по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 04, 2014
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 27-09-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2014
Актуальный вопрос
Давыдов А.П. - Поэзия выше морали (Повесть А. С. Пушкина «Египетские ночи» и комментарий к ней Ф. М. Достоевского )

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12736

Аннотация: Аннотация: В статье опровергается оценка Ф. М. Достоевским пушкинского стихотворения «Египетские ночи», высказанная им в «Пушкинской речи» 8 июня 1880 г. Пушкинский призыв к общечеловечности -- основная ценность для Достоевского, но личностная идеология Пушкина, то есть смысл личности как основание общечеловечности -- главный идейный противник Достоевского. И, восхваляя Пушкина за всечеловечность, Достоевский в своем комментарии разрушает основания пушкинской идеологии. Его интерпретация «Египетских ночей» -- это попытка идеолога-почвенника уничтожить «личность», чтобы освободить место для «Бога» и «народа» как оснований русской культуры и тем самым поставить пушкинский текст на службу своей идее народничества и религиозности как основания собственного представления об общечеловечности. Пушкинская речь Достоевского объективно антипушкинская. Применен сравнительный социокультурный анализ текстов пушкинского стихотворения "Египетские ночи" и комментария к нему Достоевского. Этот анализ проведен в ракурсе ценностей, доминирующих в мышлении автора и комментатора. Впервые в достоевсковедении осуществляется доказательство несостоятельности точки зрения Достоевского на пушкинское стихотворение "Египетские ночи". Тем самым вывод об искажении Достоевским смысла этого стихотворения переходит из статуса декларируемого в статус доказанного. Это позволяет продвинуться вперед в понимании «Пушкинской речи» как объективно антипушкинской.
Давыдов А.П. - Поэзия выше морали (Повесть А. С. Пушкина «Египетские ночи» и комментарий к ней Ф. М. Достоевского ) c. 371-380

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.65423

Аннотация: Аннотация: В статье опровергается оценка Ф. М. Достоевским пушкинского стихотворения «Египетские ночи», высказанная им в «Пушкинской речи» 8 июня 1880 г. Пушкинский призыв к общечеловечности -- основная ценность для Достоевского, но личностная идеология Пушкина, то есть смысл личности как основание общечеловечности -- главный идейный противник Достоевского. И, восхваляя Пушкина за всечеловечность, Достоевский в своем комментарии разрушает основания пушкинской идеологии. Его интерпретация «Египетских ночей» -- это попытка идеолога-почвенника уничтожить «личность», чтобы освободить место для «Бога» и «народа» как оснований русской культуры и тем самым поставить пушкинский текст на службу своей идее народничества и религиозности как основания собственного представления об общечеловечности. Пушкинская речь Достоевского объективно антипушкинская. Применен сравнительный социокультурный анализ текстов пушкинского стихотворения "Египетские ночи" и комментария к нему Достоевского. Этот анализ проведен в ракурсе ценностей, доминирующих в мышлении автора и комментатора. Впервые в достоевсковедении осуществляется доказательство несостоятельности точки зрения Достоевского на пушкинское стихотворение "Египетские ночи". Тем самым вывод об искажении Достоевским смысла этого стихотворения переходит из статуса декларируемого в статус доказанного. Это позволяет продвинуться вперед в понимании «Пушкинской речи» как объективно антипушкинской.
Теоретическая культурология и теория культуры
Хренов Н.А. - Между линейным и циклическим принципом: история искусства в ракурсе социодинамики П. Сорокина

