по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 02, 2020
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 04-03-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2020
Сценические искусства
Дин И. - Восток-запад: «Лир здесь» в постановке Ву Хсин-куо c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.2.32195

Аннотация: Объектом исследования является моноспектакль «Лир здесь» по трагедии---«Король Лир» одно из самых известных произведений английского драматурга У. Шекспира. Режиссер и актер Пекинской Оперы Ву Хсин-куо (1953, Тайвань) смело монтирует шекспировский текст и принципы китайского национального театра. С 1980-х годов Ву Хсин-куо использует традиционные восточные сценические элементы (система амплуа, символический грим, акробатика) и западноевропейские тексты, формируя уникальный театральный язык. Особенности его режиссуры впервые рассматриваются в отечественном театроведении. В статье, согласно методологии формальной школы, проводится реконструкция спектакля и анализ сценического текста как с точки зрения традиций восточного театра, так и с позиции современного театрального контекста. особым вкладом автора в исследование темы является, в спектакле «Лир здесь» Ву Хсин-куо принципиально отказывается от нарративной композиции, чтобы обнажить игровую природу театра: его цель – не рассказ истории Лира, не пересказ шекспировского сюжета. Работая в одиночку с десятью персонажами, играя с разными типами амплуа, соединяя в сложной игровой структуре западную и восточную театральные традиции, Ву Хсин-куо вскрывает в сюжете о Короле Лире еще один сюжет – поиск идентичности актера.
Актуальный вопрос
Лысенков А.Ю., Лысенкова Л.Ф. - Влияние графических работ Д.Б.Пиранези на формирование концептуальной архитектуры и реального архитектурного пространства c. 10-18

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.2.30650

Аннотация: В данной статье предметом исследования является графическое наследие знаменитого венецианского мастера XVIII века Джовани Батиста Пиранези. Целью данной статьи является исследовать роль наследия Д.Б. Пиранези в истории искусства и архитектуры. Показываются основные жизненные вехи творческого пути этого мастера, раскрываются главные смысловые вопросы, сюжеты и темы его графических изображений и композиций На конкретных исторических примерах рассматривается определяющее влияние изображенных архитектурных композиций Пиранези на формирование того или иного архитектурного объекта. Основными методами данного исследования является проведение параллелей и обозначение преемственности архитектурных идей между творчеством Джовани Батиста Пиранези и таких архитекторов последователей, как Джозефа Пэкстона, Антонио Сант-Элиа, Тони Гарнье, Пьетроди Готтардо Гонзаги, Ивана Леонидова и т.д. Научная и практическая значимость работы: в статье прослеживается путь влияния идей, тем и архитектурно-пространственных решений великого офортиста на своих современников и на все последующие поколения архитекторов. На конкретных исторических примерах рассматривается определяющее влияние изображенных архитектурных композиций Пиранези на формирование того или иного архитектурного объекта и на появление известных концептуальных архитектурных проектов (в том числе и на архитектурные проекты-утопии) в исторической ретроспективе вплоть до современного времени.
Прикладная культурология
Розин В.М. - Становление и понятие европейского государства (культурологический анализ) c. 19-33

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.2.31780

Аннотация: В статье анализируется концепция государства историка войны Мартина ван Кревельда. Анализ этой концепции позволил автору статьи рассмотреть предпосылки и становление государства и наметить понятие государства. В последнем он различает концепции государства и социальные практики, обеспечивающие их реализацию, организацию управления и принятые в культуре объяснения необходимости такой организации, что, по мнению автора, составляет смысл и содержание власти. Кроме того, вводится понятие социокультурной предосновы государства, позволяющего наметить объяснение направления развития государства и выбор им той или иной политической формы. В исследовании была реализована следующая методология. Ситуационный и сравнительный анализ, постановка проблем, построение понятий, реконструкция исторического развития государства, анализ и осмысление текстов и произведения М. Кревельда. В результате удалось осмыслить предложенную Кревельдом концепцию государства, предложить авторскую версию становления и развития государства, наметить характеристики понятия государства (различение этапов его становления, концепций государства и социальных практик, обеспеспечивающие их реализацию, и др.), поставить ряд проблем, связанных с обсуждаемой темой.
Культурное наследие, традиции и инновации
Прилуцкий А.М., Лебедев В.Ю. - Образ деревни в дискурсах псевдотрадиционализма c. 34-43

