Философия и культура - рубрика Социальная динамика
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Социальная динамика"
Социальная динамика
А.А. Анискевич - Кризис? Кризис. Кризис! c. 0-0
Аннотация: За более 200 лет безбедного существования за чужой счет США одолжили более 10 триллионов государственного долга. За сентябрь-ноябрь месяц все правительства мира и все мега регуляторы уже оказали поддержку финансово-банковскому сектору тоже на сумму около 10 триллионов долларов США.
С.А. Королев - Прощание с Волхонкой c. 0-0
Аннотация: В статье рассматривается тип сознания, который реализовал себя в решении о расширении ГМИИ им. А.С.Пушкина за счет окружающих объектов культуры, и в частности, перемещения с Волхонки Института философии РАН. Этот тип сознания, эта ментальность характеризуются оперированием системой приоритетов как универсальным инструментом упорядочивания реальности, попытками упростить социальную ткань, отсутствием уважения к культурной традиции и исторической памяти. В целом эта ментальность неадекватна реалиям начала XXI века и, в силу ее распространенности и укорененности во власти, существенно отягощает перспективы российского общества.
М.Т. Степанянц - Возможна ли модернизация без вестернизации? c. 9-16
Аннотация: модернизация, без утраты культурной идентичности, обычно именуемая как «глокализация», предполагает включенность в процессы глобализации с опорой на творчески переосмысленные собственные культурные традиции. Глокализм стремится преодолеть империалистический глобализм, игнорирующий историко-культурные измерения каждой локальности. Ошибочно полагать, что для получения материальных плодов модернизации следует принять западный набор этических убеждений и политических форм. Как показал опыт Японии и как начинают демонстрировать Индия, Китай, Бразилия, не-западные общества могут перенимать западные средства для достижения процветания, не поступаясь своей культурной идентичностью. Устойчивое развитие возможно лишь при условии опоры на выработанные собственной культурой основания.
Шакир Р.А. - Теория социального действия и типология цинического поведения c. 19-31

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.5.29660

Аннотация: Данная статья – вторая из запланированных публикаций, апробирующих диссертационную работу на тему «Природа социальной реальности в контексте современных форм цинизма». С целью выведения одного из методологических инструментов динамического подхода в объяснении природы социальной реальности, в качестве объекта изучения была рассмотрена теория социального действия М. Вебера. Тогда предмет исследования – типология цинического действия, являющийся этим инструментом. Задачи исследования: 1. экспликация оснований типологии социального действия; 2. анализ веберовского проекта «целерациональности» как основы социального действия; 3. рассмотрение «идеальной бюрократии» как принципа построения общества, допускающего цинические модели поведения; 4. обоснование типологии цинического действия. В ходе проведения исследовательской работы применялись такие методы теоретического познания как анализ, синтез, дедукция, индукция и аналогия. Также при концептуализации понятия «цинизм» использовались системный и качественный подходы и исследовательская позиция умеренного субъективизма. Авторский вклад в исследование темы выражается в концептуализации типологии цинического действия, благодаря которой в ходе динамического изучения сущности социальной реальности, проявления цинизма рассматриваются как ее современные эмблемовидные или знаковые структуры и маркер-тенденции, по которым может быть определена динамика общественных изменений.
Слюсарев В.В., Хусяинов Т.М. - Большие вызовы Цифровой революции c. 23-29

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.8.25955

Аннотация: Предметом настоящей статьи является влияние Цифровой революции на человеческую цивилизацию. Развитие и активное внедрение цифровых технологий приводит к серьезным трансформациям в структуре и функционировании общества и государства, влияет на жизненный мир отдельного человека. Авторы отдельно останавливаются на процессах глобализации и тех последствиях, которые они привносят в условиях Цифрового общества. Особое внимание уделяется проблеме креативности, творческой деятельности человека, которая перестаёт быть экзистенциальным переживанием, а переходит в разряд обыденности, и переходит в разряд социального долга человека. В основу данной работы были положены современные научные работы российских и зарубежных авторов. Основными методами являются аналитический, компаративистский и синтетический. В результате анализа были определены контуры ряда Больших вызовов, возникших перед человечеством и ставших последствием процесса дигитализации (внедрения и распространения Цифровых технологий). В частности, формирование новой глобальной виртуальной реальности, которая предоставляет псевдо-эмпирический опыт и лишает человека необходимости физической реализации самого себя. Авторы делают предположение, что человечество осознает критическую опасность идеи “революционного прогресса” и перейдет к новой парадигме научно-технического и социального развития.
Леушкин Р.В., Волков М.П. - Проблема трансформации социально-коммуникативного пространства в условиях его информатизации и виртуализации. c. 23-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.12.31705

Аннотация: Направленность данного исследования связана с феноменом широкого распространения информационно-коммуникационных технологий, электронных средств связи. Выбранная тематика обусловлена актуальностью следующих проблем: последствиями информатизации и виртуализации общества; становлением фундаментальных оснований информационного общества; возникновением кризисов и вызовов в ходе становления информационного общества. В работе рассматривается процесс трансформации социально-коммуникативного пространства современного общества в ходе его информатизации и виртуализации. Осуществляется попытка выявить и описать базовые структурные особенности формирующегося виртуального социально-коммуникативного пространства. В данном исследовании мы опирались на теорию социальных систем Н. Лумана, волновую модель общества Э. Тоффлера, классификацию видов коммуникации М. Маклюэна, философские концепты Ж. Делеза и идею гиперреальности Ж. Бодрийяра. В данной работе выявляется, что результатом информатизации общества выступает новая форма общественного бытия – виртуальное социальное пространство. Данное пространство предполагает: распространение сетевого способа организации социальных систем; формирование в нем виртуального социального субъекта. Сетевые структуры виртуального социального пространства характеризуются своей детерриторизацией, кибернетизацией и децентрализацией. Генезис сетевых структур информационного общества повышает угрозу информационных противостояний.
Балакирева С.Ю. - Местное самоуправление как социальный детерминант формирования гражданского общества c. 27-33

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.2.32229

Аннотация: в статье рассматривается идея современной модели местного самоуправления как социального детерминанта формирования гражданского общества. Отмечается, что сегодня местное самоуправление переживает политический и социальный абсентеизм, выражающийся в апатии и бездействии граждан, сложившийся в результате отсутствия их доверия к любой власти и скептического отношения к возможности оказать влияние на её решения. Подчеркивается, что системная модернизация, направленная на формирование гражданского общества, возможна только на основе нового философского контекста, исходящего из признания необходимости согласованного взаимодействия между властью и населением. рассматриваются исторические и социальные особенности становления местного самоуправления в России, представлен сравнительный анализ западной и отечественной моделей. Концентрация внимания на представленных автором концептуальных основах построения модели местного самоуправления позволит избежать «нащупывания» в определении путей и эффективных способов трансформации России, а также поставит заслон массовым социальным преобразованиям и изменениям, вызывающим все возрастающий объем негативных социальных последствий. Только в этом случае возможно эффективное местное самоуправление как детерминант формирования гражданского общества.
Качулин А.Г. - Концептуальные предпосылки современной медиаэкологии: социально-философский анализ c. 42-53

