Статья 'Особенности развития гастрономической культуры в Республике Саха (Якутия)' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Особенности развития гастрономической культуры в Республике Саха (Якутия)

Винокурова Марфа Александровна

Старший преподаватель, кафедра социально-культурного сервиса и туризма, Институт языков и культур народов Северо-Востока РФ Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

677000, Россия, республика Саха (якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, каб. 202б

Vinokurova Marfa Aleksandrovna

Senior Educator, the department of Socio-Cultural Service and Tourism, Institute of Languages and Cultures of the Peoples of the Northeast Region of the Russian Federation, Ammosov North-Eastern Federal University

677000, Russia, respublika Sakha (yakutiya), g. Yakutsk, ul. Kulakovskogo, 42, kab. 202b

vinokurova.21@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2018.12.28456

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-2018


Дата публикации:

25-12-2018


Аннотация: Целью данного исследования является изучение особенностей развития гастрономической культуры в Республике Саха (Якутия) и разработка рекомендаций для его дальнейшего развития. Предметом исследования выступает объекты общественного питания г. Якутска. Объектом данного исследования является гастрономическая культура. В статье рассматриваются научные подходы к понятию «гастрономическая культура». Особое внимание уделяется ресурсам Республики Саха (Якутия) в контексте развития гастрономической культуры. Дается краткая характеристика ресурсов. Для решения поставленной задачи был проведен пилотный опрос. Интерес к исследуемой проблеме на данном этапе проявили 104 жителя г. Якутска. На основании анализа результатов опроса были разработаны рекомендации для дальнейшего развития гастрономической культуры на территории Республики Саха (Якутия). В работе были использованы социологические методы исследования: полуструктурированное интервью и анкетирование. Для решения поставленной задачи было проведено пилотное анкетирование. С целью изучения общественного мнения по отношению жителей г. Якутска к национальной кухне и изучения перспектив развития гастрономической культуры в регионе проведен социологический опрос. Представленная статья актуальна в связи с тем, что в настоящее время в современной культуре наблюдается рост интереса к сфере повседневной культуры питания. Тема еды охватывает все области массовой культуры. Издаются многочисленные книги и периодические издания кулинарной тематики. Проходят выставки и конкурсы кулинарного искусства. Активно развивается система общественного питания.А эти вопросы сегодня представляются актуальными с позиций культурологического знания и заслуживают пристального теоретического изучения.


Ключевые слова:

гастрономическая культура, гастрономический туризм, национальная кухня, еда, кулинарный туризм, культура питания, гастрономический фестиваль, туристские ресурсы, Якутия, кухня народов

Abstract: The goal of this research is the examination of the peculiarities of development of gastronomic culture in the Sakha Republic (Yakutia) and formulation of recommendations for its future advancement. The subject of this work is the foodservice in Yakutsk. The object of this article is the gastronomic culture. The author considers the scientific approaches towards the concept of “gastronomic culture”. Special attention is given to the resources of Sakha Republic (Yakutia) in the context of advancement of gastronomic culture. Brief characteristic of the resources is provided. For solution of the set objective was conducted pilot survey, involving 104 residents of the city of Yakutsk. Based on the results, the author formulated recommendations for further development of gastronomic culture in the Sakha Republic (Yakutia). The sociological methods, such as semi-structured interview and questionnaire, were applied in the course of this research. In order to learn the relation of Yakutsk residents to national cuisine and prospects for development of gastronomic culture in the region, the author carried out sociological survey. This article is relevant due to the fact that modern culture demonstrates growing interest in the sphere of food culture. The food theme grasps all areas of mass culture; festivals and competitions of culinary art gain popularity, so as the foodservice. Therefore, these questions are relevant from the perspective of culturological knowledge and deserve careful theoretical study.


Keywords:

gastronomic culture,, gastronomic tourism, national cuisine, food, culinary tourism, food culture, gastronomic festival, tourist resources, Yakutia, peoples cuisine

Введение

При знакомстве с любой страной человек непосредственно сталкивается с ее культурой. Вне всякого сомнения, традиционный способ производства пищи и ритуалы ее принятия являются важнейшим элементом материальной культуры любого этноса. Люди, в разных национальных культурах питаются по-разному. Так, существует утверждение: «хочешь узнать культуру страны – попробуй ее на вкус».

