Философия и культура - рубрика Философия постмодернизма
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Философия постмодернизма"
Философия постмодернизма
Грусман М.В. - Тенденции полистилизма в современной культуре моды
Аннотация: В представленной статье рассматриваются тенденции современной индустрии моды, в частности стремление к полистилизму. Автор обращается к проблеме стилевых прототипов и их значения в мировой и отечественной культуре моды.
Недугова И.А. - ИСКУССТВО, ПОРОЖДАЮЩЕЕ МИФ САМОГО СЕБЯ
Аннотация: В статье представлен авторский подход к анализу культурных процессов. Дано определение диссипативных процессов в культуре. Автор определяет динамику динамических систем, находящихся в состоянии, удаленном от равновесия, формирует диссипативные процессы. Иллюзорное сознание есть результат смешения выраженных в сознании предметных уровней человеческого бытия (принятие одного за другой). В статье представлена классификация диссипативных процессов в культуре.
Недугова И.А. - Архаизация в культуре: рассмотрение феномена
Аннотация: Автором разработаны концептуальные основы процессов культурной динамики: растяжения и сжатия поля культуры. В статье представлен сравнительный анализ понятий «новая архаика» и постмодерн. На основе синергетического, нелинейного подхода рассмотрены закономерности существования системы культуры. Циклы сжатия и растяжения сменяют друг друга. При сжатии системы культуры проявляется феном архаизации, а при растяжении распыление – постмодерн.
Курганова И.Г. - Отражение идеалов и норм постмодернистской парадигмы в религиозно-философском учении Раджниша Ошо
Аннотация: Различные проекты освобождения (человека, сознания, культуры, языка, творчества и т. д.), ставшие нормами постмодернисткой парадигмы, нашли своё отражение в религиозной деятельности и учении индийского мыслителя и мистика Раджниша (Ошо). Принцип неопределенности, являясь одним из главных понятий онтологии и гносеологии постмодернизма, во многом определяет плюралистичность современного восприятия мира. Также как и его предшественники, Ошо пытался создать синтез восточной метафизики и философских идей Запада, но в отличие от них, он выходит за пределы исключительно индийской духовности и инкорпорирует в своё учение духовные практики Китая и Японии. Темы, затрагиваемые Ошо в лекциях, многообразны, а философские концепции синкретичны и эклектичны, его творчество может быть названо одним из провокационных, временами скандальных изводов реформации индуизма в постмодернистской парадигме.
Кузьмина Т.А. - Философия постмодернизма как культурный симптом
Аннотация: В данной статье мы остановимся на некоторых идеях Ж. Делёза и Ф. Гваттари, изложенных ими в основном в их последних, совместно написанных работах. Выбор обусловлен в первую очередь тем, что в этих произведениях наиболее отчетливо видна сугубо философская основа их позиции (Делёз, по оценке некоторых исследователей, является наиболее метафизичным из всех постмодернистов).
Э.М. Спирова - Соотношение смыслы и события c. 0-0
Аннотация:
А.С. Игнатенко - О некоторых этических следствиях философии постмодернизма c. 0-0
Аннотация: В статье предпринимается осуществляется демонстрация позитивных этических импульсов текстов Делёза, Фуко и Деррида. Автор полемизирует с негативным прочтением постмодерна Ф.И. Гиренком, критически рассматривая некоторые положения его работы "Удовольствие мыслить иначе". С этической точки зрения философия постмодерна есть философия новой степени свободы, требующей максимальных творческих усилий и максимальной ответственности.
Н.Н. Ростова - «Человек-хамелеон» и «человек-сгущение» Жиля Делеза c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в своей статье «Мишель Турнье и мир без Другого» Ж. Делез рассуждает о человеке и роли Другого в его бытии на примере истории Робинзона, описанной в 18 в. Д. Дефо и позже в 20 в. М. Турнье. В зависимости от наличия Другого Делез различает два антропологических типа, которые, в свою очередь, продуцируют два различных мира: мир сущностей, систем, порядка и слаженности предметов и смыслов и мир освободившихся стихий, безвременья и беспредметности.
Гайнутдинов Т.Р. - Грядущая книга Жака Деррида c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.12.37118

