Статья 'Особенности и проблемы культурного туризма в свободных экономических зонах Китая' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Особенности и проблемы культурного туризма в свободных экономических зонах Китая

Лю . Ин

аспирант, кафедра Школа искусств и гуманитарных наук (аспирант 3 курса), Дальневосточного федерального университета.

690922, Россия, Приморский Край область, г. Владивосток, ул. О. Русский, П., корпус 62, корпус 62

Liu . Ying

Postgraduate student, the department of School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University

690922, Russia, Primorskii Krai oblast', g. Vladivostok, ul. O. Russkii, P., korpus 62, korpus 62

liuying_sw@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Александровна Федоровская Наталья

кандидат исторических наук

доцент, кафедра искусств и дизайна, Дальневосточный федеральный университет

690922, Россия, Приморский Край область, г. Владивосток, ул. Русский, Посёлок Аякс,, корпус 62, оф. Приморский край

Aleksandrovna Fedorovskaya Natal'ya

PhD in History

Docent, the department of Arts and Design, Far Eastern Federal University

690922, Russia, Primorskii Krai oblast', g. Vladivostok, ul. Russkii, Poselok Ayaks,, korpus 62, of. Primorskii krai

liuying_sw@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2021.2.35006

Дата направления статьи в редакцию:

08-02-2021


Дата публикации:

07-03-2021


Аннотация: В настоящее время многие города Китая имеют репутацию международных туристских центров. Например, Пекин одновременно притягивает внимание как город тысячелетней истории и современный культурный центр. Другие города, в частности, активно развивающиеся в настоящее время свободные экономические зоны (Шэньчжэнь, Шанхай, Тяньцзинь, Гонконг др.), на момент своего создания не обладали достаточными культурными особенностями, которые сформировали бы культурный бренд территории и сделали бы их запоминающимся культурным центром. Это затрудняет развитие культурного туризма на данных территориях. Целью статьи стало выявление особенностей и проблем развития культурного туризма в свободных экономических зонах Китая на примере Шэньчжэня, Шанхая, Гонконга и Тяньцзиня. Установлено, что особенности и проблемы развития культурного туризма тесно связаны с изначальным экономическим уклоном развития этих зон. С одной стороны, это предоставляет финансовые ресурсы и делает эти территории потенциально перспективными для развития культурного туризма, но с другой стороны тормозит культурную составляющую, акцентируя внимание на других формах туризма, в частности экономическом шопинг-туризме. Установлено, что ключевыми особенностями развития культурного туризма стало формирование государством инфраструктуры для культурного туризма и наличие ресурса для межкультурных коммуникаций и поликультурного туризма. Среди значимых проблем развития свободных экономических зон отметим более медленное развитие культурного туризма, по сравнению с экономикой и экономическим туризмом; недостаточное понимание местными органами власти ценности культурного туризма и интеграции его ресурсов в развитие свободных экономических зон, недостаточное научное осмысление в Китае культурного туризма на этих территориях.


Ключевые слова:

Шэньчжэнь, Шанхай, Тяньцзинь, Сянган, свободные экономические зоны, Китая, культурный туризм, особенность, бренд, проблемы

Abstract: Many cities in China currently have a reputation of international centers of tourism. For example, Beijing simultaneously draws attention as a city of centuries-old history and a modern cultural center. Other cities, such as actively developing free economic zones (Shenzhen, Shanghai, Tianjin, Hong Kong, etc.) initially did not have cultural uniqueness that would form the cultural brand of the territory and turn them into a remarkable cultural center. This hinders the development of cultural tourism in these territories. The goal of this article consists in determination of the peculiarities and problems in the development of cultural tourism in the free economic zones of China, using the example of Shenzhen, Shanghai, Hong Kong and Tianjin. It is established that such peculiarities and problems is directly related to the fact that initially these zones had more of an economic orientation. On the one hand, this provides financial resources and makes these territories potentially promising for the development of cultural tourism; while on the other hand, it sets back the cultural component, focusing on the different forms of tourism, namely economic shopping tourism. It is emphasized that the key characteristics of the development of cultural tourism consist in creation of infrastructure for the cultural tourism and availability of resource for cross-cultural communications and multicultural tourism. Among the relevant problems of the development of free economic zones, the author notes the slower development of cultural tourism compared to the economy and economic tourism; lack of perception by the local authorities of the value of cultural tourism and integration of its resources into the development of free economic zones, insufficient scientific reflection on cultural tourism in these territories of China.


