Философия и культура - рубрика Национальный характер и менталитет
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Национальный характер и менталитет"
Национальный характер и менталитет
Павленко А.Н. - Лицо русской философии
Аннотация: Формулируется проблема существования репрезентативного философа в русской философии.Показано, что лицом русской философии является Ф.М.Достоевский.Анализируются истоки предрассудка о том, что таким лицом может считаться тринеомия "Соловьев,Бердяев,Шпет". Показано влияние идей Достоевского на формирование релятивистских представлений Эйнштейна, в период создания СТО и ОТО;всю философскую традицию экзистенциализма 19-20 столетий.
Кананыкина Е.С. - Педагогика религиозной морали
Аннотация: Великие педагогические эпосы ученых и философов Древнего Востока, Северной Африки, Передней и Средней Азии легли в основу традиций воспитания современного поколения людей, прожи-вающих на данных континентах. Основы этих традиций, их принципы состав-ляют суть исторических и нормативных документов, посвященных идее воспи-тания и обучения. Все современные образовательные системы стран Африки и Востока, нашедшие закрепление в нормативно–правовых актах, строятся на ос-нове дидактических воззрений древности.
Майданов А.С. - Интеллект и образ мышления древних ариев
Аннотация: В статье описываются особенности менталитета ариев. В нем отразились их восприятие и понимание мира, интеллектуальное и духовное отношение к нему. Этому менталитету была присуща ограниченная субъектность. Сознание ариев характеризовалось такими чертами, как федеистичность, объективация ментального, экстраполяция понятия истины на вымысел, сочетание рационального и иррационального. Их интеллект перешел от стадии перцептивного постижения действительности, к стадии ее объяснения и истолкования.
Шилов В.Н. - Российское общество и русская этническая культура
Аннотация: В статье утверждается, что формирование российской гражданской нации является одним из направлений консолидация российского общества. Русская этническая культура рассматривается в качестве основы российской культуры и российской нации. Утверждается тезис, что открытый характер русской и российской культур открывают возможности представителям различных этносов как для приобщения к этим культурам, так и для участия в их развитии.
Шилов В.Н. - Российское общество и русская этническая культура
Аннотация: В статье утверждается, что формирование российской гражданской нации является одним из направлений консолидация российского общества. Русская этническая культура рассматривается в качестве основы российской культуры и российской нации. Утверждается тезис, что открытый характер русской и российской культур открывают возможности представителям различных этносов как для приобщения к этим культурам, так и для участия в их развитии.
Шилов В.Н. - Российское общество и русская этническая культура
Аннотация: В статье утверждается, что формирование российской гражданской нации является одним из направлений консолидация российского общества. Русская этническая культура рассматривается в качестве основы российской культуры и российской нации. Утверждается тезис, что открытый характер русской и российской культур открывают возможности представителям различных этносов как для приобщения к этим культурам, так и для участия в их развитии.
Шилов В.Н. - Российское общество и русская этническая культура
Аннотация: В статье утверждается, что формирование российской гражданской нации является одним из направлений консолидация российского общества. Русская этническая культура рассматривается в качестве основы российской культуры и российской нации. Утверждается тезис, что открытый характер русской и российской культур открывают возможности представителям различных этносов как для приобщения к этим культурам, так и для участия в их развитии.
Слезин А.А., Щупленков О.В. - Российская молодежь эмиграции первой волны как историческое национально-культурное явление
Аннотация: В статье рассматриваются социально-культурные основы создания феномена российского молодежного движения в условиях оторванности от родины. Определены средства, при помощи которых удалось, пускай и на короткий исторический срок, успешно противостоять денационализации подрастающего поколения.
Слезин А.А., Щупленков О.В. - Российская молодежь эмиграции первой волны как историческое национально-культурное явление
Аннотация: В статье рассматриваются социально-культурные основы создания феномена российского молодежного движения в условиях оторванности от родины. Определены средства, при помощи которых удалось, пускай и на короткий исторический срок, успешно противостоять денационализации подрастающего поколения.
Матвеева А.И., Стожко К.П. - Духовная основа характера русского народа
Аннотация: В статье раскрывается духовная основа русского народа. Определяется фундаментальное основание «целостности» личности, которое измеряется её духовностью. Исследуются понятия «дух» и «духовность», опираясь на классическую традицию, идущую от Аристотеля, Платона к Гегелю и далее – к И.А.Ильину, Н.О.Лосскому, В.С.Соловьеву, Е.Н.Трубецкому, П.А.Флоренскому, С.Л.Франку и другим русским религиозным философам – представителям идеал-реализма. Проводится подробный анализ представлений Н.О.Лосского о характере русского народа.
одинцова е.в. - КУЛЬТУРА, БЫТ И ПРАЗДНИК В ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVII ВЕКА
Аннотация: Статья посвящена анализу жизни народа России последней трети XVII века в контексте исторического процесса изменения сознания людей, а также формированию нового уклада общественно-бытовой жизни с элементами заимствования западноевропейской культуры. В ней отражены яркие моменты в бытовой и праздничной жизни русского народа, а также проявленный интерес иностранцев, прибывающих и проживающих в России в последней трети XVII века. Теоретико-методологической базой настоящей статьи послужили историко-культурный и культурологический подходы.
Канарш Г.Ю. - Теория справедливости в зеркале национального характера
Аннотация: В статье предлагается опыт характерологического прочтения современной либеральной теории справедливости (на примере концепций Д. Роулза и Р. Дворкина). Автор стремится показать, что либеральные теории обладают определенной национально-психологической спецификой, которую необходимо учитывать при попытках заимствования результатов западного опыта морально-политической рефлексии.
Разин А.С., Белов А.В. - Этноконфессиональные факторы хозяйствования в постиндустриальном обществе
Аннотация: в статье анализируется генезис философских концепций модернизации через призму хозяйственной деятельности. Рассматривается соотношение модернизационной и постиндустриальной моделей социокультурного развития. Выявляется своеобразие культуры национального хозяйства, задается проблема этноконфессионального хозяйствования.
Амельченко С.Н. - Деконструкция ментального кода российской культуры в контексте глобализации