Гастрономическая культура это актуализированный в современной культуре вид, характеризующийся организацией посещения территорий конкретных этнических групп, имеющих особенную, уникальную культуру питания, отличающуюся от подобной культуры других народов и выполняющий преимущественно познавательную, рекреационную, (возможно гедоническую) и функцию продвижения территории.

Основная часть

До настоящего времени в науке не сложилось четкого единого понятия, характеризующего сущность гастрономической культуры. Нет ни одной работы, посвященной исследованию этого термина. Поэтому приходится выявлять его значение исходя из его контекста употребления, а также из этимологии. Это связано с отсутсвием теоретического осмысления гастрономической культуры. Надо отметить то, что она изучается преимущественно на эмпирическом уровне. Так, в специальной литературе встречаются такие определения как: «culinarytourism»«кулинарный туризм», «food tourism» «продовольственный туризм», «gastronomictourism» гастрономический туризм 15[2, с. 156].

Продовольственный, дегустационный, кулинарный, пищевой, винный, пивной и др. это все разновидности гастрономического туризма. Впервые термин «culinary tourism» был введен в обращение в 1998 г. доцентом кафедры народной культуры в Университете Bowling Green, штат Огайо (США) Л. Лонгом для выражения идеи о том, что люди познают другие культуры через местную пищу.

Термин «гастроном» происходит от греческих слов gaster желудок и nomos закон и имеет два значения: «знаток и любитель вкусной еды, гурман» и «гастрономический магазин».

Гастрономическая культура - это система включающая, три основных элемента: 1. культура приготовления пищи (кулинарная культура); 2. культура принятия пищи; 3. рефлексия над процессами приготовления и потребления.

Гастрономическая культура, как комплексный феномен, выполняет ряд разнообразных функций: регулятивную; нормативную; ценностноориентационную; дисциплинирующую и др. Причем в разные исторические эпохи ведущими становились различные функции гастрономической культуры, через которые наиболее полно и осущетвлялось ее социально-культурное назначение. Но главными для нее являются две функции: регуляция системы питания и маркирование социального и культурного статуса индивида.

Гастрономическая культура осуществляется с целью ознакомления туристов с национальной кухней определенной страны, особенностями производства и приготовления продуктов и блюд, а также обучения и повышения уровня профессиональных знаний [4]. Причем гастрономическая культура выступает одним из самых продуктивных направлений в развитии туристской индустрии. И наиболее удачно вписывается в характерную для современного общества «культуру впечатлений» ориентированную прежде всего на позитивные эмоции и ощущения потребителя.

В нашей стране гастрономический туризм не достаточно продвинутый вид туризма, хотя, несомненно, он может быть интересным и привлекательным для потребителей, которые хотят узнать что-то новое о культуре питания другой страны или региона и ее истории из «первых рук».

Гастрономический туризм имеет общие черты с другими видами туризма, поэтому он может быть частью комплексного тура или же обладать некоторыми признаками других видов туризма, например, сельского; делового (городской); событийного (фестивальный); культурно-познавательного [7].

Целевая аудитория гастрономических туров включает:

- туристов, желающих приобщиться к культуре страны через ее национальную кухню;

- туристов-гурмэ, отличающихся высокими требованиями к еде и утонченным вкусом. В отличие от данного термина в соотнесении со сферой туризма, гурман это человек, который просто любит много и вкусно поесть. В литературе часто путают эти два понятия.

- туристов, использующих кулинарный тур в целях прохождения обучения и получения профессиональных навыков (повара, сомелье, бариста, дегустаторы, рестораторы);

- представителей турфирм, путешествующих с целью изучения данного туристского направления[7].

Традиции и обычаи употребления пищи глубоко укладываются в культурные убеждения страны, или общества, которые, как известно, возникли в результате исторических событий, либо в результате экспериментов с пищей [1].

Таким образом, гастрономическая культура является очень увлекательным направлением туристического бизнеса. В результате поездки для себя можно подчеркнуть много интересной и полезной информации, познать менталитет, вековую традицию и национальный дух народов через культуру приготовления и употребления пищи.

