Культура и искусство - рубрика Теория коммуникации и медиалогия
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Теория коммуникации и медиалогия"
Теория коммуникации и медиалогия
Хоружий С.С. - О ценности личного общения в мире гуманитарной коммуникации
Аннотация: Анализ свойств виртуальных и медийных технологий коммуникации и общения обнаруживает в их современном развитии тенденцию к обеднению общения, опустошению его духовно-душевных, личностных и экзистенциальных измерений, утрате качества «глубины общения». Эта тенденция позволяет говорить о появлении иерархии форм общения, нисходящей от полноценного личного общения вплоть до всецело формализованного «общения протоколов» компьютерных систем. Напротив, в сфере духовной жизни и, в первую очередь, духовных практик усматривается существование противоположной иерархии форм общения, восходящей от обычного эмпирического общения – через формы, отвечающие ступеням духовной практики, – к абсолютной полноте общения, которая представляет собой актуальный взаимообмен уже не информацией, а бытием, и передается понятием византийской патристики «перихорисис». Поскольку же выхолащивание человеческого общения входит в число опасностей нынешней антропологической и социальной ситуации, то культивация личного общения и его высших форм должна рассматриваться как одна из стратегий борьбы с антропологическим кризисом. Новые возможности подобной культивации открывает идущий процесс вступления общества и сознания в постсекулярную парадигму.
Сальникова Е.В. - К вопросу о предыстории современной технической визуальной культуры
Аннотация: Зримые явления, рожденные и транслируемые с помощью электромагнитных сигналов, не обладают механическим, доступным для непосредственного тактильного контакта телом, каким обладает зримый образ, несомый живописным полотном, бумажным листом, прочими механическими телами. Техническая визуальная образность не слита воедино со своим материальным носителем (например, экраном), а возникает как результат многоступенчатого технического процесса. Сущность визуальной образности состоит в ее принципиальной бесплотности, в неуловимости ее буквального местонахождения. До технических революций Нового времени человек имел дело с другими неуловимыми, досягаемыми лишь для зрительного восприятия формами. Предлагается их классифицировать как «условленные визуальные» и «природные визуальные». Прослеживаются трансформации условленного визуального в современной цивилизации. Картина неба интерпретируется как природное визуальное, подобное экрану, транслирующему визуальную информацию, которая обладает эстетическими свойствами и общественной актуальностью.
Синеокий О.В. - Восточный рок: звукозапись из социалистической Азии

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.8638

Аннотация: Феномен рок-н-ролла представляется в виде информационно-когнитивной модели, которая состоит из различных компонентов, наиболее важным из который является география звукозаписи. В статье рассмотрена история становления организации рекординговой индустрии в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Северной Корее и, отчасти, в Южной Корее. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям грамзаписи рок-музыки в условиях социализма. Предлагаются практические пути решения некоторых поднятых вопросов, прежде всего, на правовом уровне.
Е. Ю. Гениева - Библиотека как центр межкультурной коммуникации c. 0-0
Аннотация: модель, реализованная в коммуникационной библиотеке, представляет, быть может, единственный шанс для обучения поведению в многополярном, глобализированном, мозаичном пространстве современной действительности. Это достижимо, когда библиотека ставит своей целью не сохранение идеалов прошлых эпох, а удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей, когда она стремится обнаружить, обнажить общезначимые проблемы, сосредоточить на них внимание; предоставить свои помещения, информационные ресурсы и каналы связи для организации современных «переговорных площадок» с максимальным количеством сервисов для диалога. В отличие от театра — «школы жизни», поликультурная библиотека прежде всего — «школа общения».
Моргунов Г.Б. - Трансформация балаганных представлений в условиях отсутствия физического пространства и конкретной локации. c. 16-29

