по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 10, 2017
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 24-11-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2017
Культурология и cultural studies
Алиев Р.Т. - Культурообразующая роль американского комиксного супергероя как образа Другого/Чужого c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.24508

Аннотация: Статья посвящена такому явлению современной массовой культуры как супергероический комикс. А учитывая тот факт, что американский комикс давно вышел за границы только американской культуры, а индустрия комиксов заняла важное место в культурных и экономических кластерах большинства современных стран, то тема статьи является актуальной на сегодняшний день. Автор подробно рассматривает вопрос о культурообразующей роли супергероя американских комиксов через призму культурологической проблемы Другого/Чужого. В частности, статья анализирует такие явления современной массовой культуры как косплей, фан-сообщества, фан-фестивали и феномен костюмированного героизма. В основу данного исследования положены теоретико-методологические подходы, содержащиеся в концепциях философа Ж. Лакана и политолога С. Жижека, позволяющие рассматривать проблему героического в исторической ретроспективе через призму психоаналитической методологии. Большую роль в ходе исследования сыграли труды Ж. Дерриды, который использовал метод «деконструкции», нашедший отражение в анализе конструирования образа Героя, несущего в себе базисные характеристики Другого/Чужого, постмодернистов Ж. Делёза и Ф. Гваттари, разрабатывавших концепцию «тела без органов» в русле шизоаналитического подхода, антропологов А. ван Геннепом и В. Тёрнера, разработавших концепцию «лиминальности». В ходе исследования автор пришёл к выводу, что влияние американского комиксного супергероя на современный культурный ландшафт огромно и может проявляться в воздействии на различные виды и жанры искусства, в создании субкультуры поклонников комиксов, в широко распространённом на сегодняшний день феномене косплея и в выстраивании особых поведенческих паттернов, направленных на подражание супергерою.
Культура и культ
Зотова Е.В. - Культы святых епископов в Германии XI-XII вв. и их образы в книжной миниатюре c. 13-25

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.23759

Аннотация: Предметом исследования является образ святого епископа в книжной миниатюре Германии XI-XII вв. и его связь с историей культов святых - как имеющих давнюю традицию (первых епископов немецких епархий, основателей монастырей), так и новых, возникших в течение рассматриваемого периода (епископов, живших в X - первой половине XII вв. как основателей монастырей и храмов). В статье рассматриваются ситуации и обстоятельства, при которых появляются эти изображения в рукописной книге и создаются сами манускрипты. Путем сравнительного анализа ряда памятников автор выделяет различные тематические группы и иконографические типы, выявляет связь изображений с содержанием и назначением книг. Основные акценты в данном исследовании делаются на определении функции изображений в ее отношении к истории культа святого (репрезентативная и мемориальная функции), а также взаимосвязи образов святых епископов с образами заказчиков или авторов рукописных книг, отражение в книжной миниатюре понимания современниками данной связи (заказчик-епископ - как преемник святого, святой епископ - как покровитель монашеской общины).
Культурология и cultural studies
Сидорова Г.П., Шутая Н.К. - Советское художественное кино о революции 1917 года в России: динамика производства и потребления (1918-1991) c. 26-39

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.24522

Аннотация: Объектом исследования являются советские художественные фильмы, созданные в 1918-1991 годах (в том числе, совместно с кинематографистами других стран) о революции 1917 года в России, которая в современной историографии по критерию решения вопроса о власти датируется от февраля 1917 года до марта 1921 года. Предметом исследования является их производство и потребление в контексте межкультурной коммуникации, глобализации и социокультурных особенностей периодов советской истории и советского кино. Метод исторической типологии, количественный и компаративный методы, а также периодизация истории советского кино, разработанная ВГИКом. Советское игровое кино о революции 1917 года, в динамике его производства и потребления изучается впервые. Выявлено: общее количество фильмов; совместного производства; фильмов с международными наградами; лидеры проката и самые популярные телефильмы. Результаты могут использоваться в преподавании культурологии, искусствоведения и истории.
Знак, слово, речь, язык
Изотова Н.Н. - Символика хризантемы в японской лингвокультуре c. 40-48

