по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 12, 2018
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 10-01-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2018
Этика
Бабанов А.В. - Понятие нигилизма в философии Ницше и Хайдеггера. Этический аспект мышления Хайдеггера. c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.12.27905

Аннотация: Статья посвящена анализу понятия нигилизма в философии Ницше и Хайдеггера и этического аспекта мышления Хайдеггера. Делается акцент на выявлении многозначности понятия нигилизма у обоих философов, на различии в его понимании. Исследуются особенности интерпретации Хайдеггером метафизики как нигилизма, рассматривается вопрос о сущности мышления, превосходящего метафизику. Освещается этический аспект мысли Хайдеггера, чтобы показать те ее особенности, которые, возможно, и привели философа к участию в национал-социалистическом движении. В статье используется метод сравнительного анализа философских позиций мыслителей, комплексный анализ имеющихся источников по теме. Нигилизм Ницше как переоценка ценностей происходит внутри категориальной сетки морального платонизма, который Ницше только "переворачивает". Поэтому его философия жизни является переосмыслением оснований морального бытия человека. В отличие от Ницше, Хайдеггер понимает нигилизм как мышление, не ставящее вопроса о ничто, то есть как метафизику. Для Хайдеггера преодолеть метафизику – значит углубиться в мышление бытия. Особенность философии Хайдеггера в том, что человек, свобода, долг, ответственность понимаются в ней исключительно в свете мышления бытия, вне идеи субъекта морали. Этика возможна как подлинное «местопребывание» при истине бытия, послушность ему. Опасность такого «этоса» не только в том, что мысль, ответствующая бытию, подвержена заблуждению, но и в том, что, преодолевая метафизику субъекта на пути к изначальному мышлению, мы можем потерять идею самого себя как ответственного начала своей жизни, в горизонте которой все сделанное и сказанное нами имеет характер личного выбора и решения.
Философия культуры
Винокурова М.А. - Особенности развития гастрономической культуры в Республике Саха (Якутия) c. 18-27

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.12.28456

Аннотация: Целью данного исследования является изучение особенностей развития гастрономической культуры в Республике Саха (Якутия) и разработка рекомендаций для его дальнейшего развития. Предметом исследования выступает объекты общественного питания г. Якутска. Объектом данного исследования является гастрономическая культура. В статье рассматриваются научные подходы к понятию «гастрономическая культура». Особое внимание уделяется ресурсам Республики Саха (Якутия) в контексте развития гастрономической культуры. Дается краткая характеристика ресурсов. Для решения поставленной задачи был проведен пилотный опрос. Интерес к исследуемой проблеме на данном этапе проявили 104 жителя г. Якутска. На основании анализа результатов опроса были разработаны рекомендации для дальнейшего развития гастрономической культуры на территории Республики Саха (Якутия). В работе были использованы социологические методы исследования: полуструктурированное интервью и анкетирование. Для решения поставленной задачи было проведено пилотное анкетирование. С целью изучения общественного мнения по отношению жителей г. Якутска к национальной кухне и изучения перспектив развития гастрономической культуры в регионе проведен социологический опрос. Представленная статья актуальна в связи с тем, что в настоящее время в современной культуре наблюдается рост интереса к сфере повседневной культуры питания. Тема еды охватывает все области массовой культуры. Издаются многочисленные книги и периодические издания кулинарной тематики. Проходят выставки и конкурсы кулинарного искусства. Активно развивается система общественного питания.А эти вопросы сегодня представляются актуальными с позиций культурологического знания и заслуживают пристального теоретического изучения.
Методология философского знания
Михайлов И.А. - Шелер в тени феноменологии Гуссерля c. 28-39

