по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 02, 2016
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 20-04-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2016
Актуальный вопрос
Быстрова Т.Е. - К вопросу о прецедентности в творчестве А.П.Чехова (на материале рассказа А.П.Чехова «Староста (сценка)»

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.17407

Аннотация: В статье рассматривается проблема прецедентности в текстах художественной литературы, приводится определение понятия «прецедентный текст», раскрывается суть этого явления в современном русском языке. Также в статье говорится о прецедентных именах как одной из разновидности прецедентных текстов. В данной работе исследуются различные типы прецедентных имен на материале рассказа А.П.Чехова «Староста (сценка)». Многие реалии московской жизни конца XIX века, которые являются сами по себе прецедентными именами того времени, получили отражение в творчестве А.П.Чехова. В данном исследовании использовался метод лингвостилистического анализа текстов. Диапазон прецедентных имен в художественных произведениях А.П.Чехова очень широк,на примере одного рассказа можно выявить несколько типов прецедентных имен, наиболее характерных для творчества этого писателя. Новизна работы состоит в том, что прецедентность на материале прозы А.П.Чехова ранее не рассматривалась исследователями в области языка, культуры и литературы. В частности, прецедентные имена – это особый и мало изученный пласт в творчестве классика русской литературы А.П.Чехова. Например, в рассказе "Староста (сценка)" можно наблюдать следующие типы прецедентных имен: фамилии известных личностей – современников Чехова: юристов, ученых, композиторов и т.д., географические названия, крылатые выражения.
Быстрова Т.Е. - К вопросу о прецедентности в творчестве А.П.Чехова (на материале рассказа А.П.Чехова «Староста (сценка)» c. 139-142

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67601

Аннотация: В статье рассматривается проблема прецедентности в текстах художественной литературы, приводится определение понятия «прецедентный текст», раскрывается суть этого явления в современном русском языке. Также в статье говорится о прецедентных именах как одной из разновидности прецедентных текстов. В данной работе исследуются различные типы прецедентных имен на материале рассказа А.П.Чехова «Староста (сценка)». Многие реалии московской жизни конца XIX века, которые являются сами по себе прецедентными именами того времени, получили отражение в творчестве А.П.Чехова. В данном исследовании использовался метод лингвостилистического анализа текстов. Диапазон прецедентных имен в художественных произведениях А.П.Чехова очень широк,на примере одного рассказа можно выявить несколько типов прецедентных имен, наиболее характерных для творчества этого писателя. Новизна работы состоит в том, что прецедентность на материале прозы А.П.Чехова ранее не рассматривалась исследователями в области языка, культуры и литературы. В частности, прецедентные имена – это особый и мало изученный пласт в творчестве классика русской литературы А.П.Чехова. Например, в рассказе "Староста (сценка)" можно наблюдать следующие типы прецедентных имен: фамилии известных личностей – современников Чехова: юристов, ученых, композиторов и т.д., географические названия, крылатые выражения.
Чепинога А.В. - Режиссерская интерпритация авторского замысла в драматическом и оперном спектакле

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.17850

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является механизм интерпретации авторского материала в работе режиссера. При этом особое внимание уделяется точному разграничению понятий «искусство» и «жизнь», указываются принципиальные отличия одного от другого, высказывается мысль о недопустимости «копиизма» на сцене. Показывается, что «искусство» - это особым образом «смонтированный объект», в основе структуры которого заложен ряд упорядоченных понятий, складывающихся в единство идеи. Особо подчеркивается, что идея есть организующий, структурный принцип искусственного объекта, а так же подробно показано, каким образом, способом, какими средствами «жизненный объект» превращается в «искусственный». Особо подчеркивается, что авторский замысел есть «первый уровень» интерпретации жизни, а режиссерский – «второй уровень» интерпретации жизни. В статье проведён тщательный теоретический анализ, который позволяет выделить отдельные стороны, признаки, особенности, свойства и принцип действия механизма интерпретации. Кроме того, на тему исследования проведено тщательное изучение специальной литературы по теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Тщательное изучение значительного корпуса теоретической литературы классиков теории действенного анализа пьесы, а так же материалов современной периодической печати позволяет установить, что за последние тридцать лет в области теоретического режиссерского знания не сделано ничего существенного. В научный обиход не введено ни одного нового или уточняющего конкретного понятия действенного анализа пьесы или партитуры. В частности, принципиально не описан и не раскрыт сам механизм режиссерской интерпретации авторского драматургического материала, способ его функционирования при постановке спектакля. Что порождает огромное количество весьма произвольных толкований его в режиссерской практике и приводит не только к искажению исходного авторского замысла драматурги или композитора, но и позволяет режиссерам создавать свои произведения с весьма существенными искажениями исходного материала, а так же - использовать пьесу или партитуру автора только как повод для собственной, весьма произвольной, «авангардистской», т.е. ничем не ограниченной фантазии.
Чепинога А.В. - Режиссерская интерпритация авторского замысла в драматическом и оперном спектакле c. 143-154

