по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 08, 2022
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 05-09-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2022
Стили, течения, школы
Чжиюань Г. - Деятельность и влияние советских музыкантов на образование в Шанхайской консерватории c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.38561

EDN: NCTVEC

Аннотация: Статья посвящена изучению различных аспектов деятельности и влияния советских музыкантов на музыкальную культуру и образование Шанхая. Автор приходит к выводу о том, что русские музыканты сыграли важную роль в становлении музыкальной жизни Шанхая и в целом всего Китая. Они способствовали распространению русской и европейской культурной и исполнительской традиции, распространяли произведения русских и европейских авторов, знакомили своих учеников с шедеврами мирового музыкального искусства. Традиции, заложенные русскими музыкальными деятелями в начале ХХ века, продолжили и укрепили советские специалисты, воспитавшие целую плеяду выдающихся музыкантов в Китае.   Особую роль сыграло укрепление русско-китайских связей после 1949 года. Многие советские музыканты были отправлены в КНР по соглашению стран. Среди них были выдающиеся педагоги и музыканты: Д. М. Серов, К.Н. Дмитревская, С. Г. Делициев, Н. Н. Делициева, Ф. Г. Арзаманов, И. Г. Беридзе и др. Они помогали разрабатывать учебные планы и программы, выступали с лекциями, докладами, проводили консультации и вели преподавательскую и организационную деятельность. Новизна статьи заключается в том, что в ней впервые предоставляются сведения о работе перечисленных советских музыкантов и проводится анализ их влияния на образования в Шанхайской консерватории.
Культура и культуры
Карабанов А.А. - Субкультура детства в информационном пространстве: особенности «картины мира» c. 10-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.38426

EDN: SSKZHI

Аннотация: Предметом исследования настоящей работы являются особенности «картины мира» субкультура детства в информационном пространстве. В век ускоренного развития сетевых коммуникативных технологий данная исследовательская тематика является крайне актуальной. Ведь развитие субкультуры детства в информационном пространстве и появление новых особенностей «картины мира», формирующейся у представителей подрастающего поколения, приводят к определенным социокультурным последствиям. Целью работы является проведение анализа трансформации субкультуры детства в информационном пространстве и выявление основных особенностей «картины мира» ее типичного представителя. Междисциплинарный характер исследования обуславливает методологию философско-культурологического, структурно-функционального и социологического подходов. Научная новизна исследования состоит в том, что оно отражает основные функции субкультуры детства в информационной среде, отличные от ранее представленных в исследовательских трудах рядов функциональных особенностей. В частности, выявлены и обоснованы две кардинально новые функции – лингвонимотворящая и символотворящая, ранее не встречавшиеся в иных научных работах. Также в результате исследования выявлены различия подмножеств «детская субкультура» и «субкультура детства», рассматриваемые большинством исследователей данных феноменов как синонимичные. Особым вкладом автора в исследование темы является формулирование словесного портрета типичного представителя современной субкультуры детства, прогнозирование дальнейшего развития феномена в информационном пространстве и уровня влияния его подообразований на формы доминантной культуры и ее ортодоксальных представителей.
Философия культуры
Ставицкий А.В. - Миф как проявление функциональной асимметрии человеческого c. 25-34

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.36448

EDN: XSGTJH

Аннотация: Предмет статьи – проблема функционирования мифа в контексте диалектически построенной функциональной асимметрии культуры, языка и мышления, где миф и наука активно взаимодействуют дополняя друг друга. Цель статьи – рассмотреть причины, характер и механизм этого взаимодействия, выявить особенности его проявления и показать его позитивные стороны. В качестве методического обеспечения исследования использовались подходы и принципы неклассической науки, позволяющие отойти от классических установок мифологии и взглянуть на неё более расширительно, рассматривая миф не как сказание о богах и героях, а как культурную универсалию и свойство сознания.   Основные выводы статьи сводятся к пониманию важности восприятия мифа в режиме разработанной в ХХ веке неклассической мифологии, где миф понимается как смысловая матрица культуры, отвечающая за формирование поля ценностных смыслов. Это позволяет лучше понять роль мифа и мифотворчества в структуре культуры и сознания, а также рассмотреть явно недооцененный в науке эпистемологический ресурс мифа в научном творчестве, создающий сложную систему когнитивных зависимостей, напоминающих взаимодействие левого и правого полушарий мозга, которые формируют необходимое разнообразие функциональных возможностей человеческого интеллекта, работая по принципу взаимной дополнительности.
Историческая культурология и история культуры
Розин В.М. - Особенности поэтики средневекового сборника прозы «Римские деяния» (читаем новую книгу Светланы Неретиной «“Ни одно слово не лучше другого”. Философия и литература») c. 35-45

