Культура и искусство - рубрика От первого лица
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "От первого лица"
От первого лица
Бирюков С.Е. - Побег ИЗ: таинственное появление и исчезновение Глеба Цвеля
Аннотация: в статье, посвященной творчеству поэта Олега Юдаева (Глеба Цвеля), показано, что практически в каждом его тексте мы можем обнаружить следы пристального всматривания в зазоры между предметами, явлениями и обстоятельствами, часто соединяемые поэтом на несоединимых границах по принципу еще ломоносовского «сближения далековатых...» и в ХХ в. актуализированного русскими заумниками, а за ними имажинистами, обэриутами, а также разностранными дадаистами и сюрреалистами. Вероятно, что-то наш юный герой читал, но вполне возможно, что он улавливал и в воздухе необходимость пересечения границ, сближений, соединений, приручений слов и снов. Реальность ему была явно мала. Она слишком зауживала пространство, которое было шире диктантов и прописей.
Ванслов В.В. - Рыцарь театра, цирка, эстрады: к 100-летию со дня рождения Ю. А. Дмитриева
Аннотация: в статье, посвященной выдающемуся театроведу, историку цирка и эстрады Ю. А. Дмитриеву, даны основные вехи его жизненного пути и показан его вклад в науку об искусстве, уникальность его исследовательского и педагогического таланта
Рабинович В.Л. - Лицезрение отсутствия
Аннотация: : в статье рассматривается поэтика Н. В. Гоголя с точки зрения «лицезрения отсутствия» и в контексте с творчеством И Чавчавадзе, с современной анимацией (Ю. Норштейн) и поэзией О. Мандельтшама («я пью за военные астры»).
Галкина Т.А. - Армянские впечатления. Культурологическое эссе
Аннотация: Статья представляет собой сравнительный анализ личных впечатлений автора не только от последней поездки в Армению в сентябре 2011 года, но и многочисленных посещений ее начиная с 1963 года. Это взгляд географа, одно из направлений исследований которого – география культуры, поэтому особое внимание в статье уделено именно этому аспекту жизни республики, прежде всего ее столицы - Еревана. Последние 20 лет Армения живет самостоятельной политической жизнью, но, однако, в трудных условиях геополитической изолированности, в условиях разрушения многих традиционных связей. Автор показывает изменения, произошедшие в жизни Армении не только в этот период, но и вспоминает особенности повседневной и общественной жизни города в давние советские годы. Особое внимание уделено впечатлениям от нового архитектурного облика Еревана, новых особенностей быта.
Галкина Т.А. - Институт культурологии. Из прошлого
Аннотация: В юбилейный год Института культурологии, которому исполнилось 80 лет, автор делится личными воспоминаниями об этом институте в первое послевоенное двадцатилетие. Анализирует труды Института, который носил в те годы название Института краеведческой и музейной работы, затем Музееведения, позднее – Института культуры. Автор ставит перед собой цель показать изменения в направлениях научной работы Института, смену общей парадигмы в деятельности Института с 1947 по 1973 годы, расширение и углубление его научных задач. Автору были хорошо знакомы многие сотрудники Института музееведения, она нередко бывала в Институте в этот период, когда там работала ее мать, Павла Ивановна Галкина. Часть статьи посвящена рассказу о жизни и деятельности П.И.Галкиной, многолетнего заместителя директора Института, в частности о ее работе в годы Великой Отечественной войны директором Ивановского областного краеведческого музея.