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7330

Аннотация: В философских работах, направленных на изучение российского менталитета, сложи-лась устойчивая традиция концентрировать внимание на свойственных ему противоречиях и «непреодолимой бинарности», в которой Лотман видел источник саморазрушения отечественной культуры, а Кондаков – наличие «противоупора», позволившего ей просуществовать до к. ХХ в. Между тем, в рассматриваемом ими феномене имеются устойчивые и гармонично сочетающиеся между собой черты, образующие ментальный код российской культуры, который стал ее ценностно-смысловой константой и обусловил уникальность и преемственность ее развития на протяжении всей ее истории. При познании этого кода может быть применена деконструкция как исследовательская стратегия, позволяющая реконструировать его скрытое устройство и осуществить последующую коррекцию его конфигурации в новом историческом контексте. Данный подход в сочетании с методами структурализма и психоанализа позволяет показать, что бинарность была свойственна структуре ментального кода лишь на ранней стадии становления, но затем его устройство обрело трехчастное строение, обеспечившее целостность бытия российской культуры, а также возможность сохранения ею своего достойного положения в мультикультурном мире в условиях глобализации.
М.А. Давтян - Феодальное сознание современной японии c. 0-0
Аннотация:
Т.А. Шеркова - Философия личности в русском персонализме c. 0-0
Аннотация:
Н.Н. Ерофеева - Мифология женщины в представлениях разных народов мира c. 0-0
Аннотация:
А. Шажинбатын - Националный характер и национальные стереотипы c. 0-0
Аннотация: Автор анализирует различные концепции, связанные с определением национального характера и показывает роль национальных стереотипов в оформлении и разрушении национального характера как феномена. Одновременно показаны методы изучения национального характера. Предлагаются типологии личности и их свойств.
Л.А. Дыркова, Л.С. Сысоева - Идентификация российского пути в постсоветском пространстве c. 0-0
Аннотация: Проблема осознания пути развития современной России сегодня так же актуальна, как и сто лет назад. Отказавшись от ценностей коммунистической идеологии, от пролетарского (советского) мессианства с мечтой о построении идеального общества во всём мире, российское общественное мнение озаботилось, а что же предложить взамен. На базе каких ценностей выстраивать новую стратегию развития? Тем более, что явно обозначились просчёты в реформах, проводимых по западному образцу и не учитывающих специфику русского менталитета. Как отметил А.И. Солженицын, чтобы вести такую страну, как Россия, необходимо ощущать всю её многовековую историю. В противном случае, можно потерять больше, чем приобрести взамен.
И.Н. Сиземская - У истоков синтетической парадигмы русского философствования c. 0-0
Аннотация: В статье дается анализ исходных гносеологических установок "синтетической парадигмы" как сущностной характеристики русского философствования, уходящей своим основанием в признание целостного бытия и взаимодополняемость всех форм его постижения - понятийного мышления и образного восприятия, бесстрастной рациональности и "верующего разума", интуиции и мистического мироощущения.
С.А. Королев - Псевдоморфоза как тип развития: случай России c. 0-0
Аннотация: Аннотация. В статье рассматривается роль псевдоморфозы как специфического механизма развития в российской истории. Автор идентифицирует два типа псевдоморфозы – классический, описанный Шпенглером, и органический, представляющий своеобразное зеркальное отражение первого. Особое внимание уделяется роли и месту дисциплинарных технологий в структуре псевдоморфных машин власти. В частности, автор показывает, что вопреки презумпции Шпенглера и ряда ученых, которые использовали его идеи как отправную точку собственного философствования, сфера власти в России характеризовалась не подавлением автохтонного содержания привнесенными извне формами, а, напротив, доминированием сформировавшейся в России макротехнологической структуры над относительно слабыми европоморфными дисциплинарными механизмами. Ключевые слова: псевдоморфоза, цивилизация, дисциплина, дисциплинарные технологии, инверсия, гражданское общество, Шпенглер, Флоренский, Цымбурский, Ахиезер. Контактная информация автора: Королев Сергей Алексеевич Раб. тел. (495) 697-98-93.
А. Шажинбатын - И.Кант об этничности как антропологической проблеме c. 0-0
Аннотация: Аннотация: феномен этничности обычно рассматривается в социальном, культурном или психологическом аспекте. Между тем, по мнению автора статьи, этничность может анализироваться и как сугубо антропологическая проблема. В этом случае осмысление феномена встраивается в целостное антропологическое учение. Эту мысль автор иллюстрирует размышлениями Канта о национальных характерах. Будучи философским антропологом, немецкий философ стремится выявить отношение разных народов к возвышенному и прекрасному
Намжилова Е.С., Цынгуева Д. - Ценностное ядро традиционной культуры бурят как объект социокультурного проектирования c. 1-20

