Культура и искусство - рубрика Культура и наука
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Культура и наука"
Культура и наука
Букина Т.В. - Конструирование советской культурной идентичности в социологии музыки конца 1960-х – начала 1980-х годов
Аннотация: В последние советские десятилетия социология музыки формировалась в концептуальном пространстве отечественного музыковедения как преимущественно идеологический продукт. В данной статье музыкально-социологические тексты конца 1960 – начала 80-х годов исследуются в качестве инструмента культурной политики. Делается вывод о том, что миссией этой науки должно было стать, прежде всего, создание приемлемого официального «имиджа» советской публики, ее вкусовых предпочтений и реакции на музыку.
Руднев В.П. - Реальность как ошибка
Аннотация: Автор отстаивает в статье тезис, в соответствии с которым, реальность является ошибкой. На ошибках построен весь психоанализ. Ошибки изобилуют в обыденной жизни.На феномене ошибки построен художетсвенный сюжет.
Лиманская Л.Ю. - Визуализация духовных странствий в западноевропейских хрониках и путеводителях 12-14 вв.
Аннотация: Визуализация пути предполагала: во-первых, поиск в тварных вещах телесно воплощенных следов Бога; во-вторых – анагогическое восхождение к их духовному содержанию. Важную роль в этом процессе отводили картам и путеводителям. Средневековая картография представляла собой историко-мифологический хронотоп. Визуальные и вербальные фрагменты карт, были определены топографической информацией Ветхого и Нового заветов и теми сведениями античной географии, что пережили времена варварских нашествий.
Ершова Г.Г. - Центр им. Ю.В.Кнорозова РГГУ – Центр Кнорозова в Шкарете (Мексика): в преддверии 60-летия расшифровки письма майя
Аннотация: в статье показано значение признанной во всем мире научной школы Ю. В. Кнорозова (он не только разработал теорию и метод дешифровки древних систем письма, но и успешно продемонстрировал его действенность на примере иероглифической письменности майя), а также Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова РГГУ и открытого в год 120-летия установления дипломатических отношений между Россией и Мексикой Центра Кнорозова в Шкарете — как центров, успешно развивающих это научное направление и ведущих исследования в области эпиграфики майя, лингвистики, истории древней Америки, индеанистики, моделей цивилизационного развития, культурных региональных особенностей Латинской Америки, религиозного сознания, коммуникационных моделей, социального развития общества.
Лиманская Л.Ю. - Учение М.В. Ломо¬носова о свете и цвете в контексте натурфилософии и художественных исканий середины XVIII века
Аннотация: Понимая искусство как науку, Ломоносов и художественную теорию света и цвета включал в сферу научных изысканий. Являясь исследователем естествоиспытателем, он полагал, что чем больше таинства Природы постигает разум, « тем вящее увеселение чувствует сердце….. Чем глубже до самых причин толь чудных дел проницает рассуждение, тем яснее показывается непостижимый всего бытия строитель». Изучив законы оптики, он создает трехкомпонентную теорию зрения , которая предвосхитила открытия Гельмгольца. Открытия в области оптики он использовал для создания цветных стекол в процессе создания мозаик. Наряду с научными открытиями теория цветоведения для Ломоносова являлась способом приближения к всемогущему таинству Небес, а искусство – средством выражения тех знаний, которые посредством образов способны поведать славу Божию
Руднев В.П. - К проблеме семиотики «зеркала»: (Воздействие и странные объекты в кинематографе)

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.8002

Аннотация: В статье исследуется феномен зеркала на примере одноименного фильма А. Тарковского. Кино обладает свойством странного объекта (концепт У. Биона) воздействовать на нас особым образом, а именно как система двух зеркал в модели индивидуального и коллективного бессознательного бессознательного. Происходит это при помощи механизма интимизиации (термин Б. Шифрина) путем комммуникции в режиме «Я – Я» (Ю. Лотман)
Голубицкий Ю.А. - гносеологическое родство и взаимопроникновение способов научного и художественного отражения действительности в процессе конвергенции этих феноменов
Аннотация: Автор статьи, будучи сторонником литературоцентричного мировоззрения относительно основных, фундаментальных явлений культуры (в частности - литературы)и гуманитарных научных дисциплин, выдвигает гипотезу о литературодетерминированном генезисе социологии и, шире - всего корпуса гуманитарных наук.Предприняв экскурс в историю предмета, он стремиться доказать описательными и формально-структурными методами сравнительного анализа родство находящихся там гносеологически близких, по его мнению, явлений - литературы (в первую очередь - документальной) и социальной науки.
Л.Ю. Лиманская - Визуализация духовных странствий в хрониках и путеводителях XII–XIII веков. c. 0-0
Аннотация: визуализация пути предполагала: во-первых, поиск в тварных вещах телесно воплощенных следов Бога; во-вторых – анагогическое восхождение к их духовному содержанию. Важную роль в этом процессе отводили картам и путеводителям. Средневековая картография представляла собой историко-мифологиче- ский хронотоп. Визуальные и вербальные фрагменты карт были определены топографической информацией Ветхого и Нового заветов и теми сведениями античной географии, что пережили времена варварских нашествий.
Н. А. Хренов - Становление гуманитарного знания в России: ситуация в эстетике в контексте смены культурных типов c. 0-0
Аннотация: статья посвящена возрождению эстетики с конца 1950-х гг. Фоном такого возрождения была реабилитация художественного авангарда начала ХХ в. не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Это заметное выражение настроений эпохи «оттепели». Эстетика ставила своей целью преодоление дегуманизации. Для обсуждения этой проблематики, столь значимой для западного экзистенциализма, привлекались изданные в тот период ранние рукописи К. Маркса, в которых были поставлены вопросы отчуждения. Обновляющаяся эстетика демонстрировала вторжение утилитарного в эстетическую сферу, что не соответствовало тезису И. Канта об искусстве как целесообразном явлении без цели, но что возрождало идею У. Морриса о преодолении отчуждения искусства от общества с помощью прикладных форм, тесно связанных с бытом. В этой ситуации стала актуальной эстетика ранних эпох в истории.
Амгаланова М.В. - Исторические судьбы деятелей культуры и литературы и их произведений во второй половине XX-начале XXI вв.: «реабилитированная» культура c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.4.25541