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.35720

Аннотация: Предметом исследования являются преобразования балаганных представлений и карнавальной культуры в условиях отсутствия физической локации и перенесения их в интернет среду. Объектом исследования является балаганное искусство показа, интернет видеоконтент, карнавальная культура. В данной статье через культурологическую призму исследования, изучается и анализируется такой вид искусства показа как балаган. Это визуальное искусство на протяжении всего времени что существует театральное творчество, имело наибольшую популярность среди аудитории простых людей, то есть самой многочисленной. Однако в последнее время сложно встретить нечто подобное на площадных пространствах и экстерьерах городов, поскольку основное зрительское внимание переместилось в интернет пространство. Основными выводами проведенного исследования являются следующие тезисы: -балаган реинкарнировал в интернет пространстве как вид особого развлекательного видеоконтента -карнавал реинкарнировал как способ коммуникации внутри интернет среды -балаганное искусство также продолжает иметь функцию моральной разрядки зрителей -Существование балагана в виртуальном пространстве лишает его сакрального значения для зрителя, из-за потери реального и значимого пространства, а также по причине главной цели – яркие эмоции толпы. Особым вкладом автора в исследование темы является расширенная библиография, включающая 5 иностранных источников. Новизна исследования заключается в том, что описываемая ситуация в интернет пространстве, связанная с экранной культурой, обрела текущюю форму только в последние 10-15 лет, соответсвенно исследования по этой теме как правило достаточны новы.
Иванова А.А. - Визуальные средства художественной выразительности итальянской социальной рекламы c. 19-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.5.38000

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению визуальных средств художественной выразительности в визуально-кинематографической социальной рекламе Италии. Материалом исследования послужили видеоролики из интернет-архивов некоммерческих организаций и рекламных агентств. Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью социальной рекламы в современном обществе, а новизна — отсутствием работ, посвященных изучению визуальных средств художественной выразительности в рамках социорекламного дискурса Италии. В рамках исследования были применены методы анализа визуальных художественных образов, используемых в итальянской социальной рекламе. Была проведена аналогия между стилистическими фигурами, относящимся к области филологии, и художественно-изобразительными формами исследуемого материала. Как показал анализ, самым популярным визуальным средством художественной выразительности является метафора; автором был выделен ряд моделей метафорических переносов, на которых строится большая часть сюжетов рекламы социального характера, среди которых особое место занимают модели цветовой и зоонимической метафор. В значительной части роликов задействованы и такие средства визуальной художественной выразительности, как аллегория, персонификация, деперсонификация, гипербола, аллюзия. Сделаны важные выводы о культурных особенностях использования данных визуальных стилистических фигур. Особым вкладом автора является разработка классификации метафорических моделей итальянской социальной рекламы, некоторые из которых могут быть применимы и в России ввиду их универсальности.
А. П. Люсый - Автономный субъект новой медийной реальности: голографический театр слова Александра Айзенберга c. 35-41
Аннотация: новая медийная реальность в статье трактуется как ситуация вызова традиционному искусству слова. Творчество современного одесского писателя А. Айзенберга трактуется как один из ответов литературы на этот вызов. Ставится вопрос о границе между просвещенческой нормой и антипросвещенческой патологией в использовании медиа и рождении нового автономного субъекта.
Рябченко-Шац В.Д. - Специфика художественного журнала в контексте культуры Серебряного века c. 36-45

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.11.36838

Аннотация: Предметом исследования являются художественные журналы конца XIX – начала XX столетия и их роль в культурной жизни рубежной эпохи. Используя комплексный и системный культурологический подход, сочетающий историко–культурный метод, текстологический анализ, метод научной классификации (анализ первоисточников, вторичных данных), структурно–типологический и другие методы научного анализа, выдвигается общая характеристика специфики нового формата периодического издания как самоценного феномена Серебряного века. Особое внимание автор уделяет предпосылкам к созданию художественного журнала, а также культурному контексту, в котором он появился. Символистский журнал был не только рупором новых направлений в искусстве и литературе, но и сам формировал уникальные культурные феномены. Выступая платформой для бескомпромиссных и новаторских исканий, символистская периодика стала плацдармом для таких явлений, как символистская журналистика, символистская критика, новая иллюстрация, а также передовых методов оформления печатных изданий.     Новизна исследования определятся выделением, классификацией и подробным описанием специфических черт, отличающих художественные журналы Серебряного века, а также выявлением ряда порождённых этим форматом периодического издания феноменов. Проведённое исследование продемонстрировало, что помимо того, что художественные журналы рубежа веков стали уникальным дневником эпохи, наиболее ярко отразившим её умонастроение, а также развитие искусства и мысли конца XIX – начала XX века, они также во многом определили культурную парадигму Серебряного века. Материалы и выводы работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинаров по истории и теории культуры, истории отечественной журналистики, а также при разработке курса «Художественные журналы рубежа XIX–XX веков». Кроме того, материалы и выводы исследования могут способствовать углублению теоретических представлений о культуре Серебряного века.
Агрба А.А. - Механизмы создания и воздействия социальной рекламы в современной России и Испании: сравнительный анализ c. 41-56