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.23577

Аннотация: Предметом исследования является символика хризантемы в мировосприятии носителей японского языка. Цели и задачи работы определяются взглядом на цветы как на неотъемлемую духовную составляющую японской традиционной культуры и заключаются в описании эволюции символики хризантемы, определении факторов, влияющих на ее формирование, средств актуализации в национальном сознании. Рассмотрев общемифологические основы образа хризантемы, автор исследует пути становления геральдической символики, определяет роль и место цветка в праздничной и повседневной культуре японцев. Методологической основой послужил лингвокультурологический анализ, связанный с изучением взаимосвязи языка и культуры, интерпретационный и описательный методы, аксиологический подход. Автор приходит к выводу об особом семиотическом статусе хризантемы в японской лингвокультуре. На протяжении веков образ хризантемы, сакральный символ солнца и богини Аматэрасу, долголетия и императорской власти постоянно обогащался новыми значениями. Определенным вкладом в исследовании темы является выявление и описание амбивалентной семантики хризантемы: в эпоху Мэйдзи образ белой хризантемы стал атрибутом похоронных церемоний, в годы Второй мировой войны способствовал эстетизации смерти. Новизна исследования заключается в том, что автор в своей работе оперировал новыми источниками и иллюстративным материалом, до сих пор нигде не публиковавшимися на русском языке.
Экранная культура и экранные искусства
Кидакоева Н.З., Сиюхова А.М. - Роль экранных СМИ и кино в распространении моды в регионе в 1960-1980 гг. (на материале Республики Адыгея и Краснодарского края) c. 49-58

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.24469

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли СМИ и киноискусства в распространении моды в регионе. Актуальность исследования обосновывается тем, что большинство работ, посвященных теме моды в России опираются на данные больших городов, в то время, как процессы распространения моды в провинции имеют свои особенности. В представленном исследовании анализируется восприятие моды у молодежи брежневской эпохи в зависимости от их социальных признаков - уровню образования, места жительства. В качестве примера разбирается коллекция костюмов из французского фильма 1970 г. "Человек оркестр", во многом повлиявшего на распространение модных образцов одежды. В исследовании реализуется междисциплинарный подход, сочетающий методы искусствоведческого анализа образцов модной одежды, представленных в кино, диахронический подход культурологии, метод социологического опроса в форме фокусированного интервью. В выводах формулируется мысль о том, что восприятие моды через СМИ и кино имело отличия в среде городского и сельского населения, а также зависело от уровня его образованности. Подчеркивается мысль, что именно через модную одежду в 1960-1980 гг. легче всего можно было реализовать потребность в личностной свободе, а зарубежные печатные и экранные СМИ и кино давали многообразные примеры того, как этого достичь.
Искусство и искусствознание
Штейн С.Ю. - Актуальные проблемы искусствоведческих исследований c. 59-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.23490

Аннотация: Предметом исследования являются основные проблемные ситуации, с которыми может столкнуться искусствовед, реализующий свою исследовательскую активность в условиях дисциплинарной познавательной ситуации. Специфика рассматриваемых проблем обусловлена как исходным материалом актуальных искусствоведческих исследований, обновление которого связано с трансформацией предметной области искусствоведения, так и со спецификой исследовательской деятельности искусствоведа, которая, балансируя между академизмом и дискурсивностью, порой сама оказывается компонентом исследуемого – в том или ином качестве включается в предметную область искусствоведения. В качестве функционального, но специфического для искусствоведения методологического инструментария используется деятельностный подход, рассматриваемый в традиции методологического движения одним из родоначальников которого являлся Г.П. Щедровицкий. Новизна исследования связана с тем, что в результате проведённой проблематизации чётко обозначаются основные вопросы, от адекватного решения которых зависит не только удовлетворение искусствоведением актуальных познавательных запросов, но и целостность самого искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности. В то же время описанные проблемы позволяют сделать вывод о возможности и функциональности их комплексного решения с использованием деятельностного подхода.
История искусств
Аверьянова О.Н. - Рейография. Бренд как художественное произведение c. 74-87

