по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 01, 2012
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-2-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2012
Культура и культуры
Хренов Н.А. - Русское искусство рубежа ХIХ-ХХ веков и его роль в культурном синтезе Запада и Востока
Аннотация: в статье предпринята попытка понять то, что обычно подразумевается под «коллективным бессознательным», причем, применительно к русской культуре. Смысл этого термина автор связывает со скифством, к которому в русской культуре интерес начал проявляться еще на рубеже Х1Х-ХХ веков, о чем, например, свидетельствует известное стихотворение А. Блока. Пожалуй, только так называемые евразийцы (русские публицисты и философы – эмигранты) в 20-х годах истекшего столетия впервые расшифровали, что стоит за скифскими настроениями, столь характерными для этой эпохи. Обращаясь к творчеству разных художников рубежа Х1Х-ХХ веков, автор в русском искусстве обнаруживает евразийство до евразийства. Центральной темой статьи является активизация интереса к Востоку, что способствует более интенсивному варианту развертывающегося в истории культурного синтеза.
Культура и власть
К. Э. Разлогов - Что строим: крепость или автострады? c. 7-17
Аннотация: инновационные гражданские и политические взгляды рассматривают развитие культуры как оправданную и очевидную политическую цель, имеющую практическое значение для новых наций-государств, в особенности для России после 1991 г. С одной стороны, политика нациестроительства порождает синдром изоляции (мой дом — моя крепость), с другой — разнообразие культур становится имманентной чертой общества, в то время как обыденное взаимодействие между людьми в повседневной практике в самых разных местах возрождает конструктивный принцип «мыслить глобально — действовать локально».
Культурология и cultural studies
Хренов Н.А. - Синтез Запада и Востока как культурологическая проблема
Аннотация: статья посвящена переходному периоду в истории отечественного искусства – рубежу ХIХ-ХХ веков. Именно в этот период развертывается интенсивное взаимодействие между разными культурами – русской, западной и восточной. Обращает на себя внимание явление, которое можно обозначить как культурный синтез. В этом синтезе особенно обращает на себя внимание ассимиляция ценностей восточной культуры, что характерно не только для русской, но и для западной культуры. Однако в русской культуре этот процесс протекает так, что его оборотной стороной нередко оказываются антизападные настроения. Углубляющийся в России на рубеже ХIХ-ХХ веков интерес к Востоку автор иллюстрирует, обращаясь к творчеству Л. Толстого, В. Соловьева, А. Белого, А. Блока, Н. Рериха, В. Хлебникова, А. Добролюбова, К. Бальмонта, Б. Лившица и других. Особая страница в этой истории принадлежит рефлексии евразийцев (историков, философов, публицистов) – Г. Вернадского, Л. Карсавина, Н. Трубецкого. В их работах получили выражение идея, которая в бессознательной форме уже содержалась в искусстве. Позднее, уже ближе к нашему времени, она будет подхвачена Л. Гумилевым.
Н. А. Хренов - Синтез Запада и Востока как культурологическая проблема c. 18-27
Аннотация: статья посвящена переходному периоду в истории отечественного искусства – рубежу ХIХ–ХХ вв. Именно в этот период развертывается интенсивное взаимодействие между разными культурами: русской, западной и восточной. Обращает на себя внимание явление культурного синтеза, а в нем особенно обращает на себя внимание ассимиляция ценностей восточной культуры, что характерно не только для русской, но и для западной культуры. Однако в русской культуре этот процесс протекает так, что его оборотной стороной нередко оказываются антизападные настроения. Углубляющийся в России на рубеже ХIХ–ХХ вв. интерес к Востоку автор иллюстрирует, обращаясь к творчеству Л. Толстого, В. Соловьева, А. Белого, А. Блока, Н. Рериха, В. Хлебникова, А. Добролюбова, К. Бальмонта, Б. Лившица и др. Особая страница в этой истории принадлежит рефлексии евразийцев (историков, философов, публицистов): Г. Вернадского, Л. Карсавина, Н. Трубецкого. В их работах получила выражение идея, которая в бессознательной форме уже содержалась в искусстве. Позднее, уже ближе к нашему времени, она будет подхвачена Л. Гумилевым.
Философия культуры
А. А. Григорьев - Архитектура и музыка как культурологические аналогии пространственно-временного континуума c. 28-34
Аннотация: в статье предлагается рассматривать архитектуру и музыку как аналоги пространственно-временного континуума в физике и математике. Поэтическое слово оказывается тем объединяющим началом, которое сопрягает между собой архитектуру и музыку, внося в культуру смысловое начало. Треугольник архитектура-музыка-литература (язык) является фундаментом любой культуры.
