Философия и культура - рубрика Благоговение перед жизнью
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Благоговение перед жизнью"
Благоговение перед жизнью
Д.Л. Родзинский - Мойра c. 0-0
Аннотация:
Зубков С.А. - Религия природы для техногенной цивилизации c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.4.29656

Аннотация: Объект исследования: экофильные и экофобные тенденции в общественном сознании. Предмет исследования: концепция религиозной экофильности. Благодаря экофильному отношению к природе человек способен минимизировать экологический ущерб. С другой стороны, конструирование человека в рамках трансгуманизма в современном обществе, совмещённое с технократизмом, гедонизмом и экофобностью, не позволяет улучшить качество жизни. Актуальность исследования имеет три измерения. Теоретический аспект заключается в недостаточной проработке философии экологии, экофильного и экофобного индикаторов развития цивилизации и религии как экологического мировоззрения. Практический аспект связан с необходимостью обеспечения благоприятной среды обитания в России. Цивилизационная значимость работы касается глобальной устойчивости развития человечества и необходимостью позиционирования природы как объекта особой заботы и почитания. Автор опирается на общенаучные методы теоретического уровня: генетический, сравнительный, системный, факторный анализ. Сделан обзор литературы в области исследования. Основные выводы. Отношение религиозной проблематики к окружающей среде и жизни можно выразить в определенных индикаторах, подтверждающих экофильность религии. Религии, в которых изложены экофильные взгляды, обладают своими характеристиками и актуализируются для решения проблем экологии. Исследовано взаимодействие экофильной и экофобной стратегий человека и общества в контексте религиозного сознания. Религия рассматривается как сдерживающий фактор в отношениях человека и окружающей среды. Критически проанализированы трансгуманизм и технократизм как стратегии развития цивилизации. Творческое использование экофильных традиций в ноосферном диалоге выступает ресурсом выхода на новые цивилизационные пути развития.
Битинайте Е.А. - Идея внутреннего достоинства человека как философская основа сатьяграхи М. К. Ганди

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.11151

Аннотация: Автор рассматривает социально-философские взгляды М. К. Ганди через призму современной трактовки понятия «внутреннее достоинство человека». В статье уточняются антропологические взгляды индийского философа и его представления об индивидуальном развитии. Борьба Ганди за права лиц, имевших в традиционном индийском обществе низкий социальный статус, представлена как практическое выражение признания их достоинства со стороны мыслителя. Автор рассматривает сатьяграху как взаимно соотнесенное нравственное развитие двух вовлеченных в нее субъектов: сатьяграха (человека, практикующего сатьяграху) и его оппонента через практическое воплощение комплекса идей, связанных с понятием человеческого достоинства. На основании категориального анализа уточняется содержание ключевых понятий философии Ганди (достоинство человека, развитие, свобода, самоограничение, стойкость в страдании, чувство стыда, диалог) и исследуются связи между ними. Анализируя сатьяграху с помощью современных представлений о внутреннем достоинстве человека, сложившихся в западной мысли, автор предлагает рассматривать различные компоненты философии Ганди как подчиненные идее развития. В статье впервые в отечественной науке исследован механизм передачи импульса развития от сатьяграха к его оппоненту в результате их взаимодействия в ходе кампании сатьяграхи. Осознание и взращивание собственного достоинства, сопряженное с уважительным отношением к достоинству Другого, которое практикует сатьяграх, рассматривается как условие аналогичных изменений во внутренней жизни его оппонента и трансформации изначально конфликтной ситуации в диалог.
Битинайте Е.А. - Идея внутреннего достоинства человека как философская основа сатьяграхи М. К. Ганди c. 732-738