Разлогов К.Э. - Кино ХХI века
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы функционирования кинематографа как индустрии и формы творчества в современных условиях. Особое внимание уделяется техническим трансформациям, связанным с распространением технологии 3D (стереокино). Анализируются причина расслоения кинопроцесса на «мейнстрим» и «артхаус» и влияние экономического кризиса на отечественное кино.
Яхнин Е.Д. - Размышления об изобразительном искусстве и его восприятии (в диалоге с самим собой)
Аннотация: (вариант 1). Зарождение и роль искусства в человеческом обществе. Творцы (художники) и потребители искусства неразрывны, одни без других не существуют. Существование искусства самого по себе, вне общества – заблуждение. Основа восприятия искусства, его воздействия на людей – эмоция. Бесконечное разнообразие людей (их культуры, социального статуса, индивидуального развития, общественных традиций и т.д.) и соответственно разнообразие искусства приводят к неоднозначности их взаимодействия. Любой объект, рассматриваемый в качестве предмета искусства, например, «Крик» Мунка, «Чёрный квадрат» Малевича, живописные фантазии Кандинского, многие картины и инсталляции современных художников, одними людьми будут восприниматься как искусство, другими – как профанация, и это нормально. Бизнес захватывает и оценивает предметы искусства по законам торга, мало связанным с их художественным уровнем. Можно и надо отличать истинное искусство от поделок ремесленников. (вариант 2). Зарождение и роль искусства в обществе. Творцы и потребители искусства неразрывны, друг без друга не существуют. Искусство вне общества – заблуждение. Основа восприятия искусства – эмоции. Разнообразие людей (культуры, социального статуса, индивидуального развития, традиций и т. п.) и искусства ведёт к неоднозначности их взаимодействия. Различия в восприятии предметов искусства (От «Крика» Мунка до «Чёрного квадрата» Малевича, «Фантазий» Кандинского и «Нечто» художников нашего времени) как искусства и как профанации – нормально. Бизнес и искусство мало связаны с художественным уровнем последнего. Надо отличать истинное искусство от поделок ремесленников. Summary (Thoughts on visual arts and it's perception) The origin and role of art. Creators and percipients of art are inseparable, one can’t exist without the other. Art outside society is a misleading concept. The basis for the perception of art is emotion. Variety of people (culture, social status, etc.) and of art leads to a certain ambiguity of their interaction. The difference in the perception of art ("Scream", by Munk, "Black Square" by Malevich, Kandinsky's phantasies, “The Gray Area” of Contemporary Art) as art and as a profanation is okay. Business and the arts have little to do with the art level. It is necessary to distinguish the true art from craft artisans. ///////
Рашковский Е.Б. - Философия общения: из воспоминаний об А. Г. Кудашевой-Тиниковой

