Статья 'Ценностные ориентации и выбор стратегий поведения в конфликте старшими школьниками' - журнал 'Конфликтология / nota bene' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Конфликтология / nota bene
Правильная ссылка на статью:

Ценностные ориентации и выбор стратегий поведения в конфликте старшими школьниками

Новопашина Лариса Александровна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра управления человеческими ресурсами, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, г. Красноярск, ул. Свободный, 79

Novopashina Larisa Aleksandrovna

PhD in Psychology

Associate Professor, Department of Human Resource Management, Siberian Federal University

79 Svobodny str., Krasnoyarsk, 660041, Russia

novopashina_2024@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Савельева Татьяна Геннадьевна

кандидат философских наук

доцент, кафедра современных образовательных технологий, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, г. Красноярск, ул. Свободный, 79

Savel'eva Tat'yana Gennad'evna

PhD in Philosophy

Associate Professor, Department of Modern Educational Technologies, Siberian Federal University

79 Svobodny str., Krasnoyarsk, 660041, Russia

jurcity@yandex.ru
Гарибян Елена Робертовна

Психолог, МКУ Сочинский центр развития образования

354383, Россия, Краснодарский край область, село Верхневеселое, ул. Ворошиловградская, 8г

Garibyan Elena Robertovna

Psychologist, Sochi Center for Education Development

354383, Russia, Krasnodar Krai region, Verkhneveseloe village, Voroshilovgradskaya str., 8g

hehine@yandex.ru
Авдеева Татьяна Геннадьевна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра психологии развития и консультирования, Сибирский федеральный университет

660028, Россия, г. Красноярск, ул. Свободный, 79

Avdeeva Tat'yana Gennad'evna

PhD in Psychology

Associate Professor, Department of Developmental Psychology and Counseling, Siberian Federal University

79 Svobodny str., Krasnoyarsk, 660028, Russia

avdeeva@mail.ru
Смирнова Любовь Эдуардовна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра психологии развития и консультирования, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, г. Красноярск, ул. Свободный, 79

Smirnova Lyubov' Eduardovna

PhD in Pedagogy

Associate Professor, Department of Developmental Psychology and Counseling, Siberian Federal University

79 Svobodny str., Krasnoyarsk, 660041, Russia

jurcity@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0617.2023.2.40404

EDN:

QYPHMG

Дата направления статьи в редакцию:

09-04-2023


Дата публикации:

05-07-2023


Аннотация: Подростковый возраст – это возраст, когда очень часто на фоне психологических и физиологических изменений, связанных со взрослением, возникают конфликтные ситуации и не только со сверстниками, но с родителями и педагогами. Конструктивное разрешение конфликтов – важный шаг на пути построения гармоничных взаимоотношений с другими в будущем, и одно из условий эффективного функционирования в обществе, нахождения своего места в нем. Для решения обозначенных вопросов на первом этапе необходимы целенаправленные психологические исследования ценностных ориентаций молодежи и их связи с выбором стратегий поведения в конфликтных ситуациях у школьников. Предмет: связь ценностных ориентаций и стратегий поведения в конфликте старшими школьниками. Цель исследования – определить связь между ценностными ориентациями старших школьников и основными стратегиями их поведения в конфликтной ситуации.     Мы провели исследование с целью определения связи между ценностными ориентациями старших школьников и основными стратегиями их поведения в конфликтной ситуации. С помощью хи-квадрат Пирсона было выявлено, что школьники, выбирающие уступку и компромисс, как ведущие стратегии поведения в конфликтных ситуациях, ставят на первое место такую ценность как «здоровье». Связь ценностных ориентаций с другими стратегиями поведения не была выявлена. При этом школьники не выбирают в качестве ведущей и приоритетной стратегии сотрудничество. Для целенаправленного оказания воздействия на формирование ценностных ориентаций и стратегий поведения школьников нами был разработан урок музыки, содержание которого включает формирование необходимых нам компонент. Цель урока – дать представление обучаемым о таких ценностях, как дружба, общественное признание, любовь, счастье других, воспитанность, ответственность и чуткость; формирование умения работать в команде и дать представление школьникам о такой стратегии поведения в конфликте, как сотрудничество.


