по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 01, 2023
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 06-02-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2023
Теоретическая культурология и теория культуры
Юань М. - Воображаемый зверь-знак Феникс как носитель китайского бестиарного культурного кода: эволюция значений c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.1.39617

EDN: FNOGGV

Аннотация: Предметом исследования является феникс в китайской культуре. Объектом исследования является феникс как воображаемый зверь-знак, носитель бестиарного кода китайской культуры. Автор подробно рассматривает такие аспекты как формирование и развитие значений Феникса как воображаемого зверя-знака, носителя бестиарного кода китайской культуры. Методология выделения этапов эволюции образа зверя-знака и анализа его значений основывается на идеях российских семиотиков В.Н. Топорова и А.Е. Махова по поводу исторической типологии зверей-знаков от тотема к зооморфным образам, затем бестиарным образам и образам-эмблемам. В результате исследования было установлено, что воображаемый тотемический образ-знак Феникс сложился на основе домашних птиц: курицы, фазана, павлина и других животных, зооморфный образ Феникса символизировал Бога Солнца, Бога Огня (женский образ), Бога Ветра (мужской образ) политеистического пантеона древнекитайских Богов, затем Феникс стал эмблемой императорской власти и ее носительниц-женщин (императрицы, принцесс, наложниц), наконец, в процессе истории культуры образ утратил религиозное и политическое значение, Феникс стал образом-знаком любви, женственности, счастья и гармонии. Понимание изменения значений Феникс как одного из зверей-знаков, носителей китайского культурного кода, позволит лучше понимать цели и ценности китайской культуры на разных этапах развития, а также механизмы культурной преемственности и культурного развития в Китае, делающие возможными бесконечные обновления на традиционной культурной почве.
Культура и культуры
Рябченко-Шац В.Д. - Журнал «Аполлон» как поле последней битвы символистских манифестов c. 12-25

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.1.39585

EDN: EPAPBG

Аннотация: Журнал «Аполлон» завершает плеяду символистских журналов Серебряного века и в некотором смысле подводит итоги интенсивной художественной жизни конца XIX – начала XX века. Его страницы запечатлели стремительный и разнонаправленный художественный дискурс рубежной эпохи, который был проанализирован в статье при помощи дискурс-анализа. В качестве предмета настоящего исследования были выбраны эстетические манифесты, опубликованные на страницах художественного журнала «Аполлон», объектом работы стала эволюция эстетических и философских идей, изложенных в «Аполлоне». Контент-анализ материалов издания позволяет изучить развитие идей символизма и акмеизма в рамках редакционной программы «Аполлона», что и является целью этой работы. Журнал «Аполлон» традиционно воспринимается как издание, продвигавшее идеи акмеизма, однако анализ опубликованных материалов показывает, что на страницах «Аполлона» в начале 1910-х развернулась острая кризисная символистская полемика. Кроме того, исследование демонстрирует, что идеи акмеизма были весьма разнородны и не получили полной поддержки многих членов редакции, считавших, что акмеизм так и не сформировался в полнокровное литературное течение. Результаты исследования могут внести вклад в теоретические знания о журнале «Аполлон» и истории отечественной журналистики, а также об истории развития идей символизма и акмеизма.
Культура и власть
Попова А.В., Штенникова Д.В. - Бадюцао: карикатура как форма протеста против политики КНР c. 26-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.1.39592

EDN: EOCMGM

Аннотация: В качестве объекта данного исследования выступили политические карикатуры известного китайского художника Бадюцао (巴丢草). В основе методики авторы использовали контент-анализ широкого круга источников, в первую очередь – личный сайт карикатуриста, первые публикации работ в социальной сети Twitter, а также компаративный анализ для выявления художественных особенностей произведений. Основное внимание было уделено личности самого художника, общекультурной стороне того или иного, высмеиваемого Бадюцао, события или политика. Карикатуры были проанализированы в соответствии с их спецификой, были выявлены их формально-стилистические качества, иконографические особенности и символическое значение.     Художнику и его работам посвящено большое количество публикаций за рубежом, в Китае же его творчество подвергается жесткой цензуре, в китайском интернете практически совершенно нет упоминаний о нем. В России имя карикатуриста практически неизвестно, что составляет новизну данного исследования как для культурологии, так и для отечественной синологии. Очевидным выводом становится то, что Бадюцао своим искусством бросает вызов цензуре и диктатуре КНР. Искусство Бадюцао является его главным и сильнейшим оружием в этом противостоянии. Используя широкий спектр художественных приемов и цветовую палитру, он рассказывает про текущие события, не позволяет забыть грехи прошлого, требуя не столько извинения за политические ошибки, сколько изменения в отношении правительства к народу двух берегов – Китая и Тайваня.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - Реконструкция логики и процесса построения художественного образа (на материале образа Сары в романе Меира Шалева «Эсав») c. 42-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.1.39654

EDN: ENKXPB

Аннотация: В статье излагается опыт реконструкции логики и процесса построения художественного образа. Реконструкция включает в себя два этапа: анализ создания конкретного художественного образа и теоретическое обобщение с целью выйти на построения, которые можно распространить и на другие случаи построения художественных образов. При этом автор в реконструкции опирается на свои исследования искусства и его произведений. В последних он рассматривает, с одной стороны, проблемы, которые решает художник, с другой ‒ ответ на эти проблемы, представляющий собой построение событий художественной реальности. Именно в этом контексте создаются художественные образы.   Их функция двоякая: это выразительное средство, один из инструментов построения художественной реальности, и одновременно «кирпичек», из которых создается мир художественной реальности. Анализируются характеристики образа Сары из романа Меира Шалева «Эсав», используемые при его построении схемы и выразительные средства. Обсуждается тайна воздействия на читателя художественного образа. В последней части статьи автор сравнивает художественный образ с идеальными объектами в философии и науке. Он утверждает, что идеальный объект не нужно воспринимать как событие, он используется в рассуждении и познании, где главное не видение и переживание явления, а константность, непротиворечивость его свойств; и проблемы, которые решает философ или ученый, другие.
Эстетика и теория искусства
Парукова Е.В. - Стилизация и трансформация изображения в аспекте восприятия художественного образа c. 55-66

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.1.38109

EDN: EJXWWD

Аннотация: В статье рассматриваются такие аспекты темы, как понятие стилизации и трансформации, связь стилизации с понятием стиля в изобразительном искусстве, а также ее влияние на восприятие художественного образа. Затрагивается вопрос зрительного и эмоционального восприятия, на которые оказывает влияние, непосредственно, стилизованный художественный образ. Предметом исследования статьи является анализ способов и приемов стилизации, работающих на восприятие художественного образа. Целью исследования является осмысление способов и приемов стилизации изображаемого объекта, посредством художественных средств выражения, которые в воспринимаемом содержании способны создать более эмоциональный и выразительный художественный образ. В зависимости от степени преобразования окружающей действительности автор выделил такие способы стилизации как иконический способ, геометрический способ, стилизацию на основе символа и абстрактный способ стилизации. На конкретном художественном материале произведенный анализ позволил выявить особенности восприятия художественного образа при каждом способе стилизации. Определены приемы стилизации, которые работают на восприятие зрителя, за счет достижения большей выразительности художественного образа. Автор подчеркивает необходимость применения стилизации и трансформации, для наделения художественного образа повышенной экспрессией и оригинальностью, которые в структуре художественного произведения являются главным средством отражения художественной идеи и неотъемлемой частью при выполнении поставленных композиционных задач.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.