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.23113

Аннотация: В статье рассматриваются социально-философские предпосылки современной медиаэкологии. Показано, что поскольку медиаэкология как научная дисциплина была создана и обоснована в рамках социально-философских представлений крупнейшего представителя Торонтской школы коммуникаций – Маршала Маклюэна, — ее инструментарий до сих пор несет на себе печать основных воззрений философа. Несмотря на то, что многие современные исследователи, работающие в рамках этой дисциплины, не разделяют концепцию Маклюэна и полемизируют с ним по ряду ключевых вопросов теории коммуникаций, сама исследовательская перспектива медиаэкологии оказывает на их работы непосредственное влияние. В статье анализируются материалы актуальных публикаций по медиаэкологии на предмет наличия теоретических проблем, связанных с концептуальным обоснованием инструментария дисциплины. Среди наиболее значимых философских предпосылок медиаэкологии выделяются: концепция историцизма как предположение о наличии объективного смысла истории и возможности его постижения; концепция социального реализма как предположение о существовании социальных групп как самостоятельных сущностей; концепция технологического детерминизма как предположение, что технология оказывает непосредственное влияние на социум; и концепция унификации эффекта медиа как предположение, что средство коммуникации воздействует на все социальное пространство одинаковым образом.
Danilenko D.V. - The Role of Human Rights in Transformation of Social Capital c. 46-64

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.5.25819

Abstract: The article tackles the questions of social capital transformation in developed countries. The author considers the role played by human rights in this process, form several points of view, including the influence of the human rights on traditional interpersonal forms and institutions of social capital (family, kin, neighbors…), as well as the role of human rights in broad forms (national, universal) of social capital transformation. The author does not limit his thinking to – almost ubiquitously admitted in social sciences – questions of depletion (deterioration) of social capital but also considers the less accepted issues of reconstruction of social capital. Several conclusions are drawn. First, the human rights, among other factors, have contributed to the deterioration of social capital (especially the traditional forms and institutions of interpersonal social capital). Second, human rights have also contributed to construction of social capital, especially the broad (national and universal) forms of social capital. Moreover, the author advances the idea that if the traditional interpersonal forms of social capital were depleted under the influence of several factors (human rights among them), the human rights played almost exclusive role in construction of broad forms of social capital.
Н.М. Кишлакова, Т.М. Махаматов - Гражданское общество и структура гражданства c. 46-53
Аннотация: В статье рассматривается диалектика формирования гражданского общества. Формирование происходит в двух направлениях: «снизу» и «сверху». Гражданское общество внутренне противоречиво. В их преодолении и в возрастании действенности гражданского общества не последнюю роль играют государство, политические партии, общественные организации, позиции граждан.
М. А. Максимов - Человек в современном обществе: постмарксистская интерпретация проблемы c. 50-58
Аннотация: Автором исследованы постклассические интерпретации проблемы человека и перспектив его развития в современном мире. Особое внимание в статье уделено взглядам теоретиков постмарксизма (А. Бадью, Э. Лакло, И. Мессарош, Ш. Муфф и др.) на вопросы, связанные с человеческой деятельностью, с социальными взаимосвязями индивидов, с проектами конструирования современной социокультурной среды.
Е.А. Попов - Социология литературы: основные современные направления развития c. 54-60
Аннотация: В статье литературный процесс ХХ века рассматривается сквозь призму социологического знания, зачастую допускавшего по отношению к художественному слову излишнюю социологизацию и политизацию. Однако именно в социокультурном измерении литература и литературный процесс предстают как феномены, в наибольшей степени актуализирующие связь общества и культуры, искусства и человека.
Забнева Э.И. - "Русский путь" формирования гражданского общества c. 58-64

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.3.32475

Аннотация: Предметом исследования является процесс формирования гражданского общества. Автором дается сравнительный анализ западной и отечественной моделей. На основе таких позиций, как отношение к частной собственности, особенности социальных общностей, субъектность общественных трансформаций и источник социальных инициатив, выделены ключевые отличительные черты двух представленных моделей. Особое внимание в статье уделяется проблеме духовной и экономической свободы личности, как одному о из основополагающих факторов формирования гражданского общества. Определяются его внешние и внутренние детерминанты. В основе методологии исследования лежит сравнительный анализ западной и российской моделей формирования гражданского общества в специфике культурно-исторического контекста. Российская модель гражданского общества, являясь функционально тождественной западным, представляет собой специфический социальный феномен, отличающийся как по типу, так и по генезису. В отечественном контексте гражданское общество приобретает своеобразное содержание, определяющееся характером и динамикой взаимодействия государства и народа. Особое значение при этом имеет формирование ментальности русского человека.
Линченко А.А. - Культурная память мигрантов и принимающего общества в России и за рубежом: конфликтное измерение c. 60-82

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.6.32793

Аннотация: Целью данной статьи являлась социально-философская концептуализация конфликтов памяти в миграционном обществе, а также сравнительный анализ российского и зарубежного контекстов. Зарубежный опыт был проанализирован в статье в контексте политики ассимиляции, политики мультикультурализма, политики, направленной на формирование транснациональных идентичностей. Анализ российского контекста был проведен на основе выделения и классификации конфликтогенных факторов, основных сторон конфликтов, стратегий протекания и типов конфликтов в условиях внутренних и внешних миграционных вызовов. Автор статьи опирался на конструктивистский подход, который предполагает, что восприятие прошлого предопределяются и формируются социально-культурными контекстами и практиками памяти и забвения. В сравнении с зарубежным контекстом российский вариант в большей степени демонстрирует преобладание неявных форм конфликтов. В России складываются «параллельные» сообщества памяти, когда между мигрантами и принимающим обществом сохраняется вынужденный нейтралитет. Если за рубежом исследования указывают в большей мере на статусные конфликты, то в российских условиях мигранты ориентированы на защитный тип конфликтов памяти. Конфликты памяти за рубежом указывают на столкновение модернизма с традиционализмом, в то время как в России приходится говорить о столкновении различных вариантов традиционализма.
П.С. Гуревич - Феномен стабильного общества c. 61-74
Аннотация: в статье рассматриваются факторы, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Особое внимание уделяется традиции, закрепляющей совокупный социальный опыт. Анализируется современное состояние российского общества и отношение к феномену стабильности в нем.
Прохоров М.М. - Феномен экономизма

