по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 04, 2019
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 08-05-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2019
Экранная культура и экранные искусства
Бакуменко Г.В. - Персоноцентризм и социоцентризм как маркеры символизации успеха в художественной реальности фильмов кинопроката США c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.4.29419

Аннотация: В центре исследовательского внимания динамика популярности персоноцентричных и социоцентричных символов успеха, выраженных содержанием популярных фильмов кинопроката США. На примере анализа массива популярных художественных фильмов 1980–2019 гг., представленных в Топ 10 лидеров кассовых сборов по статистике Box Office Mojo, предпринята попытка типологии вырабатываемых массовой культурой США мотиваций деятельности на основе диспозиции символов успеха автономной деятельности (персоноцентризм) и коллективного взаимодействия (социоцентризм). Маркирование персоноцентризма и социоцентризма (двух различных стратегий достижения успеха) в художественной реальности кинофильма предполагает определение транслируемых посредством кинокоммуникации стереотипов поведения. В основе исследования лежит метод типологии кинофильмов как персноцентричных и социоцентричных символов успеха, подразумевающий комплекс неопросных методов качественного и количественного анализа сюжетного содержания. Новизна исследования заключается как в инновационном авторском подходе к анализу социокультурных процессов, так и в интерпретации общедоступных эмпирических данных кассовых сборов кинопроката. Полученные результаты позволяет утверждать, что маркирование популярности социоцентричного либо персоноцентричного содержания фильмов в отличии от идеального образа культурного героя (в отечественной традиции — это коллективист, в американской — индивидуалист) отражает ценностную динамику символов успеха коллективного взаимодействия или автономной деятельности индивида в массовой культуре США.
Культура и цивилизация
Белова Д.Н. - Мистерия символики смерти в европейской и японской живописи c. 9-26

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.4.29573

Аннотация: Статья посвящена многообразию символики смерти в европейской и японской живописи XV-XXI вв. Предметом исследования являются цветы, рассматриваемые как символическое, мистическое и смысловое обрамление различных видов смерти в европейской и японской живописи. Особое внимание уделено символическому языку цветов в трактовке смерти и различным видам смерти в живописи. Простота, изящество и изысканность японской живописи связаны с темой непостоянства и концентрации на конкретном моменте, что отражено и в живописи цветов. Применялись иконологический и сравнительно-сопоставительный методы исследования с использованием философских, культурологических и исторических научных материалов. Актуальность рассматриваемой темы определяется возрастающим интересом к культуре Японии и ее национальными особенностями. Предпринята попытка сопоставления символики цветов, участвующих в акте смерти и различного отношения европейской и японской культур к её видам. Сделан вывод, что в европейской и японской живописи большое значение имеют национальные традиции и специфика символического наполнения образа цветов, участвующих в оформлении акта смерти. Цветочная символика способствует пониманию красоты и эстетики смерти. Утрата современным европейским обществом старых традиций восприятия смерти идет в разрез с восприятием ее в японской культуре, где художники в образе цветка нашли суть человеческой жизни и смерти.
Актуальный вопрос
Розин В.М. - Основные идеи методологической и культурно-психологической концепции сознания c. 27-36

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.4.29417

Аннотация: В статье на материале истории культуры и онтогенеза намечается методологическая и культурно-психологическая концепция сознания. Рассматривается гносеологическая ситуация нового времени, которая привела к введению понятия и схемы сознания. Анализируются два подхода ‒ феноменологический и физиологический изучения сознания в европейской науки. Автор предлагает свой подход, опирающийся на представления методологии, культурологи и психологии, в рамках которого новые структуры сознания складываются как ответ на проблемы культуры, их решение личностью, предполагающее изобретение схемы, специфические формы рефлексии. Этот подход подкрепляется анализом формирования протосознания и собственно сознания в фило и онтогенезе. В статье реализована следующая методология: постановка проблем, сравнительный и ситуационный анализ, реконструкция формирования протосознания и сознания, построение понятий. В результате исследования удалось сформулировать основные идеи методологической и культурно-психологической концепции сознания, проиллюстрировать их на материале истории культуры и онтогенеза, построить междисциплинарный дискурс решения, в котором использовались понятия методологии, культурологи и психологии, по-новому взглянуть на сознание и его работу.
Естествознание, техника и культура
Попкова Н.В. - Место философии в культуре техногенного общества: критика технического разума c. 37-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.4.29324