Keywords:

Shenzhen, Shanghai, Tianjin, Hong Kong, free economic zones, China, cultural tourism, feature, brand, problems


Введение

Современные тенденции в области культуры, межкультурных коммуникаций в контексте глобализационных процессов требуют научного осмысления. В частности, особую актуальность приобретает изучение особенностей развития мирового культурного туризма. Интересным примером быстро развивающегося туристского направления становится туризм в Китайской народной республике. В работах отечественных и китайских исследователей прослеживаются экономические, социально-политические, социально-культурные и др. факторы, которые влияют на развитие туристического рынка. Например, исследования Чжан Би Юй, М. В. Ефремовой, О. В. Чкаловой, Жуй БИ, Чэн Бин, Д. В. Севастьянова, Е.Г. Кропиновой, А. В. Нечаевой, Е.О. Заклязьминской и др. [1-8]. Отметим, что многие исследования посвящены общим вопросам культурного туризма в Китае. Например, работы Ван Тин, Чжу Бинсы, Ни Цзяоцзяо, Чжан Цзянь [9-12]. В то же время, представляет значительный интерес изучение локальных особенностей китайской туристской индустрии, в том числе, культурной индустрии, демонстрирующей уникальность каждой территории. Работы в этой области ведутся Сун Линьлинь, В. Н. Коваленко, М.Р. Гозаловой, Н.Ю. Логиновой, А.М. Пацкевич [13-15]. Однако до сих пор недостаточно изучен вопрос культурного туризма в свободных экономических зонах Китая, которые, в основном, рассматриваются с позиций развития экономики, например исследование Лю Шиян [16]. Отдельные вопросы поднимаются в работах Ван Чжи, Су Сюань, Чжан Иньсянь. Ван Ян, У Цзюньчжун, Чэнь Чжаошунь [17-22], однако целостного представления о культурном туризме в свободных экономических зонах до сих пор не сформировано.

Целью татьи стало выявление особенностей и проблем развития культурного туризма в свободных экономических зонах Китая на примере Шэньчжэня, Шанхая, (Сянган) Гонконга [23], и Тяньцзиня. Новизна проведенного исследования видится в изучении современной ситуации, связанной с развитием культурного туризма в свободных экономических зонах и восприятии их культурной составляющей самими китайцами. Новизной исследования также стало выявление особенностей культурного туризма, которые включают: целенаправленное формирование государством инфраструктуры для культурного туризма; наличие ресурса для межкультурных коммуникаций и поликультурного туризма; более медленное развитие культурного туризма, по сравнению с экономикой и экономическим туризмом; недостаточное понимание ценности культурного туризма и интеграции его ресурсов в развитие территорий; отсутствие уникального культурного бренда территории.

В основе методологии исследования лежат историко-культурные, социокультурные, сравнительные и статистические подходы. Наряду с использованием результатов опубликованных социологических опросов, в декабре 2020 года автором Лю Ин было проведено собственное исследование, результаты которого приводятся в работе. Лю Ин провела также изучение проблем культурной составляющей и культурного туризма в свободных экономических зонах Китая на основе анализа страниц электронного периодического издания «CNKI» (Китайская национальная инфраструктура знаний), выявлено более 1989 статьей. Практическая значимость исследования видится в дополнении актуальной информации о восприятии китайским населением культурного туризма в свободных экономических зонах Китая. Выявленные особенности развития культурного туризма позволяют лучше понять специфику туристской индустрии Китая в целом и могут быть использованы в развитии межкультурных коммуникаций России и Китая.

Общие подходы поиску специфики культурного туризма

Индустрия международного культурного туризма сформировала стереотипы городов – своеобразных культурно-туристических символов. Например, Рим часто воспринимается как символ западноевропейской классической культуры, Париж – мировая романтическая столица, Санкт-Петербург – культурная столица России и «окно» России в Европу, Пекин – собрание традиционной китайской культуры. Однако многие другие популярные туристические направления в России, Китае и других странах еще не получили столь ярко прописанного бренда-клише и их уникальные особенности находятся в настоящее время на стадии выявления и осмысления. Таковыми, по мнению авторов, являются свободные экономические зоны, в том числе, Шэньчжэнь [24], Шанхай, [25-26], Сянган[27] и Тяньцзинь в Китае, которые на момент своего создания не обладали ярко выраженными культурными особенностями, но постепенно, по мере своего экономического развития, стали не только экономическими, но и культурно-туристскими центрами.

Стремительное развитие экономических показателей в свободных экономических зонах Китая ставит культурный туризм в зависимость от этого развития. Изначально создание городов-свободных экономических зон не предполагало акцентирование внимания на художественно-эстетических показателях и проектировании культурных центров. Поэтому создание уникальных объектов культурного наследия и других культурных элементов на начальном этапе существования, хотя и предполагалось, но не представлялось важным.

в результате туристская индустрия была поставлена изначально в сложную ситуацию, в которой приходилось адаптироваться под существующие условия и требования. Свободные экономические зоны обычно имеют выгодное географическое положение. Например, многие из них расположены в прибрежных районах, которые не имеют ярко выраженных культурно-исторических особенностей. Требуется время и специальные шаги государственных и частных структур, чтобы сформировать здесь культурное ядро, ставшее основой для культурного туризма. Если на территории нет исторически сформированной культурной составляющей, то она создается сейчас посредством современной культуры. Следовательно, развитие культурного туризма в свободных экономических зонах может опираться, как на исторически сложившуюся, так и на современную культуру, с учетом адаптации к местным условиям. Отметим, что в районах с недостаточно интересным для туристов историческим наследием необходимо больше опираться на современные индустрии культуры, формирующие привлекательную для туристов среду.