Аннотация: В статье анализируется тема книги в философии Жака Деррида, а также неизбежность трансформации её привычных форм. Тема книги является центральной, по меньшей мере, в трех текстах Жака Деррида: «Конец книги и начало письма», «Вне книги» и «Грядущая книга». Однако, в процессе, анализа автор выходит за границы этих трех работ философа, помещая проблему «грядущей книги» в более широкий контекст дискурсивных практик Деррида. Книге в той форме, которую мы знаем, и которую мы безошибочно узнаем, угрожает дисперсия, то есть рассеивание её привычной структуры и распад сложившейся целостности. Прежняя тотальность линейного письма, органически связанная с формой книги, уступает место новым формам подачи информации и её архивирования. В настоящей статье автор показывает, как Жак Деррида эксплицитно выстраивает форму «грядущей книги», впуская её в горизонт своего письма, и тем самым, меняя саму его структуру и ткань. Целый ряд текстов Жака Деррида отличает полифоничность, структурная сложность, «загрязненность» цитатами и даже разорванность на отдельные фразы, слова, а подчас и звуки, фонемы, слоги. Всё это приводит к разрушению привычных для нас правил чтения и с необходимостью вынуждает формировать абсолютно новые стратегии восприятия письма и книги, а также всех тек практик, которые с ними неразрывно связаны.
Торопова А.А. - Европейский проект конструирования новой телесности: тело-мутант, тело-без-органов, агендерное тело c. 54-62

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.1.31430

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является введенный в постмодернистский дискурс концепт тело-без-органов. В данной статье выдвигается гипотеза относительно причины возникновения концепта тело-без-органов взамен картезианскому учению о параллелизме души и тела. Культурные практики постмодернизма борются против мышления бинарными оппозициями, которое привело к репрессии телесного начала. На примерах из области искусства и моды показано, как теоретическая модель тела-без-органов находит свое воплощение на практике. В данном исследовании автор использует аналитический, герменевтический и сравнительный методы применительно к приведенным идеям из области философии и искусства. Новизна исследования заключается в интерпретации явлений искусства через концепт тела-без-органов. Концепция крюотического театра Арто вдохновила философов и деятелей искусства на поиски опыта переживания «живого тела». Каннингем перенес принцип случайности из музыки в сферу танца, подорвав привычное представление о теле как иерархической системе с подчиненными центру органами. В коммерческой сфере дом высокой моды Гуччи создал визуальное выражение идеи агендера. Практики раскрепощения в акционистском искусстве направлены на избавление тела от образности. Постмодернисты уверены, что избавление от мышления диадами, от идеи центра и периферии, от принципов иерархичности и телеологичности, столь привычных для всякого сознания, приведет к обновлению телесности и человека как такового, реализуя подлинную ценность европейской культуры – ценность свободы.
М.В. Грусман - Тенденции полистилизма в современной культуре моды c. 92-96
Аннотация: В представленной статье рассматриваются тенденции современной индустрии моды, в частности стремление к полистилизму. Автор обращается к проблеме стилевых прототипов и их значения в мировой и отечественной культуре моды.
Semukhina E.A., Shindel S.V. - Culture and Morality in the Nineteenth Century: The Origins of Modern European Tolerance c. 96-104

