Litera - рубрика Литературный герой
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Литературный герой"
Литературный герой
Тихоненко В.А., Абрамова Н.В. - Герой сопротивляется канонам. Экзистенциальные воззрения Чанг Ёнгхака в повести "Миф о саннипе". c. 53-58

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24946

Аннотация: Изменения в обществе послевоенной Кореи находят свое отражение и в корейской литературе. Существует интересная возможность изучить психологический портрет неидеального корейца своего времени в повести Чанг Ёнгхака «Миф о саннипе». Исследуется эволюция главного героя Инху, как образ, противоречащий традиционным ценностям корейского народа, где уважение к матери как к «святой» - непререкаемый нравственный канон. Этот канон и осознается героем, и нарушается. Анализ повести позволяет прояснить авторскую позицию в том, что основа нравственности не в своде традиционных законов и правил корейского общества, а в уважении и понимании чувств других людей, в необходимости считаться с ними больше, чем со своими. Методология нашего исследования представляет собой сравнительно-сопоставительный анализ повести Чанг Ёнгхака в контексте современников писателя. Образ противоречивого героя, нетрадиционно показанного автором в повести "Миф о Саннипе", как психологический портрет неидеального корейца своего времени, позволяет говорить о том, что отличало Чанг Ёнгхака от современной ему корейской литературы преимущественно с социально-бытовой проблематикой и позволило вывести повесть за рамки традиций.
Писаренко А.Ю. - «Черный человек» Сергея Есенина: мотивно-образные константы и художественная генеалогия (мистический аспект) c. 62-71

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.10.39046

EDN: GUPQXW

Аннотация: Статья посвящена анализу последней поэмы яркого представителя Серебряного века русской поэзии Сергея Есенина. Поэма «Черный человек» – это не только и не столько исповедь поэта перед смертью, сколько итог творчества поэта, логическое, хоть и трагическое, завершение его художественных и жизненных исканий. В статье исследуются ключевые образы и мотивы есенинской поэмы в транс-литературном и транс-культурном аспектах, включая отсылки к средневековой мистике, опосредованные русской литературной традицией ХІХ-начала ХХ века. Рецепция мистического опыта в художественном мире Есенина происходит через переосмысление традиций православной духовности, европейского христианского миросознания и романтической картины мира.    Статья посвящена анализу последней поэмы яркого представителя Серебряного века русской поэзии Сергея Есенина. Поэма «Черный человек» – это не только и не столько исповедь поэта перед смертью, сколько итог творчества поэта, логическое, хоть и трагическое, завершение его художественных и жизненных исканий. В статье исследуются ключевые образы и мотивы есенинской поэмы в транс-литературном и транс-культурном аспектах, включая отсылки к средневековой мистике, опосредованные русской литературной традицией ХІХ-начала ХХ века. Рецепция мистического опыта в художественном мире Есенина происходит через переосмысление традиций православной духовности, европейского христианского миросознания и романтической картины мира.
Черкес В.П. - Образ Жанны д’Арк в пьесе Жана Ануя “Жаворонок” c. 74-80

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.8.38624

EDN: THCIIB

Аннотация: Предметом анализа в данной статье становится пьеса французского драматурга Жана Ануя “Жаворонок”. Эта пьеса является своеобразным водоразделом в творчестве писателя. После нее меняется вся структура произведений Ж. Ануя. Это одна из самых ярких попыток французского писателя, в которой он попытался нарисовать идеал человека. Объектом исследования становится своеобразие подачи образа Жанны Д”Арк. Выясняются приемы и способы создания положительного героя в драматическом произведении. Автор показывает трансформацию образа главной героини в мировой литературе. Анализируется своеобразие художественных решений и роль традиции в структуре данной трагедии. Научная новизна данной статьи состоит в том, что пьеса «Жаворонок» практически не подвергалась серьезному анализу. Автор статьи приходит к выводу, что своеобразие образа главной героини поставило Жана Ануя перед сложной проблемой осмысления образа не просто как национального идеала, но и как человеческого идеала вообще. Французский драматург создает оригинальную трактовку жизни и деяний Жанны д'Арк. Для этого он, с одной стороны, обращается к традиции древнегреческого театра, по сути воссоздавая на сцене античный хор, с другой стороны, активно использует открытия в области литературы XX века: нарушение хронотопа, амбивалентность героев и т.д. Особым вкладом автора в исследование является анализ непосредственно образа Жанны д'Арк как положительной героини всечеловеческого масштаба.
Муратова Т.А., Сайченко В.В. - Сотериологический контекст образа героя-праведника в художественной прозе И.С. Шмелева. c. 75-84

