальная драма в эфире родилась в результате первых шагов в постижении особенностей радиоискусства. Именно изучение специфики радио привело к созданию программ, наиболее полно отражающих ее, объединяющих преимущества документальных и художественных жанров. Документальные радиодрамы 1928-32 гг. представляют собой драматические произведения, написанные с учетом особенностей восприятия на слух, в частности, в текстах используется прием монтажного соединения разнофактурных документальных материалов.
Болотова Е.А. - Формирование жанра документальной драмы в отечественном радиотеатре (1928-1932 гг.) c. 376-382

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63731

Аннотация: Автор обращается к истории отечественного радиотеатра, к первым опытам создания оригинальных радиопьес, основанных на документальном материале. В статье исследуются отечественные документальные радиодрамы, созданные в 1928-32 гг. Особое внимание уделено жанрово-тематическим особенностям документальных радиоспектаклей, реализованных в условиях прямого эфира. Речь идет прежде всего об обращении к актуальным проблемам, о включении документальных текстов в структуру радиопьесы. При этом автор рассматривает эволюцию радиотеатра в общем контексте культурного развития страны, в частности, в контексте изменений, происходивших в драматическом театре в указанный период. В статье использован исторический метод, в частности, исследуется начальный период в истории документального радиотеатра. Также в работе присутствует анализ оригинальных драматических произведений, созданных для радиотеатра и основанных на актуальном документальном материале. Автор обобщает результаты исследования, выявляя специфические особенности первых документальных радиодрам. Документальная драма в эфире родилась в результате первых шагов в постижении особенностей радиоискусства. Именно изучение специфики радио привело к созданию программ, наиболее полно отражающих ее, объединяющих преимущества документальных и художественных жанров. Документальные радиодрамы 1928-32 гг. представляют собой драматические произведения, написанные с учетом особенностей восприятия на слух, в частности, в текстах используется прием монтажного соединения разнофактурных документальных материалов.
Пародия
П.С. Гуревич - Отклики на стихотворения: А. Винничук «Я в доме живу и воюю…» О. Аникина «Звуки ночные в панельных домах…» c. 383-383

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63739

Аннотация:
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.