по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 04, 2011
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-8-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2011
Культура и цивилизация
Сиюхова А.М. - Ночь как предмет культурологического анализа
Аннотация: В статье раскрываются вопросы исследования концепта ночи в современной культурологической, философской и искусствоведческой науке. Анализируется научное освоение концепта ночи как психологического феномена, как природно-культурного фактора социализации индивидов, как обширное поле формирования культурных архетипов коллективного бессознательного. Выявляется закономерность чередования исторических периодов, начиная с первобытной эпохи и заканчивая Новой эпохой, в которых поочередно преобладают «дневной» и «ночной» типы общественного сознания. Подобное чередование проецируется на смену художественных стилей XVIII-XX вв., максимальное убыстрение которого дает основу формированию постмодернистских форм культуры и художественно-эстетической практики.
Севастьянова С.С. - "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского на экране
Аннотация: В ХХ столетии в условиях развития новых технологий представление многих произведений классического искусства поистине преображается. Как совершенно новое явление формируется экранный музыкальный театр, в ресурсах которого находится масса уникальных образцов, среди которых и экранизации фортепианного цикла М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Авторская программа композитора в фильме-балете Б. Хебера, М. Пендлетона и Ч. Дютуа, а также в мультипликационных балетах И. Ковалевской, О. Тэдзуки и А. Алексеева пересматривается, а новый аудиовизуальный текст выходит на совершенно новые обобщения. Экранные версии «Картинок с выставки» представляют собой оригинальные интерпретационные версии, во многом вписывающиеся в характерный для искусства постмодернизма деривационный процесс «игры с текстом».
Я. Г. Шемякин - Авангард как феномен социокультурного «по граничья»: парадокс рождения целостности в условиях доминанты многообразия c. 7-25
Аннотация: в статье, к написанию которой автора побудил выход в свет фундаментального труда «Авангард в культуре XX века (1900–1930 гг.): Теория. История. Поэтика» (кн. 1–2, М.: ИМЛИ РАН, 2010), авангард рассматривается через призму концепции «пограничности», выявляется эвристический потенциал системного подхода, ставится вопрос об уточнении цивилизационного «лица» авангарда. Автор приходит к выводу, что как социокультурный феномен он глобален, но не универсален, его архаические истоки ограничиваются индоевропейским ареалом; в первые три десятилетия XX в. авангардное движение охватило близкородственные цивилизации двух типов: «классическую» западную субэкумену и «пограничные» цивилизации России, Латинской Америки, Пиренейской Европы и Балкан. Восток если и был в какой-то степени затронут движением авангарда, то лишь на поверхностном уровне, как чужеродная новация.
Культура и наука
Букина Т.В. - Конструирование советской культурной идентичности в социологии музыки конца 1960-х – начала 1980-х годов
Аннотация: В последние советские десятилетия социология музыки формировалась в концептуальном пространстве отечественного музыковедения как преимущественно идеологический продукт. В данной статье музыкально-социологические тексты конца 1960 – начала 80-х годов исследуются в качестве инструмента культурной политики. Делается вывод о том, что миссией этой науки должно было стать, прежде всего, создание приемлемого официального «имиджа» советской публики, ее вкусовых предпочтений и реакции на музыку.
Руднев В.П. - Реальность как ошибка
Аннотация: Автор отстаивает в статье тезис, в соответствии с которым, реальность является ошибкой. На ошибках построен весь психоанализ. Ошибки изобилуют в обыденной жизни.На феномене ошибки построен художетсвенный сюжет.
Теоретическая культурология и теория культуры
Михайлов А.Ю. - «Археология культуры»: применение методологии М.Фуко к изучению и преподаванию истории культуры (на примере Российской империи)
Аннотация: Данная статья посвящена применению методология М.Фуко к изучению и преподаванию российской культуры. Археология знания в совокупности с другими методологическими установками (Т. Кун, И. Локатос, Э. Панофский и Н. Певзнер) позволяет выработать исследовательскую рамку анализа механизмов взаимодействия и взаимовлияния исторической эпохи и конкретных сфер культуры. Для изложения авторского видения развития культуры разработан понятийный аппарат, помогающий избежать дискриминационного описания культурно-исторического процесса.Осуществлено это на материале культуры эпохи Российской империи, в частности на примере периода барокко.
А. Н. Рылёва - Нефть — метафора культуры c. 26-30
Аннотация: изменения, происходящие в понимании многих явлений и сущностей в последнее время, позволяют по-новому осмыслить сочетание слов «нефть и культура». Не вдаваясь в подробности, скажем, что это становится предельно ясным после открытий генетиков, связанных с пониманием базисных оснований культуры. Образ визуальный или вербальный корнями уходит в речевой механизм. Метафора, как уже известно, — это механизм переноса, стало быть — речепорождения, а раз рече-, то и культуропорождения тоже. Наступило время культурологического осмысления стратегических природных ресурсов. Базовый и самый глубокий, но не единственный, инструмент такого рода осмысления — метафора. Означает ли это, что наступает новый этап гуманизации естественнонаучной мысли и открываются в связи с этим новые возможности культурологии — например, культурологическое осмысление, своего рода культурологический аудит, недр?