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70059

EDN: IRPZWY

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социокультурного проектирования этнокультурной деятельности на основе актуализации традиционных ценностей и наследия в Агинском Бурятском округе. Территориальная привязка исследования обусловлена тем, что округ исторически развивался как автономное образование, а с 2008 года является административно-территориальной единицей с особым статусом в составе Забайкальского края. С конца ХХ века в округе наблюдается активизация деятельности по развитию этнической культуры, причем часто инициатива проявляется из народа, а реализуется она в виде социокультурных проектов учреждений культуры, образования, некоммерческих организаций. В связи с названными особенностями, а также в свете государственной политики Российской Федерации по сохранению традиционных ценностей, становится актуальным анализ ценностного ядра культуры бурят, которое становится объектом социокультурного проектирования на современном этапе. Для исследования данного вопроса использованы методы внешнего и включенного наблюдения, контент-анализа реализующихся социокультурных проектов; проанализирована научная литература по теме социокультурного проектирования и ценностей культуры бурят. Материалом исследования послужили социальные практики и проекты, реализуемые в Агинском Бурятском округе. Новизна исследования заключается в том, что изучены социокультурные процессы, зарождающиеся в народной среде, инициаторами и исполнителями которых являются родовые общины и социальные группы ровесников. В Агинском Бурятском округе эти социальные группы выступают в качестве субъектов, инициирующих новые социальные практики, направленные на актуализацию и возрождение ценностного ядра культуры. На основе этих практик, возникших в общественной среде, создаются и реализуются социокультурные программы, проекты и мероприятия, которые поддерживаются органами власти, институтами гражданского общества, учреждениями социальной сферы, культуры, образования. В результате проведенного исследования выявлено, что социокультурное проектирование и реализация социально значимых практик по модернизации культурного наследия актуализирует ценности родного языка, преемственности традиций семьи и рода, любви к родной земле, укрепления дружеских связей с земляками и ровесниками.
Писаренко Ю.Н. - «Русская идея» в ситуации постмодерна: современные формы бытования концепта на примере неоевразийства c. 10-17

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.6.38179

Аннотация: Предметом исследования является концепт «русская идея» с точки зрения его трансформации в условиях современной постмодернистской парадигмы. Выявляются характерные маркеры, формирующие современную культурно-историческую и философскую парадигму – анализируется специфика их влияния на концепт «русская идея». Пример современной репрезентации «неоевразийской» версии концепта в интерпретации А. Г. Дугина демонстрирует, как в ситуации постмодерна даже идеи, находящиеся в дискурсивной оппозиции постмодернистским принципам, неизбежно оказываются встроенными в современную парадигму. Ситуация постмодерна определяет специфические формы бытования концепта «русская идея», которые, в свою очередь, являются репрезентативными для анализа явлений, процессов и трансформаций современной русской культуры и исследования ее динамики.    Новизна исследования заключается в анализе «русской идеи» как концепта, обладающего неизменным семантическим ядром, фиксируемым через присутствие сквозных терминов, а также в выявлении характерных типов современных форм бытования концепта – мессианского, консервативно-охранительного, националистического, неоевразийского, политико-идеологического, либерального и других. В статье проанализированы и выявлены закономерности конституирования концепта «русская идея» в условиях постмодернистской парадигмы, исследованы специфические маркеры, характеризующие концепт в ситуации постмодерна. «Русская идея», с одной стороны, противопоставляется постмодерну как аксиологическая антиномия, с другой стороны, выявляются современные маркеры концепта, делающие его частью системы постмодерна.
Чеснокова Л.В. - Концепт тяги-тоски (Sehnsucht) в немецкой культуре

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.6700

Аннотация: В статье рассматривается одно из важнейших понятий немецкой культуры: концепт тяги-тоски (Sehnsucht). Особое внимание уделяется этимологии этого концепта и его интерпретации в философии. Приводятся основные характеристики тоски: неопределенность, беспричинность, неудовлетворимость, связь с бытием. Говорится об амбивалентности, присущей этому чувству. Рассматривается отражение этого концепта в немецкой поэзии и живописи эпохи романтизма.
Чжан Х. - Образ Бориса Годунова в трагедии А.С. Пушкина и в опере М.П. Мусоргского: сравнительный анализ философско-эстетического, психологического и социального компонентов c. 31-40