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.3.35048

Аннотация: Объектом исследования является реализация православного антропологического идеала в творчестве И.С. Шмелева. Среди множества представленных в литературе типов героев-праведников, можно выделить категорию «праведничества в миру», характерную для творчества автора. В качестве примера рассматривается дилогия «Лето Господне» и «Богомолье», а именно образ Горкина как воцерковленного человека в миру. В нем отражена особая мировоззренческая модель, примиряющая противоречия мирской и духовной жизни, благодаря доминанте христоцентризма — единообразующего начала для православного человека. Через призму сотериологических установок в этом герое можно увидеть воплощение принципов христианской морали, любви к ближнему и ориентиру на Первообраз. Основными выводами проведенного исследования можно назвать формирование авторской концепции воцерковленного героя, в основу которой положено православное понимание о человеке. Обозначено различие между именно православным и отвлеченно духовным, необходимое для адекватного понимания художественного метода автора. Ввиду обращения Шмелева к основам православной антропологии, интерпретация образов предполагает использование богословских понятий и элементов святоотеческих учений. На примере конкретного образа Горкина анализ проведен не фрагментарно, а последовательно. Методологическая новизна подобного подхода заключается в выявлении глубокой аксиологической связи художественной литературы и христианской антропологии, которая лежит в основе художественного своеобразия произведений Шмелева.
Шагбанова Х.С. - Семантика концепта «двор» в произведении А.И. Солженицына «Матренин двор» c. 78-86

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.1.39577

EDN: GLJWUP

Аннотация: В статье представлен анализ концепта «двор» на материале рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Проблема изучения логико-семантического наполнения исследуемой языковой единицы осложнена ее многокомпонентным содержанием, посредством чего автор произведения формирует глубину сюжетной линии. Концепт «двор» функционирует преимущественно как пространство, отражающее систему духовно-нравственных ценностей Матрены Васильевны, ее жизненные приоритеты и принципы: милосердие, взаимопомощь, смирение и скромность. В произведении семантика концепта «двор» представлена двумя компонентами – материальным и духовным; как семантическое единство лексема двор констатирует значение сосредоточения духовной жизни, способности не отвечать грубостью на грубость, находить силы для преодоления трудностей. Двор Матрены является отражением душевного устроения своей хозяйки: он утратил внешнее благолепие, постарел, поблек и подгнил местами, но наполнен атмосферой мира и тишины. Главный персонаж рассказа воплотила в себе самые лучшие черты патриархальной России, такие важные нравственные качества как доброта, человечность, нестяжательство. Мастер доносит до вдумчивого читателя мысль, что Матрёна, отдающая себя другим без остатка, и «…есть … тот самый праведник, без которого … не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Бороздина М.А. - Н. А. Чаев – тень А. Н. Островского или соперник? c. 108-114

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.2.26481

Аннотация: Настоящее исследование посвящено проблемам восприятия драматургии второй половины XIX века. Русский Театр 1850–1870-х гг. традиционно считается театром А. Н. Островского. Объектом исследования является «тенденциозная драма» Н. А. Чаева — одного из потенциальных соперников великого драматурга. Цель работы — подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что Чаев (как, впрочем, и другие «драматурги эпохи Островского») имел собственный взгляд на развитие художественной формы жанра и действительно составлял конкуренцию выдающемуся драматургу. В работе применяются методы культурно-исторического и структурно-типологического направлений литературоведения. Методологическую базу исследования составляют труды Е. Г. Холодова, Л. М. Лотман и А. И. Журавлевой. В работе представлен сопоставительный анализ либерально-обличительной драматургии Чаева и Островского, на основании которого выявляется своеобразное соперничество двух драматургов в области стиля «тенденциозной драмы». Н. Чаев пытается предложить отличную от А. Островского, усовершенствованную художественную форму «тенденциозной» пьесы. Научная новизна исследования обусловливается тем, что этот вопрос поднимается в отечественном литературоведении впервые. Особый вклад автора заключается, во-первых, в обращении к творчеству Н. А. Чаева, которое малоизучено, а во-вторых, в развитии и углублении проблемы «А. Н. Островский и Н. А. Чаев».
Дин И. - Негативные трансформации образа врача в произведениях А.П. Чехова c. 141-150

