|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Культура и искусство"
> Содержание № 04, 2015
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 28-06-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 04, 2015
Розин В.М. - Социокультурный анализ походов Александра Македонского и размышление о сущности войны |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.15118
Аннотация: Статья состоит из двух частей – общих рассуждений о сути войны и анализа конкретного кейса, а именно социокультурного осмысления походов Александра Македонского. Отталкиваясь от работы И.Канта, считавшего возможным установление вечного мира, автор анализирует современное понимание войны, различая в мотивировании последней два плана: прагматический и трансцендентальный. Первый задается разного рода практическими целями (захватить чужую территорию, отомстить другому народу за прошлые обиды, распространить на захваченную территорию свою власть, усилить свое хозяйство, пополнить казну и рабов и прочее), а второй – направляется идеями, субъектами которых выступают не отдельные индивиды, а сообщества или государство. Походы Александра Македонского рассматриваются, с точки зрения, анализа личности великого полководца, замысла походов, включая послания, призванные мотивировать и воодушевить армию и греческие полисы, процесса реализации этим замыслов, основных условий реализации, выводов, позволяющих лучше понять природу войны. В исследовании указанных тем были реализованы принципы сравнительного анализа, культурно-историческая реконструкция походов Александра Македонского, методологический анализ, включая проблематизацию. В результате удалось рассмотреть проблемы, возникающие в процессе осмысления войны. Дается и ответ на вопрос о возможности жить без войны. Западный мир теоретически мог бы прожить без войн, поскольку пацифистские и гуманистические движения способствуют превращению традиционных войн в войны с минимальным количеством жертв среди противника и населения. Но противоположная тенденция, вызванная экспансией варварства, наоборот постоянно возобновляет традиционные войны.
Розин В.М. - Социокультурный анализ походов Александра Македонского и размышление о сущности войны |
|
c. 359-372
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.66540
Аннотация: Статья состоит из двух частей – общих рассуждений о сути войны и анализа конкретного кейса, а именно социокультурного осмысления походов Александра Македонского. Отталкиваясь от работы И.Канта, считавшего возможным установление вечного мира, автор анализирует современное понимание войны, различая в мотивировании последней два плана: прагматический и трансцендентальный. Первый задается разного рода практическими целями (захватить чужую территорию, отомстить другому народу за прошлые обиды, распространить на захваченную территорию свою власть, усилить свое хозяйство, пополнить казну и рабов и прочее), а второй – направляется идеями, субъектами которых выступают не отдельные индивиды, а сообщества или государство. Походы Александра Македонского рассматриваются, с точки зрения, анализа личности великого полководца, замысла походов, включая послания, призванные мотивировать и воодушевить армию и греческие полисы, процесса реализации этим замыслов, основных условий реализации, выводов, позволяющих лучше понять природу войны. В исследовании указанных тем были реализованы принципы сравнительного анализа, культурно-историческая реконструкция походов Александра Македонского, методологический анализ, включая проблематизацию. В результате удалось рассмотреть проблемы, возникающие в процессе осмысления войны. Дается и ответ на вопрос о возможности жить без войны. Западный мир теоретически мог бы прожить без войн, поскольку пацифистские и гуманистические движения способствуют превращению традиционных войн в войны с минимальным количеством жертв среди противника и населения. Но противоположная тенденция, вызванная экспансией варварства, наоборот постоянно возобновляет традиционные войны.