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12366

Аннотация: Статья касается одного из актуальнейших вопросов методологии изучения истории искусства. Абсолютизация линейного принципа в исторических исследованиях, генезис которого уходит в эпоху Просвещения, привел к тому, что историки искусства внимание стали уделять одним периодам, а другие периоды адекватного осмысления не получали. Это в первую очередь относится к искусству архаического периода античности, к средневековому искусству и к искусству Византии.В этом последнем случае искусство воспринималось пребывающим в упадке и, как казалось, не демонстрировало законченных, определившихся форм. Поэтому длительное время оно и не было предметом исследования. Сформировавшаяся в эпоху Просвещения эстетика точкой отсчета делала исключительно искусство Ренессанса. Подобная ситуация продолжала оставаться дол тех пор, пока историк не открыл существование альтернативного принципа в историческом процессе, а именно циклического принципа, обоснованию которого и посвящена данная статья. Хотя интерес к этому принципу возникает уже в Х1Х веке, все же его наиболее удачное использование в ХХ веке продемонстрировал русский ученый П. Сорокин, начинавший как социолог. В статье говорится о значении фундаментального труда П. Сорокина, посвященного социальной и культурной динамике, для становления науки о культуре. В статье показано, как русский ученый постепенно двигался к новому открытию и обоснованию циклического принципа , как он его применил в историческом исследовании искусства в ставшей сегодня известной работе, посвященной социальной и культурной динамике, а главное, как с помощью этого принципа можно избавиться от белых пятен в исследовании искусства, которых накопилось очень много. Кроме того, этот труд П. Сорокина, не имеющий аналогов в мировой науке, помогает разрешить и некоторые трудности при изучении современного искусства. Между тем, в момент появления этого фундаментального исследования он не был понят и оценен, как того заслуживает. Современная ситуация в становлении науки о культуре делает этот труд П. Сорокина чрезвычайно востребованным.
Хренов Н.А. - Между линейным и циклическим принципом: история искусства в ракурсе социодинамики П. Сорокина c. 381-392

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.65424

Аннотация: Статья касается одного из актуальнейших вопросов методологии изучения истории искусства. Абсолютизация линейного принципа в исторических исследованиях, генезис которого уходит в эпоху Просвещения, привел к тому, что историки искусства внимание стали уделять одним периодам, а другие периоды адекватного осмысления не получали. Это в первую очередь относится к искусству архаического периода античности, к средневековому искусству и к искусству Византии.В этом последнем случае искусство воспринималось пребывающим в упадке и, как казалось, не демонстрировало законченных, определившихся форм. Поэтому длительное время оно и не было предметом исследования. Сформировавшаяся в эпоху Просвещения эстетика точкой отсчета делала исключительно искусство Ренессанса. Подобная ситуация продолжала оставаться дол тех пор, пока историк не открыл существование альтернативного принципа в историческом процессе, а именно циклического принципа, обоснованию которого и посвящена данная статья. Хотя интерес к этому принципу возникает уже в Х1Х веке, все же его наиболее удачное использование в ХХ веке продемонстрировал русский ученый П. Сорокин, начинавший как социолог. В статье говорится о значении фундаментального труда П. Сорокина, посвященного социальной и культурной динамике, для становления науки о культуре. В статье показано, как русский ученый постепенно двигался к новому открытию и обоснованию циклического принципа , как он его применил в историческом исследовании искусства в ставшей сегодня известной работе, посвященной социальной и культурной динамике, а главное, как с помощью этого принципа можно избавиться от белых пятен в исследовании искусства, которых накопилось очень много. Кроме того, этот труд П. Сорокина, не имеющий аналогов в мировой науке, помогает разрешить и некоторые трудности при изучении современного искусства. Между тем, в момент появления этого фундаментального исследования он не был понят и оценен, как того заслуживает. Современная ситуация в становлении науки о культуре делает этот труд П. Сорокина чрезвычайно востребованным.
Философия культуры
Апресян Р.Г. - Идейная композиция диалога «Пир» и платоновская философия любви

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12637

Аннотация: В обсуждениях диалога «Пир» можно выделить два подхода: согласно одному, Платон, как и в других диалогах, высказывает свою точку зрения на любовь-эрос посредством Сократа; согласно другому, в диалоге каждый из участников пиршественного диспута вносит свой вклад в развитие понятия любви. Автор придерживается второго подхода и стремится показать, что в «Пире» платоновская концепция любви-эроса представлена диалектически, в динамике различных и различно высказываемых в речах участников идей. Раскрытие платоновского понимания любви проводится на основе, во-первых, аналитического сопоставления предлагаемых в разных речах характеристик любви и выявления в них идейных сопряжений, во-вторых, перспективного соотнесения содержания «пира» с учением о philia Аристотеля и Новозаветным учением об agape, в которых любовь рассматривается как отношение к другому опосредованно отношению к себе и отношению к высшему. Платоновская концепция любви содержит в себе как программу совершенствования в любви, так и идеал человеческих отношений в любви (что Сократ в своей речи обходит стороной). Последнее становится ясным благодаря речи Алкивиада, который, находясь в «парадигме» сократовской эротософии, возвращается к вопросу об отношениях между влюбленными и показывает, какими эти отношения могут быть в своем лучшем виде. Речь Алкивиада в дискурсивном плане предстает связующим звеном между речью Сократа и речами других участников диспута и обеспечивает тот мыслительный синтез, внутри которого и раскрывается концепция любви-эроса Платона.
Апресян Р.Г. - Идейная композиция диалога «Пир» и платоновская философия любви c. 393-407

