Философия и культура - рубрика Естественно-научная картина мира
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Естественно-научная картина мира"
Естественно-научная картина мира
Клягин Н.В. - Дарвинизм и философия
Аннотация: Для эволюционной теории Ч. Р. Дарвина (1809–1882) большую роль сыграли принципы борьбы за существование и естественного отбора благополучных организмов. В настоящей статье мы попробуем показать, что данные принципы выходят за рамки эволюционной биологии, имеют немалое мировоззренческое значение, а потому представляют интерес для философии.
Малюкова О.В. - Экология времени и концептуальные системы экологии
Аннотация: Эпистемологическая программа овладения временем создает новый императив эпохи: необходимость перехода от эпистемологии времени к экологии времени. Экология времени означает существование человечества в соразмерных для него временных структурах прошлого, настоящего и будущего. На основании этой общей установки экология времени может быть определена как система знаний, ставящая своей целью теоретическое обоснование и практическое сохранение пространственно-временного многообразия бытия, включающего как основную часть экологию самого человека.
Клягин Н.В., Рябушкина И.Б. - Общество будущего
Аннотация: Виртуальная реальность поможет обществу грядущего пережить коллапс Вселенной.
Клягин Н.В. - Первый мыслитель
Аннотация: по лингвистическим данным, кениантроп владел генетическим и индуктивным методами выявления сущностей вещей.
Юркевич Е.В. - Информационные особенности сочетания материального и духовного аспектов существования живых систем
Аннотация: На основании обобщения моделей управления системами, включающими живую и костную материю, дан анализ связи материального и духовного аспектов в механизмах информационной передачи между рассматриваемыми сущностями. Исходя из положения, что построение или анализ любого объекта начинается с определения цели, предложено авторское понимание системы в применении к описанию естественноприродных и техногенных объектов. В характеристике гуманитарных систем предложено использовать понятие их функциональной надежности. Под функциональной надежностью предложено понимать часть общей надежности системы, характеризующей уверенность наблюдателя в достижении цели её построения. Выдвинуто положение, что функциональная надежность системы является наиболее общим критерием её синтеза и анализа. Предложена авторская модель описания информационных взаимодействий между субъектами, состоящими из живой и костной материи. Модель включает знаковый, образный и символьный уровни воздействий. С помощью такой модели предложено рассматривать жизнь как форму информационного взаимодействия материальной и нематериальной субстанций, определяющую их системную организацию. Показано, что взаимодействие материальных элементов, характеризуется реакцией на информационные воздействия знакового уровня, живой объект обладает возможностью восприятия информационного воздействия, а также формирования и передачи информации на знаковом и образном уровне, и использования информации на символьном уровне согласно своим природным (душевным) особенностям; Человек выделяется из живой природы возможностью формирования информационных воздействий на символьном уровне согласно своим духовным особенностям, проявляющихся в его целеполагании.
Н.В. Клягин - Философия и “проблема ферма” c. 0-0
Аннотация: Среди математиков прошлого бытовала легенда, что современник д’Артаньяна и трех мушкетеров, французский юрисконсульт и гениальный математик, Пьер Ферма вывел формулу простого числа, однако не ознакомил с ней собратьев-математиков. Их более, чем трехвековые попытки найти такую формулу пока не увенчались успехом. Как отмечает автор данной статьи, причина этого затруднения состояла не только в сложности самой проблемы, но и в философском подходе к ней.
Н.В. Клягин - Дарвинизм и философия c. 0-0
Аннотация: Для эволюционной теории Ч. Р. Дарвина (1809–1882) большую роль сыграли принципы борьбы за существование и естественного отбора благополучных организмов. В настоящей статье мы попробуем показать, что данные принципы выходят за рамки эволюционной биологии, имеют немалое мировоззренческое значение, а потому представляют интерес для философии.
Н.В. Клягин - Волнообразная вселенная c. 0-0
Аннотация: История формирования первичных элементарных частиц во Вселенной показывает, что расширение Вселенной идет волнообразно. Формирование элементарных сингулярностей (максимонов) остановило расширение Вселенной. Подобная картина мира согласуется с философскими представлениями о нереальности бесконечных объектов, в том числе – Вселенной.
Н.В. Клягин - Суперколлайдеры и философия c. 0-0
Аннотация: Аннотация: от ускорителей элементарных частиц, коллайдеров, ожидаются революции в физике. Одновременно физическая наука охладела к революционной теории суперструн. Философия не далека от того, чтобы разрешить противоречия между ожиданиями революций в физике и отказом от революционных физических теорий.
Е.В. Юркевич - Информационные особенности сочетания материального и духовного аспектов существования живых систем c. 17-27
Аннотация: На основании обобщения моделей управления системами, включающими живую и костную материю, дан анализ связи материального и духовного аспектов в механизмах информационной передачи между рассматриваемыми сущностями. Исходя из положения, что построение или анализ любого объекта начинается с определения цели, предложено авторское понимание системы в применении к описанию естественноприродных и техногенных объектов. В характеристике гуманитарных систем предложено использовать понятие их функциональной надежности. Под функциональной надежностью предложено понимать часть общей надежности системы, характеризующей уверен- ность наблюдателя в достижении цели её построения. Выдвинуто положение, что функциональная надежность системы является наиболее общим критерием её синтеза и анализа. Предложена авторская модель описания информационных взаимодействий между субъектами, состоящими из живой и костной материи. Модель включает знаковый, образный и символьный уровни воздействий. С помощью такой модели предложено рассматривать жизнь как форму информационного взаимодействия материальной и нематериальной субстанций, определяющую их системную организацию. Показано, что взаимодействие материальных элементов, характеризуется реакцией на информационные воздействия знакового уровня, живой объект обладает возможностью восприятия информационного воздействия, а также формирования и передачи информации на знаковом и образном уровне, и использования информации на символьном уровне согласно своим природным (душевным) особенностям; Человек выделяется из живой природы возможностью формирования информационных воздействий на символьном уровне согласно своим духовным особенностям, проявляющихся в его целеполагании.
Н.В. Клягин, И.Б. Рябушкина - Общество будущего c. 21-31
Аннотация: виртуальная реальность поможет обществу грядущего пережить коллапс Вселенной.
О.В. Малюкова - Экология времени и концептуальные системы экологии c. 25-33
Аннотация: эпистемологическая программа овладения временем создает новый императив эпохи: необходимость перехода от эпистемологии времени к экологии времени. Экология времени означает существование человечества в соразмерных для него временных структурах прошлого, настоящего и будущего. На основании этой общей установки экология времени может быть определена как система знаний, ставящая своей целью теоретическое обоснование и практическое сохранение пространственно-временного многообразия бытия, включающего как основную часть экологию самого человека.
А.Н. Липов - Фракталы. Памяти Бенуа Мандельброта c. 39-53
Аннотация: статья посвящается памяти скончавшегося 14 октября 2010 г. Бенуа Мандельброту — талантливому математику, автору книги «Геометрии природы» (1977), создателю фрактальной геометрии, почетному члену корпорации IBM, стерлинг — профессору Йельского университета, обладателю многих научных премий и наград, исследователю, открывшему фракталы, продемонстрировавшему универсальность фрактальных структур в природе, создавшему математику для их описания. Ученому, совершившему переворот в физике, приведшему к фундаментальным открытиям и гипотезам, возможности создания новых технологий.
Олейников Ю.В. - Верификация эколого-мировоззренческих прозрений В.И. Вернадского c. 41-52