Скороходова Т.Г. - Диалогическая герменевтика как метод понимания Другого в философии Бенгальского Возрождения |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.14912
Аннотация: В статье представлена реконструкция метода диалогической герменевтики, который мыслители Бенгальского Возрождения XIX – начала XX в. использовали в процессе понимания Другого. Метод описан как феномен сознания и общий путь понимания Другого, в качестве которого выступает западная культура и её представители. Общность пути понимания обусловлена как обстоятельствами городского колониального общества Индии, где развиваются новое образование и наука, так и общим желанием бенгальских интеллектуалов возрождать и развивать Индию. Допуская наличие некоторого общего для всех бенгальских интеллектуалов метода понимания, автор реконструирует его на основе феноменологического подхода и анализа текстов ключевых личностей эпохи. На основе этой методологии показана структура и особенности понимания Другого, а также действие метода диалогической герменевтики. Метод описан как траектория движения мысли, которая исходит из стремления найти универсальные основания за различиями культур и точки соприкосновения и сходства традиций, а затем от выявления глубинного сходства двигающееся к пониманию различий, обусловленных многообразием жизни. Этот метод открыл пути самопознания для индийской культуры и создал то «понимание как событие» (М. Бубер), благодаря которому Индия открылась взаимодействию с современным миром.
Скороходова Т.Г. - Диалогическая герменевтика как метод понимания Другого в философии Бенгальского Возрождения |
|
c. 373-383
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.66541
Аннотация: В статье представлена реконструкция метода диалогической герменевтики, который мыслители Бенгальского Возрождения XIX – начала XX в. использовали в процессе понимания Другого. Метод описан как феномен сознания и общий путь понимания Другого, в качестве которого выступает западная культура и её представители. Общность пути понимания обусловлена как обстоятельствами городского колониального общества Индии, где развиваются новое образование и наука, так и общим желанием бенгальских интеллектуалов возрождать и развивать Индию. Допуская наличие некоторого общего для всех бенгальских интеллектуалов метода понимания, автор реконструирует его на основе феноменологического подхода и анализа текстов ключевых личностей эпохи. На основе этой методологии показана структура и особенности понимания Другого, а также действие метода диалогической герменевтики. Метод описан как траектория движения мысли, которая исходит из стремления найти универсальные основания за различиями культур и точки соприкосновения и сходства традиций, а затем от выявления глубинного сходства двигающееся к пониманию различий, обусловленных многообразием жизни. Этот метод открыл пути самопознания для индийской культуры и создал то «понимание как событие» (М. Бубер), благодаря которому Индия открылась взаимодействию с современным миром.
Руднев В.П. - Деперсонализация и реперсонализация (На материале пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие») |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.15181
Аннотация: Статья посвящена анализу пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и поставленному по мотивам этой пьесы фильму Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие». В основе анализа лежит разграничение понятий деперсонализации и реперсонализации. Этот концепт, предложенный автором статьи, означает оживление личности, становление человека самим собой, индивидуацию, метанойю. Все персонажи пьесы Шоу и фильма Сокурова, деперсонализированные окружающей их обстановкой войны, реперсонализируются в финале с приближением неизбежной смерти. В статье также в рамках разрабатываемого автором метода психосемиотики рассматриваются ассоциативные идентификации персонажей пьесы и фильма. Так капитан Шотовер предстаёт Сталиным, Брежневым, пророком Моисеем, Христо, Богом Отцом, капитаном Ахавом. Элли Дэн - это и «Алиса в стране чудес», и Элли из «Волшебника изумрудного города». Фильм Сокурова (1986) рассматривается как посвященный деперсонализированной советской интеллигенции перед наступлением перестройки. В статье используется метод, разрабатываемый автором на протяжении многих лет на стыке психоанализа, поэтики и семиотики. Он назван психосемиотикой Новизна данного исследования заключается прежде всего в том, что автор на материале пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие» наряду с общепринятым термином деперсонализация вводит свой концепт реперсонализация, означающий становление человека самим собой, индивидуацию, метанойю. Также в статье на основе психосемиотического метода исследуются ассоциативные идентификации персонажей пьесы и фильма.