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.65425

Аннотация: В обсуждениях диалога «Пир» можно выделить два подхода: согласно одному, Платон, как и в других диалогах, высказывает свою точку зрения на любовь-эрос посредством Сократа; согласно другому, в диалоге каждый из участников пиршественного диспута вносит свой вклад в развитие понятия любви. Автор придерживается второго подхода и стремится показать, что в «Пире» платоновская концепция любви-эроса представлена диалектически, в динамике различных и различно высказываемых в речах участников идей. Раскрытие платоновского понимания любви проводится на основе, во-первых, аналитического сопоставления предлагаемых в разных речах характеристик любви и выявления в них идейных сопряжений, во-вторых, перспективного соотнесения содержания «пира» с учением о philia Аристотеля и Новозаветным учением об agape, в которых любовь рассматривается как отношение к другому опосредованно отношению к себе и отношению к высшему. Платоновская концепция любви содержит в себе как программу совершенствования в любви, так и идеал человеческих отношений в любви (что Сократ в своей речи обходит стороной). Последнее становится ясным благодаря речи Алкивиада, который, находясь в «парадигме» сократовской эротософии, возвращается к вопросу об отношениях между влюбленными и показывает, какими эти отношения могут быть в своем лучшем виде. Речь Алкивиада в дискурсивном плане предстает связующим звеном между речью Сократа и речами других участников диспута и обеспечивает тот мыслительный синтез, внутри которого и раскрывается концепция любви-эроса Платона.
Искусство и искусствознание
Цодоков Е.С. - Четвертая загадка Турандот

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12916

Аннотация: Статья посвящена анализу важной проблемы "открытой формы", которая находит выражение в незавершенных работах как авторов прошлого, так и современности, в том числе постмодернизма, где открытая форма становится принципом производства текста. Другой проблемой является соотношение различных пластов литературной основы музыкального произведения. На примере оперного искусства (в данном случае оперы Пуччини "Турандот") показано, что в оперном произведении, как новой сущности, обладающей эмерджентными свойствами, невозможно без ущерба для целостности этой сущности выделить никакого якобы исходного литературного текста, который можно было рассматривать изолированно от итогового результата – партитуры. В работе использован семантический анализ литературных текстов, в частности текстов либретто, сравнительный анализ различных произведений литературы и искусства, составляющий дискурсивный универсум выбранного произведения, а также критико-аналитический анализ источников. Исследование носит междисциплинарный характер, в нем применены искусствоведческий, литературоведческий, музыковедческий подходы, которые в комплексе помещают рассматриваемое произведение в пространство культуры во всей ее сложности. На примере оперы Пуччини "Турандот" автор выявляет разницу между неоконченным (не по своей воле) сочинением и продуманным художественным принципом non finito, связанным с сознательной и самодостаточной незавершенностью формы, которая рассматривается как принципиальная. Автор показывает, что этот прием получил свое эстетическое обоснование в середине 20 века и утвердился, преимущественно, в практике авангардизма и еще более постмодерна, который размыкает художественную форму, делая ее открытой.
Цодоков Е.С. - Четвертая загадка Турандот c. 408-416