Теория коммуникации и медиалогия
Сальникова Е.В. - К вопросу о предыстории современной технической визуальной культуры
Аннотация: Зримые явления, рожденные и транслируемые с помощью электромагнитных сигналов, не обладают механическим, доступным для непосредственного тактильного контакта телом, каким обладает зримый образ, несомый живописным полотном, бумажным листом, прочими механическими телами. Техническая визуальная образность не слита воедино со своим материальным носителем (например, экраном), а возникает как результат многоступенчатого технического процесса. Сущность визуальной образности состоит в ее принципиальной бесплотности, в неуловимости ее буквального местонахождения. До технических революций Нового времени человек имел дело с другими неуловимыми, досягаемыми лишь для зрительного восприятия формами. Предлагается их классифицировать как «условленные визуальные» и «природные визуальные». Прослеживаются трансформации условленного визуального в современной цивилизации. Картина неба интерпретируется как природное визуальное, подобное экрану, транслирующему визуальную информацию, которая обладает эстетическими свойствами и общественной актуальностью.
А. П. Люсый - Автономный субъект новой медийной реальности: голографический театр слова Александра Айзенберга c. 35-41
Аннотация: новая медийная реальность в статье трактуется как ситуация вызова традиционному искусству слова. Творчество современного одесского писателя А. Айзенберга трактуется как один из ответов литературы на этот вызов. Ставится вопрос о границе между просвещенческой нормой и антипросвещенческой патологией в использовании медиа и рождении нового автономного субъекта.
Историческая культурология и история культуры
Михайлов А.Ю. - «Классическое как русское» или «классическое vs. русское»: проблемы «национализации» классицизма и формулирования национального стиля в архитектуре России XVIII – XX вв.
Аннотация: В данной статье, используя методологию архитектурной (В. Паперный, Б. Вильковский), искусствоведческой (Э. Панофский) и в целом гуманитарной науки (М.Фуко) предпринята попытка рассмотреть классицизм как один из вариантов «национального» стиля России, формулирование которого было одной из главных задач российской власти в области архитектуры XVIII – XX вв. Предметом исследования является процесс «национализации» европейского классицизма и выстраивании на его основе «национальной» версии глобального стиля. В фокусе внимания автора всевозможные трансформации/мутации, связанные с использованием идеологического и формотворческого потенциала классицизма в формулировании различных версий «национального» стиля. Осуществляется это на примере трех периодов российской истории – эпох актуализации классицизма как идеологии и архитектурного стиля: собственно, классицизма (неоклассицизма) 1770 – 1820 гг., неоклассицизма 1900 – 1910-х гг. и советского неоклассицизма 1930 – 1950-х гг.
Культурное наследие, традиции и инновации
Кеня И.А. - Возрождение традиций благотворительности: региональный опыт
Аннотация: Статья посвящена деятельности Брянского регионального общественного благотворительного Фонда имени братьев Могилевцевых по возрождению традиций благотворительности. Дана характеристика основных видов деятельности Фонда и их значении в современной благотворительной деятельности. Статья будет интересна читателям интересующимися благотворительностью, т.к. в ней представлен не имеющий аналогов в современной России региональный опыт по возрождению российской духовности и традиций благотворительности.
И. А. Кеня - Возрождение традиций благотворительности: региональный опыт c. 42-44
Аннотация: статья посвящена деятельности Брянского регионального общественного благотворительного Фонда имени братьев Могилевцевых, направленной на возрождение традиций благотворительности. В ней представлен не имеющий аналогов в современной России региональный опыт по возрождению российской духовности и традиций благотворительности, дана характеристика основных видов деятельности Фонда, культурных акций.
Экранная культура и экранные искусства
Рейфман Б.В. - Путь к "понятию" в сопровождении "образа" (некоторые аспекты кинотеории С.М. Эйзенштейна)
Аннотация: В статье исследуются некоторые аспекты кинотеории С.М.Эйзенштейна, устанавливаемые при ее рассмотрении в контексте определенной концепции «киномодернизма». Внимание фокусируется на важнейшей в эйзенштейновской эстетике проблеме конфликтных взаимоотношений в «адекватной» зрительской рецепции фильма «образа» и «понятия». Методологические основания активизации понятийного мышления зрителя, «конструировавшиеся» теоретиком как следствие создания «образа» и его одновременного остранения, соотносятся с иррационалистской и рационалистской формами «киномодернистского» противостояния «кинореализму», оппонировавшими друг другу, но и сосуществовавшими в тесной взаимосвязи.