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67602

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является механизм интерпретации авторского материала в работе режиссера. При этом особое внимание уделяется точному разграничению понятий «искусство» и «жизнь», указываются принципиальные отличия одного от другого, высказывается мысль о недопустимости «копиизма» на сцене. Показывается, что «искусство» - это особым образом «смонтированный объект», в основе структуры которого заложен ряд упорядоченных понятий, складывающихся в единство идеи. Особо подчеркивается, что идея есть организующий, структурный принцип искусственного объекта, а так же подробно показано, каким образом, способом, какими средствами «жизненный объект» превращается в «искусственный». Особо подчеркивается, что авторский замысел есть «первый уровень» интерпретации жизни, а режиссерский – «второй уровень» интерпретации жизни. В статье проведён тщательный теоретический анализ, который позволяет выделить отдельные стороны, признаки, особенности, свойства и принцип действия механизма интерпретации. Кроме того, на тему исследования проведено тщательное изучение специальной литературы по теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Тщательное изучение значительного корпуса теоретической литературы классиков теории действенного анализа пьесы, а так же материалов современной периодической печати позволяет установить, что за последние тридцать лет в области теоретического режиссерского знания не сделано ничего существенного. В научный обиход не введено ни одного нового или уточняющего конкретного понятия действенного анализа пьесы или партитуры. В частности, принципиально не описан и не раскрыт сам механизм режиссерской интерпретации авторского драматургического материала, способ его функционирования при постановке спектакля. Что порождает огромное количество весьма произвольных толкований его в режиссерской практике и приводит не только к искажению исходного авторского замысла драматурги или композитора, но и позволяет режиссерам создавать свои произведения с весьма существенными искажениями исходного материала, а так же - использовать пьесу или партитуру автора только как повод для собственной, весьма произвольной, «авангардистской», т.е. ничем не ограниченной фантазии.
Культура и культуры
Пермиловская А.Б. - Русский Север - специфический код культурной памяти

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.18345

Аннотация: Предметом исследования являются особенности формирования уникального в ментальном и социокультурном отношении региона - Русского Севера. Объект исследования: концепт «Русский Север» как специфический код культурной памяти в России. Эмпирической базой работы послужил материал 34 архитектурно-этнографических экспедиций, в которых были обследованы 368 поселений Архангельской, Вологодской областей, Карелии. В качестве источника исследований использованы архивные материалы и музейные коллекции Архангельска, Петрозаводска, Вологды, Мурманска, Нижнего Новгорода, Омска, Москвы, Санкт-Петербурга. Статья основывается на использовании комплекса методов: системного, историко-типологического, культурно-исторического, социокультурного, этнокультурологического, семиотического искусствоведческого. В соответствии с поставленными целями рассматривается структура понятия «Русский» (Европейский) Север», его территориальные и этнокультурные границы в контексте исторического формирования и заселения северных земель русским этносом. Рассматривается северная ойкумена, в которой сформировался особый тип ментальности, опорой которого было православие, образовалась целая монашеская область – «Северная (Русская) Фиваида». Отмечается, что основой культурного кода «Русский Север» были отсутствие крепостного права, монголо-татарского ига, распространение старообрядчества, длительное сохранение традиций земского самоуправления. Указано на формирование особого субэтноса - поморов, которые выработали бесценный опыт выживания и хозяйственной деятельности в экстремальных условиях Арктики, свободной торговля с европейскими странами, наличие пиджина. Это позволяет высказать новое научное предположение: жители Русского Севера были, скорее, гражданами мира, чем подневольными подданными Российской империи. Результат исследования и вывод данной статьи позволяет утверждать, что в течение последних двух столетий Русский Север стал устойчивым словосочетанием, характеризующим компоненту российского менталитета, понятие, отражающее важные для отечественной культуры смыслы. Русский Север сыграл выдающуюся роль в становлении национального самосознания и занимает одно из важнейших мест на культурной карте России.
Пермиловская А.Б. - Русский Север - специфический код культурной памяти c. 155-163

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67603

Аннотация: Предметом исследования являются особенности формирования уникального в ментальном и социокультурном отношении региона - Русского Севера. Объект исследования: концепт «Русский Север» как специфический код культурной памяти в России. Эмпирической базой работы послужил материал 34 архитектурно-этнографических экспедиций, в которых были обследованы 368 поселений Архангельской, Вологодской областей, Карелии. В качестве источника исследований использованы архивные материалы и музейные коллекции Архангельска, Петрозаводска, Вологды, Мурманска, Нижнего Новгорода, Омска, Москвы, Санкт-Петербурга. Статья основывается на использовании комплекса методов: системного, историко-типологического, культурно-исторического, социокультурного, этнокультурологического, семиотического искусствоведческого. В соответствии с поставленными целями рассматривается структура понятия «Русский» (Европейский) Север», его территориальные и этнокультурные границы в контексте исторического формирования и заселения северных земель русским этносом. Рассматривается северная ойкумена, в которой сформировался особый тип ментальности, опорой которого было православие, образовалась целая монашеская область – «Северная (Русская) Фиваида». Отмечается, что основой культурного кода «Русский Север» были отсутствие крепостного права, монголо-татарского ига, распространение старообрядчества, длительное сохранение традиций земского самоуправления. Указано на формирование особого субэтноса - поморов, которые выработали бесценный опыт выживания и хозяйственной деятельности в экстремальных условиях Арктики, свободной торговля с европейскими странами, наличие пиджина. Это позволяет высказать новое научное предположение: жители Русского Севера были, скорее, гражданами мира, чем подневольными подданными Российской империи. Результат исследования и вывод данной статьи позволяет утверждать, что в течение последних двух столетий Русский Север стал устойчивым словосочетанием, характеризующим компоненту российского менталитета, понятие, отражающее важные для отечественной культуры смыслы. Русский Север сыграл выдающуюся роль в становлении национального самосознания и занимает одно из важнейших мест на культурной карте России.
Естествознание, техника и культура
Попкова Н.В. - Место техники в античной культуре