Ключевые слова:

ценности, ценностные ориентации, стратегии поведения, конфликт, сотрудничество, соперничество, компромисс, здоровье, семья, взаимодействие

Abstract: Adolescence is an age when very often, against the background of psychological and physiological changes associated with growing up, conflict situations arise not only with peers, but with parents and teachers. Constructive conflict resolution is an important step towards building harmonious relationships with others in the future, and one of the conditions for effective functioning in society, finding one's place in it. To solve these issues at the first stage, targeted psychological studies of the value orientations of young people and their connection with the choice of behavioral strategies in conflict situations among schoolchildren are necessary. The relationship of value orientations and strategies of behavior in conflict by senior schoolchildren is considered. The purpose of the study is to determine the relationship between the value orientations of senior schoolchildren and the main strategies of their behavior in a conflict situation.     We conducted a study to determine the relationship between the value orientations of high school students and the main strategies of their behavior in a conflict situation. With the help of Pearson's chi-square, it was revealed that schoolchildren who choose concession and compromise as the leading strategies of behavior in conflict situations put such a value as "health" in the first place. The relationship of value orientations with other behavioral strategies has not been identified. At the same time, schoolchildren do not choose cooperation as a leading and priority strategy. In order to purposefully influence the formation of value orientations and behavioral strategies of schoolchildren, we have developed a music lesson, the content of which includes the formation of the components we need. The purpose of the lesson is to give students an idea of values such as friendship, public recognition, love, happiness of others, good manners, responsibility and sensitivity; the formation of the ability to work in a team and to give students an idea of such a strategy of behavior in conflict as cooperation.


Keywords:

values, value orientations, behavioral strategies, conflict, cooperation, rivalry, compromise, health, family, interaction

Введение. Ценностные ориентации являются важной частью человеческой личности. Они служат основанием для принятия решений, и определяют основные ориентиры, влияющие на поведение человека. Жизненные ценности старших школьников всегда являлось объектом пристального внимания общества, так как в зависимости от того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества.

На сегодняшний день молодежь, как наиболее активная социальная группа, в силу переходности социального статуса, незавершенности процессов формирования социальной зрелости, нуждается в целенаправленной помощи и психологическом сопровождении процесса воспитания, формирования и выстраивания ценностных ориентаций. Это важно и с точки зрения предупреждения и профилактики девиантного и конфликтного поведения в молодежной среде, что будет способствовать, в том числе, снижению социального напряжения в обществе в целом [1, 3].

Безусловно, ценностные ориентации во многом определяют тип поведения подростка, они служат своеобразным ориентиром его деятельности, определяют выбор того или иного способа поведения.

Подростковый возраст – это возраст, когда очень часто на фоне психологических и физиологических изменений, связанных со взрослением, возникают конфликтные ситуации и не только со сверстниками, но с родителями и педагогами. Конструктивное разрешение конфликтов – важный шаг на пути построения гармоничных взаимоотношений с другими в будущем, и одно из условий эффективного функционирования в обществе, нахождения своего места в нем.

Для решения обозначенных вопросов на первом этапе необходимы целенаправленные психологические исследования ценностных ориентаций молодежи и их связи с выбором стратегий поведения в конфликтных ситуациях у школьников.

Объект исследования: ценностные ориентации и стратегии поведения личности в конфликте.

Предмет: связь ценностных ориентаций и стратегий поведения в конфликте старшими школьниками.

Цель исследования – определить связь между ценностными ориентациями старших школьников и основными стратегиями их поведения в конфликтной ситуации.

Разработанность проблемы.

Современные российские исследования ценностных ориентаций молодежи можно разделить на несколько групп. Первая посвящена содержательному изучению данного аспекта: авторами конструируется модель облика современной молодежи, исследуется специфика формирования ценностей. Это исследования Н.Н. Мироновой, Н.С. Неваленной, А.В. Некипелова, Д.Ф. Ишмуратова, Рудаковой О.В. и т.д. [5, 6, 7, 9, 10]

Вторую группу исследований представляют разработки, посвященные основным трендам в формировании ценностных ориентаций молодежи в различных сферах жизнедеятельности: сфере спорта, в контексте построения семейных отношений, профессионального самоопределения и т.п. Это исследования Лубышевой Е.А., Смирнова А.А., Гуриевой Л.К., Джиоева А.В. и др.[2, 8, 12]

Наконец, третья группа исследований посвящена изучению факторов, которые влияют на формирование ценностных ориентаций молодежи, таких как средства массовой информации, социальные сети (Цыренова Ц.С., Халикова С.С, Ростовцева М.В. и др.) [11, 14, 15].

