по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 12, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2022
Диалог культур
Котляр Е.Р., Хлевной В.А. - Сельджукский код в культурном ландшафте Крыма c. 1-20

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.12.39248

EDN: XXSYHW

Аннотация: Предметом исследования является сельджукский культурный код в культурном ландшафте Крыма. Объектом исследования является сельджукская стилистика в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Крыма. В статье использованы следующие методы: культурологического (онтологического и семиотического) анализа в расшифровке значений сельджукских элементов, метод историзма в онтологии сельджуков в Крыму, метод анализа предыдущих исследований, метод синтеза в идентификации этнических знаков. В статье рассмотрены следующие аспекты темы: выявлена семантика сельджукского кода в культурном ландшафте Крыма, рассмотрены примеры и способы применения сельджукской стилистики в декоративно-прикладном искусстве и архитектурном декоре модерна и постмодерна. 1. Многонациональный культурный ландшафт Крыма составляют культуры этносов, населявших Крым в разные периоды. Ведущим маркером определения и самоопределения этносов является религия и народная мифология, воплощенная в национальных традициях. Наглядным примером, демонстрирующим этническую идентичность и ее преемственность, является народное искусство. 2. Появление сельджуков в Крыму и широкое распространение сельджукской стилистики, ставшей одной из основных составляющих «крымского стиля» в архитектуре модерна и постмодерна, не случайно и обусловлено многовековыми этническими миграциями и взаимовлиянием культур. Сельджукский стиль, таким образом, перестает быть чисто этнической принадлежностью, и становится частью культурного ландшафта Крыма, используемой в декоре независимо от этнического происхождения автора/владельца. 3. Особым вкладом авторов в исследование является выделение и обоснование сельджукского кода как одного из основных в крымской стилистике. Научная новизна исследования состоит в семиотическом и стилистическом анализе сельджукского кода в культурном ландшафте Крыма.
Философия религии
Баринов Н.Н. - Марксизм-ленинизм и христианство: «успехи» коммунистической власти в России c. 21-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.12.39453

EDN: WGDWUY

Аннотация: В данной статье производится анализ успехов власти коммунистической партии в России и методов их достижения с точки зрения православного христианства. Актуальность исследования обусловлена тем, что эта тема прямо связана с устройством общества, и по данному вопросу ведутся (часто острые) дискуссии. В настоящей работе проводится историко-богословский анализ изучаемой темы на основе критического исследования работ В. Ленина, его ближайших соратников, историко-богословских работ и исторических документов по изучаемому вопросу. В данной статье производится попытка представить системный анализ исследуемого предмета, проводится апелляция к оппонентам. Новизна исследования заключается в том, что многие документы впервые анализируются в связи с изучаемой темой. Также более подробно и систематично, по отношению к имеющимся трудам выполняется анализ данного предмета. Целью работы является критическое изучение исторических документов, а также историко-философских трудов по исследуемому вопросу. В статье делается вывод, что методы достижения успехов большевиков в России несовместимы с христианством. Кроме того, атеистическое строительство подобно постройке Вавилонской башни, остановленной Богом, т. е. с точки зрения Православия успехи большевизма нельзя назвать успехами, и миллионы душ, насильно оторванных от Бога в результате насаждения атеизма многократно перечеркивают все достижения СССР.
Лощенков А.В. - Геше Туптен Пелсанг и его вклад в доказательство аутентичности ламрима Дже Цонкапы c. 56-65

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.12.39458

EDN: UQGTSB

Аннотация: Статья посвящена тибетоязычному труду современного тибетского мастера геше Туптена Пелсанга «Компиляция сутр для синтеза пути к просветлению со ссылкой на темы, изложенные в "Большом Ламриме"» (lam rim chen mo'i sa bcad kyi zur rgyan mdo btus lam sgrig). Установлено, что это первый риме (внесектарный) Ламрим, основанный исключительно на выдержках из Слова Будды (Кангьюр) и не использующий свод буддийских шастр ‒ Тенгьюр. Существуют разнообразные тексты, собирающие вместе наставления переданные Буддой Шакьямуни. Определено, что в данном случае рассматривается такой вид жанра, как антология (btus-pa). Она представляет собою тематическую подборку и приведение в определенном порядке цитат Слова Будды, но при этом выражает некое мнение и творчество самого автора. Вместе с тем, выявлено, что труд опирается на структурное изложение этапов пути к просветлению согласно «Большому Ламрим» Дже Цонкапы. Определено, что обоснование правильности положений ламрима (поэтапного пути), автор выводит не из логической аргументации, а проводит за счет полного цитирования подходящего по смыслу части текста канона. Исходными изданиями для цитирования являются Кангьюр издания Нартанг (snar-thang) и Дерге (sde-dge).
Кафедра
Авдеева В.В. - Основные подходы в искусствоведческой экспертизе наивного искусства: позиции западноевропейских и отечественных исследователей c. 66-78