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.7215

Аннотация: Предлагаемый читателю текст – своеобразные аналитические мемуары, посвященные детскому театральному педагогу Александре Георгиевне Кудашевой-Тиниковой (1894? – 1971), наследнице и продолжательнице традицийвеликой российской театральной культуры начала ХХ столетия, воспитательнице многих известных актеров второй половины ХХ – начала XXI века. Анализируя жизньь и художественную практику А. Г. Кудашевой-Тиниковой, автор – историк и философ – пытается осмыслить феномен театра как неотъемлемую часть человеческой жизни и культуры
Сысоева Е.К. - Рецензия на книгу: Н.И. Вощинниковой «Семейные истории на фоне двух эпох» М. Новый Хроногроф, Серия «От первого лица». 2012, 200 с..

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7684

Аннотация: Данная статья – рецензия на книгу Н.И. Вощинниковой «Семейные истории на фоне двух эпох» М. Новый Хроногроф, Серия «От первого лица». 2012, 200 с.. Эта книга о жизни нескольких поколений семьи из уездного города Кинешмы, в основе которой материалы семейного архива. В рецензии дана оценка книги с точки зрения значимости привлечённого автором источника для исследования проблемы повседневности. Введение в научный оборот подобных документов позволяет наиболее полно представить реалии повседневной жизни горожан как области общественно культурной. Особенно важно, что семейный архи, используемый автором, принадлежит семье из мещанской среды Кинешмы. Как известно, круг нарративных источников из этой среды горожан весьма ограничен и каждый вновь появляющийся источник важен для исследования социокультурных проблем русского города. На основе семейного архива и судьбы своих родственников автор затрагивает многие проблемы отечественной истории двух эпох: дореволюционной и советской, с 1880-х до 1950 –х гг.
Т. А. Галкина - Армянские впечатления: культурологическое эссе c. 100-108
Аннотация: статья представляет собой сравнительный анализ личных впечатлений автора от многочисленных посещений Армении начиная с 1963 г., последнее из которых состоялось в сентябре 2011 г. Это взгляд географа, одно из направлений исследований которого — география культуры, поэтому особое внимание уделено именно данному аспекту жизни республики, прежде всего ее столицы Еревана. Последние 20 лет Армения живет как самостоятельное государство, преодолевая все трудности геополитической изолированности, в условиях разрушения многих традиционных связей. Автор показывает изменения, произошедшие в стране в этот период, и вспоминает особенности повседневной и общественной жизни главного ее города в давние советские годы. Особое внимание уделено впечатлениям от нового архитектурного облика Еревана, новых особенностей быта.
С. Е. Бирюков - Побег ИЗ: таинственное появление и исчезновение Глеба Цвеля c. 104-107
Аннотация: в статье, посвященной творчеству поэта Олега Юдаева (Глеба Цвеля), показано, что практически в каждом его тексте мы можем обнаружить следы пристального всматривания в зазоры между предметами, явлениями и обстоятельствами, часто соединяемые поэтом на несоединимых границах по принципу еще ломоносовского «сближения далековатых...» и в ХХ в. актуализированного русскими заумниками, а за ними имажинистами, обэриутами, а также разностранными дадаистами и сюрреалистами. Вероятно, что-то наш юный герой читал, но вполне возможно, что он улавливал и в воздухе необходимость пересечения границ, сближений, соединений, приручений слов и снов. Реальность ему была явно мала. Она слишком зауживала пространство, которое было шире диктантов и прописей.
Е. Д. Яхнин - Размышления об изобразительном искусстве и его восприятии c. 106-114
Аннотация: зарождение и роль искусства в обществе. Творцы и потребители искусства в их неразрывности. Искусство вне общества — заблуждение. Основа восприятия искусства — эмоции. Разнообразие людей (культуры, социального статуса, индивидуального развития, традиций) и искусства ведет к неоднозначности их взаимодействия. Различия в восприятии предметов искусства как искусства и как профанации — нормально. Бизнес и искусство мало связаны с художественным уровнем последнего. Следует отличать истинное искусство от поделок ремесленников.
В. В. Ванслов - Рыцарь театра, цирка, эстрады: к 100-летию со дня рождения Ю. А. Дмитриева c. 107-109
Аннотация: в статье, посвященной выдающемуся театроведу, историку цирка и эстрады Ю. А. Дмитриеву, даны основные вехи его жизненного пути и показан его вклад в науку об искусстве, уникальность его исследовательского и педагогического таланта.
Т. А. Галкина - Российский институт культурологии: страницы прошлого c. 107-115
Аннотация: в год 80-летия Российского института культурологии автор делится личными воспоминаниями о первом послевоенном 20-летии института, последовательно носившего название Института краеведческой и музейной работы, Института музееведения, Института культуры. Т.А. Галкиной были хорошо знакомы многие сотрудники института: она нередко бывала в нем, когда там работала ее мать — Павла Ивановна Галкина (многие годы — заместителем директора). В статье рассказано о жизни и деятельности П. И. Галкиной, показаны изменения в направлениях работы института, смена общей парадигмы в его деятельности с 1947 по 1973 г., расширение и углубление научных задач.
К. Э. Разлогов - Кино XXI века c. 115-120
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы функционирования кинематографа как индустрии и формы творчества в современных условиях. Особое внимание уделяется техническим трансформациям, связанным с распространением технологии 3D (стереокино). Анализируются причина расслоения кинопроцесса на «мейнстрим» и «артхаус» и влияние экономического кризиса на отечественное кино
Е. Б. Рашковский - Философия общения: из воспоминаний об А. Г. Кудашевой-Тиниковой c. 228-234