Б. В. Рейфман - Путь к понятию в сопровождении образа: некоторые аспекты кинотеории С. М. Эйзенштейна c. 45-55
Аннотация: в статье устанавливаются некоторые аспекты кинотеории С. М. Эйзенштейна, рассматриваемой в контексте концепции киномодернизма. Внимание фокусируется на важнейшей в эйзенштейновской эстетике проблеме конфликтных взаимоотношений образа и понятия в зрительской рецепции фильма. Способы активизации понятийного мышления зрителя, конструировавшиеся теоретиком как методы такого создания образа, которое сопровождалось бы одновременным его остранением, соотносятся с иррационалистской и рационалистской формами киномодернистского противостояния тотально-повествовательному кинореализму.
Художественная культура и творчество
А. П. Люсый - Боги и черти нашей наивности: культурологический дуэт для «мира впервые» c. 56-60
Аннотация: в статье рассмотрено взаимодействие двух взглядов на наив и близкий ему по смыс- лу примитив в культуре и искусстве, в оригинальном преломлении представленное в книге А. Н. Рылёвой и О. Д. Балдиной «Два взгляда на наивное искусство». Продемонстрированный в книге двойной взгляд охарактеризован как исчерпывающая на сегодняшний день картин спонтанных метаморфоз и понимания их сути. Отмечены дискуссионные места концепции.
Эстетика и теория искусства
В. А. Каюков - Культурологические типы сценического артистизма в западноевропейском дирижировании c. 61-67
Аннотация: в статье даны определение и разбор культурологических типов сценического артистизма на примере ключевых представителей западноевропейского дирижирования (Г. фон Бюлов, Ф. Вейнгартнер, В. Фуртвенглер, А. Тосканини, Г. фон Караян, С. Озава, Д. Баренбойм, С. Рэттл). Выведена типология дирижеров: три базовых типа (дирижер-диктатор, дирижер-деятель, дирижер-интеллектуал и поэт) и смешанные типы (дирижер-политик, дирижер-бизнесмен и шоумен, «странствующий» дирижер). Анализируется специфика влияния на оркестр дирижеров разных типов. Предпринята попытка ответить на вопрос: почему один дирижер, имеющий прекрасные слух и музыкальную память, не может войти в число великих дирижеров, а другой, менее одаренный, смог занять в истории дирижирования одно из ведущих мест? В статье впервые предложена периодизация не музыковедческая, не искусствоведческая, а философско-культурологическая (с использованием ка- тегорий «успех» и «артистизм»).
История искусств
Шульгина Д.П. - Эклектика в российской провинции: фактор архитектурного наследия при выявлении региональных особенностей
Аннотация: Рассмотрены особенности развития эклектики как особого архитектурного стиля конца XIX – начала ХХ века. Особое внимание уделено проявлениям архитектуры эклектики в российской провинции, прежде всего, выявлению региональных различий в проявлении этого стиля. Выявлены общие тенденции стиля и достаточно четкие различия между отдельными губерниями, которые зависят главным образом от архитектурной ситуации, сложившейся в регионах к середине XIX века. Дана характеристика проявления подобных региональных различий для разных типов зданий и сооружений.
Стили, течения, школы
Д. П. Шульгина - Эклектика в российской провинции: фактор архитектурного наследия при выявлении региональных особенностей c. 68-75
Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития эклектики как особого архитектурного стиля конца XIX – начала ХХ в. Особое внимание уделено проявлениям архитектуры эклектики в российской провинции, прежде всего выявлению региональных различий в проявлении этого стиля. Показаны общие тенденции стиля и достаточно четкие различия между отдельными губерниями, которые зависят главным образом от архитектурной ситуации, сложившейся в регионах к середине XIX в. Дана характеристика проявления региональных различий для разных типов зданий и сооружений.
