по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 04, 2012
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-8-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2012
Культура и культуры
С. В. Иванов - Феномен российской хип-хоп культуры: теоретическая рефлексия и художественные практики c. 7-11
Аннотация: в статье рассмотрен феномен российской хип-хоп культуры. Проведен анализ теоретических концепций субкультур в зарубежном и отечественном гуманитарном знании, а также рассмотрены постсубкультурные исследования в контексте постмодернистской культуры. Хип-хоп анализируется как субкультурное сообщество и как культурная форма, возникшая в результате межкультурного взаимодействия и получившая специфические характеристики, связанные с российской социокультурной реальностью.
Культура и цивилизация
В. К. Кантор - Серебряный век: культура против цивилизации, или Победа архаических смыслов c. 12-17
Аннотация: с точки зрения автора статьи, Серебряный век показал, что культура способна, восстановив мифические языческие смыслы, уничтожить ту цивилизацию, до которой медленно и трудно доработалась передовая часть народа. Эта артистическая эпоха была реакцией на введение в историческое поле свободы огромных свежих масс людей. Старые системы очеловечения, гуманизации, цивилизации давали сбои — и включилась артистическая система, возвращавшая людей в доцивилизованный этап с реальными мистериями и жертвами в попытке помочь сознанию масс справиться с обрушившейся на них свободой. Человечество как бы сызнова проигрывало свое духовное развитие, сызнова дорабатываясь до предохранительных механизмов цивилизации, но уже способных совладать с человеком массы. Автор делает вывод: после катаклизмов ХХ в. Европа, включая и Россию, возвращается к ренессансной (с опорой на личность) парадигме истории.
Культура и власть
Полосина А.Н. - Идея насилия в творчестве Л. Н. Толстого
Аннотация: Несмотря на явную утопичность и абстрактность идеи ненасилия, ее актуализация в конце ХIX – начале XX вв. во всей грандиозности, присущей только одному Толстому, произвела сильное впечатление на современников, вызвав дружную критику философов и политиков, всех толков и направлений, а также определила условия ее преемственности и признания на Востоке в лице Махатмы Ганди и на Западе – Мартином Лютером Кингом. Словно предвидя невиданный всплеск насилия грядущего XX в., Толстой с неустанной повторяемостью «вбрасывает» эту известную со времен античности истину, воспринятую нетерпимость ом, стоиками, исихазмом и т. д., во множество своих художественных произведений, в философские и публицистические трактаты, в дневники, письма и устные высказывания. Не претендуя на полное отражение всех аспектов этой грандиозной темы, попытаемся в настоящем исследовании определить в общих чертах генетические истоки неприятия Толстым всякого насилия и эволюцию идеи непротивления злу насилием в его художественно-философской системе и прийти к некоторым общим выводам.
Естествознание, техника и культура
Э. А. Орлова - Синергетические идеи в изучении социокультурной микродинамики c. 18-31
Аннотация: синергетический метод определяет новую по сравнению с характерной для науки периода модерна позицию в изучении формирования и динамики систем. В сочетании с идеями постмодерна он открывает широкие возможности для изучения социокультурных процессов, в том числе для использования нового математического инструментария. В статье рассматриваются методологические возможности использования синергетики при изучении социокультурной микродинамики. Выделяются сходные положения, позволяющие провести аналогии между проблемами, имеющимися в рамках обоих направлений, и путями их решений, между используемыми ключевыми понятиями. Основное внимание уделяется способам исследования процессов порождения социокультурных целостностей и переходов от одних их фазовых состояний к другим.
