|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Пономарев Александр Игоревич
Пономарев А.И. - Идеология в контексте задач оптимизации государственного управления: системно-информационный подход |
|
c. 27-39
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2018.4.25501
Аннотация: Настоящая статья посвящена обоснованию возможности использования идеологии в государственном управлении. Современную ситуацию государственного управления автор характеризует как информационный кризис, являющийся следствием большого объема информации, используемой при принятии управленческого решения. По мере общественного развития характер этой ситуации будет осложняться, в силу увеличения скорости производства информации. Вместе с тем, имеющиеся средства оптимизации управления, например математическое моделирования, не могут быть использованы в повседневном управлении. Если рассматривать государственное управление, с позиций теории принятия решений, то его оптимизация может быть достигнута снижением энтропийности ситуации выбора целей, направленных на разрешение проблемной ситуации. Это означает, что в цепочку принятия решения включается одно дополнительное звено – установление соответствия целей, направленных на решение управленческой проблемы, положениям идеологии. По мнению автора, чтобы обеспечить оптимизацию государственного управления идеология, должна рассматриваться с позиций системно-информационного подхода. С его помощью возможно сформировать научно обоснованное представление о степени организованности, информационной емкости и возможности уточнения и корректировки идей, составляющих концептуальную основу идеологии. Взаимосвязь целей управления и ценностей, содержащихся в идеологии, можно представить как динамическую систему, в которой цели образуют фактор изменчивости этой системы, а ценность – фактор устойчивости. В заключении автор делает вывод о том, что стремление исключить идеологию из государственного управления является мерой, увеличивающей сложность управления.
Пономарев А.И. - Идеология в контексте задач оптимизации государственного управления: системно-информационный подход |
|
c. 27-39
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2018.4.43137
Аннотация: Настоящая статья посвящена обоснованию возможности использования идеологии в государственном управлении. Современную ситуацию государственного управления автор характеризует как информационный кризис, являющийся следствием большого объема информации, используемой при принятии управленческого решения. По мере общественного развития характер этой ситуации будет осложняться, в силу увеличения скорости производства информации. Вместе с тем, имеющиеся средства оптимизации управления, например математическое моделирования, не могут быть использованы в повседневном управлении. Если рассматривать государственное управление, с позиций теории принятия решений, то его оптимизация может быть достигнута снижением энтропийности ситуации выбора целей, направленных на разрешение проблемной ситуации. Это означает, что в цепочку принятия решения включается одно дополнительное звено – установление соответствия целей, направленных на решение управленческой проблемы, положениям идеологии. По мнению автора, чтобы обеспечить оптимизацию государственного управления идеология, должна рассматриваться с позиций системно-информационного подхода. С его помощью возможно сформировать научно обоснованное представление о степени организованности, информационной емкости и возможности уточнения и корректировки идей, составляющих концептуальную основу идеологии. Взаимосвязь целей управления и ценностей, содержащихся в идеологии, можно представить как динамическую систему, в которой цели образуют фактор изменчивости этой системы, а ценность – фактор устойчивости. В заключении автор делает вывод о том, что стремление исключить идеологию из государственного управления является мерой, увеличивающей сложность управления.
Национальная безопасность / nota bene, 2018-1
|
Пономарев А.И. - Феномен устойчивости как макроскопический параметр национальной безопасности Российской Федерации |
|
c. 19-32
|
DOI: 10.7256/2454-0668.2018.1.25218
Аннотация: В настоящей статье автором рассматриваются подходы к исследованию феномена устойчивости, встречающиеся в различных отраслях научного знания, в результате анализа которых предпринимается попытка обосновать возможность использования феномена устойчивости в качестве макроскопического параметра национальной безопасности Российской Федерации. Объектом исследования выступают проявления феномена устойчивости во всем его многообразии в системах различной природы. Предметом работы являются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, нормативные источники по вопросам стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации, а также труды ученых, исследовавших различные аспекты феномена устойчивости. На основе обобщения результатов анализа подходов к исследованию феномена устойчивости автором выявляются как общие, так и противоречивые положения относительно параметров устойчивости в системах различной природы. К общим параметрам, обуславливающим устойчивость систем, относятся емкость (масса) системы, скорость поступления в нее вещества-энергии, разнообразие внутренней структуры и среды, мера соответствия управляющей подсистемы управляемой, которые могут использоваться в для построения модели устойчивости общественно-государственной системы. Наиболее противоречивым положением, следующим из содержания проанализированных подходов, является связь устойчивости с равновесием. В заключении статьи автор делает вывод о том, что рассмотрение феномена устойчивости в качестве макроскопического параметра национальной безопасности Российской Федерации имеет определенный эвристический и практический потенциал.