Проведенный Лю Ин в декабре 2020 года в Китайской народной республике социологический опрос охватил 347 человек, доля мужчин и женщин, участвовавших в опросе, составила половину. Главной задачей опроса было выявление особенностей восприятия китайскими потребителями культурного туризма в свободных экономических зонах. Из Диаграммы 1-3, видно, что больше всего в опросе приняли участие молодые люди (18-45 лет), составившие 46% респондентов, люди среднего возраста (45-69 лет) 46%. Эти возрастные группы относятся к активной части современного китайского общества и являются не только основной группой работающих граждан, но и основным потребителем туристских услуг. Важность этого опроса видится в том, что он проводился в условиях пандемийной изоляции в Китае и отражает устойчивые представления респондентов о культурном туризме в свободных экономических зонах вне зависимости от ограничений в перемещениях.

Диаграмма 1. Пол респондентов

Диаграмма 2. Возраст респондентов

Диаграмма 3. Образование респондентов

Диаграмма 4. Как вы думаете, много ли в Шэньчжэне мест для культурного туризма?

" />

Изучение Изучение функционирования туризма в рассматриваемых свободных экономических зонах позволило выявить ряд особенностей, которые тесным образом были связанным с проблемами развития, где важная задача – развитие экономической составляющей.

Особенности

1. Инфраструктура культурного туризма относительно развита

По мере экономического развития и повышения уровня жизни спрос граждан на общественную культуру в свободных экономических зонах продолжает расти. Создание системы публичных культурных услуг связано не только с политикой правительства в области управления культурой и требованиями соблюдения культурных прав граждан, но также с расширением городских культурных пространств. Государственные культурные услуги играют значимую роль в их организации. Они поддерживают популяризацию культурного потребления, способность вводить новшества в городскую культуру и закладывают основу для развития культурного туризма. Только встраивая систему публичных культурных услуг в городское культурное пространство можно эффективно задействовать функции менеджмента культурных объектов и действительно гарантировать развитие культурного туризма. Большое внимание в свободных экономических зонах Китая уделяется строительству культурной инфраструктуры. Однако она не сразу становится частью культурного туризма.

Например, Например, в Шэньчжэне, наряду с экономическим развитием, изначально целенаправленно уделялось внимание развитию культуры. В то же время, как отмечает Ван Чжи, когда дело доходит до культурного туризма, у людей нет никакого впечатления о культурном туризме Шэньчжэня [17]. Имеется в виду, что общественное мнение по поводу культурных объектов в Шэньчжэне еще не сформировано. Диаграмма 4 показывает мнение респондентов достаточно ли в Шэньчжэне культурных объектов и памятных мест для осуществления культурного туризма. Обратим внимание на то, что 60% участников опроса считают, что таких мест много.

Диаграмма 5. Что вы думаете о строительстве городских культурных объектов в свободных экономических зонах?

Диаграмма 6. Как вы думаете, существует ли много видов культурно-туристских ресурсов в свободных экономических зонах

Приведем пример государственной политики по организации культурного пространства в городе Тяньцзинь с 2004 по 2010 год. Тяньцзинь ежегодно выделяет 100 миллионов юаней на преобразование и строительство ряда культурных объектов с использованием передовых технологий, которые обладают яркими отличительными особенностями. Например, Тяньцзиньский музей науки и техники, Мемориал битвы при Пинцзине, Чжоу Эньлай, мемориал Дэн Инчао, Тяньцзиньский музей естественной истории, Тяньфэйский дворец-музей династий Юань, Мин и Цин, Тяньцзиньский музей, Театральный музей Тяньцзиня и Тяньцзиньский музей истории камня Сантьяо. [18]

Обратим Обратим внимание на то, что на диаграмме 5 также видно, что туристы относительно удовлетворены строительством культурных объектов в свободных экономических зонах. Большинство респондентов считают, что этап строительства культурных объектов начался. С этим можно согласиться, так как концепция каждой свободной экономической зоны была предложена в начале ее создания и предполагала культурный компонент. Культурное развитие идет вместе с экономическим развитием, поэтому в каждой свободной экономической зоне также будет развиваться культурное строительство, которое станет основой для будущего развития культурного туризма в городах.