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.5.37666

EDN: RSTJJL

Abstract: This publication aims to analyze the economic, social, and cultural phenomena that first appeared in the "era of revolutions" that occurred in the nineteenth to early twentieth centuries. The modern European trend toward tolerance, which is the basis of current social and cultural changes, including in our country, has specific intellectual grounds. The subject of the study was the ideosphere of the nineteenth and early twentieth centuries, including philosophical, economic, and psychological concepts that gave rise to modern trends in these areas. The result of this study was the determination of the reasons that caused the change of the ideological paradigm in Europe. The novelty of the research lies in the fact that, for the first time, the intellectual foundations of the formation of tolerance as an actual socio-cultural phenomenon are analyzed. This article consistently proves that among the first such grounds, it is possible to determine the emergence of machine production and, as a result, the appearance of a mass person with a culture corresponding to them, performing a compensatory and entertaining function. The most important cultural foundation is mainly the intellectual "background" created by the teachings of Friedrich Nietzsche, Karl Marx, and Sigmund Freud. The ideas of Anglo-American pragmatism played a significant role in forming a new morality, which included the denial of religion and its values, giving it a utilitarian character. During the subsequent historical period and at present, these views have become the basis for the creation of the so-called "individual faith," in which religion ceases to be the guide of human life but only serves the needs of the individual. The desacralization of religion leads to the study of different aspects of sexuality, which opens up the possibility for modern thinking about gender. The concept of "natural law" should also be attributed to the intellectual factors of the formation of modern European tolerance.
И.А. Недугова - Искусство, порождающее миф самого себя c. 119-127
Аннотация: В статье представлен авторский подход к анализу культурных процессов. Дано определение диссипативных процессов в культуре. Автор определяет динамику динамических систем, находящихся в состоянии, удаленном от равновесия, формирует диссипативные процессы. Иллюзорное сознание есть результат смешения выраженных в сознании предметных уровней человеческого бытия (принятие одного за другой). В статье представлена классификация диссипативных процессов в культуре.
Т.А. Кузьмина - философия постмодернизма как культурный симптом c. 120-127
Аннотация: В данной статье мы остановимся на некоторых идеях Ж. Делёза и Ф. Гваттари, изложенных ими в основном в их последних, совместно написанных работах. Выбор обусловлен в первую очередь тем, что в этих произведениях наиболее отчетливо видна сугубо философская основа их позиции (Делёз, по оценке некоторых исследователей, является наиболее метафизичным из всех постмодернистов).
И.Г. Курганова - Отражение идеалов и норм постмодернистской парадигмы в религозно-философском учении Раджниша Ошо c. 130-137
Аннотация: Различные проекты освобождения (человека, сознания, культуры, языка, творчества и т.д.), ставшие нормами постмодернисткой парадигмы, нашли своё отражение в религиозной деятельности и учении индийского мыслителя и мистика Раджниша (Ошо). Принцип неопределенности, являясь одним из главных понятий онтологии и гносеологии постмодернизма, во многом определяет плюралистичность современного восприятия мира. Также как и его предшественники, Ошо пытался создать синтез восточной метафизики и философских идей Запада, но в отличие от них, он выходит за пределы исключительно индийской духовности и инкорпорирует в своё учение духовные практики Китая и Японии. Темы, затрагиваемые Ошо в лекциях, многообразны, а философские концепции синкретичны и эклектичны, его творчество может быть названо одним из провокационных, временами скандальных изводов реформации индуизма в постмодернистской парадигме.
Селезнев Е.К. - Номадический субъект как герой кинематографа Алена Рене c. 146-157