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.65426

Аннотация: Статья посвящена анализу важной проблемы "открытой формы", которая находит выражение в незавершенных работах как авторов прошлого, так и современности, в том числе постмодернизма, где открытая форма становится принципом производства текста. Другой проблемой является соотношение различных пластов литературной основы музыкального произведения. На примере оперного искусства (в данном случае оперы Пуччини "Турандот") показано, что в оперном произведении, как новой сущности, обладающей эмерджентными свойствами, невозможно без ущерба для целостности этой сущности выделить никакого якобы исходного литературного текста, который можно было рассматривать изолированно от итогового результата – партитуры. В работе использован семантический анализ литературных текстов, в частности текстов либретто, сравнительный анализ различных произведений литературы и искусства, составляющий дискурсивный универсум выбранного произведения, а также критико-аналитический анализ источников. Исследование носит междисциплинарный характер, в нем применены искусствоведческий, литературоведческий, музыковедческий подходы, которые в комплексе помещают рассматриваемое произведение в пространство культуры во всей ее сложности. На примере оперы Пуччини "Турандот" автор выявляет разницу между неоконченным (не по своей воле) сочинением и продуманным художественным принципом non finito, связанным с сознательной и самодостаточной незавершенностью формы, которая рассматривается как принципиальная. Автор показывает, что этот прием получил свое эстетическое обоснование в середине 20 века и утвердился, преимущественно, в практике авангардизма и еще более постмодерна, который размыкает художественную форму, делая ее открытой.
Шапинская Е.Н., Киященко Н.И. - Диалог об эстетическом воспитании: кризис ценностей и пути его преодоления c. 417-427

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.65427

Аннотация: Предметом исследования является эстетическое воспитание как важнейший фактор в формировании эстетических представлений и системы ценностей современного человека. В настоящее время эстетическое воспитание находится в ситуации кризиса, обусловленного сменой ценностных ориентаций в современном обществе и фрагментацией культурного пространства, находящегося под влиянием как постмодернистских тенденций, так и тотальной информатизации. Необходимость эстетического аспект в становлении человека ХХ1 века не вызывает сомнений. Авторы данной работы предлагают свое видение и пути решения этой проблемы. В работе использованы такие подходы как анализ источников, диахронический подход к анализу развития различных систем эстетического воспитания, философско-культурологический подход к ряду культурных практик современности. Работа представлена в форме диалога, что дает возможность выразить различные точки зрения на проблему эстетического воспитания, на место эстетических представлений в системе ценностей современного человека. Диалог является важной формой философского дискурса, дающей возможности не только сопоставления точек зрения его участников, но и открытой дискурсивной формой, приглашающей к участию в обсуждению заявленных проблем заинтересованную аудиторию, создавая тем самым пространство полилога. Авторы предлагают создание новой модели эстетического воспитания, которая сочетала бы в себе как традиционные подходы и методики, разработанные в отечественной и мировой теории и практике, так и те культурные практики, которые востребованы в молодежной среде, но не получили институционального статуса.
Шапинская Е.Н., Киященко Н.И. - Диалог об эстетическом воспитании: кризис ценностей и пути его преодоления

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12885

Аннотация: Предметом исследования является эстетическое воспитание как важнейший фактор в формировании эстетических представлений и системы ценностей современного человека. В настоящее время эстетическое воспитание находится в ситуации кризиса, обусловленного сменой ценностных ориентаций в современном обществе и фрагментацией культурного пространства, находящегося под влиянием как постмодернистских тенденций, так и тотальной информатизации. Необходимость эстетического аспект в становлении человека ХХ1 века не вызывает сомнений. Авторы данной работы предлагают свое видение и пути решения этой проблемы. В работе использованы такие подходы как анализ источников, диахронический подход к анализу развития различных систем эстетического воспитания, философско-культурологический подход к ряду культурных практик современности. Работа представлена в форме диалога, что дает возможность выразить различные точки зрения на проблему эстетического воспитания, на место эстетических представлений в системе ценностей современного человека. Диалог является важной формой философского дискурса, дающей возможности не только сопоставления точек зрения его участников, но и открытой дискурсивной формой, приглашающей к участию в обсуждению заявленных проблем заинтересованную аудиторию, создавая тем самым пространство полилога. Авторы предлагают создание новой модели эстетического воспитания, которая сочетала бы в себе как традиционные подходы и методики, разработанные в отечественной и мировой теории и практике, так и те культурные практики, которые востребованы в молодежной среде, но не получили институционального статуса.
Музыка и музыкальная культура
Розин В.М. - Удивительный феномен музыки