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.23517

Аннотация: В первой половине ХХ века В.И. Вернадский выдвинул ряд научных и философских идей мировоззренческого характера, касающихся понимания качественного изменения способа преобразования человеком материального мира, сущности экологического кризиса и связанного с этим изменения места и роли отдельного конкретного человека в природе и обществе. Эти идеи, в силу господствовавшей в научном сообществе физикалистской мировоззренческой парадигмы и узкой специализации ученых, не были оценены по достоинству. Сейчас эти идеи обрели чувственно-зримое воплощение в практике и настало время их верификации. Методология верификации эколого-мировоззренческих прозрений Вернадского предполагает сопоставление во многом априорных представлений академика с эмпирически наблюдаемыми реалиями эволюции современного социоприродного Универсума и их теоретическим обоснованием на основе новейших фундаментальных открытий и достижений конкретных естественных и социальных наук в контексте практического изменения бытия человечества. Коренная трансформация движущих сил и тенденций эволюции современного планетарного социоприродного Универсума однозначно подтверждает прогностическую значимость и правоту априорных эколого-мировоззренческих прозрений Вернадского и приоритет российско-советского ученого и философа в постановке и обосновании эколого-мировоззренческих представлений, обусловливающих необходимость пересмотра всей совокупности прежних представлений о месте и роли человека в природе и обществе, ценностей, приоритетов и социальной организации бытия общества, системы образования и воспитания человека и т. п. Подтверждение правоты концептуальных идей дает основание принять их в качестве основы формирования целостной мировоззренческой парадигмы, адекватной современным тенденциям эволюции социоприродного Универсума.
Н.В. Клягин - Первый мыслитель c. 46-57
Аннотация: по лингвистическим данным, кениантроп владел генетическим и индуктивным методами выявления сущностей вещей.
Н.В. Клягин - Новые коперники c. 52-62
Аннотация: В современной астрофизике господствует гипотеза ускоренного расширения Вселенной под влиянием «темной энергии». Эта концепция противоречит не только законам природы, но и правилам логического мышления. Философия в состоянии разрешить многочисленные противоречия этой гипотезы.
Н.В. Клягин - Чудеса каузальности c. 58-68
Аннотация: все закономерности Вселенной подчиняются причинно-следственному закону. Он складывается из неубывания энтропии и законов сохранения. Однако в 4% случаев причинно-следственный закон не выполняется.
Н.В. Клягин, И.Б. Рябушкина - Восток и Запад c. 86-95
Аннотация: история Востока и Запада различается тем, что на Востоке всегда обитали лишь неотеники, склонные к психологическому традиционализму, тогда как на Западе эпохи неотении чередовались с эпохами акселерации, а эпизоды психологического традиционализма неотеников, перемежались эпохами психологической революционности акселератов
Юркевич Е.В., Лещёв С.В. - Конвергентная каузальность: информационные взаимодействия в биологических системах

