|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Культура и искусство"
> Содержание № 04, 2012
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-8-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 04, 2012
С. В. Иванов - Феномен российской хип-хоп культуры: теоретическая рефлексия и художественные практики |
|
c. 7-11
|
Аннотация: в статье рассмотрен феномен российской хип-хоп культуры. Проведен анализ теоретических концепций субкультур в зарубежном и отечественном гуманитарном знании, а также рассмотрены постсубкультурные исследования в контексте постмодернистской культуры. Хип-хоп анализируется как субкультурное сообщество и как культурная форма, возникшая в результате межкультурного взаимодействия и получившая специфические характеристики, связанные с российской социокультурной реальностью.
В. К. Кантор - Серебряный век: культура против цивилизации, или Победа архаических смыслов |
|
c. 12-17
|
Аннотация: с точки зрения автора статьи, Серебряный век показал, что культура способна, восстановив мифические языческие смыслы, уничтожить ту цивилизацию, до которой медленно и трудно доработалась передовая часть народа. Эта артистическая эпоха была реакцией на введение в историческое поле свободы огромных свежих масс людей. Старые системы очеловечения, гуманизации, цивилизации давали сбои и включилась артистическая система, возвращавшая людей в доцивилизованный этап с реальными мистериями и жертвами в попытке помочь сознанию масс справиться с обрушившейся на них свободой. Человечество как бы сызнова проигрывало свое духовное развитие, сызнова дорабатываясь до предохранительных механизмов цивилизации, но уже способных совладать с человеком массы. Автор делает вывод: после катаклизмов ХХ в. Европа, включая и Россию, возвращается к ренессансной (с опорой на личность) парадигме истории.
Полосина А.Н. - Идея насилия в творчестве Л. Н. Толстого |
|
|
Аннотация: Несмотря на явную утопичность и абстрактность идеи ненасилия, ее актуализация в конце ХIX – начале XX вв. во всей грандиозности, присущей только одному Толстому, произвела сильное впечатление на современников, вызвав дружную критику философов и политиков, всех толков и направлений, а также определила условия ее преемственности и признания на Востоке в лице Махатмы Ганди и на Западе – Мартином Лютером Кингом. Словно предвидя невиданный всплеск насилия грядущего XX в., Толстой с неустанной повторяемостью «вбрасывает» эту известную со времен античности истину, воспринятую нетерпимость ом, стоиками, исихазмом и т. д., во множество своих художественных произведений, в философские и публицистические трактаты, в дневники, письма и устные высказывания. Не претендуя на полное отражение всех аспектов этой грандиозной темы, попытаемся в настоящем исследовании определить в общих чертах генетические истоки неприятия Толстым всякого насилия и эволюцию идеи непротивления злу насилием в его художественно-философской системе и прийти к некоторым общим выводам.
Естествознание, техника и культура |
Э. А. Орлова - Синергетические идеи в изучении социокультурной микродинамики |
|
c. 18-31
|
Аннотация: синергетический метод определяет новую по сравнению с характерной для науки периода модерна позицию в изучении формирования и динамики систем. В сочетании с идеями постмодерна он открывает широкие возможности для изучения социокультурных процессов, в том числе для использования нового математического инструментария. В статье рассматриваются методологические возможности использования синергетики при изучении социокультурной микродинамики. Выделяются сходные положения, позволяющие провести аналогии между проблемами, имеющимися в рамках обоих направлений, и путями их решений, между используемыми ключевыми понятиями. Основное внимание уделяется способам исследования процессов порождения социокультурных целостностей и переходов от одних их фазовых состояний к другим.