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.1.10457

Аннотация: Статья вводит как противоположные понятия экономики и и экономизма. Раскрывается взаимоотношение экономизма с механицизмом; анализируется способ существования человека и общества, места в ней экономики, возникновение феномена экономизма; исследуется экономика, ее цели и способ существования, противоположностью которой, согласно автору, выступает описываемый им феномен экономизма. Раскрывается неадекватность механицизма и экономизма философской онтологии (диалектике бытия) и динамике науки, бытию классической, неклассической и постнеклассической науки. Показано, что экономизм выступает основанием отчуждения человека от социальности. В этом он идентичен механицизму, отчуждавшему человека от материальности. Основным методом является диалектика, конкретизируемая совокупностью методов: объективности, противоречивости диалектики позитивной и негативной,исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, компаративистского исследования В статье дан анализ философских оснований экономики, выявлен феномен экономизма, раскрыто его влияние на экономику, общество и его сферы. Дан сравнительный анализ экономизма и механицизма, их неадекватность бытию и его развитию, философской картине мира. Механицизм есть подмена философской онтологии естественнонаучными представлениями (в духе позитивизма), экономизм подменяет социальную онтологию понятиями гуманитарных наук. Их преодоление обосновывается также методом раскрытия эволюции науки, изменением ее объективного содержания (наука классическая, неклассическая и постнеклассическая), противоречащего механицизму и экономизму. Показано, что феномен экономизма является основанием отчуждения человека от социальной реальности - как механицизм является основой отчуждения от материальной реальности.
Прохоров М.М. - Феномен экономизма c. 67-78

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.1.63773

Аннотация: Статья вводит как противоположные понятия экономики и и экономизма. Раскрывается взаимоотношение экономизма с механицизмом; анализируется способ существования человека и общества, места в ней экономики, возникновение феномена экономизма; исследуется экономика, ее цели и способ существования, противоположностью которой, согласно автору, выступает описываемый им феномен экономизма. Раскрывается неадекватность механицизма и экономизма философской онтологии (диалектике бытия) и динамике науки, бытию классической, неклассической и постнеклассической науки. Показано, что экономизм выступает основанием отчуждения человека от социальности. В этом он идентичен механицизму, отчуждавшему человека от материальности. Основным методом является диалектика, конкретизируемая совокупностью методов: объективности, противоречивости диалектики позитивной и негативной,исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, компаративистского исследования В статье дан анализ философских оснований экономики, выявлен феномен экономизма, раскрыто его влияние на экономику, общество и его сферы. Дан сравнительный анализ экономизма и механицизма, их неадекватность бытию и его развитию, философской картине мира. Механицизм есть подмена философской онтологии естественнонаучными представлениями (в духе позитивизма), экономизм подменяет социальную онтологию понятиями гуманитарных наук. Их преодоление обосновывается также методом раскрытия эволюции науки, изменением ее объективного содержания (наука классическая, неклассическая и постнеклассическая), противоречащего механицизму и экономизму. Показано, что феномен экономизма является основанием отчуждения человека от социальной реальности - как механицизм является основой отчуждения от материальной реальности.
Леушкин Р.В. - Виртуальный социальный капитал как условие становления информационного общества c. 70-80

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.3.18206

Аннотация: В данной статье рассматривается такое социально-онтологические образование, как виртуальный социальный капитал. Данное образование представляется как условие существования, формирования и направленного конструирования основ грядущего информационного общества. Рассматриваются функции и значение, которое виртуальный социальный капитал выполняет в процессе социальной информатизации и виртуализации. В статье анализируются свойства и характеристики виртуального социального капитала, его отличия от традиционного экономического, социального и культурного капиталов. Выявляются и эксплицируются формы и разновидности его существования. В данном исследовании применяется социально-конструктивистская методология, основанная на концепции социальных полей П. Бурдье, теория социальной коммуникации Г. Инниса, М. Маклюэна и М. Кастельса. Основным результатом проведенного теоретического исследования стало целостное социально-онтологическое представление виртуального социального капитала в структуре социально-коммуникативных систем. Это, в свою очередь, позволило показать его место и роль в процессе становления грядущего информационного общества, выделить перспективы становления и развития информационной культуры.
Ростовцева М.В., Хохрина З.В. - Социальная адаптация: философские основания исследования c. 89-97

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.5.23230

Аннотация: В статье рассматриваются основные смыслы социальной адаптации в историческом контексте и на современном этапе развития научной мысли. Показана противоречивая природа социальной адаптации и многозначность ее трактовок. Установлена зависимость понимания смысла социальной адаптации от конкретного исторического временного периода. Показано, что адаптация как процесс рассматривается в рамках трех основных научных направлений: естественно-научного, психологического, философского. Философский смысл адаптации раскрывается с точки зрения ее интерпретации как деятельного отношения, которое формируется между личностью и социальной средой и направлено на разрешение возникающих между ними противоречий. методологическим подходом к исследованию социальной адаптации может служить деятельностный подход и его аспекты. С этой точки зрения социальная адаптация имеет двоякую природу, проявляющуюся во взаимодействии двух начал: пассивного (приспособление человека к социальной среде) и активного ( преобразование, подчинение среды). Раскрыта роль социальной адаптации в процессе развития и становления человека в обществе. Показано, что разрешая противоречия, актуализирующие адаптационный процесс, человек тем самым усваивает и приобретает необходимый опыт, позволяющий ему становится полноправным членом общества и успешно социализироваться в нем. Обосновано, что Процесс социальной адаптации - это динамически-деятельностное многофазное «развертывание» личности – особый тип последовательных личностных преобразований в пределах индивидуально «очерченного» диапазона изменчивости, заданного как индивидуальными особенностями, так и требованиями конкретной социальной среды. Это значит, что благодаря социальной адаптации у человека появляется способность к такой активности, которая позволяет найти способ разрешения социальных противоречий при сохранении собственной самоидентичности и с учетом требований социальной среды.
З.У. Омарова - Этноконфессиональная толерантность — фактор социально- политической стабильности государства c. 97-102
Аннотация: наше государство осуществляет свою деятельность в условиях нестабильного, динамичного, сложного и противоречивого мира, многовариантности развития событий, разбалансированности международных отношений, обусловленной кризисным характером нынешнего периода. Анализ современной конфессиональной ситуации в наших странах дает возможность определить ряд тенденций, характеризующих процессы внутри религиозных организаций, возникающие во взаимодействии между ними, а также в их взаимоотношениях с государством и влияющие не только на внутри-конфессиональные и межконфессиональные, но и на политико-экономические отношения в мире. Проблема этноконфессиональной безопасности как предмет социологического анализа предполагает исследование ее антипода — этноконфессиональной угрозы, также имеющей свою систему показателей и критериев. Социологический анализ в этой области должен отличаться широким фронтальным характером, полной и достоверной информацией об особенностях того или иного процесса, связанного с этнической и религиозной идентификацией, этноконфессиональными взаимодействиями и отношениями, для принятия оптимального управленческого решения.
Метлова Т.А. - Гендерная и брачно-семейная проблематика в британской литературе о новой женщине рубежа XIX-XX вв.

