Прокофьев А.В. —
Изменение представлений о нормативном содержании морали в моральной философии раннего Нового времени
// Философская мысль. – 2020. – № 11.
– С. 91 - 107.
DOI: 10.25136/2409-8728.2020.11.33044
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_33044.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования являются философские представления о нормативном содержании морали в их исторической динамике. Под содержанием морали, в отличие от ее формально-функциональных характеристик, среди которых объективность, универсальность, приоритетность в отношении других регуляторов человеческого поведения, понимаются те предельно общие требования и критерии одобрения, которые задают образ морально совершенной личности и параметры правильного в моральном отношении поведения. Хотя на уровне предельных обобщений западноевропейская идея морали сохраняет нормативное содержание, свойственное иудео-христианской традиции, его конкретизация постоянно меняется. Цель исследования состоит в том, чтобы проследить изменения этой конкретизации, происходившие в западной моральной философии XVI–XVIII вв. (периода раннего Нового времени). Этот исторический процесс служит непосредственным предметом анализа. Методология исследования предполагает выявление долговременных трендов истории нормативной этики и их связи с социально-историческим контекстом. Анализ источников по проблеме исследования показывает, что в том, как моральные философы периода раннего Нового времени понимали содержание нравственных требований и критериев одобрения, произошли следующие основные изменения: 1) вытеснение на периферию морали обязанностей морального деятеля перед самим собой, 2) переход к пониманию блага другого человека исключительно через призму его благополучия и возможностей свободной самореализации, 3) возникновение связи между обязанностями перед другим человеком и уважением к его индивидуальным правам. В отношении последнего изменения решающее значение имели три фактора: развитие идеи религиозной терпимости в период после религиозных войн, противостояние патерналистской опеке со стороны абсолютистских режимов, формирование универсальной эмпатии на основе новых форм описания внутреннего опыта человека. Хотя опирающемуся на эти три фактора объяснению процесса внедрения индивидуальных прав в морально-правовой дискурс противоречат некоторые выводы, полученные в истории идей последних десятилетий, оно, по мнению автора статьи, все равно остается наиболее перспективным.
Abstract: The object of this research is the philosophical representations on the normative content of morality in their historical dynamics. Unlike its formal and functional characteristics that include objectivity, universality, priority with regards to other regulators of human behavior, the content of morality implies the general requirements and criteria for approval that form the image of a morally perfect individual and set the parameters of morally appropriate behavior. Although on the level of utmost generalizations, Western European idea of morality retains the normative content typical to the Judeo-Christian tradition; its instantiation constantly varies. The goal of this work consists in tracing the changes of such instantiation occurred in Western moral philosophy of the XVI – XVIII centuries (Early Modern Age). The indicated historical process is the subject of analysis. Research methodology suggests determination of the long-term trends in the history of normative ethics and their correlation with the socio-historical context. The analysis of sources on the topic demonstrates that understanding of ethical requirements and criteria for approval in understanding of moral philosophers of the Early Modern Age have experienced the following fundamental changes: 1) displacement to periphery of the morality of responsibilities of moral figure before himself, 2) transition towards understanding of the good of other person through the prism of his wellbeing and opportunities for unhindered personal fulfillment, 3) emergence of correlation between responsibilities to other person and regards of his individual rights. In relation to the latter change, the three factors had crucial significance: advancement of the idea of religious tolerance beyond the religious wars, countering the paternalistic custody by absolutist regimes, as well as the development of universal empathy based on the new forms of description of inner experience of a human. Although some conclusions acquired in evolution of the ideas of recent decades contradict to the explanation of the process of implementation of the individual rights into the moral legal discourse, which relies on the aforementioned three factors, it remains most promising according to the author.
Прокофьев А.В. —
Роль реактивных антиальтруистических эмоций в психологическом опыте справедливости
// Философия и культура. – 2013. – № 7.