Аннотация: Статья посвящена переосмыслению деятельности репрессированных бурятских писателей 1920-1930-х гг. с новым методологических позиций. Практически до конца 1980-х гг. главным критерием оценки их общественной и творческой деятельности были «политические» обвинения. Особенное внимание в статье обращается на процесс реабилитации, в ходе которого осуществляется восстановление и возвращение в художественный и научно-образовательный процесс, изъятых в ходе репрессивной политики из научного и творческого оборота, имен деятелей культуры и науки и их творческого наследия. Методологической основой исследования является аксиологический подход, основными методами стали историко-культурный, ретроспективный, описательный, метод анализа. Объективный анализ общественно-политической и национально-культурной деятельности бурятской интеллигенции должен включать полную и, возможно, принципиально новую реконструкцию и интерпретацию. Это, в свою очередь, предоставит широкие возможности для методологических экспериментов, позволит восстановить историческую справедливость в отношении деятелей бурятской культуры, выступавших за сохранение национальных ценностей в становлении социалистической культуры.
Митник М.А. - Новые тенденции экспонирования потолочных светильников типа «люстра» как вопрос целостных выставочных проектов c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.6.35875

Аннотация:  В данной статье автор рассматривает и систематизирует экспонирования люстр как уникальных художественных объектов в пространстве музея. Выявляются особенности по сравнению с экспонированием в пространстве интерьера. Предметом исследования является экспонирование такого сложного и многосоставного предмета декоративно-прикладного искусства как люстра в современных выставочных проектах. На примере анализа наиболее обширной выборки выставок XX и XXI веков, сконцентрированных исключительно на «люстрах» и других видах потолочно-осветительных приборов, была составлена их типология, выявлены особенности демонстрации люстр в этих проектах. В статье подробно рассмотрены репрезентативные примеры выставочных проектов. Впервые проанализирован и систематизирован опыт экспонирования люстр, что особенно актуально в связи с тем, что тема исследования люстр, как части интерьера вызывает сейчас особый интерес не только у ученых, но и у художников и кураторов. В результате автор приходит к выводу, что в наиболее успешных проектах люстры для лучшей демонстрации располагают на уровне глаз зрителя, что позволяет подробно изучить предмет. Люстры выставляются либо как уникальные объекты, либо совместно с другими антикварными и предметами класса люкс, сочетаясь на формально стилевом или на историческом уровне, определяя режимы стилистического восприятия интерьера как отражения культурной программы эпохи.
Токоева Ж.Т. - Основные вопросы взаимосвязи кыргызского кино с музыкой c. 8-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.31956

Аннотация: В киноискусстве, как и в науке, всё большее значение приобретают процессы, происходящие на стыке нескольких областей, нескольких сфер. Кинематограф синтезирует в себе выразительные средства различных искусств. Предметом рассмотрения статьи является анализ основных путей взаимосвязи и взаимовлияния кыргызского кино с музыкой. Основной целью исследования является изучение основных проблем синтеза кыргызского кино и музыки путем историко-культурологического художественного анализа отечественных художественных фильмов, с детальным рассмотрением музыкальных особенностей кинокартин. методом исследования является системный и комплексный подход в изучении данной проблемы, основанное на культурно-историческом анализе взаимодействия кыргызского кино и с музыкой. Исследование основных границ взаимодействия и взаимовлияния кыргызского кино с музыкой составляет научную новизну статьи. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке культурологических проблем кыргызского киноискусства, а также в практической деятельности работников кыргызской кинематографии. В условиях современного развития киноматографии изучение взаимосвязи кыргызского кино с музыкой дает возможность для более глубокого изучения полифункциональности киномузыки.
Герасимова И.А., Иванов А.В., Фотиева И.В. - Трансцендентный опыт: возможность пересечения теологического, философского и научного подходов c. 9-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.3.38068

EDN: COERDD

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы трансцендентного опыта, под которым авторы понимают разнообразные формы выхода сознания за пределы изученных форм человеческого опыта и познавательных практик. Проблема трансцендентного опыта поставлена как комплексная. Комплексный подход включает историю и теорию западноевропейской мысли, русской философской традиции, современные исследования. Предпринята попытка проблематизировать возможность интеграции теологических, философских и научных исследований в этой области. Особое внимание уделено когнитивному аспекту проблемы трансцендентного опыта. В данной работе авторы ограничиваются методологической задачей возможности междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований трансцендентного опыта. Авторы придерживаются постнеклассической методологии, охватывающей гуманитарные походы и результаты естественно-научных экспериментальных исследований.   На основании проведенного комплексного исследования подтверждается положение о встроенности трансцендентного опыта в общую систему познавательных способностей человека. Трансцендентный опыт можно рассматривать как качественно более высокую степень «открытости» сознания миру, которая предполагает непосредственность восприятия объекта. Для трансцендентного опыта характерна большая глубина проникновения в объект, сопровождающаяся переживанием слияния «я» и объекта, а в пределе «я» и мира. В когнитивно-эволюционном аспекте уместно поставить вопрос о новой ступени трансформаций сознания. Предлагаются следующие критерии различения подлинного и ложного трансцендентного опыта: опора на развитую картину мира; дополнение непосредственного опыта рациональной рефлексией; духовная/антропологическая трансформация в качестве предельной цели данного опыта; обязательность морального самопреображения; руководство учеником со стороны духовного учителя, последователя данной традиции.
Буданов В.Г., Синицына Т.А. - Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности: От антропологии театра к очеловечиванию искусственного интеллекта, проблема границ c. 13-28

