Статья 'Мораль и половой стыд (Владимир Соловьев — Макс Шелер — Дэвид Веллеман) ' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Мораль и половой стыд (Владимир Соловьев — Макс Шелер — Дэвид Веллеман)

Прокофьев Андрей Вячеславович

доктор философских наук

ведущий научный сотрудник, Институт философии РАН; профессор, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ)

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12/1, оф. 417

Prokofyev Andrey Vyacheslavovich

Doctor of Philosophy

Leading Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences; Professor, the deoartment of Philosophy, Culturology and Sociology, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

109240, Russia, g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12/1, of. 417

avprok2006@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.7.19003

Дата направления статьи в редакцию:

29-04-2016


Дата публикации:

07-09-2016


Аннотация: В статье подвергнут анализу вопрос о том, правомерно ли приписывать половому стыду статус моральной эмоции. Этот вопрос возникает в связи с тем, что мораль в рамках преобладающей в современной этике теоретической парадигмы рассматривается как набор ценностей и норм, ориентирующих каждого на отказ от причинения вреда другому человеку, помощь ему и заботу о нем. Половой стыд не связан напрямую с этим нормативным содержанием, и поэтому его моральный характер оказывается под сомнением. Автор статьи выделяет два подхода, использующихся для снятия этого сомнения. Первый — нацелен на доказательство моральной значимости половых запретов, по отношению к которым половый стыд является санкцией. Второй — апеллирует к значению полового стыда для формирования и сохранения моральным субъектом способности к саморегулированию. Предметом исследования являются этические концепции, соединяющие между собой первый и второй аргумент, а непосредственной задачей — оценка их теоретической состоятельности. Именно так возникает следующий историко-этический ряд: В.С.Соловьев, М.Шелер, Д.Веллеман. Методологически исследование построено на предположении о том, что, опираясь на анализ антропологических условий и психологических механизмов морального опыта, можно получить ряд обоснованных, хотя и вспомогательных, доводов в пользу расширения границ нормативного содержания морали за пределы требований, связанных с благом другого. Итогом исследования является тезис, что лишение полового стыда статуса моральной эмоции было бы неправомерным расчленением морального опыта и навязыванием реальности абстрактных теоретических схем. Автор указывает на преимущество того способа выражения этой мысли, который используется Веллеманом. Последний, в отличие от Соловьева и Шелера, выявляет роль полового стыда для морали, отталкиваясь не от метафизических или теологических посылок, а от потребности человека в социальной самопрезентации.


Ключевые слова:

философия, этика, мораль, эмоции, санкции, стыд, сексуальность, В.С.Соловьев, М.Шелер, Д.Веллеман

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, исследовательский проект № 16–03–50063 (ф), тема «Роль стыда в моральном опыте: история проблемы и современные подходы к ее разрешению».

Abstract: This article subjects to analysis the question of whether it is legal to prescribe to sexual shame the status of the moral emotion. This question emerges due to the fact that moral within the framework of prevailing in the modern ethics theoretical paradigm, is being viewed as a combination of values and norms orienting each person to refuse to cause harm to others, help him, and care for him. Sexual shame is not directly connected with this normative content, thus its moral character becomes questioned. The author determines the two approaches that are used to eliminate such doubt. The first is aimed at proving the moral importance of sexual bans, in relation to which sexual shame is a sanction. The second – appeals to the meaning of sexual in order for a moral subject to form and preserve the ability to self-regulation. The subject of this research is the ethical concepts that unite the first and the second arguments; while the direct task consists in the assessment of their theoretical accomplishment. This is how the following historical-ethical sequence emerges: Vladimir Solovyev – Max Scheller – David Velleman. The methodological research is based upon the supposition that using the analysis of anthropological conditions and psychological mechanisms of moral experience, it is possible to attain a number of justified, although auxiliary, arguments in favor of expansion of the boundaries of the normative content of moral beyond the limits of requirements associated with the good of others.