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.7.33393

Аннотация: Предметом исследования являются образ Бориса Годунова, рассмотренный в трех различных аспектах в одноименной трагедии А. С. Пушкина и в опере М. П. Мусоргского. Цель работы заключается в раскрытии многогранности и сложности образа царя, а также в определении основных черт, свойственных его фигуре в представлении поэта и композитора, что требуется, в первую очередь, для помощи исполнителям в работе над постановкой оперы "Борис Годунов". В исследовании был применен метод сравнительного анализа трагедии и оперы по трем основным категориям: философско-эстетическое основание, психологический портрет, особенности социального окружения и место героя в нем. Основными выводами проведенного исследования является выделение таких важных сторон возможной интерпретации образа царя, как: 1) базовая философская идея, которая кладется в основания всей постановки и таким образом определяющая место Годунова в художественной концепции режиссера и исполнителя; 2) основные психологические черты, которые выходят на передний план и задают эмоциональный тон образа царя Бориса; 3) характер и специфика отношений героя с второстепенными персонажами, которые позволяют углубить как первый, так и второй компоненты определенными чертами в действиях царя. Новизной данного исследования является попытка определения основных направлений работы над художественным образом партии посредством теоретического анализа представлений о заглавном герое рассмотренной драмы Пушкина и оперы Мусоргского. Предполагается, что в созданном между этими великими художниками спектре черт и характеристик Бориса Годунова начинающие артисты смогут найти ключ к своей уникальной интерпретации этой партии.
Пудов А.Г. - Символическая экспликация эволюции этнокультуры: на примере народа саха c. 32-38

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.1.25165

Аннотация: Автор статьи подробно останавливается на символической интерпретации феномена этноса и этнической культуры, что вписывается в конструктивистскую парадигму этнологии. За основу берется наличие уникального вторичного символического спектра сознания, выработанного на этапе этногенеза народа и выполняющего функцию созидания нравственного в человеке. Этническая культура предстает в данном ракурсе социокодом и психоментальным строем, привязанным к традиционной системе жизнеобеспечения, укореняется ритуалом, а ее основополагающим стержнем является мифологически конципированный уникальный спектр этнических символов сознания. Такая метафизико-символическая постановка феномена этноса и его культуры, ставит вопрос о возможности прекращения их существования, в результате разрушения символического спектра вторичных мифологических символов. Новизной работы является вывод о символической природе этноса и его культуры, который эксплицирован способом уникальной интерпретации универсальных для человека любой культуры первичных символов сознания, закладывающих культурный код человека. Этот вторичный после вербальной интерпретации спектр этносимволов представляет культурный код этноса. Для современных народов, не утративших указанные онтологические символические конструкты существует возможность их ренессанса и модернизации. Последняя предстает синтезом символов разных культур, что отражено на примерах современных якутских культурных практик - театре, кинематографе, танце и изящных искусствах.
Стародубцева М.А. - Антиэкстремистские идеи в евразийских работах Н. С. Трубецкого и их отражение в исследованиях Л. Н. Гумилева c. 41-52

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.7.33541

Аннотация: Объектом исследования является проблематика, поднимаемая представителями политико-правового учения евразийства, не утратившая актуальности и значимости и по сегодняшний день, несмотря на то, что история классического евразийства закончилась более 70-ти лет назад. Географическое положение России, её пространственно-временная ориентированность, или, пользуясь термином Петра Николаевича Савицкого, месторазвитие, делает отечественную политико-правовую идеологию обреченной на поиск идей и концепций, связанных с данной характеристикой нашего государства. Предметом исследования выступает актуальность классического евразийства, а именно идеи его основоположника Н. С. Трубецкого, в частности, их антиэкстремистская направленность, более чем современная сегодня. Так же мы хотим сравнить идеи Н. С. Трубецкого и Л. Н. Гумилева и выявить общую антиэкстремистскую позицию.    Основным выводом проведенного исследования является подтверждение нашей гипотезы об антиэкстремистском характере идей Н. С. Трубецкого и Л. Н. Гумилева. Ярким подтверждением является суть "революции в сознании", о которой говорит Трубецкой, и которая состоит в том, что отвергает "пленительные устремления римско-германской цивилизации", объявляя себя "пупом земли", в то время как необходимо понимать, что все культуры эквивалентны тому, что нет высших и низших культур. Н. С. Трубецкой прямо говорит, что "революция в сознании" заключается в свержении идолов эгоцентризма, то есть национального высокомерия и шовинизма. Вторым нашим выводом является подтверждение гипотезы об антиэкстремистском характере евразийских идей Л. Н. Гумилева. Он обосновывал своими аргументами полицентризм по теории этногенеза, основанной на естествознании. Можно сказать, что сама идея этносов, как основной единицы теории Л. Н. Гумилева, уже говорит о достаточно ярко выраженном антинационалистическом и антиэкстремистском характере теории ученого, что вновь подтверждает нашу гипотезу.
Р.М. Алейник - Человек этнический c. 41-49
Аннотация: эпоха глобализации характеризуется парадоксальным сочетанием роста мультиэтнокультурных взаимосвязей, популяционно-генетическим смешением народов и одновременно усилением этнического самосознания. Но вокруг самого понятия «этнос», «нация» в отечественной философии и этнологии идет оживленная полемика между примордиалистами и конструктивистами. В ее составе возникла новая, интерпретативная антропология, исследующая культурные разногласия и культурные смыслы деятельности человека и создаваемых им различных социальных коалиций по сравнению с дискретными единицами антропологического (этнологического) анализа, и их отношения между собой.
Скачёва Н.В. - Фразеология как культурный код к познанию успешной межкультурной коммуникации с деловыми партнерами из Германии c. 42-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.3.25640