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12650

Аннотация: В статье излагается новая философская концепция музыки, при этом автор опирается также на свой опыт исследования в методологии, культурологии и гуманитарных науках. Формулируются проблемы, требующие разрешения: объяснение сильного воздействия музыки на человека и разного ее понимания, несводимость музыки к технике исполнения и звучанию, дилемма – музыка язык или символическая система. Водится гипотеза, что музыка, с одной стороны, есть форма жизни как разрешение проблем личности, с другой – художественная реальность. Обсуждаются основные характеристики художественной реальности: текстовая природа, единство переживания ее событий и построения их, роль личности. Анализируются понятия «выразительные средства», «материал искусства», «художественная форма» и утверждается, что целое в музыке задают выразительные средства и личность художника. В последней части статьи автор обосновывает исходную гипотезу о природе музыке, сравнивает музыку с другими временными видами искусства, показывает, что классическая музыка формировалась как форма жизни, позволяющая новоевропейской личности реализовать три основные плана своего бытия. Вводится понятие музыкальной культуры в качестве еще одной важной характеристики музыки. В ходе разработки предложенной концепции музыки автор задействовал методологию гуманитарного познания, сравнительный анализ разных видов искусства, анализ кейсов, генетические соображения, метод проблематизации и конструирования идеальных объектов. В результате ему удалось построить новую философскую концепцию музыки, разрешить ряд проблем, поставленных относительно музыки, и, он надеется, отчасти приоткрыть тайну музыки. Важный аспект этой тайны заключается в том, что, слушая музыку, человек реализует свои экзистенциальные проблемы именно в форме музыкальной временности и работы, включающей чтение и художественное осмысление музыкальной материи-формы.
Розин В.М. - Удивительный феномен музыки c. 428-443

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.65428

Аннотация: В статье излагается новая философская концепция музыки, при этом автор опирается также на свой опыт исследования в методологии, культурологии и гуманитарных науках. Формулируются проблемы, требующие разрешения: объяснение сильного воздействия музыки на человека и разного ее понимания, несводимость музыки к технике исполнения и звучанию, дилемма – музыка язык или символическая система. Водится гипотеза, что музыка, с одной стороны, есть форма жизни как разрешение проблем личности, с другой – художественная реальность. Обсуждаются основные характеристики художественной реальности: текстовая природа, единство переживания ее событий и построения их, роль личности. Анализируются понятия «выразительные средства», «материал искусства», «художественная форма» и утверждается, что целое в музыке задают выразительные средства и личность художника. В последней части статьи автор обосновывает исходную гипотезу о природе музыке, сравнивает музыку с другими временными видами искусства, показывает, что классическая музыка формировалась как форма жизни, позволяющая новоевропейской личности реализовать три основные плана своего бытия. Вводится понятие музыкальной культуры в качестве еще одной важной характеристики музыки. В ходе разработки предложенной концепции музыки автор задействовал методологию гуманитарного познания, сравнительный анализ разных видов искусства, анализ кейсов, генетические соображения, метод проблематизации и конструирования идеальных объектов. В результате ему удалось построить новую философскую концепцию музыки, разрешить ряд проблем, поставленных относительно музыки, и, он надеется, отчасти приоткрыть тайну музыки. Важный аспект этой тайны заключается в том, что, слушая музыку, человек реализует свои экзистенциальные проблемы именно в форме музыкальной временности и работы, включающей чтение и художественное осмысление музыкальной материи-формы.
Петров В.О. - Акционизм Джона Кейджа: основные формы и специфика их воплощения c. 444-456

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.65429

Аннотация: Предметом исследования явился акционизм как явление постмодернисткой культуры и его проявление в творческом наследии американского композитора Джона Кейджа. Рассматриваются основные виды музыкального акционизма - хэппенинг, инструментальный театр как разновидность перформанса и мультимедиа. Отмечается, что под акционизмом стоит понимать такой творческий акт, который формирует собой новый тип восприятия, не свойственный ранее «классическому» процессу рецепции музыкального произведения. Такой тип появился в середине ХХ века и связан он, в первую очередь, с желанием многих авторов приблизиться к синтезу искусств. Статья основана на аналитическом методе рассмотрения основных форм музыкального акционизма; в ней предпринята попытка заострить внимание читателя на особенностях проявления этих форм в творчестве отдельно взятого композитора. Комплексное исследование музыкального акционизма Кейджа предпринимается в отечественном искусствознании впервые. Доказано, что синтетические идеи Кейджа в сочетании с используемым им принципом индетерминизма — это центральная формообразующая черта кейджевских акций, в большей своей части отрицающих известные принципы музыкального искусства. Акционистское творчество Кейджа — не столь вызов времени, не столь пример преднамеренного эпатажа, сколь выражение его собственного внутреннего мира, связанного с идеями буддизма, всепоглощающей концепции синтеза искусств.
Саввина Л.В. - Художественная картина мира в музыке второй половины ХХ века: к вопросу о структурно-семантических инвариантах музыкального мышления c. 457-466