Руднев В.П. - Деперсонализация и реперсонализация (На материале пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие») |
|
c. 384-392
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.66542
Аннотация: Статья посвящена анализу пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и поставленному по мотивам этой пьесы фильму Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие». В основе анализа лежит разграничение понятий деперсонализации и реперсонализации. Этот концепт, предложенный автором статьи, означает оживление личности, становление человека самим собой, индивидуацию, метанойю. Все персонажи пьесы Шоу и фильма Сокурова, деперсонализированные окружающей их обстановкой войны, реперсонализируются в финале с приближением неизбежной смерти. В статье также в рамках разрабатываемого автором метода психосемиотики рассматриваются ассоциативные идентификации персонажей пьесы и фильма. Так капитан Шотовер предстаёт Сталиным, Брежневым, пророком Моисеем, Христо, Богом Отцом, капитаном Ахавом. Элли Дэн - это и «Алиса в стране чудес», и Элли из «Волшебника изумрудного города». Фильм Сокурова (1986) рассматривается как посвященный деперсонализированной советской интеллигенции перед наступлением перестройки. В статье используется метод, разрабатываемый автором на протяжении многих лет на стыке психоанализа, поэтики и семиотики. Он назван психосемиотикой Новизна данного исследования заключается прежде всего в том, что автор на материале пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие» наряду с общепринятым термином деперсонализация вводит свой концепт реперсонализация, означающий становление человека самим собой, индивидуацию, метанойю. Также в статье на основе психосемиотического метода исследуются ассоциативные идентификации персонажей пьесы и фильма.
Бургете М.Р. - Поэзия в поисках истины |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.14987
Аннотация: На примере параллелей, проводимых между философскими моментами поэзии Максимилиана Волошина и мировоззрением народов, говоривших на языке науа (ацтеков), показывается, схожесть и созвучие образов и смыслов, созданных на основе мифопоэтического мировосприятия, понимаемого как способ познания, присущий человеку наравне с рационально-теоретическим. Проведенный анализ фактического материала показывает отсутствие прямого контакта и возможности заимствования, следования или подражания. В то же время, образы и смыслы, созданные в культурах, не имевших в реальной истории точек соприкосновения во времени, и пространстве оказываются близкими по содержанию и значению. Ряд общих моментов выявляется на основе сравнительного анализа ряда источников, поэтических текстов и отдельных аспектов мировоззрения Приводимые примеры послужат подтверждением того, что мифопоэтика, во многом, благодаря своей философской насыщенности, остается познавательной структурой, видом существования и производства знания, облаченной в поэтические художественные формы, что в значительной степени способствует межкультурной коммуникации, в которой понимание выступает в единстве средства и конечной цели
Бургете М.Р. - Поэзия в поисках истины |
|
c. 393-406
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.66543
Аннотация: На примере параллелей, проводимых между философскими моментами поэзии Максимилиана Волошина и мировоззрением народов, говоривших на языке науа (ацтеков), показывается, схожесть и созвучие образов и смыслов, созданных на основе мифопоэтического мировосприятия, понимаемого как способ познания, присущий человеку наравне с рационально-теоретическим. Проведенный анализ фактического материала показывает отсутствие прямого контакта и возможности заимствования, следования или подражания. В то же время, образы и смыслы, созданные в культурах, не имевших в реальной истории точек соприкосновения во времени, и пространстве оказываются близкими по содержанию и значению. Ряд общих моментов выявляется на основе сравнительного анализа ряда источников, поэтических текстов и отдельных аспектов мировоззрения Приводимые примеры послужат подтверждением того, что мифопоэтика, во многом, благодаря своей философской насыщенности, остается познавательной структурой, видом существования и производства знания, облаченной в поэтические художественные формы, что в значительной степени способствует межкультурной коммуникации, в которой понимание выступает в единстве средства и конечной цели
Этнология и культурная антропология |
Лестев А.Е. - Морально-нравственные императивы рыцарей Суверенного Военного Мальтийского Ордена |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.15204
Аннотация: Объектом исследования являются морально-нравственные императивы рыцарей Мальтийского Ордена. Подробно рассмотрены основные для самоидентификации рыцаря понятия: честь, преданность, справедливость, милость и послушание в контексте формирования особой системы военно-религиозных Орденов. Несмотря на универсальность этих понятий, в различных воинских сообществах и культурах их смысловая наполненность, а также локализация различны, что предопределяет важность изучения вопроса о душевных устремлениях, духовном поиске человека, о его морально-нравственных императивах при изучении особенности той или иной культуры. Помимо общеисторических методов исследования, стоит выделить социально-психологический и компаративный (сравнительно-культурологический) методы, использованные для описания формирования системы морально-нравственных императивов рыцарей духовного Ордена и их сравнения с аналогичными понятиями у мирских рыцарей. В качестве основного вывода данного исследования показан переход совершенный членами Мальтийского Ордена от узкофеодального мышления к мышлению общего христианского мира, обще-христианского блага, являющийся предтечей современных гуманистических идей и международных организаций, оказывающих гуманитарную помощь во всех уголках планеты. Именно рыцари духовных Орденов впервые смогли противопоставить и воплотить в жизнь идею общего блага идее наживы и личной выгоды.