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.17555

Аннотация: В статье рассматриваются особенности отношения к технике, характерные для античной культуры. Показано, что, хотя античная цивилизация положила начало многим нововведениям в науке, искусстве и других областях жизни, технический прогресс в ней не поощрялся и уровень развития техники мало отличался от предшествующих древних цивилизаций. Анализируется причина того, что известные античности технические изобретения часто не использовались и забывались. Исследуются мировоззренческие принципы античной культуры, относящиеся к технике и объясняющие причины недостаточного внимания к ее развитию и применению. Основные методы исследования, реализованные в работе, – проблематизация, аналогия, методологическая схематизация, рационализация и артикуляция неявных представлений. Автор рассматривает основные высказывания о технике, принадлежащие античным философам. На примере античных взглядов на человека и его место в космосе показывается не-совместимость господствующего с ту эпоху мировоззрения с активной технической транс-формацией естественных процессов. Причиной того, что античный гений прошел мимо технического прогресса, автор считает обожествление космоса и естественного порядка ве-щей, а также представление о человеке как о частице космоса, а не самостоятельной лично-сти. Подчиненность человеческой жизни космическому закону судьбы, которая была основ-ным принципом античного мировоззрения, не санкционировала попыток изменить естест-венные процессы и ориентировала на совершенствование внутреннего мира человека, а не внешних условий жизни. Практическая значимость подобных исследований вызвана поис-ком новых цивилизационных путей для современного человечества в связи с кризисом тех-ногенной цивилизации. Практическому внедрению экологичных методов хозяйствования (которому мешает инерция техногенно-гедонистического мировоззрения) должны предшест-вовать новые мировоззренческие принципы, изменение отношения людей к себе и к миру.
Попкова Н.В. - Место техники в античной культуре c. 164-171

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67604

Аннотация: В статье рассматриваются особенности отношения к технике, характерные для античной культуры. Показано, что, хотя античная цивилизация положила начало многим нововведениям в науке, искусстве и других областях жизни, технический прогресс в ней не поощрялся и уровень развития техники мало отличался от предшествующих древних цивилизаций. Анализируется причина того, что известные античности технические изобретения часто не использовались и забывались. Исследуются мировоззренческие принципы античной культуры, относящиеся к технике и объясняющие причины недостаточного внимания к ее развитию и применению. Основные методы исследования, реализованные в работе, – проблематизация, аналогия, методологическая схематизация, рационализация и артикуляция неявных представлений. Автор рассматривает основные высказывания о технике, принадлежащие античным философам. На примере античных взглядов на человека и его место в космосе показывается не-совместимость господствующего с ту эпоху мировоззрения с активной технической транс-формацией естественных процессов. Причиной того, что античный гений прошел мимо технического прогресса, автор считает обожествление космоса и естественного порядка ве-щей, а также представление о человеке как о частице космоса, а не самостоятельной лично-сти. Подчиненность человеческой жизни космическому закону судьбы, которая была основ-ным принципом античного мировоззрения, не санкционировала попыток изменить естест-венные процессы и ориентировала на совершенствование внутреннего мира человека, а не внешних условий жизни. Практическая значимость подобных исследований вызвана поис-ком новых цивилизационных путей для современного человечества в связи с кризисом тех-ногенной цивилизации. Практическому внедрению экологичных методов хозяйствования (которому мешает инерция техногенно-гедонистического мировоззрения) должны предшест-вовать новые мировоззренческие принципы, изменение отношения людей к себе и к миру.
Теоретическая культурология и теория культуры
Орлова Э.А. - Зачем нужна социология культуры

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.17876

Аннотация: Предметом исследования являются факторы, обусловившие становление социологии культуры. Объектом исследования являются концепции (определения) культуры в социологии и культурной антропологии. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как преодоление существующих дисциплинарных разделений, особое внимание к социокультурной динамике, переход от субъект-объектной трактовки социокультурной реальности к интерсубъективной, отказ от субстанционализма в трактовке общества и культуры. Особое внимание уделяется формированию современной социологии культуры как ответу на смену познавательных парадигм. Анализ содержания концепции (определения) понятия "культура" в социологии и антропологии; динамический анализ изменений предметной области социологии в связи с изменением трактовки понятия "культура" Основным выводом исследования является обоснование необходимости социологии культуры в ее современном варианте. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ факторов, обусловивших формирование современной социологии культуры. Новизна исследования заключается в том, что тема рассматривается в контексте смены познавательных парадигм в рамках социологии.
Орлова Э.А. - Зачем нужна социология культуры c. 172-189

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67605

Аннотация: Предметом исследования являются факторы, обусловившие становление социологии культуры. Объектом исследования являются концепции (определения) культуры в социологии и культурной антропологии. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как преодоление существующих дисциплинарных разделений, особое внимание к социокультурной динамике, переход от субъект-объектной трактовки социокультурной реальности к интерсубъективной, отказ от субстанционализма в трактовке общества и культуры. Особое внимание уделяется формированию современной социологии культуры как ответу на смену познавательных парадигм. Анализ содержания концепции (определения) понятия "культура" в социологии и антропологии; динамический анализ изменений предметной области социологии в связи с изменением трактовки понятия "культура" Основным выводом исследования является обоснование необходимости социологии культуры в ее современном варианте. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ факторов, обусловивших формирование современной социологии культуры. Новизна исследования заключается в том, что тема рассматривается в контексте смены познавательных парадигм в рамках социологии.
Философия культуры
Белоусова Н.О. - Абсурдистская драматургия в поисках смысла