И. И. Евлампиев - Европейская традиция в современной русской философии |
|
c. 32-40
|
Аннотация: в статье дается характеристика воззрений некоторых ярких представителей современной российской философии, которых можно назвать современными западниками. Показано, что указанные мыслители сочетают в своем творчестве идеи западной философии с традициями русской мысли. Одним из самых заметных мыслителей поздней советской эпохи является Мераб Мамардашвили. Важнейшая идея Мамардашвили тесная взаимосвязь личности и мира: с одной стороны, мир зависит от личности и поэтому к нему неприменимы формы классической рациональности, с другой стороны, личность должна признать свою зависимость от «божественного измерения» мира. Владимир Бибихин доказывал, что главное качество личности не обособленность от мира, а открытость ему; на этой основе Бибихин резко критиковал западную цивилизацию. Карен Свасьян, развивая философские идеи Ф. Ницше и О. Шпенглера, также говорит о необратимом кризисе западной культуры. Как и Бибихин, он утверждает, что причина этого кризиса связана с искажением христианского мировоззрения, произошедшим в исторической церкви. Рассмотрено творческое развитие современного философа и писателя Владимира Кантора. В русской истории он видит противостояние стихии и цивилизации. Прогрессивное развитие России он видит в постепенном внедрении идеи права в общественную жизнь, укрощающее «стихию» народной жизни и деспотический произвол власти.
Теория коммуникации и медиалогия |
Хоружий С.С. - О ценности личного общения в мире гуманитарной коммуникации |
|
|
Аннотация: Анализ свойств виртуальных и медийных технологий коммуникации и общения обнаруживает в их современном развитии тенденцию к обеднению общения, опустошению его духовно-душевных, личностных и экзистенциальных измерений, утрате качества «глубины общения». Эта тенденция позволяет говорить о появлении иерархии форм общения, нисходящей от полноценного личного общения вплоть до всецело формализованного «общения протоколов» компьютерных систем. Напротив, в сфере духовной жизни и, в первую очередь, духовных практик усматривается существование противоположной иерархии форм общения, восходящей от обычного эмпирического общения – через формы, отвечающие ступеням духовной практики, – к абсолютной полноте общения, которая представляет собой актуальный взаимообмен уже не информацией, а бытием, и передается понятием византийской патристики «перихорисис». Поскольку же выхолащивание человеческого общения входит в число опасностей нынешней антропологической и социальной ситуации, то культивация личного общения и его высших форм должна рассматриваться как одна из стратегий борьбы с антропологическим кризисом. Новые возможности подобной культивации открывает идущий процесс вступления общества и сознания в постсекулярную парадигму.
Т. В. Канаш - Феномены счастья и любви в польской культуре и обществе |
|
c. 41-45
|
Аннотация: среди тем, активно изучаемых социологией культуры, находятся и представления о счастье и любви, функционирующие в культуре и обществе. В статье анализируются репрезентативные социологические исследования представлений, существующих в польском обществе. Выявлено, что несмотря на либерализацию нравов, в Польше по-прежнему сильна вера в счастливую любовь, основанную на доверии и взаимопонимании. Обращено внимание на тему женского счастья в художественной литературе. Анализируются результаты исследования, проведенного автором среди студентов педагогического и политехнического вузов Варшавы. Подчеркивается иллюзорность идеала счастливой любви в контексте потребительского общества; реальные возможности достижения счастливой любви видятся на уровне повседневности.
Е. Червинска-Якимюк - Предубеждения как фактор, блокирующий примирение между народами |
|
c. 46-54
|
Аннотация: в статье дается анализ предубеждений как фактора, блокирующего процессы примирения между народами. Рассматриваются причины возникновения предубеждений, а также способы сведения их к минимуму и возможность выработки способов преодоления так называемых «мемориальных барьеров». Затрагивается проблема коллективной памяти и мемориальных и памятных мест. Указанные проблемы исследуются в контексте российско-польских отношений.
Историческая культурология и история культуры |
Листов В.С. - "Летит орел, тяжел и страшен".
Об одном историческом мотиве в поэме А.С.Пушкина "Езерский". |
|
|
Аннотация: Статья посвящена строфе /Х111/ поэмы «Езерский» - «Зачем крутится ветр в овраге… ?». Эта строфа, наполненная глубоким философским смыслом, имеет, по мнению автора, и конкретно-исторический подтекст. В ней отражены события 1815 года – побег Наполеона с острова Эльба, движение императора на Париж, идейная эволюция Бонапарта и возвращение его к власти. Строфа подтверждает стремление Пушкина «пародировать историю и Шекспира».