Философия культуры
Т. С. Злотникова - Культурфилософский глоссарий М. Горького-драматурга в переводе на язык русского театра c. 31-35
Аннотация: в статье понятие «культурфилософский глоссарий» применяется к драматургическому опыту А. М. Горького. В основе постановки и аргументации проблемы — материал выдающихся театральных интерпретаций пьес Горького в русском театре середины ХХ в. Бытийные ценности и их житейское преломление изучены применительно к постановкам пьес «Мещане», «На дне», «Последние», в результате чего сделан вывод о гибкой и емкой системе координат, способных обозначить жизнеустроительные проблемы и ценности начала ХХI в.
Социология культуры, социокультура
А. М. Сиюхова - Ночь как предмет культурологического анализа c. 36-42
Аннотация: в статье раскрываются вопросы исследования концепта ночи в современной культурологической, философской и искусствоведческой науке. Анализируется научное освоение концепта ночи как психологического феномена, как природно-культурного фактора социализации индивидов, как обширное поле формирования культурных архетипов коллективного бессознательного. Выявляется закономерность чередования исторических эпох (начиная с первобытности и заканчивая Новым временем), в которых поочередно преобладают «дневной» и «ночной» типы общественного сознания. Подобное чередование проецируется на смену художественных стилей XVIII–XX вв., максимальное убыстрение которого дает основу формированию постмодернистских форм культуры и художественно-эстетической практики.
Этнология и культурная антропология
В. О. Чистякова - Научное знание в фестивальном формате: об опыте проведения в Москве «Дней этнографического кино» c. 43-52
Аннотация: в статье освещены основные итоги недолгой пока истории кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» и решаемые им задачи. В мировой науке накоплен огромный аудиовизуальный методический и теоретический материал, активно используемый в исследовательских и в учебных целях. В российской академической среде визуальной антропологии отводится в лучшем случае вспомогательная функция. Это побудило Российский институт культурологии выступить в 2009 г. с инициативой организации ежегодного кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» для решения важнейших теоретических и прикладных задач.
Знак, слово, речь, язык
В. М. Алпатов - «Относительно марксизма в языкознании» c. 53-65
Аннотация: в данной статье — первой из статей, посвященных известным работам И. В. Сталина по вопросам языкознания, опубликованным в 1950 г. в газете «Правда», — рассматривается первый и самый пространный текст, озаглавленный «Относительно марксизма в языкознании» и помещенный в номере за 20 июня. В статье показано, как Сталиным были поставлены перед советским языкознанием три задачи: «ликвидация аракчеевского режима», «отказ от ошибок Н. Я. Марра», «внедрение марксизма в языкознание».
Культура повседневности
Д. А. Журкова - Музыка как фон повседневности: функции и особенности восприятия c. 66-73
Аннотация: рассматриваются функции музыкального фона в современности и прослеживается их трансформация в исторической ретроспективе. Предпринимается попытка объяснить, чем обусловлено столь широкое распространение фоновой музыки сегодня, зачем она необходима и что выражает в различных ситуациях повседневной жизни, а также как изменяется восприятие музыки в зависимости от контекста ее звучания.
Глобализация, глокализация, массовая культура
Т. В. Долматовская - Женский глянцевый журнал: экономические, социокультурные и эстетические факторы влияния на содержание c. 74-77
Аннотация: глянцевые журналы — особый род медиа. Здесь тесно переплетены вопросы моды, рекламы и социальных стаусов. Сатья исследует соотношение всех компонентов этого рода прессы за почти двадцатилетнюю историю глянца в России.
Экранная культура и экранные искусства
Севастьянова С.С. - Музыкально-биографический фильм: проблемы жанра
Аннотация: В этой статье предпринимается попытка осмыслить некоторые проблемы музыкально-биографического фильма. В какой мере этот жанр можно рассматривать как документальное произведение? По какому критерию происходит отбор музыкального материала в подобной картине? Как сказывается временной формат на аналогичной координате художественной ленты? Явление феномена рассматривается в жанровом пространстве музыкального фильма.
Разлогов К.Э. - Парадоксы глобализации: кино на пересечении искусства и промышленности
Аннотация: В статье рассматриваются различные формы глобализации кинематографической культуры на рубеже 20-21-го веков. Прослеживаются пути превращения Голливуда из явления американской культуры в транснациональную корпорацию, производящую фильмы, изначально рассчитанные на планетарное распространение. Анализируются частные варианты глобальных процессов в кино, от Болливуда в Индии до зарубежных работ отечественных кинематографистов.