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.66522

Аннотация: Автор рассматривает социально-философские взгляды М. К. Ганди через призму современной трактовки понятия «внутреннее достоинство человека». В статье уточняются антропологические взгляды индийского философа и его представления об индивидуальном развитии. Борьба Ганди за права лиц, имевших в традиционном индийском обществе низкий социальный статус, представлена как практическое выражение признания их достоинства со стороны мыслителя. Автор рассматривает сатьяграху как взаимно соотнесенное нравственное развитие двух вовлеченных в нее субъектов: сатьяграха (человека, практикующего сатьяграху) и его оппонента через практическое воплощение комплекса идей, связанных с понятием человеческого достоинства. На основании категориального анализа уточняется содержание ключевых понятий философии Ганди (достоинство человека, развитие, свобода, самоограничение, стойкость в страдании, чувство стыда, диалог) и исследуются связи между ними. Анализируя сатьяграху с помощью современных представлений о внутреннем достоинстве человека, сложившихся в западной мысли, автор предлагает рассматривать различные компоненты философии Ганди как подчиненные идее развития. В статье впервые в отечественной науке исследован механизм передачи импульса развития от сатьяграха к его оппоненту в результате их взаимодействия в ходе кампании сатьяграхи. Осознание и взращивание собственного достоинства, сопряженное с уважительным отношением к достоинству Другого, которое практикует сатьяграх, рассматривается как условие аналогичных изменений во внутренней жизни его оппонента и трансформации изначально конфликтной ситуации в диалог.
Черновицкая Ю.В. - Причины человеческой агрессивности – биологические или социальные предпосылки?

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.7.16230

Аннотация: Автор обращает внимание на одну из наиболее серьезных проблем, перед которой оказалось человечество - проблему насилия, при этом отмечается, что вопросы природы, причин, контроля и предотвращения человеческой агрессии стали предметом систематического научного исследования лишь недавно. В статье методом сравнительного анализа рассматриваются три самых значимых теории возникновения человеческой агрессивности. Агрессия как инстинктивное поведение рассматривается с позиций психоаналитического (З.Фрейд и др.) и эволюционного подходов. Последний включает в себя этологический подход (К.Лоренц, Н.Тинберген и др.), охотничью гипотезу (Р.Ардри, Д.Моррис и др.), социобиологический подход (Э.Уилсон, Р.Триверс и др.). Эти подходы склоняются к тому, что агрессия имеет биологическую, инстинктивную основу, т.е. агрессивность – это врожденный инстинкт. Другая теория (теория побуждения) объясняет агрессию переживанием фрустрации (Дж.Доллард, Н.Миллер Л.Берковиц и др.). В теориях, утверждающих приоритет воздействия социального на естественное (теории социального научения (А.Бандура и др.) и социального влияния (Дж.Тедещи и др.)), доказывается, что именно общественная среда поощряет, способствует, потворствует агрессии. Критикуя теории человеческой агрессивности, автор приходит к выводу, что рост моральной ответственности за последствия своих действий не принес человечеству гарантий против самоуничтожения, моральные ограничения, регулятивы глобальной этики сильно отстают от технологического прогресса. Требуется качественно новая методология.
Черновицкая Ю.В. - Причины человеческой агрессивности – биологические или социальные предпосылки? c. 1037-1044

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.7.68065

Аннотация: Автор обращает внимание на одну из наиболее серьезных проблем, перед которой оказалось человечество - проблему насилия, при этом отмечается, что вопросы природы, причин, контроля и предотвращения человеческой агрессии стали предметом систематического научного исследования лишь недавно. В статье методом сравнительного анализа рассматриваются три самых значимых теории возникновения человеческой агрессивности. Агрессия как инстинктивное поведение рассматривается с позиций психоаналитического (З.Фрейд и др.) и эволюционного подходов. Последний включает в себя этологический подход (К.Лоренц, Н.Тинберген и др.), охотничью гипотезу (Р.Ардри, Д.Моррис и др.), социобиологический подход (Э.Уилсон, Р.Триверс и др.). Эти подходы склоняются к тому, что агрессия имеет биологическую, инстинктивную основу, т.е. агрессивность – это врожденный инстинкт. Другая теория (теория побуждения) объясняет агрессию переживанием фрустрации (Дж.Доллард, Н.Миллер Л.Берковиц и др.). В теориях, утверждающих приоритет воздействия социального на естественное (теории социального научения (А.Бандура и др.) и социального влияния (Дж.Тедещи и др.)), доказывается, что именно общественная среда поощряет, способствует, потворствует агрессии. Критикуя теории человеческой агрессивности, автор приходит к выводу, что рост моральной ответственности за последствия своих действий не принес человечеству гарантий против самоуничтожения, моральные ограничения, регулятивы глобальной этики сильно отстают от технологического прогресса. Требуется качественно новая методология.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.