Э. А. Шулепова - Отечественная культура в очень сложный и плодотворный период |
|
c. 55-56
|
Аннотация: в статье дан анализ содержания фундаментального исследовательского проекта в том виде, в каком оно запечатлено в итоговом документе первого этапа проекта в издании открывающего серию тома «Очерков истории русской культуры»; показаны сильные стороны проекта и сложность изучаемых проблем, их актуальность для современного социокультурного контекста. Проект осуществляется лабораторией истории культуры Исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова при поддержке РГНФ.
Культурное наследие, традиции и инновации |
С. А. Кондраков - Тоска по «золотому веку» в романе Дж. Мура «Откровения молодого человека» |
|
c. 57-61
|
Аннотация: ностальгия по «золотому веку» становится важнейшим элементом культурной рефлексии эпохи рубежа веков, ярким подтверждением чему является роман англо-ирландского писателя Джорджа Мура (George Moore, 18521933) «Откровения молодого человека» («Confessions of a Young Man», 1888). Написанный по воспоминаниям о годах, проведенных автором в Париже, роман интересен прежде всего оригинальной постановкой проблемы культуры, инобытие которой рисуется Муром в форме томления по утраченной гармонии изобильной жизни, свободной от тирании времени и морали. Соотнесенный с современностью, образ «золотого века» актуализирует значимый для эпохи мотив «неудовлетворенности культурой», что позволяет рассмотреть «Исповедь молодого человека» в контексте мифопоэтики модерна.
Экранная культура и экранные искусства |
О. В. Потокина - Киноформула: поэтика гонконгского полицейского фильма |
|
c. 62-66
|
Аннотация: кинематограф Гонконга является одним из малоизученных в отечественной науке культурных явлений, история которого тесно связана как с традиционной китайской культурой, так и с новейшими достижениями массмедиа ХХ–ХХI вв. В изучении обширного пласта популярного жанра полицейского фильма применим метод типологического анализа материала. Автор статьи приходит к выводу, что в построении и художественном языке исследуемых фильмов наличествует формульность, укладывающаяся в определенный жанровый канон. Канон соединяет в себе и наивысшие достижения кино Гонконга и новые удачно найденные элементы. Кинематограф в одном из своих важнейших жанров выступает выражением состояния современного общества Гонконга.
Художественная культура и творчество |
Розин В.М. - Личность и трагедия Марины Цветаевой |
|
|
Аннотация: Автор отталкивается от полемики в Интернете, одни участники которой обвиняют Марину Цветаеву в том, что она преступно относилась к своим дочерям, а другие оправдывают её, поскольку она великий поэт. Обсуждаются аргументы "за" и "против" основных точек зрения. Автор высказывает гипотезу, в соответствие с которой Цветаева была множественной личностью. Одна её личность - "поэта-эзотерика", а другая - обычная, но маргинальная. В свете этой гипотезы он объясняет странное поведение Цветаевой, а также выглядящее маниакальным ведение ею дневников. В конце статьи рассматривается вопрос о понимании художественного произведения в ситуации, когда создаются различные реконструкции жизни и личности их автора.
Н. Е. Самохина - Философский символизм живописного творчества Н.К. Рериха |
|
c. 67-74
|
Аннотация: статья посвящена анализу основных философских идей, лежащих в основе художественного творчества выдающего русского художника Н. К. Рериха. В ней дан сравнительный анализ тематики художественных произведений Н. Рериха и философской проблематики учения Агни Йоги, или Живой Этики, созданного семьей Рерих в сотрудничестве с индийским философом Махатмой Мориа в 19241938 гг. На этой базе сделан вывод о том, что тематика живописного творчества художника весьма близка философским идеям учения Агни Йоги, а философский символизм его художественных произведений тесно связан с основными положениями данного учения. Для анализа избранной тематики автором использован метод методологической рефлексии. Результаты проведенного им исследования могут быть использованы в дальнейших искусствоведческих и культурологических исследованиях художественного и литературного творчества Н. К. Рериха, а также в изучении отдельных аспектов философского учения Агни Йоги.