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.12.28481

Аннотация: В статье дается краткая характеристика философского развития Макса Шелера в «дофеноменологический» период его творчества; описываются обстоятельства философской встречи с Эдмундом Гуссерлем. Новизна проведенного анализа заключается в выявлении основных параметров понимания Шелером феноменологии: как «контакта с миром», как онтологии. Разъясняются причины негативного отношения Шелера к теории познания и к выяснению «критериев» познавательной деятельности. Показаны границы применимости феноменологической редукции по Шелеру: персональность человека. Вместе с тем, редукция может трактоваться у Шелера, как духовная практика, как вид аскезы или, в целом, редукция понимается Шелером как моральное поведение. В статье использованы методы и методология историко-философской реконструкции, понятийного анализа, подход с позиций социологии знания. На основании проведенного анализа делаются следующие выводы. Изначально опираясь на традицию неокантианства и философии жизни, Макс Шелер, при знакомстве с феноменологией Гуссерля, позитивно воспринимает идею эйдетической редукции (усмотрения сущности), в ограниченном объеме соглашается с редукцией феноменологической (использует ее только для отвлечения от фактической конкретности рассматриваемого феномена) и категорически отказывается принимать идею абсолютного сознания.
Философия науки
Чернышов И.А. - Технонаучные основания производства знания в современных компьютерных науках c. 40-46

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.12.28352

Аннотация: В статье рассматривается трансформация производства научного знания в современных компьютерных науках. Кратко описывается феномен технонауки, а также основные особенности технонаучной модели производства научного знания. Обсуждается концепция двоичного кода как основа, определяющая появление компьютерных наук, благодаря синтезу фундаментального и прикладного аспектов знания. Описание концепции квантовых компьютеров также используется для доказательства взаимозависимого взаимодействия практических и теоретических исследований в современных компьютерных науках. Уделяется внимание месту криптографии в компьютерных науках. Для демонстрации существования особенностей технонауки исследуются современные малые и крупные высокотехнологичные компании. В качестве методологии исследования используется технонаучный подход. Рассматривается уровень близости фундаментальных и прикладных исследований в компьютерных науках, роль научных исследований в бизнес-процессах высокотехнологичных компаний, а также влияние социологического и экономического факторов в научных исследованиях. В конечном результате мы приходим к тому, что синтез теоретических и прикладных исследований становится ключевым моментом в развитии компьютерных наук. Плодородное развитие современного научного знания в компьютерных науках наблюдается именно в высокотехнологичных компаниях, а социальный и экономический контекст приобретает важную роль в исследовании трансформации научного знания.
Социальная философия
Зонова А.А. - Некоторые методологические проблемы исследования процесса социализации c. 47-53

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.12.28425

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются методологические проблемы исследования социализации в социально-философском аспекте. выделяются две основные группы проблем: связанные с поиском сущности и смысла социализации, а также дифференциации этого процесса от процессов развития и социальной адаптации. Обосновывается, что основной методологической трудностью изучения социализации являются непрерывные трансформации социальной среды, вследствие которых ученые не успевают зафиксировать и описать актуальные аспекты становления личности и ее особенности в конкретный исторический период времени. в основе методологии лежит диалектический метод, метод дедуктивного анализа, показаны перспективные эвристические возможности диалектики общего, особенного и единичного для решения методологических проблем исследования социализации Выделены две основные группы проблем: связанные с определением сущности и смысла понятия социализации и связанные с его дифференциацией от ряда других, близких по значению категорий. Определена основная трудность в определении сущности, онтологии процесса социализации, заключающаяся в воздействии объективных факторов среды, ее постоянных, непрерывных изменений, кардинальных изменений в самой системе «человек-общество», что затрудняет выработку единой системной методологии ее изучения. Кроме того, процесс социализации необходимо отличать от близких по смыслу процессов развития и социальной адаптации, что, безусловно, эмпирически трудновыполнимо, но теоретически возможно, используя философскую систему категорий общего, особенного и единичного. В качестве основного методологического вектора исследования социализации, предложена тенденция рассматривать данный процесс в системе взаимосвязей, взаимодействий, принципов отношений человека с окружающей средой, которые определяют его деятельность в обществе и характеризуют его как деятельного субъекта общественной жизни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.