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40667

EDN: BYCIUL

Аннотация: Автором работы поднимается о вопрос о феномене номадизма в контексте творчества французского режиссера Алена Рене. Объектом исследования являются ранние произведения режиссера, такие фильмы как «В прошлом году в Мариенбаде», «Хиросима, моя любовь», «Люблю тебя, люблю». Цель работы заключена в ответе на вопрос, как номадические стратегии позволяет автору создавать нелинейные структуры повествования, колеблящиеся знаки и мерцающих персонажей в своих фильмах, и как понимание этих стратегий может помочь зрителям и исследователям в акте дешифровки произведений. Также автором подвергается анализу целый ряд смежных с номадизмом феноменов, таких как ризома, Тело без органов, детерриторизация, ускользание, мерцание. Новизна исследования заключается в применении номадических стратей к кинематографу Алену Рене. Такой подход позволяет использовать актуальную философскую и искусствоведческую призму для изучения нарративных конструкций, внутрикадрового пространства и персонажей. Автором утверждается, что кинематограф Рене может быть рассмотрен через позицию сопротивления формам власти — подавлению и контролю — которая проявляет себя в нарушении традиционных форм повествования и создании расщепленных персонажей. Для изучения упомянутых аспектов творчества Рене автор прибегает к философии Жиля Делеза и Феликса Гваттари. Также автором объясняется позиция современного зрителя и описываются стратегии смотрения, которые могут привести к состоянию наслаждения от взаимодействия с номадическими произведениями.
И.А. Недугова - Архаизация в культуре: рассмотрение феномена c. 151-159
Аннотация: Автором разработаны концептуальные основы процессов культурной динамики: растяжения и сжатия поля культуры. В статье представлен сравнительный анализ понятий «новая архаика» и постмодерн. На основе синергетического, нелинейного подхода рассмотрены закономерности существования системы культуры. Циклы сжатия и растяжения сменяют друг друга. При сжатии системы культуры проявляется феном архаизации, а при растяжении распыление — постмодерн. Разработана система влияния процесса сжатия системы культурного поля на формирование иллюзорного сознания. Представлена концептуальная модель философской рефлексии над иллюзорным сознанием.
С.Н. Амельченко - Модусы должного и сущего в противоречиях модерна и постмодернизма c. 176-186
Аннотация: использование универсалий «сущее» и «должное» позволяет выявить дополни-тельные аспекты в исследовании скрытых противоречий, возникающих в кодах модерна и постмодерна, а также определить основу их решения.
Литвинцева Г.Ю. - Деконструкция в постмодернистских текстах литературы и искусства

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.4.12676

Аннотация: В статье рассматривается деконструкция как ведущая категория постмодернизма и метод построения постмодернистских текстов литературы и искусства, направленных на критику традиционного аналитического мышления, децентрацию различного рода центризмов, снятие бинарных оппозиций, поиск смысловой многозначности. Кроме того, раскрываются и такие признаки текстов, как интертекстуальность, неклассическая трактовка традиций прошлого в ироническом, игровом и пародийном ключе. Автор предпринял попытку выявления общих и специфических черт деконструкции в зарубежных и российских текстах литературы и искусства. В статье на основе анализа философских, культурологических, литературоведческих и искусствоведческих исследований раскрываются черты деконструкции. Сравнительный метод использовался при анализе постмодернистских зарубежных и российских текстов литературы и искусства. Автор пришел к выводу о том, что если в произведениях американских и западноевропейских постмодернистов осуществляется деконструкция идеологии общества потребления, то российские постмодернисты деконструируют потребление советской идеологической продукции. Если американские и западноевропейские постмодернисты прибегают к деконструкции в целях создания свободного игрового пространства, превращения в объект игры важнейших проблем человеческого существования, осмысления традиций в духе демократического плюрализма, то российские постмодернисты осуществляют деконструкцию таких «национальных метанарративов», как «идеологизм», «тоталитаризм», «утопизм» и «литературоцентризм». Они раскрывают наши традиционные «вечные» вопросы нетрадиционными средствами, прибегая к ненормативной лексике, шокирующим натуралистическим и физиологическим описаниям. Вывод о том, что деконструкция выступает средством создания нового языка, способного описать фрагментарный, неупорядоченный, неустойчивый и гиперреальный мир постмодерна, крайне важен для понимания ее сущности и адекватного восприятия и оценке постмодернистских текстов.
Литвинцева Г.Ю. - Деконструкция в постмодернистских текстах литературы и искусства c. 582-592