Е. В. Забелина - Симультанеизм как прорыв визуальных образов во временное измерение |
|
c. 75-83
|
Аннотация: в 2012 г. исполняется 100 лет симультанеизму одному из авангардных направлений в искусстве ХХ в., у истоков которого стоял Р. Делоне. Родившийся на стыке искусства и науки, основанный на теории света и цвета французского химика М. Э. Шеврёля, симультанеизм вооружил людей искусства принципиально новыми выразительными средствами художественного языка и способами воздействия на зрителя. Эксперименты с симультанными контрастами и формами позволили передать иллюзию движения на живописной плоскости. Искусство фигуративное меняется на искусство трансформативное. Фильмом «Механический балет» Ф. Леже доказал, что принципы симультанеизма возможно использовать и в черно-белом кино. Он использовал такой тип монтажа, строящийся на быстром соединении неподвижных фрагментов, который в кинематографе получил название «симультанный монтаж». Данная статья имеет целью конкретизировать понятие симультанеизма и показать некоторые области его применения в искусстве.
В. П. Раков - Герменевтика мифа и танца |
|
c. 84-89
|
Аннотация: к анализу книги Е. А. Маликова «Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики» автора статьи подвигло то, что в книге Маликовым формулируется методологическая стратегия изучения танца и его эстетической специфики. С его точки зрения, очень важна мысль исследователя о роли мифа, ритуала, культа и образа в морфологии хореографического высказывания. Особое внимание уделено представленной Маликовым культурологической типологии дискурсов. Высоко оцениваются вскрытые ученым механизмы порождения новых смыслов и форм танца в его целостности. Указывается на научную ценность актуализируемых в книге проблем как для искусствоведения, так и для культурологии.
Музыка и музыкальная культура |
А. В. Денисов - О феномене пародии в музыкальном искусстве |
|
c. 90-94
|
Аннотация: в статье предпринят анализ принципов, лежащих в основе музыкальной пародии как художественного приема. Автором рассмотрены общие механизмы действия пародии, конкретные музыкальные средства, приводящие к ее образованию, а также выявлены функции пародии в музыкальном искусстве. Основной принцип пародии заключается в структурно-семантической инверсии исходного текста, формирующей его перевернутый в смысловом отношении образ. Пародийное переосмысление оригинала обычно происходит за счет параллельного действия внутри- и межтекстовых отношений определенной взаимной координации элементов текста пародии, а также «сравнения» этого текста с пародируемым оригиналом. Конкретное воплощение инверсии может быть связано, с определенной организацией интонационной структуры музыкального текста и с его внемузыкальной смысловой сферой. На конкретных примерах рассматриваются основные приемы пародии в музыке деформация и агглютинация. Отдельно показано положение и функции музыкальной пародии в историко-культурном контексте. В частности, принцип пародийной инверсии противопоставляется явлениям идеализации и мифологизации, сопутствующим друг другу в процессе развития культуры.
Т. И. Мицук - «Гляди – он доктор философии…»: особенности интеллектуальной прозы В. Кантора (на примере сборника «Наливное яблоко») |
|
c. 95-99
|
Аннотация: интеллектуальная проза доктора философских наук Владимира Кантора, резко выделяясь на фоне современной литературы, заслуживает особого внимания литературоведов. В статье предпринята попытка определить особенности прозы В. Кантора. Был проанализирован новый сборник «Наливное яблоко». В результате исследования автор делает вывод, что одной из главных особенностей прозы философа является интертекстуальность его произведений. В статье рассматриваются рассказы, не печатавшееся ранее в формате книги. Более подробно был изучен рассказ «Смерть пенсионера», представляющий наибольший интерес для исследования. Особое внимание было уделено структуре сборника, которая играет определенную роль: уже знакомые по прежним публикациям произведения подсвечиваются новыми и все вместе начинают звучать иначе, чем по отдельности.