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.7.33362

Аннотация: Проблема понимания телесности в философии, науке, медицине, культуре насчитывает не одно тысячелетие, и в наше время интерес к ней только усиливается. Это связано, в первую очередь, с антропологическими вызовами кризисной техногенной цивилизации, пытающейся улучшать человеческую природу, без понимания ее целостности, с экзистенциальными проблемами гибридных человекомашинных систем и соций, виртуальных и киберфизических умвельтов, в которых наша телесность становится скорее атавизмом и тормозом для стремительных миров, управляемых мощным искусственным интеллектом. В философии ХХ века осмысление обобщенной телесности связывается, в первую очередь, с феноменологическим проектом Э. Гуссерля и его развитием в работах Мерло-Понти, с работами французских постструктуралистов А.Арто, Ж.Делеза, Ф.Гватари, которые концептуализировали представление обобщенной телесности, скорее в терминах культуры, чем естествознания. Мы же предлагаем введение онтологий обобщенной телесности на основе дифференциации ее функциональных проявлений в актах коммуникации, деятельности и театрального искусства, обращаясь к современным представлениям о механизмах их возможной реализации, как на уровне физиологии и психо-ментальной сферы личности, так и на уровне субстанциональных причин биологии, психофизики и робототехники. Для этих целей привлекаются представления синергетики и квантовой теории как модельных оснований таких функциональных онтологий, причем, полная онтология обобщенной телесности представлена прямым произведением онтологий состояний и темпоральных онтологий физических и психоментальных процессов человека, что позволяет, например, создать семиотику телесности игры актера или антропоморфного аватара-робота. Рассмотрены границы эмуляции человеческой телесности современными методами IT-технологий и вопрос принципиальной недостижимости многих творческих и духовных подтел личности техническими средствами.
Жабский М.И., Тарасов К.А. - Развитие киноведения в институционально-контекстуальной перспективе

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.1.13481

Аннотация: Предмет исследования – перспективы российского киноведения в свете причинно-следственных зависимостей внутри структурно-функциональной связки «Киноведение – Российское кино – Государственная поддержка». Конкретно анализируются следующие вопросы: уровень развития национального кино как предпосылка развития национального киноведения, объективная потребность государства в финансировании киноведческих поисков в зависимости от уровня зрительской востребованности национальных фильмов, актуальные направления корректировки проблематики киноведения, этапы и факторы его эволюции в советский и постсоветский периоды, современные вызовы самоопределению киноведения, потребность в переосмыслении его объекта и предмета, поиск теоретического консенсуса между наукой об экранной культуре и государственным аппаратом в вопросах о природе и миссии киноискусства, актуальность развития исследовательской практики в направлении создания внутренне интегрированной многодисциплинарной «большой науки о кино» (Н. Лебедев), значимость используемых интеллектуальных ресурсов для поиска эффективного стратегического направления развития российской киноиндустрии. В теоретико-методологическом отношении анализ обозначенной проблематики базируется на представлении, что любое национальное киноведение может развиваться лишь при наличии необходимых для этого объективных предпосылок: у него есть автохтонный и развивающийся объект исследований, т.е. кинопроцесс, растущий из ствола национальной культуры; государство материально и морально стимулирует киноведческие поиски; само киноведение полезно национальной экранной культуре и своему инвестору — государству. Эти объективные предпосылки как бы упакованы в реалии взаимодействия трех институтов — российского кино, киноведения и государства, их поддерживающего. Теоретическая и социально-практическая отдача киноведения, возможности его развития зависят от адекватного понимания и учета причинно-следственных зависимостей в этом треугольнике. Перспективы развития национального киноведения в обозначенной структурно-функциональной связке в российской науке рассматриваются впервые. Авторы приходят к выводу о необходимости решительного сдвига исследовательских интересов в сторону жгучих проблем национального кино. Нынешняя весьма скромная доля российских фильмов на рынке — это объективная угроза существованию в крупных масштабах и национального фильмопроизводства, и системы подготовки кинокадров высшей квалификации, и национальной науки о кино. Угрозу эту необходимо устранять скоординированными действиями государства, кинематографа и науки. От киноведения требуется активизация междисциплинарного изучения кинопроцесса в целом. Дисциплинарное самоограничение исследователя, отказ от выхода на сопредельные территории, ведущий к освящению дисциплинарных перегородок, во многом обрекает киноведение на холостое функционирование. Крайне важно развитие в направлении «большой науки о кино». Именно такая наука адекватна задачам рационализации господдержки национального кино и обретения им востребованной обществом конкурентоспособности и социальной значимости.
Жабский М.И., Тарасов К.А. - Развитие киноведения в институционально-контекстуальной перспективе c. 16-31