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.65430

Аннотация: В статье содержится обзор музыки второй половины ХХ века в контексте художественной культуры. Особенностью данного этапа развития является связь музыки не только с разными видами искусств — живописью, литературой, архитектурой, поэзией, театром, кино, но и другими формами познания — философией, эстетикой, семиотикой, лингвистикой, математикой, физикой, информатикой, психологией. Выделяются две ведущие тенденции, свойственные музыке второй половины ХХ века: одна связана с детерминизмом, обусловлена причинно-следственными связями, характеризуется опорой на математику, вторая опирается на индетерминизм, в котором случайность, непредсказуемость возводятся в эстетический идеал, что приводит к ослаблению причинно-следственных связей, разрушает целостную композицию и приводит к образованию принципиально разомкнутых текстов. Выделенные тенденции рассматриваются на примере ряда музыкальных произведений ХХ века, анализ производится с учетом выдвинутых типов. Двум выделенным тенденциям соответствуют два типа мышления композитора, опирающиеся на два структурно-семантических инварианта: информативный и синтезирующий, которые обладают совокупностью определенных признаков. Первый тип, основанный на соединении однородных элементов, назовем гомогенным, характеризуется признаками: - обусловлен типом постмодернистского сознания, который определяется термином «сканированный»; - является порождением тенденции к детерминизму; - отличается однородностью, приводящей к запрограммированности; - обусловлен воздействием точных наук, в частности, математики; - свойственна централизация вследствие воздействия центростремительных тенденций. Преобладание рационального начала в первом типе обусловлено свойствами художественного текста, ориентированного на точные науки. Второй тип мышления, основанный на соединении разнородных черт, можно назвать гетерогенным, обусловленным свойствами синтезирующих текстов, предполагающих взаимодействие разных кодов. Он характеризуется следующими признаками: - обусловлен типом постмодернистского сознания, который определяется как «артикуляционный»; - является порождением тенденции к индетерминизму; - отличается разнородностью, нередко несоединимостью контрастных музыкальных кодов; - свойственна децентрализация вследствие воздействия центробежных тенденций.
Петров В.О. - Акционизм Джона Кейджа: основные формы и специфика их воплощения

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12721

Аннотация: Предметом исследования явился акционизм как явление постмодернисткой культуры и его проявление в творческом наследии американского композитора Джона Кейджа. Рассматриваются основные виды музыкального акционизма - хэппенинг, инструментальный театр как разновидность перформанса и мультимедиа. Отмечается, что под акционизмом стоит понимать такой творческий акт, который формирует собой новый тип восприятия, не свойственный ранее «классическому» процессу рецепции музыкального произведения. Такой тип появился в середине ХХ века и связан он, в первую очередь, с желанием многих авторов приблизиться к синтезу искусств. Статья основана на аналитическом методе рассмотрения основных форм музыкального акционизма; в ней предпринята попытка заострить внимание читателя на особенностях проявления этих форм в творчестве отдельно взятого композитора. Комплексное исследование музыкального акционизма Кейджа предпринимается в отечественном искусствознании впервые. Доказано, что синтетические идеи Кейджа в сочетании с используемым им принципом индетерминизма — это центральная формообразующая черта кейджевских акций, в большей своей части отрицающих известные принципы музыкального искусства. Акционистское творчество Кейджа — не столь вызов времени, не столь пример преднамеренного эпатажа, сколь выражение его собственного внутреннего мира, связанного с идеями буддизма, всепоглощающей концепции синтеза искусств.
Саввина Л.В. - Художественная картина мира в музыке второй половины ХХ века: к вопросу о структурно-семантических инвариантах музыкального мышления