2. Наличие ресурса для межкультурных коммуникаций и поликультурного туризма

На свободную экономическую зону как на рубеже периода реформ и открытости (с 1978 года), так и в настоящее время неизбежно влияют иностранные культуры, создавая особое мультикультурное пространство. Быстрое развитие свободной экономической зоны вызывает большой приток иммигрантов, а приток иммигрантов неизбежно приносит элементы других культур. Культура иммигрантов и местная культура формируют мультикультурную структуру свободной экономической зоны. Диверсификация культуры в определенной степени неизбежно становится катализатором культурных инноваций, а результативность реформ и степень открытости в свободных экономических зонах сильнее, чем в других регионах.

Это сформировало открытую культурную атмосферу и делает свободную экономическую зону местом в Китае, где легче принимать иностранные культурные традиции и идеи. Различные иностранные культурные традиции пустили корни в свободных экономических зонах Китая и превратились в новую культуру. Экономическое сотрудничество и культурный обмен привлекали и привлекают большое количество иностранцев. Таким образом, культура свободной экономической зоны подвержена влиянию других культур и особенно западной культуры. В атмосфере открытости внешнему миру в китайских свободных экономических зонах сформировался менталитет открытости и принятия западной культуры. Разнообразная интеграция китайской и иностранной культур неизбежно приводит к культурным инновациям и формированию новых культурных форм.

Например, Шэньчжэнь – это своеобразная граница Китая с западным миром, в котором проживают множество иммигрантов как из других городов и провинций Китая, так и из других стран. Разнообразное сосуществование иностранных культур, местных культур иммигрантов и коренных культур провинции Гуандун неизбежно сталкивается со «слиянием» и возникновением новых культурных форм. Шэньчжэнь также прилагает все усилия, чтобы развивать современные культурные идеи и традиции, имеющие прогрессивное значение. [28] Формируется особая культура, полная современного колорита, сочетающая в себе традиции и новаторство. [19]

Другой яркий пример межкультурных коммуникаций, влияющих на туристскую индустрию, – это Гонконг (Сянган). Из-за своего особого географического положения и истории развития Гонконг имеет гораздо больше культурных обменов с другими странами, по сравнению с другими территориями Китая. Мультикультурная среда позволила создать уникальные культурные продукты. Например, архитектурный комплекс Танглоу, традиционные фестивали и кухни разных стран и т. д. Все это предоставляет богатые возможности для культурного туризма. [29]

из диаграммы 6 видно, что респонденты имеют четкое представление о ресурсах культурного туризма в свободных экономических зонах и считают, что здесь больше ресурсов культурного туризма по сравнению с другими территориями Китая. Поэтому культурный туризм в свободной экономической зоне нуждается в рациональном использовании и развитии.

Диаграмма 7. Какой вид туризма вы обычно выбираете для поездки в свободные экономические зоны?

Диаграмма 8. Нравится ли вам экономика и культура свободных экономических зон?

Проблемы культурного туризма

1. Экономическое развитие как выгодный ресурс для культурного туризма

Улучшение материального уровня жизни неизбежно приведет к росту духовных и культурных потребностей. С быстрым экономическим развитием уровень модернизации городов в свободной экономической зоне также постоянно повышается. Граждане больше думают не просто об удовлетворении своих основных жизненных потребностей, но и о том, как улучшить качество жизни и создать инфраструктуру для саморазвития. В свободных экономических зонах эта мотивация способствовала ускорению культурного развития и поощрению культурных инноваций.

Например, в Шэньчжэне был открыт Лекционный зал по гражданской культуре, чтобы помочь гражданам познакомиться с искусством в различных аспектах, таких как музыка, танцы, каллиграфия, живопись и фотография, повысить уровень своего мастерства в области культуры и искусства. Все это направлено на культурное развитие всего города. Такая культура в определенной степени тесно связана с экономической основой свободной экономической зоны. [20]

Выстаивается логическая цепочка, способствующая, в том числе, развитию экономики: появление высококлассных культурных объектов и их рациональное использование – желание пользоваться высококлассными культурными объектами – появление культурных инноваций, которые удовлетворяют желание – культурные инновации производят экономический эффект. Этот процесс наглядно иллюстрирует тесную связь культурного развития с экономическим развитием. Из диаграммы 8 также видно, что туристы отдают предпочтение экономике и культуре. С точки зрения цепочки городского развития, эти элементы взаимосвязаны.

Быстрое экономическое развитие должно сопровождаться снижением стоимости и низким потреблением, что позволяет ценить и вводить новшества в культурную индустрию, перераспределяя финансовые потоки. Поэтому правильное использование экономической мощи, естественно, стало преимуществом в развитии культурного туризма.

2. Культурный туризм развивается медленнее, чем экономический туризм

По сравнению с всемирно известными культурными историческими центрами или с такими туристическими городами Китая, как Пекин, Ханчжоу, Сучжоу и т. д. свободные экономические зоны Китая, несмотря на все заложенные культурные предпосылки и реализуемые культурные проекты, до сих пор имеют недостаточное развитие культурного туризма. Культурный туризм здесь значительно отстает от развития городской экономики.

