Конфликтология / nota bene - рубрика Политические конфликты в мировой политике и международных отношениях
по
Конфликтология / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Конфликтология / nota bene" > Рубрика "Политические конфликты в мировой политике и международных отношениях"
Политические конфликты в мировой политике и международных отношениях
Цзян Ц. - Особенности развития китайско-американских торгово-экономических трений при администрации Д. Трампа c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0617.2022.2.36690

Аннотация: Данное исследование посвящено вопросам актуальной повестки дня двусторонних отношений США и Китая. Дается обзорный, ретроспективный анализ отношений между странами в период нахождения у власти Д. Трампа. Предметом исследования являются китайско-американские торгово-экономические отношения периода нахождения у власти в США Д. Трампа. Целью данного исследования является определение противоречий, влияющих на развитие китайско-американских торгово-экономических трений в указанный период. Методическую основу составляет комплекс методов. Системный подход к исследованию отражается в использовании традиционного структурно-функционального анализа отдельных элементов данных отношений. В исследовании применен сравнительно-исторический метод для выявления закономерностей и тенденций развития двусторонних отношений в период нахождения у власти администраций Д. Трампа. Кроме того, в исследовании использованы следующие общенаучные методы – анализ, синтез, дедукция, обобщение и аналогия. При подготовке статьи автор использовал широкий круг источников от российских и зарубежных авторов. Новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу противоречий китайско-американских отношений периода нахождения у власти Д. Трампа. В результате проведенного исследования автор приходит к следующим выводам: во-первых, о преемственности тех проблем, с которыми США и Китай вынуждены иметь дело в настоящее время, а, во-вторых, о том, что связи между обеими экономиками настолько плотны, что резкий «разворот» любой из них неизбежно приведет к значительным издержкам для обеих сторон. Продолжение положения «торговой войны» между двумя странами может привести к полному разрыву отношений, что в итоге негативно скажется на экономике США и КНР в будущем. Данное исследование может быть использовано в качестве построения прогностических сценариев экономистами, социологами и историками разных стран в области американо-китайских отношений.
Иванов О.Б. - Практическая часть реализации задачи по денацификации Украины c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0617.2022.3.38357

EDN: NYBEEC

Аннотация: Статья посвящена проблемам денацификации Украины. Денацификация понимается в контексте трансформации идентичности населения Украины в ходе специальной военной операции и после ее завершения. Обоснована актуальность формирования нового общества на территориях Украины, избравших вектор сотрудничества с Россией. На основе исторического опыта с учетом местной специфики предложены ключевые механизмы для формирования такой идентичности, в частности: запрет всех старых политических партий, люстрация должностных лиц, контроль над СМИ, применение "мягкой силы" Русского мира, в том числе распространение его языковых и культурных достижений, восстановление исторической памяти. Делается вывод о том, что значение денацификации в понимании, предложенном в статье, выходит далеко за рамки украинского постсоветского транзита и украинско-российских межгосударственных отношений. Модернизация и трансформация украинского общества, его тотальная денацификация должны стать точкой, с которой начнется не только конструирование новой системы европейской и глобальной безопасности, но и нового, более устойчивого мирового порядка, позволяющего эффективно отвечать на современные глобальные вызовы. Новизна и практическая значимость работы состоят в системном анализе проблем, связанных с формированием новой украинской идентичности с учетом сложившейся ситуации.
Алексеев Н.Н., Бабиров И.М. - Азербайджано-иранские отношения: трансформация внешней политики Азербайджана при президенте И. Г. Алиеве c. 16-28

DOI:
10.7256/2454-0617.2020.3.33056

Аннотация: В данной статье исследуется ряд вопросов, связанных с азербайджано-иранскими отношениями на современном историческом этапе. В частности, авторы подробно рассматривают основные векторы развития ирано-азербайджанских отношений в 2000-2020 гг., ключевые события во взаимоотношениях двух государств. Авторами анализируются спорные позиции и наиболее благоприятные сферы для сотрудничества. Предпринята попытка ответить на вопрос, почему перспективные отношения Баку и Тегерана перешли в умеренно-напряженное состояние, а также какие факторы повлияли на данный процесс. Отдельное внимание уделено процессу гармонизации отношений двух стран при приходе к власти президента Азербайджанской Республики И. Г. Алиева.    По результатам исследования авторы пришли к выводу о наличии высокого потенциала развития азербайджано-иранских отношений, заключающегося в первую очередь в культурно исторической близости наций. В то же время, на основании проведенного исследования можно констатировать наличие глубоких системных противоречий, препятствующих реализации потенциала развития двусторонних отношений Азербайджана и Ирана. Данные противоречия, также. Могут представлять угрозу для региональных международных отношений и, зачастую вовлекают другие государства (США, Израиль, Турция, Россия, Армения). Новизна исследования заключается в глубоком анализе не только ключевых событий в истории современных ирано-азербайджанских двусторонних отношений, а также трансформации внешнеполитических курсов государств, в особенности под влиянием перехода власти к нынешнему президенту Азербайджана И. Г. Алиеву.
Константинова А.П. - Анализ современных российских и американских подходов к проблеме изоляции России странами Запада c. 24-35