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.18085

Аннотация: В статье анализируется театр абсурда – явление культуры и искусства 1950-70-х гг. XX в. – применительно к проблеме соотношения «всеобщего» и «уникального». Рассмотрены предпосылки возникновения абсурдистской драматургии в этот период: кризис культуры и сознания в поствоенное время, нацеленность на тотальное отрицание всеобщих норм физической и социальной жизни, алогичное «расшатывание» незыблемых универсалий человеческого бытия. Особое внимание уделяется анализу трагедийных характеристик абсурдного бытия в искусстве и философии, деструкции субъекта в антипьесах парадокса. Работая в русле философско-культурологических исследований, автор использует деятельностный подход к культуре, требующий рассмотрения способов утверждения идеи «уникального», сфер, где она действовала в противостоянии с «всеобщим», и результатов, которые были получены, в данном случае, в реальности художественной культуры. Основным выводом проведенного исследования является утверждение о тотальной дисгармонии между значимыми человеческими стремлениями и отсутствием «отклика» со стороны реальности как источнике порождения абсурда. Новизна исследования заключается в выявлении антиномии «философии абсурда»: столкновении двух его измерений – нигилистического и экзистенциального. Но экзистенциальный абсурд не может остановить нигилистических тенденций, отрицающих всеобщие формы бытия: разум, нормы морали, порядок, обязательность.
Белоусова Н.О. - Абсурдистская драматургия в поисках смысла c. 190-194

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67606

Аннотация: В статье анализируется театр абсурда – явление культуры и искусства 1950-70-х гг. XX в. – применительно к проблеме соотношения «всеобщего» и «уникального». Рассмотрены предпосылки возникновения абсурдистской драматургии в этот период: кризис культуры и сознания в поствоенное время, нацеленность на тотальное отрицание всеобщих норм физической и социальной жизни, алогичное «расшатывание» незыблемых универсалий человеческого бытия. Особое внимание уделяется анализу трагедийных характеристик абсурдного бытия в искусстве и философии, деструкции субъекта в антипьесах парадокса. Работая в русле философско-культурологических исследований, автор использует деятельностный подход к культуре, требующий рассмотрения способов утверждения идеи «уникального», сфер, где она действовала в противостоянии с «всеобщим», и результатов, которые были получены, в данном случае, в реальности художественной культуры. Основным выводом проведенного исследования является утверждение о тотальной дисгармонии между значимыми человеческими стремлениями и отсутствием «отклика» со стороны реальности как источнике порождения абсурда. Новизна исследования заключается в выявлении антиномии «философии абсурда»: столкновении двух его измерений – нигилистического и экзистенциального. Но экзистенциальный абсурд не может остановить нигилистических тенденций, отрицающих всеобщие формы бытия: разум, нормы морали, порядок, обязательность.
Культурное наследие, традиции и инновации
Каминская Е.А. - Художественная самодеятельность как один из факторов актуализации традиционного фольклора

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.17962

Аннотация: В статье раскрываются потенциальные возможности художественной самодеятельности в процессе актуализации традиционного фольклора. Описывается деятельность коллективов художественной самодеятельности с точки зрения ориентации на фольклорную культуру и традиционный фольклор как ее значимый компонент. Рассматриваются возможности творческих мероприятий по актуализации традиционного фольклора. Показано, что актуализация традиционного фольклора в рамках деятельности коллективов художественной самодеятельности, требует особых, специфических профессионалов одновременно в области фольклорной культуры, художественной самодеятельности, современной культуры в целом. С использованием метода экземплификации показаны различные варианты обращения самодеятельности к фольклору на примерах реальных ситуаций. Сравнительно-описательный метод позволил рассмотреть ориентацию коллективов художественной самодеятельности на различные элементы фольклорной культуры. В результате проведенного анализа делается заключение о том, что коллективы художественной самодеятельности демонстрируют некоторые устойчивые типичные ситуации обращения к традиционному фольклору, такие как исполнение фольклора в аутентичном варианте и в форме художественных трансформаций; включение его в более широкие сценические постановки; создание авторских произведений в «фольклорном» стиле; широкий показ в рамках творческих мероприятий.
Каминская Е.А. - Художественная самодеятельность как один из факторов актуализации традиционного фольклора c. 195-204

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67607

Аннотация: В статье раскрываются потенциальные возможности художественной самодеятельности в процессе актуализации традиционного фольклора. Описывается деятельность коллективов художественной самодеятельности с точки зрения ориентации на фольклорную культуру и традиционный фольклор как ее значимый компонент. Рассматриваются возможности творческих мероприятий по актуализации традиционного фольклора. Показано, что актуализация традиционного фольклора в рамках деятельности коллективов художественной самодеятельности, требует особых, специфических профессионалов одновременно в области фольклорной культуры, художественной самодеятельности, современной культуры в целом. С использованием метода экземплификации показаны различные варианты обращения самодеятельности к фольклору на примерах реальных ситуаций. Сравнительно-описательный метод позволил рассмотреть ориентацию коллективов художественной самодеятельности на различные элементы фольклорной культуры. В результате проведенного анализа делается заключение о том, что коллективы художественной самодеятельности демонстрируют некоторые устойчивые типичные ситуации обращения к традиционному фольклору, такие как исполнение фольклора в аутентичном варианте и в форме художественных трансформаций; включение его в более широкие сценические постановки; создание авторских произведений в «фольклорном» стиле; широкий показ в рамках творческих мероприятий.
Экранная культура и экранные искусства
Обручников И.М. - Влияние звука на репрезентацию художественного времени экранного произведения. Опыт японского кинематографа

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.18332

Аннотация: Предметом исследования является звуковой компонент звукозрительного образа в японском кинематографе. В статье рассматриваются звуковые свойства и прочие аспекты аудиоинформации, влияющие на процесс формирования художественного времени кинопроизведения. Поскольку звуковая ипостась кино имеет темпоральную характеристику и проявлена в реальном времени реципиента, становится возможным предпринять попытку поиска глобальных зависимостей между кинозвуком как феноменом и аспектом времени в звуковом образе. Современный японский кинематограф, будучи частью японской эстетической системы, наследует ее особенности, позволяющие более подробно рассмотреть искомые факторы. Данное исследование использует в своей основе феноменологический подход к звуку как явлению кинематографической реальности, применяются некоторые концепции традиционной японской эстетики. Новизна исследования заключается в формулировании системы зависимостей свойств комплексного звукового решения кинематографического произведения в его связи с хронотопом. Данная система зависимостей "звук -- художественное время" на практическом уровне носит универсальный характер, открывая новый спектр возможностей для звуковой выразительности в художественном кино.
Обручников И.М. - Влияние звука на репрезентацию художественного времени экранного произведения. Опыт японского кинематографа c. 205-212