Наиболее активно в свободных экономических зонах Китая традиционно развиваются финансы и судоходство, тогда как туризм не является ведущей отраслью. Такой подход в значительной степени влияет на позиционирование всей индустрии туризма, уровень распределения, уровень промышленного развития и неизбежно ограничивает уровень развития культурного туризма.

Как видно из анализа туристического развития таких крупных городов Китая, как Шанхай, [30-32], Сянган и Аомэнь [33-35], эти территории экономически развивались в рамках специальной политики свободной экономической зоны, которая включала в себя развитие культурных индустрий и культурного туризма. В то же время, по сравнению со скоростью экономического развития, этот процесс идет гораздо медленнее, чем тот же экономический туризм. [36-38]

Например, количество, качество и стандарты обслуживания культурных и развлекательных заведений Шанхая в настоящее время не могут полностью удовлетворить разнообразные потребности иностранных туристов. Несмотря на то, что в публичных кварталах есть много мест отдыха и развлечений, которые значительно обогащают культурную жизнь обычных граждан, для потребностей иностранных посетителей, таких как «городские бродяги» и внутренних туристов, уровень обслуживания по-прежнему не может удовлетворить их потребности. Это напрямую связано с имиджем культурного туризма, функциями и качеством туристской среды обитания города. Предложения о том, как превратить Шанхай во всемирно известный туристический город, в определенной степени улучшило статус индустрии туризма. [21]

На диаграмме 7 показано, что респонденты более склонны к отдыху и экономическому туризму в зонах свободной торговли. Культурный туризм в свободной экономической зоне не возникает спонтанно, его необходимо активно развивать и популяризировать.

3. Недостаточное понимание ценности культурного туризма и интеграции его ресурсов

Изначальная цель многих свободных экономических зон – построить всемирно известный туристский город и «создать международное городское культурное туристическое направление, сочетающее творчество, фестивали и мероприятия» [20]. В этом направлении государством были сделаны определенные политические и экономические шаги. Тем не менее, в настоящее время одной из особенностей нынешнего развития туризма в свободных экономических зонах становится недостаточное позиционирование культурного туризма в общей туристкой модели.

Акцент на экономических показателях приводит к тому, что функция культурного туризма, как особой ценности для городов – свободных экономических зон, не до конца понята и оценена. На данный момент культурный туризм — это всего лишь несколько элементов или специальных продуктов, перемежающихся с массовым и экономическим туризмом. Культурный туризм не был систематически интегрирован, исследован и сублимирован. Эта область, требующая дальнейшего развития, коннотации, интерпретации ценности, поддерживающих мер, формирования систематической и зрелой системы.

Например, индустрия туризма Сянган активно развивается в последние годы, но в основном она опирается на шоппинг-туризм, который связан с экономическим туризмом. Специальная политика освобождения от налогов превратила Сянган в настоящий «рай для шоппинга». [39] Совершенно очевидно, что культурного туризма недостаточно, и он не может быстро развиваться с помощью шоппинг-туризма [22].

4. Отсутствие уникального культурного бренда территории

Свободные экономические зоны Китая в потенциале имеют богатые культурные, уникальные для страны туристические ресурсы. Однако на данный момент возможностей этих территорий недостаточно для того, чтобы правильно преподнести свою собственную региональную культуру. Ей не хватает эффективного менеджмента и коммерческого развития в сочетании с защитой объектов культурного туризма. До сих пор носят фрагментарный характер преобразования прекрасных исторических зданий и старых заводов в библиотеки, музеи и творческие парки.

Образ свободной экономической зоны в сознании людей, как центра культурного туризма, до сих пор находится в стадии становления. Требуется формирование культурного бренда территории. Некоторые шаги в этом направлении по Китаю сделаны, в частности, Ни Цзяоцзяо [11]. Выявление уникальных культурных феноменов, способных сформировать бренд территории в свободной экономической зоне, направлено на развитие привлекательного и индивидуального образа каждого города и будет способствовать развитию культурного туризма.

Например, Пекина и Сианя в начале создания на карту городского планирования был добавлен характерный культурный облик. Инфраструктура города интегрирована с культурой и позволяет развивать самобытный культурный туризм. Однако города, ставшие основой свободных экономических зон в Китае, утратили свои первоначальные культурные особенности из-за быстрого экономического развития, но еще не приобрели новые специфические черты. Например, Шанхай – это современный город, но в нем современная цивилизация еще не сформировала особый узнаваемый бренд. [40] Специфика Хайнаня – репрезентативный туризм, это шоппинг и отдых. Уникальная островная культура недостаточно развита, а культурные особенности не сформировали особый узнаваемый облик территории.

