Статья 'Идея внутреннего достоинства человека как философская основа сатьяграхи М. К. Ганди' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Идея внутреннего достоинства человека как философская основа сатьяграхи М. К. Ганди

Битинайте Елена Алексеевна

независимый исследователь

350067, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Душистая, 73

Bitinayte Elena Alekseevna

post-graduate student of the Department of Theory and Practice of Social Work at Penza State University

350067, Russia, Krasnodarskii krai, g. Krasnodar, ul. Dushistaya, 73, kv. 57

bihelenite@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.5.11151

Дата направления статьи в редакцию:

10-05-2015


Дата публикации:

19-06-2015


Аннотация: Автор рассматривает социально-философские взгляды М. К. Ганди через призму современной трактовки понятия «внутреннее достоинство человека». В статье уточняются антропологические взгляды индийского философа и его представления об индивидуальном развитии. Борьба Ганди за права лиц, имевших в традиционном индийском обществе низкий социальный статус, представлена как практическое выражение признания их достоинства со стороны мыслителя. Автор рассматривает сатьяграху как взаимно соотнесенное нравственное развитие двух вовлеченных в нее субъектов: сатьяграха (человека, практикующего сатьяграху) и его оппонента через практическое воплощение комплекса идей, связанных с понятием человеческого достоинства. На основании категориального анализа уточняется содержание ключевых понятий философии Ганди (достоинство человека, развитие, свобода, самоограничение, стойкость в страдании, чувство стыда, диалог) и исследуются связи между ними. Анализируя сатьяграху с помощью современных представлений о внутреннем достоинстве человека, сложившихся в западной мысли, автор предлагает рассматривать различные компоненты философии Ганди как подчиненные идее развития. В статье впервые в отечественной науке исследован механизм передачи импульса развития от сатьяграха к его оппоненту в результате их взаимодействия в ходе кампании сатьяграхи. Осознание и взращивание собственного достоинства, сопряженное с уважительным отношением к достоинству Другого, которое практикует сатьяграх, рассматривается как условие аналогичных изменений во внутренней жизни его оппонента и трансформации изначально конфликтной ситуации в диалог.


Ключевые слова:

внутреннее достоинство человека, М. К. Ганди, сатьяграха, свобода, самоограничение, стойкость в страдании, чувство стыда, развитие, Другой, диалог

Abstract: The author of the article analyzes Mahatma Gandhi's social and philosophical views from the point of view of the modern definition of 'human dignity'. In this article the author clarifies anthropological views of the Indian philosopher and his views on personal development. Gandhi's struggle for the rights of the people who had the lowest social status in the Indian society is demonstrated to be the practical example of the philosopher's acknowledgement of their dignity. The author of the article also considers Satyagraha as the mutually related moral development of the two actors: Satyagraha (i.e. someone who practices Satyagraha) and his opponent that happen as a result of practical implementation of a number of ideas referring to human dignity. Based on the categorial analysis, the author also specifies the key terms and concepts in Gandhi's philosophy (human dignity, development, freedom, self-rule, endurance of suffering, shame and dialogue) and examines how these terms are related to one another. Analyzing Satyagraha from the point of view of modern views on human dignity developed in the Western philosophy, the author suggests that we should view different components of Gandhi's philosophy as the elements of his idea of personal development. For the first time in the academic literature the author of the article studies the mechanism of transfering the impulse for development from a Satyagraha to his opponent as a result of their interaction during Satyagraha campaign. Acknowledgement and development of one's own dignity combined with a respectful treatment of the Other's dignity as they are practiced by a Satyagraha are viewed as the condition for similar changes in the internal life of the opponent and transfromation of an initially conflict situation into a dialogue. 


Keywords:

human dignity, Mahatma Gandhi, Satyagraha, freedom, self-rule, endurance of suffering, sense of shame, development, the Other, dialogue