Галкина Т.А. - Армянские впечатления. Культурологическое эссе |
|
|
Аннотация: Статья представляет собой сравнительный анализ личных впечатлений автора не только от последней поездки в Армению в сентябре 2011 года, но и многочисленных посещений ее начиная с 1963 года. Это взгляд географа, одно из направлений исследований которого – география культуры, поэтому особое внимание в статье уделено именно этому аспекту жизни республики, прежде всего ее столицы - Еревана. Последние 20 лет Армения живет самостоятельной политической жизнью, но, однако, в трудных условиях геополитической изолированности, в условиях разрушения многих традиционных связей. Автор показывает изменения, произошедшие в жизни Армении не только в этот период, но и вспоминает особенности повседневной и общественной жизни города в давние советские годы. Особое внимание уделено впечатлениям от нового архитектурного облика Еревана, новых особенностей быта.
Т. А. Галкина - Армянские впечатления: культурологическое эссе |
|
c. 100-108
|
Аннотация: статья представляет собой сравнительный анализ личных впечатлений автора от многочисленных посещений Армении начиная с 1963 г., последнее из которых состоялось в сентябре 2011 г. Это взгляд географа, одно из направлений исследований которого география культуры, поэтому особое внимание уделено именно данному аспекту жизни республики, прежде всего ее столицы Еревана. Последние 20 лет Армения живет как самостоятельное государство, преодолевая все трудности геополитической изолированности, в условиях разрушения многих традиционных связей. Автор показывает изменения, произошедшие в стране в этот период, и вспоминает особенности повседневной и общественной жизни главного ее города в давние советские годы. Особое внимание уделено впечатлениям от нового архитектурного облика Еревана, новых особенностей быта.
Шулепова Э.А. - Об отечественной культуре в очень сложный и плодотворный период |
|
|
Аннотация: в статье дан анализ содержания фундаментального исследовательского проекта в том виде, в каком он запечатлен в итоговом документе — первом издании первого тома «Очерков истории русской культуры»; показаны его сильные стороны и сложность изучаемых проблем, их актуальность для современного социокультурного контекста
О. А. Семченко - Международный форум «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества» (17–20 апреля 2012 года; Могилев, Республика Беларусь) |
|
c. 109-110
|
Аннотация: в статье описаны события Международного форума «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества», проходившего 1720 апреля 2012 г. в Могилеве (Республика Беларусь). В нем прияли участие специалисты в области традиционной культуры, руководители и специалисты учреждений культуры из Литвы, Азербайджана, Армении, Украины, России и Беларуси. В рамках Форума была проведена Международная научно-практическая конференция «Традиционная культура: охрана, сохранение, актуализация». Ее участники выступили перед коллегами с докладами, посвященными различным аспектам традиционной культуры.
Л. В. Зыкова - Календарно-обрядовые традиции Могилевской области |
|
c. 111-115
|
Аннотация: статья написана по докладу, подготовленному автором для Международной научно- практической конференции «Традиционная культура: охрана, сохранение, актуализация». В ней показано место Могилевщины в региональной системе бытования белорусского фольклора: как носитель отличительных характерных свойств народной культуры Поднепровья она имеет разнообразную жанровую палитру почти во всех направлениях народного творчества (среди них памятники устно- поэтической традиции, предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальный фольклор). Показаны особое место народной песни в фольклорном наследии Могилевщины, ее доминирующие позиции. Некоторые песни корнями уходят в донациональную культуру и сохраняют в себе элементы общеславянского песенного творчества (с течением времени, однако, приобретя отличительные особенности). Другие, возникшие позднее, представляют собой образец мастерства, таланта и народной фантазии.
|
|