Аннотация: Предметом исследования являются аксиологические фразеологизмы как репрезентанты ценностных содержаний немецкой культуры. Понятие аксиологические фразеологизмы появилось совсем недавно. Словари и научные работы не дают определение понятия аксиологический фразеологизм. В нашем исследовании аксиологический фразеологизмы напрямую связан с определением ценностный. Ценностный как точки зрения временного пространства - актуальности использования, так и с позиции понятия ценности как народных ценностей. Ценностные содержания, в свою очередь, отражают смысл и значение ценности немецкого народа. В нашем исследовании мы использовали семиотический подход в исследовании ценностных содержаний через призму аксиологических фразеологизмов. Фразеологизмы, как тексты культуры, кодируют информацию о ценностях народа. Методом опроса – беседа, мы выявили базовые ценности немецкого народа. Ценностные содержания немецкой культуры закодированные в аксиологических фразеологизмах рассказывают нам о смыслах и значениях актуальных ценностей народа. Исследуя ценностные содержания через призму аксиологических фразеологизмов немецкого языка, мы исследуем язык и культуру немецкого народа. В настоящее время актуальность обусловлена непростыми отношениями между Россией и Германией. Поэтому для того, чтобы сохранить деловые отношения между нашими странами, бизнесмены должны изучать культуру и язык делового партнёра. Другие земли, другие законы (andere Länder - andere Sitten) гласит немецкая поговорка. Знание смыслов и ценностных содержаний немецкой культуры может предотвратить непонимание и конфликты в межкультурной коммуникации с немецкими партнерами.
А.С. Разин, А.В. Белов - Этноконфессиональные факторы хозяйствования в постиндустриальном обществе c. 54-65
Аннотация: в статье анализируется генезис философских концепций модернизации через призму хозяйственной деятельности. Рассматривается соотношение модернизационной и постиндустриальной моделей социокультурного развития. Выявляется своеобразие культуры национального хозяйства, задается проблема этноконфессионального хозяйствования.
В.Н. Шилов - Российское общество и русская этническая культура c. 57-63
Аннотация: в статье утверждается, что формирование российской гражданской нации является одним из направлений консолидации российского общества. Русская этническая культура рассматривается в качестве основы российской культуры и российской нации. Утверждается тезис, что открытый характер русской и российской культур открывают возможности представителям различных этносов как для приобщения к этим культурам, так и для участия в их развитии
Б.В. Ятвецки - Роль культурных центров в развитии сотрудничества Израиля и России c. 69-73
Аннотация: в современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных и научных контактов с народами других государств. Многие современные исследователи и политики исходят из того, что культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, предполагает процесс взаимного обогащения новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей
С.А. Королев - От «Апостола» до «Архипелага»: социокультурные трансформации в России c. 72-77
Аннотация: В статье рассматриваются три фазы социокультурной трансформации России — медленное накопление культурного и образовательного потенциала с начала книгопечатания и до начала XX века; сталинская «культурная революция», в ходе которой культурное пространство переструктурируется таким образом, чтобы служить прежде всего полем пропаганды, индоктринации, навязывания господствующей идеологии; наконец, подспудная, скрытая вестернизация, вызревание элементов потребительского сознания в так называемый «период застоя». Окончание последней из названных фаз подводит российское общество вплотную к периоду бурной регенерации утраченной ранее социокультурной ткани («перестройка») и к интернет-революции начала XXI века.
Е.В. Одинцова - Культура, быт и праздник в жизни русского народа последней трети XVII века c. 73-80
Аннотация: статья посвящена анализу жизни народа России последней трети XVII века в контексте исторического процесса изменения сознания людей, а также формированию нового уклада общественно-бытовой жизни с элементами заимствования западноевропейской культуры. В ней отражены яркие моменты в бытовой и праздничной жизни русского народа, а также проявленный интерес иностранцев, прибывающих и проживающих в России в последней трети XVII века. Теоретико-методологической базой настоящей статьи послужили историко-культурный и культурологический подходы.
А.А. Слезин, О.В. Щупленков - Российская молодежь эмиграции первой волны как историческое национально-культурное явление c. 75-84
Аннотация: В статье рассматриваются социально-культурные основы создания феномена российского молодежного движения в условиях оторванности от родины. Определены средства, при помощи которых удалось, пускай и на короткий исторический срок, успешно противостоять денационализации подрастающего поколения.
Чжэн В. - Обозначение красного в русской, французской и китайской лингвокультурах на примере фразеологии и пословиц c. 75-85