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.6.38032

EDN: PPJCVZ

Аннотация: В статье объектом исследования стали образы врачей в произведениях А.П. Чехова с точки зрения динамики их личностных качеств, происходящих с ними изменений. Предметом исследования стал характер этих изменений, в большинстве случаев являющихся у писателя негативными для профессионального и личностного уровня врача. Цель статьи – описать явление личностной деградации образа врача в произведениях А.П. Чехова: повестях «Ионыч», «Цветы запоздалые», пьесах «Дядя Ваня», «Три сестры». Исследование проводилось с помощью описательного, культурно-исторического, историко-типологического методов, которые позволили комплексно подойти к исследуемой проблеме и отметить разнообразные особенности образов врачей, находящихся в творчестве писателя в динамике. Научная новизна исследования состоит в том, что выявлена деградация образов врачей в названных произведениях. В рассказе «Ионыч» пошлая, обывательская жизнь медленно, но неумолимо засасывает главного героя, доктора Старцева. Топорков в «Цветах запоздалых» стремился выбиться из бедности, заработать как можно больше, но оказался бессилен перед стяжательством и стал равнодушен к людям. Астров в «Дяде Ване» под влиянием окружающей уездной жизни стал равнодушен к людям, он никого не любит, ничего не хочет. Но при этом он сажает леса, считает, что они оказывают большое благотворное влияние на жизнь людей, он произносит высокие слова о человеке. В его душе сосуществуют абстрактная любовь к человечеству и равнодушие к людям, находящимся с ним рядом. Философия врача Чебутыкина в «Трех сестрах» имеет большое значение для понимания пьесы. Делается вывод о том, что деградирующий человек в произведениях А.П. Чехова – это обычно врач, с помощью образа которого писатель стремится создать контраст между благородной миссией врача и его личностью.
Го Т. - Образ женщины в литературных произведениях Древнего Китая c. 141-147

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.10.38995

EDN: GAJGMK

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступает древнекитайская литература, а его предметом – изображение женских персонажей в литературных произведениях Древнего Китая. В качестве методов исследования выбраны: содержательный анализ конкретных женских образов в древнекитайской литературе; сравнительный анализ типичных характеров женских персонажей, сравнительно-исторический анализ образов женщины в литературных произведениях различных периодов развития Древнего Китая, исторический анализ влияния литературных произведений на формирование женского самосознания. В работе разобраны такие женские персонажи, как поэтесса Чжу Шучжэнь, описывающая свою жизнь в стихах; женские героини из "Сна в красном тереме" Цао Сюэциня, женщина-воин Хуа Мулан из народной песни "Мулан", женщины-оборотни из "Рассказов Ляо Чжая о необычайном" Пу Сунлинь, наложница Ян Гуйфэн из стихотворения "Вечная печаль" Бо Цзюйи, воительницы невестка Гу и Сунь Эрнян из романа Ши Найана "Поле воды", танцовщица с мечами тётушка Гу из стихотворения Ду Фу.     Новизна проведённого исследования заключается в том, что оно представляет собой анализ женских образов в литературе Древнего Китая с различных точек зрения: с точки зрения исторического развития, с точки зрения типичных характеров и с точки зрения влияния на современных китайских женщин. По итогам проделанной работы делаются следующие выводы: женские образы в китайской литературе стремительно трансформировались по мере развития китайского общества. Смелые и решительные героини литературных произведений помогли реальным китайским женщинам повысить свою уверенность в себе, чтобы начать бороться за свои права.
Исламова А.К. - Герой как субъект образных репрезентаций в британском философском романе второй половины XX века c. 173-184

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.4.30219

Аннотация: Предметом исследования является формирование концепт-персонажа как автономного героя действия и субъекта повествования в философских романах У. Голдинга, А. Мердок и К. Уилсона. Заданная тема разрабатывается в связи с историко-литературными предпосылками и актуальными задачами писательского творчества изучаемого периода. Расширение контекстного поля исследования имеет целью прояснение классических традиций и обновленческих тенденций в области задач, сопряженных с исполнением авторского замысла без ущерба для суверенного статуса героя в его собственном художественном мире. Комплексная установка на изучение авторских решений трех писателей реализуется при помощи системного моделирования типологической парадигмы их философских романов, что позволяет проследить эволюцию персонажей на различных уровнях консолидированной полимодели. Основной вывод предпринятого исследования состоит в том, что в концепцию формирования позитивного образа-характера в британском философском романе был заложен имманентный принцип эволюционного процесса. Дискурсивное изучение его применения объясняет раскрытие внутренних способностей героев к созидательной деятельности на пути к их жизненным целям по мере опытного освоения объектов реальности в их значении для человека. Новизна общих итогов исследования заключается в установлении прямой зависимости между полем-горизонтом сознания героя и эпической перспективой его художественного мира, открывающей возможность воплощения целостной и достоверной картины действительности.
Лян Ц. - Байронические мотивы в образе Раскольникова c. 189-198