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.4.66469

Аннотация: В статье рассматривается деконструкция как ведущая категория постмодернизма и метод построения постмодернистских текстов литературы и искусства, направленных на критику традиционного аналитического мышления, децентрацию различного рода центризмов, снятие бинарных оппозиций, поиск смысловой многозначности. Кроме того, раскрываются и такие признаки текстов, как интертекстуальность, неклассическая трактовка традиций прошлого в ироническом, игровом и пародийном ключе. Автор предпринял попытку выявления общих и специфических черт деконструкции в зарубежных и российских текстах литературы и искусства. В статье на основе анализа философских, культурологических, литературоведческих и искусствоведческих исследований раскрываются черты деконструкции. Сравнительный метод использовался при анализе постмодернистских зарубежных и российских текстов литературы и искусства. Автор пришел к выводу о том, что если в произведениях американских и западноевропейских постмодернистов осуществляется деконструкция идеологии общества потребления, то российские постмодернисты деконструируют потребление советской идеологической продукции. Если американские и западноевропейские постмодернисты прибегают к деконструкции в целях создания свободного игрового пространства, превращения в объект игры важнейших проблем человеческого существования, осмысления традиций в духе демократического плюрализма, то российские постмодернисты осуществляют деконструкцию таких «национальных метанарративов», как «идеологизм», «тоталитаризм», «утопизм» и «литературоцентризм». Они раскрывают наши традиционные «вечные» вопросы нетрадиционными средствами, прибегая к ненормативной лексике, шокирующим натуралистическим и физиологическим описаниям. Вывод о том, что деконструкция выступает средством создания нового языка, способного описать фрагментарный, неупорядоченный, неустойчивый и гиперреальный мир постмодерна, крайне важен для понимания ее сущности и адекватного восприятия и оценке постмодернистских текстов.
Михайлов И.А. - Полемика феноменологов по проблемам онтологии и антропологии: «неспособность к разговору» (Гуссерль и Хайдеггер, 1928-1930-е гг.)

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.18527

Аннотация: Предметом исследования являются трансформации, происходящие в немецкой феноменологии 20–30-х гг. и, в частности, как меняется программа обоснования научного знания с ростом популярности антропологии и биологии. Подробно рассматриваются подходы к феноменологическому исследованию, предложенные Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером, а также внутренняя ситуация в феноменологическом сообществе того времени, требующая распределения исследовательских задач между его членами в соответствии с единым планом, идеалом единства воззрений, а также нуждающаяся в институциональном подкреплении. В статье использованы методы и методология историко-философской реконструкции, понятийного анализа, подход с позиций социологии знания. Новизна исследования заключается в разъяснении связи ранней гуссерлевской критики психологизма и антропологическими исследованиями начала века. В статье показывается, что в своей критике Гуссерль не делает различия между «антропологией», «философией жизни» и «экзистенц-философией», однако не находит никаких новых аргументов против этих новых форм философствования и оказывается не в состоянии вступить с ними в содержательную полемику. В статье также показано, что Гуссерль и Хайдеггер исходят из различного понимания того, что для философского исследования оказывается «изначальным»: онтология, строгая наука, или учение о человеке.
Михайлов И.А. - Полемика феноменологов по проблемам онтологии и антропологии: «неспособность к разговору» (Гуссерль и Хайдеггер, 1928-1930-е гг.) c. 593-602

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.67811

Аннотация: Предметом исследования являются трансформации, происходящие в немецкой феноменологии 20–30-х гг. и, в частности, как меняется программа обоснования научного знания с ростом популярности антропологии и биологии. Подробно рассматриваются подходы к феноменологическому исследованию, предложенные Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером, а также внутренняя ситуация в феноменологическом сообществе того времени, требующая распределения исследовательских задач между его членами в соответствии с единым планом, идеалом единства воззрений, а также нуждающаяся в институциональном подкреплении. В статье использованы методы и методология историко-философской реконструкции, понятийного анализа, подход с позиций социологии знания. Новизна исследования заключается в разъяснении связи ранней гуссерлевской критики психологизма и антропологическими исследованиями начала века. В статье показывается, что в своей критике Гуссерль не делает различия между «антропологией», «философией жизни» и «экзистенц-философией», однако не находит никаких новых аргументов против этих новых форм философствования и оказывается не в состоянии вступить с ними в содержательную полемику. В статье также показано, что Гуссерль и Хайдеггер исходят из различного понимания того, что для философского исследования оказывается «изначальным»: онтология, строгая наука, или учение о человеке.
Коптелова Т.И. - Постмодернизм как деконструкция жизни и вызов современной науке