– С. 3 - 3.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.7.8833
Читать статью
Аннотация: В статье подвергнуты анализу проблемы, возникающие в связи с тем, что психологический опыт справедливости включает в себя реактивные антиальтруистические эмоции. Такие эмоции по видимости противоречат центральной части нормативного содержания морали – требованию совершать инициативные альтруистические поступки. Некоторые философы морали и моралисты устраняют подобное противоречие, пытаясь обосновать тезис, что подлинная справедливость никак не связана с реактивными антиальтруистическими переживаниями, такими как негодование и, в особенности, мстительность и зависть. В статье используются выводы исследований по социальной психологии, социобиологии, психологии морального развития для того, чтобы продемонстрировать ошибочность этого утверждения. Месть и зависть выступают в качестве энергетической основы и смутного прообраза развитого чувства справедливости. Однако такая связь не дискредитирует психологический опыт справедливости, поскольку и мстительные, и завистливые эмоциональные импульсы ограничиваются и существенным образом преобразуются в процессе морального развития.
Прокофьев А.В. —
Защита интересов будущих поколений:
утилитаристская перспектива
// Философия и культура. – 2012. – № 8.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.8.6105
Читать статью
Аннотация: В данной статье проанализированы преимущества и недостатки утилитаристской этики в качестве основы моральных критериев принятия решений, которые затрагивают интересы представителей отдаленных будущих поколений. Автор показывает, что утилитаризм не испытывает трудностей с включением людей будущего в моральное сообщество, и это выгодно отличает его от договорных концепций морали. Однако он нуждается в дисконтировании будущих выгод и затрат, которое требует специального этического обоснования. Автор показывает условный и ситуативный характер всех аргументов в пользу дисконтирования. Отсюда следует вывод о том, что утилитаристский подход не может быть монопольной нормативной методологией этики будущего. Утилитаристские методики принятия решений (в том числе, анализ выгод и затрат) играют важную роль в социально-этических исследованиях, посвященных проблеме защиты интересов будущих поколений, но они непременно должны быть дополнены иными способами выявления общественного блага в межпоколенческом контексте.
Прокофьев А.В. —
Этика ненасилия как бегство от нравственного риска
// Философия и культура. – 2011. – № 7.
DOI: 10.7256/2454-0757.2011.7.3906
Читать статью
Аннотация: Статья демонстрирует, что традиционное обвинение этики ненасилия в маскировке практического бессилия и трусости не выдерживает критики. Однако за императивом ненасилия может срываться духовно-психологическая прагматика иного рода – стремление морального субъекта застраховать себя от любых элементов риска в сфере нравственного совершенствования, стремление к получению гарантий моральной незапятнанности. Автор статьи утверждает, что этика ненасилия действительно является способом бегства от нравственного риска и что эта тенденция искажает основную ценностно-нормативную установку морали, связанную не с достижением индивидуальной нравственной чистоты, а с искренним стремлением к благу другого человека. В качестве основных историко-философских контекстов данного исследования выступают моральная доктрина Л.Н.Толстого и феноменология максим этически ориентированного действия М.Вебера.
Прокофьев А.В. —
Типология справедливости Гуго Гроция: историко-этический контекст
// Философия и культура. – 2009. – № 5.
DOI: 10.7256/2454-0757.2009.5.1246
Читать статью
Аннотация: В статье предпринимается попытка на основе анализа изменений в классификациях типов справедливости реконструировать некоторые ключе-вые тенденции истории западноевропейской социальной этики. Точкой от-счета исследования служит типология справедливости Гуго Гроция, в кото-рой подчеркивается вторичный и вспомогательный характер распредели-тельной составляющей справедливости. Типология Гроция знаменует собой начало формирования новоевропейского понимания справедливости, в цен-тре которого находится безусловная неприкосновенность личности и собст-венности. Вводя новую номенклатуру типов справедливости, Гроций крити-кует аристотелианско-томистские подходы к решению проблем социальной этики и ищет античные прообразы собственной позиции.