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.1.65878

Аннотация: Предмет исследования – перспективы российского киноведения в свете причинно-следственных зависимостей внутри структурно-функциональной связки «Киноведение – Российское кино – Государственная поддержка». Конкретно анализируются следующие вопросы: уровень развития национального кино как предпосылка развития национального киноведения, объективная потребность государства в финансировании киноведческих поисков в зависимости от уровня зрительской востребованности национальных фильмов, актуальные направления корректировки проблематики киноведения, этапы и факторы его эволюции в советский и постсоветский периоды, современные вызовы самоопределению киноведения, потребность в переосмыслении его объекта и предмета, поиск теоретического консенсуса между наукой об экранной культуре и государственным аппаратом в вопросах о природе и миссии киноискусства, актуальность развития исследовательской практики в направлении создания внутренне интегрированной многодисциплинарной «большой науки о кино» (Н. Лебедев), значимость используемых интеллектуальных ресурсов для поиска эффективного стратегического направления развития российской киноиндустрии. В теоретико-методологическом отношении анализ обозначенной проблематики базируется на представлении, что любое национальное киноведение может развиваться лишь при наличии необходимых для этого объективных предпосылок: у него есть автохтонный и развивающийся объект исследований, т.е. кинопроцесс, растущий из ствола национальной культуры; государство материально и морально стимулирует киноведческие поиски; само киноведение полезно национальной экранной культуре и своему инвестору — государству. Эти объективные предпосылки как бы упакованы в реалии взаимодействия трех институтов — российского кино, киноведения и государства, их поддерживающего. Теоретическая и социально-практическая отдача киноведения, возможности его развития зависят от адекватного понимания и учета причинно-следственных зависимостей в этом треугольнике. Перспективы развития национального киноведения в обозначенной структурно-функциональной связке в российской науке рассматриваются впервые. Авторы приходят к выводу о необходимости решительного сдвига исследовательских интересов в сторону жгучих проблем национального кино. Нынешняя весьма скромная доля российских фильмов на рынке — это объективная угроза существованию в крупных масштабах и национального фильмопроизводства, и системы подготовки кинокадров высшей квалификации, и национальной науки о кино. Угрозу эту необходимо устранять скоординированными действиями государства, кинематографа и науки. От киноведения требуется активизация междисциплинарного изучения кинопроцесса в целом. Дисциплинарное самоограничение исследователя, отказ от выхода на сопредельные территории, ведущий к освящению дисциплинарных перегородок, во многом обрекает киноведение на холостое функционирование. Крайне важно развитие в направлении «большой науки о кино». Именно такая наука адекватна задачам рационализации господдержки национального кино и обретения им востребованной обществом конкурентоспособности и социальной значимости.
Розин В.М. - Математика: восстановление определенности (заход от методологии и культурологии) c. 20-30

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.5.29522

Аннотация: В статье обсуждается кризисная ситуация в математике. Анализируются проблемы происхождения, сущности и обоснования математики. Автор, опираясь на свои исследования математики, излагает концепцию математики, включающую идеи о «стартовых предметных областях» математики, ее конструктивной основе, концептуализации математики, механизмах ее развития. Он показывает, что математика представляет собой сложную сферу деятельности и институт модерна, и поэтому в ней с неизбежностью появляются противоречия, так же как и деятельность по их разрешению и обоснованию. В работе использована следующая методология: постановка проблем, ситуационный анализ, сравнительный анализ, построение новых понятий, культурно-историческая реконструкция. В результате исследования удалось построить методологическую концепцию математики, обсудить природу кризиса математики, показать, что программа обоснования математики и не могла быть реализована, что математика стоит перед задачей новой реформы. Эти результаты опираются на проведенные автором генетические и методологические исследования математики.
Голубицкий Ю.А. - Гносеологическое родство и взаимопроникновение способов научного и художественного отражения действительности в процессе конвергенции этих феноменов c. 24-33
Аннотация: автор статьи, будучи сторонником литературоцентричного мировоззрения относительно основных, фундаментальных явлений культуры, распространяет свой подход и на понимание междисциплинарного взаимодействия культуры (в частности литературы) и гуманитарных научных дисциплин. Выдвигает гипотезу о литературодетерминированном генезисе социологии и, шире, всего корпуса гуманитарных наук. Предприняв экскурс в историю предмета, он стремится доказать описательными и формально-структурными методами сравнительного анализа родство находящихся там гносеологически близких, по его мнению, явлений — литературы (в первую очередь, документальной) и социальной науки.
Г. Г. Ершова - Центр имени Ю. В. Кнорозова РГГУ – Центр Кнорозова в Шкарете (Мексика): в преддверии 60-летия расшифровки письма майя c. 28-31
Аннотация: в статье показано значение признанной во всем мире научной школы Ю. В. Кнорозова (он не только разработал теорию и метод дешифровки древних систем письма, но и успешно продемонстрировал его действенность на примере иероглифической письменности майя), а также Мезоамериканского центра имени Ю. В. Кнорозова РГГУ и открытого в год 120-летия установления дипломатических отношений между Россией и Мексикой Центра Кнорозова в Шкарете — как центров, успешно развивающих это научное направление и ведущих исследования в области эпиграфики майя, лингвистики, истории древней Америки, индеанистики, моделей цивилизационного развития, культурных региональных особенностей Латинской Америки, религиозного сознания, коммуникационных моделей, социального развития общества.
Переверзева М.В. - Алеаторная форма и число: от хаоса к порядку c. 34-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23857