Книжная культура и искусство книги
Б. В. Рейфман - Живое кино как не визуальный образ: по поводу книги К. Э. Разлогова «Мировое кино: История искусства экрана» c. 76-78
Аннотация: в статье дается анализ авторской формы, организующей большой фактический материал в только что изданной книге К. Э. Разлогова о мировом кинопроцессе. Образ «истории кино», созданный им, сравнивается с живым организмом, развивающимся в череде новых рождений, но сохраняющим неизменное основание своей жизни. Речь идет о повествовательной структуре, в которой идея коллажа сочетается с «железным сценарием», обеспечивающим информационному массиву текста необходимую упорядоченность.
Сценические искусства
Гнутикова С.С. - Художественный образ или информационный код? (К вопросу концептуализации понятия театральной куклы)
Аннотация: Статья посвящена анализу эволюции понятия театральной куклы в отечественной исследовательской мысли. Можно утверждать, что феномен театральной куклы — изменяющееся неустойчивое явление культуры, зависящее от трансформаций внутри театрального искусства. Отмечается наличие двух подходов к пониманию театральной куклы. Первый формирует образ театральной куклы как продукт установок современного исследователю театра кукол, а второй фиксирует знаковые характеристики театра кукол как пространства изобразительного искусства.
С. С. Гнутикова - Художественный образ или информационный код? К вопросу концептуализации понятия «театральная кукла» c. 79-87
Аннотация: статья посвящена анализу эволюции понятия «театральная кукла» в отечественной исследовательской мысли. Можно утверждать, что феномен театральной куклы — изменяющееся, неустойчивое явление культуры, зависящее от трансформаций внутри театрального искусства. В статье показано наличие двух подходов к пониманию театральной куклы. Первый формирует образ театральной куклы как продукт установок современного исследователю театра кукол, второй фиксирует знаковые характеристики театра кукол как пространства изобразительного искусства.
Музыка и музыкальная культура
С. С. Севастьянова - Музыкально-биографический фильм: проблемы жанра c. 88-96
Аннотация: в статье предпринимается попытка осмыслить некоторые проблемы музыкально- биографического фильма. В какой мере этот жанр можно рассматривать как документальное произведение? По какому критерию происходит отбор музыкального материала в подобной картине? Как сказывается временной формат на аналогичной координате художественной ленты? Явление рассматривается в жанровом пространстве музыкального фильма.
О поэзии и прозе
М. Е. Бойко - Метод структурного анализа характеров литературных персонажей: апробация и первые итоги c. 97-106
Аннотация: в статье представлено одно из наиболее перспективных направлений психологического литературоведения — литературная характерология. Апробируется методика гипотетической реконструкции характеров литературных персонажей путем структурного анализа текста. В качестве объекта исследования выбран роман «Венера в мехах» (1869) австрийского писателя Л. фон Захер-Мазоха, главные герои которого идентифицируются как акцентуированные личности, стоящие на грани патологии. Демонстрируется, как структурный анализ позволяет по-новому осмыслить сюжет и коллизию романа, приблизить к пониманию такого сложного явления, как мазохизм. Вводится представление об «алгохарактерах», «микросхизисе», выявляется ряд закономерностей, ранее ускользавших от исследователей и интерпретаторов.
От первого лица
Ванслов В.В. - Рыцарь театра, цирка, эстрады: к 100-летию со дня рождения Ю. А. Дмитриева
Аннотация: в статье, посвященной выдающемуся театроведу, историку цирка и эстрады Ю. А. Дмитриеву, даны основные вехи его жизненного пути и показан его вклад в науку об искусстве, уникальность его исследовательского и педагогического таланта
Рабинович В.Л. - Лицезрение отсутствия
Аннотация: : в статье рассматривается поэтика Н. В. Гоголя с точки зрения «лицезрения отсутствия» и в контексте с творчеством И Чавчавадзе, с современной анимацией (Ю. Норштейн) и поэзией О. Мандельтшама («я пью за военные астры»).
В. В. Ванслов - Рыцарь театра, цирка, эстрады: к 100-летию со дня рождения Ю. А. Дмитриева c. 107-109
Аннотация: в статье, посвященной выдающемуся театроведу, историку цирка и эстрады Ю. А. Дмитриеву, даны основные вехи его жизненного пути и показан его вклад в науку об искусстве, уникальность его исследовательского и педагогического таланта.
Дискуссионный клуб
В. Л. Рабинович - Лицезрение отсутствия c. 110-115
Аннотация: в статье рассматривается поэтика Н. В. Гоголя с точки зрения «лицезрения отсутствия» и в контексте с творчеством И. Чавчавадзе, с современной анимацией (Ю. Норштейн) и поэзией О. Мандельтшама («я пью за военные астры»).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.