DOI:
10.7256/2454-0617.2018.1.25760

Аннотация: Предметом исследования являются концептуальные подходы западных и российских исследователей в отношении изоляции России со стороны Запада. Особое внимание уделяется типологизации групп российских и американских исследователей, отличающихся пониманием сущности изоляции России, а также на заострении внимания, чьи интересы представляет та или иная группа американских экспертов. Сторонники изоляции России по широкому кругу вопросов, включающих ведение экономической, идеологической войны, дестабилизации политической системы и других мер, являются наиболее многочисленной группой. В ходе исследования автор использовал методы анализа и синтеза, типологический метод, позволяющий дать более высокую степень обобщения по сравнению с классификацией и систематизацией. Научная новизна исследования заключается в проведенном анализе современных зарубежных дискуссий в политических и научных кругах по проблемам отношений России и евроатлантического сообщества. Проведённый анализ современных зарубежных дискуссий в политических и научных кругах по проблемам отношений России и Запада позволил сделать вывод о том, что в них преобладают сторонники сдерживания с опорой на потенциал НАТО. Анализ российских концепций продемонстрировал неоднозначность отношения к проблеме изоляции России странами Запада, и показал, что среди российских исследователей нет единства в вопросе: как действовать в условиях, когда Россия оказалась между угрозой изоляции и невозможностью оставаться подсистемой американской экономики.
Абдалла М.М. - Борьба за власть в Египте в мае 1971 г. и ее влияние на отношения с СССР c. 44-52

DOI:
10.7256/2454-0617.2023.2.43450

EDN: LBPLZX

Аннотация: Предметом исследования является борьба за власть, развернувшаяся в Египте в мае 1971 г. между президентом М. А. Садатом и группой видных государственных деятелей во главе с вице-президентом А. Сабри, имевшей тесные связи с руководителями СССР. Когда борьба закончилась снятием Сабри и его группы со своих постов, что получило название Майской исправительной революции, эти события отразились на отношениях между Садатом и советскими лидерами, учитывая, что Сабри был любимцем СССР в Египте после смерти президента Насера. С другой стороны, в тот период было много попыток США расширить связи с Египтом. Новизна исследования заключается в том, что спустя более 50 лет после окончания борьбы за власть, которая произошла в Египте в мае 1971 г., обвинения, сплетни и слухи все еще звучат в головах у многих. Эта борьба оказала большое влияние на советско-египетские отношения в эпоху президента Египта М. А. Садата. Поэтому автор статьи стремится проанализировать события и развитие этой борьбы или исправить искажение фактов с помощью мемуаров и трудов дипломатов и политиков, опубликованных за последние 50 лет на российском и арабском языках. Это, несомненно, дает возможность для более четкого и всестороннего вывода о реальности взаимоотношений Садата и советских лидеров после свержения группы Али Сабри, результатом которого стало подписание 27 мая 1971 года Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Египтом.
Долгов К.Д. - Причины неудачи региональной интеграции в Восточной Африке в 1970-х годах ХХ столетия. c. 50-66

DOI:
10.7256/2454-0617.2017.3.23908

Аннотация: Предмет исследования – Восточноафриканское содружество (ВАС) – межправительственная организация, включавшая на первом этапе своего существования такие суверенные африканские государства, как Кения, Танзания и Уганда. Автор рассматривает интеграционные процессы в Восточной Африке во второй половине прошлого столетия, выясняет факторы, обусловившие конструирование ВАС и способствовавшие оптимизации экономических процессов в странах-членах содружества. Особое внимание обращено на трудности, возникшие при попытке формирования единого экономического пространства ВАС в 70-е гг. и обусловившие, в конечном счете, распад этой межправительственной организации. Исходя из принципа историзма, автор анализирует официальные документы и медийные источники того времени. Использование метода исторической реконструкции позволило ему выяснить основные политические и экономические детерминанты кризиса в отношениях стран-членов ВАС. Научная новизна исследования состоит в привлечении новых англоязычных источников, ранее не использовавшихся для рассмотрения кризиса ВАС в 70-х годах прошлого столетия. Рассмотрение этих источников позволило сделать вывод о том, что роспуск ВАС был обусловлен целым комплексом причин, к числу которых, прежде всего, следует отнести незрелость политических систем новых, образовавшихся после обретения независимости, стран; отсутствие готовности поступаться частью суверенитета для общего блага всех стран-членов ассоциации; национализм и экономический протекционизм в отношении собственных стран.
Фархетдинова Э.Т. - Современное геополитическое положение Республики Корея: на стыке интересов США и КНР c. 59-72

