по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 01, 2018
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 05-02-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2018
История идей и учений
Климков О.С. - К вопросу об исихастских корнях творчества Артемия Троицкого c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.1.25291

Аннотация: Объектом исследования данной статьи выступает проблема влияния афоно-византийского исихазма на личность и труды русского религиозного публициста XVI в. Артемия Троицкого. Предметом анализа являются его сочинения, рассмотренные в контексте культурно-исторической и религиозно-общественной ситуации той эпохи. Изучение жизни и сочинений старца Артемия проводится с учетом научной разработки данной проблематики в дореволюционной, советской и современной литературе. Рассматриваются также социально-политические аспекты деятельности русских исихастов, выразившиеся, главным образом, в концепции нестяжательства. Автор использует историко-аналитический и феноменологический методы, прибегая, при необходимости, и к методу историко-философской реконструкции. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: в творчестве Артемия однозначно прослеживается исихастское влияние; его исихазм во многом отличался от богословско-философской доктрины поздневизантийского исихазма, паламизма, оформившейся в результате исихастских споров в Византии XIV в.; Артемий целиком остается в рамках синаитизма – мистико-аскетического учения Григория Синаита; его воззрения отличает особая морально-этическая и социально-политическая направленность, получившая выражение в учении о нестяжательстве.
Пространство и время
Князев В.Н., Кадеева О.Е. - Эпистемологическая природа концепта «пространство-время» c. 13-21

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.1.23915

Аннотация: В статье анализируется специфика использования термина «пространство-время» в физике ХХ века. Выявляются особенности понятия «пространство-время», связанные с необходимостью теоретического осмысления свойств взаимосвязи пространственно-временных отношений. Эпистемологически понятие «пространство-время» есть познавательный конструкт, помогающий выражать связь пространственно-временных характеристик как единого континуума в релятивистской физике. Критически анализируется понимание роли «пространства-времени Минковского» в релятивистской теории гравитации. Рассматривается статус концепта «пространство-время» в программе бинарной геометрофизики Ю. С. Владимирова. Основной метод исследования - онтогносеологический анализ содержательного смысла концепта "пространство-время", используемого в физике XX века. Основной вывод статьи: понятие «пространство-время» - это фундаментальная научная абстракция, разработка которой является необходимым звеном познания сущностных свойств пространства и времени и их взаимосвязи. Физико-теоретическое понятие «пространство-время» не может заменить философских категорий пространства и времени, в которых отражаются как общие свойства, так и особенности всеобщих форм бытия.
Самосознание и идентификация
Черновицкая Ю.В. - Межкультурная коммуникация в современном обществе: на пути к обществу культурного плюрализма c. 22-31

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.1.23548

Аннотация: Автор обращает внимание, что в современном мире глобальные изменения в политике, экономике, культуре не только не сделали общество однородным, но и усилили обратные процессы: разобщение культур и народов, рост национального самосознания, культурной дифференциации, стремление наций к самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности, вплоть до усиления националистических устремлений, приводящих к конфликтам. Системный подход к исследованию проблемы позволил выявить ассимиляцию и мультикультурализм как основные варианты интеграционной стратегии. Процессы ассимиляции, интеграции прослеживаются в их современных интерпретациях. Критикуется современная политика мультикультурализма, предполагается, что она приводит к усилению фрагментации общества по этническому принципу, происходит постепенное превращение мультикультурализма в политическую программу культурной дифференциации, а мира - в систему взаимопроникающих транслокальных культур, возникает тенденция стремления человека к множественной идентичности. Отмечается, что политика этно-расовых отношений в современном мире смещается в сторону «позитивной дискриминации» в отношении меньшинств, указываются ее негативные моменты. Подчеркивается необходимость принципа «дуализм терпимости» в сосуществовании обществ в глобализирующемся мире. Делается попытка обозначить существование нового полиэтничного общества, общества культурного плюрализма, а политику мультикультурализма, а также ассимиляции (интеграции) считать этапами его становления.
Национальный характер и менталитет
Пудов А.Г. - Символическая экспликация эволюции этнокультуры: на примере народа саха c. 32-38

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.1.25165

Аннотация: Автор статьи подробно останавливается на символической интерпретации феномена этноса и этнической культуры, что вписывается в конструктивистскую парадигму этнологии. За основу берется наличие уникального вторичного символического спектра сознания, выработанного на этапе этногенеза народа и выполняющего функцию созидания нравственного в человеке. Этническая культура предстает в данном ракурсе социокодом и психоментальным строем, привязанным к традиционной системе жизнеобеспечения, укореняется ритуалом, а ее основополагающим стержнем является мифологически конципированный уникальный спектр этнических символов сознания. Такая метафизико-символическая постановка феномена этноса и его культуры, ставит вопрос о возможности прекращения их существования, в результате разрушения символического спектра вторичных мифологических символов. Новизной работы является вывод о символической природе этноса и его культуры, который эксплицирован способом уникальной интерпретации универсальных для человека любой культуры первичных символов сознания, закладывающих культурный код человека. Этот вторичный после вербальной интерпретации спектр этносимволов представляет культурный код этноса. Для современных народов, не утративших указанные онтологические символические конструкты существует возможность их ренессанса и модернизации. Последняя предстает синтезом символов разных культур, что отражено на примерах современных якутских культурных практик - театре, кинематографе, танце и изящных искусствах.
Смысл и безмолвие
Крыштоп Л.Э. - Истоки европейской веротерпимости: Христиан Томазий и его концепция толерантности c. 39-49

