Конфликтология / nota bene - рубрика Классификация и типология современных конфликтов
по
Конфликтология / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Конфликтология / nota bene" > Рубрика "Классификация и типология современных конфликтов"
Классификация и типология современных конфликтов
Горбачев М.В., Дибров Е.А. - Информационное пространство военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске сквозь призму современного украинского кинематографа c. 9-15

DOI:
10.7256/2454-0617.2020.3.32805

Аннотация: Статья посвящена анализу информационного пространства зоны военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске. Авторы предлагают уйти от традиционных моделей и схем его объяснения, которые связаны с изучением баз данных, технологий их сопровождения, механизмов их применения, информационных систем, информационных потребностей информационной среды. В качестве альтернативной объяснительной модели предлагается структурно-содержательный анализ современного украинского кинематографа, отражающего главные компоненты информационного пространства зон военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске. Авторы в соответствии с обоснованными критериями осуществили отбор киноматериалов для проведения их последующего изучения. В качестве основных методов авторами задействуются контент-анализ и интент-анализ, необходимые для интерпретации содержания и направленности диалогов основных сюжетных линий фильмов. Дополнительными методами выступали: сравнительные модели анализа сюжетов фильмов, нарративный анализ микросюжетов фильмов, методы идеологического измерения фильмов. В результате проведенного исследования были определены механизмы бинарного структурирования информационного пространства зоны военно-политических конфликтов. Идентифицированы приемы и техники, которые задействовались для реализации этих механизмов. Выявлены особенности «искажения» информационного пространства зоны военно-политических конфликтов. Исследованы режиссерские приемы, которые составляют основу стратегий позиционирования информационного пространства зоны военно-политических конфликтов в современном украинском кинематографе. Авторами были впервые проанализированы фильмы современного Украинского кинематографа на предмет позиционирования информационного пространства зон военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске.
Тихов А.А. - Методологические и прикладные аспекты классификации и типологии международных геополитических конфликтов c. 38-53

DOI:
10.7256/2454-0617.2020.1.32782

Аннотация: Статья посвящена разработке методики и прикладных аспектов типологии международных геополитических конфликтов в современном мире. Актуальность исследования данного вопроса обусловлена активизацией межгосударственных конфликтов на региональном и межрегиональном уровнях и ростом уровня социально-политической напряженности. Автором предложена методика типологизации геополитических конфликтов, учитывающая пространственно-временную специфику данных форм взаимодействия и основанная на комплексном анализе всех составляющих процесса. Одним из важнейших факторов автор выделяет причины и предпосылки формирования конфликта. Разработан комплексный подход к типологизации форм конфликтного взаимодействия государств на основе использования трехфакторной матрицы. В основу данной матрицы положены три диагностических признака, характеризующих ключевые факторы формирования и развития конфликта и обуславливающих последующую модель развития конфликта. Это позволяет достигнуть необходимого для осуществления дальнейшей комплексной диагностики геополитического конфликта уровня объективности и точности результата типологии с использованием инструментов и методологии различных научных подходов к изучению данного типа процессов. Предлагаемая методика может быть использована при исследовании определенных типов геополитических конфликтов прошлого и современности, прогнозировании развития и качественных изменений определенного конфликта в будущем, а также комплексной оценке конфликтогенного потенциала определенной территории или региона в целом. В ходе работы была установлена и подтверждена взаимосвязь и взаимозависимость между политическими решениями того или иного государства и соответствующей ему географической средой. Выявленные в результате исследования причинно-следственные связи позволяют рассматривать методику как основу для дальнейшего изучения конфликтов и прогноза их развития в перспективе.
Новопашина Л.А., Савельева Т.Г., Гарибян Е.Р., Авдеева Т.Г., Смирнова Л.Э. - Ценностные ориентации и выбор стратегий поведения в конфликте старшими школьниками c. 65-82