Аннотация: Предметом исследования является алеаторная форма в музыке ХХ века, организованная посредством чисел и числовых рядов, преимущественно специально сочиненных авторами произведений. Используя числа и ряды в качестве конструктивных детерминант, композиторы решают проблему формообразования произведений с меняющимися музыкальным текстом и структурой, которая встаёт перед автором и исполнителем музыкального опуса. Особое внимание уделяется конкретным произведениям и их внутренней организации, делающей форму единой и внутренне четко структурированной, а художественный образ - индивидуальным и узнаваемым в каждом исполнении. Метод исследования заключается в анализе нотного текста конкретных музыкальных произведений, особенно ритмического, временного, темпового параметров, направленном на обнаружение числовых рядов и систем, организующих внешне подвижную и свободную форму, а также определенным образом отражающих художественно-эстетическую концепцию автора, воплощенную в рассматриваемых опусах. Основным выводом проведённого исследования является факт того, что алеаторный принцип композиции, воздействующий на формообразование, требовал применения дополнительных музыкальных и внемузыкальных средств скрепления формы, и числовой метод организации оказался одним из самых эффективных. Новизна исследования заключается в обнаружении скрытых в нотном тексте и не упоминавшихся ранее ни композиторами, ни исследователями их творчества организующих числах и рядах, внешне себя, порой, никак не проявлявших.
Розин В.М. - Культура и человек в зеркале семиотико-средового подхода c. 36-48

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.10.34037

Аннотация: В статье предлагается концепция культуры, основанная на авторском варианте семиотического и средового подхода. Автор намечет этапы своих культурологических исследований: от семиотических представлений «Московского методологического кружка» к расширительно понимаемому семиотическому и средовому подходу, где ядром семиозиса выступают схемы, и именно семиозис задает среду жизнедеятельности человека. На основе этих положений предлагается новое истолкование культуры. При этом различаются культуры двух типов: в первых основным субъектом выступает социальный коллектив и коллективный индивид, не осознающий себя отдельно от коллектива, во вторых на сцену истории выходит личность и культура состоит из трех типов индивидов ‒ коллективных индивидов, личностей и посредников между личностями и коллективными индивидами.   Автор подчеркивает важную роль, которую в культурах, начиная с античной, играют посредники (философы, педагоги, политики, художники), а также различные формы коммуникации. С античной культуры происходит и дифференциация двух форм освоения мира, одна основанная на построении схем, другая на моделировании и научном изучении (последние включают в себя схематизацию реальности как один из необходимых моментов). В связи этим разделением обсуждаются особенности схем и моделей, а также познания, опирающегося на моделирование. Теоретические и методологические размышления и гипотезы автор подкрепляет анализом кейсов и построением методологических схем. Завершается статья наброском генезиса культур от античной до модерна и кризиса последнего.
Морозова А.В. - Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм c. 45-51

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28121

Аннотация: В данной публикации объектом исследовательского внимания является отечественная культура и отечественное искусствоведение, а предметом - отечественная искусствоведческая испанистика. Автор подробно рассматривает такой аспект темы, как детерминированность направлений, тематики, проблематики, методологических подходов отечественного искусствоведения и отечественной искусствоведческой испанистики российскими культурными парадигмами. Испанистика выбрана как частный случай искусствоведения, позволяющий добиться объективности выводов по причине обозримости количества существующих публикаций по истории испанского искусства. Выводы, сделанные на материале испанистики, экстраполируются в целом на отечественное искусствоведение. Анализируются социокультурные факторы развития истории искусства и выявляются этапы этого развития, дается характеристика каждого этапа. Исследуется развитие искусствоведческой испанистики в социокультурном контексте. Рассмотрение внутренних, имманентных факторов эволюции отечественного искусствоведения не может быть исчерпывающим для понимания происходивших в нем сдвигов и трансформаций. Только его изучение в контексте российских культурных парадигм объясняет характер и суть происходивших изменений. Новизна исследования заключается в том, что предшественники автора статьи рассматривали имманентные, внутринаучные факторы эволюции российского искусствоведения и российской искусствоведческой испанистики, которых оказывается недостаточно для объяснения тех изменений, которые происходили в процессе развития искусствоведения в отборе стилей, художников, памятников для изучения и в их оценке. Автор статьи анализирует социокультурные факторы эволюции отечественного искусствоведения на примере отечественной искусствоведческой испанистики. Главный вывод автора заключается в констатации детерминированности развития отечественного искусствоведения на всем протяжении его существования контекстом российских культурных парадигм.
Попов Д.А. - Структурализм и современное массовое искусство c. 48-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.32542

Аннотация: Предметом исследования является воздействие, оказанное структурализмом как научным направлением на массовое искусство. Устойчивые инвариантные структуры, обнаруживаемые структуралистами во множестве различных художественных произведениях, обнаруживаются также и в произведениях массового искусства. Структурирование, представлявшее первоначально исследовательский прием, в массовом искусстве превратилось в одну из практических рекомендаций по созданию новых произведений. Цель работы заключается в анализе причин восприимчивости массовой культуры к структуралистским идеям и результатов применения структуралистской методологии для производства массовой художественной продукции. Исходной методологической установкой работы стала концепция противопоставления ремесла и искусства, восходящая к И. Канту и используемая в современной эстетике. Автор опирался также на общие методы структурирования и сравнительный структурный анализ, а также на элементы функционального анализа. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что восприимчивость массовой культуры к структуралистским идеям обусловлена ее экономическими целями, необходимостью обладать надежным и научно обоснованным инструментарием, способным обеспечить коммерческий успех произведениям. Тем не менее, шаблонное применение структурирующих методов в массовом искусстве способно создавать только ремесленную продукцию, но не настоящее искусство.
Буданов В.Г., Синицына Т.А. - Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности (II): Постнеклассика, темпоральность, рефлексия театральной игры c. 49-66