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70532

EDN: SLFVSC

Аннотация: Исследование, проведенное в данной статье, направлено на анализ цветовой символики в русской, французской и китайской лингвокультурах с использованием анализа фразеологии и пословиц. Методология исследования основана на сравнительном анализе фразеологических единиц и пословиц, содержащих цветовые компоненты, в указанных языках. В процессе исследования были выявлены как общие, так и уникальные черты в цветовой символике каждой из рассматриваемых лингвокультур. Путем сравнительного анализа фразеологии и пословиц на разных языках удалось лучше понять, как цвет воплощает культурные нормы, мировоззрение и исторические контексты в каждой нации. Это позволило увидеть, какие аспекты цвета особенно значимы для каждой культуры и какие ассоциации и символические значения с ними связаны. Особое внимание уделено анализу различий и сходств в интерпретации цвета в идиоматических выражениях каждого языка. Это позволяет понять, какие культурные и исторические факторы формируют уникальные взгляды и представления о цвете в каждой из рассматриваемых лингвокультур.   Исследование также подчеркивает, что интерпретация цветовой символики в идиоматических выражениях зависит от культурных и исторических контекстов каждого языка.  Идиомы являются отражением коллективного сознания и мировоззрения народа, а изучение цветовых явлений в идиомах помогает лучше понять национальное самосознание и языковую эволюцию. Кроме того, исследование обнаружило, что красный цвет может приобретать различные значения и коннотации в разных языках, несмотря на общие словарные определения. Это указывает на то, что использование и отношение к красному цвету зависят от культурных и исторических особенностей каждой языковой группы. Научная новизна работы заключается в том, что она объединяет лингвистический анализ с анализом культурных особенностей и использует методологию синергетической символики. Этот подход позволяет понять, как взаимодействие различных цветов создает новые символические значения и ассоциации, специфичные для каждой культуры.
А.И. Матвеева, К.П. Стожко - Духовная основа характера русского народа c. 76-84
Аннотация: В статье раскрывается духовная основа русского народа. Определяется фундаментальное основание «целостности» личности, которое измеряется её духовностью. Исследуются понятия «дух» и «духовность», опираясь на классическую традицию, идущую от Аристотеля, Платона к Гегелю и далее — к И.А. Ильину, Н.О. Лосскому, В.С. Соловьеву, Е.Н. Трубецкому, П.А. Флоренскому, С.Л. Франку и другим русским религиозным философам — представителям идеал-реализма. Проводится подробный анализ представлений Н.О. Лосского о характере русского народа.
Винокурова М.А. - Особенности повседневной культуры питания в Республике Саха (Якутия) c. 125-132

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.68824

EDN: JYGTBU

Аннотация: В статье рассматривается содержание человеческого питания, исходя из аксиологического подхода к пониманию культуры: еда может становиться носителем духовности и культурных ценностных смыслов. В связи с чем раскрываются смысловые значения таких понятий, как «культура питания» и «гастрономическая культура». В современной науке повседневная культура питания соотносится с определением «гастрономическая культура», хотя до настоящего времени нет однозначного понимания этого многомерного культурного феномена, который является специфическим атрибутом каждой нации культура. Предметом исследования выступает культура питания в Республике Саха (Якутия). Объектом данного исследования является особенности повседневной культуры питания в Республике Саха (Якутия). Для выявления возможных гастрономических брендов Якутии был проведен пилотный опрос среди жителей Республики Саха (Якутия). Представленная статья актуальна в связи с тем, что в настоящее время в современной культуре наблюдается рост интереса к сфере повседневной культуры питания. Тема еды охватывает все области массовой культуры. Издается множество книг и периодических изданий на кулинарную тематику. Проводятся выставки и конкурсы кулинарного искусства. Активно развивается система общественного питания. И эти вопросы сегодня кажутся актуальными с точки зрения культурологических знаний и заслуживают пристального теоретического изучения.
С.Н. Амельченко - Деконструкция ментального кода российской культуры в контексте глобализации c. 171-181

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62328

Аннотация: В философских работах, направленных на изучение российского менталитета, сложилась устойчивая традиция концентрировать внимание на свойственных ему противоречиях и «непреодолимой бинарности», в которой Лотман видел источник саморазрушения отечественной культуры, а И.В. Кондаков — наличие «противоупора», позволившего ей просуществовать до конца ХХ в. Между тем, в рассматриваемом ими феномене имеются устойчивые и гармонично сочетающиеся между собой черты, образующие ментальный код российской культуры, который стал ее ценностно-смысловой константой и обусловил уникальность и преемственность ее развития на протяжении всей ее истории. При познании этого кода может быть применена деконструкция как исследовательская стратегия, позволяющая реконструировать его скрытое устройство и осуществить последующую коррекцию его конфигурации в новом историческом контексте. Данный подход в сочетании с методами структурализма и психоанализа позволяет показать, что бинарность была свойственна структуре ментального кода лишь на ранней стадии становления, но затем его устройство обрело трехчастное строение, обеспечившее целостность бытия российской культуры, а также возможность сохранения ею своего достойного положения в мультикультурном мире в условиях глобализации.
Дриккер А.С. - Историческая перспектива и проблема национальной самоидентификации

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.4.10595

Аннотация: Особенность российской истории -- регулярное воспроизводство однотипных системных кризисов. Чтобы разорвать порочный круг, реализовать наличный потенциал, требуется, в первую очередь, осознать глубинные внутренние причины подобной зацикленности. Истоки ее следует, конечно, искать в истории, как древней, так и современной, предоставляющей достаточно материала для анализа и поиска конструктивных возможностей разрешения вековечных проблем, центральной среди которых является самоидентификация. Неразрешимость этой проблемы, а как следствие и неопределенность целей и перспектив – результат так и не преодоленного внешнего (западного) влияния, сформировавшего устойчивый комплекс национальной неполноценности. Этот комплекс наиболее явственно обнаруживается на ценностном уровне, и именно на анализ ценностных ориентаций сфокусирована работа. Сравнение наиболее успешных периодов развития страны и культуры приводит к выводу, в поисках выхода не следует, в очередной раз, брать за основу модные, но чужеродные модели. Путь к самоутверждению в глобальном (как и в феодальном) мире -- поиск органичных для своей культуры целей и ценностей, базирующихся на собственном культурном опыте и наследии.
Дриккер А.С. - Историческая перспектива и проблема национальной самоидентификации c. 553-562