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67608

Аннотация: Предметом исследования является звуковой компонент звукозрительного образа в японском кинематографе. В статье рассматриваются звуковые свойства и прочие аспекты аудиоинформации, влияющие на процесс формирования художественного времени кинопроизведения. Поскольку звуковая ипостась кино имеет темпоральную характеристику и проявлена в реальном времени реципиента, становится возможным предпринять попытку поиска глобальных зависимостей между кинозвуком как феноменом и аспектом времени в звуковом образе. Современный японский кинематограф, будучи частью японской эстетической системы, наследует ее особенности, позволяющие более подробно рассмотреть искомые факторы. Данное исследование использует в своей основе феноменологический подход к звуку как явлению кинематографической реальности, применяются некоторые концепции традиционной японской эстетики. Новизна исследования заключается в формулировании системы зависимостей свойств комплексного звукового решения кинематографического произведения в его связи с хронотопом. Данная система зависимостей "звук -- художественное время" на практическом уровне носит универсальный характер, открывая новый спектр возможностей для звуковой выразительности в художественном кино.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - История «космогуалов» (что это – личный миф, реальность, философско-художественный дискур?) Часть вторая. Космогуалы руководят эволюцией человечества

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.16834

Аннотация: Одна из тем статьи – возможность синтеза науки и искусства. Обсуждая ее, автор выстраивает дискур, совмещающий в себя научный и художественный жанры. Опираясь на современные философские, семиотические, психологические и биологические исследования, В.Розин в романной форме излагает концепцию космогуалов – космических пришельцев, питающихся психоизлучениями людей и давно уже направляющих их развитие и эволюцию. В первой части статьи рассказывается, каким образом автор романа Марк Вадимов узнал от информатора Черного о космогуалах и что они собой представляют. Появляется в рассказе и Виктор Зун, трагически погибший друг Вадимова. Заканчивается первая часть статьи комментарием В.Розина, обсуждающим реальность и существование космогуалов. Предлагаемая здесь вторая часть ‒ это рассказ о том, каким образом космогуалы направляют развитие человечества. В комментариях автор обсуждает основания рассказанной им истории космогуалов и сравнивает их с основаниями построения космологических учений о вселенной. Понятно, что способ построения Розиным демонстрируемого дискурса был не совсем обычным. Он включал в себя как рациональные (философские и научные) соображения, так и художественные, как научные факты, так и фантазии. Скрепляли все эти разнородные элементы методологические соображения и творчество. В результате В.Розину удалось поставить несколько проблем: синтеза научного и художественного мышления, реальности и существования вымышленных феноменов (ведь все явления, даже очень реальные, сначала были когда-то и кем-то вымышлены), объяснения эволюции человечества. Кроме того, он реально построил научно-художественный дискурс, позволяющий обсуждать перечисленные проблемы.
Розин В.М. - История «космогуалов» (что это – личный миф, реальность, философско-художественный дискур?) Часть вторая. Космогуалы руководят эволюцией человечества c. 213-226

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67609

Аннотация: Одна из тем статьи – возможность синтеза науки и искусства. Обсуждая ее, автор выстраивает дискур, совмещающий в себя научный и художественный жанры. Опираясь на современные философские, семиотические, психологические и биологические исследования, В.Розин в романной форме излагает концепцию космогуалов – космических пришельцев, питающихся психоизлучениями людей и давно уже направляющих их развитие и эволюцию. В первой части статьи рассказывается, каким образом автор романа Марк Вадимов узнал от информатора Черного о космогуалах и что они собой представляют. Появляется в рассказе и Виктор Зун, трагически погибший друг Вадимова. Заканчивается первая часть статьи комментарием В.Розина, обсуждающим реальность и существование космогуалов. Предлагаемая здесь вторая часть ‒ это рассказ о том, каким образом космогуалы направляют развитие человечества. В комментариях автор обсуждает основания рассказанной им истории космогуалов и сравнивает их с основаниями построения космологических учений о вселенной. Понятно, что способ построения Розиным демонстрируемого дискурса был не совсем обычным. Он включал в себя как рациональные (философские и научные) соображения, так и художественные, как научные факты, так и фантазии. Скрепляли все эти разнородные элементы методологические соображения и творчество. В результате В.Розину удалось поставить несколько проблем: синтеза научного и художественного мышления, реальности и существования вымышленных феноменов (ведь все явления, даже очень реальные, сначала были когда-то и кем-то вымышлены), объяснения эволюции человечества. Кроме того, он реально построил научно-художественный дискурс, позволяющий обсуждать перечисленные проблемы.
Асатуров Т.Э. - Мартирос Сарьян: 1920-ые годы