Изучением конфликтного поведения школьников, выбором ими тех или иных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и их взаимосвязях с различными факторами занимаются Черная А.А., Смык Ю.В, Еликова М.Е., Чередова З.Д. [3, 16, 17].

Среди зарубежных ученых, рассматривающих ценностные ориентации как фактор совладающего поведения в ранней юности можно выделить Delamater, J.D., Denney, N.W., Eisenberg, N. и др.[18, 19, 20, 21]

Методы исследования:

Для проведения исследования мы использовали следующие методики

1) Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

2) Двухмерная модель стратегии поведения личности К. Томаса и Р. Киллмена

Исследование. В феврале 2023 года по данным методикам мы провели исследование, в котором приняли участие 50 школьников из восьмых классов МБОУ СШ № 12 г. Красноярска. Возраст детей – 14-15 лет.

По результатам диагностики по методике К. Томаса и Р. Киллмена во взаимодействии со сверстниками стратегию поведения «Избегание» выбирают 13% опрошенных, стратегию «Уступка» - 37% опрошенных, стратегию «Соперничество» - 43% опрошенных, стратегию «Компромисс» - 7% опрошенных и стратегию «Сотрудничество» не выбрал никто из опрошенных. Данные представлены на рисунке 1.

Figure 1. Schoolchildren's choice of behavior strategies in conflict situations

Далее респонденты были условно разделены нами на группы в зависимости от того, какую стратегию они выбрали.

Диагностика по тесту М. Рокича и интерпретация результатов проводилась по данным группам.

Из выбравших стратегию «Избегание» в отношении со сверстниками на первое место среди терминальных ценностей 25% ставят «Творчество», 25% - «Здоровье», 25% - «Развитие» и 25% - «Наличие хороших и верных друзей».

Среди инструментальных ценностей, выбравшие стратегию «Избегания» в отношениях со сверстниками на первое место ставят «Аккуратность» - 50%, «Исполнительность» - 25% и «Смелость в отстаивании собственного мнения, взглядов» - 25% опрошенных.

Наглядно данные представлены на рисунке 2.

Figure 2 Choice by subjects with the leading strategy "avoidance" of terminal and instrumental values.

Из респондентов, выбравших стратегию «Уступка», на первое место среди терминальных ценностей ставят 46% «Здоровье», 18% -«Любовь», 9% - «Жизненную мудрость», 9% - «Активную деятельную жизнь», 9% - «Счастливую семейную жизнь» и 9% - «Свободу».

Среди инструментальных ценностей выбравшие стратегию «Уступка» респонденты на первое место ставят «Аккуратность» - 34%, «Образованность» - 22%, «Жизнерадостность» - 22%, «Ответственность» - 11% и «Твердая воля»- 11% опрошенных.

Figure 3. Choice of terminal and instrumental values by the subjects with the leading strategy "yield"

Из респондентов, выбравших стратегию «Соперничество», на первое место среди терминальных ценностей ставят 37,5% «Любовь», 12,5 % - «Жизненную мудрость», 12,5% - «Счастье других», 12,5% - «Активную деятельную жизнь», 12,5% - «Здоровье» и 12,5% - «Развитие».

Среди инструментальных ценностей респонденты, выбравшие стратегию «Соперничество» на первое место ставят «Самоконтроль»- 25%, «Аккуратность» - 25%, «Образованность» - 25%, «Независимость» - 12,5% и «Честность» - 12,5% опрошенных. Наглядно данные представлены на рисунке 4.

Figure 4. The choice of terminal and instrumental values by subjects with the leading strategy "rivalry"

Из респондентов, выбравших стратегию «Компромисс», на первое место среди терминальных ценностей ставят 50% - «Здоровье» и 50% - «Признание».

Среди инструментальных ценностей выбравшие стратегию «Компромисс» на первое место ставят «Аккуратность» - 50% и «Воспитанность» - 50% опрошенных. Наглядно данные представлены на рисунке 5.