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.25611

Аннотация: Предметом исследования являются структурно-композиционные и мотивационные механизмы создания социальной рекламы в Испании и России. Объектом исследования является социальная реклама в России и Испании. Особое внимание уделяется одной из основных задач социальной рекламы как особого вида коммуникации информационно-побудительного характера. Задача состоит в том, чтобы вырабатывать алгоритмы социальной мотивации, формировать установки, побуждающие адресата к действиям социально одобряемым, необходимым для поддержания здоровой атмосферы в обществе, и эта установка универсальна. Национальное же своеобразие социальной рекламы проявляется в ее жанровом оформлении, структурно-композиционной организации и тональности. Этими особенностями объясняются отличные механизмы создания и воздействия этого типа рекламы в различных странах, на чем мы сфокусируем вниманием в рамках данного исследования. Методом исследования является сравнительно-сопоставительного анализ, с помощью которого описываются механизмы создания и воздействия социальной рекламы в России и Испании. Новизна темы продиктована возрастающей ролью социальной рекламы в современном обществе и необходимостью всестороннего изучения и сравнительного анализа механизмов ее создания и воздействия в различных странах с целью дальнейшего использования зарубежного опыта для планирования рекламной стратегии и тактики в создании отечественной рекламной продукции социального характера. Основными выводами проведенного исследования являются выявленные существенные отличия структурно-композиционной организации социальной рекламы в России и Испании.
Е. А. Тинякова - Взаимосвязь социального и культурного развития общества через лингвистическую коммуникацию c. 43-47
Аннотация: лингвистическая коммуникация, порождающаяся человеческой деятельностью, может превратиться в управляющий ею фактор. Разнообразие и сложность лингвистической коммуникации обостряют социальные и культурные проблемы. Основные линии влияния лингвистической коммуникации на социальную и культурную реальность: стимулирующая и организующая, деструктивная, компенсирующая, прогнозирующая, содержательно-контекстуальная, эстетическая, социально-разбавляющая. Наиболее совершенное использование языка наблюдается на фоне высокого общекультурного развития общества.
С. С. Хоружий - О ценности личного общения в мире гуманитарной коммуникации c. 46-49
Аннотация: анализ свойств виртуальных и медийных технологий коммуникации и общения обнаруживает в их современном развитии тенденцию к обеднению общения, опустошению его духов- но-душевных, личностных и экзистенциальных измерений, утрате качества «глубины общения». Эта тенденция позволяет говорить о появлении иерархии форм общения, нисходящей от полноценного личного общения вплоть до всецело формализованного «общения протоколов» компьютерных систем. Напротив, в сфере духовной жизни и, в первую очередь, духовных практик усматривается существование противоположной иерархии форм общения, восходящей от обычного эмпирического общения — через формы, отвечающие ступеням духовной практики, — к абсолютной полноте общения, которая представляет собой актуальный взаимообмен уже не информацией, а бытием, и передается понятием византийской патристики «перихорисис». Поскольку же выхолащивание человеческого общения входит в число опасностей нынешней антропологической и социальной ситуации, то культивация личного общения и его высших форм должна рассматриваться как одна из стратегий борьбы с антропологическим кризисом. Новые возможности подобной культивации открывает идущий процесс вступления общества и сознания в постсекулярную парадигму.
О. В. Синеокий - Восточный рок: звукозапись из социалистической Азии c. 47-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62084