DOI:
10.7256/2454-0617.2023.2.40404

EDN: QYPHMG

Аннотация: Подростковый возраст – это возраст, когда очень часто на фоне психологических и физиологических изменений, связанных со взрослением, возникают конфликтные ситуации и не только со сверстниками, но с родителями и педагогами. Конструктивное разрешение конфликтов – важный шаг на пути построения гармоничных взаимоотношений с другими в будущем, и одно из условий эффективного функционирования в обществе, нахождения своего места в нем. Для решения обозначенных вопросов на первом этапе необходимы целенаправленные психологические исследования ценностных ориентаций молодежи и их связи с выбором стратегий поведения в конфликтных ситуациях у школьников. Предмет: связь ценностных ориентаций и стратегий поведения в конфликте старшими школьниками. Цель исследования – определить связь между ценностными ориентациями старших школьников и основными стратегиями их поведения в конфликтной ситуации.     Мы провели исследование с целью определения связи между ценностными ориентациями старших школьников и основными стратегиями их поведения в конфликтной ситуации. С помощью хи-квадрат Пирсона было выявлено, что школьники, выбирающие уступку и компромисс, как ведущие стратегии поведения в конфликтных ситуациях, ставят на первое место такую ценность как «здоровье». Связь ценностных ориентаций с другими стратегиями поведения не была выявлена. При этом школьники не выбирают в качестве ведущей и приоритетной стратегии сотрудничество. Для целенаправленного оказания воздействия на формирование ценностных ориентаций и стратегий поведения школьников нами был разработан урок музыки, содержание которого включает формирование необходимых нам компонент. Цель урока – дать представление обучаемым о таких ценностях, как дружба, общественное признание, любовь, счастье других, воспитанность, ответственность и чуткость; формирование умения работать в команде и дать представление школьникам о такой стратегии поведения в конфликте, как сотрудничество.
Ростовцева М.В., Дулинец Т.Г., Трофимова В.В., Поломошнова А.В., Десятова И.С. - Исследование стратегий конфликтного поведения педагогов и психологической атмосферы в педагогическом коллективе c. 94-102

DOI:
10.7256/2454-0617.2023.1.39341

EDN: KPJOFU

Аннотация: Нарастающая напряженность труда влечет за собой увеличение числа социальных конфликтов в образовательных организациях между всеми субъектами образовательных отношений. При возникновении конфликтных ситуаций основная ответственность по их урегулированию ложится на педагогов. Цель работы: исследование влияния стратегий конфликтного поведения педагогов на психологическую атмосферу педагогического коллектива.В настоящем исследовании приняли участие 25 человек из педагогического состава школы (21 женщина и 4 мужчины). Исследование проводилось с помощью методик: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру); стратегии поведения в конфликте К. Томаса.   В ходе эмпирического исследования конфликтов в педагогическом коллективе было выявлено, что в исследуемом педагогическом коллективе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Выявлены следующие влияния стиля конфликтного поведения на социально-психологический климат коллектива: сотрудничество усиливает взаимную поддержку, компромисс увеличивает увлеченность и согласие, приспособление связано с согласием, соперничество подавляет проявление удовлетворенности, увлеченности и занимательности, сотрудничество не приемлемо при холодности, чем больше компромиссных форм поведения, тем меньше несогласованности в группе, чем больше приспособления, тем меньше несогласованности, чем чаще используется стратегия уход, тем меньше согласия (-0,330) и сотрудничества.
Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. - Социальный конфликт в информационном обществе: к вопросу о типологии c. 227-235

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.4.21737

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможности и принципах построения типологии социального конфликта в информационном обществе. Авторы рассмотрели основные методологические принципы анализа социальных конфликтов и построения их типологии, применяемые в социальных науках для традиционного общества и пришли к пониманию того, что существует "матрица" социального конфликта. В условиях информационного общества эта "матрица" принципиально не меняется. Изменению подвергаются ее элементы, что приводит к появлению нового вида социального конфликта - информационного. Основными методами исследования послужили метод анализа, обобщения, типологизации. В статье авторы обращались к результатам научных исследований как классиков социально-философского знания, так и современных ученых. В ходе проведенного исследования авторы убедились в возможности построения типологии социального конфликта в информационном обществе на основе существующих в классическом социально-гуманитарном знании подходов и методов: социального взаимодействия, структурно-функционального, субъект-субъектного и субъект-объектного. В информационном обществе появляется новый тип социального конфликта - информационный. Он возникает и развивается по принципам "матричного" социального конфликта, но имеет особую специфику - информационные элементы в своей структуре. Это обстоятельство требует разработки иных принципов управления конфликтами для чего необходимо построение типологии информационного конфликта, что и станет предметом изучения наших последующих работ.
Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. - Социальный конфликт в информационном обществе: к вопросу о типологии c. 227-235

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.4.68626

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможности и принципах построения типологии социального конфликта в информационном обществе. Авторы рассмотрели основные методологические принципы анализа социальных конфликтов и построения их типологии, применяемые в социальных науках для традиционного общества и пришли к пониманию того, что существует "матрица" социального конфликта. В условиях информационного общества эта "матрица" принципиально не меняется. Изменению подвергаются ее элементы, что приводит к появлению нового вида социального конфликта - информационного. Основными методами исследования послужили метод анализа, обобщения, типологизации. В статье авторы обращались к результатам научных исследований как классиков социально-философского знания, так и современных ученых. В ходе проведенного исследования авторы убедились в возможности построения типологии социального конфликта в информационном обществе на основе существующих в классическом социально-гуманитарном знании подходов и методов: социального взаимодействия, структурно-функционального, субъект-субъектного и субъект-объектного. В информационном обществе появляется новый тип социального конфликта - информационный. Он возникает и развивается по принципам "матричного" социального конфликта, но имеет особую специфику - информационные элементы в своей структуре. Это обстоятельство требует разработки иных принципов управления конфликтами для чего необходимо построение типологии информационного конфликта, что и станет предметом изучения наших последующих работ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.