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.10850

Аннотация: В статье рассматривается литература о новой женщине, возникшая как отдельное литературное течение в Великобритании на рубеже XIX-XX вв. на фоне стремительного развития феминистского движения и все более углубляющегося гендерного кризиса, символом которого была новая женщина. Литература о новой женщине стала тем пространством, где на рубеже веков развернулась широкая дискуссия по наиболее актуальным вопросам гендерной и брачно-семейной проблематики, а именно по вопросам женственности и положения женщины в семье и обществе, устройству викторианского брака, полу, материнству, женской сексуальности и т.д. Использование герменевтического метода обеспечило целостный анализ литературы о новой женщины и выявление социальной, идейной и аксиологической значимости культурных трансформаций, связанных с феноменом новой женщины. Литература о новой женщине, как и сам феномен новой женщины, мало изучен в российской науке. Будучи важной частью как литературного, так и социокультурного контекста эпохи, литература о новой женщине оказала значительное влияние на мировоззрение современников, способствовала эмансипации женщины и выработке нового более либерального взгляда на женственность, брак и гендерные взаимоотношения в семье и обществе.
Метлова Т.А. - Гендерная и брачно-семейная проблематика в британской литературе о новой женщине рубежа XIX-XX вв. c. 204-216

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.63923

Аннотация: В статье рассматривается литература о новой женщине, возникшая как отдельное литературное течение в Великобритании на рубеже XIX-XX вв. на фоне стремительного развития феминистского движения и все более углубляющегося гендерного кризиса, символом которого была новая женщина. Литература о новой женщине стала тем пространством, где на рубеже веков развернулась широкая дискуссия по наиболее актуальным вопросам гендерной и брачно-семейной проблематики, а именно по вопросам женственности и положения женщины в семье и обществе, устройству викторианского брака, полу, материнству, женской сексуальности и т.д. Использование герменевтического метода обеспечило целостный анализ литературы о новой женщины и выявление социальной, идейной и аксиологической значимости культурных трансформаций, связанных с феноменом новой женщины. Литература о новой женщине, как и сам феномен новой женщины, мало изучен в российской науке. Будучи важной частью как литературного, так и социокультурного контекста эпохи, литература о новой женщине оказала значительное влияние на мировоззрение современников, способствовала эмансипации женщины и выработке нового более либерального взгляда на женственность, брак и гендерные взаимоотношения в семье и обществе.
Владимирова Т.В. - Рост интенсивности социального информационного взаимодействия и особенности современных социальных практик

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.12205

Аннотация: Аналитики, философы утверждают о сжатии социального пространства и времени. Социальную коммуникацию и социальную информацию мы рассматриваем как форму и содержание информационного аспекта социального взаимодействия. Все более расширяется спектр эволюционных механизмов вариации и отбора, доказавших свою пригодность, социально успешных, наследуемых селекций, что ускоряет социальную эволюцию (Н. Луман). Социальные практики, составляющие постсовременность, обретают совершенно иные характеристики. Предметом исследования являются особенности социальных практик, обусловленные ростом интенсивности социального информационного взаимодействия. Теоретико-методологическим основанием исследования являются неоклассическая теория эволюции Н. Лумана, концепт симмуляционного бытия Ж. Бодрийяра, концепция социальности В.Е. Кемерова, идеи Д.В. Иванова, А.Ф. Лосева, З. Баумана, М. Кастельса. Отмечатся, что следствием роста интенсивности информационных потоков являются такие характеристики социальных практик как риск и неопределенность; отвлеченность, дистанцированность и абстрагированность. Сеть, как инструментальная предметная форма деятельности, определяет особенности современной практики в условиях информационных потоков. Она позволяет прорабатывать в различных формах-схемах, по возможности, большое количество связей и отношений. Делается предположение, что эволюция социальной формы деятельности или практики – это рождение, развитие и потенциальное умирание некоторой «рациональной социальности», в основаниях которой лежит увеличение потока информации, представляющей действительность. Социальная практика характеризуется различными формами социальности – абсолютной (институты), относительной (сети), ситуативной и частной (отдельные интеракции), альтерсоциальность (пространство потоков) (Д.В. Иванов). С другой стороны, в основаниях движения в восприятии «имени вещи» (А.Ф. Лосев) как информации лежат различные характеристики интенсивности информационного процесса в порядке возрастания, соответствующие абсолютной, относительной, ситуативной и альтерсоциальности. Отмечается, что особенностью современных социальных практик является колонизация общественного частным (З. Бауман) и направленность к «сетевому, внеисторическому пространству потоков» в ущерб устойчивости общих культурных кодов общества (М. Кастельс).
Владимирова Т.В. - Рост интенсивности социального информационного взаимодействия и особенности современных социальных практик c. 230-242

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.66246

Аннотация: Аналитики, философы утверждают о сжатии социального пространства и времени. Социальную коммуникацию и социальную информацию мы рассматриваем как форму и содержание информационного аспекта социального взаимодействия. Все более расширяется спектр эволюционных механизмов вариации и отбора, доказавших свою пригодность, социально успешных, наследуемых селекций, что ускоряет социальную эволюцию (Н. Луман). Социальные практики, составляющие постсовременность, обретают совершенно иные характеристики. Предметом исследования являются особенности социальных практик, обусловленные ростом интенсивности социального информационного взаимодействия. Теоретико-методологическим основанием исследования являются неоклассическая теория эволюции Н. Лумана, концепт симмуляционного бытия Ж. Бодрийяра, концепция социальности В.Е. Кемерова, идеи Д.В. Иванова, А.Ф. Лосева, З. Баумана, М. Кастельса. Отмечатся, что следствием роста интенсивности информационных потоков являются такие характеристики социальных практик как риск и неопределенность; отвлеченность, дистанцированность и абстрагированность. Сеть, как инструментальная предметная форма деятельности, определяет особенности современной практики в условиях информационных потоков. Она позволяет прорабатывать в различных формах-схемах, по возможности, большое количество связей и отношений. Делается предположение, что эволюция социальной формы деятельности или практики – это рождение, развитие и потенциальное умирание некоторой «рациональной социальности», в основаниях которой лежит увеличение потока информации, представляющей действительность. Социальная практика характеризуется различными формами социальности – абсолютной (институты), относительной (сети), ситуативной и частной (отдельные интеракции), альтерсоциальность (пространство потоков) (Д.В. Иванов). С другой стороны, в основаниях движения в восприятии «имени вещи» (А.Ф. Лосев) как информации лежат различные характеристики интенсивности информационного процесса в порядке возрастания, соответствующие абсолютной, относительной, ситуативной и альтерсоциальности. Отмечается, что особенностью современных социальных практик является колонизация общественного частным (З. Бауман) и направленность к «сетевому, внеисторическому пространству потоков» в ущерб устойчивости общих культурных кодов общества (М. Кастельс).
Н.В. Сторчеус - Между войной и революцией. Статьи Ф.А. Степуна в газете «Армия и флот свободной России» c. 303-315