Лестев А.Е. - Морально-нравственные императивы рыцарей Суверенного Военного Мальтийского Ордена |
|
c. 407-412
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.66544
Аннотация: Объектом исследования являются морально-нравственные императивы рыцарей Мальтийского Ордена. Подробно рассмотрены основные для самоидентификации рыцаря понятия: честь, преданность, справедливость, милость и послушание в контексте формирования особой системы военно-религиозных Орденов. Несмотря на универсальность этих понятий, в различных воинских сообществах и культурах их смысловая наполненность, а также локализация различны, что предопределяет важность изучения вопроса о душевных устремлениях, духовном поиске человека, о его морально-нравственных императивах при изучении особенности той или иной культуры. Помимо общеисторических методов исследования, стоит выделить социально-психологический и компаративный (сравнительно-культурологический) методы, использованные для описания формирования системы морально-нравственных императивов рыцарей духовного Ордена и их сравнения с аналогичными понятиями у мирских рыцарей. В качестве основного вывода данного исследования показан переход совершенный членами Мальтийского Ордена от узкофеодального мышления к мышлению общего христианского мира, обще-христианского блага, являющийся предтечей современных гуманистических идей и международных организаций, оказывающих гуманитарную помощь во всех уголках планеты. Именно рыцари духовных Орденов впервые смогли противопоставить и воплотить в жизнь идею общего блага идее наживы и личной выгоды.
Синеокий О.В. - Корпоративная культура и право корпораций в культуре музыкальной звукозаписи |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.14615
Аннотация: Основным компонентом звуковой культуры является аудиозапись. Объектом исследования является музыкальная звукозапись как социокультурный институт со своими специфическими корпоративными правилами, изучение которых является предметом публикации. В музыкальном бизнесе корпоративная культура играет особо важную роль, поскольку выступает аксиомой поведения всех участников данных правоотношений и является мощным стратегическим инструментом. До настоящего времени остается проблемным вопрос о соотношении корпоративной культуры и корпоративного права в музыкальном бизнесе. В этой связи автор подробно рассматривает проблемы соотношения корпоративной культуры и корпоративного права в музыкальном бизнесе. Особое внимание уделяется культурной значимости технологий музыкальной звукозаписи. В основу исследования положена феноменологическая концепция организационной культуры и теория социальных институтов, которые понимаются как устойчивые комплексы формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов. Новизна исследования заключается в научном обосновании положения, согласно которому корпоративные правоотношения в системе звукозаписи осуществляют роль координатора общих связей, создавая всеохватывающую коммуникационную сеть с едиными правилами, тем самым формируя новые культурные уровни практики музыкальной звукозаписи, реализации и потребления фонографической продукции.