Аннотация: Предметом исследования является положение философии в культуре современного техногенного общества, в том числе — ее необходимость для человека в условиях господства технической рациональности. Автор подробно рассматривает особенности технической рациональности и отличие ее характеристик от философской рациональности. Показаны противоположность взглядов на мир, формируемых этими видами рациональности, и признаки экспансии технической рациональности в область философии. Приведены основные мнения относительно цели философии и ее функций; делается вывод о конфликте целей философской и технической деятельности. Методология исследования включает постановку и обсуждение проблем, сравнительный и ситуационный анализ, культурно-исторические сопоставления, построение понятий, типологические построения, обобщения. Приведены основные постулаты технического разума — принципы, возникшие при технической деятельности и распространяющиеся на другие виды деятельности вследствие экспансии технической рациональности. Делается вывод, что философия также подвергается атаке технического разума, что в значительной степени объясняет ее кризисное положение в современном обществе. Тем не менее, именно философия способна развить новые формы мышления и стать мировоззренческой основой новых, гуманных форм деятельности.
Экранная культура и экранные искусства
Шелест В.В. - Приближение к Ленину. Кинолениниана С. И. Юткевича и Е. И. Габриловича c. 53-68

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.4.29059

Аннотация: Статья посвящена изучению эволюции образа Ленина в кинолениниане С. И. Юткевича и Е. И. Габриловича. В статье исследуется период с 1937 по 1987 годы, от зарождения культа личности Сталина до его развенчания и кратковременного возрождения культа Ленина. В центре внимания кинофильмы «Ленин в Польше» и «Ленин в Париже». Также затрагивается история создания картины «Свет над Россией» как пример давления официальной идеологии на художника. Цель данного исследования — сформулировать основные этапы развития образа Ленина в кинолениниане Юткевича в культурно-историческом контексте советской эпохи. В ходе анализа выявляются особенности структуры и композиции фильмов, их жанровая принадлежность. В статье прослеживается, как соотносятся между собой время историческое, мифическое и субъективно-художническое, и как в связи с этим в разные периоды советской действительности изменяется образ вождя. Новизна исследования заключена в попытке взглянуть на фильмы Юткевича без идеологических шор. Cтатья может послужить фундаментом к дальнейшему исследованию постсоветской ленинианы. Автор приходит к выводу, что художественный образ Ленина формировался двумя встречными мировоззренческими потоками: «снизу» — из недр народного сознания, как религиозный архетип, и «сверху», как политический заказ, что в итоге привело к ослаблению в вырождению культа Ленина.
Сценические искусства
Кошелева М.А. - "Счастливый Флориндо" и "Преображенная Дафна" Г. Генделя как пример оперной дилогии c. 69-74

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.4.29371

Аннотация: Объектом исследования являются две оперы немецкого оперного гения барокко Г.Ф. Генделя - "Счастливый Флориндо" и "Преображенная Дафна. Ввиду отсутствия музыкальной составляющей, предметом изучения стали сохранившиеся тексты либретто. В данной статье совершается попытка дополнить разрозненные сведения, касающиеся истории создания и первых постановок, а также судьбе этих творений. Помимо этого, приводится краткий обзор сюжетосложения с целью выявления его специфики и представления двух опер композитора как единого целого. Автор преимущественно использует исторический метод для исследования и изложения исторических событий. В изучении специфики сюжетосложения применяются различные теоретические методы: прежде всего анализ, сравнение и индуктивно-дедуктивный метод. В русле всеобщего интереса к музыкальному искусству барокко, данная статья представляет новую страницу в отечественном музыкознании о раннем оперном творчестве Г.Ф. Генделя и традициях Гамбургского оперного театра начала XVIII века. "Счастливый Флориндо" и "Преображенная Дафна" - это не только первое обращение Генделя к жанру оперной пасторали, весьма популярному в то время на всей территории Европы, но и один из ярких примеров оперной дилогии,постановки которых осуществлялись на сцене Gänsemarkt.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.