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.4.64228

Аннотация: Особенность российской истории -- регулярное воспроизводство однотипных системных кризисов. Чтобы разорвать порочный круг, реализовать наличный потенциал, требуется, в первую очередь, осознать глубинные внутренние причины подобной зацикленности. Истоки ее следует, конечно, искать в истории, как древней, так и современной, предоставляющей достаточно материала для анализа и поиска конструктивных возможностей разрешения вековечных проблем, центральной среди которых является самоидентификация. Неразрешимость этой проблемы, а как следствие и неопределенность целей и перспектив – результат так и не преодоленного внешнего (западного) влияния, сформировавшего устойчивый комплекс национальной неполноценности. Этот комплекс наиболее явственно обнаруживается на ценностном уровне, и именно на анализ ценностных ориентаций сфокусирована работа. Сравнение наиболее успешных периодов развития страны и культуры приводит к выводу, в поисках выхода не следует, в очередной раз, брать за основу модные, но чужеродные модели. Путь к самоутверждению в глобальном (как и в феодальном) мире -- поиск органичных для своей культуры целей и ценностей, базирующихся на собственном культурном опыте и наследии.
Чеснокова Л.В. - Концепт Heim (дом, домашний очаг): убежище от экзистенциального страха в немецкой культуре

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.5.9732

Аннотация: В статье описывается один из важнейших концептов немецкой культуры: Heim (родной дом, домашний очаг). Приводится определение данного концепта, его этимология и традиции его употребления в немецкой культуре. Даются основные характеристики этого концепта с точки зрения немецкого национального менталитета: его эмоциональная наполненность, связь с чувством укрытости, безопасности и психологического комфорта. Кроме того, приводится сравнение данного немецкого концепта с соответствующими терминами в других языках и культурах. Говорится о том, что концепт Heim (родной дом, домашний очаг) отвечает одной из основных человеческих потребностей в наличии своего личного, безопасного пространства, защищающего от ощущения бездомности и чувства экзистенциального страха (Angst). Свой собственный чистый уютный дом для представителей немецкой культуры – это место, где царят покой и порядок, где можно укрыться от тревог и опасностей внешнего мира, получить защиту от хаоса.
Чеснокова Л.В. - Концепт Heim (дом, домашний очаг): убежище от экзистенциального страха в немецкой культуре c. 719-724

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.5.64929

Аннотация: В статье описывается один из важнейших концептов немецкой культуры: Heim (родной дом, домашний очаг). Приводится определение данного концепта, его этимология и традиции его употребления в немецкой культуре. Даются основные характеристики этого концепта с точки зрения немецкого национального менталитета: его эмоциональная наполненность, связь с чувством укрытости, безопасности и психологического комфорта. Кроме того, приводится сравнение данного немецкого концепта с соответствующими терминами в других языках и культурах. Говорится о том, что концепт Heim (родной дом, домашний очаг) отвечает одной из основных человеческих потребностей в наличии своего личного, безопасного пространства, защищающего от ощущения бездомности и чувства экзистенциального страха (Angst). Свой собственный чистый уютный дом для представителей немецкой культуры – это место, где царят покой и порядок, где можно укрыться от тревог и опасностей внешнего мира, получить защиту от хаоса.
Л.В. Чеснокова - Концепт тяги-тоски (Sehnsucht) в немецкой культуре c. 825-833

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62768

Аннотация: В статье рассматривается одно из важнейших понятий немецкой культуры: концепт тяги-тоски (Sehnsucht). Особое внимание уделяется этимологии этого концепта и его интерпретации в философии. Приводятся основные характеристики тоски: неопределенность, беспричинность, неудовлетворимость, связь с бытием. Говорится об амбивалентности, присущей этому чувству. Рассматривается отражение этого концепта в немецкой поэзии и живописи эпохи романтизма.
Сафонов А.Л. - Нация и этнос, как сущностно различные социальные феномены: новая парадигма социогенеза

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12208

Аннотация: Сущностные отношения тождества, различия и противоположности нации и этноса как научных категорий социально-философского дискурса и как реально существующих социальных общностей, определить их онтологические основания. Особенности процессов этногенеза и нациегенеза, включая процессы этнокультурной фрагментации наций в условиях глобализации и мультикультурализации. Роль наций и этносов, как системообразующих социальных субъектов групповой природы, в процессах становления, трансформации и дифференциации современного глобального социума. Теории социогенеза, их системология и методология. Сравнительный социально-философский анализ основных концепций социогенеза в контексте особенностей нации и этноса, как объективно существующих феноменов социальной реальности и как категорий социально-философского дискурса, взятых в процессе их исторического развития. Обоснована гипотеза о качественном различии этноса и нации, как длительно сосуществующих нетождественных социальных общностях, генез которых связан с различными сферами социального бытия: сферы повседневности для этноса и политической сферы для нации. Сравнительный анализ теорий социогенеза показывает, что устойчивый дуализм теоретических подходов к генезу социальных общностей (конструктивизм-примордиализм) отражает нетождественности нации и этноса, как длительно сосуществующих феноменов различной социальной природы.
Сафонов А.Л. - Нация и этнос, как сущностно различные социальные феномены: новая парадигма социогенеза c. 1006-1012