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.18118

Аннотация: Предметом исследования статьи является театрально-декорационная живопись Мартироса Сарьяна . Театральное искусство Сарьяна рассматривается в контексте культурных и художественных событий 1920-х годов , в период, когда Сарьян работал в Ростове-на Дону. Документы тех лет показывают активную общественную деятельность художника, его тесные связи с театром “Театральная мастерская” ,постановки которого видели Н.Гумилев, В.Хлебников, В.Мейерхольд. В Ереванский период –после 1921 года- особенное значение имел созданный Сарьяном занавес Первого Ереванского Государственного театра. Работы Сарьяна в парижский период показывают начало изменений в его станковой живописи, что найдет отражение в его позднейшем театрально-декорационном искусстве. В исследовании творчества Мартироса Сарьяна мы пользовались искусствоведческим инструментарием : главным образом пластическим и сравнительным анализом произведений . Особое место занимает анализ занавеса Первого Ереванского Государственного театра . Особым вкладом автора в изучение искусства Сарьяна является его внимательное исследование документальных источников по художественной жизни России и Армении 1920-х годов. Широко описывается культурный контекст первых опытов театральных работ Сарьяна. Жизнь интеллигенции, молодые деятели искусства , литературы и театра- художественная среда в которой разворачивалась театральная деятельность Сарьяна. Новизна работы состоит в первую очередь в исследовании художественной жизни Ростова-на-Дону 1920-х годов и включенности в нее Мартироса Сарьяна. Значительная роль в статье отводится взаимодействию российской интеллигентской среды и культуры арманской общины Нахичевани-на-Дону , что в более ранних работах о Сарьяне практически не освпещалось.
Асатуров Т.Э. - Мартирос Сарьян: 1920-ые годы c. 227-234

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67610

Аннотация: Предметом исследования статьи является театрально-декорационная живопись Мартироса Сарьяна . Театральное искусство Сарьяна рассматривается в контексте культурных и художественных событий 1920-х годов , в период, когда Сарьян работал в Ростове-на Дону. Документы тех лет показывают активную общественную деятельность художника, его тесные связи с театром “Театральная мастерская” ,постановки которого видели Н.Гумилев, В.Хлебников, В.Мейерхольд. В Ереванский период –после 1921 года- особенное значение имел созданный Сарьяном занавес Первого Ереванского Государственного театра. Работы Сарьяна в парижский период показывают начало изменений в его станковой живописи, что найдет отражение в его позднейшем театрально-декорационном искусстве. В исследовании творчества Мартироса Сарьяна мы пользовались искусствоведческим инструментарием : главным образом пластическим и сравнительным анализом произведений . Особое место занимает анализ занавеса Первого Ереванского Государственного театра . Особым вкладом автора в изучение искусства Сарьяна является его внимательное исследование документальных источников по художественной жизни России и Армении 1920-х годов. Широко описывается культурный контекст первых опытов театральных работ Сарьяна. Жизнь интеллигенции, молодые деятели искусства , литературы и театра- художественная среда в которой разворачивалась театральная деятельность Сарьяна. Новизна работы состоит в первую очередь в исследовании художественной жизни Ростова-на-Дону 1920-х годов и включенности в нее Мартироса Сарьяна. Значительная роль в статье отводится взаимодействию российской интеллигентской среды и культуры арманской общины Нахичевани-на-Дону , что в более ранних работах о Сарьяне практически не освпещалось.
Искусство и искусствознание
Щетинина Н.В. - Практика реди-мейда Марселя Дюшана и апроприация в американском искусстве 1980–2000-х гг.: сходство и различия

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.17919

Аннотация: Предмет исследования данной работы — различия, существующие между практикой реди-мейда в творчестве М. Дюшана и апроприацией в искусстве. На сегодняшний день существующие исследования по вопросам апроприации затрагивают исключительно сходство этих практик. В статье автор выделяет различия, которые заключаются в: предпосылках появления реди-мейда и распространения апроприации; значении актуализации образов массовой культуры для искусства через текстуальное поле; значимости эстетических категорий для творчества художников; различном положении автора, которое занимает художник. В процессе исследования проведен сравнительный анализ сходных явлений в искусстве XX в., что позволяет продемонстрировать их общие черты и различия. Новизна исследования заключается в том, что автор демонстрирует особенности апроприации, как самостоятельного явления в условиях развития американского искусства исследуемого периода. Выделены следующие особенности апроприации, отличные от работы с реди-мейдом М. Дюшана, это: влияние на распространение апроприации постмодернистского дискурса, в котором искусство модернизма представлено как объект критики; работа с конвенциями и клише искусства, массовой культуры, рекламы; создание произведений, полное толкование которых неосуществимо, ни в лингвистическом поле, ни с эстетической точки зрения; а также характерная вне-субъективная позиция автора.
Щетинина Н.В. - Практика реди-мейда Марселя Дюшана и апроприация в американском искусстве 1980–2000-х гг.: сходство и различия c. 235-243

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67611

Аннотация: Предмет исследования данной работы — различия, существующие между практикой реди-мейда в творчестве М. Дюшана и апроприацией в искусстве. На сегодняшний день существующие исследования по вопросам апроприации затрагивают исключительно сходство этих практик. В статье автор выделяет различия, которые заключаются в: предпосылках появления реди-мейда и распространения апроприации; значении актуализации образов массовой культуры для искусства через текстуальное поле; значимости эстетических категорий для творчества художников; различном положении автора, которое занимает художник. В процессе исследования проведен сравнительный анализ сходных явлений в искусстве XX в., что позволяет продемонстрировать их общие черты и различия. Новизна исследования заключается в том, что автор демонстрирует особенности апроприации, как самостоятельного явления в условиях развития американского искусства исследуемого периода. Выделены следующие особенности апроприации, отличные от работы с реди-мейдом М. Дюшана, это: влияние на распространение апроприации постмодернистского дискурса, в котором искусство модернизма представлено как объект критики; работа с конвенциями и клише искусства, массовой культуры, рекламы; создание произведений, полное толкование которых неосуществимо, ни в лингвистическом поле, ни с эстетической точки зрения; а также характерная вне-субъективная позиция автора.
Эстетика и теория искусства
Захаров Ю.К. - Музыкально-теоретический анализ: аксиологический аспект

