Философия и культура - рубрика Информация и идеи
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Информация и идеи"
Информация и идеи
Попова М.В., Савченко В.В. - К осмыслению феномена «информационная культура»
Аннотация: В статье предпринята попытка проанализировать феномен «информационная культура». Дана характеристика различным подходам к определению сущности универсалий – «информация» и «культура» представлена авторская интерпретация сущности и содержания данного феномена. Обосновывается эффективность использования междисциплинарного подхода при исследовании проблем формирования информационной культуры личности.
Урсул А.Д. - Информация и культура
Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь информации и культуры, причем особое внимание уделяется информационному аспекту культуры как внегенетическому информационному процессу, характеризующему социальную ступень эволюции. Отмечается, что понятие цивилизации «тяготеет» к материально-вещественной, экономической и технико-технологической трактовке, представляя в тоже время целостную социальную ступень эволюции, то понятие культуры – к ее духовно-информационной составляющей, выражающей глубинную сущность цивилизационного процесса. Обсуждается информационный критерий развития в природе и обществе и его применение к эволюционным процессам в сфере культуры. Автор также останавливается на проблеме поиска единиц культурной информации, в частности, мемов и высказывает свое мнение по поводу этих исследований.
И.А. Бескова - Точные средства анализа естественного интеллекта c. 0-0
Аннотация: В настоящее время информационная и компьютерная метафоры являются, пожалуй, наиболее широко используемыми в анализе естественного интеллекта. В основе их применения в качестве моделей функционирования мозга и даже разума в целом лежит представление о том, что мозг, так же как и компьютер, перерабатывает информацию на основании схожих правил. Поэтому можно рассматривать такие модели как верно отображающие природу анализируемого с их помощью феномена — разума, сознания — в целом. И тогда получается, что последние имеют информационную природу. Насколько правомерен такой вывод? Какие важные моменты, определяющие природу естественного интеллекта, мы упускаем, когда распространяем теоретико-информационную, компьютерную метафору на понимание феномена сознания в целом? Можно ли предложить какие-то другие средства, использование которых позволит расширить наше видение природы человеческого разума, сделать его более адекватным?
М.В. Попова, В.В. Савченко - К осмыслению феномена «информационная культура» c. 25-37
Аннотация: В статье предпринята попытка проанализировать феномен «информационная культура». Дана характеристика различным подходам к определению сущности универсалий – «информация» и «культура» представлена авторская интерпретация сущности и содержания данного феномена. Обосновывается эффективность использования междисциплинарного подхода при исследовании проблем формирования информационной культуры личности.
Джиган М.В. - Перспективы и актуальность перехода от информационной экономики к экономике знаний c. 97-104

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.2.21884

Аннотация: В данной статье речь идет об опасностях, связанных с переходом от информационного общества к «обществу знаний». Автором проводится сравнительный анализ понятий «информационное общество» и «общество знаний», а также рассматриваются проблемы, которые связаны с их экономическим и техническим развитием. Кроме того, здесь также вводится понятия «экономики знаний», выделены основные стадии её развития, «опасного знания», благодаря которому общество знания может перейти к обществу риска, и «экономики информации». Первоначально автор сравнивает понятия «информационного общества» и «общества знания», а затем выявляет их сходства и различия. В статье делается вывод, что за последние десятилетия значительно увеличилось многообразие и усилился рост информационных рисков, источниками которых являются общество, природа и человек, что может привести к переходу от «общества знаний» к обществу рисков. Также можно прийти к выводу, что за счёт реализации совокупности системных мер науки и образования благодаря поддержке государства в мировой экономике знаний Россия может занять достойное место.
Баева Л.В. - Этика информационного мира: проблемы становления и развития

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.17665

Аннотация: Современное общество, в котором значительная часть коммуникации переместилась в киберпространство, регулирует особый тип этики, который называют информационной, компьютерной, этикой информационного общества, призванной обеспечивать права и свободы граждан не только в реальной, но и в виртуальной сфере деятельности. В тоже время этические кодексы информационного общества, как и само информационное общество, еще находятся в состоянии становления, виртуальное взаимодействие осуществляется во многом вне общепринятой этики или имеет свою специфику и правила. Эти проблемы составляют предмет исследования особого раздела информационной этики, который направлен на анализ моральных аспектов развития информационных технологий, этических принципов и норм виртуальной коммуникации, нравственных вопросов, связанных с медийным сообществом. Объектом исследования является характеристика проблем информационной этики, ее статуса, а также обзор этических кодексов, призванных регулировать информационное общество, принятых на международном уровне. Развитие информационной этики рассматривается с соотнесением феноменами электронной культуры и процессом виртуализации образа жизни современного человека. Методология исследования основана на концепции информационного общества, этико-аксиологическом подходе к его феноменам. В статье предложено авторское понятие «информационной этики» и представлен анализ ее предмета изучения и специфики. Выявлены субъективные и объективные факторы формирования информационной этики, обоснован ее особый статус и место в системе научного-философского знания. Особое внимание уделено роли ООН и ЮНЕСКО в развитии этических кодексов и Деклараций информационного общества, систематизированы основные тенденции развития международной деятельности в этой сфере.
Баева Л.В. - Этика информационного мира: проблемы становления и развития c. 514-522