Тяньцзинь обладает богатыми ресурсами культурного туризма, но никогда не имел собственного уникального культурного лейбла. Различные проекты культурного туризма не собраны в единую концепцию, отсутствует реклама и четкое позиционирование города, как центра культурного туризма.[18]

Заключение

В заключении отметим, что отсутствие комплексного развития, основанного на четкой концепции развития город, как культурного туристического центр, и органичной связи между урбанистическими сооружениями и окружающей средой, еще не сформировало город, который соответствовал бы статусу и характеристикам свободной экономической зоны (в том идеале как изначально планировалось). Культурный ресурс территорий еще не полностью трансформировался в культурный туризм, поэтому экономический вклад ресурсов культурного туризма в общую финансовую ситуацию свободной экономической зоны еще далек от достаточного.

Ситуация с культурным туризмом в прибрежных городах – свободных экономических зонах Шэньчжэнь [41], Шанхай [42], Сянган [43] и Тяньцзинь позволила установить, ряд особенностей, которые присущи большинству подобных образований и связаны с экономической спецификой созданных государством территорий и возникающими при этом особенностями и проблемами: целенаправленное формирование государством инфраструктуры для культурного туризма; наличие ресурса для межкультурных коммуникаций и поликультурного туризма; более медленное развитие культурного туризма, по сравнению с экономикой и экономическим туризмом; недостаточное понимание исследователями и местнами власти ценности культурного туризма и интеграции его ресурсов в развитие территорий; отсутствие уникального культурного бренда территории.

В нынешнюю эпоху культура становится важным источником национального единства и творчества. Важная задача для каждого региона - стимулировать развитие национальной и региональной культуры, усилить культурную мягкую силу каждого города. Исследование особенностей развития свободных экономических зон поможет определить направления для их развития, выявить цель и задачи для культурного туризма на этих территориях. Изучение проблем культурного туризма способствует совершенствованию политики управления культурным туризмом в свободных экономических зонах. Таким образом, исследование особенностей и проблем развития культурного туризма в свободных экономических зонах может обеспечить диверсификацию отраслей в свободной экономической зоне и постоянное и стабильное развитие культурного туризма.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Актуальность исследования.
Автор, собственно, с нее и начинает:
«Современные тенденции в области культуры, межкультурных коммуникаций в контексте глобализационных процессов требуют научного осмысления. В частности, особую актуальность приобретает изучение особенностей развития мирового культурного туризма. »
Вывод автора вполне приемлем; однако аргументация, опираемая на такие далекие от существа обсуждаемого вещи, как «современные тенденции в области культуры» (никак не расшифрованные и к обсуждаемому не привязанные), равно «контекст глобализационных процессов», представляется отвлеченной и подтверждающей актуальность недостаточно.
Далее следует достаточно объемный список работ по теме (изученность).
Автор заканчивает его акцентуацией области исследования (определяемой как целостное представление о культурном туризме в свободных экономических зонах)
Цель исследования автор видит в выявлении особенностей развития культурного туризма в свободных экономических зонах Китая на примере Шэньчжэня, Шанхая, Гонконга и Тяньцзиня.
Далее определяется научная новизна, заключенная, по мнению автора, в изучении современной ситуации, связанной с развитием культурного туризма в свободных экономических зонах и восприятии их культурной составляющей самими китайцами.
Приведенные формулировки можно посчитать соответствующими опять-таки формальным требованиям научной методологии; вместе с тем они в данном случае буквально формалистичны, в общем сугубо внешним образом определяя область исследования и весьма косвенно — его объект, не углубляясь в его проблематику и предметность.
Далее, впрочем, достижения исследования конкретизируются; к ним, в частности, отнесены выявленные особенности культурного туризма, включающие:
целенаправленное формирование государством инфраструктуры для культурного туризма (можно ли причислить этот элемент культурной политики государства к одной из особенностей культурного туризма? Довольно сомнительно);
наличие ресурса для межкультурных коммуникаций и поликультурного туризма (ближе к теме, но звучит весьма неопределенно);
более медленное развитие культурного туризма, по сравнению с экономикой и экономическим туризмом (не совсем понятно, как можно соотносить темпы развития культурного туризма с экономикой);
недостаточное понимание ценности культурного туризма и интеграции его ресурсов в развитие территорий (непонимание — кем? Центральными или местными органами власти? Отдельными исследователями?);
отсутствие уникального культурного бренда территории (какой именно? В любом случае это локальное заключение не может быть причислено к особенностям культурного туризма).
Список достаточно представительный, но не совсем гомогенный, иными словами, оставляющий принципы составления не проясненными.
Далее приведены основы методологии и раскрыта практическая значимость исследования.
Подводя итоги вводной части, следует заметить, что при наличии отдельных шероховатостей она в общем отвечает принятым критериям и достаточно репрезентирует предмет изучения.
Стиль, структура, содержание
В тексте дублируется заглавие, приведены аннотация, ключевые слова.
Заглавие первого раздела:
«Общие подходы (к?) поиску специфики культурного туризма ».
В этом разделе дается экспозиция роста свободных экономических зон Китая, растущих и развиваемых предельно динамично — вне всякой связи со спецификой культурного туризма и его собственными задачами.
Эти обстоятельства обрисовываются автором достаточно полно, но не всегда прозрачно:
«Поскольку материальная и духовная составляющие цивилизации одинаково важны (?), многие свободные экономические зоны определили цели развития культурных элементов городов. »
Как связано исходной философское заключение с последующим весьма прагматическим выводом, не совсем понятно.
Далее автор посчитал необходимым поделиться следующим размышлением:
«Отметим, что культура и культурный туризм – это тесно связанные между собой, но в то же время разные феномены (в общем, это достаточно понятно). Культурный туризм начинает развиваться только после определенного уровня развития и продвижения культуры (? предельно абстрактное заявление, которое хорошо было бы пояснить примерами). Любые формы проявления культуры – это культура (?), а современная цивилизация – это тоже культура (?). Культура есть там, где есть люди. Таким образом (совершенно непонятно, как связано заключения с этими абстрактными мыслями), развитие культурного туризма в особых экономических зонах может не опираться исключительно на высокоразвитую древнюю культуру, а должно быть адаптировано к местным условиям. »
Такого рода рассуждения-выводы более уместны в формате газетной статьи; научный текст более требователен к содержанию такого рода заявлений, и в нем не принято разбрасываться сентенциями вроде той, в соответствии с которой цивилизация — это тоже культура.
Если подобные соображения принципиальны для общего тела статьи, их принято подавать в более строгом изложении; если нет, от них обычно воздерживаются.
Далее следует раздел, озаглавленный «Особенности развития культурного туризма ». Несложно заметить, что список таких «особенностей» (они же выступают подразделами упомянутого раздела) совпадает с приведенным во введении; некоторые сомнения по их поводу уже были высказаны.
Заключительные строки текста:
«В нынешнюю эпоху культура становится важным источником национального единства и творчества. Важная задача для каждого региона - стимулировать развитие национальной и региональной культуры, усилить культурную мягкую силу каждого города (эти строки более соответствуют введению в тему, но не выводам из исследования). Исследование особенностей развития свободных экономических зон поможет определить направления для их развития, выявить цель и задачи для культурного туризма на этих территориях (аналогичное замечание). Изучение проблем культурного туризма способствует совершенствованию политики управления культурным туризмом в свободных экономических зонах. Таким образом, исследование особенностей развития культурного туризма в свободных экономических зонах может обеспечить диверсификацию отраслей в свободной экономической зоне и постоянное и стабильное развитие культурного туризма. »
Все приведенные соображения слабо отражают результаты конкретного исследования.
Выводы, интерес читательской аудитории
Работа обладает рядом достоинств, отчасти отмеченных; помимо прочего, она выстроена в соответствии с понятным логическим каркасом и достаточно освещает предмет изучения.
Недостатки также отчасти отражены замечаниями.
Добавим к ним основной и наиболее настоятельный: литература, к которой обращается автор с непосредственным телом текста связана минимально; по сути, все, что есть в данном тексте конкретного, опирается на работу Лю Ин, представляя своего рода комментарий к ней. Это обстоятельство следует изменить — в том числе избавляясь от отвлеченных размышлений в пользу конкретной аналитики.
Оформления списка литературы не соответствует требованиям редакции.