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62423

Аннотация: Статья содержит краткий анализ статей Ф.А. Степуна, опубликованных им летом 1917 года в газете «Армия и флот Свободной России» и текст соответствующих статей. Несмотря на повышенный интерес к личности философа, указанный период его жизни не отражен в научных исследованиях. Тем не менее, текст статей, не вошедших в сборники его произведений, представляется важным для формирования полного представления о личности философа.
Самарская Е.А. - Триадические формы прогресса

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.3.16102

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является философская идея прогресса в толковании французских и немецких теоретиков Х1Х в. Автор выдвигает гипотезу о различии триадических форм прогресса, обозначающих развитие гуманитарных устройств общества, и прогресса науки и производства. Последние развиваются по восходящей, тогда как в гуманитарных областях на протяжении более двух веков прогресс имел иной (триадический) характер. В результате исследования были выявлены особенности философской триады у французов. У них преобладала схема, ведущая начало от Сен-Симона и означающая переход от "феодально-богословского" общества к "метафизическому" и предполагаемому в будущем "промышленному" обществу. Тем не менее, прогресс у них выглядит как движение к высшему единству естественных наук, производства и гуманитарных сфер общественной жизни. У немцев (Гегель, Маркс) отношение к прогрессу выработано согласно гегелевскому принципу отчуждения и его снятия. Но если у Гегеля эта диалектика раскрывает движение Мирового духа к самопознанию, то у Маркса она раскрывает динамку труда: от нерасчлененного единства рода, где индивид совершенно несамостоятелен, к движению выделения индивида и его собственности из рода и, наконец, к снятию различия между индивидуальным и всеобщим. Сопоставляя французские и немецкие теории прогресса, автор получает возможность установить их единство и различие. В методологическом плане особенно важна идея единства, раскрывающего стремление авторов провести линию от прошлого к настоящему и будущему. Новизна заключается в том, что триадические теории прогресса возникли на заре капитализма, когда он уже зримо вырисовывался, но были живы воспоминания об уходящей эпохе. Отсюда попытки выстроить ценностные нормы будущего при использовании достижений прошлого. Сейчас воспоминания о том прошлом рассеялись, а вместе с ними уходят в прошлое триадическое формы прогресса. Прогресс теперь выглядит как движение по восходящей и касается явлений производства, техники, наук.
Самарская Е.А. - Триадические формы прогресса c. 348-358

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.3.67726

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является философская идея прогресса в толковании французских и немецких теоретиков Х1Х в. Автор выдвигает гипотезу о различии триадических форм прогресса, обозначающих развитие гуманитарных устройств общества, и прогресса науки и производства. Последние развиваются по восходящей, тогда как в гуманитарных областях на протяжении более двух веков прогресс имел иной (триадический) характер. В результате исследования были выявлены особенности философской триады у французов. У них преобладала схема, ведущая начало от Сен-Симона и означающая переход от "феодально-богословского" общества к "метафизическому" и предполагаемому в будущем "промышленному" обществу. Тем не менее, прогресс у них выглядит как движение к высшему единству естественных наук, производства и гуманитарных сфер общественной жизни. У немцев (Гегель, Маркс) отношение к прогрессу выработано согласно гегелевскому принципу отчуждения и его снятия. Но если у Гегеля эта диалектика раскрывает движение Мирового духа к самопознанию, то у Маркса она раскрывает динамку труда: от нерасчлененного единства рода, где индивид совершенно несамостоятелен, к движению выделения индивида и его собственности из рода и, наконец, к снятию различия между индивидуальным и всеобщим. Сопоставляя французские и немецкие теории прогресса, автор получает возможность установить их единство и различие. В методологическом плане особенно важна идея единства, раскрывающего стремление авторов провести линию от прошлого к настоящему и будущему. Новизна заключается в том, что триадические теории прогресса возникли на заре капитализма, когда он уже зримо вырисовывался, но были живы воспоминания об уходящей эпохе. Отсюда попытки выстроить ценностные нормы будущего при использовании достижений прошлого. Сейчас воспоминания о том прошлом рассеялись, а вместе с ними уходят в прошлое триадическое формы прогресса. Прогресс теперь выглядит как движение по восходящей и касается явлений производства, техники, наук.
Королев С.А. - «Норманнский фермент» в контексте концепции псевдоморфного развития России

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.3.10745

Аннотация: В статье в контексте выдвинутой автором концепции псевдоморфного развития России рассматривается вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии властных, технологических матриц, принесенных варягами в населенные славянами и угро-финнами земли во второй половине IX в., и местных, автохтонных практик. Ставится вопрос о роли норманнов (варягов) в становлении и формировании русского государства в тех формах, в которых оно сложилось после утверждения Рюрика в Новгороде и захвата Киева его преемником Олегом. Исследуется вопрос о соотношении аллохтонного и автохтонного в формировании древнерусской государственности, в частности, взаимоотношении великих и племенных князей, а также веча и новой, европоморфной княжеской власти. Автор ставит вопрос о том, в какой мере процессы, связанные с пришествием норманнов (варягов) могут рассматриваться как псевдоморфоза и в какой мере они стали предпосылкой и условием христианизации Руси, которая, что несомненно для автора, была типичным псевдоморфным процессом. Развиваемая в работе концепция псевдоморфности исторического развития России отталкивается от известной теоретизации О.Шпенглера, существенно переосмысленной автором, рассматривающим псевдоморфозу не только как этап или форму развития, в частности, развития России, но и как определенный тип развития. Что касается рассмотрения конкретных исторических сюжетов, то здесь исследователь опирается на широкий круг исторических работ, принадлежащих как классикам отечественной исторической мысли (К.Д.Кавелин, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, С.М.Соловьев), так и на работы советских и российских ученых (В.Б.Кобрин, А.П.Новосельцев, В.В.Пузанов, Б.А.Рыбаков, М.Б.Свердлов, А.П.Толочко, Ф.Б.Успенский, И.Я.Фроянов, А.Л.Юрганов, В.Л.Янин и др.). В частности, большое значения для понимания и интерпретация реалий IX–X вв. имеет анализ соотношения факторов призвания и завоевания в варяжской эпопее и установление динамической связи между ними. В целом же матрица «от призвания – к завоеванию» представляется автору адекватным инструментом интерпретации, разумеется, с учетом множества разного рода нюансов. Автор приходит к выводу, что норманны не принесли с собой некой новой оболочки, в которую после их пришествия была бы заключена прежняя жизнь славянских и угро-финских племен и в которой она обречена была развиваться далее. В этом смысле мы не можем заключить, что «норманизация» Руси стала псевдоморфозой того типа, который был характерен, например, для эпохи Петра I. Пришествие варяжских князей и дружин стало, скорее, ферментом, который стимулировал развитие будущей Руси в определенном направлении. Хотя некоторые моменты псевдоморфного развития прослеживаются уже на этом этапе. Ограниченная, но несомненная норманизация стала предпосылкой создания и оформления того типа власти, при которой только и могло быть востребовано христианство не как местный культ, а как государственная религия. Иными словами, без появления варягов и стимулирования определенных процессов во власти не могло быть осуществлено принятие Русью христианства уже в конце X в.
Королев С.А. - «Норманнский фермент» в контексте концепции псевдоморфного развития России c. 362-382