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.10.34181

Аннотация: В данной работе мы продолжим развитие идеи обобщенной телесности, в ее функциональных проявлениях в актах коммуникации, деятельности и театрального искусства. Проблема «умного тела», точнее, осознаваемой и управляемой обобщенной телесности является одной из центральных тем развития и самовоспитания актерского мастерства и сценической подлинности игры, которой посвящена большая часть работы. Ключевой здесь является проблема органичности, единства внутреннего и внешнего, слова и дела, мысли и движения, лишь частично осознаваемая актером, но также частично подмечаемая режиссером и зрителем. Нами предлагается описывать эту проблему, опираясь на постнеклассическую философскую методологию В. С. Степина, понятия постнеклассических практик и синергии движения и состояния, в которых синтезированы онтологии состояний обобщенной телесности и темпоральные онтологии, введенные нами в предыдущей работе.   Кроме того, привлекается концепция неосознаваемой рефлексии В. Лефевра, в которой вводится особый тип рефлексии как некой бессознательной компоненты проявлений обобщенной телесности, создающей специфическую интерпретацию навыка и работы со временем в постнеклассическом контексте. Интерпретации приобретенных навыков игры, которые мы встречаем во множестве школ классического и современного театра от К. Станиславского и М. Чехова, до А. Арто и Э. Барба, также рассмотрены через призму рефлексии синтетических онтологий обобщенной телесности. В заключении мы встраиваем театральную интерпретацию удвоенной деятельностной триады, позволяющей включить отношения между различными наблюдателями-акторами театрального действа – актер-режиссер-зритель.
Струговщикова У.С. - Науки о растениях и фитосемиотика как часть культуры c. 52-60

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34589

Аннотация: Статья посвящена роли исследований в области биологии, бихевиоризма и когнитивистике растений на изменение не только научного, но и культурного дискурсов. Дан краткий обзор культурного растительного наследия с упоминанием причин объективизации растений с принятием механистической картины мира и развенчанием таинства природы. Автор рассматривает современные изменения в понимании растительной жизни на основе новых исследований в области электрофизиологии и растительного бихевиоризма, предоставив при этом небольшой исторический экскурс того, как развивалось и изменялось отношение к растениям в биологии и семиотике. В частности, было рассмотрено появление фитосемиотики как части семиотической системы людей и животных, и ее трансформация в фитосемиотику per se под влиянием новых результатов исследований в области нейробиологии растений и их поведения. Новизна исследования заключается в анализе новых данных в области поведения и сигналлинга растений с позиций биосемиотики, переосмыслении семиотической реальности растений: несмотря на то, что растения обладают отличным от животных образом жизни, функционалом и кардинально отличающейся морфологией, они, тем не менее, сопоставимы, что позволяет растениям встать на одну ступень с животными организмами в семиотической реальности, обрести агентность. Это открывает широкое поле для дальнейших исследований не только в биологии растений, бихевиоризме, но также дальнейшее развитие фитосемиотики, экосемиотики, этикии и эстетики. Особым вкладом автора является переосмысление растительной семиотической ниши: переход растений от иконического семиозиса в индексный.
Розин В.М. - Эволюция представлений о мышлении (три культурных старта) c. 56-64

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.2.35142

Аннотация: В статье анализируются три культурных старта мышления (античный, нововременной и происходящий в настоящее время). Предваряет этот анализ история изучения мышления в Московском методологическом кружке, представители которого, поставив задачу построения теории мышления, так и не сумели ее решить. Оказалось, что мышление нельзя свести к деятельности и объяснить в семиотике. Рассматривается концепция мышления Аристотеля (первый старт мышления). Он завершает идущую от Парменида и Сократа традицию нормирования дискурсивных видов деятельности (рассуждений, доказательств, познания), приписывает способность мышления индивиду, вместе с Платоном порождает в мышлении новую реальность.   Второй старт мышления относится к Новому времени, где встала задача овладения природой и сформировалась новоевропейская креативная личность. Мышление здесь наделяется характеристиками конструктивности, проектности, событийности, понимается как способ творения личностью новой природы и предметности, включено в контекст формирования культуры модерна. Третий старт, как еще только становление нового типа мышления, складывается на наших глазах. Он обусловлен кризисом культуры модерна, повлекшим за собой формирование новых типов дикурсивных практик (междисциплинах исследований, коллективных форм мыслительной деятельности с использованием Интернета, развитием методологии). Эти новые типы практик нуждаются в изучении и нормировании, требуют осмысление и новые функции и особенности мышления.
Киященко Л.П. - Культурный трансфер – тезаурус тематизации (проблематизация трансдисциплинарности) c. 124-137

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34760

Аннотация: В статье анализируются особенности проблематизации трансдисциплинарного опыта при решении междисциплинарных и экзистенциальных вопросов повседневности с привлечением научных и ценностно-нравственных приоритетов научного исследования. Проблематизация рассматривается комплексно, на уровне тематизации предпосылочных представлений трансдисциплинарного опыта, формирования объяснительных гипотез (по типу абдукции) с учетом не только прямых, но косвенных свидетельств, используя эвристику соответствующего теме тезауруса. Формирование тезауруса основано на культурном трансфере между междисциплинарными дискурсами с обращением для взаимопонимания к языку повседневного общения в режиме актуального диалога. Культурный трансфер ориентирован на перевод и осмысление обсуждаемых проблем, снятие речевых нестыковок, противоречий. Проблематизация, как режим проведения трансдисциплинарного опыта, в силу указанного его сложноорганизованного характера не предполагает раз и навсегда однозначных решений. Последнее обстоятельство играет позитивную роль с учетом выбранной методологии для реального представления предмета исследования. Указанный опыт обладает способностью оспаривать предлагаемые решения, требуя полноты, доказательности, выразимости и открытости, способствует обновлению в зависимости от места и времени (хронотопа) проводимого исследования. Трансдисциплинарный опыт, накапливая умения, всякий раз перепроверяет свои методологические подходы: тематизацию предпосылок и создания соответствующего словаря, формирование способов перевода междисциплинарных языков для поиска объяснительных гипотез с учетом не только прямых, но и косвенных свидетельств.
Л. Ю. Лиманская - Учение М. В. Ломоносова о свете и цвете в контексте натурфилософии и художественных исканий середины XVIII века c. 127-131