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.18040

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы о цели и средствах музыкально-теоретического анализа, о возможности доказать красоту или эстетическую ценность музыкального произведения. В первой части статьи содержится небольшой экскурс в античную философию для выявления различия между наукой и искусством, между их целью и методами. В философии Аристотеля искусство и наука являются ступенями на пути к познанию истины. Согласно Платону, человек может, подражая творению, подражать и «осуществлённым в нём вечным идеям», создавая образы вещей. Во второй части автор, отталкиваясь от концепции «ценностного анализа» Ю.Н. Холопова и от трактовки художественной ценности Т.В. Чередниченко, доказывает, что цель анализа – выявить законы структурирования музыкальной материи, построить модель произведения и выдвинуть гипотезу о начальных идеях, воплощённых композитором. Анализ не может доказать красоту музыкального произведения, а его ценность может обосновать лишь отчасти. Но может – через лучшее познание структуры произведения – открыть путь к восприятию запечатлённых в нём эйдосов. Ценность анализа зависит от умения подобрать правильный метод и стратегию его применения.
Захаров Ю.К. - Музыкально-теоретический анализ: аксиологический аспект c. 244-252

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67612

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы о цели и средствах музыкально-теоретического анализа, о возможности доказать красоту или эстетическую ценность музыкального произведения. В первой части статьи содержится небольшой экскурс в античную философию для выявления различия между наукой и искусством, между их целью и методами. В философии Аристотеля искусство и наука являются ступенями на пути к познанию истины. Согласно Платону, человек может, подражая творению, подражать и «осуществлённым в нём вечным идеям», создавая образы вещей. Во второй части автор, отталкиваясь от концепции «ценностного анализа» Ю.Н. Холопова и от трактовки художественной ценности Т.В. Чередниченко, доказывает, что цель анализа – выявить законы структурирования музыкальной материи, построить модель произведения и выдвинуть гипотезу о начальных идеях, воплощённых композитором. Анализ не может доказать красоту музыкального произведения, а его ценность может обосновать лишь отчасти. Но может – через лучшее познание структуры произведения – открыть путь к восприятию запечатлённых в нём эйдосов. Ценность анализа зависит от умения подобрать правильный метод и стратегию его применения.
Музыка и музыкальная культура
Фиалко О.В. - Жанр концерта в современном клавесинном репертуаре: Франсе, Картер, Гурецкий (1950-1980-е гг.)

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.18038

Аннотация: В данной статье автором рассмотрены клавесинные концерты Ж. Франсе, Э. Картера и Х. Гурецкого, созданные в Европе и Америке в 50-80-е гг. и ярко демонстрирующие основные направления развития клавесинного репертуара во второй половине века. Вторая половина ХХ столетия для клавесина, вернувшегося в музыкальную практику на рубеже XIX-XX вв. на волне неоклассицизма и ставшего к середине века важной частью современной музыкальной жизни, ознаменовалась расширением жанровых и стилевых границ применения. Жанр клавесинного концерта, ведущий для клавесинного репертуара 20-30-х гг., в это время отходит на второй план, уступая место ансамблевым сочинениям и сольным пьесам, позволяющим авторам шире раскрыть ранее не задействованный потенциал инструмента. Но жанр концерт по-прежнему остается привлекательным для композиторов, в целом отражая общую тенденцию движения современного клавесинного стиля второй половины века от неоклассицизма 20-30-х гг. по двум направлениям: к авангарду и к союзу академических и популярных интонаций. Рассмотрены истории созданий названных клавесинных концертов, их структура, особенности клавесинной партии и ее взаимодействия с инструментами оркестра. В основных выводах статьи особо подчеркивается популярность жанра концерта среди композиторов Европы и Америки при создании сочинений для клавесина в ХХ веке, в том числе в его второй половине. Это позволяет нам с полной уверенностью назвать концертный жанр одним из наиболее репрезентативных жанров современного клавесинного репертуара.
Фиалко О.В. - Жанр концерта в современном клавесинном репертуаре: Франсе, Картер, Гурецкий (1950-1980-е гг.) c. 253-258

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67613

Аннотация: В данной статье автором рассмотрены клавесинные концерты Ж. Франсе, Э. Картера и Х. Гурецкого, созданные в Европе и Америке в 50-80-е гг. и ярко демонстрирующие основные направления развития клавесинного репертуара во второй половине века. Вторая половина ХХ столетия для клавесина, вернувшегося в музыкальную практику на рубеже XIX-XX вв. на волне неоклассицизма и ставшего к середине века важной частью современной музыкальной жизни, ознаменовалась расширением жанровых и стилевых границ применения. Жанр клавесинного концерта, ведущий для клавесинного репертуара 20-30-х гг., в это время отходит на второй план, уступая место ансамблевым сочинениям и сольным пьесам, позволяющим авторам шире раскрыть ранее не задействованный потенциал инструмента. Но жанр концерт по-прежнему остается привлекательным для композиторов, в целом отражая общую тенденцию движения современного клавесинного стиля второй половины века от неоклассицизма 20-30-х гг. по двум направлениям: к авангарду и к союзу академических и популярных интонаций. Рассмотрены истории созданий названных клавесинных концертов, их структура, особенности клавесинной партии и ее взаимодействия с инструментами оркестра. В основных выводах статьи особо подчеркивается популярность жанра концерта среди композиторов Европы и Америки при создании сочинений для клавесина в ХХ веке, в том числе в его второй половине. Это позволяет нам с полной уверенностью назвать концертный жанр одним из наиболее репрезентативных жанров современного клавесинного репертуара.
Чеботарева Ю.В. - "Симфонизация" виртуозно-романтических концертов А. Вьётана