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.3.10713

Аннотация: Рассматриваются эпистемологические и онтологические аспекты проблемы биологической каузальности, парадигмально берущей начало в широком конвергентном понимании природы информации и взаимодействия живых объектов. В проблеме, связанной с адаптацией информации к ее носителю выделена задача когнитивных дифференциаций, касающихся стратегий восприятия и представления информации. Рассмотрена специфика информационных воздействий на уровне формирования каузальных связей между источником и приемником, в связи с материально не объективируемой природой носителей, и процессом восприятия сообщений. Обобщение результатов исследования биогенеза системы "паразит - хозяин" проведено на примере, где в качестве паразитов рассматривались бактериальные наноформы, а в качестве хозяина - эпителиальная ткань рыб. На базе использования методологических подходов построения нано-био-инфо-когно-технологий рассмотрен ряд общих вопросов детерминизма и частных вопросов формирования следственно-причинных отношений. Предлагаемое переосмысление категориального аппарата явилось основой для выявления специфики коммуникационной каузальности. Сделана попытка сопоставления причинно-следственных закономерностей в материальном мире с их информационным эквивалентом. С помощью авторской трехуровневой модели информационных воздействий выявлены особенности биогенеза в системе «паразит — хозяин». Двусторонность действия каузальных связей рассмотрена в качестве важного условия обеспечения устойчивости генеза биологического объекта.
Юркевич Е.В., Лещёв С.В. - Конвергентная каузальность: информационные взаимодействия в биологических системах c. 339-349

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.3.64165

Аннотация: Рассматриваются эпистемологические и онтологические аспекты проблемы биологической каузальности, парадигмально берущей начало в широком конвергентном понимании природы информации и взаимодействия живых объектов. В проблеме, связанной с адаптацией информации к ее носителю выделена задача когнитивных дифференциаций, касающихся стратегий восприятия и представления информации. Рассмотрена специфика информационных воздействий на уровне формирования каузальных связей между источником и приемником, в связи с материально не объективируемой природой носителей, и процессом восприятия сообщений. Обобщение результатов исследования биогенеза системы "паразит - хозяин" проведено на примере, где в качестве паразитов рассматривались бактериальные наноформы, а в качестве хозяина - эпителиальная ткань рыб. На базе использования методологических подходов построения нано-био-инфо-когно-технологий рассмотрен ряд общих вопросов детерминизма и частных вопросов формирования следственно-причинных отношений. Предлагаемое переосмысление категориального аппарата явилось основой для выявления специфики коммуникационной каузальности. Сделана попытка сопоставления причинно-следственных закономерностей в материальном мире с их информационным эквивалентом. С помощью авторской трехуровневой модели информационных воздействий выявлены особенности биогенеза в системе «паразит — хозяин». Двусторонность действия каузальных связей рассмотрена в качестве важного условия обеспечения устойчивости генеза биологического объекта.
Волков Д.Б. - Проблема ментальной каузальности: обзор новейших исследований