Keywords:

philosophy, ethics, morality, emotions, sanctions, shame, sexuality, V. S. Solovyev, M. Scheler, D. Velleman

Библиография
1. Апресян Р.Г. Можно ли дать определение морали? // Мораль. Разнообразие понятий и смыслов: К 75-летию А.А. Гусейнова. М.: Альфа-М, 2014. С. 35—63.
2. Блаженный Августин. О Граде Божием. Книги XIV-XXII // Блаженный Августин. Творения в 4 т. Т.4. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. 589 с.
3. Милль Дж.С. О свободе // О свободе: Антология западно-европейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 288—392.
4. Соловьев В.С. Мнимая критика // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 4 (39). С. 645—694.
5. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1988. С. 47—580.
6. Crisp R. Reasons and the Good. New York: Oxford University Press, 2006. 178 p.
7. Dahm H. Vladimir Solovyev and Max Scheler: Attempt at a Comparative Interpretation: A Contribution to the History of Phenomenology. Dordrecht: D.Riedel Publishing Company, 1972. 326 p.
8. Deigh J. Shame and Self-Esteem: A Critique // Ethics. 1983. Vol. 93. №. 2. P. 225—245.
9. Deonna J.A., Rodogno R., Teroni F. In Defense of Shame: the Faces of an Emotion. New York: Oxford University Press, 2012. 268 p.
10. Emad P. Max Scheler’s Phenomenology of Shame // Philosophy and Phenomenological Research. 1972. Vol. 32. №. 3. P. 361—370.
11. Haidt J. The Righteous Mind: Why Good People are Divided by Politics and Religion. New York: Vintage Books, 2013. 528 p.
12. Strawson P.F. Freedom and Resentment // Strawson P.F. Freedom and Resentment and Other Essays. New York: Routledge, 2008. P. 1—28.
13. Scheler M. Shame and Feeling of Modesty // Scheler M. Person and Self-Value. Dordrecht: Martinus Nijhoff Publishers, 1987. P. 1—85.
14. Taylor C. Sources of the Self: The Making of the Modern Identity. Cambridge: Harvard University Press, 1989. 601 p.
15. Velleman D.J. The Genesis of Shame // Philosophy & Public Affairs. 2001. Vol. 30. № 1. P. 27—52.
16. Zahavi D. Self and Other: Exploring Subjectivity, Empathy, and Shame. New York: Oxford University Press, 2014. 295 p
References
1. Apresyan R.G. Mozhno li dat' opredelenie morali? // Moral'. Raznoobrazie ponyatii i smyslov: K 75-letiyu A.A. Guseinova. M.: Al'fa-M, 2014. S. 35—63.
2. Blazhennyi Avgustin. O Grade Bozhiem. Knigi XIV-XXII // Blazhennyi Avgustin. Tvoreniya v 4 t. T.4. SPb.: Aleteiya; Kiev: UTsIMM-Press, 1998. 589 s.
3. Mill' Dzh.S. O svobode // O svobode: Antologiya zapadno-evropeiskoi klassicheskoi liberal'noi mysli. M.: Nauka, 1995. S. 288—392.
4. Solov'ev V.S. Mnimaya kritika // Voprosy filosofii i psikhologii. 1897. Kn. 4 (39). S. 645—694.
5. Solov'ev V.S. Opravdanie dobra // Solov'ev V.S. Sochineniya v 2 t. T.1. M.: Mysl', 1988. S. 47—580.
6. Crisp R. Reasons and the Good. New York: Oxford University Press, 2006. 178 p.
7. Dahm H. Vladimir Solovyev and Max Scheler: Attempt at a Comparative Interpretation: A Contribution to the History of Phenomenology. Dordrecht: D.Riedel Publishing Company, 1972. 326 p.
8. Deigh J. Shame and Self-Esteem: A Critique // Ethics. 1983. Vol. 93. №. 2. P. 225—245.
9. Deonna J.A., Rodogno R., Teroni F. In Defense of Shame: the Faces of an Emotion. New York: Oxford University Press, 2012. 268 p.
10. Emad P. Max Scheler’s Phenomenology of Shame // Philosophy and Phenomenological Research. 1972. Vol. 32. №. 3. P. 361—370.
11. Haidt J. The Righteous Mind: Why Good People are Divided by Politics and Religion. New York: Vintage Books, 2013. 528 p.
12. Strawson P.F. Freedom and Resentment // Strawson P.F. Freedom and Resentment and Other Essays. New York: Routledge, 2008. P. 1—28.
13. Scheler M. Shame and Feeling of Modesty // Scheler M. Person and Self-Value. Dordrecht: Martinus Nijhoff Publishers, 1987. P. 1—85.
14. Taylor C. Sources of the Self: The Making of the Modern Identity. Cambridge: Harvard University Press, 1989. 601 p.
15. Velleman D.J. The Genesis of Shame // Philosophy & Public Affairs. 2001. Vol. 30. № 1. P. 27—52.
16. Zahavi D. Self and Other: Exploring Subjectivity, Empathy, and Shame. New York: Oxford University Press, 2014. 295 p
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.