Аннотация: в статье феномен рок-н-ролла представлен в виде информационно-когнитивной модели, наиболее важным из компонентов которой является география звукозаписи. Рассмотрена история становления и рекординговой индустрии в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Северной Корее, отчасти в Южной Корее. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям грамзаписи рок-музыки в условиях социализма. Предложены практические пути решения некоторых поднятых вопросов, прежде всего на правовом уровне.
Петрова Е.В. - Медиапрактики сельской России: отчуждаемое пространство и реверсивное время

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.1.17443

Аннотация: В предлагаемой статье поднята актуальная проблематика интерпретации пространства и времени под влиянием современных медиа. Телевидение, Интернет способствуют диффузии разных культур в сельской среде современной России. В ней сталкиваются традиционное и новое, сельское и городское, иерархическое и сетевое. Медиа способствуют значительным изменениям темпоральности и пространственности современной сельской жизни. Реконструирование пространственно-временной системы, новое восприятие этих важнейших базовых категорий имеет принципиальное значение для трансформационных процессов в сельской культуре современной России. Статья опирается на эмпирические исследования, проведенные в сельских территориях России (Ростовская и Костромская области). Сбор информации проводился методами глубинных интервью (на основе гайда) и наблюдения (заполнялся дневник наблюдателя с фотоматериалами). В статье отмечено, что медиа создают публичные пространства в приватных сферах. Это приводит к отчужденному восприятию сельских территорий, домохозяйств. В статье предложен термин, характеризующий медийное время. Принимая во внимание особенности виртуального времени, наполняющего особым смыслом медиапрактики, мы посчитали возможным охарактеризовать это новое время как реверсивное, то есть, как время обладающее свойством менять направление. Медийные практики респондентов тяготеют к единым центрам. Это выражено и в вещной среде, и в артикулируемых смыслах. В статье предпринята попытка осмыслить это явление через понятие сакрального.
Петрова Е.В. - Медиапрактики сельской России: отчуждаемое пространство и реверсивное время c. 50-56

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.1.68564

Аннотация: В предлагаемой статье поднята актуальная проблематика интерпретации пространства и времени под влиянием современных медиа. Телевидение, Интернет способствуют диффузии разных культур в сельской среде современной России. В ней сталкиваются традиционное и новое, сельское и городское, иерархическое и сетевое. Медиа способствуют значительным изменениям темпоральности и пространственности современной сельской жизни. Реконструирование пространственно-временной системы, новое восприятие этих важнейших базовых категорий имеет принципиальное значение для трансформационных процессов в сельской культуре современной России. Статья опирается на эмпирические исследования, проведенные в сельских территориях России (Ростовская и Костромская области). Сбор информации проводился методами глубинных интервью (на основе гайда) и наблюдения (заполнялся дневник наблюдателя с фотоматериалами). В статье отмечено, что медиа создают публичные пространства в приватных сферах. Это приводит к отчужденному восприятию сельских территорий, домохозяйств. В статье предложен термин, характеризующий медийное время. Принимая во внимание особенности виртуального времени, наполняющего особым смыслом медиапрактики, мы посчитали возможным охарактеризовать это новое время как реверсивное, то есть, как время обладающее свойством менять направление. Медийные практики респондентов тяготеют к единым центрам. Это выражено и в вещной среде, и в артикулируемых смыслах. В статье предпринята попытка осмыслить это явление через понятие сакрального.
Е. В. Сальникова - К вопросу о предыстории современной визуальной технической культуры c. 53-61
Аннотация: зримые явления, рожденные и транслируемые с помощью электромагнитных сигналов, не обладают механическим, доступным для непосредственного тактильного контакта телом, каким обладает зримый образ, несомый живописным полотном, бумажным листом, прочими механическими телами. Техническая визуальная образность не слита воедино со своим материальным носителем (например, экраном), а возникает как результат многоступенчатого технического процесса. Сущность визуальной образности состоит в ее принципиальной бесплотности, в неуловимости ее буквального местонахождения. До технических революций Нового времени человек имел дело с иными неуловимыми, досягаемыми лишь для зрительного восприятия формами. Предлагается классифицировать их как «условленные визуальные» и «природные визуальные». Прослеживаются трансформации условленного визуального в современной цивилизации. Картина неба интерпретируется как природное визуальное, подобное экрану, транслирующему визуальную информацию, которая обладает эстетическими свойствами и общественной актуальностью.
Розин В.М. - Расколдовываем культовое произведение Резы Негарестани «Циклонопедия» c. 55-65