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62486

Аннотация: Понимая искусство как науку, М. В. Ломоносов и художественную теорию света и цвета включал в сферу научных изысканий. Являясь исследователем-естествоиспытателем, он полагал, что чем больше таинства Природы постигает разум, «тем вящее увеселение чувствует сердце….. Чем глубже до самых причин толь чудных дел проницает рассуждение, тем яснее показывается непостижимый всего бытия строитель». Изучив законы оптики, он создает трехкомпонентную теорию зрения, которая предвосхитила открытия Гельмгольца. Открытия в области оптики он использовал для создания цветных стекол в процессе создания мозаик. Наряду с научными открытиями теория цветоведения для Ломоносова являлась способом приближения к всемогущему таинству Небес, а искусство — средством выражения тех знаний, которые посредством образов способны поведать славу Божию.
Буданов В.Г., Синицына Т.А. - Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности (III): психосемантический язык театра, антропологический джаз c. 138-159

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34793

Аннотация: В работе продолжена тема приложений методологии обобщенной телесности, восходящей к концепции квантово-синергетической антропологии, подробно разработанной в предыдущих частях триптиха. Онтологии состояний (функциональные тела и подтела обобщенной телесности) и темпоральные онтологии рассмотрены на материале театральной игры актеров. Построен изоморфизм хорошо известной музыкальной нотации и представления меняющегося антропологического профиля в виде аккорда одновременно активированных «звучащих» состояний актера. Обсуждается уместность такой музыкальной метафоры, аналогии свободы актерской импровизации, как антропологического джаза, присущего любому исполнителю, правда в различной степени. Классическая манера имеет меньшую вариативность, чем, собственно, джазовая импровизация.   Проводятся параллели таких представлений с работами классиков театральной режиссуры, философии игры и коммуникации музыковедов: К. С. Станиславского, А. А. Васильева, Б Латура, Й. Хейзинги, И. Э. Берендта.Фактически предложен некий язык интерпретации актерской игры с помощью динамичных схем описания происходящего в процессе игры. Если эти схемы адекватны сценической реальности, что мы пытались доказать, то они вполне могут использоваться при подготовке актеров, постановке спектаклей и.т.д. Фактически, создается новая психотехника, позволяющая изменять наличные возможности актерской техники, пополняя ее инструментарий. Кроме того, такого рода нотационное представление актерских партий позволяет архивировать и расшифровывать замысел режиссера достаточно универсальным способом.
В. П. Руднев - К проблеме семиотики «зеркала»: воздействие и странные объекты в кинематографе c. 247-254

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62825

Аннотация: в статье исследуется феномен зеркала на примере одноименного фильма А. Тарковского. Кино обладает свойством странного объекта (концепт У. Биона) воздействовать на нас особым образом, а именно как система двух зеркал в модели индивидуального и коллективного бессознательного. Происходит это при помощи механизма интимизиации (термин Б. Шифрина) путем коммуникации в режиме «Я–Я» (Ю. Лотман)
Хренов Н.А. - Проект семиотики кино спустя несколько десятилетий: интерпретация теоретического наследия С. М. Эйзенштейна Вяч. Вс. Ивановым

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13239

Аннотация: Статья посвящена предпринятому академиком Вяч. Вс. Ивановым, юбилей которого отмечался в этом году, семиотическому истолкованию теоретического наследия кинорежиссера С. М. Эйзенштейна, предвосхитившего столь популярную с 60-х годов структуралистскую методологию. Научные интересы Вяч. Вс. Иванова чрезвычайно широки. В данной статье затрагивается только его интерес к кино и, в частности, к творческому наследию кинорежиссера С. М. Эйзенштейна. Это наследие привлекло внимание Вяч. Вс Иванова потому, что в нем академик обнаружил движение в сторону понимания кино как языка или, еще точнее, знаковой системы. Вяч. Вс. не мог не обратить на это внимание, поскольку становление семиотической методологии в России связано именно с его именем. Естественно, что он не мог не осмыслить и предысторию семиотики. Такая предыстория в сфере кино связана с именем С. М. Эйзенштейна. Пытаясь понять значение исследования Вяч. Вс., посвященного эстетике С. М. Эйзенштейна, автор также касается применения семиотической методологии к кино как знаковой системы вообще В связи с этим в статье воспроизводится атмосфера увлечения семиотикой отечественными теоретиками кино. Однако спустя десятилетия интерес к структурализму и семиотике начал угасать. Это происходило по мере появления в гуманитарной науке подходов, связанных с постструктурализмом и постмодернизмом. Некоторые теоретики начали активно ниспровергать семиотические подходы, призывая к философскому и, в частности, феноменологическому подходу в изучении кино. Такие подходы возможны и конструктивны, но они однако не упраздняют и семиотический подход. Автор статьи показывает, что такие попытки ниспровержения семиотического проекта кино оказываются преждевременными и поверхностными. Чтобы это осознать, необходимо вчитываться в работы Вяч. Вс. Иванова, посвященные кино. В них философский подход подразумевается. Об этом, в частности, свидетельствует книга Вяч. Вс. "Эстетика Эйзенштейна". Расшифровывая смысл названия книги Вяч. Вс. Иванова, автор показывает, что идея семиотики возникла уже на первоначальном этапе становления эстетики как философской науки.
Хренов Н.А. - Проект семиотики кино спустя несколько десятилетий: интерпретация теоретического наследия С. М. Эйзенштейна Вяч. Вс. Ивановым c. 634-652