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62496

Аннотация: предлагаемый читателю текст – своеобразные аналитические мемуары, посвященные детскому театральному педагогу Александре Георгиевне Кудашевой-Тиниковой (1894?–1971), наследнице и продолжательнице традиций великой российской театральной культуры начала ХХ в., воспитательнице многих известных актеров второй половины ХХ – начала XXI в. Анализируя жизнь и художественную практику А. Г. Кудашевой-Тиниковой, автор — историк и философ — пытается осмыслить феномен театра как неотъемлемую часть человеческой жизни и культуры.
Л.В. Кошман, Е. К. Сысоева - Миниисследование о мещанско-купеческой среде Кинешмы: о книге Н. Вощинниковой «Семейные истории на фоне двух эпох» c. 349-352

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62836

Аннотация: в книге Н. И. Вощинниковой «Семейные истории на фоне двух эпох» (М.: Новый Хроногроф, 2012. Серия «От первого лица») на основе материалов семейного архива освещена жизнь нескольких поколений одной семьи из уездного города Кинешмы. В статье дана оценка книги с точки зрения значимости привлеченного автором источника для исследования проблемы повседневности. Введение в научный оборот подобных документов позволяет наиболее полно представить реалии повседневной жизни горожан как области общественно-культурной. Особенно важно, что архив, используемый автором, принадлежит семье из мещанской среды Кинешмы. Круг нарративных источников из этой среды горожан весьма ограничен, поэтому каждый вновь выявленный источник позволяет существенно продвинуться в исследовании социокультурных аспектов истории русского города. Документы архива не только дают представление о судьбах родственников автора книги, но и позволяют несколько иначе взглянуть на многие проблемы отечественной истории двух эпох: дореволюционной и советской (с 1880-х до 1950-х гг.).
Зимоненко А.Р. - Опыты проектирования художественных выставок (записки куратора)

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12860

Аннотация: В статье дается обзор практики создания художественных проектов и выставок, основанный на многолетнем российском и зарубежном опыте работы семейного творческого коллектива в составе членов Союзов архитекторов и художников России и Германии Романа Фаерштейна, Любови Зимоненко и Анны Зимоненко. Основные разделы статьи, сопровождающиеся многочисленными иллюстрациями, посвящены описанию пяти наиболее крупных и важных для семьи Фаерштейна и Зимоненко кураторских проектов. Это – «Советский опыт», «Ностальгия по Русскому авангарду и конструктивизму», «Национальные традиции», «Семейный альбом» и «Архитектурная графика». Автор статьи, являясь непосредственным участником творческого процесса, идентифицирует и анализирует свою деятельность как куратора художественных проектов. Новизна и эмоциональность стилевого характера статьи отражает личную причастность автора к актуальной художественной практике, ее заинтересованность в развитии творческих традиций семьи и в успешной реализации собственных идей и концепций. Статья обращена как к искусствоведам и культурологам, так и к представителям изобразительного искусства и специалистам, работающим в сфере художественного проектирования и организации выставок.
Зимоненко А.Р. - Опыты проектирования художественных выставок (записки куратора) c. 467-481

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.65431

Аннотация: В статье дается обзор практики создания художественных проектов и выставок, основанный на многолетнем российском и зарубежном опыте работы семейного творческого коллектива в составе членов Союзов архитекторов и художников России и Германии Романа Фаерштейна, Любови Зимоненко и Анны Зимоненко. Основные разделы статьи, сопровождающиеся многочисленными иллюстрациями, посвящены описанию пяти наиболее крупных и важных для семьи Фаерштейна и Зимоненко кураторских проектов. Это – «Советский опыт», «Ностальгия по Русскому авангарду и конструктивизму», «Национальные традиции», «Семейный альбом» и «Архитектурная графика». Автор статьи, являясь непосредственным участником творческого процесса, идентифицирует и анализирует свою деятельность как куратора художественных проектов. Новизна и эмоциональность стилевого характера статьи отражает личную причастность автора к актуальной художественной практике, ее заинтересованность в развитии творческих традиций семьи и в успешной реализации собственных идей и концепций. Статья обращена как к искусствоведам и культурологам, так и к представителям изобразительного искусства и специалистам, работающим в сфере художественного проектирования и организации выставок.
Рылева А.Н. - Восемнадцать шагов