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.15664

Аннотация: Постмодернизм рассматривается в данной статье не только, как феномен современной культуры, определяющий стиль жизни, вкусы и потребности цивилизованного общества, но и как особенность мышления, как вызов научному познанию. Деконструкция (направление постмодернистского критицизма, одно из проявлений глобальной унификации культуры и природы) исследуется с позиции мультинационального подхода, разработанного в отечественной традиции (евразийство 20-30-х гг. ХХ в. и теория этногенеза Л.Н. Гумилева). В данном исследовании представлен анализ современного кризисного состояния науки и предпринята попытка определить его мировоззренческие и социо-культурные причины. Вниманию читателя представлены достижения современной науки в области создания и распространения ГМО как одного из способов унификации биосферы. Достижения европейской цивилизации в распространении «общечеловеческой» культуры и уничтожении национального разнообразия, также очевидны. Наряду с основными методами научного исследования (диалектическим, сравнительным (компаративным) анализом, методом синтеза и историко-философской реконструкции), использовалась евразийская методология изучения социального развития, основанная органическом типе философии истории и теории «локальных цивилизаций. Осознание современных мировоззренческих проблем, определяющих в настоящее время судьбу человечества, - это первый шаг на пути к формированию нового рационализма, в котором найдется место для разнообразных национальных интересов, где возможно сохранить приоритет духовных ценностей и свободу творческого поиска. Развитие научной методологии, основывающейся на органическом типе философии истории и теории «локальных цивилизаций» способствует поиску новых путей преодолению кризиса в современном научном мышлении.
Коптелова Т.И. - Постмодернизм как деконструкция жизни и вызов современной науке c. 882-891

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.67938

Аннотация: Постмодернизм рассматривается в данной статье не только, как феномен современной культуры, определяющий стиль жизни, вкусы и потребности цивилизованного общества, но и как особенность мышления, как вызов научному познанию. Деконструкция (направление постмодернистского критицизма, одно из проявлений глобальной унификации культуры и природы) исследуется с позиции мультинационального подхода, разработанного в отечественной традиции (евразийство 20-30-х гг. ХХ в. и теория этногенеза Л.Н. Гумилева). В данном исследовании представлен анализ современного кризисного состояния науки и предпринята попытка определить его мировоззренческие и социо-культурные причины. Вниманию читателя представлены достижения современной науки в области создания и распространения ГМО как одного из способов унификации биосферы. Достижения европейской цивилизации в распространении «общечеловеческой» культуры и уничтожении национального разнообразия, также очевидны. Наряду с основными методами научного исследования (диалектическим, сравнительным (компаративным) анализом, методом синтеза и историко-философской реконструкции), использовалась евразийская методология изучения социального развития, основанная органическом типе философии истории и теории «локальных цивилизаций. Осознание современных мировоззренческих проблем, определяющих в настоящее время судьбу человечества, - это первый шаг на пути к формированию нового рационализма, в котором найдется место для разнообразных национальных интересов, где возможно сохранить приоритет духовных ценностей и свободу творческого поиска. Развитие научной методологии, основывающейся на органическом типе философии истории и теории «локальных цивилизаций» способствует поиску новых путей преодолению кризиса в современном научном мышлении.
Иферов Р.Г. - Антиномистический монодуализм как эпистемологема нейрофилософии