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.3.64167

Аннотация: В статье в контексте выдвинутой автором концепции псевдоморфного развития России рассматривается вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии властных, технологических матриц, принесенных варягами в населенные славянами и угро-финнами земли во второй половине IX в., и местных, автохтонных практик. Ставится вопрос о роли норманнов (варягов) в становлении и формировании русского государства в тех формах, в которых оно сложилось после утверждения Рюрика в Новгороде и захвата Киева его преемником Олегом. Исследуется вопрос о соотношении аллохтонного и автохтонного в формировании древнерусской государственности, в частности, взаимоотношении великих и племенных князей, а также веча и новой, европоморфной княжеской власти. Автор ставит вопрос о том, в какой мере процессы, связанные с пришествием норманнов (варягов) могут рассматриваться как псевдоморфоза и в какой мере они стали предпосылкой и условием христианизации Руси, которая, что несомненно для автора, была типичным псевдоморфным процессом. Развиваемая в работе концепция псевдоморфности исторического развития России отталкивается от известной теоретизации О.Шпенглера, существенно переосмысленной автором, рассматривающим псевдоморфозу не только как этап или форму развития, в частности, развития России, но и как определенный тип развития. Что касается рассмотрения конкретных исторических сюжетов, то здесь исследователь опирается на широкий круг исторических работ, принадлежащих как классикам отечественной исторической мысли (К.Д.Кавелин, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, С.М.Соловьев), так и на работы советских и российских ученых (В.Б.Кобрин, А.П.Новосельцев, В.В.Пузанов, Б.А.Рыбаков, М.Б.Свердлов, А.П.Толочко, Ф.Б.Успенский, И.Я.Фроянов, А.Л.Юрганов, В.Л.Янин и др.). В частности, большое значения для понимания и интерпретация реалий IX–X вв. имеет анализ соотношения факторов призвания и завоевания в варяжской эпопее и установление динамической связи между ними. В целом же матрица «от призвания – к завоеванию» представляется автору адекватным инструментом интерпретации, разумеется, с учетом множества разного рода нюансов. Автор приходит к выводу, что норманны не принесли с собой некой новой оболочки, в которую после их пришествия была бы заключена прежняя жизнь славянских и угро-финских племен и в которой она обречена была развиваться далее. В этом смысле мы не можем заключить, что «норманизация» Руси стала псевдоморфозой того типа, который был характерен, например, для эпохи Петра I. Пришествие варяжских князей и дружин стало, скорее, ферментом, который стимулировал развитие будущей Руси в определенном направлении. Хотя некоторые моменты псевдоморфного развития прослеживаются уже на этом этапе. Ограниченная, но несомненная норманизация стала предпосылкой создания и оформления того типа власти, при которой только и могло быть востребовано христианство не как местный культ, а как государственная религия. Иными словами, без появления варягов и стимулирования определенных процессов во власти не могло быть осуществлено принятие Русью христианства уже в конце X в.
И.Н. Сиземская - П.Б. Струве об экономической европеизации России c. 449-462

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62648

Аннотация: В статье рассматривается система экономических воззрений П.Б. Струве и в этой связи предложенная им в период увлечения им экономическими идеями Маркса («легальным марксизмом») модель капитализации российской экономики. Идеи этой модели сохранили свою теоретическую и практическую значимость и созвучны сегодняшним проблемам модернизации России.
Ю.В. Олейников - Альтернативы постиндустриальной модернизации c. 628-642

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62664

Аннотация: Современная постиндустриальная модернизация рассматривается как целостный диалектический — противоречивый процесс революционного преобразования всех сторон бытия общества: революция в средствах воздействия человека на окружающий мир (НТР), коренное изменение всей совокупности общественных отношений и трансформация системы представлений человека о его месте и роли в природе и обществе (мировоззрение).
Попов Е.А. - Современная этносоциология и проблемы исследования этнонациональной специфики общественных отношений и культур

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.5.11056

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению роли современной этносоциологии в широком исследовании этнонациональных проблем, затрагивающих широкий круг общественных отношений и связанных с развитием культуры. Особо подчеркнута «ситуация» этносоциологии в связи с междисциплинарным взаимодействием различных социогуманитарных наук и отраслей социологического знания. Обозначение проблем современной этносоциологии как отрасли социологической науки связано с тем, что роль этнических вопросов как таковых значительно актуализируется в различных странах мира и затрагивает почти каждого человека. Основным методологическим подходом выступает междисциплинарный подход, позволяющий представить вопросы этносоциологии в системе современного социально-гуманитарного знания Научная новизна заключается в том, что обосновывается необходимость изучения в рамках этносоциологического исследования не только разносторонних общественных отношений, но и проблем социокультурного характера. Показаны эвристические возможности этносоциологии в изучении таких социокультурных факторов как этничность и ментальность, их влияния на развитие широкого круга социальных явлений и феноменов.
Попов Е.А. - Современная этносоциология и проблемы исследования этнонациональной специфики общественных отношений и культур c. 711-718

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.5.64928

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению роли современной этносоциологии в широком исследовании этнонациональных проблем, затрагивающих широкий круг общественных отношений и связанных с развитием культуры. Особо подчеркнута «ситуация» этносоциологии в связи с междисциплинарным взаимодействием различных социогуманитарных наук и отраслей социологического знания. Обозначение проблем современной этносоциологии как отрасли социологической науки связано с тем, что роль этнических вопросов как таковых значительно актуализируется в различных странах мира и затрагивает почти каждого человека. Основным методологическим подходом выступает междисциплинарный подход, позволяющий представить вопросы этносоциологии в системе современного социально-гуманитарного знания Научная новизна заключается в том, что обосновывается необходимость изучения в рамках этносоциологического исследования не только разносторонних общественных отношений, но и проблем социокультурного характера. Показаны эвристические возможности этносоциологии в изучении таких социокультурных факторов как этничность и ментальность, их влияния на развитие широкого круга социальных явлений и феноменов.
Балаклеец Н.А. - Тело, власть и трансгрессия: концепция органопроекции Э. Каппа и ее современные рецепции