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.2.29624

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена псевдотрадиционализма на примере интерпретации образа деревни в дискурсах современной культуры. Согласно концепции авторов, к пседвотрадиционалистским относятся концепты и процессы, которые при поверхностном восприятии представляются традиционными, но фактически являются по своему содержанию модернистскими. Псевдотрадиционализм понимается авторами как результат стилистической мимикрии, основанной на частичном усвоении отдельных элементов традиционных семиотических систем, заимствуемых внеконтекстуально, в отрыве от других элементов, с которыми в рамках реальной традиции они находятся в структурно-системных отношениях. Статья выполнена в рамках семио-герменевтического подхода к анализу феноменов современной культуры. В качестве источников задействованы художественные тексты явно традиционалистской ориентации, а также некоторые материалы, собранные в ходе социологического интервьюирования. Авторы доказывают, что оппозиция город-деревня носит мифологический характер, равно как демонизация города и идеализация деревни в псевдотрадиционалистских дискурсах. Также в статье анализируются различные аспекты и модусы современного мифологческого образа деревни, включая религиозные (эсхатологические). Анализируется влияние исторического и социального контекстов на формирование деревенской мифологии.
Искусство и искусствознание
Неглинская М.А. - «Пороховая живопись» Цай Гоцяна: китайская художественная традиция в эпоху постмодернизма c. 44-50

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.2.29690

Аннотация: Предметом исследования явилось искусство Цай Гоцяна (родился в 1957) — современного китайского художника, живущего и работающего в КНР и США (Нью-Йорк). Объектом исследования выступают сюжетные фейерверки Цая и его новаторская технология «пороховой живописи». Первыми произведениями художника были холсты в технике масляной живописи, но уже в 1980-х он создал принципиально новую «пороховую» технику, которая применялась поначалу в сочетании с маслом на холсте, а с 1990-х — с тушью на бумаге, как версия современной традиционной живописи гохуа. Его творчество эволюционировало от соцреализма к своеобразному варианту современного экспрессионизма, как показала первая в России ретроспективная выставка работ Цай Гоцяна, проходившая в ГМИИ им. А.С. Пушкина («Октябрь», Москва, 2017). Авторы каталога выставки обоснованно отмечают «космополитическую миссию» его искусства, но упускают из виду традиционный контекст. Предложенная ниже методология исследования, сочетающая искусствоведческий и культурологический анализ, позволяет увидеть в творчестве этого выдающегося современного художника вариант массового искусства, сохраняющий ментальную и образную связь с китайской традицией. Научная новизна статьи определяется следующими выводами: искусство Цай Гоцяна обращено к международной зрительской аудитории, однако оно согласуется с традиционной культурной парадигмой благодаря глубоко укоренённой в сознании художника буддийской ментальности; традиционным является и характерное для него стремление к гармонизации социальной среды. Это массовое искусство, обладающее формальной и содержательной новизной, связано как с международным художественным рынком наших дней, так и с рыночной версией «китайского стиля» (шинуазри) XVIII века.
Архитектура и дизайн
Иов М.В., Федоровская Н.А. - Особенности трансформации славянского орнамента в современной упаковке продуктов питания c. 51-61

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.2.30699

Аннотация: Последние десятилетия характеризуются повышенным интересом к российской традиционной культуре. Среди маркеров, указывающих на этнический колорит арт-объекта или изделия, особое место занимает орнамент. В статье рассматриваются проблемы развития, трансформации и адаптации к современным условиям традиционного славянского орнамента, используемого в дизайне упаковки. В качестве объекта исследования выбраны графические элементы, нанесенные на упаковку наиболее популярных линеек общедоступных продуктов питания, распространяемых в сетевых супермаркетах. Выбор обусловлен общедоступностью, массовостью изготовления продукции и ее широким межрегиональным охватом, что обеспечивает максимальное взаимодействие с российским потребителем. Основными методами исследования становятся используемые в искусствознании и дизайне сравнительный, семиотико-герменевтический и формально-стилистический методы. Установлено, что элементы славянского орнамента широко используются в дизайне упаковки продуктов питания. Предпочтение производителей отдается элементам хохломской и гжельской росписей как наиболее известным и брендовым российским традиционным промыслам. Наблюдается активный поиск цветовых, композиционных и сюжетных решений, который свидетельствует не только о неизбежной адаптации и трансформации традиционных элементов, но и указывает на проблемы в подготовке специалистов в области дизайна, которые не всегда знакомы с семантико-смысловым полем используемых орнаментов. В результате в некоторых случаях возникает ассоциативный диссонанс в восприятии продуктов питания и их оформления. Использование традиционного орнамента в этой прикладной сфере предоставляется одним из способов сохранения и развития национальной культуры, формирующий необходимый ассоциативный пласт в сознании общества и требующий аккуратного применения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.