Художественная культура и творчество
О. Д. Балдина - «Фестнаив-10» и ретроспектива Московского международного фестиваля искусства наивных художников и творчества аутсайдеров c. 78-86
Аннотация: статья посвящена Московскому международному фестивалю наивного искусства и творчества аутсайдеров, проходящему в режиме триеннале (через каждые три года), начиная с 2004 г. Рассматриваются вопросы зарождения и функционирования фестнаива, анализируются выставки произведений художников и проблематика научных конференций, состоявшихся в рамках фестиваля.
Искусство и искусствознание
Литаврина М.Г. - Звук лопнувшей струны
Аннотация: Статья представляет собой проблемный разговор об интерпретации драматургии Чехова в современном мировом театре и фестивальной практике последних лет. Она анализирует конкретные спектакли прошедшего в 2010 г. в Москве Международного театрального фестиваля имени Чехова. Автор задается вопросом: а действительно ли показанное в Москве в год юбилея писателя отражает главные тенденции мирового чеховского театра и представляет собой художественно-достойное зрелище. Если это так, то продемонстрированное на фестивале создает обширное поле для полемики - не только в сфере интерпретации данного автора в господствующей режиссерской практике, но и, главное, в области сложившихся в нашей стране принципов театрально-фестивальной политики
В. А. Баринов - Действие в цирке — драма противоречий c. 87-96
Аннотация: рассматриваются проблемы цирковой конфликтологии. Возникновение, построение, разрешение конфликтов в условиях циркового пространства. Зависимость выразительности трюкa от степени воздействия окружения артиста: реквизит, партнер, зритель, животное на развитие конфликта.
Эстетика и теория искусства
Хренов Н.А. - Идеи М. Бахтина и Г. Лукача на фоне трансформаций культуры ХХ века
Аннотация: В статье сделана попытка сопоставить идеи двух философов, повлиявших на становление науки о культуре в России. Если идеи М. Бахтина оказались в эпоху оттепели весьма популярными, то усвоение идей Г. Лукача растягивается на неопределенное время. Это объясняется тем, что на протяжении всего творческого пути Г. Лукач оставался последовательным марксистом, а интерес к маргксизму в последние десятилетия угасает. Несмотря на разность методологических подходов к искусству этих двух исследователей, автор находит в них и некоторые общие черты.
Хренов Н.А. - Становление гуманитарного знания в России: ситуация в эстетике в контексте смены культурных типов
Аннотация: Статья посвящена краткому периоду в истории гуманитарной науки- возрождению эстетики с конца 50-х годов ХХ века. Фоном такого возрождения была реабилитация авангарда начала ХХ века. Это заметное выражение настроений эпохи оттепели. Эстетика ставила своей целью преодоление дегуманизации. Для обсуждения этой проблематики, столь значимой для западного экзистенциализма, привлекались изданные в этот период ранние рукописи К. Маркса, в которых были поставлены вопросы отчуждения. Обновляющаяся эстетика демонстрировала вторжение утилитарного начала в эстнтическую сферу, что совсем не соответствовало положению И. Канта об искусстве как целесообразности без цели, но зато возрождало известную идею У. Морриса о преодолении отчуждения искусства от общества с помощью прикладных форм, что тесно связаны с бытом. В этой ситуации актуальной становится эстетика ранних эпох в истории.
Н. В. Серов - Цвет, искусство, культурология: коды относительной детерминации синестезии c. 97-104
Аннотация: в статье показывается различие между наукой и бытием, проводится анализ синестетических представлений и создается модель синестезии.
Музыка и музыкальная культура
В. О. Петров - Функции вербального текста в инструментальной композиции второй половины ХХ века c. 105-114
Аннотация: инструментальная композиция со словом — один из новых жанров музыкального искусства, оформивший свои жанровые признаки лишь во второй половине ХХ в. В данной статье рассматриваются функции текста с точки зрения формы (вступления, интегративного дополнения, интегративного доминирования, обобщения, единовластия), их взаимоотношения с музыкой, влияние на со- держание музыкального опуса. В качестве примеров приводятся сочинения В. Екимовского, Р. Эриксона, Ф. Ржевски, С. Загния, С. Губайдулиной, К. Хубера, Д. Лигети, Д. Макинтоша, Э. Вильямса, Д. Говарда.
От первого лица
К. Э. Разлогов - Кино XXI века c. 115-120
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы функционирования кинематографа как индустрии и формы творчества в современных условиях. Особое внимание уделяется техническим трансформациям, связанным с распространением технологии 3D (стереокино). Анализируются причина расслоения кинопроцесса на «мейнстрим» и «артхаус» и влияние экономического кризиса на отечественное кино
Хроника культурной жизни
М. Ю. Торопыгина - Каннские параллели c. 121-130
Аннотация: анализируются сюжетные совпадения в программе Каннского фестиваля 2011 г., параллели в отдельных мотивах и деталях. Показывается, что как всякое завершенное произведение фестиваль начинает жить собственной жизнью, выходит за рамки авторских намерений и дает новые возможности для толкования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.