Вопросы безопасности, 2017-4
|
Пономарев А.И. - Проблемно-ориентированная методология стратегического целеполагания как условие прогрессивного развития общества: социально-экономическое развитие (часть вторая) |
|
c. 1-12
|
DOI: 10.25136/2409-7543.2017.4.21110
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы стратегического целеполагания в Российской Федерации. В части второй статьи приводятся результаты методологического анализа системы стратегических установок в сфере социально-экономического развития Российской Федерации. Такой подход позволяет с приложением минимального количества усилий установить адекватность системы стратегического целеполагания, поскольку знание методологии дает возможность систематически проверять чужие выводы с точки зрения их метода и опираться на них, как на правильные в методологическом смысле. . Анализ действующих документов показывает, что на конец 2016 года в Российской Федерации отсутствует формально-определенная долгосрочная стратегия социально-экономического развития, поэтому автор обращается к содержанию «Стратегии-2020: новая модель роста – новая социальная политика», поскольку многие ее положения получили внедрение в практику бюджетной и финансовой политики. Методологический анализ данного документа показывает, что никакой модели социально-экономического развития он не содержит, а лишь предлагает набор разрозненных мер, не гарантирующих результата. Обобщение подходов стратегического планирования позволяет автору сделать вывод, о том, что в процессе целеполагания могут использоваться два подхода: целевой и сценарный. По мнению автора, поступательное развитие возможно при совмещении двух этих подходов. Также автором раскрываются некоторые методологические позиции, связанные с принципиальной возможностью формулирования позитивных целей общественного развития, исходя из современного состояния общественной и научной мысли. Основой для формулирования целей развития должны быть ценности. Взаимозависимость целей и ценностей является основанием для утверждения о существовании некоторой целе-ценностной системы, которая обуславливает направление общественно-исторического движения. В заключении автор делает вывод о том, что определение широкого круга исходных характеристик объекта развития – суть проблемно-ориентированного подхода в стратегическом целеполагании социально-экономического развития.
Вопросы безопасности, 2017-1
|
Пономарев А.И. - Проблемно-ориентированная методология стратегического целеполагания как условие прогрессивного развития общества: обеспечение национальной безопасности (часть первая) |
|
c. 1-9
|
DOI: 10.7256/2409-7543.2017.1.21109
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы стратегического целеполагания в Российской Федерации. В части первой статьи приводятся результаты методологического анализа системы стратегических установок в сфере обеспечения национальной безопасности. Для обоснования значимости целеполагания в государственном управлении автор использует гипотезу о том, что основной проблемой неэффективности принимаемых мер по развитию страны является некорректное целеполагание. Характерной чертой стратегического целеполагания в сфере обеспечения национальной безопасность является тот факт, что ключевые стратегические установки в сфере обеспечения национальной безопасности – национальные интересы Российской федерации, включают как вопросы обеспечения национальной безопасности, так и вопросы социально-экономического развития.Причину данного смешения целей развития и обеспечения безопасности автор видит в отсутствии научно-обоснованного представления об иерархии целей развития общества и обеспечения его безопасности. Автором используется методы формально-юридического и сравнительного анализа, моделирования, аналогии с результатами иных отраслей научного знания: психологической теории деятельности, теории мотивации и синергетики. По мнению автора результативность стратегического целеполагания обеспечивается при условии существования фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. В заключении автор делает вывод о том, что осознание угроз безопасности индивида, общества и государства образует основное содержание проблемно-ориентированного целеполагания в сфере обеспечения национальной безопасности.
|
|