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.67803

Аннотация: Современное общество, в котором значительная часть коммуникации переместилась в киберпространство, регулирует особый тип этики, который называют информационной, компьютерной, этикой информационного общества, призванной обеспечивать права и свободы граждан не только в реальной, но и в виртуальной сфере деятельности. В тоже время этические кодексы информационного общества, как и само информационное общество, еще находятся в состоянии становления, виртуальное взаимодействие осуществляется во многом вне общепринятой этики или имеет свою специфику и правила. Эти проблемы составляют предмет исследования особого раздела информационной этики, который направлен на анализ моральных аспектов развития информационных технологий, этических принципов и норм виртуальной коммуникации, нравственных вопросов, связанных с медийным сообществом. Объектом исследования является характеристика проблем информационной этики, ее статуса, а также обзор этических кодексов, призванных регулировать информационное общество, принятых на международном уровне. Развитие информационной этики рассматривается с соотнесением феноменами электронной культуры и процессом виртуализации образа жизни современного человека. Методология исследования основана на концепции информационного общества, этико-аксиологическом подходе к его феноменам. В статье предложено авторское понятие «информационной этики» и представлен анализ ее предмета изучения и специфики. Выявлены субъективные и объективные факторы формирования информационной этики, обоснован ее особый статус и место в системе научного-философского знания. Особое внимание уделено роли ООН и ЮНЕСКО в развитии этических кодексов и Деклараций информационного общества, систематизированы основные тенденции развития международной деятельности в этой сфере.
Баева Л.В. - Феномены электронной культуры как гетеротопные пространства

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.15928

Аннотация: Объектом исследования является феномен электронной культуры, имеющей проявление как в создании виртуальных аналогов реальной, живой культуры, так и в порождении новых, собственно информационных феноменов, связанных с применением информационных технологий (Интернет, электронных библиотек, виртуальных музеев, дистанционных систем обучения, социальных сетей, компьютерных игр и др.) Их изучение актуализируется по мере того, как возрастает их роль в жизни человека и общества, вытесняя прежние формы социализации, коммуникации, образования и рекреации. В качестве метода исследования применяется идея М. Фуко о гетеротопных пространствах и предложенная им система принципов гетеротопий, позволяющая исследовать сложные по структуре, «другие» объекты реальности как культурные феномены различных эпох. Применение данного метода позволяет увидеть продукты электронной культуры как выполняющие особые функции для человека и культуры, раскрыть их инаковость, многослойность, гипертекстуальность. Изучены темпоральные, онтологические, антропологические аспекты гетеротопий информационной эпохи, показаны их особенности по сравнению с классическими. Исследование призвано способствовать понимаю сущности электронной культуры и ее феноменов, а также развитию теории гетеротопии в условиях современного философского дискурса.
Баева Л.В. - Феномены электронной культуры как гетеротопные пространства c. 1618-1625

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67221

Аннотация: Объектом исследования является феномен электронной культуры, имеющей проявление как в создании виртуальных аналогов реальной, живой культуры, так и в порождении новых, собственно информационных феноменов, связанных с применением информационных технологий (Интернет, электронных библиотек, виртуальных музеев, дистанционных систем обучения, социальных сетей, компьютерных игр и др.) Их изучение актуализируется по мере того, как возрастает их роль в жизни человека и общества, вытесняя прежние формы социализации, коммуникации, образования и рекреации. В качестве метода исследования применяется идея М. Фуко о гетеротопных пространствах и предложенная им система принципов гетеротопий, позволяющая исследовать сложные по структуре, «другие» объекты реальности как культурные феномены различных эпох. Применение данного метода позволяет увидеть продукты электронной культуры как выполняющие особые функции для человека и культуры, раскрыть их инаковость, многослойность, гипертекстуальность. Изучены темпоральные, онтологические, антропологические аспекты гетеротопий информационной эпохи, показаны их особенности по сравнению с классическими. Исследование призвано способствовать понимаю сущности электронной культуры и ее феноменов, а также развитию теории гетеротопии в условиях современного философского дискурса.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.