Философия культуры
И. И. Евлампиев - Европейская традиция в современной русской философии c. 32-40
Аннотация: в статье дается характеристика воззрений некоторых ярких представителей современной российской философии, которых можно назвать современными западниками. Показано, что указанные мыслители сочетают в своем творчестве идеи западной философии с традициями русской мысли. Одним из самых заметных мыслителей поздней советской эпохи является Мераб Мамардашвили. Важнейшая идея Мамардашвили — тесная взаимосвязь личности и мира: с одной стороны, мир зависит от личности и поэтому к нему неприменимы формы классической рациональности, с другой стороны, личность должна признать свою зависимость от «божественного измерения» мира. Владимир Бибихин доказывал, что главное качество личности — не обособленность от мира, а открытость ему; на этой основе Бибихин резко критиковал западную цивилизацию. Карен Свасьян, развивая философские идеи Ф. Ницше и О. Шпенглера, также говорит о необратимом кризисе западной культуры. Как и Бибихин, он утверждает, что причина этого кризиса связана с искажением христианского мировоззрения, произошедшим в исторической церкви. Рассмотрено творческое развитие современного философа и писателя Владимира Кантора. В русской истории он видит противостояние стихии и цивилизации. Прогрессивное развитие России он видит в постепенном внедрении идеи права в общественную жизнь, укрощающее «стихию» народной жизни и деспотический произвол власти.
Теория коммуникации и медиалогия
Хоружий С.С. - О ценности личного общения в мире гуманитарной коммуникации
Аннотация: Анализ свойств виртуальных и медийных технологий коммуникации и общения обнаруживает в их современном развитии тенденцию к обеднению общения, опустошению его духовно-душевных, личностных и экзистенциальных измерений, утрате качества «глубины общения». Эта тенденция позволяет говорить о появлении иерархии форм общения, нисходящей от полноценного личного общения вплоть до всецело формализованного «общения протоколов» компьютерных систем. Напротив, в сфере духовной жизни и, в первую очередь, духовных практик усматривается существование противоположной иерархии форм общения, восходящей от обычного эмпирического общения – через формы, отвечающие ступеням духовной практики, – к абсолютной полноте общения, которая представляет собой актуальный взаимообмен уже не информацией, а бытием, и передается понятием византийской патристики «перихорисис». Поскольку же выхолащивание человеческого общения входит в число опасностей нынешней антропологической и социальной ситуации, то культивация личного общения и его высших форм должна рассматриваться как одна из стратегий борьбы с антропологическим кризисом. Новые возможности подобной культивации открывает идущий процесс вступления общества и сознания в постсекулярную парадигму.
Гендерные исследования
Т. В. Канаш - Феномены счастья и любви в польской культуре и обществе c. 41-45
Аннотация: среди тем, активно изучаемых социологией культуры, находятся и представления о счастье и любви, функционирующие в культуре и обществе. В статье анализируются репрезентативные социологические исследования представлений, существующих в польском обществе. Выявлено, что несмотря на либерализацию нравов, в Польше по-прежнему сильна вера в счастливую любовь, основанную на доверии и взаимопонимании. Обращено внимание на тему женского счастья в художественной литературе. Анализируются результаты исследования, проведенного автором среди студентов педагогического и политехнического вузов Варшавы. Подчеркивается иллюзорность идеала счастливой любви в контексте потребительского общества; реальные возможности достижения счастливой любви видятся на уровне повседневности.
Memory studies
Е. Червинска-Якимюк - Предубеждения как фактор, блокирующий примирение между народами c. 46-54
Аннотация: в статье дается анализ предубеждений как фактора, блокирующего процессы примирения между народами. Рассматриваются причины возникновения предубеждений, а также способы сведения их к минимуму и возможность выработки способов преодоления так называемых «мемориальных барьеров». Затрагивается проблема коллективной памяти и мемориальных и памятных мест. Указанные проблемы исследуются в контексте российско-польских отношений.
Историческая культурология и история культуры
Листов В.С. - "Летит орел, тяжел и страшен". Об одном историческом мотиве в поэме А.С.Пушкина "Езерский"
Аннотация: Статья посвящена строфе /Х111/ поэмы «Езерский» - «Зачем крутится ветр в овраге… ?». Эта строфа, наполненная глубоким философским смыслом, имеет, по мнению автора, и конкретно-исторический подтекст. В ней отражены события 1815 года – побег Наполеона с острова Эльба, движение императора на Париж, идейная эволюция Бонапарта и возвращение его к власти. Строфа подтверждает стремление Пушкина «пародировать историю и Шекспира».