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12798

Аннотация: В статье содержится обзор музыки второй половины ХХ века в контексте художественной культуры. Особенностью данного этапа развития является связь музыки не только с разными видами искусств — живописью, литературой, архитектурой, поэзией, театром, кино, но и другими формами познания — философией, эстетикой, семиотикой, лингвистикой, математикой, физикой, информатикой, психологией. Выделяются две ведущие тенденции, свойственные музыке второй половины ХХ века: одна связана с детерминизмом, обусловлена причинно-следственными связями, характеризуется опорой на математику, вторая опирается на индетерминизм, в котором случайность, непредсказуемость возводятся в эстетический идеал, что приводит к ослаблению причинно-следственных связей, разрушает целостную композицию и приводит к образованию принципиально разомкнутых текстов. Выделенные тенденции рассматриваются на примере ряда музыкальных произведений ХХ века, анализ производится с учетом выдвинутых типов. Двум выделенным тенденциям соответствуют два типа мышления композитора, опирающиеся на два структурно-семантических инварианта: информативный и синтезирующий, которые обладают совокупностью определенных признаков. Первый тип, основанный на соединении однородных элементов, назовем гомогенным, характеризуется признаками: - обусловлен типом постмодернистского сознания, который определяется термином «сканированный»; - является порождением тенденции к детерминизму; - отличается однородностью, приводящей к запрограммированности; - обусловлен воздействием точных наук, в частности, математики; - свойственна централизация вследствие воздействия центростремительных тенденций. Преобладание рационального начала в первом типе обусловлено свойствами художественного текста, ориентированного на точные науки. Второй тип мышления, основанный на соединении разнородных черт, можно назвать гетерогенным, обусловленным свойствами синтезирующих текстов, предполагающих взаимодействие разных кодов. Он характеризуется следующими признаками: - обусловлен типом постмодернистского сознания, который определяется как «артикуляционный»; - является порождением тенденции к индетерминизму; - отличается разнородностью, нередко несоединимостью контрастных музыкальных кодов; - свойственна децентрализация вследствие воздействия центробежных тенденций.
От первого лица
Зимоненко А.Р. - Опыты проектирования художественных выставок (записки куратора)

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12860

Аннотация: В статье дается обзор практики создания художественных проектов и выставок, основанный на многолетнем российском и зарубежном опыте работы семейного творческого коллектива в составе членов Союзов архитекторов и художников России и Германии Романа Фаерштейна, Любови Зимоненко и Анны Зимоненко. Основные разделы статьи, сопровождающиеся многочисленными иллюстрациями, посвящены описанию пяти наиболее крупных и важных для семьи Фаерштейна и Зимоненко кураторских проектов. Это – «Советский опыт», «Ностальгия по Русскому авангарду и конструктивизму», «Национальные традиции», «Семейный альбом» и «Архитектурная графика». Автор статьи, являясь непосредственным участником творческого процесса, идентифицирует и анализирует свою деятельность как куратора художественных проектов. Новизна и эмоциональность стилевого характера статьи отражает личную причастность автора к актуальной художественной практике, ее заинтересованность в развитии творческих традиций семьи и в успешной реализации собственных идей и концепций. Статья обращена как к искусствоведам и культурологам, так и к представителям изобразительного искусства и специалистам, работающим в сфере художественного проектирования и организации выставок.
Зимоненко А.Р. - Опыты проектирования художественных выставок (записки куратора) c. 467-481

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.65431

Аннотация: В статье дается обзор практики создания художественных проектов и выставок, основанный на многолетнем российском и зарубежном опыте работы семейного творческого коллектива в составе членов Союзов архитекторов и художников России и Германии Романа Фаерштейна, Любови Зимоненко и Анны Зимоненко. Основные разделы статьи, сопровождающиеся многочисленными иллюстрациями, посвящены описанию пяти наиболее крупных и важных для семьи Фаерштейна и Зимоненко кураторских проектов. Это – «Советский опыт», «Ностальгия по Русскому авангарду и конструктивизму», «Национальные традиции», «Семейный альбом» и «Архитектурная графика». Автор статьи, являясь непосредственным участником творческого процесса, идентифицирует и анализирует свою деятельность как куратора художественных проектов. Новизна и эмоциональность стилевого характера статьи отражает личную причастность автора к актуальной художественной практике, ее заинтересованность в развитии творческих традиций семьи и в успешной реализации собственных идей и концепций. Статья обращена как к искусствоведам и культурологам, так и к представителям изобразительного искусства и специалистам, работающим в сфере художественного проектирования и организации выставок.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.