Синеокий О.В. - Корпоративная культура и право корпораций в культуре музыкальной звукозаписи |
|
c. 413-421
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.66545
Аннотация: Основным компонентом звуковой культуры является аудиозапись. Объектом исследования является музыкальная звукозапись как социокультурный институт со своими специфическими корпоративными правилами, изучение которых является предметом публикации. В музыкальном бизнесе корпоративная культура играет особо важную роль, поскольку выступает аксиомой поведения всех участников данных правоотношений и является мощным стратегическим инструментом. До настоящего времени остается проблемным вопрос о соотношении корпоративной культуры и корпоративного права в музыкальном бизнесе. В этой связи автор подробно рассматривает проблемы соотношения корпоративной культуры и корпоративного права в музыкальном бизнесе. Особое внимание уделяется культурной значимости технологий музыкальной звукозаписи. В основу исследования положена феноменологическая концепция организационной культуры и теория социальных институтов, которые понимаются как устойчивые комплексы формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов. Новизна исследования заключается в научном обосновании положения, согласно которому корпоративные правоотношения в системе звукозаписи осуществляют роль координатора общих связей, создавая всеохватывающую коммуникационную сеть с едиными правилами, тем самым формируя новые культурные уровни практики музыкальной звукозаписи, реализации и потребления фонографической продукции.
Историческая культурология и история культуры |
Хренов Н.А. - Публичность в ее традиционных и виртуальных формах как феномен культуры. Статья первая. |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.13822
Аннотация: Предметом исследования в данном статье являются природа и функции публичности как феномена культуры. Однако осмысление публичности в работе имеет четкие хронологические рамки, а именно, в ней прослеживается возникновение новой формы публичности в городах Нового и Новейшего времени. Если воспользоваться социологическим подходом, то возникновение и становление новой формы публичности связано с переходом от доиндустриальных обществ к обществам индустриальным. Поколения второй половины ХХ века столкнулись уже с переходом иного плана - переходом от индустриального общества к постиндустриальному обществу. Что касается публичности в городах Нового времени, то в ней сохраняется многое от традиционных ее форм. Но постепенно с появлением массовой коммуникации, возникающей на технологической основе, публичность утрачивает традиционные формы, становясь выражением виртуализации пространства. Автор пытается вскрыть антропологические признаки публичности как в ее традиционных, так и в виртуальных формах. Основным методологическим подходом к анализу публичности является социологический подход. Однако привлекается также историко - генетический подход. Привлекаются наблюдения социологов и культурологов, исследующих ранние формы социума. Автор убежден, что возникшие на ранних этапах истории архетипические дуальные формулы могут активизироваться и на поздних этапах социума. В качестве примера этого тезиса приводится извлеченная из древнерусских летописей игровая оппозиция между великороссами и малороссами. Новизна предпринятого исследования заключается в рассмотрении в качестве объекта исследования разных форм публичности, начиная с существовавших в архаических обществах смеховых обрядов, поведения купцов на ярмарках, дворянских и купеческих клубов и кончая формами публичности, реализуемыми в виртуальных формах. Автор пытается выявить такие признаки публичности, как театральность, зрелищность, ее игровая и праздничная природа. Особое значение в статье придается отношениям между социумом и театром.
Хренов Н.А. - Публичность в ее традиционных и виртуальных формах как феномен культуры. Статья первая. |
|
c. 422-435
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.66546
Аннотация: Предметом исследования в данном статье являются природа и функции публичности как феномена культуры. Однако осмысление публичности в работе имеет четкие хронологические рамки, а именно, в ней прослеживается возникновение новой формы публичности в городах Нового и Новейшего времени. Если воспользоваться социологическим подходом, то возникновение и становление новой формы публичности связано с переходом от доиндустриальных обществ к обществам индустриальным. Поколения второй половины ХХ века столкнулись уже с переходом иного плана - переходом от индустриального общества к постиндустриальному обществу. Что касается публичности в городах Нового времени, то в ней сохраняется многое от традиционных ее форм. Но постепенно с появлением массовой коммуникации, возникающей на технологической основе, публичность утрачивает традиционные формы, становясь выражением виртуализации пространства. Автор пытается вскрыть антропологические признаки публичности как в ее традиционных, так и в виртуальных формах. Основным методологическим подходом к анализу публичности является социологический подход. Однако привлекается также историко - генетический подход. Привлекаются наблюдения социологов и культурологов, исследующих ранние формы социума. Автор убежден, что возникшие на ранних этапах истории архетипические дуальные формулы могут активизироваться и на поздних этапах социума. В качестве примера этого тезиса приводится извлеченная из древнерусских летописей игровая оппозиция между великороссами и малороссами. Новизна предпринятого исследования заключается в рассмотрении в качестве объекта исследования разных форм публичности, начиная с существовавших в архаических обществах смеховых обрядов, поведения купцов на ярмарках, дворянских и купеческих клубов и кончая формами публичности, реализуемыми в виртуальных формах. Автор пытается выявить такие признаки публичности, как театральность, зрелищность, ее игровая и праздничная природа. Особое значение в статье придается отношениям между социумом и театром.