Э. А. Шулепова - Отечественная культура в очень сложный и плодотворный период c. 55-56
Аннотация: в статье дан анализ содержания фундаментального исследовательского проекта в том виде, в каком оно запечатлено в итоговом документе первого этапа проекта — в издании открывающего серию тома «Очерков истории русской культуры»; показаны сильные стороны проекта и сложность изучаемых проблем, их актуальность для современного социокультурного контекста. Проект осуществляется лабораторией истории культуры Исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова при поддержке РГНФ.
Культурное наследие, традиции и инновации
С. А. Кондраков - Тоска по «золотому веку» в романе Дж. Мура «Откровения молодого человека» c. 57-61
Аннотация: ностальгия по «золотому веку» становится важнейшим элементом культурной рефлексии эпохи рубежа веков, ярким подтверждением чему является роман англо-ирландского писателя Джорджа Мура (George Moore, 1852–1933) «Откровения молодого человека» («Confessions of a Young Man», 1888). Написанный по воспоминаниям о годах, проведенных автором в Париже, роман интересен прежде всего оригинальной постановкой проблемы культуры, инобытие которой рисуется Муром в форме томления по утраченной гармонии изобильной жизни, свободной от тирании времени и морали. Соотнесенный с современностью, образ «золотого века» актуализирует значимый для эпохи мотив «неудовлетворенности культурой», что позволяет рассмотреть «Исповедь молодого человека» в контексте мифопоэтики модерна.
Экранная культура и экранные искусства
О. В. Потокина - Киноформула: поэтика гонконгского полицейского фильма c. 62-66
Аннотация: кинематограф Гонконга является одним из малоизученных в отечественной науке культурных явлений, история которого тесно связана как с традиционной китайской культурой, так и с новейшими достижениями массмедиа ХХ–ХХI вв. В изучении обширного пласта популярного жанра полицейского фильма применим метод типологического анализа материала. Автор статьи приходит к выводу, что в построении и художественном языке исследуемых фильмов наличествует формульность, укладывающаяся в определенный жанровый канон. Канон соединяет в себе и наивысшие достижения кино Гонконга и новые удачно найденные элементы. Кинематограф в одном из своих важнейших жанров выступает выражением состояния современного общества Гонконга.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - Личность и трагедия Марины Цветаевой
Аннотация: Автор отталкивается от полемики в Интернете, одни участники которой обвиняют Марину Цветаеву в том, что она преступно относилась к своим дочерям, а другие оправдывают её, поскольку она великий поэт. Обсуждаются аргументы "за" и "против" основных точек зрения. Автор высказывает гипотезу, в соответствие с которой Цветаева была множественной личностью. Одна её личность - "поэта-эзотерика", а другая - обычная, но маргинальная. В свете этой гипотезы он объясняет странное поведение Цветаевой, а также выглядящее маниакальным ведение ею дневников. В конце статьи рассматривается вопрос о понимании художественного произведения в ситуации, когда создаются различные реконструкции жизни и личности их автора.
Н. Е. Самохина - Философский символизм живописного творчества Н.К. Рериха c. 67-74
Аннотация: статья посвящена анализу основных философских идей, лежащих в основе художественного творчества выдающего русского художника Н. К. Рериха. В ней дан сравнительный анализ тематики художественных произведений Н. Рериха и философской проблематики учения Агни Йоги, или Живой Этики, созданного семьей Рерих в сотрудничестве с индийским философом Махатмой Мориа в 1924–1938 гг. На этой базе сделан вывод о том, что тематика живописного творчества художника весьма близка философским идеям учения Агни Йоги, а философский символизм его художественных произведений тесно связан с основными положениями данного учения. Для анализа избранной тематики автором использован метод методологической рефлексии. Результаты проведенного им исследования могут быть использованы в дальнейших искусствоведческих и культурологических исследованиях художественного и литературного творчества Н. К. Рериха, а также в изучении отдельных аспектов философского учения Агни Йоги.