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65701

Аннотация: Статья посвящена предпринятому академиком Вяч. Вс. Ивановым, юбилей которого отмечался в этом году, семиотическому истолкованию теоретического наследия кинорежиссера С. М. Эйзенштейна, предвосхитившего столь популярную с 60-х годов структуралистскую методологию. Научные интересы Вяч. Вс. Иванова чрезвычайно широки. В данной статье затрагивается только его интерес к кино и, в частности, к творческому наследию кинорежиссера С. М. Эйзенштейна. Это наследие привлекло внимание Вяч. Вс Иванова потому, что в нем академик обнаружил движение в сторону понимания кино как языка или, еще точнее, знаковой системы. Вяч. Вс. не мог не обратить на это внимание, поскольку становление семиотической методологии в России связано именно с его именем. Естественно, что он не мог не осмыслить и предысторию семиотики. Такая предыстория в сфере кино связана с именем С. М. Эйзенштейна. Пытаясь понять значение исследования Вяч. Вс., посвященного эстетике С. М. Эйзенштейна, автор также касается применения семиотической методологии к кино как знаковой системы вообще В связи с этим в статье воспроизводится атмосфера увлечения семиотикой отечественными теоретиками кино. Однако спустя десятилетия интерес к структурализму и семиотике начал угасать. Это происходило по мере появления в гуманитарной науке подходов, связанных с постструктурализмом и постмодернизмом. Некоторые теоретики начали активно ниспровергать семиотические подходы, призывая к философскому и, в частности, феноменологическому подходу в изучении кино. Такие подходы возможны и конструктивны, но они однако не упраздняют и семиотический подход. Автор статьи показывает, что такие попытки ниспровержения семиотического проекта кино оказываются преждевременными и поверхностными. Чтобы это осознать, необходимо вчитываться в работы Вяч. Вс. Иванова, посвященные кино. В них философский подход подразумевается. Об этом, в частности, свидетельствует книга Вяч. Вс. "Эстетика Эйзенштейна". Расшифровывая смысл названия книги Вяч. Вс. Иванова, автор показывает, что идея семиотики возникла уже на первоначальном этапе становления эстетики как философской науки.
Калинина Г.Н. - Границы знания как границы компетенции разума в культуре

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.17002

Аннотация: Предметом исследования выступают внешние и внутренние границы науки, определяющие метаморфоз превращенных, ненаучных форм знания на границах науки. Объект исследования - взаимоотношение науки и ненаучных форм знания в диахронном и синхронном измерениях.Особое внимание уделяется исследованию границ, за которые не может (и не должна) простираться «работа науки», которая переходит не столько в поиск ограничений компетенции разума, сколько в горизонт нравственной ответственности ученого. С учетом данных реалий проблематика границ в научном и ином знании оказывается связанной с культурой рациональности, приобретая в новых условиях дополнительную актуальность. Обосновывается, что деструктивные черты техногенной цивилизации, где наука играет роль инновационного социокода, служат достаточным основанием для эпистемологической программы выявления границ компетенции разума, поставленной в свое время И. Кантом. Основным методом работы послужил классический метод диалектики, поскольку он имеет дело с особым способом рассмотрения сущего в широком онтологическом, гносеологическом и культурно-историческом контекстах. Также по мере необходимости нами использовались феноменологический, герменевтический и системный принципы, тезаурусный и контекстный подходы понимания и интерпретации культурных феноменов. C позиции автора, философская рефлексия границ науки и «другого» знания несомненно актуальна и для понимания того факта, что нет мира «чистой» науки и «чистого» рационализма: «мир науки» включает в себя все многообразие других, отличных от «чисто научных» форм знания (миф, теологические представления, интуицию, мистический, эзотерический опыт), равно как и все формы знания в известной мере рациональны (последняя рождается вместе с разумом). - Везде мы наблюдаем метаморфоз, взаимопревращение, взаимозаменяемость, восполняемость всех форм знания на границах науки и ненауки.
Калинина Г.Н. - Границы знания как границы компетенции разума в культуре c. 797-801

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68500

Аннотация: Предметом исследования выступают внешние и внутренние границы науки, определяющие метаморфоз превращенных, ненаучных форм знания на границах науки. Объект исследования - взаимоотношение науки и ненаучных форм знания в диахронном и синхронном измерениях.Особое внимание уделяется исследованию границ, за которые не может (и не должна) простираться «работа науки», которая переходит не столько в поиск ограничений компетенции разума, сколько в горизонт нравственной ответственности ученого. С учетом данных реалий проблематика границ в научном и ином знании оказывается связанной с культурой рациональности, приобретая в новых условиях дополнительную актуальность. Обосновывается, что деструктивные черты техногенной цивилизации, где наука играет роль инновационного социокода, служат достаточным основанием для эпистемологической программы выявления границ компетенции разума, поставленной в свое время И. Кантом. Основным методом работы послужил классический метод диалектики, поскольку он имеет дело с особым способом рассмотрения сущего в широком онтологическом, гносеологическом и культурно-историческом контекстах. Также по мере необходимости нами использовались феноменологический, герменевтический и системный принципы, тезаурусный и контекстный подходы понимания и интерпретации культурных феноменов. C позиции автора, философская рефлексия границ науки и «другого» знания несомненно актуальна и для понимания того факта, что нет мира «чистой» науки и «чистого» рационализма: «мир науки» включает в себя все многообразие других, отличных от «чисто научных» форм знания (миф, теологические представления, интуицию, мистический, эзотерический опыт), равно как и все формы знания в известной мере рациональны (последняя рождается вместе с разумом). - Везде мы наблюдаем метаморфоз, взаимопревращение, взаимозаменяемость, восполняемость всех форм знания на границах науки и ненауки.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.