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.6.15070

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является концепция органопроекции, представленная в работе Эрнста Каппа «Основания философии техники», до сих пор полностью не переведенной на русский язык. Автор рассматривает основные положения концепции Каппа в контексте социокультурной и технологической динамики современного общества, уделяя особое внимание феноменам тела, власти и трансгрессии. Привлекая к исследованию рецепции идеи органопроекции, представленные в работах Ф. Ницше, П. Флоренского, Э. Кассирера, М. Маклюэна, автор эксплицирует ее эвристический потенциал и значение для современной философии и культуры. Наряду с общенаучной методологией исследования в статье используются диалектический, герменевтический, психоаналитический методы, а также метод сравнительного анализа философских учений. Новизна исследования заключается в трактовке органопроекции как трансгрессивного процесса, приводящего к нивелированию границ между внутренним и внешним. В концепции органопроекции Э. Каппа имплицитно содержится онтология трансгрессии, которая позже раскроется в неклассической философской мысли. В результате трансгрессии границы человеческого тела расширяются, выходят за собственные пределы, распространяя свою власть на внешнее пространство, ассимилируя и поглощая его. Особый вклад автора заключается в экспликации характеристик феномена тела, представленного в концепции органопроекции, в частности, его гендерных признаков.
Балаклеец Н.А. - Тело, власть и трансгрессия: концепция органопроекции Э. Каппа и ее современные рецепции c. 866-874

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.6.66617

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является концепция органопроекции, представленная в работе Эрнста Каппа «Основания философии техники», до сих пор полностью не переведенной на русский язык. Автор рассматривает основные положения концепции Каппа в контексте социокультурной и технологической динамики современного общества, уделяя особое внимание феноменам тела, власти и трансгрессии. Привлекая к исследованию рецепции идеи органопроекции, представленные в работах Ф. Ницше, П. Флоренского, Э. Кассирера, М. Маклюэна, автор эксплицирует ее эвристический потенциал и значение для современной философии и культуры. Наряду с общенаучной методологией исследования в статье используются диалектический, герменевтический, психоаналитический методы, а также метод сравнительного анализа философских учений. Новизна исследования заключается в трактовке органопроекции как трансгрессивного процесса, приводящего к нивелированию границ между внутренним и внешним. В концепции органопроекции Э. Каппа имплицитно содержится онтология трансгрессии, которая позже раскроется в неклассической философской мысли. В результате трансгрессии границы человеческого тела расширяются, выходят за собственные пределы, распространяя свою власть на внешнее пространство, ассимилируя и поглощая его. Особый вклад автора заключается в экспликации характеристик феномена тела, представленного в концепции органопроекции, в частности, его гендерных признаков.
Е.Н. Струк - Экспликация категории предел в современной философии c. 1077-1082

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.8.63099

Аннотация: В статье преследуется цель расширить методологическую базу социально-философских исследований пределов развития общества. Обозначены проблемные вопросы, связанные с оформлением социально-философского дискурса о пределах развития общества.
Леушкин Р.В. - Виртуальная социальная коммуникация: трансцендентальность или трансгрессия?

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.15786

Аннотация: В данной статье приводится исследование системных и структурных свойств конкретных форм социальной коммуникации, на определенном этапе их становления и развития. Осуществляется сравнительный анализ различных исторических форм социальной коммуникации, представляемой как процессуальная сторона функционирования социально-коммуникативных систем. В частности, выделяется такая форма социальной коммуникации как виртуальная. Рассматривается такие способы ее представления как трансцендентализм и трансгрессия. Первый воплощается в структуралистском подходе к ее исследованию, второй в конструктивистском. Понимание виртуальной социальной коммуникации в данном исследовании опирается на структурно-функциональный и социально-конструктивистский подходы. В ходе исследования эксплицируются такие модусы существования виртуальной социальной коммуникации, как виртуальное социальное пространство и виртуальное социальное время. Устанавливается, что в регуляции виртуальной социальной коммуникации задействованы как структурные, так и конструктивные факторы. Формулируется вывод, согласно которому, дальнейшие исследования виртуальных социальных явлений могут быть продуктивны только в том случае, если учитывается их двойственная природа.
Леушкин Р.В. - Виртуальная социальная коммуникация: трансцендентальность или трансгрессия? c. 1346-1353

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.67048

Аннотация: В данной статье приводится исследование системных и структурных свойств конкретных форм социальной коммуникации, на определенном этапе их становления и развития. Осуществляется сравнительный анализ различных исторических форм социальной коммуникации, представляемой как процессуальная сторона функционирования социально-коммуникативных систем. В частности, выделяется такая форма социальной коммуникации как виртуальная. Рассматривается такие способы ее представления как трансцендентализм и трансгрессия. Первый воплощается в структуралистском подходе к ее исследованию, второй в конструктивистском. Понимание виртуальной социальной коммуникации в данном исследовании опирается на структурно-функциональный и социально-конструктивистский подходы. В ходе исследования эксплицируются такие модусы существования виртуальной социальной коммуникации, как виртуальное социальное пространство и виртуальное социальное время. Устанавливается, что в регуляции виртуальной социальной коммуникации задействованы как структурные, так и конструктивные факторы. Формулируется вывод, согласно которому, дальнейшие исследования виртуальных социальных явлений могут быть продуктивны только в том случае, если учитывается их двойственная природа.
Самарская Е.А. - Раймон Арон. "Идеально-типический" метод рассмотрения индустриальных обществ

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.12883

Аннотация: Предметом исследования в статье является идеально-типический метод Р. Арона в подходе к изучению индустриальных обществ. Он сформировался у него в 50-е годы ХХ века, когда Арон работал над циклом лекций об индустриальных обществах, анализируя их экономику, социальную структуру, политические режимы и культуру. Метод был направлен против идеи линейно-восходящего прогресса общества, которой придерживались многие марксисты того времени, как в Советском Союзе, так и за его рубежами. Метод Арона базировался на сравнении индустриальной политики в разных странах и вычленении типов индустриального роста и потому назывался еще "описательно-генерализующим". Автор обратился к этой теме, чтобы подойти к решению современных вопросов о перспективах взаимодействия разных исторических сообществ. Методология автора состояла, во-первых, в сравнении замысла Арона и его выводов, которые далеко не совпадают друг с другом, во-вторых, в сопоставлении идей либерала Арона со взглядами на те же вопросы представителей французских нетрадиционных левыхю Новизна статьи заключается в обращении к интересному историко-философскому вопросу о борьбе между марксизмом и либеральным видением истории в 50-х годах прошлого века. Автор делает вывод, что Арон хотел разрушить марксистскую идею прогресса, но, в конечном счете, пришел к решениям, которые представляют, как бы, марксизм наоборот: вместо советского социализма, который многие левые считали вершиной истории, Арон сделал такой вершиной западный капитализм. Другой вывод дополняет первый, он касается идеи Арона о гетерогенностикультур в мире. Опираясь на идеи нетрадиционных левых (Элюль, Касториадис), автор показывает, что рационализация современных обществ затрагивает и сферу культуры. Это свидетельствует о сильной идейной оппозиции тезису Арона о независимости национальных культур от индустриального роста.
Самарская Е.А. - Раймон Арон. "Идеально-типический" метод рассмотрения индустриальных обществ c. 1441-1449