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.17552

Аннотация: В данной статье освещаются результаты исследования творчества одного из наиболее известных бельгийских музыкантов – Анри Вьётана, чье уникальное музыкальное дарование в полноте проявилось в композиторском творчестве и исполнительском искусстве. Несмотря на важное значение деятельности А. Вьётана в развитии скрипичной музыки, его заслуги в области концертного жанра до сих пор не признаны в полной мере, в связи с чем объектом данного исследования послужили концерты для скрипки А. Вьётана, а предметом изучения стали особенности скрипичного музыкального языка на основе синтезирования виртуозного и симфонического начал в концертном жанре. Статья направлена на выявление новаторских черт А. Вьётана в жанре скрипичного концерта, которые рассматриваются с точки зрения стилистических особенностей, формообразования и принципов «симфонизации» музыкальной драматургии. Основой исследования является комплексно-теоретический подход, объединяющий историко-стилистический, сравнительный музыковедческий и жанровый методы анализа. В статье впервые дается оценка новаций А. Вьётана в жанре скрипичного концерта с позиции выявления приемов симфонического развития. Обосновано, что применяемые композитором принципы музыкального развития свидетельствуют о его приверженности к лирико-драматическому (монологическому) типу симфонизма, что проявляется на уровне драматургии и на уровне выразительных средств. Автором сделаны выводы о том, что особенностью музыкального мышления А. Вьётана является создание лирико-эпических образов романтического характера. В результате исследования раскрывается своеобразие трактовки А. Вьётаном жанра скрипичного концерта, синтезирующего виртуозно-романтическую направленность с динамикой симфонического развития.
Чеботарева Ю.В. - "Симфонизация" виртуозно-романтических концертов А. Вьётана c. 259-263

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67614

Аннотация: В данной статье освещаются результаты исследования творчества одного из наиболее известных бельгийских музыкантов – Анри Вьётана, чье уникальное музыкальное дарование в полноте проявилось в композиторском творчестве и исполнительском искусстве. Несмотря на важное значение деятельности А. Вьётана в развитии скрипичной музыки, его заслуги в области концертного жанра до сих пор не признаны в полной мере, в связи с чем объектом данного исследования послужили концерты для скрипки А. Вьётана, а предметом изучения стали особенности скрипичного музыкального языка на основе синтезирования виртуозного и симфонического начал в концертном жанре. Статья направлена на выявление новаторских черт А. Вьётана в жанре скрипичного концерта, которые рассматриваются с точки зрения стилистических особенностей, формообразования и принципов «симфонизации» музыкальной драматургии. Основой исследования является комплексно-теоретический подход, объединяющий историко-стилистический, сравнительный музыковедческий и жанровый методы анализа. В статье впервые дается оценка новаций А. Вьётана в жанре скрипичного концерта с позиции выявления приемов симфонического развития. Обосновано, что применяемые композитором принципы музыкального развития свидетельствуют о его приверженности к лирико-драматическому (монологическому) типу симфонизма, что проявляется на уровне драматургии и на уровне выразительных средств. Автором сделаны выводы о том, что особенностью музыкального мышления А. Вьётана является создание лирико-эпических образов романтического характера. В результате исследования раскрывается своеобразие трактовки А. Вьётаном жанра скрипичного концерта, синтезирующего виртуозно-романтическую направленность с динамикой симфонического развития.
Хроника культурной жизни
Звездакова Н.Н. - История длиною в век (к 100-летию ЦДМШ г. Саратова)

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.18230

Аннотация: Темой исследования является история теоретического отделения ЦДМШ г. Саратова, которая в декабре 2016 г. отмечает свой 100-летний юбилей. Подробно рассматриваются послереволюционный, довоенный, послевоенный и современный этапы становления школы. Автор знакомит читателей с основоположниками и ведущими преподавателями теоретического отделения школы от начала его существования. В работе рассматриваются разнообразные формы деятельности преподавателей отделения: сольфеджио, хор, театрализация, занятия с маленькими детьми. История школы и впечатления о значимых событиях в ее жизни реконструируются, опираясь на литературные источники и воспоминания учеников школы разных лет В качестве научного метода используется диахронический метод, позволяющий рассматривать музыкально-образовательные аспекты деятельности ЦДМШ г. Саратова в хронологической последовательности. Новизна исследования заключается в том, что в статье собран и обобщен научный и исторический материал, касающийся становления и развития теоретического отделения ЦДМШ г. Саратова. Автор описал главные вехи исторического пути отделения, рассказал о деятельности выдающихся педагогов, заложивших традиции высокого профессионализма в музыкально-теоретической подготовке учащихся.
Звездакова Н.Н. - История длиною в век (к 100-летию ЦДМШ г. Саратова) c. 264-277

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.67615

Аннотация: Темой исследования является история теоретического отделения ЦДМШ г. Саратова, которая в декабре 2016 г. отмечает свой 100-летний юбилей. Подробно рассматриваются послереволюционный, довоенный, послевоенный и современный этапы становления школы. Автор знакомит читателей с основоположниками и ведущими преподавателями теоретического отделения школы от начала его существования. В работе рассматриваются разнообразные формы деятельности преподавателей отделения: сольфеджио, хор, театрализация, занятия с маленькими детьми. История школы и впечатления о значимых событиях в ее жизни реконструируются, опираясь на литературные источники и воспоминания учеников школы разных лет В качестве научного метода используется диахронический метод, позволяющий рассматривать музыкально-образовательные аспекты деятельности ЦДМШ г. Саратова в хронологической последовательности. Новизна исследования заключается в том, что в статье собран и обобщен научный и исторический материал, касающийся становления и развития теоретического отделения ЦДМШ г. Саратова. Автор описал главные вехи исторического пути отделения, рассказал о деятельности выдающихся педагогов, заложивших традиции высокого профессионализма в музыкально-теоретической подготовке учащихся.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.