Заключение: работа в целом отвечает требованиям, предъявляемым к научному изложению, но как в стилистическом, так и в структурно-логическом отношении требует доводки, и рекомендована к публикации по ее завершению.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Культура и искусство» автор представил свою статью «Особенности и проблемы культурного туризма в свободных экономических зонах Китая», в которой поднимается вопрос об исследовании локальных особенностей китайской культурной индустрии. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что несмотря на широкое исследование роли туризма в социально-экономическом развитии Китая вопрос культурного туризма в свободных экономических зонах, которые, в основном, рассматриваются с позиций развития экономики, изучен недостаточно. Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей культурного туризма в свободных экономических зонах страны. Целью статьи стало выявление особенностей развития культурного туризма в свободных экономических зонах Китая на примере Шэньчжэня, Шанхая, Гонконга, и Тяньцзиня.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что индустрия международного культурного туризма сформировала понимание имиджа некоторых городов как своеобразных культурно-туристических символов. Однако многие другие популярные туристические направления в Китае не имеют ярко выраженного бренда-клише, и их уникальные особенности находятся в настоящее время на стадии выявления и осмысления.
Несомненным достоинством статьи является тщательный анализ научных трудов, посвященных как культурной туристской индустрии, так и факторам, влияющим на ее развитие. В исследовании приведена полемика исследователей, работавших в данном научном направлении.
Для научного рассмотрения также представляет интерес то, как автор раскрывает изучаемую проблему через анализ эмпирических данных, собранных в результате опроса респондентов. В результате обработки полученной информации автор формирует особенности и проблемы развития направления культурного туризма в свободные экономические зоны Китайской народной республики.
Автор приходит к выводу, что отсутствие стратегии комплексного развития, основанного на четкой концепции развития города как культурного туристического центра пока не сформировало город, «который соответствовал бы статусу и характеристикам свободной экономической зоны. Культурный ресурс территорий еще не полностью трансформировался в культурный туризм, поэтому экономический вклад ресурсов культурного туризма в общую финансовую ситуацию свободной экономической зоны еще далек от достаточного».
К сожалению, автором не указаны задачи проводимого исследования, что значительно затрудняет понимание конечного результата написания статьи. Объект и предмет исследования также не имеют в статье четкого выражения.
Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Библиография позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике (было использовано 43 источника, в том числе и иностранные источники).
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру с выделением в отдельные параграфы введения, проблемного поля и заключения. Без сомнения, автор получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал.
Несмотря на указанные преимущества статья обладает рядом недостатков. Отсутствуют задачи проводимого исследования. Объект и предмет исследования в статье не очерчены четко. Что касается методологической базы, автором в начале статьи были обозначены историко-культурные, социокультурные, сравнительные и статистические подходы. Однако данные подходы не получили развития в дальнейшем исследовании. В некоторых фрагментах не прослеживается логика исследования. Так, в частности, автор относит «экономическое развитие как выгодный ресурс для культурного туризма» к проблемам, препятствующим развитию туристического направления региона. Однако данное положение следует отнести скорее к стимулирующим факторам. Язык, которым написана статья, затрудняет понимание текста (в некоторых предложениях нет согласования падежей, употребления предлогов и т.д.). Итак, следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения всех указанных недоработок.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования статьи является культурный туризм с точки зрения использования его в качестве одной из дополнительных точек роста в экономически развивающихся районах. В последние годы, до начала пандемии, туризм являлся одной из наиболее активно растущих мировых индустрий. Глобализация транспортной инфраструктуры, общемировое повышение стандартов сферы гостеприимства создали особо благоприятные условия для роста туристических потоков. Однако пандемия резко заморозила данную тенденцию, хотя ослабление режима изоляции демонстрирует, что спрос на туристические услуги имеет тенденцию к быстрому восстановлению. Более того, внутренний туризм приобретает особую важность как инструмент активизации национальных экономик и компенсации понесенных потерь в других отраслях.