DOI:
10.7256/2454-0617.2023.1.37776

EDN: AWSJZX

Аннотация: Статья направлена на выявление современных внешнеполитических приоритетов Республики Корея с учетом фактора ее особенного геополитического положения, а именно, нахождения на стыке интересов и усиливающегося соперничества двух мировых великих держав – США и Китая. Определение приоритетов и целей внешней политики Республика Корея проводится в статье с опорой на концепцию «геополитического кода», используемую в политической географии. В статье раскрывается понятие «геополитический код», прослеживается эволюция геополитического кода РК и характеризуются его современные особенности. В статье демонстрируется сложный процесс балансирования Республики Корея между США и КНР на протяжении первых двух десятилетий 21 в., на первоначальном этапе вызванный разными позициями и интересами сторон в урегулировании северокорейской ракетно-ядерной проблемы, а на текущем этапе – нарастающим региональным (в АТР) и глобальным соперничеством двух мировых великих держав. В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что Республика Корея стремится к поддержанию баланса в своих отношениях с великими державами и осуществлению независимой от великих держав внешней политики, что, однако, осложняется необходимостью сохранения тесной военно-политической координации с Вашингтоном ввиду нерешенной северокорейской ракетно-ядерной проблемы и неослабевающим ростом влияния Китая на сферу экономики Республики Корея. Сохранение центральной роли альянса с США и укрепление экономических отношений с КНР как второй мировой экономикой мира – сохраняющаяся реальность Республики Корея.
Новосельцев С.В., Рыжов И.В. - Внешнеполитические приоритеты США в АТР: влияние концепций “поворота в Азию” и “Америка прежде всего” на ситуацию в Южно-Китайском море c. 71-80

DOI:
10.7256/2454-0617.2021.4.37156

Аннотация: В статье анализируется влияние США на политические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на примере территориальных споров в Южно-Китайском море. В исследовании был сделан обзор внешнеполитических концепций “поворота в Азию” и “Америка превыше всего”, предложенных соответственно администрациями Б.Обамы и Д.Трампа, определены их приоритеты, а также значение конфликта в ЮКМ для американской внешней политики. Были подробно рассмотрены практические шаги Вашингтона в отношении проблемы ЮКМ, а также сделаны выводы о стоящих перед США задачах и их возможных шагах на данном направлении.   Хотя тематика территориальных споров в Южно-Китайском море, включая вопросы о степени вовлеченности Вашингтона в эту проблему, а также другие восточноазиатские дела появлялась в научных работах достаточно часто, новизна данного исследования заключается в предложенном авторами новаторском подходе к рассмотрению конфликта в ЮКМ не как самостоятельной проблемы международных отношений, а как инструмента внешней политики великих и региональных держав (в т.ч. США), используемый ими в целях форматирования Восточноазиатской региональной подсистемы международных отношений и структурирования макрорегиона Большой Восточной Азии в своих интересах.
Фадеева Е.В. - Ирредентистские сецессии как форма территориальных конфликтов на постсоциалистическом пространстве: возникновение, протекание, результативность c. 101-115