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.1.23352

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению процесса зарождения и развития понятия толерантности в Германии. Впервые оформленные и теоретически обоснованные взгляды на толерантность, понимаемую как веротерпимость, мы встречаем на заре эпохи Просвещения. Германия играет в этом процессе играет Германия, так как в эпоху раннего Просвещения именно здесь ведутся наиболее оживленные дискуссии по вопросам естественного права, которое и рассматривается в качестве основы решения вопросов толерантного отношения к иноверцам. Особый интерес в данном отношении представляют взгляды Хр. Томазия: именно в его взглядах мы наблюдаем устойчивую тенденцию к обоснованию полномочий светской власти в решении религиозных споров на основе разрабатываемых им принципов естественного права, что позволяет нам говорить о Томазии как о родоначальнике понимания толерантности в привычном нам сегодня смысле слова. В процессе исследования автором использовались общенаучные методы, такие как индукция и дедукция, анализ и синтез, а также более специфические методы, характерные для отраслей гуманитарного научного познания – герменевтический и сравнительно-исторический методы. В отечественном исследовательском пространстве наследие Томазия исследовано крайне слабо. Несколько иную картину мы наблюдаем на Западе, где (особенно в Германии) отмечается рост интереса к исследованию творчества данного мыслителя, прежде всего к его естественно-правовым взглядам, в том числе и к его пониманию толерантности. В ходе исследования взглядов Томазия на веротерпимость автор приходит к выводу о том, что это понятие используется Томазием уже в значении, сходном с нашим сегодняшним словоупотреблением. Томазий пытается предложить такое устройство общества, в котором веротерпимое отношение гарантировалось бы нормами светского (а не религиозного) права. В то же время, даже в этом в достаточной мере секуляризированном варианте, мы усматриваем ряд существенных особенностей феномена толерантности, самой главной из которых оказывается ее христианский дух. По сути, толерантность воспринималась как новая форма евангелизации, основанной не на насильственном обращении, а на собственном примере добродетельной жизни, невозможной без любви к ближним. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что веротерпимость - это такой культурный феномен, который мог сформироваться лишь в христианской Европе на определенном этапе ее развития, в силу чего некорректным является применение этого понятия к другим культурным регионам, а также к древним политеистическим обществам.
Философия религии
Sergeev M.Y. - Model of religious cycle: theory and application c. 50-70

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.1.23886

Abstract:   The subject of this research is the historical evolution of the three world religions – Buddhism, Christianity, and Islam. The author analyzed the development of these religions based on the model of religious cycle, which in his opinion, is common to the majority of historical religions, in other words, religious systems created after the invention of writing. In accordance with the author’s concept, each of the aforementioned religion has gone through six stages of development: initial, orthodox, classical, reformist, critical, and post-critical; as well as two types of crises – structural and system. The three methods are used in the course of this study: historical, comparative, and method of ascension from abstract to concrete. The main conclusion of the conducted research consists in the statement on the functional identity of historical development of Buddhism, Christianity, and Islam regardless of their doctrine of ritual practice. Author’s special contribution is defined by formulation of the abstract model of religious cycle that he applies to the evolution of the aforementioned religions.  
Философия культуры
Афанасьев С.В. - Информационный субстрат информационной культуры: субстратно-атрибутивная модель c. 71-88

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.1.23916

Аннотация: Предметом исследования является построение субстратно-атрибутивный модели информационного субстрата информационной культуры. Объектом исследования является информационная культура как социокультурный феномен. В работе обосновывается положение о том, что информационная культура имеет информационный субстрат, представленный тремя элементами: цивилизационным, социальным и антропологическим; информация, социальность, ценности, нормы, традиции, субъективность, объективность и виртуальность – ее атрибуты; видовое разнообразие информационной культуры, определяет ее модусы. Данная работа является продолжением исследования феномена информационной культуры в статьях журналов "Философская мысль" и "Конфликтология" издательства NOTABENE. Основными методами исследования являются метод анализа, обобщения, цивилизационный, информационный, детельностный подходы, субстратный подход и принцип атрибутивности. Новизна исследования заключается в том, что автор обосновал необходимость и возможность построения субстратно-атрибутивной модели природы информационной культуры, позволяющей определить ее основные структурные элементы,свойства, специфику и раскрыть причины и механизмы зарождения и развития данного социокультурного феномена. Проведенное исследование позволит в дальнейшем выйти на изучение влияния информационной культуры на трансформацию родовых качеств человека: сознания, деятельности, общения и языка в условиях развития информационного общества.
Философия и искусство
Бойко М.Е. - Философия боли в произведениях киноискусства c. 89-95

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.1.23545

Аннотация: В статье развивается тезис, что с появлением фотографии и кинематографа философия стала возможной не только посредством слова, но и визуального образа и кинообраза. Кинопроизведения могут содержать ту или иную, как правило, имплицитно выраженную философию. В качестве примера рассматриваются кинопроизведения, интересные благодаря содержащейся в них имплицитной философии боли (алгософии) – пять экранизаций романа Л. фон Захер-Мазоха «Венера в мехах» и выборка из семи художественно значимых фильмов известных кинорежиссеров, таких как М. Ханеке, Р. Полански и др. Обосновывается возможность трансмодального перевода имплицитной философии, выраженной на языке визуальных образов, на вербальный язык традиционного философского дискурса. Показывается, что анализируемые произведения визуально развивают и обосновывают ряд конкретных философских тезисов, важных для диагностирования актуальных проблем и глубокого философского анализа современной культуры, экзистенциальной проблематики современной цивилизации. В них затрагиваются и разрабатываются в новом ключе почти все основные проблемы и рубрики традиционной философии боли: онтологические, гносеологические, социальные, психологические и этические.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.