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.16749

Аннотация: Исследование посвящено проблеме разработки эпистемологии, соответствующей такому направлению философии, как нейрофилософия. Объектом исследования является логико-философский аспект некоторых философских концепций, таких как прагматический гуманизм Фердинанда Шиллера, антиномистический монодуализм С. Л. Франка, анекантавада джайнов, нейрофилософия Пола и Патриции Черчлендов. Предметом исследования является логико-философская концепция являющаяся развитием антиномистического монодуализма, если рассматривать его в логико-философском аспекте. Также ее можно рассматривать как развитие идей англоязычных исследователей анекантавады двадцатого века. Ее эпистемологические и антропологические предпосылки присутствуют в гуманизме Фердинанда Шиллера. В работе над исследованием были использованы такие методы, как логико-философский анализ, логический анализ, типологический анализ. Основным выводом и результатом проведенного исследования является тот, что логико-философские идеи С. Л. Франка, воплотившиеся в антиномистическом монодуализме, могут быть востребованы в современный период и внести значительный вклад в создание эпистемологии современного направления философии - нейрофилософии. При этом рассматриваемая концепция вбирает в себя, в своем развитии, родственные ей идеи. В частности, таковыми являются идеи Саткари Мукерджи и других англоязычных исследователей и популяризаторов анкантавады, а также Фердинанда Шиллера. Новизна исследования состоит в том, что впервые, пусть пока в масштабе наброска, под антиномистический монодуализм как логико-философскую концепцию подведен современный нейрофилософский онтологический базис. При этом был сделан опыт создания для нейрофилософии логико-философской надстройки. Кроме того, был сделан набросок развития рассматриваемой концепции в рамках воспитательной и мировоззренческой функций философии для воспитания нефанатичного мировоззрения.
Иферов Р.Г. - Антиномистический монодуализм как эпистемологема нейрофилософии c. 1323-1333

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.68209

Аннотация: Исследование посвящено проблеме разработки эпистемологии, соответствующей такому направлению философии, как нейрофилософия. Объектом исследования является логико-философский аспект некоторых философских концепций, таких как прагматический гуманизм Фердинанда Шиллера, антиномистический монодуализм С. Л. Франка, анекантавада джайнов, нейрофилософия Пола и Патриции Черчлендов. Предметом исследования является логико-философская концепция являющаяся развитием антиномистического монодуализма, если рассматривать его в логико-философском аспекте. Также ее можно рассматривать как развитие идей англоязычных исследователей анекантавады двадцатого века. Ее эпистемологические и антропологические предпосылки присутствуют в гуманизме Фердинанда Шиллера. В работе над исследованием были использованы такие методы, как логико-философский анализ, логический анализ, типологический анализ. Основным выводом и результатом проведенного исследования является тот, что логико-философские идеи С. Л. Франка, воплотившиеся в антиномистическом монодуализме, могут быть востребованы в современный период и внести значительный вклад в создание эпистемологии современного направления философии - нейрофилософии. При этом рассматриваемая концепция вбирает в себя, в своем развитии, родственные ей идеи. В частности, таковыми являются идеи Саткари Мукерджи и других англоязычных исследователей и популяризаторов анкантавады, а также Фердинанда Шиллера. Новизна исследования состоит в том, что впервые, пусть пока в масштабе наброска, под антиномистический монодуализм как логико-философскую концепцию подведен современный нейрофилософский онтологический базис. При этом был сделан опыт создания для нейрофилософии логико-философской надстройки. Кроме того, был сделан набросок развития рассматриваемой концепции в рамках воспитательной и мировоззренческой функций философии для воспитания нефанатичного мировоззрения.
Яркова Е.Н. - Постмодерн как культура межцивилизационной эпохи.