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.65536

Аннотация: Предметом исследования в статье является идеально-типический метод Р. Арона в подходе к изучению индустриальных обществ. Он сформировался у него в 50-е годы ХХ века, когда Арон работал над циклом лекций об индустриальных обществах, анализируя их экономику, социальную структуру, политические режимы и культуру. Метод был направлен против идеи линейно-восходящего прогресса общества, которой придерживались многие марксисты того времени, как в Советском Союзе, так и за его рубежами. Метод Арона базировался на сравнении индустриальной политики в разных странах и вычленении типов индустриального роста и потому назывался еще "описательно-генерализующим". Автор обратился к этой теме, чтобы подойти к решению современных вопросов о перспективах взаимодействия разных исторических сообществ. Методология автора состояла, во-первых, в сравнении замысла Арона и его выводов, которые далеко не совпадают друг с другом, во-вторых, в сопоставлении идей либерала Арона со взглядами на те же вопросы представителей французских нетрадиционных левыхю Новизна статьи заключается в обращении к интересному историко-философскому вопросу о борьбе между марксизмом и либеральным видением истории в 50-х годах прошлого века. Автор делает вывод, что Арон хотел разрушить марксистскую идею прогресса, но, в конечном счете, пришел к решениям, которые представляют, как бы, марксизм наоборот: вместо советского социализма, который многие левые считали вершиной истории, Арон сделал такой вершиной западный капитализм. Другой вывод дополняет первый, он касается идеи Арона о гетерогенностикультур в мире. Опираясь на идеи нетрадиционных левых (Элюль, Касториадис), автор показывает, что рационализация современных обществ затрагивает и сферу культуры. Это свидетельствует о сильной идейной оппозиции тезису Арона о независимости национальных культур от индустриального роста.
Нурулла-Ходжаева Н.Т. - Эвристический потенциал философско-культурологического анализа общины в Центральной Азии

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.11.12981

Аннотация: Государства центральноазиатского региона все более испытывают на себе частые кризисные явления. Некоторые из них более очевидны – кризис поколений, воинственность религиозных групп, кризис доверия, который особенно узнаваем среди таджиков после гражданской войны (1992-1997 гг.). Некоторые проявления кризиса можно представить как структурные – проблемы с концепцией национального государства, разногласия между государствами – то есть все те сложности, которые влияют на переоформления общественных социальных отношений. Мы предполагаем, что эти вопросы решаемы, если политические лидеры достаточно интеллигенты и решительны. Кроме того в каждом из государств имеются финансовые возможности для их решения. Однако более глубокий и продолжительный кризис, влиять на который все сложнее – это культурный. Причина в том, что современный мир постоянно проектирует склонность выбирать более радикальные курсы, и идти далее: за рамки морали, за грани культуры. Отсюда потеря традиционной закономерности, которая основывалась на продуманной моральной общинной системе, принятой в Центральной Азии. Ее все активнее пытаются заменить гедонизмом, который уводит от понимания исторических последствий распущенности и вседозволенности. Мы предполагаем, что кризис культуры региона может быть менее болезненным, если в решении всех перечисленных выше проблем будет задействована местная община. Значимостью теоретических и методологических принципов анализа общины имеет две взаимосвязанные стороны: (1) рассматривается не просто индивидуум, а скорее индивидуум социальный, то есть член общины, членство которого ею подтверждается; (2) декларируется важность ряда ценностей, которые в меньшей степени востребованы индивидуалистической философией, таких как солидарность, традиция, добродетель и т.д., — тех этических принципов, которые могутдолжны функционировать и быть задействованы современными социальными акторами. Научная новизна статьи заключается в том, что в нем впервые проводится систематический анализ философско-культурологического потенциала общины в Центральной Азии. Вывод: Народам Центральной Азии нельзя терять общинную культуру и чувство внутреннего баланса. Утратив его, человек заполняет образовавшуюся пустоту товарами или манипулирует идентичностью, фетишизируя это понятие, доводя себя до эйфорийной диссолюции в огромной воображаемой общине. Такая атмосфера способствует распространению и усилению гедонизма и тоталитаризма. Отсюда вытекает необходимость поиска собственной модели глокализации (глобализация + локализация), при которой глобальное не может находиться в оппозиции к общинно-локальному. Речь идет о проектировании нового социально-культурного баланса, который сможет соединить процесс модернизации местных общинных институтов с инновациями глобальной мультикультурной цивилизации.
Нурулла-Ходжаева Н.Т. - Эвристический потенциал философско-культурологического анализа общины в Центральной Азии c. 1592-1604

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.11.65725

Аннотация: Государства центральноазиатского региона все более испытывают на себе частые кризисные явления. Некоторые из них более очевидны – кризис поколений, воинственность религиозных групп, кризис доверия, который особенно узнаваем среди таджиков после гражданской войны (1992-1997 гг.). Некоторые проявления кризиса можно представить как структурные – проблемы с концепцией национального государства, разногласия между государствами – то есть все те сложности, которые влияют на переоформления общественных социальных отношений. Мы предполагаем, что эти вопросы решаемы, если политические лидеры достаточно интеллигенты и решительны. Кроме того в каждом из государств имеются финансовые возможности для их решения. Однако более глубокий и продолжительный кризис, влиять на который все сложнее – это культурный. Причина в том, что современный мир постоянно проектирует склонность выбирать более радикальные курсы, и идти далее: за рамки морали, за грани культуры. Отсюда потеря традиционной закономерности, которая основывалась на продуманной моральной общинной системе, принятой в Центральной Азии. Ее все активнее пытаются заменить гедонизмом, который уводит от понимания исторических последствий распущенности и вседозволенности. Мы предполагаем, что кризис культуры региона может быть менее болезненным, если в решении всех перечисленных выше проблем будет задействована местная община. Значимостью теоретических и методологических принципов анализа общины имеет две взаимосвязанные стороны: (1) рассматривается не просто индивидуум, а скорее индивидуум социальный, то есть член общины, членство которого ею подтверждается; (2) декларируется важность ряда ценностей, которые в меньшей степени востребованы индивидуалистической философией, таких как солидарность, традиция, добродетель и т.д., — тех этических принципов, которые могутдолжны функционировать и быть задействованы современными социальными акторами. Научная новизна статьи заключается в том, что в нем впервые проводится систематический анализ философско-культурологического потенциала общины в Центральной Азии. Вывод: Народам Центральной Азии нельзя терять общинную культуру и чувство внутреннего баланса. Утратив его, человек заполняет образовавшуюся пустоту товарами или манипулирует идентичностью, фетишизируя это понятие, доводя себя до эйфорийной диссолюции в огромной воображаемой общине. Такая атмосфера способствует распространению и усилению гедонизма и тоталитаризма. Отсюда вытекает необходимость поиска собственной модели глокализации (глобализация + локализация), при которой глобальное не может находиться в оппозиции к общинно-локальному. Речь идет о проектировании нового социально-культурного баланса, который сможет соединить процесс модернизации местных общинных институтов с инновациями глобальной мультикультурной цивилизации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.