История искусств
Е. В. Забелина - Симультанеизм как прорыв визуальных образов во временное измерение c. 75-83
Аннотация: в 2012 г. исполняется 100 лет симультанеизму — одному из авангардных направлений в искусстве ХХ в., у истоков которого стоял Р. Делоне. Родившийся на стыке искусства и науки, основанный на теории света и цвета французского химика М. Э. Шеврёля, симультанеизм вооружил людей искусства принципиально новыми выразительными средствами художественного языка и способами воздействия на зрителя. Эксперименты с симультанными контрастами и формами позволили передать иллюзию движения на живописной плоскости. Искусство фигуративное меняется на искусство трансформативное. Фильмом «Механический балет» Ф. Леже доказал, что принципы симультанеизма возможно использовать и в черно-белом кино. Он использовал такой тип монтажа, строящийся на быстром соединении неподвижных фрагментов, который в кинематографе получил название «симультанный монтаж». Данная статья имеет целью конкретизировать понятие симультанеизма и показать некоторые области его применения в искусстве.
Сценические искусства
В. П. Раков - Герменевтика мифа и танца c. 84-89
Аннотация: к анализу книги Е. А. Маликова «Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики» автора статьи подвигло то, что в книге Маликовым формулируется методологическая стратегия изучения танца и его эстетической специфики. С его точки зрения, очень важна мысль исследователя о роли мифа, ритуала, культа и образа в морфологии хореографического высказывания. Особое внимание уделено представленной Маликовым культурологической типологии дискурсов. Высоко оцениваются вскрытые ученым механизмы порождения новых смыслов и форм танца в его целостности. Указывается на научную ценность актуализируемых в книге проблем как для искусствоведения, так и для культурологии.
Музыка и музыкальная культура
А. В. Денисов - О феномене пародии в музыкальном искусстве c. 90-94
Аннотация: в статье предпринят анализ принципов, лежащих в основе музыкальной пародии как художественного приема. Автором рассмотрены общие механизмы действия пародии, конкретные музыкальные средства, приводящие к ее образованию, а также выявлены функции пародии в музыкальном искусстве. Основной принцип пародии заключается в структурно-семантической инверсии исходного текста, формирующей его перевернутый в смысловом отношении образ. Пародийное переосмысление оригинала обычно происходит за счет параллельного действия внутри- и межтекстовых отношений — определенной взаимной координации элементов текста пародии, а также «сравнения» этого текста с пародируемым оригиналом. Конкретное воплощение инверсии может быть связано, с определенной организацией интонационной структуры музыкального текста и с его внемузыкальной смысловой сферой. На конкретных примерах рассматриваются основные приемы пародии в музыке — деформация и агглютинация. Отдельно показано положение и функции музыкальной пародии в историко-культурном контексте. В частности, принцип пародийной инверсии противопоставляется явлениям идеализации и мифологизации, сопутствующим друг другу в процессе развития культуры.
О поэзии и прозе
Т. И. Мицук - «Гляди – он доктор философии…»: особенности интеллектуальной прозы В. Кантора (на примере сборника «Наливное яблоко») c. 95-99
Аннотация: интеллектуальная проза доктора философских наук Владимира Кантора, резко выделяясь на фоне современной литературы, заслуживает особого внимания литературоведов. В статье предпринята попытка определить особенности прозы В. Кантора. Был проанализирован новый сборник «Наливное яблоко». В результате исследования автор делает вывод, что одной из главных особенностей прозы философа является интертекстуальность его произведений. В статье рассматриваются рассказы, не печатавшееся ранее в формате книги. Более подробно был изучен рассказ «Смерть пенсионера», представляющий наибольший интерес для исследования. Особое внимание было уделено структуре сборника, которая играет определенную роль: уже знакомые по прежним публикациям произведения подсвечиваются новыми и все вместе начинают звучать иначе, чем по отдельности.