Искусство и искусствознание |
Липов А.Н. - Джон Милтон Кейдж. «4,33» - пьеса молчаливого присутствия. Тишина, или анархия молчания? Часть 1. |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.15062
Аннотация: Предметом исследования является творчество известного американского композитора, музыкального теоретика, художника, пионера в области алеаторики (случайности) в электроакустической музыке Дж. М. Кейджу (5.09.1912 - 12.08.1992), автора знаменитого «подготовленного фортепиано» и не менее известной композиции «4,33» - пьесе музыкального молчания. Задуманное композитором в 1947-1948 гг., произведение, ставшее для Кейджа воплощением идеи о том, что любые звуки могут представлять и составлять музыку. Композитор развивал идею расширения пространства исполнения академических концертов за счёт использования природных звуков как элементов музыки, изменившей не только само понятие музыки, но и понятие музыкального материала. Музыкальные критики оценивали Дж. Кейджа как одного из самых влиятельных американских композиторов ХХ в. и как одну из ведущих фигур послевоенного авангарда. В работе используется философско - эстетический метод исследования многообразного творчества композитора, предоставляющий основание для оценки пьесы «4'33'» по звуковому материалу одновременно и как образец музыки тишины и как пример музыки шумов и как алеаторическое произведение, поскольку её текст образует случайные элементы шумовой среды. Основным вкладом автора в исследование темы является то, что статья восполняет всё ещё существующий теоретический пробел в русскоязычной научной литературе по музыкальному искусству и эстетике музыки в отношении многообразного творчества и личности композитора, являясь, в то же время, первой наиболее полной теоретико - эстетической работой, посвящённой основному музыкальному произведению Дж. Кейджа – пьесе «4.33». Композиции, заполняющей важную нишу в истории музыки между обычным музыкальным производством и звуками природы. Музыкой у композитора стала и имитация природных звуков и человеческих голосов, где Кейдж блестяще приводит музыкальный процесс в полный круг, преодолевая культурную дистанцию, сложившуюся в классической музыке.
