по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 02, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 07-03-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2021
Музыка и музыкальная культура
Серов Ю.Э. - Вокальная симфония Бориса Тищенко c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.2.34981

Аннотация: Предметом исследования является монументальное вокально-симфоническое сочинение выдающегося отечественного композитора второй половины XX века Бориса Тищенко. Его Шестая симфония написана на стихи А. Наймана, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой и В. Левинзона, она закончена в 1989 году и посвящена памяти ушедшего годом ранее Евгения Александровича Мравинского. В поэтических строках, легших в основу симфонии, — немало образов, связанных со смертью, что добавляет глубокий смысл, момент личного переживания в посвящение великому дирижеру. Особое внимание в статье уделяется симфонической драматургии Шестой симфонии, проблеме взаимоотношений музыки и поэзии, претворению сложных литературных текстов в предельно современном симфонизме Бориса Тищенко. Основным выводом проведенного исследования является то, что Тищенко абсолютно органичен в этом своем вокально-симфоническом опусе и с дружеской трепетностью относится к своим авторам-поэтам. Перенося в звуки все до последнего слова, он не проходит мимо любой мелочи, способной раскрыть его смысл и красоту. При этом, круг поэтических образов, семантика стиха оказались преобразованными в соответствии с тищенковским видением мира. Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном музыкознании Шестая симфония Тищенко рассмотрена так полно и подробно, раскрыта содержательная часть произведения, проанализированы исполнительские сложности. Автор обоснованно причисляет симфоническое сочинение Тищенко к ряду самых значительных в истории русской музыки.
Эстетика и теория искусства
Кормин Н.А. - Мыслить цветом c. 12-38

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.2.34996

Аннотация: В статье выявляются философские основы эстетики цвета, анализируется соотношение структур философского и художественного осмысления колористики. Взаимодействие философии и искусства как форм самосознания культуры, проявляющееся в сфере интеллектуального понимания восприятия цвета и его семантики в живописи. В скрытой логике созерцания цвета прорисовываются очертания проблематики трансцендентальных и осмысленных в искусстве условий эстетического рассмотрения хроматического пространства. Цвет создает саму визуальную красоту, поэтому понятно, почему эстетическое знание стремится прояснить, в какой мере мы способны судить о переживании цвета – этого результата расцвечивания света. Само искусство создает своего рода цветовую онтологию мира Впервые красота цвета и ее восприятие анализируется в контексте соотношения искусства и трансцендентальной традиции философстования (Декарт, Кант, ранний Гуссерль - анализируется его работа "Философия арифметики" ), что позволяет подобрать ключи к тому, как снова и по-новому прочесть традицию колористики. Чтобы определить ее значение, важно сопоставить историю и структуру философской и художественной метафоры цвета. Показано, что феномен цвета имеет для эстетики принципиальное значение, поскольку с ним связано не только осмысление проблемы соотношения природы и искусства, но и постижение красоты самого цвета, его универсального значения для всех видов искусства, глубинных структур восприятия колористических явлений, живописного открытия цветовой гармонии картины.
Культура и культуры
Лю ..И., Александровна Ф.Н. - Особенности и проблемы культурного туризма в свободных экономических зонах Китая c. 39-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.2.35006

Аннотация: В настоящее время многие города Китая имеют репутацию международных туристских центров. Например, Пекин одновременно притягивает внимание как город тысячелетней истории и современный культурный центр. Другие города, в частности, активно развивающиеся в настоящее время свободные экономические зоны (Шэньчжэнь, Шанхай, Тяньцзинь, Гонконг др.), на момент своего создания не обладали достаточными культурными особенностями, которые сформировали бы культурный бренд территории и сделали бы их запоминающимся культурным центром. Это затрудняет развитие культурного туризма на данных территориях. Целью статьи стало выявление особенностей и проблем развития культурного туризма в свободных экономических зонах Китая на примере Шэньчжэня, Шанхая, Гонконга и Тяньцзиня. Установлено, что особенности и проблемы развития культурного туризма тесно связаны с изначальным экономическим уклоном развития этих зон. С одной стороны, это предоставляет финансовые ресурсы и делает эти территории потенциально перспективными для развития культурного туризма, но с другой стороны тормозит культурную составляющую, акцентируя внимание на других формах туризма, в частности экономическом шопинг-туризме. Установлено, что ключевыми особенностями развития культурного туризма стало формирование государством инфраструктуры для культурного туризма и наличие ресурса для межкультурных коммуникаций и поликультурного туризма. Среди значимых проблем развития свободных экономических зон отметим более медленное развитие культурного туризма, по сравнению с экономикой и экономическим туризмом; недостаточное понимание местными органами власти ценности культурного туризма и интеграции его ресурсов в развитие свободных экономических зон, недостаточное научное осмысление в Китае культурного туризма на этих территориях.
Культура и наука
Розин В.М. - Эволюция представлений о мышлении (три культурных старта) c. 56-64