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.9769

Аннотация: Вадим Львович Рабинович (1935, Киев – 2013, Москва) – советский и российский философ, культуролог, поэт и прозаик, литературовед, переводчик. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2006). Медаль Галилея Международной академии наук в Париже (1979), Синяя лента Софийского университета им. Св. Климента Охридского (1988). Окончил Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева (1959) и Литературный институт им. А.М. Горького (1967). Член Союза писателей СССР (1979). Кандидат химических наук («Исследование некоторых окислительных превращений пропана на смешанных полифункциональных катализаторах», 1967), доктор философских наук («Проблема исторической реконструкции донаучных форм знания», 1986), профессор. Член Исполкома Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-центра. Автор книг «Алхимия как феномен средневековой культуры» (1979), «Образ мира в зеркале алхимии: от стихий и атомов древних до элементов Бойля» (1981), «Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух» (1991), «Человек в культуре. Введение в метафорическую антропологию» (2008), «Имитафоры Рабиновича, или Небесный закройщик» (2010), «Поэтологические штудии» (2012), «Алхимия» (2012), «Полдень Средневековья» (2013), поэтических сборников «В каждом дереве скрипка» (1978), «Фиолетовый грач» (1988), «Двадцать один сюжет для жалейки, эха и бубенца» (1995), «Синица ока» (2008), «Сто стихотворений» (2013). Главный редактор и один из составителей сборников руководимого им сектора «Языки культур» Российского института культурологии под общим названием «Языки культур», всего их вышло три с подзаголовками: «Взаимодействия» (2002), «Образ—понятие—образ» (2009), «В домике НАИва» (2012); председатель редакционного совета задуманных и только частично осуществленных «Берсеневских коллекций» (2012).
Рылева А.Н. - Восемнадцать шагов c. 589-597

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.63374

Аннотация: Вадим Львович Рабинович (1935, Киев – 2013, Москва) – советский и российский философ, культуролог, поэт и прозаик, литературовед, переводчик. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2006). Медаль Галилея Международной академии наук в Париже (1979), Синяя лента Софийского университета им. Св. Климента Охридского (1988). Окончил Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева (1959) и Литературный институт им. А.М. Горького (1967). Член Союза писателей СССР (1979). Кандидат химических наук («Исследование некоторых окислительных превращений пропана на смешанных полифункциональных катализаторах», 1967), доктор философских наук («Проблема исторической реконструкции донаучных форм знания», 1986), профессор. Член Исполкома Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-центра. Автор книг «Алхимия как феномен средневековой культуры» (1979), «Образ мира в зеркале алхимии: от стихий и атомов древних до элементов Бойля» (1981), «Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух» (1991), «Человек в культуре. Введение в метафорическую антропологию» (2008), «Имитафоры Рабиновича, или Небесный закройщик» (2010), «Поэтологические штудии» (2012), «Алхимия» (2012), «Полдень Средневековья» (2013), поэтических сборников «В каждом дереве скрипка» (1978), «Фиолетовый грач» (1988), «Двадцать один сюжет для жалейки, эха и бубенца» (1995), «Синица ока» (2008), «Сто стихотворений» (2013). Главный редактор и один из составителей сборников руководимого им сектора «Языки культур» Российского института культурологии под общим названием «Языки культур», всего их вышло три с подзаголовками: «Взаимодействия» (2002), «Образ—понятие—образ» (2009), «В домике НАИва» (2012); председатель редакционного совета задуманных и только частично осуществленных «Берсеневских коллекций» (2012).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.