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.12.39498

EDN: QIYBBB

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является наивное искусство, одно из важных художественных направлений ХХ - начала XXI вв. Объектом исследования становится основные подходы экспертов к изучению наивного искусства. На первом этапе: 1930–1950е гг. – сложился исторический подход, который связан с определением наивного искусства как одной из форм любительства, «хобби». На втором этапе – 1960–1990-е гг. рассматривается традиционный подход, который включает рассмотрение наивного искусства в качестве отдельного художественного направления. Новаторский подход: 1990–2000-е гг: определяется изучением наивного искусства с точки зрения искусства аутсайдеров. Основным вкладом исследования становится определение критериев наивного искусства как отдельного направления, так и в контексте целого спектра направлений непрофессионального искусства. К их числу относится самодеятельное творчество, наивное искусство, «художники-пограничники», ар брют, искусство аутсайдеров. Определяются их основные признаки. Новизной исследования является обобщающий анализ представленных подходов изучения наивного искусства ХХ века, уточнены и описаны основные критерии наивного искусства. При проведении его атрибуции и экспертизы позволит наиболее точно и полно давать искусствоведческую оценку, говорить о подлинности, авторстве, исторической ценности конкретных произведений наивного искусства.
Вечерина О.П. - Джордж Углоу Поуп — пандит, философ, миссионер c. 79-89

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.12.39477

EDN: STMVHP

Аннотация: В статье рассматривается биография и основные научные достижения одного из основоположников тамильских исследований Дж. У. Поупа. Его многолетняя подвижническая деятельность на ниве индийского просвещения, создание базовых учебников и хрестоматий литературного тамильского языка, по которым учились многие поколения школьников и студентов, а также перевод основополагающих памятников древней и средневековой тамильской литературы снискали заслуженный почет и уважение со стороны тамилов, для которых он — национальный герой. Его выявление и исследование основных идей шайва-сиддханты на материале биографии и поэм тамильского поэта-бхакта Маниккавасахара с использованием трактатов «Тируварутпайян» и «Сиваппиракасам» Умапати Шивачарьи (все они были впервые введены им в академический дискурс) во-многом сохранили свое научное значение и сегодня.   Впервые в российской тамилистике показано, что Поуп был одним из первых, кто осознал ценность философии тамильской шайва-сиддханты для понимания южноиндийского шиваизма. В статье подробно рассматривается анализ основных положений и ключевых идей шайва-сиддханты, впервые сформулированных Поупом на основе компаративного метода, что позволило ему вовлечь в научный оборот как ранее не издававшиеся и до него никем не исследовавшиеся трактаты основного автора щайва-сиддханты Умапати Шивачарьи, так и священные писания индуизма, в сравнении с христианской религией, включая гностиков и апокрифы. В заключении автором кратко охарактеризованы основные научные достижения Поупа, которые повлияли не только на развитие академической тамилистики, но и на национальное самосознание тамилов, осознание ими своей уникальной идентичности, ценности и самобытности собственной культуры.
Этика
Платонов Р.С. - История изучения этики Аристотеля в Институте философии РАН c. 90-105

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.12.39549

EDN: PCJJAO

Аннотация: Статья посвящена 100-летнему юбилею Института философии РАН (ИФРАН), прошедшему в 2021 году. Цель статьи – дать обзор вклада ИФРАН в исследование этики Аристотеля в рамках отечественного аристотелеведения, отметить основные работы сотрудников ИФРАН в этой области. Материал статьи направлен не только на подведение итогов к знаменательной дате, но может быть использован в качестве вспомогательного ориентира в отечественной исследовательской литературе всеми интересующимися этикой Аристотеля. В статье рассматриваются статьи и монографии сотрудников ИФРАН, делаются краткие характеристики высказанных в них наиболее значимых идей, анализируется общий процесс развития исследований этики Аристотеля в ИФРАН. Результатом проведенного исследования является выявление двух направлений в изучении этики Аристотеля сотрудниками ИФРАН – философско-теоретического и историко-философского. В рамках первого направления выделяется также два типа: направленные на теоретическую реконструкцию самого учения Аристотеля о морали и обращающиеся к трудам Аристотеля в поиске современно значимых концепций. Второе направление представлено переводческой работой, структурным и сравнительным анализом текстов Аристотеля с целью максимально точного их воспроизведения и прояснения отдельных понятий и высказываний. Основным выводом проведенного исследования является утверждение о том, что в ИФРАН пока не сложилось целостной школы в подходе к изучению этики Аристотеля, а также, что два обнаруженных направления исследований реализуются отдельно друг от друга. Однако в обоих направлениях исследователи исходят во многом из анализа философского языка Стагирита, что делает не только историко-философские работы значимыми для философско-теоретических, но и наоборот. Также, несмотря на относительно небольшую историю, изучение этики Аристотеля в ИФРАН имеет систематический характер, в него вовлечены все поколения сотрудников, что обещает его дальнейшее успешное развитие.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.