Figure 5. The choice of terminal and instrumental values by subjects with the leading strategy "compromise"Рис.5. Выбор испытуемыми с ведущей стратегией «компромисс» терминальных и инструментальных ценностей

Таким образом можно сделать следующие выводы:

Ценностные ориентации распределились следующим образом.

1) Респонденты, выбравшие стратегию «избегание», руководствуются такими терминальными ценностями как: творчество, здоровье, развитие, друзья; среди инструментальных ценностей в приоритете исполнительность, аккуратность и смелость в отстаивании собственного мнения, где особо выделяется аккуратность.

2) Респонденты, выбравшие стратегию «уступка», руководствуются такими ценностями как: здоровье, любовь жизненная мудрость, свобода, счастливая семейная жизнь, активная жизнь, где приоритет отдается ценностям - здоровье и любовь. Среди инструментальных ценностей выделяются аккуратность, образованность, жизнерадостность, ответственность, твердая воля, где приоритет отдается аккуратности.

3) Респонденты, выбравшие стратегию «соперничество», руководствуются такими терминальными ценностями как: любовь, жизненная мудрость, счастье других, активная жизнь, здоровье и развитие. Среди инструментальных ценностей опрошенные данной группы выбирают самоконтроль, аккуратность, образованность, независимость и честность. Выше других ставятся самоконтроль, образованность и аккуратность.

4) Респонденты, которые выбрали стратегию «компромисс», руководствуются такими терминальными ценностями как: здоровье, признание среди терминальных ценностей. Среди инструментальных ценностей преобладают аккуратность и воспитанность.

Стратегию «сотрудничество» никто из респондентов не выбрал.

Полученные результаты мы проанализировали методом хи-квадрат Пирсона и выявили, что школьники, выбирающие уступку и компромисс, как стратегии поведения в конфликтных ситуациях, ставят на первое место такую ценность как «здоровье», при этом они совсем не выбирают такую стратегию поведения как «соперничество» (Рис.6)

Summary table: Expected frequencies Selected cell frequencies > 5 Pearson's chi-square 4,22357, СС=1, Р=0,39866
Terminal health Other rivalry Total
Other

12,46667

9,53333

22,000

health

4,53333

3,466667

8,000

Total

17,000

13,000

30,000

Figure 6. Correlation between the choice of strategy "rivalry" and "health".

Безусловно, в школьном возрасте необходимо целенаправленное формирование ценностных ориентаций школьников. Формирование и коррекцию стратегий взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности и формирование ценностных ориентаций, по нашему мнению, лучше всего реализовать в форме школьного урока.

Как показало проведенное исследование, одна из важнейших стратегий поведения «Сотрудничество» не сформировано у опрошенных нами школьников. Этой стратегии соответствуют такие ценности, как равенство, гуманизм, толерантность, ценятся открытость и доверие, а не конкуренция.

Для формирования вышеперечисленных ценностей мы предлагаем разработанный нами урок «Взаимодействие людей в борьбе с фашизмом на примере «Ленинградской» симфонии Шостаковича», который тематически соответствует уроку музыки школьной программы «Ленинградская симфония Шостаковича».

Цель урока:

- Формирование стратегии поведения «Сотрудничество».

- Познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой классической музыки, определить его историческую роль.

Задачи:

Воспитательная:

- Акцентировать внимание обучаемых на такие ценности, как дружба, общественное признание, любовь, счастье других, воспитанность, ответственность и чуткость.

Развивающая:

- Развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие памяти, мышления.

- Умение высказывать свои мысли и суждения.

- Умение работать в команде.

Обучающая:

- Характеристика образа вражеского нашествия.

- Познакомить с историческими фактами времён ВОВ, ввести понятия «блокада».

- Понимание роли симфонии №7 «Ленинградская» Д. Д. Шостаковича в годы Второй мировой войны.

Музыкальный материал:

- «Эпизод нашествия» из первой ч. Симфонии №7, Д. Д. Шостаковича.

Методы и формы работы:

- Коллективная, индивидуальная, проблемно-поисковая, групповая.

- Использование ТКМ (технология критического мышления: вызов осмысление – рефлексия).