Методология исследования базируется на анализе социологических исследований, а также на анализе исторических тенденций становления и развития свободных экономических зон в Китае в связи с развитием их привлекательности и брендирования как центров туризма. При этом хотелось бы отметить, что автор практически не использует анализ экономических показателей туристической деятельности как в целом по Китаю, так и применительно к рассматриваемым в статье свободным экономическим зонам. В результате за рамками исследования остаются важнейшие аспекты затронутой темы – насколько существенный объем занимает данный вид туризма в туристической индустрии Китая, какие тренды там сложились за последние годы, насколько прибыльным и массовым является данный вид туризма? Как нам представляется, без рассмотрения хотя бы базовых экономических показателей исследование многое упускает из фокуса анализа данной темы.

Актуальность поднятой темы связана с поиском дополнительных источников экономического развития, при том, что туристическая индустрия может стать одним из драйверов экономики, поскольку оказывает влияние на целый комплекс взаимосвязанных отраслей – транспорт, строительство, сферу услуг, финансы. В этом отношении опыт Китая представляет для Российской Федерации особый интерес, поскольку культурный потенциал территорий нашей страны также является по целому ряду причин мало задействованным для внутреннего туризма, требуется предпринимать целенаправленные меры для его развития.

Научная новизна исследования заключается в том, что в фокусе внимания находится проблема взаимоувязывания повышения экономической активности регионов и вовлечение в качестве одного из ресурсов экономического развития культурного потенциала. Не секрет, что зачастую центры культурной активности и экономического роста не совпадают друг с другом, более того – имеется стереотипное представление, что центры культурного наследия представляют собой экономически депрессивные районы. Представленное исследование аргументирует, что экономическая активность и культурные богатства региона могут синергетически воздействовать друг на друга, но для этого необходимо соответствующим образом брендировать территорию.

Статья хорошо структурирована, изложение выдержано в научном стиле, но следует отметить на имеющиеся в тексте опечатки, повторения слов, что требует дополнительной редактуры статьи.

Библиография включает 43 источника, в том числе более половины из них приходится на китайские источники, что позволяет сделать вывод о достаточной проработке темы исследования. Тем не менее, еще раз обратим внимание автором статьи на необходимость более тщательной редактуры библиографических ссылок.

Статья достойна публикации, указанные недочеты не умаляют значимости поднятой темы, но, тем не менее, исследование только бы выиграло, если бы помимо социологических опросов включило статистические данные по туризму как в Китае в целом, так и в свободных экономических зонах. Статья будет представлять интерес как для научных работников, так и для специалистов профильных органов госуправления.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.