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.10.68858

EDN: MSXMJS

Аннотация: В статье рассматриваются черты байронизма в герое Раскольникова. На основе анализа произведений Байрона и его персонажей сделана попытка обобщить основные черты этого типа характеристики байронического героя. Через сравнение с «байроническими героями» и их внутренним миром анализируется более конкретно и точно характер Раскольникова. При этом сравниваются образы героев разных исторических периодов, разных национальностей и разных литературных направлений, анализируются сходства и различия между ними. На основе сравнения делается попытка выявить и обобщить байронические черты, присутствующие в характере Раскольникова. При проведении исследования применены сравнительно-исторический подход, методы обобщения, интерпретации результатов. Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе работы были выявлены особенности образа Раскольникова в аспекте такого литературного направления, как романтизм. Также в статье анализируется рецепции Байронических героев в русской литературе именно в реалистическом произведении. Основными выводами исследования заключаются в том, что Раскольников, хотя и предстает в творчестве Достоевского как реалистический персонаж, он вполне может рассматриваться как преемник байронического героя. Результаты исследования вносят вклад в изучение образа Раскольникова во всей его сложности и противоречивости. Кроме того, выводы статьи также можно использовать при изучении литературно-философской позиции Достоевского в целом.
Гаипова Н.У. - Женские образы в пьесах А.Н. Островского c. 219-225

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.8.40524

EDN: VMSXCU

Аннотация: В статье рассматривается эволюция женских образов и предполагается продолжение разговора об изучении социального портрета женщин в драматургии А.Н. Островского. Возрастающий интерес к изучению женских персонажей является важнейшим направлением в современной русской литературе. Объектом исследования являются пьесы драматурга, написанные в разных периодах творческой деятельности. Цель настоящий работы заключается в выявлении трансформаций образа мышления и семейно-бытовой жизни русской женщины на фоне постепенного социального развития в ХIХ веке. Для достижения данной цели в работе используются культурно-исторический и сравнительный методы, метод анализа и обобщения. В результате проведенного исследования были выявлены типы женских персонажей как, жертва, моралист, идеолог, борец, протестантка и образованная женщина. Проведенный анализ показал, что А.Н. Островский является создателем разносторонних персонажей русских женщин, которые отличаются исключительным нравственным обликом и душевной чистотой. Выводы могут быть использованы в последующих анализах, посвященных русской литературе ХIХ века, драматургии А.Н. Островского, гендерным исследованиям. Новизна исследования заключается в том, что впервые выявляются социально-психологические и духовные характеристики женских образов, а также факторы, наиболее влияющие на формирование личности и предопределение судьбы.
У С. - Образ «новой женщины» в романе И. С. Тургенева «Новь» и в рассказе Лу Синя «Скорбь по ушедшей» c. 221-227

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.11.68968

EDN: ZLOZBJ

Аннотация: Объектом данной статьи является образ «новой женщины» в русской и китайской литературе. Предмет исследования – соотношение характеров двух героинь, Цзыцзюнь и Марианны, являющихся носительницами нового женского самосознания, в рассказе «Скорбь по ушедшей» Лу Синя и романе «Новь» И. С. Тургенева. Цель исследования – выявить основные факторы, которые определили разные итоги сюжетных линий этих персонажей, несмотря на схожесть их судеб. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) раскрыть черты характера двух героинь, проанализировав их жизненный путь, а также начало и конец их соответствующей любви; 2) проанализировать авторский замысел, основываясь на социально-историческом контексте периода создания двух произведений. В ходе проведения исследования были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный метод, метод целостного анализа литературного произведения, а также культурно-исторический метод. Научная новизна работы заключается в том, что в статье впервые предпринята попытка сопоставления рассказа Лу Синя «Скорбь по ушедшей» с романом И. С. Тургенева «Новь», при этом особое внимание обращается на противоположные развязки историй Цзыцзюнь и Марианны. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что итоги судеб этих героинь напрямую связаны с их восприятием жизни и любви, которое обусловливается, в свою очередь, разными замыслами авторов относительно логики развития их персонажей. Научная значимость исследования состоит в том, что полученные данные не только дополняют представления об образе «новой женщины» в целом, но и способствуют глубокому сопоставлению анализируемых произведений, что может внести вклад в область сравнительного литературоведения между Россией и Китаем.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.