Дополнительный материал:

- Первая часть из «Ленинградской поэмы» О. Ф. Берггольц.

- Фрагмент поэмы Л. И. Болеславского «Седьмая».

- Стихотворение «Первый дальнобойный в Ленинград» .А. А. Ахматовой.

- Портреты Д. Д. Шостаковича.

- Репродукция картины «Оборона Севастополя» А. А. Дайнеки.

- Фрагмент из кинофильма «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна.

- 3-4 листа ватмана для стенгазеты.

- цветные маркеры или фломастеры.

- канцелярский клей.

Оборудование:

- Мультимедийный проектор.

- Музыкальный центр.

Ход урока:

1) Вводная беседа. Угрозы фашизма.

Уже совсем скоро мы с вами будем праздновать очередную годовщину праздника «День победы». День победы над фашизмом. А чем же так страшен фашизм, если этот день во всем мире считается одной из важнейших дат в истории человечества?

Обучающиеся высказывают свои варианты ответов, а учитель или один из учеников, фиксирует на доске такие из них:

- убийство людей, по какому либо признаку;

- пытки и бесчеловечные опыты над людьми;

- порабощение людей и помещение их в концентрационные лагеря;

- попытки войной решить свои внешнеполитические проблемы;

- и т.п.

Если обобщить все вышеперечисленное, то можно сказать, что все эти ужасы, которые несет в себе фашизм, основываются на утверждении, что есть правильные и неправильные люди. Нам с вами очевидно, что нет людей недостойных жизни, что все люди равны и одинаково важны. Именно ради этих ценностей весь мир сплотился в борьбе с фашизмом. И как вы считаете, что позволило людям победить это страшное явление?

Обучающиеся предлагают свои варианты, учитель наводящими вопросами выводит их на понятие «Сотрудничество».

А как вы думаете, сотрудничество кого с кем позволило победить фашизм?

Учитель или кто-то из учеников фиксирует на доске подобные варианты:

- Сотрудничество разных стран;

- Сотрудничество представителей разных профессий;

- Сотрудничество разных видов искусства.

- и т.п.

Есть произведения искусства, на примере создания которых можно рассмотреть сотрудничество между людьми. Одно из таких произведений называется Симфония №7 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которое еще часто называют «Ленинградской симфонией». И я сегодня предлагаю нам рассмотреть это произведение и создать совместными усилиями о нем стенгазету.

Для начала мы послушаем один из самых выразительных фрагментов этой симфонии – эпизод нашествия.

Слушание симфонии №7 «Ленинградская» эпизод нашествия.

После прослушивания учитель задает следующие вопросы:

Что вы чувствовали, когда слушали фрагмент симфонии?

Какой образ создаёт музыка?

Как развивалась (видоизменялась) главная тема в «Эпизоде нашествия»?

Осмысление произведения.

Сейчас мы с вами превратимся в музыкантов ударного оркестра и простучим ритм главной темы этого фрагмента симфонии.

Учитель с учениками стучат ритм главной темы эпизода.

Почему Д. Шостакович выбрал именно форму вариаций для эпизода нашествия?

Ответы учеников.

Подводя итог вышеперечисленному можно сказать, что таков неизменный «стержень» образно-музыкальной характеристики фашистов, который постепенно, с каждой новой вариацией обнаруживает свою бездушную и страшную сущность.

Поэт Л. Болеславский в своей поэме «Седьмая» об эпизоде нашествия сказал так:

Звук.

Легкий далекий звук,

Вдруг переходящий в звук,

Мягкий игривый стук,

Вдруг

Переходящий в шаг,

Мерный тяжелый шаг,

Вдруг шумом сплошным в ушах

За каблуком каблук

Тысячи чужих сапог

Тысячью страшных мук

Через родной порог,

Жизнь, обращая в прах – ВРАГ!

Седьмая симфония была написана в 1941 году и отразила то мироощущение, каким были охвачены все люди нашей страны. Не только в этой симфонии, но и в других произведениях, в частности в многочисленных песнях, появившихся в тот период, навсегда запечатлен сплав трагизма и мужества, ужаса перед надвигающейся возможной гибелью и воли к борьбе, составляющих суть военного мировосприятия советских людей.