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.12918

Аннотация: Предметом исследования является цивилизационная принадлежность культуры постмодерна, относительно которой в современной социально - гуманитарной науке имеются существенные разногласия. Автор статьи предлагает идентифицировать культуру постмодерна как феномен межцивилизационной эпохи, эпохи перехода от индустриальной цивилизации к цивилизации постиндустриальной. Межцивилизационная эпоха определяется как эпоха в недрах которой происходит распад прежнего и становление нового порядка. Посредством анализа таких ключевых ценностно-смысловых принципов культуры постмодерна, получающих рефлексивную форму в философии постмодернизма, как деструктурация, децентрация, дереализация, деконструкция, автор демонстрирует межцивилизационную сущность культуры постмодерна как культуры разрушительно-созидательного хаоса. Методология исследования представляет собой синтез герменевтического, аксиологического и системного подходов. Главным теоретическим ориентиром исследования выступает междисциплинарная теория самоорганизации (синергетика), нацеленная на изучение фазовых переходов сложных, открытых систем различной природы из одного устойчивого состояния в другое. Научная новизна предлагаемых идей отражена в основных выводах, которые сводятся к констатации того, что культура постмодерна, будучи семантическим воплощением разрушительно-созидательного хаоса едва ли может служить ценностно-смысловым основанием цивилизационной системной организации того или иного типа, она является культурой межцивилизационной эпохи. Однако культура постмодерна не сводится лишь к транзитивности или паллиативности, помимо ценностей и смыслов уходящей культуры, а также ценностно-смысловых ростков грядущей культуры, она содержит ценностно-смысловые принципы, составляющие ее собственное семантико-аксиологические содержание. Культура постмодерна не единичный случай культуры разрушительно-созидательного хаоса, свойственные ей принципы и характеристики можно обнаружить в других культурах межцивилизационных эпох. Такого рода культуры уместно назвать «лиминальными». Синтез понятий «межцивилизационная эпоха» и «лиминальная культура» представляется перспективным как в теоретическом, так и в конкретно-историографическом плане.
Яркова Е.Н. - Постмодерн как культура межцивилизационной эпохи. c. 1495-1505

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.65542

Аннотация: Предметом исследования является цивилизационная принадлежность культуры постмодерна, относительно которой в современной социально - гуманитарной науке имеются существенные разногласия. Автор статьи предлагает идентифицировать культуру постмодерна как феномен межцивилизационной эпохи, эпохи перехода от индустриальной цивилизации к цивилизации постиндустриальной. Межцивилизационная эпоха определяется как эпоха в недрах которой происходит распад прежнего и становление нового порядка. Посредством анализа таких ключевых ценностно-смысловых принципов культуры постмодерна, получающих рефлексивную форму в философии постмодернизма, как деструктурация, децентрация, дереализация, деконструкция, автор демонстрирует межцивилизационную сущность культуры постмодерна как культуры разрушительно-созидательного хаоса. Методология исследования представляет собой синтез герменевтического, аксиологического и системного подходов. Главным теоретическим ориентиром исследования выступает междисциплинарная теория самоорганизации (синергетика), нацеленная на изучение фазовых переходов сложных, открытых систем различной природы из одного устойчивого состояния в другое. Научная новизна предлагаемых идей отражена в основных выводах, которые сводятся к констатации того, что культура постмодерна, будучи семантическим воплощением разрушительно-созидательного хаоса едва ли может служить ценностно-смысловым основанием цивилизационной системной организации того или иного типа, она является культурой межцивилизационной эпохи. Однако культура постмодерна не сводится лишь к транзитивности или паллиативности, помимо ценностей и смыслов уходящей культуры, а также ценностно-смысловых ростков грядущей культуры, она содержит ценностно-смысловые принципы, составляющие ее собственное семантико-аксиологические содержание. Культура постмодерна не единичный случай культуры разрушительно-созидательного хаоса, свойственные ей принципы и характеристики можно обнаружить в других культурах межцивилизационных эпох. Такого рода культуры уместно назвать «лиминальными». Синтез понятий «межцивилизационная эпоха» и «лиминальная культура» представляется перспективным как в теоретическом, так и в конкретно-историографическом плане.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.