Липов А.Н. - Джон Милтон Кейдж. «4,33» - пьеса молчаливого присутствия. Тишина, или анархия молчания? Часть 1. |
|
c. 436-454
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.66547
Аннотация: Предметом исследования является творчество известного американского композитора, музыкального теоретика, художника, пионера в области алеаторики (случайности) в электроакустической музыке Дж. М. Кейджу (5.09.1912 - 12.08.1992), автора знаменитого «подготовленного фортепиано» и не менее известной композиции «4,33» - пьесе музыкального молчания. Задуманное композитором в 1947-1948 гг., произведение, ставшее для Кейджа воплощением идеи о том, что любые звуки могут представлять и составлять музыку. Композитор развивал идею расширения пространства исполнения академических концертов за счёт использования природных звуков как элементов музыки, изменившей не только само понятие музыки, но и понятие музыкального материала. Музыкальные критики оценивали Дж. Кейджа как одного из самых влиятельных американских композиторов ХХ в. и как одну из ведущих фигур послевоенного авангарда. В работе используется философско - эстетический метод исследования многообразного творчества композитора, предоставляющий основание для оценки пьесы «4'33'» по звуковому материалу одновременно и как образец музыки тишины и как пример музыки шумов и как алеаторическое произведение, поскольку её текст образует случайные элементы шумовой среды. Основным вкладом автора в исследование темы является то, что статья восполняет всё ещё существующий теоретический пробел в русскоязычной научной литературе по музыкальному искусству и эстетике музыки в отношении многообразного творчества и личности композитора, являясь, в то же время, первой наиболее полной теоретико - эстетической работой, посвящённой основному музыкальному произведению Дж. Кейджа – пьесе «4.33». Композиции, заполняющей важную нишу в истории музыки между обычным музыкальным производством и звуками природы. Музыкой у композитора стала и имитация природных звуков и человеческих голосов, где Кейдж блестяще приводит музыкальный процесс в полный круг, преодолевая культурную дистанцию, сложившуюся в классической музыке.
Цодоков Е.С. - Три века Опера комик (2 часть) |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.14818
Аннотация: Предметом исследования является знаменитый парижский музыкальный театр "Опера комик", которому в этом году исполнилось 300 лет. Автор прослеживает историю театра, основные этапы его развития и роль в истории музыкального и театрального искусства Франции. Большое место уделяется репертуарной политике театра на протяжении трех веков, а также знаменитым и вошедшим в историю оперы мировым премьерам - "Кармен" Бизе, "Манон" Массне, "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси и др. Особое место в историческом очерке занимает русская тема. Даются сведения о произведениях русских композиторов - Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, ставившиеся на сцене театра, о русских оперных артистах, выступавших на этих театральных подмостках. При подготовке работы была проведена информационно-поисковая работа, изучены электронные архивы театра "Опера комик", использованы также такие первоисточники, как мемуары ряда музыкальных деятелей. Основными методами работы является текстуальный и семантический анализ источников, а также историко-культурный анализ контекста работы театра. Новизна настоящего исследования заключается в том, что оно является первым в нашей стране систематическим изложением истории парижского музыкального театра "Опера комик" от его основания и до наших дней, дающим достаточно полное представление о всех периодах и важнейших вехах его трехвековой истории. Данное исследование представляет собой инновативный метод представления эмпирических фактов как свидетельства исторической динамики культуры и эволюции культурной формы в сочетании синхронного и диахронного анализа.
Цодоков Е.С. - Три века Опера комик (2 часть) |
|
c. 455-465
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.4.66548
Аннотация: Предметом исследования является знаменитый парижский музыкальный театр "Опера комик", которому в этом году исполнилось 300 лет. Автор прослеживает историю театра, основные этапы его развития и роль в истории музыкального и театрального искусства Франции. Большое место уделяется репертуарной политике театра на протяжении трех веков, а также знаменитым и вошедшим в историю оперы мировым премьерам - "Кармен" Бизе, "Манон" Массне, "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси и др. Особое место в историческом очерке занимает русская тема. Даются сведения о произведениях русских композиторов - Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, ставившиеся на сцене театра, о русских оперных артистах, выступавших на этих театральных подмостках. При подготовке работы была проведена информационно-поисковая работа, изучены электронные архивы театра "Опера комик", использованы также такие первоисточники, как мемуары ряда музыкальных деятелей. Основными методами работы является текстуальный и семантический анализ источников, а также историко-культурный анализ контекста работы театра. Новизна настоящего исследования заключается в том, что оно является первым в нашей стране систематическим изложением истории парижского музыкального театра "Опера комик" от его основания и до наших дней, дающим достаточно полное представление о всех периодах и важнейших вехах его трехвековой истории. Данное исследование представляет собой инновативный метод представления эмпирических фактов как свидетельства исторической динамики культуры и эволюции культурной формы в сочетании синхронного и диахронного анализа.
|
|