Анна Ахматова, как и Д. Д. Шостакович жила в военные годы в Ленинграде. Интересно, что именно она дала название «Ленинградская» симфонии №7. Свое ощущение войны Ахматова дает через восприятие звука не привычного и знакомого звука громового раската, по-своему веселого, влажного звука жизни, а смертоносного, равнодушного, сухого, «как пекло» и это своё мировосприятие она передает в стихотворении 1941 года «Первый дальнобойный в Ленинград».

И в пестрой суете людской

Все изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат

Он, правда, был похож, как брат,

Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков

И вожделение лугов –

Веселых ливней весть.

А этот был, как пекло, слух

И не хотел смятенный слух

Поверить – по тому,

Как расширялся он и рос,

Как равнодушно гибель нес

Ребенку моему.

Как и у Ахматовой, в музыке «Эпизода нашествия» целью образного развития является показ именно расширения, непомерного разрастания этой сущности, которую можно уподобить жуткому образу «машины смерти». Лязг, визг, скрежет охватывают все пространство звучания, рисуя образ врага огромной силы и мощности, которому может противостоять только поистине всенародное единение.

Ужасную атмосферу блокадного Ленинграда передает еще одна великая поэтесса Ольга Берггольц в своем стихотворении «Ленинградская поэма».

Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

— Сменяй на платье,— говорит,—

менять не хочешь — дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала…—

И я сказала: — Не отдам.—

И бедный ломоть крепче сжала.

— Отдай,— она просила,— ты

сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

чтоб ты украсила могилу.—

…Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило — привести

ее к себе, шепнув угрюмо:

— На, съешь кусочек, съешь… прости!

Мне для живых не жаль — не думай.—

…Прожив декабрь, январь, февраль,

я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль —

ни слез, ни радости, ни страсти.

Перед лицом твоим, Война,

я поднимаю клятву эту,

как вечной жизни эстафету,

что мне друзьями вручена.

Их множество — друзей моих,

друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них

в мучительном кольце блокады.

Как по вашему мнению поэтессе удалось передать страшную картину ленинградской блокады?

Почему героиня не уступила хлеб своей подруге?

Хороший ли это был поступок?

Что по мнению автора позволило ленинградцам пережить блокаду?

Какими ценностями обладали эти люди?

Ответы учеников.

История создания симфонии №7 Д. Д. Шостаковича.

Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Как раз этот эпизод мы с вами сегодня слушали. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Впервые оно было исполнено в Куйбышеве весной 1942, куда Шостакович был эвакуирован. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Большинство музыкантов вывезли из города еще в начале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Карл Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру. Весь город наполнялся музыкой Шостаковича. Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну. Для того, чтобы ленинградцы могли послушать это произведение, войскам был дан приказ: «Пока будет идти концерт - враг должен молчать». Советская артиллерия обеспечила спокойствие и фактически прикрывала всех артистов. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

Рефлексия.

В начале урока мы с вами зафиксировали на доске, что победить фашизм помогло сотрудничество разных стран, представителей профессий, разных видов искусства. Приведите примеры таких сотрудничеств, о которых вы узнали на примере создания и исполнения симфонии №7 Шостаковича.

Ответы учеников.

А чтобы окончательно закрепить полученные сегодня знания предлагаю вам рассказать об этом произведении в стенгазете. Я вам выдам ватман, клей, маркеры и различные репродукции которые можно будет использовать для работы. Вам нужно будет придумать название для стенгазеты, наклеить иллюстрации и тексты наиболее подходящие по вашему мнению для рассказа про симфонию №7, а также сделать необходимые подписи.

Учитель раздает 3-4 листа ватмана в зависимости от количества обучающихся, один набор маркеров, один клей и один набор репродукций и текстов стихотворений использованных на уроке, фрагмент статьи Алексея Толстого о «Ленинградской» симфонии. Количество выдаваемых материалов (кроме листов ватмана) сознательно в единственном экземпляре. В зависимости от того сделает класс одну стенгазету или несколько можно сделать вывод о развитии навыка «Сотрудничество». А также проследить поведение отдельных учеников, которые пользуются этой стратегией поведения при групповом взаимодействии и которые эту стратегию не применяют. В зависимости от полученных результатов можно корректировать дальнейшее обучение данного класса и конкретных учеников.