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.2.35142

Аннотация: В статье анализируются три культурных старта мышления (античный, нововременной и происходящий в настоящее время). Предваряет этот анализ история изучения мышления в Московском методологическом кружке, представители которого, поставив задачу построения теории мышления, так и не сумели ее решить. Оказалось, что мышление нельзя свести к деятельности и объяснить в семиотике. Рассматривается концепция мышления Аристотеля (первый старт мышления). Он завершает идущую от Парменида и Сократа традицию нормирования дискурсивных видов деятельности (рассуждений, доказательств, познания), приписывает способность мышления индивиду, вместе с Платоном порождает в мышлении новую реальность.   Второй старт мышления относится к Новому времени, где встала задача овладения природой и сформировалась новоевропейская креативная личность. Мышление здесь наделяется характеристиками конструктивности, проектности, событийности, понимается как способ творения личностью новой природы и предметности, включено в контекст формирования культуры модерна. Третий старт, как еще только становление нового типа мышления, складывается на наших глазах. Он обусловлен кризисом культуры модерна, повлекшим за собой формирование новых типов дикурсивных практик (междисциплинах исследований, коллективных форм мыслительной деятельности с использованием Интернета, развитием методологии). Эти новые типы практик нуждаются в изучении и нормировании, требуют осмысление и новые функции и особенности мышления.
Сценические искусства
Шинжина А.И. - Алтайский национальный театр танца «Алтам» как лаборатория практической реализации результатов научно-исследовательской работы по изучению традиционной культуры алтайцев c. 65-79

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.2.34621

Аннотация: Предметом исследования является анализ хореографического искусства Горного Алтая в контексте воспроизведения концептов традиционной культуры алтайцев на примере Государственного национального театра танца «Алтам» Республики Алтай. Актуальность темы. Алтайский танец изучается практически впервые. В статье мы изучаем традиционную культуру алтайцев, выделяя из ее контекста танец - танцевальную культуру. Цель исследования – исследовать алтайский танец как самостоятельный вид хореографического искусства в воспроизведении художественно-сценической образности. Теоретическая и практическая значимость. Доказывается актуальность анализа творчества театра танца «Алтам» как лаборатории практической реализации результатов научно-исследовательской работы по изучению традиционной культуры алтайцев. Полученные результаты в вопросах развития хореографического искусства в Республике Алтай позволили реализовать знания в художественно-образной структуре сценического действия. Методологической основой исследования являются искусствоведческий, исторический, компаративный методы, обеспечивающие выяснение специфики развития алтайской народной хореографии в контексте этнического театрального искусства и выявление особенностей этой органики при создании художественно-образной структуры сценического действа. Научная новизна. В статье предпринимается попытка обобщения и анализа источников изучения алтайского танца. Рассматривается путь развития национального хореографического искусства, начиная с фольклорных истоков. В работе введен в научный обиход фактический материал, включающий исследования танцевальных элементов в петроглифах, народных эпических сказаниях, фольклоре, культурных обрядах, народных играх и песнях. Прослеживается трансформация рассматриваемого круга источников в различных жанрах национальной хореографии. Результат работы. Анализ этнического творчества Алтайского национального театра танца «Алтам» позволяет отметить, что в течение многих лет в алтайском танце интегрируются характерные для алтайцев движения, позы, жесты, обусловленные этногенетической идентификацией. В работе устанавливается прямая связь между традиционным алтайским танцем и формированием алтайского народно-сценического танца в целях становления и развития профессионального хореографического искусства алтайцев.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.