Библиография
1. Абелев Г. И. О достоинстве в жизни и науке // Абелев Г. И. Очерки научной жизни. – М.: Научный мир, 2006. С. 247–257.
2. Власова О. В. Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества: эволюционно-правовое измерение // Вестник ПАГС. 2011. № С. 44–50.
3. Датта Д. Философия Махатмы Ганди / Пер. с англ. А. В. Радугина. – М.: Изд-во иностр. лит., 1959.
4. Кант И. Критика практического разума. – СПб.: Наука, 1995.
5. Кузнецов В. В. Власть духа как сущность человеческого достоинства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 7. № 21-1. С. 21–33.
6. Мень А. В. Трудный путь к диалогу. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2001.
7. Рашковский Е. Б. Исход – книга о свободе и достоинстве человека в Боге // Решение. 2004. № 7. С. 14–15.
8. Рашковский Е. Б. На оси времен. Очерки философии истории. – М.: Прогресс-Традиция, 1999.
9. Рыбаков Р. Б. Ненасильственная борьба за мир без насилия (Ахимса в индийской традиции и в учении М. К. Ганди) // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. – М.: Институт всеобщей истории РАН, 1998. С. 122–148.
10. Скороходова Т. Г. Бенгальское Возрождение. Очерки истории социокультурного синтеза в индийской философской мысли Нового времени. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008.
11. Соловьев В. С. Оправдание добра. – М.: Республика, 1996.
12. Степанянц М. Т. Философия ненасилия: уроки гандизма. М.: О-во «Знание» Российской Федерации, 1992.
13. Тойнби А. Дж. Постижение истории / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991.
14. Успенская Е. Н. Антропология индийской касты. – СПб.: Наука, 2010.
15. Устян В. Г. Возникновение и развитие проблемы достоинства человека в святоотеческой мысли периода апологетов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 8. С. 188–199.
16. Шиллер Ф. Собр. соч. в 7 тт. – М.: Гос. изд. художественной литературы, 1955–1957. Т. 6.
17. Юрлова Е. С. «Неприкасаемые» в Индии. – М.: Наука. Глав. ред. восточной литературы, 1989.
18. Chatterjee M. Gandhi’s Religious Thought. – Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 1983.
19. Prasad M. Social Philosophy of Mahatma Gandhi. – Gorachpur: Vishwavidyalaya Prakashan, 1958.
20. Soni S. K., Kapoor S. Gandhi’s Concept of Freedom // Gandhi Marg. 1992. Vol. 13. № 4. P. 443–453.
21. Speeches and Writings of M. K. Gandhi. – Madras: G. A. Natesan, 1922.
22. The Collected Works of Mahatma Gandhi. – Ahmedabad: The Publications Division. Ministry of Information and Broadcasting Government of India, 1958–1994. 100 volumes.
23. Varma V. P. The Political Philosophy of Mahatma Gandhi and Sarvodaya. – Agra: Lakshmi Narain Agarwal, 1959.
24. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Национально-культурная идентичность в контексте философской традиции диалога культур // NB: Философские исследования.-2013.-10.-C. 183-244. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.10.8848. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_8848.html
25. Э.М. Спирова Феномен духа в философской антропологии // Психология и Психотехника.-2013.-1.-C. 26-34. DOI: 10.7256/ 2070-8955.2013.01.4.
References
1. Abelev G. I. O dostoinstve v zhizni i nauke // Abelev G. I. Ocherki nauchnoi zhizni. – M.: Nauchnyi mir, 2006. S. 247–257.
2. Vlasova O. V. Formirovanie predstavlenii o chesti i dostoinstve lichnosti v istorii razvitiya obshchestva: evolyutsionno-pravovoe izmerenie // Vestnik PAGS. 2011. № S. 44–50.
3. Datta D. Filosofiya Makhatmy Gandi / Per. s angl. A. V. Radugina. – M.: Izd-vo inostr. lit., 1959.
4. Kant I. Kritika prakticheskogo razuma. – SPb.: Nauka, 1995.
5. Kuznetsov V. V. Vlast' dukha kak sushchnost' chelovecheskogo dostoinstva // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2006. T. 7. № 21-1. S. 21–33.
6. Men' A. V. Trudnyi put' k dialogu. – M.: Fond imeni Aleksandra Menya, 2001.
7. Rashkovskii E. B. Iskhod – kniga o svobode i dostoinstve cheloveka v Boge // Reshenie. 2004. № 7. S. 14–15.
8. Rashkovskii E. B. Na osi vremen. Ocherki filosofii istorii. – M.: Progress-Traditsiya, 1999.
9. Rybakov R. B. Nenasil'stvennaya bor'ba za mir bez nasiliya (Akhimsa v indiiskoi traditsii i v uchenii M. K. Gandi) // Patsifizm v istorii. Idei i dvizheniya mira. – M.: Institut vseobshchei istorii RAN, 1998. S. 122–148.
10. Skorokhodova T. G. Bengal'skoe Vozrozhdenie. Ocherki istorii sotsiokul'turnogo sinteza v indiiskoi filosofskoi mysli Novogo vremeni. – SPb.: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2008.
11. Solov'ev V. S. Opravdanie dobra. – M.: Respublika, 1996.
12. Stepanyants M. T. Filosofiya nenasiliya: uroki gandizma. M.: O-vo «Znanie» Rossiiskoi Federatsii, 1992.
13. Toinbi A. Dzh. Postizhenie istorii / Per. s angl. – M.: Progress, 1991.
14. Uspenskaya E. N. Antropologiya indiiskoi kasty. – SPb.: Nauka, 2010.
15. Ustyan V. G. Vozniknovenie i razvitie problemy dostoinstva cheloveka v svyatootecheskoi mysli perioda apologetov // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2009. № 8. S. 188–199.
16. Shiller F. Sobr. soch. v 7 tt. – M.: Gos. izd. khudozhestvennoi literatury, 1955–1957. T. 6.
17. Yurlova E. S. «Neprikasaemye» v Indii. – M.: Nauka. Glav. red. vostochnoi literatury, 1989.
18. Chatterjee M. Gandhi’s Religious Thought. – Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 1983.
19. Prasad M. Social Philosophy of Mahatma Gandhi. – Gorachpur: Vishwavidyalaya Prakashan, 1958.
20. Soni S. K., Kapoor S. Gandhi’s Concept of Freedom // Gandhi Marg. 1992. Vol. 13. № 4. P. 443–453.
21. Speeches and Writings of M. K. Gandhi. – Madras: G. A. Natesan, 1922.
22. The Collected Works of Mahatma Gandhi. – Ahmedabad: The Publications Division. Ministry of Information and Broadcasting Government of India, 1958–1994. 100 volumes.
23. Varma V. P. The Political Philosophy of Mahatma Gandhi and Sarvodaya. – Agra: Lakshmi Narain Agarwal, 1959.
24. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Natsional'no-kul'turnaya identichnost' v kontekste filosofskoi traditsii dialoga kul'tur // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-10.-C. 183-244. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.10.8848. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_8848.html
25. E.M. Spirova Fenomen dukha v filosofskoi antropologii // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2013.-1.-C. 26-34. DOI: 10.7256/ 2070-8955.2013.01.4.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.