Заключение. Таким образом, мы провели исследование с целью определения связи между ценностными ориентациями старших школьников и основными стратегиями их поведения в конфликтной ситуации. С помощью хи-квадрат Пирсона было выявлено, что школьники, выбирающие уступку и компромисс, как ведущие стратегии поведения в конфликтных ситуациях, ставят на первое место такую ценность как «здоровье». Здесь обнаружена тесная корреляционная связь. Связь ценностных ориентаций с другими стратегиями поведения не была выявлена. При этом школьники не выбирают в качестве ведущей и приоритетной стратегии сотрудничество.

Для целенаправленного оказания воздействия на формирование ценностных ориентаций и стратегий поведения школьников нами был разработан урок музыки, содержание которого включает формирование необходимых нам компонент. Цель урока – дать представление обучаемым о таких ценностях, как дружба, общественное признание, любовь, счастье других, воспитанность, ответственность и чуткость; формирование умения работать в команде и дать представление школьникам о такой стратегии поведения в конфликте, как сотрудничество. На уроке реализуются три основные функции: воспитательная, развивающая и обучающая.

Уроки, выстроенные по предложенной структуре, помогут школьникам не только лучше осваивать учебный материал, но влиять на формирование ценностных ориентаций и выстраивание конструктивных стратегий взаимодействия с другими.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Ценностные ориентации и выбор стратегий поведения в конфликте старшими школьниками».
Предмет исследования. Предметом исследования является связь ценностных ориентаций и стратегий поведения в конфликте старшими школьниками. Автором был проведен анализ разработанности проблемы, констатирующий и формирующий эксперимента, а также оценивание эффективности проведенного урока. Обозначенный предмет исследован в полной мере и позволил добиться цели - определить связь между ценностными ориентациями старших школьников и основными стратегиями их поведения в конфликтной ситуации.
Методология исследования. Методология исследования заявленной темы учитывает сложность и комплексность затронутой проблемы. Автор опирается на результаты основных отечественных и зарубежных подходов к затронутой проблеме. Был определен комплекс методов. В исследовании приняло участие 50 школьников 8 классов МБОУ СШ № 12 г. Красноярска.
Полученные результаты подвергнуты количественному, качественному и корреляционному анализу. Результаты представлены в таблицах и в рисунках.
Актуальность исследования определяется с разных сторон. С одной стороны, автором была отмечена значимость формирования ценностных ориентаций в старшем возрасте и определение определенных стратегий поведения. С другой стороны, наблюдается дефицитарность методических разработок в педагогической науке.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены корреляционные связи между ценностными ориентациями старших школьников и основными стратегиями их поведения в конфликтной ситуации;
- разработан методический инструментарий - урок музыки, содержание которого включает формирование определенного в исследовании компонента.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный. Структура работы четко прослеживается.
Во введении кратко представлена актуальность, а также выделены цель, объект и предмет проведенного исследования.
Второй раздел представил описание разработанности проблемы. Автор особое внимание уделил описанию групп отечественных и зарубежных исследований, которые рассматривали особенности формирования ценностных ориентаций.
Третий раздел включает описание организации исследования, методов и методик проведенной работы, респондентов и полученных результатов. Анализ данных позволил автору сделать ряд значимых выводов.
Следующий раздел включает описание разработанного урока «Взаимодействие людей в борьбе с фашизмом на примере «Ленинградской» симфонии Шостаковича», который был сформирован с учетом полученных результатов.
Завершается работа краткими выводами и определением перспективы исследования.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 22 отечественных и зарубежных источника, значительная часть которых издана за последние три года. В списке представлены, в основном, научно-исследовательские статьи и главы в монографиях. Оформление источников неоднозначное. Источники на английском языке оформлены не в полной мере в соответствии с предъявляемыми требованиями, необходима коррекция.
Апелляция к оппонентам.
Работа очень интересная и актуальная.
В исследовании предложена разработка одного урока. Несомненным достоинством работы могло бы стать краткое описание календарно-тематического планирования занятий, наполненных ценностным смыслом.
Увеличить заключительный раздел, представив анализ полученных результатов и обозначив научную новизну проведенного исследования.
Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью, будет интересна исследователям. Работа может быть рекомендована к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.