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65291

Аннотация: Сущностные отношения тождества, различия и противоположности нации и этноса как научных категорий социально-философского дискурса и как реально существующих социальных общностей, определить их онтологические основания. Особенности процессов этногенеза и нациегенеза, включая процессы этнокультурной фрагментации наций в условиях глобализации и мультикультурализации. Роль наций и этносов, как системообразующих социальных субъектов групповой природы, в процессах становления, трансформации и дифференциации современного глобального социума. Теории социогенеза, их системология и методология. Сравнительный социально-философский анализ основных концепций социогенеза в контексте особенностей нации и этноса, как объективно существующих феноменов социальной реальности и как категорий социально-философского дискурса, взятых в процессе их исторического развития. Обоснована гипотеза о качественном различии этноса и нации, как длительно сосуществующих нетождественных социальных общностях, генез которых связан с различными сферами социального бытия: сферы повседневности для этноса и политической сферы для нации. Сравнительный анализ теорий социогенеза показывает, что устойчивый дуализм теоретических подходов к генезу социальных общностей (конструктивизм-примордиализм) отражает нетождественности нации и этноса, как длительно сосуществующих феноменов различной социальной природы.
Чеснокова Л.В. - Gemütlichkeit (уют) как один из ключевых концептов немецкой культуры

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.8.6957

Аннотация: Статья рассматривает один из важнейших немецких концептов: концепт уюта (Gemütlichkeit). Особое внимание уделяется этимологии этого слова и истории его употребления в немецкой культуре. Приводятся основные характеристики этого концепта: связь с внутренним миром, душой человека (Gemüt) и с условиями материального окружения. В статье дается анализ социальной стороны этого феномена, а также проводится сравнение данного немецкого концепта с соответствующими терминами в других языках и культурах.
Л.В. Чеснокова - Gemütlichkeit (уют) как один из ключевых концептов немецкой культуры c. 1121-1130

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.8.63103

Аннотация: Статья рассматривает один из важнейших немецких концептов: концепт уюта (Gemütlichkeit). Особое внимание уделяется этимологии этого слова и истории его употребления в немецкой культуре. Приводятся основные характеристики этого концепта: связь с внутренним миром, душой человека (Gemüt) и с условиями материального окружения. В статье дается анализ социальной стороны этого феномена, а также проводится сравнение данного немецкого концепта с соответствующими терминами в других языках и культурах.
Гусаева К.Г. - Общее и особенное в формировании национального и конфессионального в полиэтничном Дагестане

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.4907

Аннотация: В статье исследуется специфика преломления ислама на национальной почве народов Дагестана. Рассматривается соотношение национального и конфессионального в историческом, культурном аспектах, а также их взаимосвязь в современных условиях развития республики.
Гусаева К.Г. - Общее и особенное в формировании национального и конфессионального в полиэтничном Дагестане c. 1447-1452

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.63419

Аннотация: В статье исследуется специфика преломления ислама на национальной почве народов Дагестана. Рассматривается соотношение национального и конфессионального в историческом, культурном аспектах, а также их взаимосвязь в современных условиях развития республики.
Липский В.Н. - Н. Бердяев о дуализме национального самосознания

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.12.16104

Аннотация: Выступают противоречия национального самосознания. Бердяев предлагает ряд антиномий, сквозь призму которых он рассматривает эту противоречивость. В первой антиномии анализируются свойственные русскому духу проявления терпеливости, с одной стороны, и нетерпимости, с другой. В статье показывается проявление терпеливости-нетерпимости в различных сферах бытия русского человека. Другая антиномия звучит: «Россия – самая безгосударственная… страна в мире», с одной стороны, а с другой Россия видится Бердяеву страной с жёсткой государственной структурой. Методологически эта противоречивость детерминирована восточно-западным влиянием, которое, в свою очередь, способствует формированию у русских «мессианского сознания». Анализ дуалистичности национального самосознания представляет интерес не только с точки зрения истории, так как нынче Россия, как и во времена Бердяева, в очередной раз находится на «переломе», и, возможно его идеи о взаимодействии национальных и европейских ценностей позволит по-новому оценить происходящее сегодня.
Липский В.Н. - Н. Бердяев о дуализме национального самосознания c. 1824-1831

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.12.67262

Аннотация: Выступают противоречия национального самосознания. Бердяев предлагает ряд антиномий, сквозь призму которых он рассматривает эту противоречивость. В первой антиномии анализируются свойственные русскому духу проявления терпеливости, с одной стороны, и нетерпимости, с другой. В статье показывается проявление терпеливости-нетерпимости в различных сферах бытия русского человека. Другая антиномия звучит: «Россия – самая безгосударственная… страна в мире», с одной стороны, а с другой Россия видится Бердяеву страной с жёсткой государственной структурой. Методологически эта противоречивость детерминирована восточно-западным влиянием, которое, в свою очередь, способствует формированию у русских «мессианского сознания». Анализ дуалистичности национального самосознания представляет интерес не только с точки зрения истории, так как нынче Россия, как и во времена Бердяева, в очередной раз находится на «переломе», и, возможно его идеи о взаимодействии национальных и европейских ценностей позволит по-новому оценить происходящее сегодня.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.