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.7.35931

Аннотация: Статья посвящена рациональному истолкованию привлекшего, особенно молодых читателей, романа «Циклонопедия» иранского философа и писателя Резы Негарестани. Автор считает, что понять подобные произведения невозможно, если не осуществить интерпретацию и реконструкцию тем и содержаний этих произведений. Реализуя заявленный подход, он обсуждает важную в романе Негарестане тему открытости и особенности поэтики «Циклонопедии». Различаются два понимания открытости, которую обсуждает Негарестани: открытость, относящаяся к обычным формам социальности, где так или иначе провозглашаются свобода и открытые отношения, и «эпидемическая открытость», в которой речь идет об открытости «Внешнему» настигающей человека, даже против его воли, и поедающей его. Автор анализирует понятие открытости, высказывая предположение , что Внешнее можно интерпретировать, с одной стороны как выслушивание тенденций «фьючекультуры», с другой ‒ как критику и распредмечивание концепций, которые претендуют на знание и прогнозы будущего, но на самом деле не могут вырваться за пределы сложившихся представлений модерна. Объясняя, почему Негарестании сравнивает открытость с едой, автор предлагает рассмотреть тибетский архаический ритуал «Чод», проходя который монахи предлагают себя на съедение демонам. На основе этого он формулирует предположение, что Негарестани в период написания «Циклонопедии» был под влиянием архаических и мистических концепций, возможно, даже читал исследования Дэвид-Ниль о ритуале Чод. Высказывается мысль, что и другие темы «Циклонопедии» нуждаются в реконструкции, но не все. Завершает статью анализ реальности произведения Негарестани: помимо обсуждения жанра theory-fiction автор высказывает предположение о том, что реальность «Циклонопедии» относится к феноменологической, репрезентирующей не внешние события, а особенности сознания Негарестани.
Лаврова Е.Н. - Женские архетипы в мифологической концепции телевизионной новостной культуры c. 65-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.4.70545

EDN: TUHRON

Аннотация: Данное исследование направлено на выявление закономерностей воплощения женского образа в информационных сюжетах отечественных и зарубежных телеканалов. Предметом данной статьи является мифологическая модель конструирования реальности в современных средствах массовой информации. В качестве объекта выступают телевизионные новостные сюжеты в 2017-2023 годах, в которых наиболее явно раскрываются женские архетипы. Особое внимание уделяется информационному освещению зарубежной темы феминистической акции MeToo и отечественного уголовного дела о «сёстрах Хачатурян». Исследование нацелено на сопоставление мифологической структуры сюжета с приёмами телевизионного вещания и осмыслении трансляции женского образа на телеэкранах. Таким образом, в статье выдвигается гипотеза: при освещении информационных тем СМИ используют модель мифологической структуры, и как следствие систему архетипов, которая формирует мнение зрителя. В основе данной работы – теория архетипов, разработанная учёным К. Юнгом, которая визуализируется в информационных темах последнего десятилетия. Проведенный анализ вызывает научный интерес в связи с возрастающим феминистическим дискурсом в обществе, одним из ключевых трансляторов которого становится телевидение. Особую значимость работы представляет исследование символизации женского образа на телеэкране через концепции К. Юнга и Э. Ноймана, на примере основных тем феминистического дискурса последних лет. Новизна исследования заключается в новом теоретическом осмыслении способов воздействия телевизионного контента на зрителя. Основные выводы исследования заключаются в подтверждении научной гипотезы: о применении СМИ мифологической структуры, через которую транслируется система архетипов, что в свою очередь приводит к устойчивому формированию общественного мнения. Кроме того, автор рассматривает мифологические архетипы коммуникации, которые представляют основные способы передачи информации в современном мире.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.