Культура и искусство - рубрика Культура тела
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Культура тела"
Культура тела
Канныкин С.В. - Бег в мифе c. 10-22

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.32927

Аннотация: В статье решаются задачи определения сфер использования и функций бега в первобытных обществах на основе источников, имеющих мифологический характер, и связанных с культурой Древней Греции, американских индейцев, славян, народов Крайнего Севера, романских племен, кельтов, народов Древнего Египта, иудеев, народов Океании и других. Рассматриваемая проблематика помогает лучше понять духовные основания культивирования телесных способностей в прошлом, а также выявить этапы и специфику трансформации социально значимых практик, связанных с бегом, в настоящем. Основные методы исследования – анализ, сравнение и синтез, областью применения полученных результатов являются философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в определении особенностей функционирования бега в мифе в трех регистрах: космологическом (бег рассматривается в этиологической и посреднической между макро-и микрокосмом функциях), биологическом (как проявление физического здоровья и уникального для млекопитающих способа охоты, основанного на длительном беге на выносливость) и социальном (бег как способ повышения и сохранения социального статуса, обретения брачного партнера, элемент обрядности, средство инициации и пр.).
Розин В.М. - Пластическая культура: подход к изучению и основные характеристики c. 30-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.11.38985

EDN: OEXUYC

Аннотация: В статье обсуждается феномен пластической культуры и искусства. Предлагается расширенное понимание движения тела, включающее в себя жесты, позы, выражения лица, экспрессию, включенность артиста и зрителя во внешние социальные ритмы и в музыку, внутренние движения и ритмы души. Все эти движения организованы в рамках пластической культуры, хотя они существуют и сами по себе, у них разные источники становления и области функционирования. Погружение человека в эстетическую, более широко художественную культуру, пронизывающую, начиная с античности даже обычную жизнь человека, не говоря уже о специализации в том или ином виде искусства, запускает процесс организации движений и ритмов человека.   Автор выделяет два фактора, существенно определяющие эту оргнаизацию: условия и требования сферы искусства и художественный язык, понимаемый предельно широко. Сферу искусства он характеризует чертами публичности, отличия от обычной жизни и работы, искусство открывается выход в другую, как правило, привлекательную, реальность (к богам, красоте, идеалам, в другой мир), задает особый тип коммуникации. Характеризуя художественный язык, автор указывает, что значащие конструкции этого языка выполняют другую задачу, чем обычные знаки: они не задают однозначные денотаты, а должны ввести в художественную реальность и помочь зрителю сконструировать события в этой реальности. На основе этих положений предлагается анализ становления танца и дается характеристика пластического искусства и культуры.
Канныкин С.В. - Специфические беговые практики некоторых регионов Востока: опыт философского анализа c. 33-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.34933

Аннотация: Предметом исследования является социокультурная обусловленность специфических беговых практик некоторых регионов Древнего и современного Востока, которые выражают базовые мировоззренческие установки аутентичных религиозно-философских традиций и социальные паттерны, присущие восточному типу цивилизаций. В свете кризиса кубертеновского олимпизма как социального движения и идеологии цивилизация Востока дает яркие примеры значимости систематического духовного развития, выступающего основой неординарных телесных достижений. Беговой опыт монахов-буддистов позволяет утверждать, что именно в сфере высших идеальных ценностей находится возвышающий человека источник потребности в физическом совершенстве, а наша экзистенциальная цель – непрестанное расширение границ своих возможностей, развитие себя как духовно-телесного единства, «просветление», обретение гармонии с космосом.     Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам: 1. Специфические беговые практики Древнего Востока не имеют соревновательного характера, являясь лишь одним из средств в достижении духовного освобождения. 2. Своеобразие бега Древнего Востока обусловлено тем, что он зачастую являлся видом динамической медитации. 3. Уникальные методики беговой подготовки монахов-буддистов являются многократно апробированными способами реализации высших уровней духовного и физического потенциала человека, что обеспечивает их универсальную гуманистическую ценность. 4. Социальная значимость специфической беговой локомоции нашла свое выражение в выполнении бхикшу светской функции вестников и религиозно-магических функций личного подтверждения достижимости мокши и заклинания злых духов. 5. Своеобразие бега на Востоке в ситуации современности обусловлено его массовостью, внерелигиозной мотивацией к тренировкам, способностью быть средством объединения культурных установок цивилизаций Запада и Востока, являться методом группового сплочения, а также выражать национальный дух и выступать одной из форм женской эмансипации.
Бербенец О.А. - Мода и физическая рекреация, или факторы, формирующие модные тренды физической рекреации приморцев c. 43-56

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.36060

EDN: ANDVYM

Аннотация: Предметом исследования является формирование модных трендов физической рекреации жителей Приморского края. На основе теорий, разработанных философами и культурологами, был проанализирован феномен моды с позиции концептуального ее понимания как подражание кому-либо, появившаяся как отражение изъянов элиты. В впоследствии у моды появились собственные функции: 1) содействовала в некотором роде социальному выравниванию между элитой и массой; 2) способствовала развитию индивидуальности. Было установлено, что феномен моды присутствует не только в одежде, стиле, является элементом повседневности, но и оказывает влияние на образ жизни и физическую активность. В числе факторов, влияющих на формирование модных тенденций физической рекреации, автор выявила: 1) появление модернизированных видов спортивного инвентаря, в основе которых лежит инженерно-конструкторские и дизайнерские идеи; 2) разработка новых спортивных техник подготовки, знакомство с которыми происходит благодаря визуальным средствам коммуникации и сети Интернет; 3) фактор развития бизнеса, ориентированного либо на предоставление услуг, либо продажу спортивных товаров; 4) государственная политика по популяризации массового спорта и физической рекреации через инвестирование в строительство в объекты спортивной инфраструктуры. В статье выявлена роль факторов, оказывавших влияние на формирование модных трендов на физическую рекреацию населения Приморского края в 1970 – 2021 годах. Задачи: раскрыть взаимовлияние тенденций моды и прогресса на формирование модных тенденций занятий физической культурой приморцев. Источниковую базу статьи составляют нормативно-правовые документы Правительства Российской Федерации и Приморского края, интервью (стратегии, программы). Методологической основой статьи является концепция повседневности, дополненная экономическим и культурно-гендерным подходами, оказавшими наибольшее влияние на формирование модных трендов физической рекреации жителей Приморского края, отраженными в работах культурологов, философов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.