|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Цодоков Е.С.
Четвертая загадка Турандот
// Культура и искусство.
2014. № 4.
С. 408-416.
DOI: 10.7256/2454-0625.2014.4.12916 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12916
Четвертая загадка Турандот
Цодоков Евгений Самсонович
главный редактор, Интернет-журнал Operanews
117216, Россия, г. Москва, бул. Дмитрия Донского, 13, кв. 117
Tsodokov Evgeny
Chief editor of the Operanews Web Journal
117216, Russia, Moscow, Dmitriy Donskoy's boulevard 13, ap. 117
|
tsodokov.es@mail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2014.4.12916
Дата направления статьи в редакцию:
13-09-2014
Дата публикации:
27-09-2014
Аннотация:
Статья посвящена анализу важной проблемы "открытой формы", которая находит выражение в незавершенных работах как авторов прошлого, так и современности, в том числе постмодернизма, где открытая форма становится принципом производства текста. Другой проблемой является соотношение различных пластов литературной основы музыкального произведения. На примере оперного искусства (в данном случае оперы Пуччини "Турандот") показано, что в оперном произведении, как новой сущности, обладающей эмерджентными свойствами, невозможно без ущерба для целостности этой сущности выделить никакого якобы исходного литературного текста, который можно было рассматривать изолированно от итогового результата – партитуры. В работе использован семантический анализ литературных текстов, в частности текстов либретто, сравнительный анализ различных произведений литературы и искусства, составляющий дискурсивный универсум выбранного произведения, а также критико-аналитический анализ источников. Исследование носит междисциплинарный характер, в нем применены искусствоведческий, литературоведческий, музыковедческий подходы, которые в комплексе помещают рассматриваемое произведение в пространство культуры во всей ее сложности. На примере оперы Пуччини "Турандот" автор выявляет разницу между неоконченным (не по своей воле) сочинением и продуманным художественным принципом non finito, связанным с сознательной и самодостаточной незавершенностью формы, которая рассматривается как принципиальная. Автор показывает, что этот прием получил свое эстетическое обоснование в середине 20 века и утвердился, преимущественно, в практике авангардизма и еще более постмодерна, который размыкает художественную форму, делая ее открытой.
Ключевые слова:
искусство, опера, музыка, драматургия, партитура, либретто, художественная форма, жанр, финал, трактовка
Библиография
1. Ярустовский Б. Я. Очерки по драматургии оперы XX века. М., 1971.
2. Пуччини Д. Письма. Л., 1971.
3. Левашева О. Е. Пуччини и его современники. М., 1980.
4. Данилевич Л. В. Джакомо Пуччини. М.,1969.
5. Маркези Г. Опера. М., 1990. С. 307.
6. Чайковский П. И. Об опере. М.. 1952. С. 175. С. 178
7. Цодоков Е. С. Опера. Энциклопедический словарь. М., 1999.
8. Матусевич А. Турандот осталась монстром. //URL: http://www.operanews.ru/12093001.html
9. Дёмина М. «Турандот» и ее финалы. //URL: http://www.operanews.ru/turandot.html
10. Е.Н. Шапинская Опера в контексте посткультуры:
игры с классикой и конфликт интерпретаций // Культура и искусство. - 2013. - 3. - C. 255 - 266. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.03.2.
References
1. Yarustovskii B. Ya. Ocherki po dramaturgii opery XX veka. M., 1971.
2. Puchchini D. Pis'ma. L., 1971.
3. Levasheva O. E. Puchchini i ego sovremenniki. M., 1980.
4. Danilevich L. V. Dzhakomo Puchchini. M.,1969.
5. Markezi G. Opera. M., 1990. S. 307.
6. Chaikovskii P. I. Ob opere. M.. 1952. S. 175. S. 178
7. Tsodokov E. S. Opera. Entsiklopedicheskii slovar'. M., 1999.
8. Matusevich A. Turandot ostalas' monstrom. //URL: http://www.operanews.ru/12093001.html
9. Demina M. «Turandot» i ee finaly. //URL: http://www.operanews.ru/turandot.html
10. E.N. Shapinskaya Opera v kontekste postkul'tury: igry s klassikoi i konflikt interpretatsii // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 3. - C. 255 - 266. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.03.2.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|