Кулинарные традиции стран мира закладывались веками, испытывая влияние большого числа факторов, среди которых климатические условия, географическое положение, экономическое благосостояние стран и других культур. В результате постепенно сформировалась этническая культура питания стран, как следствие данного процесса становление гастрономических особенностей.

Кроме того, следует отметить существующую связь между гастрономической культурой и производством и позиционированием экологически чистых продуктов питания. Е. В. Сергеева, занимающаяся вопросами культуры питания, отмечает, что «система питания представляется сложным, многогранным явлением, исследование которой необходимо для глубокого анализа этнокультурных процессов в прошлом и настоящем» 3[8, с.3].

В настоящий момент однако, в национальной культуре питания наблюдается своеобразие в тенденциях традиционализма. Как показывают данные проведенных интервью, традиционные национальные особенности питания и приготовления пищи не всегда имеют большое значение в повседневном рационе (но это не уход от традиций, а скорее неизбежное влияние современного образа жизни), так как традиции культуры питания обязательно сохраняются как элементы праздничной культуры, как некий инструмент этнического самоопределения. В этом смысле культура питания становится средством, позволяющим выразить свою индивидуальность в условиях активных миграционных процессов.

Однако гастрономическая культура не ограничевается только позиционированием и продвижением национальной кухни. В любой стране можно встретить престижные рестораны, представляющие кухни других стран. Важным фактором привлечения туристов в сам кулинарный процесс являются образовательные курсы, направленные на изучение принципов приготовления блюд местной национальной кухни и мастер классы известных поваров.

Национальная кухня, хотя и формируется как своеобразный «пласт» этнической культуры питания, создаваемый этнической общностью людей, со свойственными им вкусовыми предпочтениями, но ей не присуща полная изолированность, замкнутость. На современном этапе развития культуры и цивилизаций происходит взаимопроникновение этнокультурных особенностей питания, оказывающих влияние друг на друга.

Одним из регионов РФ, отличающимся уникальной природой и культурой, влияющими на гастрономическую культуру, является Республика Саха (Якутия).

Республика Саха (Якутия) является одним из крупнейших субъектов Российской Федерации, занимая почти всю северо-восточную часть Азиатского материка, протянувшись с севера на юг на 2000 км. и с запада на восток на 2500 км. Земельный массив Якутии - 3103,2 тыс. квм, что составляет 1/5 часть всей России или почти 2/3 площади Западной Европы.

В состав республики входит ряд островов Северного Ледовитого океана, в том числе Новосибирские острова. Свыше 40% территории Якутии находится за Полярным кругом. В ее пределах расположены три часовых пояса: местное время внутри республики на 6, 7, и 8 часов опережает московское. Столица республики г. Якутск – удалена от Москвы на 6875 км, от Владивостока - на 1814 км.

Якутия полна природных контрастов: благодаря резко-континентальному климату амплитуда колебаний температуры воздуха превышает 100 градусов по Цельсию. Зима в Якутии продолжительная, холодная и малоснежная, а лето короткое, на большей части засушливое с относительно высокими температурами.

Гастрономические события, в частности фестивали, являются одной из форм гастрономической культуры, которая играет важную роль в знакомстве гостей с местными традициями культуры питания. Они предоставляют возможность в приятной атмосфере прочувствовать аутентичность образа жизни местных жителей 1[4, с.132]. В последнее время мероприятия, связанные с гастрономическими брендами, чаще применяются в качестве своеобразного инструмента привлечения туристов.

Важным направлением дальнейшего развития гастрономической культуры в Республике Саха (Якутия), является более активное продвижение самого важного и яркого гастрономического мероприятия «Вкус Якутии». В этом году в рамках международного фестиваля «Зима начинается с Якутии» 29 ноября 2018 состоялось торжественное открытие 5-го юбилейного гастрономического фестиваля «Вкус Якутии». Сегодня в столице Республике Саха (Якутия) отведать блюда якутской кухни можно в четырнадцати ресторанах, а также в ресторанах гостиничных комплексов и в этническом развлекательном комплексе. Самыми популярными являются: «Тыгын Дархан», «Муус Хайа», «Махтал», «Чочур Муран», этнографический комплекс «Усадьба Атласовых».

Гастрономический фестиваль «Вкус Якутии» ежегодно становится одним из центральных событий туристического фестиваля «Зима начинается с Якутии». Обладатель гран-при Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.