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.38564

EDN: VRNGPO

Аннотация: В статье предлагается анализ поэтики сборника прозы «Римские деяния», который автор рассматривает как дополнение к исследованию С.С. Неретиной. Вначале кратко характеризуется методология изучения средневековых текстов, которая обсуждается в «Предисловии» к книге, и приводятся как кейсы две истории из сборника. Неретина утверждает, что в «Римских деяниях» выражен мир средневековой культуры и внутри ее реальность высказываний, относящаяся к философии и тому, что мы могли бы назвать средневековым искусством. Разбирается механизм создания новелл из «Римских деяний», включающий, во-первых, высказывание, начинающееся со звука, открывающее путь значению и вещи, во-вторых, раскрытие потаенного как творение самостоятельной реальности (науки, искусства и пр.), в-третьих, использование тропов в ходе построения многозначной средневековой действительности. Автор показывает, что нарисованная Неретиной картина хорошо объясняет важную для средневекового мышления многозначность реальности, однако, объяснение особенностей содержания историй «Римских деяний» осмысляется ею не на основе картины, нарисованной в «Предисловии»; они истолковываются и осмысляются с точки зрения строения средневековой культуры. Затем автор обсуждает вызвавшие у него интерес понятия реальности и дву-о-смысленности. При этом он использует уже свои представления, полученные при анализе искусства. Различия в истолковании «Римских деяний» автор объясняет несовпадением дискурсов и взглядов исследователей, что, на его взгляд, совершенно нормально и служит на благо мышлению.
Культурное наследие, традиции и инновации
Копунова К.С. - Преемственность хореографической традиции Мариинского театра и Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой c. 46-59

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.38089

EDN: ZHMOWF

Аннотация: Данная статья посвящена преемственности в хореографическом образовании. Новизна исследования обусловлена тем, что предпринята попытка показать преемственность хореографической традиции Мариинского театра и Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в сравнительно-сопоставительном аспекте. Автор также рассматривает термин «преемственность» в образовательном ракурсе, с пояснением важности этого аспекта в становлении личности артиста балета. Рассмотрены исторические моменты, касающиеся сохранения педагогических традиций, а также современные вопросы образовательного характера. Автор акцентирует внимание на наличии связи между процессом обучения и сценической практикой на примере хореографии М. И. Петипа. Важность данного исследования выражается в уникальности данного хореографического направления в сопоставительном аспекте и появлении новой парадигмы, включающей в себя разработку новых механизмов обеспечения образовательного процесса. Данная статья посвящена преемственности в хореографическом образовании. Новизна исследования обусловлена тем, что предпринята попытка показать преемственность хореографической традиции Мариинского театра и Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в сравнительно-сопоставительном аспекте. Автор также рассматривает термин «преемственность» в образовательном ракурсе, с пояснением важности этого аспекта в становлении личности артиста балета. Рассмотрены исторические моменты, касающиеся сохранения педагогических традиций, а также современные вопросы образовательного характера. Автор акцентирует внимание на наличии связи между процессом обучения и сценической практикой на примере хореографии М. И. Петипа. Важность данного исследования выражается в уникальности данного хореографического направления в сопоставительном аспекте и появлении новой парадигмы, включающей в себя разработку новых механизмов обеспечения образовательного процесса.
Экранная культура и экранные искусства
Попова Л.В. - Поиск Бога в творчестве А. Хичкока и И. Бергмана c. 60-77