DOI:
10.7256/2454-0617.2022.2.38186

EDN: OFAJOI

Аннотация: Распад Югославии и СССР не привёл к возникновению масштабных территориальных конфликтов между новыми независимыми государствами, но спровоцировал разворачивание ряда номинально внутренних для этих государств конфликтов сецессионистского типа. При этом для многих «мятежных регионов» подлинной целью конфликта было не столько получение более широких прав самоуправления как таковое, сколько воссоединение с другим, более близким по социокультурным признакам государством, поэтому такие сецессии нужно рассматривать как ирредентистские. Фактически, ирредентистские сецессии стали основной формой политического конфликта на постсоциалистическом пространстве, заменив собой классические межгосударственные территориальные конфликты. В данной статье анализируется феномен ирредентистской сецессии, определяются причины особой значимости этой формы конфликта на пространстве бывших Югославии и Советского Союза и обозначаются факторы, обуславливающие успехи и поражения рассмотренных ирредентистских сецессий. Рассмотрение постюгославских и постсоветских конфликтов в качестве ирредентистских сецессий является новаторским подходом для отечественной науки. Анализируя нормативные параметры регионального политического контекста в условиях распада союзных федераций, автор определяет причины того, почему территориальные противоречия между новыми независимыми государствами приобрели форму ирредентистских сецессий. На основе синтеза данных о текущих и разрешённых ирредентистских сецессиях, автором формулируется общий сценарий ирредентистской сецессии, обозначаются факторы, обуславливающие подобный результат, и анализируются возможности для выхода из этого сценария. Основной вывод статьи состоит в том, что за прошедшие тридцать лет формат ирредентистской сецессии доказал свою неэффективность и неспособность предотвратить возникновение масштабных межгосударственных конфликтов: на том или ином этапе своего развития ирредентистская сецессия подвергалась прямой военной атаке со стороны материнского государства, что заставляло родственное ей патронажное государство делать выбор между подавлением родственной сецессии и открытым силовым вмешательством на её стороне.
Хабенская Е.О. - Федерация Мали: факторы консолидации и причины распада c. 201-209

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.3.21894

Аннотация: Предметом исследования являются отношения Сенегала с восточным соседом – Республикой Мали накануне и в период создания Федерации Мали. Особое внимание уделяется предпосылкам создания политического образования, которое получило название "Федерация Мали". На протяжении всей постколониальной истории отношения Сенегала с бывшим Суданом (ныне Мали) не были связаны с острыми кризисами и конфликтами, в отличие от контактов с Мавританией, Гамбией и Гвинеей-Бисау. Основная причина этого – слабая населенность восточных территорий Сенегала (засушливых и мало пригодных для земледелия) и, как следствие – отсутствие тесных контактов населения двух стран на границе и пограничных споров. В основе статьи лежит принцип историзма. Для анализа материала и выводов автор применяет методы сравнительного анализа и исторической реконструкции. Политические и экономические отношения Сенегала и Мали всегда были достаточно интенсивными. В конце 1950-х гг., на излете эпохи колониализма Сенегал и Мали (тогда – Суданская республика) пережили короткий, но уникальный опыт объединения в федерацию. Федерация Мали, просуществовавшая полтора года (а в независимом статусе – всего 2 месяца) была призвана воплотить в жизнь идею общеафриканского единства (часть концепции негритюда). Распад федерации стал, пожалуй, единственным драматичным моментом в истории взаимоотношений двух стран. Федерация Мали не оправдала надежд своих вдохновителей и идеологов из Сенегала и Судана, став для обеих стран лишь коротким переходным этапом от колониализма к независимости.
Хабенская Е.О. - Федерация Мали: факторы консолидации и причины распада c. 201-209

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.3.68610

Аннотация: Предметом исследования являются отношения Сенегала с восточным соседом – Республикой Мали накануне и в период создания Федерации Мали. Особое внимание уделяется предпосылкам создания политического образования, которое получило название "Федерация Мали". На протяжении всей постколониальной истории отношения Сенегала с бывшим Суданом (ныне Мали) не были связаны с острыми кризисами и конфликтами, в отличие от контактов с Мавританией, Гамбией и Гвинеей-Бисау. Основная причина этого – слабая населенность восточных территорий Сенегала (засушливых и мало пригодных для земледелия) и, как следствие – отсутствие тесных контактов населения двух стран на границе и пограничных споров. В основе статьи лежит принцип историзма. Для анализа материала и выводов автор применяет методы сравнительного анализа и исторической реконструкции. Политические и экономические отношения Сенегала и Мали всегда были достаточно интенсивными. В конце 1950-х гг., на излете эпохи колониализма Сенегал и Мали (тогда – Суданская республика) пережили короткий, но уникальный опыт объединения в федерацию. Федерация Мали, просуществовавшая полтора года (а в независимом статусе – всего 2 месяца) была призвана воплотить в жизнь идею общеафриканского единства (часть концепции негритюда). Распад федерации стал, пожалуй, единственным драматичным моментом в истории взаимоотношений двух стран. Федерация Мали не оправдала надежд своих вдохновителей и идеологов из Сенегала и Судана, став для обеих стран лишь коротким переходным этапом от колониализма к независимости.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.