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.23314

Аннотация: Статья посвящена анализу рейографи Ман Рэя, художника американского происхождения. В 1920-х годах абстрактная изобразительность rayography (рейография, исторически известна как фотограмма) оказалась в оппозиции к «прямой фотографии», провозгласившей примат фотореалистического языка, а так же к «пикториализму», направлению, разрушавшему документальность при помощи особых манипуляций, превращающих фотографию в картину. Эксперименты Ман Рэя позволили ему занять позицию ведущего фотографа модернизма, а так же получать заказы от самых известных иллюстрируемых журналов: Vanity Fair, Vogue, Vu, Harper’s Bazaar. Рейография Ман Рэя действительно стала синонимом того, что сегодня называется медийным искусством, где медийность подразумевает проводимость субъективности художника вне зависимости сфер его деятельности. В качестве основного метода изучения материала был использован формально-стилевой анализ. Помимо этого применялся проблемно-логический метод, позволивший разделить тему на ряд более узких аспектов, которые рассматривались в логической последовательности, а затем в соответствии с общим контекстом исследования, были выведены основные концептуальные положения статьи. Новизна выводов связана ракурсом исследования: рейография рассатривается не только как оригинальное авторское произведение, но и как художественный бренд, успешно функционирующий в качестве определенной культурной политики фотографа. Изобретение рейографии Ман Рэем во многом связанно с освоением стратегий массовой культуры (что в свою очередь проистекает из дадаистического опыта художника) и, в определенной степени, с его американским происхождением, предполагающим явное преобладание прагматизма над идеализмом. Ман Рэй вывел фотографию далеко за пределы ее репрезентативных возможностей, превратив формалистические эстетические практики во вполне успешный коммерческий продукт.
Музыка и музыкальная культура
Мурашова Н.С. - Музыкально-стилистические особенности духовных стихов (на примере репертуара старообрядцев Рудного Алтая) c. 88-109

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.24425

Аннотация: Предметом исследования являются музыкально-стилистические особенности старообрядческих духовных стихов, представляющих малоизученную область в силу сложного генезиса и жанровой неоднородности. Цель статьи — определение причин, условий и факторов, объединяющих различные в музыкально-стилистическом отношении образцы в единую жанровую систему. В статье рассматриваются стихи книжного и устного бытования; выявляются способы использования крюковой нотации в оформлении напевов покаянных стихов, фольклорных памятников и произведений, созданных в "романсовой" стилистике. Анализ мелодических особенностей стихов из репертуара староверов Рудного Алтая позволил обнаружить региональную специфику на уровне ритмической и звуковысотной организации напевов. В то же время определены типологические принципы музыкальной стилистки духовного стиха как целостной жанровой системы. Исследование базируется на комплексном подходе, сочетающем методы медиевистики, фольклористики, других музыкально-культурологических отраслей. Книжные памятники изучаются с точки зрения использования крюковой нотации для фиксации текстов разновременного происхождения и влияния знаменного распева на их стилистику. Стихи устного бытования анализируются с учетом взаимодействия устных и книжных каналов художественной коммуникации. Духовный стих, выступающий мостом между богослужебным пением и народной песней, объединяет все компоненты музыкальной культуры староверов в единую систему. Его определяющим признаком является полистилистичность. Используя интонационные модели, сложившиеся в других жанровых системах, духовный стих аккумулирует характерные типы национального интонирования: причетный, сказовый, моторно-двигательный, кантиленный. Стилистическая гибкость позволяет духовному стиху в разные исторические периоды адаптироваться к социокультурной ситуации и среде бытования, оставаясь при этом проводником христианских ценностей и средством культурной идентификации староверов.
Лазовский А.Н. - Исполнительство на ударных инструментах: научно-методическое наследие Нея Розауро c. 110-118

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.24594

Аннотация: Статья содержит сведения о жизни и творчестве нашего современника, известного бразильского композитора и перкуссиониста Нея Розауро. Автор дает характеристику его жизни и творчества и уделяет пристальное внимание методическим разработкам музыканта. Его "Обучающая серия" предназначена для педагогов и студентов разного уровня профессиональной подготовки. Состоящая из нескольких книг, она содержит ряд упражнений и рекомендаций, помогающих преодолеть технические трудности. Особый интерес представляет предложенная Розауро техника захвата четырех молоточков, применимого ко всем ударным инструментам. В работе последовательно раскрывается биографическое творчество Розауро. В канву исследования вплетается анализ его научных и методических инноваций. Проводится анализ правильного положения рук музыканта-исполнителя. Делается вывод о возможности применения техники в повседневной работе артиста. Методика, предложенная Розауро, позволяет молоточкам быть независимыми друг от друга и отзывчивыми на каждое движение пальцев; она является естественной и легкой в освоении, позволяет без особого труда исполнять одной рукой тремоло и все виды арпеджио. Доклад адресован широкому кругу музыкантов, желающих усовершенствовать технику игры на ударных инструментах, развить свой собственный стиль исполнения и расширить музыкальный кругозор.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.