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.37734

EDN: TNAUNZ

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются творчество А. Хичкока и И. Бергмана, которые хорошо изучены как в России, так и за рубежом. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что до сих пор среди исследователей не было сделано попытки исследовать влияние творчества А. Хичкока на И. Бергмана. Целью данного исследования является сравнительный анализ творчества А. Хичкока и И. Бергмана, выявление сходства и различий, в том числе, в вопросах религиозной веры; изучение такого малоизвестного аспекта, как влияние А. Хичкока на творчество И. Бергмана. Автор также уделяет внимание рассмотрению религиозных взглядов А. Хичкока, чему исследователи уделяли мало внимания. В данном исследовании применяется комплексный подход, включая сравнительный метод для анализа связей между режиссерами, феноменологический метод, а также метод психоанализа в их сочетании и взаимодополнительности. Новизна данного исследования состоит в выявлении связей между режиссерами, в применении комплексного подхода к анализу их произведений. Сделан вывод о религиозных взглядах А. Хичкока и И. Бергмана, их сходстве и различии. Религиозные взгляды Бергмана претерпели длительную трансформацию в течение всей его жизни. Религиозные взгляды Хичкока были более консервативными и устойчивыми, что сказывается на ритме его картин.
История искусств
Веласкес Сабогаль П. - К типологии негативного образа анархиста в графическом искусстве рубежа XIX-XX вв. c. 78-101

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.36414

EDN: YLKSTP

Аннотация: Предметом исследования являются тематико-иконографические направления негативной трактовки образа анархиста в печатной культуре рубежа XIX-XX вв. Объектом исследования служат графические работы, опубликованные в периодике разных идеологических направлений и посвященные представлению образа анархиста. Выделяются и описываются три основные направления подобной трактовки, а именно преступник-террорист, психически больной и иммигрант, иконографические особенности которых анализируются в свете социально-политических и историко-культурных условий каждого определенного контекста. Среди рассмотренных публикаций следует упомянуть: L’Assiette au beurre, Le Petit Journal (Франция), Freie Jugend (Германия), Het Volk (Нидерланды), La Obra, El Peludo (Аргентина), Star (Новая Зеландия) и The Washington Post (США).   Научная новизна работы состоит в том, что впервые в современном искусствоведении рассматривается и анализируется процесс формирования негативного архетипа анархиста на основе его графической репрезентации. Таким образом, создаётся методологическая база для изучения видов классификации образа анархиста. Методы, использованные в работе, следующие: источниковедческий, иконографический, художественный и стилистический анализ. Результаты исследования раскрывают специфику одной из трактовок образа анархиста рубежа XIX-XX вв., имеющей свои корни как в правой, так и левой политических тенденциях, чьи подходы к анархизму опираются на социально-правовые и медицинские науки, среди которых выделяется криминология. Последняя во главе с Чезаре Ломброзо играла первостепенное место в мифологизации, действующей по сей день, образа анархиста как носителя хаоса.
Книжная культура и искусство книги
Лавров Д.Е. - Палехский художник И. И. Голиков и его оформление книги «Слово о полку Игореве»: к вопросу о творческих заимствованиях c. 102-109

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.36523

EDN: XLHQXP

Аннотация: Предметом исследования является анализ иллюстраций, созданных палехским художником Иваном Ивановичем Голиковым для «Слова о полку Игореве» – крупнейшего памятника книжной графики палехского искусства. Подробно раскрывается предыстория, причины предоставления И. И. Голикову заказа на иллюстрирование книги издательством «Academia», ход работы И. И. Голикова над его выполнением, а также то впечатление, которое произвело это издание на заказчиков и советское общество. Цель статьи – помимо показа возможности плодотворной работы художника-миниатюриста в области искусства, не связанной с традиционной для Палеха лаковой миниатюрой, дать анализ творческого метода И. И. Голикова при работе над иллюстрированием указанного издания. Используя метод сравнительного анализа, а также историко-системный и иконографический методы исследования, автор в то же время акцентирует внимание на качествах И. И. Голикова как новатора и экспериментатора в искусстве, что и предопределило как заказ на иллюстрирование «Слова» именно этому палехскому мастеру, так и грандиозный успех, выпавший на долю этого книжного издания. Именно в исследовании этих новаторских качеств И. И. Голикова, пытающегося «уйти» от стилистики лаковой миниатюры в своей работе над изданием «Слова», состоит научная новизна исследования. Основным выводом статьи является положение об универсальности И. И. Голикова как художника, которая и позволила ему проиллюстрировать издание «Слова о полку Игореве», сразу после своего выхода ставшее общепризнанным шедевром искусства советской книжной графики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.