От первого лица
Галкина Т.А. - Армянские впечатления. Культурологическое эссе
Аннотация: Статья представляет собой сравнительный анализ личных впечатлений автора не только от последней поездки в Армению в сентябре 2011 года, но и многочисленных посещений ее начиная с 1963 года. Это взгляд географа, одно из направлений исследований которого – география культуры, поэтому особое внимание в статье уделено именно этому аспекту жизни республики, прежде всего ее столицы - Еревана. Последние 20 лет Армения живет самостоятельной политической жизнью, но, однако, в трудных условиях геополитической изолированности, в условиях разрушения многих традиционных связей. Автор показывает изменения, произошедшие в жизни Армении не только в этот период, но и вспоминает особенности повседневной и общественной жизни города в давние советские годы. Особое внимание уделено впечатлениям от нового архитектурного облика Еревана, новых особенностей быта.
Т. А. Галкина - Армянские впечатления: культурологическое эссе c. 100-108
Аннотация: статья представляет собой сравнительный анализ личных впечатлений автора от многочисленных посещений Армении начиная с 1963 г., последнее из которых состоялось в сентябре 2011 г. Это взгляд географа, одно из направлений исследований которого — география культуры, поэтому особое внимание уделено именно данному аспекту жизни республики, прежде всего ее столицы Еревана. Последние 20 лет Армения живет как самостоятельное государство, преодолевая все трудности геополитической изолированности, в условиях разрушения многих традиционных связей. Автор показывает изменения, произошедшие в стране в этот период, и вспоминает особенности повседневной и общественной жизни главного ее города в давние советские годы. Особое внимание уделено впечатлениям от нового архитектурного облика Еревана, новых особенностей быта.
Хроника культурной жизни
Шулепова Э.А. - Об отечественной культуре в очень сложный и плодотворный период
Аннотация: в статье дан анализ содержания фундаментального исследовательского проекта в том виде, в каком он запечатлен в итоговом документе — первом издании первого тома «Очерков истории русской культуры»; показаны его сильные стороны и сложность изучаемых проблем, их актуальность для современного социокультурного контекста
О. А. Семченко - Международный форум «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества» (17–20 апреля 2012 года; Могилев, Республика Беларусь) c. 109-110
Аннотация: в статье описаны события Международного форума «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества», проходившего 17–20 апреля 2012 г. в Могилеве (Республика Беларусь). В нем прияли участие специалисты в области традиционной культуры, руководители и специалисты учреждений культуры из Литвы, Азербайджана, Армении, Украины, России и Беларуси. В рамках Форума была проведена Международная научно-практическая конференция «Традиционная культура: охрана, сохранение, актуализация». Ее участники выступили перед коллегами с докладами, посвященными различным аспектам традиционной культуры.
Л. В. Зыкова - Календарно-обрядовые традиции Могилевской области c. 111-115
Аннотация: статья написана по докладу, подготовленному автором для Международной научно- практической конференции «Традиционная культура: охрана, сохранение, актуализация». В ней показано место Могилевщины в региональной системе бытования белорусского фольклора: как носитель отличительных характерных свойств народной культуры Поднепровья она имеет разнообразную жанровую палитру почти во всех направлениях народного творчества (среди них — памятники устно- поэтической традиции, предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальный фольклор). Показаны особое место народной песни в фольклорном наследии Могилевщины, ее доминирующие позиции. Некоторые песни корнями уходят в донациональную культуру и сохраняют в себе элементы общеславянского песенного творчества (с течением времени, однако, приобретя отличительные особенности). Другие, возникшие позднее, представляют собой образец мастерства, таланта и народной фантазии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.