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.5.17776

Аннотация: Предметом исследования является современная аналитическая философия, в частности проблема ментальной каузальности. Это проблема заключается в совмещении убеждения в каузальной замкнутости мира и представлении о том, что ментальные состояния каузально эффективны. Проблема ментальной каузальности является традиционной в истории философии. Она была поставлена еще в рамках дуалистических представлений Декарта. Современные аналитические философы внесли значительный вклад в ее решение. В частности автор рассматривает решения проблемы ментальной каузальности в рамках локального интеракционизма, эмерджентизма, телеофункционализма, предложенных российскими и иностранными философами Автор использует историко-философский метод, метод историко-философской реконструкции. В работе также использован метод сравнительного анализа. автором проанализированы и сопоставлены несколько философских подходов к проблеме ментальной каузальности Научная новизна заключается, во-первых, в том, что автор рассматривает наиболее современные подходы к решению проблемы ментальной каузальности. Эти подходы еще не рассматривались подробно как в российской, так и зарубежной истории философии. Во-вторых, новизна исследования заключается в новых аргументах и выводах автора. так автор исследования предлагает новый аргумент для критики локального интеракционизма, а также собственную интерпретацию телеофункционалистского решения проблемы ментальной каузальности.
Волков Д.Б. - Проблема ментальной каузальности: обзор новейших исследований c. 673-682

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.5.67845

Аннотация: Предметом исследования является современная аналитическая философия, в частности проблема ментальной каузальности. Это проблема заключается в совмещении убеждения в каузальной замкнутости мира и представлении о том, что ментальные состояния каузально эффективны. Проблема ментальной каузальности является традиционной в истории философии. Она была поставлена еще в рамках дуалистических представлений Декарта. Современные аналитические философы внесли значительный вклад в ее решение. В частности автор рассматривает решения проблемы ментальной каузальности в рамках локального интеракционизма, эмерджентизма, телеофункционализма, предложенных российскими и иностранными философами Автор использует историко-философский метод, метод историко-философской реконструкции. В работе также использован метод сравнительного анализа. автором проанализированы и сопоставлены несколько философских подходов к проблеме ментальной каузальности Научная новизна заключается, во-первых, в том, что автор рассматривает наиболее современные подходы к решению проблемы ментальной каузальности. Эти подходы еще не рассматривались подробно как в российской, так и зарубежной истории философии. Во-вторых, новизна исследования заключается в новых аргументах и выводах автора. так автор исследования предлагает новый аргумент для критики локального интеракционизма, а также собственную интерпретацию телеофункционалистского решения проблемы ментальной каузальности.
Зима В.Н. - On the Way from Metaphysics of Time to Atemporal Metaphysics: Exploring Some Difficulties of Ontology

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.9632

Аннотация: The explication and the analysis of some basic difficulties which realization of the project of «atemporal physics and metaphysics» in modern philosophy and a science faces is undertaken. It is shown, that key idea of the given project is attempt of representation of the objective reality (or so-called «the ultimate reality») as reality that is timeless at its fundamental level. The question on the ontological status of concepts of "time" and «the ultimate reality» from the point of view of the ontology of sciences is analyzed. Conclusion that concepts of "time", from one hand, and «the ultimate reality», from other hand, when latter one is considered as a synonym of the objective reality, are ontologically incompatible, is supposed. Ontological resources of the interdisciplinary approach to the problem of time in a context of the question of "the ultimate reality» are explored. Some ontological criteria for the objectification of time in the ontology of science and metaphysics are formulated. Heuristic potential of the thesis of "Realism", as the fundamental metaphysical premise of a science, for the decision of a question on the nature of «the ultimate reality» and its temporal features is shown. Some difficulties connected with terminological aspect of a problem of elaborating of «atemporal metaphysics are analyzed.
Зима В.Н. - On the Way from Metaphysics of Time to Atemporal Metaphysics: Exploring Some Difficulties of Ontology c. 1543-1547

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63547

Аннотация: The explication and the analysis of some basic difficulties which realization of the project of «atemporal physics and metaphysics» in modern philosophy and a science faces is undertaken. It is shown, that key idea of the given project is attempt of representation of the objective reality (or so-called «the ultimate reality») as reality that is timeless at its fundamental level. The question on the ontological status of concepts of "time" and «the ultimate reality» from the point of view of the ontology of sciences is analyzed. Conclusion that concepts of "time", from one hand, and «the ultimate reality», from other hand, when latter one is considered as a synonym of the objective reality, are ontologically incompatible, is supposed. Ontological resources of the interdisciplinary approach to the problem of time in a context of the question of "the ultimate reality» are explored. Some ontological criteria for the objectification of time in the ontology of science and metaphysics are formulated. Heuristic potential of the thesis of "Realism", as the fundamental metaphysical premise of a science, for the decision of a question on the nature of «the ultimate reality» and its temporal features is shown. Some difficulties connected with terminological aspect of a problem of elaborating of «atemporal metaphysics are analyzed.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.